В конхе алтарной апсиды размещено изображение в рост Богоматери «Оранта» с надписью «Богоматерь Ахиропиитос» (Богоматерь Нерукотворная), что, возможно, имеет отношение к чтимому образу, находившемуся, согласно традиции, в фессалоникийской ц. Богоматери Ахиропиитос. По сторонам от Пресв. Богородицы - предстоящие архангелы Михаил и Гавриил в лоратных одеждах, каждый со скипетром в одной руке, другая молитвенно протянута к Божией Матери. Под фигурой Богоматери - 4 святителя в рост (Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов) совершают Божественную литургию, они стоят со свитками в руках, развернувшись к престолу, на к-ром лежит Младенец Христос на дискосе (Мелизмос Амнос). Рядом с центральной группой святителей - образы, к-рые соотносятся с литургическим и евхаристическим циклами (2 архангела в одеждах диаконов с рипидами, святые Николай Чудотворец, Кирилл Александрийский, Иоанн Милостивый). Замыкают эту группу святых Богоматерь «Параклесис» (слева, со свитком) и св. Иоанн Креститель (справа, в иконографическом типе Ангел пустыни); напротив Богоматери «Параклесис» - Иисус Христос с Евангелием в левой руке. По сторонам от алтаря, на вост. стене,- композиция «Причащение апостолов», в которой Иисус Христос Великий Архиерей представлен дважды: в крещатом саккосе он стоит перед престолом, под киворием; слева Он подает апостолам Свое тело под видом хлеба (эта часть композиции сильно разрушена), справа - Свою кровь в чаше. На щеке арки над апсидой расположен Нерукотворный образ Спасителя. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. Богоматерь «Параклесис». Христос Вседержитель. Роспись ц. Николая Орфаноса. 1-я четв. XIV в. В наосе в верхнем ярусе помещены изображения 12 праздников. Повествование начинается на вост. стене и опоясывает весь храм. В цикл входят композиции: «Благовещение» (сильно повреждена), «Рождество Христово», «Поклонение волхвов» (одно из изображений, по мнению Ксингопулоса, является автопортретом художника), «Сретение» (2-частная, разделена окном), «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» (большие утраты авторской живописи), «Вход Господень в Иерусалим» (представлена на юж.

http://pravenc.ru/text/2566144.html

2) В 1751 году размеры церкви были — 9 саж. 1 арш. длины и 3 саж. 1 арш. ширины . Так долгие годы стояли эти церковки одна рядом с другою. Да мал был приход около них, трудно было содер­жать их в порядке и благолепии, нечем было кормиться священникам; тогда епархиальное начальство приписало эти церкви к Мининской (1831 г.). Прошло еще несколько лет. Древние храмы ветшали и разрушались. Наконец, нашелся щедрый храмолюбец — почетный старорусский гражданин Андрей Г. Погребов. Захотелось ему построить новый камен­ный храм в честь Вознесения, подговорил он к этому и прихожан, и все они дружно принялись за общее дело. С разрешения Епархиального начальства, старая Вознесенская церковь была разобрана и уступлена крестьянам села Ста­рикова, Димитриевская же церковь отдана Тюремному замку. На месте алтарей этих храмов и по сие время стоят кресты за оградками. А на новом месте, рядом с разобранными церквами, быстро закипела работа, и скоро вырос но­вый пятиглавый храм в честь Вознесения Господня с приделами Рождества Богородицы (справа) и св. великомуч. Димитрия Солунскаго (слева). В притворе его были устроены приделы во имя святителя Митрофана Воронежского (справа) и св. мученика Андрея Стратилата (слева). К 1875 году постройка была уже окончена, и храм отделан. Много средств собрали на доброе дело прихожане, откликнулось на него Городское Общество, а Государь Император Александр II пожертвовал кирпич из соляного завода. В. Г. Погребов пожертвовал 1000 рублей, городское о-во – 2000 р. Много положил денег староста церковный М. Е. Быков и другие прихожане. Немного времени прошло с тех пор, как построен храм, но уже несколько раз его поновляли и с каждым годом все больше и больше украшали. Изящен внешний и внутренний вид его. Снаружи он представляет из себя обычный четверик, завершающийся четырехскатною кровлею с пятью главами; с запада примыкает притвор с приделами, а над притвором припод­нимается трехъярусная колокольня. Внутри храма стены суживаются к трибуне восьмигранным скатом, и, таким образом, получается довольно боль­шой купол.

