Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы ( " Десятинная " , первая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Как и княжеские дворцы, не сохранилась до наших дней и Десятинная церковь. О её построении мы знаем из летописи, в которой говорится: «Владимер… помыслы сотворить церковь Пресвятые Богородица, и послал и приведёт мастера от грек. И наченшю же сдать, и как окончившая зижа, украси ю иконами… что я взял в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты» («Повесть временных лет», ч. I. М. – Л., 1950, стр. 83). Строительство храма было начато около 989 года и закончено в 996 году. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом Киева и усыпальницей киевских князей. В 1017 г. церковь сильно повредил пожар, но впоследствии её отстроили ( М.К. Каргер. «Старый Киев», т. II. М. – Л., 1961, с. 9- 59; Г.Ф. Корзухина «К реконструкции Десятинной церкви». – «Советская археология», 1957, 2, с. 78-90). 6 декабря 1240 г. Десятинная церковь послужила героическим защитникам Киева последним оплотом от нашествия орд Батыя. Когда уже весь город захватили татары, киевляне быстро приспособили церковь к обороне и защищались в ней до тех пор, пока татары не подвезли стенобитные машины, под ударами которых рухнули стены храма. Об архитектуре Десятинной церкви известно немногое, её план определен во время археологических раскопок. Первоначальным ядром церкви был шестистолпный крестовокупольный храм размерами в плане 26м х 16м с вытянутыми с запада на восток тремя нефами. С трёх сторон храм окружали широкие галереи. План западной части выяснен не полностью. Что касается композиции здания, то оно, по свидетельству письменного источника XIV- XV в.в., было многоэтажным  (М.Н. Тихомиров «Список русских городов дальних и ближних». – «Исторические записки», вып. 40, М., 1952, с. 214) , чем, может быть, напоминала древесную новгородскую Софию X века. Чрезвычайно великолепно была украшена Десятинная церковь внутри, что неоднократно отмечали путешественники и писатели, как во времена Киевской Руси, так и в последующие века, когда от здания остались только руины.

http://sobory.ru/article/?object=55498

Война, войско Война, войско . – О войне, вооружении и воинах впервые упоминается в книге Бытия ( Быm.XIV, 14, 15 ). Авраам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста осьмнадцать и преследовал неприятелей до Дана. И разделившись напал на них ночью... и поразил их, так гласит книга Бытия. Из сего явствует, что Авраам имел в своем распоряжении отряд мужей, приспособленных к военному делу, и что сам он в означенном деле выказал сколько мужество, столько же и военную практику. У евреев каждый мужчина свыше 20 лет делался воином ( Чuc. I, 3 ). Во II кн. Паралипоменон ( II Nap.XIII:3, XI:1, XVII:14–18 и др.) мы читаем о громадной численности войск, содержавшихся в пределах Палестины во времена царей. Принимая во внимание качество боевых орудий и нравы древних, можно без преувеличения сказать, что войны евреев были поистине жестоки и убийственны. Число убитых в сражениях часто простиралось до громадной цифры, иногда до 500 000 человек ( II Nap. XIII, 17 ), причем павшие герои и полководцы оплакивались всем войском и торжественно погребались ( II Цap. III, 31 ). Навстречу возвращающемуся победителю обычно выходил народ и особенно женщины с пением, хороводной пляской и игрой на музыкальных инструментах ( Cyд. XI:34 ; IЦap.XVIII:6 ). Хотя военное искусство у евреев было сравнительно просто, но, несмотря на то, ими придумывались и практиковались различные остроумные воинские хитрости и приспособления. В то время, как по большей части и в настоящее время, врагов поражали и устрашали неожиданным разъединением сил, засадами и фальшивыми отступлениями ( Быm. XIV, 15 , Hab. VIII, 12 , Суд. ХХ, 36–39 , 4Цap. VII, 12 ). До изобретения огнестрельных орудий находили необходимым прибегать к помощи различных легких и тяжелых стенобитных