Сортировать по Исключить новости Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа 4 апреля, 2018 Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа Это был тяжелый, невозможный пост, в который мы пережили страшные трагедии, но впереди нам еще сострадать Христу – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Священник Максим Бражников «Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» – такие слова мы слышим на вечерне перед Лазаревой субботой. Днем, когда Господь пришел в Вифанию и воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Какой же была эта Четыредесятница 2018 года? В неделю о Страшном суде разбился самолет Ан-148 , летевший из Москвы в Орск. В Прощеное воскресенье в Кизляре бандит расстрелял прихожан, шедших из храма после богослужения. Девятый день после авиакатастрофы выпал на первый день поста. И как только прошли сорок дней после падения самолета, перед началом седмицы Ваий, в Кемерове горит «Зимняя вишня». Череда бессмысленно жестоких катастроф, заставившая наши сердца по-настоящему оцепенеть и почернеть от горя. Ведь не бывает чужих детей, невозможно не сочувствовать родителям, которые их потеряли, невозможно теперь сказать, что эти катастрофы далеко и не с нами – эта боль коснулась нас напрямую, а кого-то и лично… В Четыредесятницу богослужения будней имеют мало заупокойных песнопений, но мы (я говорю здесь «мы», имея в виду тех, чье сердце прошло оружие скорби, и кто по-настоящему переживает это горе) помним, как жаждали мы их услышать, чтобы вложить в них и свои слезы. Первые несколько суббот были нарочито заупокойными – как радостно было дождаться их и причаститься на Божественной Литургии, зная, что этим поминовением мы можем действительно помочь душам ушедших от нас близких людей. В это время для нас стали по-настоящему родными те люди, о которых мы раньше ничего не знали – родные погибших в Орске, в Кемерово, а дагестанские мученицы Вера, Людмила, Ирина, Вера, Надежда как бы и вовсе действительно стали среди нас примером святости и упокоения в Господе. Мы подошли вплотную к Страстной седмице. И, словно выжженные изнутри, стоим у гроба евангельского Лазаря.

http://pravmir.ru/myi-podoshli-k-strastn...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую среду после Литургии в Храме Христа Спасителя 16 апреля, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом. 16 апреля 2014 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Среда Страстной седмицы погружает нас в воспоминание о предательстве Иуды (Мф. 26:6-16). Это предательство произошло в доме Симона прокаженного, который был исцелен Спасителем. Именно в этом доме женщина, потратив все деньги, какие только имела, на драгоценное миро, возлила его на Спасителя.По древнему еврейскому обычаю так поступали с богатыми, знатными людьми, которых приуготовляли к смерти. После их кончины также возливали благоухание, — чтобы как можно дольше сохранять тела усопших от тления. Такое возлияние могли позволить себе только очень богатые люди, потому что по цене миро было как целое состояние. И вот эта небогатая женщина тратит все свои средства, чтобы купить миро и возлить его на Спасителя.Один этот факт свидетельствует о том, что женщине былонечто открыто,ведь даже апостолы, которым Господь говорил о Своей смерти и Воскресении, практически ничего не помнили или, по крайней мере, вели себя так, будто не обратили внимания на Его пророчества — ни до страданий Спасителя, ни сразу после Его смерти. А бедная женщина, по всей вероятности, вообще не знала об этих пророчествах,но ей было открыто нечто, и сердце ее откликнулось на предстоящие страдания безгрешного Человека, Который сделал так много добра, в том числе людям грешным, не отличая грешника от праведника. Видимо, в благодарность за всё, что совершил Спаситель, предчувствуя Его кончину, она и возлила драгоценное миро на Его главу.

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-04-16/...