http://sobory.ru/article/?object=36145

В 21 и 22 главах богодухновенной книги Откровения таинник таинств Божьих и высокопарящий «орел Патмосский» описывает рай, или «Новый Иерусалим», как невесту, приготовившуюся к браку; как скинию, где Бог вечно обитает вместе с людьми, живущими в божественном блаженстве в обителях многих ( Ин.14:2 ). Небесный Град нерукотворен, он всегда полон света и прекрасен, надежно защищен навек и предоставляет счастливейшее существование своим обитателям. Его основания, 12 Апостолов, украшены драгоценными камнями: ясписом, сапфиром, халкидоном, смарагдом, сардониксом, сердоликом, хризолитом, вириллом, топазом, хризопрасом, гиацинтом и аметистом. Стены города и все, что внутри, изготовлено из ясписа и чистого золота. Его жители пьют от «воды жизни», питаются от плода древа жизни ( Откр.21:15–21; 2:7 ) и всегда видят лик Агнца Христа. Там нет храма, потому что весь этот город есть обиталище Вседержителя Бога и Агнца. В граде будущем ( Евр.13:14 ), в раю ( Лк.23:43 ), в граде Бога живого , в торжествующем соборе и церкви первенцев, написанных на небесах ( Евр.12:22–23 ), в наследстве нетленном, чистом, неувядаемом, хранящемся на небесах для верных ( 1Пет.1:4 ), Господь будет пить вместе с нами новое вино ( Мф.26:29 ) на большом ужине ( Лк.14:15, 16 ), там Господь препояшется и посадит праведных, и, подходя, станет служить им ( Лк.12:37 ). Вся эта слава, нас ожидающая, в сравнении с которой наши нынешние временные страдания ничего не стоят ( Рим.8:18 ), описывается в Новом Завете в символических выражениях и образах «вечери» 1196 , «брака», «возлежания» на общей трапезе и так далее. Однако примечательно, что слово «рай», которое мы так часто употребляем, Новый Завет упоминает лишь трижды! В первый раз – когда Господь обратился со словами к разбойнику справа ( Лк.23:43 ), в другой раз – когда Апостол Павел уверяет, что был восхищен в рай ( 2Кор.12:4 ), и в третий – когда евангелист Иоанн говорит о древе жизни, которое посреди рая Божьего ( Откр.2:7 ). Это именно так, потому что во времена Господа это слово носило чисто материалистическое значение, и тогда сверхземное, нематериальное и божественное было бы связано с материальными предметами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

На фронтальном плане в центре картины изображён убитый бык и лежащая рядом с ним мёртвая «христианская Дирцея» — обнажённая женщина, привязанная к быку верёвками, увитыми цветами. Слева от их в фиолетовой тоге, вышитой золотом, стоит правитель Нерон, который спустился с трибун, чтоб лучше разглядеть свою жертву. Левее него, повернувшись боком, стоит префект претория Гай Софоний Тигеллин, а за ним, по-видимому, другие приближённые Нерона. У правого края картины изображены работники цирка с вилами, которые приготовились убрать мёртвые тела. На заднем плане у стенки стоят буцинаторы и гладиатор. Невольники-нумидийцы стоят у выхода на арену и держат паланкин Нерона. Очень кропотливо выписаны подробности строительного вида цирка. Наверху, за оградой, находятся другие зрители, наблюдающие за происходящим на арене цирка. История Работа над картиной была завершена в первой половине 1897 года. В мае 1897 года «Христианская Дирцея» была представлена на Глобальной выставке российского отдела в Венеции и, по отзывам, стала там «гвоздём выставки», вместе с картиной Ильи Репина «Дуэль» (по-видимому, имеется в виду 1-ый вариант этой картины, узнаваемый под заглавием «Простите!»). Невзирая на то, что сама по себе выставка была признана не очень успешной, перед этими 2-мя картинами стояли толпы людей. В феврале 1898 года картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона» прибыла в Санкт-Петербург и была выставлена на VI выставке Петербургского общества живописцев. Сам Семирадский незадолго до этого был избран членом этого общества. Искусствовед Вячеслав Глазычев в книжке «Россия в петле модернизации: 1850—1950», написанной в 1989 году, отмечал: Вобщем, анализ прессы 1897—1898 гг. со всей определённостью позволяет выявить важное событие художественной жизни России. На VI выставке Петербургского общества живописцев была показана большая картина Генриха Семирадского «Христианская Дирцея в цирке Нерона». Потрясающе владевший красочной техникой и настроенный на совершенство декоративизма «с содержанием», Семирадский овладел массовым воображением. Критики «слева» (революционно-демократические) и «справа» (традиционно-академические) могли швыряться камнями в печати сколько им было угодно. Публика шла «на Семирадского» точно так же, как в 80-е годы ХХ в. она шла «на Глазунова» либо «на Шилова». Из этого делались выводы.