орудий, из которых бросали большие камни и другие разрушительные снаряды. В конце IX или в начале VIII столетия до Р. X. Озия придумал в Иерусалиме особые машины, которые ставились на башнях и углах для метания стрел и больших камней ( II Nap. XXVI, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Глава 36 1. «И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи и взял их» ( Ис. 36:1 ). Удивителен был тот муж, удивителен и велик. Выслушай: когда Бог намерен сделать что-либо дивное, то Он раньше соображает; «пошел», говорится, «против всех укрепленных городов Иудеи и взял их», – чтобы ты не думал, что Иерусалим мог спастись со своими укреплениями. Смотри на правду мужа, который был защитником города. Неприятель взял другие города, но не мог завоевать Иерусалима. Тем не менее, он продолжительное время занимался военными действиями относительно его. Как человек смелый, переходя чрез ограждавший вал, он овладел прочими городами. 2–3. «И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском» ( Ис. 36:2 ). Он хотел удержать все города, а также завладеть и этим. Но почему же – «с большим войском»? Только затем, чтобы объявилась сила Божия. Он пришел внезапно, устрашая словами и видом многочисленных воинов, привел жителей города в трепет; он не знал, что он возвратится с окаменелым сердцем и разбитой надеждой. «И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель» ( Ис. 36:3 ). Как же они не устрашились, если пришедший, не как храбрый воин, но как деспотический царь, намерен был все истребить по своей смелости? 4–5. «И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий» ( Ис. 36:4 ). Он счел обременительным назвать Езекию царем... «Что это за упование, на которое ты уповаешь?» Справедливо ты сказал, что битва совершается не словами и не мудростью, но силою Божиею. Что значат эти слова: «Я думаю, что это одни пустые слова» ( Ис. 36:5 )? Они означают или слова, направленные к Езекии, или мысль того, который думал, что евреи сильны только на словах, говорил о них с насмешкою, как бы так: хотя у тебя советники – пророки, однако, в этом нет никакой пользы, но нужны оружие, стенобитные машины, храбрые мужи, сила, – по обычаю варваров и сильных. О, бесполезное и гордое слово, о, нездравый ум! «Для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?»: если ты разумно не устроишь войско, то труд будет тщетным и напрасным. «Итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня?» Кто придает тебе храбрости? Разве египтяне? Говоря о слабости их, он утверждает, что они не приносят никакой пользы, а даже вредят; это он говорил справедливо, остальное же – неправда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Между тем, в Иерусалиме происходили ужасные междоусобия между мятежниками Зилотами и партией умеренных: над этими начальствовал первосвященник Анан, сын Анны; а над Зилотами восхитил власть Иоанн Левиев, бежавший с толпою Иудеев от Тита из приморской крепости Гисхалы, и укрывшийся в Иерусалиме. Мятежники начали, было, ослабевать; затворились в храме, который сделался уже чистым вертепом разбойников, но, укрепившись здесь, призвали Идумеев, и с ними, нападая на дома лучших граждан, наполнили Иерусалим убийствами. Первосвященник Анан был умерщвлен посреди города, и брошен на съедение псам; а в самом храме пролита была кровь одного из знатнейших Иерусалимлян, Захарии сына Варухова. Потом зилоты сами разделились на партии, и не щадили друг друга. Тит делал нужные приготовления к завоеванию Иерусалима. Весною (70-го года), перед праздником Пасхи, он обложил город. Так как с южной стороны верхний город, или Сион, оказался совершенно неприступным: то он повел осаду с северной и восточной стороны. Здесь предстояло ему разрушить три стены. Римляне стали делать насыпи, и подводить стенобитные орудия. Работы производились под прикрытием стрелометных и камнеметных машин. Камни, весом около полутора пуда, перебрасываемые на расстоянии ста