Сортировать по Исключить новости Великая Среда. Что происходило на Страстной седмице Миро миру 12 апреля, 2023 Миро миру Великая Среда – день особый, наложивший отпечаток на весь церковный год. В среду всегда, кроме особых случаев, полагается пост – в память о предательстве Иудой Христа. Однако центральная фигура этого дня на Страстной седмице – вовсе не предатель Иуда, а безымянная грешница, омывшая ноги Христа миром. Иуда в этой истории существует как ее двойник-перевертыш: она отдает, он берет; она вверяется Христу, он – отвергается от Него. Блудница приступает к Тебе, миро со слезами возливая на ноги Твои, Человеколюбче, и смрада зла избавляется по повелению Твоему! А дышащий Твоей благодатью неблагодарный ученик отказывается от нее и одевается в смрад, из жадности продавая Тебя… Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребреники… Пока грешница приносила миро, ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя драгоценное благовоние, а другой пытался продать Бесценного. Одна узнавала Владыку, а другой разлучался с Ним. Одна освобождалась, а Иуда становился рабом врагу… В каноне-трипеснце Косьмы Маюмского, читаемом на утрене, уделяется несколько слов и Иуде, и даже синедриону, собирающемуся против Спасителя, но большая часть песнопений посвящена кающейся блуднице (среди них – знаменитое творение преподобной Кассии «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…», которое мы здесь приводить не будем): Тебя, Сына Девы, узнав как Бога, блудница молила, плача, ибо о многом содеянном ею стоило плакать: «Отпусти мне долг, как и я волосы свои распускаю, возлюби любящую, справедливо ненавидимую…» Приступила женщина смрадная и оскверненная, слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, и о своем страдании свидетельствуя: «Как я взгляну на Тебя, Владыку? Но Ты Сам пришел спасти блудницу! Меня, умершую, из бездны подними, воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба. Прими меня, злосчастную, Господи, и спаси меня!»

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-chto-pr...

Сортировать по Исключить новости Паломничество в… Москву, или Страстная седмица глазами католиков (+Видео) В прошлом 2011 году, на Пасху, шесть московских православных приходов приняли 240 молодых людей из 26 стран, чтобы те могли присутствовать на Литургии в период начиная с Великой Среды до Пасхальной утрени. 240 молодых католиков и протестантов из общины Тезе паломничали по московским святыням, посещали Бутовский полигон и были на службах в православных храмах. 15 апреля, 2012 В прошлом 2011 году, на Пасху, шесть московских православных приходов приняли 240 молодых людей из 26 стран, чтобы те могли присутствовать на Литургии в период начиная с Великой Среды до Пасхальной утрени. 240 молодых католиков и протестантов из общины Тезе паломничали по московским святыням, посещали Бутовский полигон и были на службах в православных храмах. В прошлом 2011 году, На Пасху , шесть московских православных приходов приняли 240 молодых людей из 26 стран, чтобы те могли присутствовать на Литургии в период с Великой Среды до Пасхальной утрени. 240 молодых католиков и протестантов из общины Тезе  паломничали по московским святыням, посещали Бутовский полигон и были на службах в православных храмах. Какой им запомнилась Страстная седмица в Москве? Портал «Правмир» перевел текст паломнического дневника ребят из общины Тезе . Французская Община Тезе была основана в 1940 году в Бургундии и объединяет представителей различных христианских конфессий, в основном католиков и протестантов. В годы Второй мировой войны Община стала убежищем для многих спасавшихся от преследований нацистского режима. Сегодня община насчитывает около ста братьев — католиков и членов различных протестантских церквей, более двадцати пяти национальностей. Община Тезе является одним из крупнейших центров паломничества христианской молодежи из более чем 25 стран мира, объединенной следованием христианской традиции, приверженностью общим духовно-нравственным ценностям и твердостью в своем религиозном выборе перед лицом секулярного мира.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-moskv...

Сортировать по Исключить новости Если бы мы не помнили, что через три дня Пасха… Страстная… 7 апреля, 2015 Страстная… Это самая трудная и самая удивительная седмица в году… День за днем, за шагом шаг приближается христианин вместе с Господом своим к великому и страшному часу окончания земного подвига Спасителя. Каждый из этих дней связан с определенными евангельскими событиями, имеет свой духовный смысл и по большому счету неповторим — потому что мы сами каждый год разные и по-разному переживаем и ощущаем эти дни… …Еще вот только-только мы праздновали торжественный и величественный Вход Господень в Иерусалим, освящали трогательные, мохнатые веточки вербы, и уже наступает вечер — и мы входим в пространство Страстной, наступает Великий Понедельник. И мы, придя после утреннего торжества в погрузившийся снова в полумрак храм, слышим: «Се, мы восходим во Иерусалим…» Слышим о том, что на вольную страсть и смерть грядет от славы входа Своего во Святый Град Господь, и получаем такое страшное и такое вожделенное для верного христианского сердца приглашение: последовать за Ним и сораспяться Ему. И тут же мысленному взору нашему предстает — и в чтении евангельском, и в стихирах службы Понедельника — образ смоковницы, проклятой за бесплодие свое (см.: Мф. 21, 18–22; Мк. 11, 12–14). И волей-неволей вспоминаем: начинается пост, и мы полны сил и решимости. Решимости изменить свою такую неправильную, такую совсем не христианскую жизнь. А сейчас пост уже закончился, осталась лишь подводящая под ним и под постническим деланием нашим черту Страстная седмица. И если от смоковницы потребовал плода Господь во время, которое не было порой собирания смокв, то для нас­то сейчас именно эта пора и есть — пора принести Создателю плод покаяния и исправления. Принесен ли он? И если да, то достойный ли это плод?.. И так хочется ответить этому невидимому вопрошающему — собственной совести, так хочется перед ней оправдаться… Жизнь столь сложна, вся состоит из искушений; они следуют одно за другим, а порой наваливаются и все разом. Как им противостоять, разве в человеческих это силах? И новый образ перед нами — праведный Иосиф, искушаемый женой Потифара (см.: Быт. 39, 1–20). Непоколебимый в своей добродетели, мудрости и чистоте. И Сохранивший его от искушения сохраняет и от последствий коварной клеветы из уст разочарованной, дышащей уже ненавистью, а не любовью женщины.