http://azbyka.ru/art/hristianskaya-dircz...

По бокам от входа в Кувуклию – невысокие мраморные преграды со скамьями, за которыми стоят высокие канделябры, принадлежащие римо-католикам. Над дверью в 4 ряда висят лампады (по 13 православным, римо-католикам и армянам). Одно из украшений Кувуклии - русская резная серебряная сень 1-й половины XIX века с 12 иконами святых апостолов. Кувуклия (8, 3х5, 9 м) состоит из 2 частей: западной, 6-угольной в плане (2, 07х1, 93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3, 4х3, 9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного Ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской православной Литургии на Гробе Господнем ). В часовне 15 лампад (в 3 ряда, по числу основных исповеданий). В северной и южной стенах – овальные оконца для передачи Благодатного Огня. Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку Архангел Гавриил, вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес». Гроб Господень – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 году т.к каменное ложе без закрывающей плиты было сильно повреждено. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены 3 иконы Воскресения (от каждого из христианских исповеданий). Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе на Пасху 1812 года. В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел. Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

http://elitsy.ru/holy/1/

Точная датировка оклада установлена по одной из 2 двустрочных ктиторских надписей, выполненных асомтаврули и помещенных в нижней части иконы: «Во имя Бога окована икона эта в помощь Георгию, господам Парсману эристави, Иване, Тки… Мириану, Пери, Сула при настоятеле Павле. Хроникон 106 г. (886.- К. М.)». З. и. дошла в сильно фрагментированном виде (утеряны части серебряной чеканной пластины). Под чеканной пластиной сохранились фрагменты левкаса, подтверждающие, что первоначальная икона была живописной. Основная реставрация (орнаментированные поля и нимб Христа, отдельные части чеканной пластины) была осуществлена в 10-20-х гг. XI в. эриставом Звиадом, о чем свидетельствует относящаяся ко времени поновления иконы 2-я надпись: «Во имя Бога я, эристав Звиад, сын блаженной памяти эристава Арабая, сподобился украсить благородную эту икону. Икона Преображения, помилуй душу мою в день сей». На иконе также видны следы реставрации XVI в. В верхней части иконы изображена крупная фигура Христа на подножии в мандорле. Благословляющая десница согнута в локте, в шуйце он держит свиток. По сторонам от Него стоят в 3/4-ном повороте пророки Илия (справа) и Моисей (слева). В нижней части иконы симметрично расположены распростертые ниц фигуры апостолов Иакова и Иоанна Богослова. Фигура ап. Петра, помещенная в левой части З. и., почти полностью утрачена (сохр. фрагменты нимба и складок одеяния). Все фигуры имеют пояснительные рельефные надписи, исполненные асомтаврули. Структурная четкость расположения фигур, линейная выразительность и экспрессивность рисунка на гладком фоне служат монументально-декоративному решению композиции. Ист.: Василий Зарзмели. Житие Серапиона Зарзмели// Кекелидзе. Агиогр. лит. 1956. С. 80-83, 87-90, 97, 100. Лит.: Кондаков Н. П., Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 131. Рис. 67; Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство VIII-XVIII вв.: Альбом, ист. очерк и аннот. Тбилиси, 1957. Табл. 1, 2, 144а; он же. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 27-42. Ф. 1-4а; Javakhishvili A., Abramishvili G. Jewellery and Metalwork in the Museum of Georgia. Leningrad, 1986. Pl. 27 (на англ., нем. яз.); Grabar A. Les revêmemenms en or et en argent des icons Byzantines du Moyen Âges. Venise, 1975. Р. 11-12, 30.