семидесяти восьми саженей и далее, причиняли большой вред осажденным; а особенно, когда Римляне стали чернить камни, чтобы они не были приметны во время полета. В это время, провещатель Иисус находился в числе осажденных. Он, ходя по стенам, громко возглашал: «горе, горе городу, и храму, и народу!» Раз, он прибавил: «горе и мне!» и с этими словами пал мертвым, будучи поражен камнем, брошенным из машины неприятельской. Тит не в продолжительном времени овладел двумя стенами; но крепость Антониева и храм представили ему неожиданные препятствия. Тогда он, чтобы пресечь Иудеям все выходы, н принудить их к сдаче, или, обессиливши их голодом, сделать неспособными к сопротивлению, решился запереть город со всех сторон: для этого вокруг всего Иерусалима, почти на расстояние мили, велел поднять вал (сн. Лк. 19:43 ), к которому извне было пристроено тридцать укреплений. Вся работа окончена была с невероятной быстротой, в три дня. А перед этим временем, на праздник Пасхи, из разных мест Иудеи, стеклось народа до трехсот тысяч, так что Иерусалим на сей раз сделался для них темницей и местом казни. 5. Ужасный голод в осажденном Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Осадные башни» евр. дайек – Иез.4.2 . – «Вал» в данном случае приходилось вести через морской пролив. Но халдеи были мастера в осадных работах: Авв 1.10 ; Ис 23.13 . – «Щиты». Вероятно целая крыша из щитов для защиты работающих при осаде от неприятельских стрел, – testitudo римлян, а не обыкновенные щиты, к которым не шел бы глагол поставить. Впрочем у ассиро-вавилонян были особого рода больше, в рост человека щиты, ставившиеся на землю, под покровом которых минировался осаждаемый город (Beitrage zur Assyrologie und semitisch. Sprachwissenschaft III, 75). LXX имеют в этом стихе много лишнего против евр. (может быть дуплеты или дополнения по 4:2): «и пристанит на тя стражб (осаду) и оградит тя (осадной стеной), и окопает тя ровом, и сотворит крест тебе острог ( χαρακα – полисадник), и обставит оружием ( περιστασυ οπλων – может быть тараны) и копия своя (может быть катапульты) прямо тебе поставит»; последнее должно быть дуплетный перевод первого предложения евр. 9 ст. Иез.26:9 .  и к стенам тво­им при­двинет стенобитные машины и башни твои раз­рушит секирами сво­ими. «Стенобитные машины» – предположительный, но самый вероятный перевод евр. απ. λεγ – мехи кабол, из которых первое должно быть значит «удар», а второе созвучно с названием тарана в марсельских и карфагенских финикийских надписях. – «Башни твои». Слав. оставляет без перевода греч. слово «пирги твоя», а из предшествующего предложения привлекает «стены твоя». – «Секирами» – херев, евр. «меч», но собст. должно быть «железо» и всякое железное орудие, напр., тесло ( Исх 20.25 ); слав.: «оружием своим». Иез.26:10 .  От множества коней его по­кроет тебя пыль, от шума всадников и колес и колесниц по­трясут­ся стены твои, когда он будет входить в ворота твои, как входят в раз­битый город. Вторжение конницы для островного Тира было чем-то неслыханным и, возможно, было благодаря плотине или молу через морской пролив. Пока этот мол сооружался, Тир мог долго слышать зловещий шум неприятельской конницы и колесниц (ср. Иер 8.16 ) на берегу, от которого тряслись стены его. Конницы так много, что от нее на городе осядет целый пласт пыли (ср. Наум 1.3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В ст. 5–10 (евр. 6–11) описывается: 1) взятие Ниневии (ст. 5–7) и 2) разграбление ее (8–10). Наум.2:5 .  Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Наум.2:6 .  Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Наум.2:7 .  Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь. (евр. 6–8). В самый момент наступающей роковой опасности царь Ассирии вспомнит о своих славнейших сподвижниках (евр. аддирав), отличающихся рассудительностью и мужеством вместе, соберет их всех, чтобы они, при содействии лучших воинов, сумели отразить от стен города неприятеля, готового вторгнуться уже в центр его. Но все герои Ниневии окажутся ничтожными: потеряв присутствие духа, толкая друг друга и спотыкаясь на пути, ринутся они к городским стенам, осаждаемым неприятелем, но будет уже поздно: страшные осадные стенобитные машины (евр. гасохех, Vulg.: umbtaculum) с сокрытыми в ней воинами уже в полном боевом порядке готовы двинуться на своих колесах к стенам Ниневии. «Здесь разумеется, – говорит Симашкевич (преосвящ. Митрофан, цит. соч. С. 196 примеч. ) известная ассириянам и вавилонянам особенного рода деревянная машина, наподобие огромной башни, утвержденная на 4 или 6 колесах, под которою находился таран (aries) или машина для разбивания стен (карим у Иез 4.2 др., κρος 2Мак 12.15 )... Стрелки, расположенные в верхнем ярусе машины, с страшной быстротой, градом метают стрелы, как с вершины этой башни, так в из боковых ее отверстий; но сами они и таран совершенно защищены, что вполне соответствует названию машины «сохех». Ср. P. Kleinert, s. 114. Наум.2:6 .  Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Стих 6-й (евр. 7), именно первые два слова его: «ворота потоков», «речные ворота» (евр. шааре-ганегарот) всегда вызывали недоумение толкователей, высказывавших несколько взаимно противоречивых толкований этого стиха. Ввиду очевидной трудности, даже кажущейся невозможности буквального понимания начального выражения, многие древние и новые толкователи допускали метафорическое изъяснение его: так блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

23. Большая часть крепостных стен была неприступна для штурмующих, так как они стояли не на ровном месте и для нападающих там не было подходящих возможностей устроить какие-либо засады, но находились они на отвесной, каменистой и круто поднимающейся возвышенности, где нельзя было ни провести рва, ни пододвинуть стенобитные машины. 24. Но та сторона крепости, которая обращена к югу, выходит на полого поднимающуюся равнину с мягкой почвой, где очень удобно было проводить рвы. С этой стороны город очень доступен для врагов. 25. Вот здесь-то император и провел глубокий ров на большом расстоянии в виде полумесяца, соединив оба его края с передовыми укреплениями, и наполнил его водой. Таким образом он сделал его совершенно непроходимым для неприятелей. По внутреннему краю этого рва он выстроил еще вторую предохранительную стену; во время осады здесь стояли сторожевые отряды римлян, не беспокоясь за стены и укрепления перед главной стеной. 26. Между главной стеной и передовыми укреплениями у ворот, которые обращены в сторону Аммодия, находится большой холм мягкой земли. Здесь врагам было очень удобно скрыться и, сделав подкоп, войти внутрь укреплений. Император велел снять этот холм и так выровнять это место, что лишил врагов возможности устроить такую хитрость против наших стен. Глава II 1. Таковы те укрепления, которые построил император в Дарах. Выстроил он там и цистерны для воды, частью между крепостными стенами и передовым укреплением, частью же рядом с храмом, который он посвятил апостолу Варфоломею, на западе. 2. Протекает здесь и река, которая течет из пригорода, отстоящего на две мили, который называют Кардой. 3. По обоим берегам этой реки поднимаются два очень крутых утеса. Между ними у подошвы этих утесов протекает эта река до самого города, несясь в самом низу у основания этих гор. Поэтому враги не могут ни подойти к ней, ни изменить ее течения. 4. Не могут они произвести над ней никакого насилия, так как лежит она глубоко в земле, как бы в самом ее чреве. 5. В город же ее вводят следующим образом. От передовых стен жители провели большой водопровод и устье этого водопровода они укрепили часто поставленными толстыми железными спицами, отчасти стоящими прямо, отчасти наискось и поперек. Они дали таким образом возможность воде войти в город, без порчи укреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/6/o-postrojkak...