http://pravmir.ru/esli-byi-myi-ne-pomnil...

Сортировать по Исключить новости Тайны Страстной седмицы. Страсти Иисуса Христа Христа снова переодевают в Его одежды и ведут на казнь. Он несет свой крест — предмет очень тяжелый. Тащить свой крест — это пытка перед казнью, и она считалась обязательной, но по-видимому Он действительно не может этого делать, Он падает. 3 мая, 2013 Христа снова переодевают в Его одежды и ведут на казнь. Он несет свой крест — предмет очень тяжелый. Тащить свой крест — это пытка перед казнью, и она считалась обязательной, но по-видимому Он действительно не может этого делать, Он падает. Каждый год на  Страстной  мы слышим отрывки из Евангелия о последних днях земной жизни Христа. Текст давно знаком и оттого кажется понятным. Но часто только кажется. Зачем Господь проклинает смоковницу? Чем прогневали Его торговцы в храме? Кто был «любимый ученик» Иисуса? Библеист Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА ведет нас по главам Нового Завета, открывая новые смыслы старого текста и объясняя некоторые места, о трудности которых мы даже не подозревали. Анна, Каиафа, Пилат Христа ведут к Каифе, к Анне и потом к Пилату. Почему такая последовательность? Для начала его должен осудить еврейский суд, так как некая видимость самостоятельности у Израиля все-таки была. У Луки  упоминается тетрарх Ирод Антипа, который правил Галилеей. К нему и отправляет Пилат Христа, чтобы спихнуть с себя ответственность на Ирода, а тот в свою очередь спихивает ее обратно на Пилата. Как сказано в Евангелии и с этим полностью согласуются данные еврейской письменности (Талмуда и Мидрашей) — смертной казни евреи предавать никого не могли.  «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин.18:31) — эта фраза была брошена Пилатом просто как отговорка, мол, идите отсюда. Он прекрасно понимал, что они не могут никого предавать смертной казни. Однако здесь ситуация совершенно особая, так как Христос прямо сказал, что Он Мессия, и это слышали несколько человек. Несколько раз во время ареста и позже у первосвященника Христос произносит фразу «это Я».

http://pravmir.ru/tajny-strastnoj-sedmic...

Сортировать по Исключить новости Беспокойный день покоя День тишины и суета… 11 апреля, 2015 День тишины и суета… Нет такой насыщенной богослужениями, переживаниями, молитвой и размышлениями седмицы, как Страстная. Она столько дает душе… И столько, чаще всего, забирает сил… И душевных, и телесных, особенно если человек не в отпуске, не в отгуле, не освобожден от своих привычных служебных обязанностей. Каждый ее день посвящен воспоминаниям о событиях, имеющих непосредственное отношение к нам, нашей жизни, вечному спасению. Мы как никогда остро ощущаем, что все, что понес, подъял Господь в дни Своего земного служения, было ради нас. И эти гонения, поношения, страдания и смерть… И так тяжело на душе, такую испытываешь боль, когда не умом, а сердцем вдруг чувствуешь — хоть немного — насколько ты во всем этом виноват. Виноват оттого еще больше, что обычно, день за днем, живешь так, словно ничего этого и не было. И только на Страстной просыпаешься. И не проходишь уже привычно мимо Распятия, а останавливаешься перед ним, всматриваешься в него, пораженный вдруг такой ясной и простой мыслью: все это — ради тебя. Но вот наступает последний день этой удивительной и трудной седмицы — Великая Суббота. Совершен чин погребения. Прозвучало пророчество Иезекииля о костях, которые оживут. Фарисеи «утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею». Прочитаны все пятнадцать паремий. И облачение на духовенстве уже не черное, не фиолетовое, а белое. И все наполнено ожиданием торжества, праздника, Пасхи. На улице уже поставлены столы, а на них куличи, пасхи, яйца ждут священника с кропилом и кандеей и тропарем воскресным (!) 2-го гласа: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный…». И дома — столько забот и хлопот: до ночи, радостной и светоносной, всего ничего времени осталось. Сколько всего нужно еще вычистить, убрать, приготовить, испечь! И правда — нужно… И как-то, в отличие от всех остальных дней седмицы сей, утрачивается, забывается, даже не замечается вовсе содержание этого дня. Какое? Вот именно — какое…