http://pravenc.ru/text/182631.html

Недалеко от католического храма находится греческая церковь- храм вмч. Георгия Победоносца. Церковь была построена на русские средства, за счёт денег Императорского Православного Палестинского Общества. На это сразу же, при входе, указывают изображения (на северной и южной дверях) преподобного Сергия Радонежского и святой праведной Елизаветы, в честь одноименных покровителей, почётных Председателей ИППО Великого Князя Сергея Александровича и святой мученицы Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны. Большинство икон - русской работы. А два древних водоноса стоят справа и слева от алтаря. В одном из них в настоящее время освящают воду, а в другом крестят детей. Святыни [ править править код ] Древний каменный водонос в храме вмч.Георгия Победоносца в Кане Галилейской.(фото автора) Кана Галилейская -маленькое арабское поселение на пути из Назарета в Тиверию, известная из Библии (Иоан. 2:1; Иоан. 2:11), где был Брак в Кане Галилейской. Согласно Евангелию от Иоанна, здесь Иисус Христос совершил первое чудо — превращение воды в вино: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.» (Ин 2:1-11)

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Георги...

Мерило праведности. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г. В «Апокалипсисе Павла» из б-ки Наг-Хаммади (II - нач. III в.) обычные для егип. религии привратники, охраняющие врата загробного царства, получили специфическое название «сборщики податей»; они задерживают души на пути их восхождения на небо. В апокрифе описывается восхождение ап. Павла на 10-е небо. Каждое небо отделено от другого вратами, при которых стоят привратники-мытари. Эти привратники испытывают проходящих и в случае, если души оказываются недостойны, возвращают их обратно на землю для реинкарнации: «...я видел в четвертом небе... ангелов, имеющих сходство с богами, ангелов, приносящих душу из земли мертвых. Они поместили ее в ворота четвертых небес. И ангелы хлестали ее. Душа говорила: «Какой это был грех, что я совершила в мире?» Сборщик платы (копт. telwnhs ), кто пребывает на четвертых небесах, ответил, говоря, «Не было [у тебя] права совершать все беззакония, что ты совершила в мире мертвых». Душа ответила, говоря, «Приведите свидетелей! Позвольте им показать вам, какие беззакония совершила я в теле. Вы принесете книгу, чтобы читать из [нее]»». Во время произнесения свидетельств и обличения беззаконий души она «печально смотрела вниз». Затем она была свергнута с неба и «вошла в тело, которое было приготовлено для этого» (The Apocalypse of Paul. 20. 4 - 21. 20//NHS. 1979. Vol. 11. P. 55-57). Сцена истязания души на 4-м небе имеет близкие параллели в иудейской апокалиптической лит-ре, особенно в «Завещании Авраама» (см. в ст. Завещания Апокрифические ). Авраам возносится арх. Михаилом к вратам небесным, «чтобы посмотрел он там на суды и воздаяние» (Test. Abraham. 10 (пространная версия)). Здесь производится 1-й суд над душами грешников. Авель, сын Адама, зачитывает грехи и добродетели каждой души из книги, лежащей перед ним на сияющем престоле. Справа и слева от Авеля стоят 2 ангела и ведут запись добродетелей и грехов; тот, что справа, записывает добродетели, тот, что слева,- грехи. Здесь же стоят архангел с весами, на которых взвешиваются грехи и добрые дела, а также архангел с огнем в руках, к-рым испытываются людские дела, «и если чье дело сгорает в огне, тотчас хватает того человека ангел и от суда уносит его в место наказания грешников, горше которого нет». Если же человек выдерживает испытание огнем, то «берет его ангел праведности и относит ко спасению, в удел праведников» (Test. Abraham. 13 (пространная версия)).