Святитель Николай Сербский отрезвлял говоривших о слабости христианства следующим образом: «Вы обманули сами себя, и вас обманули. Обманули вас те, которые представили вам Христа как слабака и слюнтяя. Читая Евангелие о милости Христа и о Его любви, они пропустили его грозные слова об этом страшном Камне – Который есть Он Сам, – а от этих слов стынет кровь в жилах. Кто нападет на Христа, тот разобьется, а на кого Он нападет, того раздавит. Он угрожает карой за неверность в любви и презрение к милости. Он есть огонь, который греет, но может и сжечь» . На наш взгляд, не согласиться с этим просто невозможно. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Мария 23 июля 2023, 17:23 В любом случае, в каждом сражении , за 300 лет ига были подвиги и герои. Одним из них стал Коловрат, слава Богу , о нём узнали, а сколько неизвестных богатырей=воинов полегло. Значит, его сражение зацепило чем- то, что оставило след в рукописях. Хорошо, что русскому человеку есть чему гордиться в очередной раз подвигами своих героев. Андрей 13 декабря 2020, 15:04 Во-первых, гнаться за кочевниками Евпатий мог бы только по параллельной дороге. Однако для элитных всадников узка звериная тропа, а по Оке шёл хан. Во-вторых, внезапного нападения ( http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_sud7.htm ) опасаются все воеводы. Станы размещают так, что бы враг мог атаковать лишь через теснину, где из-за потока стрел для прорыва мало превосходства 3:1. Например, на площадке с 3 сторон омываемой изгибом реки или в излучине у устья притока. В третьих, стенобитные орудия строили в ходе осады, а таскали ли монголы по санным путям лёгкие метательные машины в достаточном для надёжного прикрытия единственного подхода к ханской ставке количестве – это очень интересный вопрос. И. 9 декабря 2020, 17:01 Странно рассуждать о вероисповедании в общем-то литературного героя и всерьез доказывать его принадлежность к какой-либо религии. Повесть не допускает принадлежность положительных героев к не христианам, отрицательных так и называет безбожниками. А новых сведений о Евпатии Коловрате в статье нет, все то же самое можно прочитать в Википедии, где многие черпают информацию, а далее либо углубляются в изучении вопроса, либо нет. И герой повести никого не интересовал особо, пока фильм не сняли. Если хочется доказывать что-то неоязычникам, надо заранее, в т.ч. посредством кинематографа, заявлять свои права на героев. И тривиально: если мы не воспитываем молодежь, ее воспитают другие, как им надо.

http://pravoslavie.ru/135886.html

Иез.4:2 .  и устрой осаду про­тив него, и сделай укрепле­ние про­тив него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан про­тив него, и рас­ставь кругом про­тив него стенобитные машины; «И устрой (вместо начерти, – общее выражение в роде Иез.32.18 ; Иер 1.10 ) осаду», т. е. нарисуй совокупность всех осадных работ, которые далее подробно исчисляются. – «И сделай (букв. «построй») укрепление», евр. «дайек», – неизвестное осадное сооружение древних, должно быть специально вавилонское, потому что упоминается только Иезекиилем ( Иез.33:27, 21:20 ) и Иеремиею ( Иер 42:4 ; 4Цар 25.1 ): или башня сторожевая, дозорная, для наблюдения с нее что делается в городе (ср. Ис 29.3 ), или башня для метания камней в город, катапульта (если башня, то имя собирательное, потому что у Иеремии и 4Цар при нем «вокруг»), или осадная стена, соответствующая нашей линии окопов для отражения вылазок, или осадный вал (от него вела к стене осаждаемого города насыпь, о которой далее речь). «И насыпь вал». Он насыпался не только из песку, но из камней, дерна, дерева; на нем помещались баллисты, и он служил прикрытием от неприятельских стрел. Греч. χασακα (палисадник), слав. «острог». Если под предыдущим словом разумеется вал, то под этим – насыпь, ведущая от вала и упирающаяся в городскую стену (ср. Иер 6:6, 32:24 ; Ис 37.33 ). «Расположи