http://pravmir.ru/bespokoynyiy-den-pokoy...

еп. Мефодий Кампанский Христос Воскресе! После Пасхи 1 Кончилась св. Четыредесятница, пережили Страстную Седмицу и Пасхальный пир веры. Почти все приступили к таинству исповеди и причастились св. Христовых Тайн, души наши очистились и обновились. Что же дальше? Дальше забота, как бы не вернуться к старому, как бы духовно не завянуть, не умереть. А это ведь так легко. Вся окружающая нас жизнь этому способствует. Все спешат, все бегут, все заняты, всем некогда и так каждый день. Все скорее и скорее. А куда? Перед нами духовная задача, как бы не потонуть в этом потоке спешки, как бы не захлебнуться. Надо из него вырываться, надо сохранять свою духовную личность. Для этого надо иметь, если не часы, то хотя бы минуты, жизни для души, для духа своего, когда остановишься и подумаешь, помолишься, что-либо прочтешь. Надо иметь какое-то „правило” для жизни духа, которое не будешь оставлять не потому, что ты законник или фарисей, но потому, что ты помнишь – „суббота (покой) для человека, а не человек для субботы”. И ты человек и тебе нужна помощь, поддержка, некие „перилы”, чтобы не погибнуть в потоке современной жизни. Это некое „правило” для жизни духовной, для духа, для души каждому из нас следует для себя установить и его держаться. Ведь есть же у нас правила для жизни телесной – есть, пить, умываться, одеваться. Есть правила для жизни на улице – как через нее переходить, как по ней ездить. Попробуйте нарушать эти правила, что получится? Эти правила для человека, для его жизни, для его житейского спасения. Так будем справедливы. Подумаем о своей душе, о ее спасении, о „правиле”, которое сможет помочь ей жить, ее сохранить. Прошла св. Четыредесятница, пережили Страстную Седмицу и Пасхальный пир веры, поисповедывались и причастились, обновились, очистились – теперь надо думать как себя духовно сохранить, духовно укрепить и обогащать. Аминь. 2. О духовной жизни Великий Пост вскрывает наши язвы. Есть личные язвы и язвы многих. Между прочим, замечается оскудение веры, духовная сухость, безжизненность. Это серьезное и опасное состояние в нашей духовной жизни. А причина его в значительной степени наша беспечность.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Каждый год с приближением Страстной седмицы я опять заболеваю Иудой, неразгаданной его тайной, и снова всматриваюсь в его образ, ища его постигнуть в нем самом и в его взаимоотношениях: Иуда и прочие апостолы, Иуда и Иоанн, Иуда... и Христос. И один за другим снимаются и отпадают покровы, которыми окутана его тайна, и прежде всего литургический: как будто преднамеренно песнословие юродствует об Иуде (ибо как иначе понять грубое упрощение его образа в богослужебных текстах Страстной седмицы, так искажающее весь ее возвышенный и дивный чин?). Но вслед за этим приподнимается и покров евангельский: в своих повествованиях и евангелисты дают внешние очертания рокового события применительно к тому, как они могли видеться и постигаться галилейскими рыбаками в часы страшного испытания, когда сами они находились накануне великого соблазна, оставления Христа «страха ради иудейска». Их собственное восприятие, в особенности же изображение остается также ограниченным и стилизованным, и действительное событие во всей потрясающей грандиозности своей скорее едва проступает через отдельные черты их повествования, во всей его точности, но и упрощенности. Таковы синоптические Евангелия. 