http://pravenc.ru/text/2564534.html

1 арш. и вышиной 2 саж. Всех окон 9 с двойными рамами, вышиной 1 ¼ арш., шириной 1 арш. Дверей одностворчатых 5, в одной половине русская печь с лежанкой, и во второй лежанка. При доме имеется Сарай – длиной 5 саж. 2 арш., шириной 4 саж. 1 арш., крытый на один скат тесом». Итак, единственным историческим строением, сохранившимся от храмового комплекса в с. Колодозеро, является ограда с воротами и торговыми лавками. Исторических документов, касающихся строительства торговых рядов в Колодозере, кроме Страховых оценок, не выявлено. Исходя из строительной истории церкви, ряды, предположительно, можно датировать временем, близким к строительству церкви, т.е. концом XVIII в. Никаких исследований и работ по рядам ранее не проводилось. Согласно Страховым оценкам 1910 г., торговый ряд Колодозерского погоста был построен в 1885 г. и состоял из восьми срубов: «Еще имеется восемь деревянных лавок торговых, с раздвинутыми по средине двустоворчатыми дверьми для входа в ограду, крытые на 2 ската тесом. [л. 14] Длиною 13 саж., шириною 1 саж. и вышиною до крыши 1 саж., при всех лавках [нрзб] одностворчатые двери». Торговый ряд был разобран «за ветхостью» и в 1913 г. была произведена страховая оценка нового торгового ряда на 120 руб., состоящего уже из 10 срубов: «Церковные лавки 10 номеров с воротами на две половины посредине для прохода в церковь. Длина лавок с воротами 16 сажен, и ширина их 1½ сажени и высота 4 аршин/1 с. 1 ар./Лавки бревенчатые, покрыты на два ската тесом». Таким образом, на основании данных страховых оценок существующие торговые ряды в Колодозере можно датировать началом XX в. К моменту осмотра архитектурного объекта В.Ф. Хеглунд в 1970 г., торговый ряд утратил 4 сруба и состоял из шести срубов (ларьков) . Слева от ворот стоят два сруба, справа – четыре таких же сруба В комплекс торгового ряда входило два амбара, стоявшие перед оградой со стороны деревни.29 Юго-западный амбар имел вальмовую стропильную крышу, а северо-восточный – двускатную самцовую крышу. Второй амбар был поставлен на государственную охрану Постановлением Совета Министров Карельской АССР 199 от 21.04.1971.

http://sobory.ru/article/?object=61231

Взятая за основу в издании Патерика 1702 г. гравюра мастера мон. Илии была переработана гравером Леонтием Тарасевичем и композиционно, и стилистически в соответствии с требованиями новой эпохи с ее стремлением к «живоподобию» (К., 1702. Л. 180 об.; гравюры с тех же досок - К., 1768. Л. 130 об.). Центральное изображение приобрело характер зарисовки из монастырской жизни: в отдалении на фоне Великой лаврской церкви видны фигурки 2 монахов, слева - поросший кустарником и деревцами холм, в котором за закрытой дверью находится вход в келью святого. М. словно вышел из кельи, опираясь на посох в правой руке, он направляется влево, голова обращена назад. У ног преподобного - пара зайцев. М.- сурового вида старец с длинной клиновидной бородой, в глубоком остроконечном куколе, надвинутом по самые брови, в рясе и мантии, спадающих тяжелыми складками; в правой руке держит четки (надпись слева от головы: «              ». Сцены видений расположены в соответствии с очередностью изложения в Житии, слева - видение в храме, справа - ход бесов. Изображение хорошо детализировано особенно в 1-м клейме: показано убранство храма с иконостасом, в котором отчетливо видны иконы местного ряда, резные царские врата, светильники; монашеская братия изображена в момент богослужения - иерей совершает каждение перед солеей; в центре храма стоят 2 группы монахов, нек-рые из них разговаривают, а бес осыпает цветами иноков (надпись: «          »). Образ М. угадывается в правой группе монахов только благодаря наличию нимба. Во 2-м клейме наиболее всего сохранена композиция первоначальной гравюры, но при этом акцентировано бесовское шествие, тогда как образ сидящего у своей кельи М. (с нимбом) показан в профиль, словно в тени строения (надпись: «          »). Близкий вариант этой гравюры, выполненный Яковом Кончаковским, вошел в следующие издания Патерика (К., 1762. Л. 130 об.- инициалы гравера I. C., рисунок и детали сцен упрощены, напр., из центральной композиции исключены изображения зайцев; то же - К., 1791. Л. 104).

http://pravenc.ru/text/2562634.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010