стан», букв. «станы», мн. ч., лагери, потому что неприятельское войско расположилось кругом всего города не одним, а целым рядом лагерей; может быть, указание и на разноплеменность осаждающей армии (блаж. Иероним: «военные караулы»). – «И расставь стенобитные машины» букв., «бараны», т. е. тараны (ср. Иез.26.9 ; Флавий, De bello judaico III, 7, 19). Открытия в Ассирии показывают, что эти орудия были известны там с глубокой древности: они изображены на барельефах во дворце Нимрода д. б. XII в. до Р. Х. (Layard, Nineveh, t. II, р. 868); изображения в Куюнджике во дворце Сеннахерима показывают, что при осаде одного города употреблялось не менее 7 таранов. – Вырезать все это на кирпиче было не легко; может быть пророк обозначил все лишь линиями и точками. С наставлением пророку относительно символического действия здесь незаметно переплетается предсказание о всех подробностях осады: в этих наставлениях нарисована настолько живая картина осады, что ее на камень мог бы перенести лишь очень искусный гравер.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3) обычное легкое вооружение воина состояло из пращи, лука и малого щита. Тяжеловооруж. воины носили меч, колющее копье и большой щит; 4) большие БОЕВЫЕ МАШИНЫ – это прежде всего осадные орудия (⇒ Крепость, III). Среди них следует назвать изобрет. ассирийцами в начале IX в. ТАРАН, стенобитное орудие в виде бревна с металлич. наконечником, вначале плоским, а позднее заостр., которым пробивали стены укреплений. Таран представлял собой передвижную станину, с боков обшитую кожаным плетением или кожей, верхняя надстройка служила боевой площадкой, на которой размещались воины и с которой можно было взобраться на крепостные стены. Известны были и ШТУРМОВЫЕ ЛЕСТНИЦЫ, по которым воины взбирались на стены укреплений. В эллинистич. период к стенам подкатывали по заранее сооруж. насыпям передвижные многоэтажные ОСАДНЫЕ БАШНИ, верхний этаж которых был занят стрелками и КАТАПУЛЬТАМИ, так что оттуда можно было метать в осаждаемый город стрелы, а позднее и каменные ядра (ср. 2Пар. 26:15 ). Самая высокая из таких башен достигала выс. 50 м и имела 20 этажей, она использовалась при осаде Тира Александром Македонским в 332 г. до Р.Х. Верхний этаж нередко был снабжен перекидным мостом, чтобы с башни можно было достичь стены. Эти сооружения могли передвигаться на валиках. Для защиты воинов, сооружавших насыпь, использовали передвижные ЗАЩИТНЫЕ НАВЕСЫ, т.наз. «черепахи». В качестве важнейшей воен. «машины» следует назвать БОЕВУЮ КОЛЕСНИЦУ, которая с XV по VIII вв. до Р.Х. господствовала на полях сражений по всей Передней Азии. (⇒ Колесница, II); 5) многие виды О. упоминаются в Библии в метафорич. значении. Так, говорится о вооружении Бога и Его народа, а также об О. христиан. В Ис. 59:17 и Еф. 6сказано о «шлеме спасения», в 1Фес. 5:8 – о «шлеме надежды спасения». Говорится также и о щите как символе оберегающей силы Господа ( Пс. 17:3.31 ; Пс. 32:20 ). Щит может олицетворять истину ( Пс. 90:4 ); в Еф. 6вера упомянута как О. христианина, которым он должен пользоваться. Меч является символом кары, даже истребит. кары ( Иер. 25:29 ; Иез. 21:14 ; Зах. 13:7 ). К мечу может быть приравнено и слово Божье, поскольку Бог Своим словом может разделять и судить ( Евр. 4:12 ). Отсюда становится понятно, почему Господь говорит, что Он пришел принести не мир, но меч ( Мф. 10:34 ), и почему в Откр. 2:16 ; Откр. 19говорится о мече, исходящем из уст Сына Божьего. В Библии содержится обетование того, что, когда по воле Бога произойдет обновление мира, всякое насилие уступит место мирному труду и тогда оружие станет ненужным ( Ис. 2:4 ; Мих. 4:3 ; ср. Иоил. 3:10 ). В Еф. 6:11–17 Павел описывает жизнь и борьбу христиан, используя в качестве метафор предметы боевого облачения и вооружения рим. легионера. ⇒ Одевать, облекать (III). II. ДОМАШНЯЯ УТВАРЬ И ОРУДИЯ ТРУДА

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010