1 Четвертое же Евангелие, напротив, возводит к изначальным основаниям уразумение судьбы Иуды, однако его образ остается отвлеченным, и богословие здесь не связывается со священной историей во всей трепетной ее конкретности. Поэтому и в Иоанновом изображении приходится искать и выделять лишь отдельные черты, запечатленные тайной судьбы Иуды, однако с недоговоренностью в самом последнем вопрошании и безответностью его. Работа такого сопоставления и выделения отдельных черт евангельского изображения, попытка дешифрирования его шифра мною однажды уже произведена, и к ней я не могу и сейчас ничего прибавить. Напротив, внутреннее, интуитивное постижение тайны Иуды влечет меня все дальше, ставя пред лицом новых узрений и вопрошаний. И, прежде всего, надо снять с апостола клеймо предателя, совершившего предательство в низком, преступном смысле, Христопродавца, омраченного сребролюбием. Такое разумение просто недостойно события и ему несоответственно: сребренники суть лишь приражение, грязная тряпка, которая закрывает рану кровоточащего сердца, к тому же она сброшена и самим Иудой. По точному значению слова παρδοσις и глагола παραδδοναι оно означает не предательство, как измену, но скорее выдачу, как действие, совершенное с определенной целью или идеологией. 2 Вообще, здесь должна быть устранена моральная квалификация «предательства» как падения (и притом самого мелкого), и оно должно быть воспринято в трагическом свете единственности этой судьбы: «лучше бы этому человеку не родиться», так страшна и невыносимо тяжела она была. От нее и о ней «возмутился духом» сам Христос ( Ин. 13, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Сортировать по Исключить новости Протоиерей Всеволод Чаплин: Нет иного пути спасения, как путь сопричастности к крестной жертве 22 апреля, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Будем в эти дни чаще говорить о Евангелии — не о крашеных яйцах, не о куличах, не о пасхах из творога. Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 19 апреля 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества о Пасхе. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья! Христос воскресе! Вновь пришла на нашу землю Пасха. Люди, которые часто ходят в храм, а тем более священники и монашествующие, наверное, привыкают от года к году к этому празднику. Это естественно, потому что мы его ждем, потому что мы знаем, что именно он последуют за днями Святой Четырехдесятницы и Страстной седмицы. Но Пасха для христианина все-таки должна быть всегда чем-то необъяснимо новым. Ожидаемым, но всегда необычайным переживанием. Тем более чем-то новым, чем-то открывающим новую жизнь Пасха должна быть для тех наших соотечественников, которые сегодня приходят в наши храмы первый раз — иногда потому, что надо сопроводить кого-то из родственников, иногда просто потому, что хочется посмотреть на красивую церемонию или освятить пасхальные яства. Очень важно сегодня для тех, кто хорошо знает или по крайней мере стремится узнать смысл христианской жизни, отраженный в смысле Пасхального праздника, сказать людям, почти случайно приходящим в храмы, о том, почему этот праздник так значим для православных христиан. Мы часто слышим в эти дни рассказы о том, как нужно организовывать пасхальное общение, походы в гости. Мы слышим рассказы о том, как испечь кулич или приготовить пасху, как покрасить яйца, какие народные традиции связаны с нынешним праздником. Иногда даже приходится слышать во время Страстной Седмицы о том, что какие-то работы по дому надо делать, а какие-то нет, что на Благовещение полезно что-то украсть. Иногда, может быть, и неплохо, что в СМИ, в культурном пространстве, в пространстве образовательных учреждений говорится о народных традициях. И, конечно, лучше говорить о тех традициях, которые действительно связаны с христианской культурой, а не о странных обычаях вроде обычая украсть что-то на Благовещение. Но все-таки нужно добиться, чтобы в дни праздника, который стал столь почитаемым именно потому, что он связан со Христом, и мы, и культура, и СМИ, и разного рода народные праздники говорили больше именно о Христе, о деле спасения, которое Он совершил. Пасха почитается во многих народах в течение более чем двадцати веков не потому, что людям приятно поесть за общим столом, не потому, что готовятся какие-то особые блюда, не потому, что возникают те или иные локальные традиции, а потому, что Христос – это наша Пасха. Потому, что Его страдания, и Его смерть, и Его воскресение проложили нам путь в Небо, путь в вечную жизнь.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010