И так они развеселились, что не заметили, как вошла их мать. Она очень удивилась, увидав, что оба ее прекрасных сына, лежа на спинах, орут и колотят каблуками по стене, да так здорово, что трясутся картины над диваном и гудит пружина стенных часов. Но когда мать узнала, отчего такая радость, то сыновей не заругала. Она только турнула их с дивана. Кое-как сбросила она шубку и схватила письмо, даже не стряхнув с волос снежинок, которые теперь растаяли и сверкали, как искры, над ее темными бровями. Всем известно, что письма бывают веселые или печальные, и поэтому, пока мать читала, Чук и Гек внимательно следили за ее лицом. Сначала мать нахмурилась, и они нахмурились тоже. Но потом она заулыбалась, и они решили, что это письмо веселое. – Отец не приедет, – откладывая письмо, сказала мать. – У него еще много работы, и его в Москву не отпускают. Обманутые Чук и Гек растерянно глянули друг на друга. Письмо оказалось самым что ни на есть распечальным. Они разом надулись, засопели и сердито посмотрели на мать, которая неизвестно чему улыбалась. – Он не приедет, – продолжала мать, – но он зовет нас всех к себе в гости. Чук и Гек спрыгнули с дивана. – Он чудак человек, – вздохнула мать. – Хорошо сказать – в гости! Будто бы это сел на трамвай и поехал… – Да, да, – быстро подхватил Чук, – раз он зовет, так мы сядем и поедем. – Ты глупый, – сказала мать. – Туда ехать тысячу и еще тысячу километров поездом. А потом в санях лошадьми через тайгу. А в тайге наткнешься на волка или на медведя. И что это за странная затея! Вы только подумайте сами! – Гей-гей! – Чук и Гек не думали и полсекунды, а в один голос заявили, что они решили ехать не только тысячу, а даже сто тысяч километров. Им ничего не страшно. Они храбрые. И это они вчера прогнали камнями заскочившую во двор чужую собаку. И так они говорили долго, размахивали руками, притопывали, подпрыгивали, а мать сидела молча, все их слушала, слушала. Наконец рассмеялась, схватила обоих на руки, завертела и свалила на диван. Знайте, она давно уже ждала такого письма, и это она только нарочно поддразнивала Чука и Гека, потому что веселый у нее был характер.

http://azbyka.ru/fiction/chuk-i-gek-arka...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Редкие фрески средневековой Твери выставлены в московском Музее русской иконы Выставка дает представление об особенностях тверской школы монументальной росписи МОСКВА. Выставка «Стенное письмо строения великих князей Тверских. Фрески церкви Рождества Богородицы в Городне» открылась 12 февраля в московском Музее русской иконы. Единственным экспонатом выставки является комплекс фресок церкви Рождества Богородицы в селе Городня на Волге – древнейший памятник монументальной живописи Тверской области (1430-е – начало 1440-х годов). Подлинные фрагменты уникальных фресок предоставила для выставки  Тверская областная картинная галерея. С экспозицией можно ознакомиться с 13 февраля по 30 марта 2015 г. Выставка дает представление об особенностях тверской школы монументальной росписи, которая дошла до нашего времени только в двух памятниках – фрески в Орше и в Городне. «Мы видим сегодня то, что почти никто не видел. Эти фрески – то немногое, что осталось от тверского искусства XV века. И теперь их можно рассмотреть близко, они в прекрасной сохранности», -- сказал, открывая выставку, создатель Музея русской иконы, предприниматель и меценат Михаил Абрамов. Директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина выразила особую благодарность организаторам выставки. В беседе с «Благовест-инфо» она отметила, что в Тверском музее нет возможности экспонировать эти фрески так, как это сделали в Москве – экспозиция имитирует пространство храма, и каждый фрагмент занимает соответствующее место в иконографической программе росписи. О несохранившихся росписях дает представление их графическая реконструкция – плод научной работы искусствоведов, реставраторов и археологов. Кроме того, в витринах представлены отдельные фрагменты, которые пока не удалось встроить ни в одну из композиций (из  20 000 сохранившихся фрагментов только 247 соединились в изображения). «Каждый кусочек – на вес золота, ведь тверских фресок так мало сохранилось!» -- сказала директор галереи.

http://sedmitza.ru/text/5405303.html

I. Соборный каменный храм во имя великомученика Никиты с приделом во имя преподобного Никиты столпника. Построен в 1564 году царём Иоанном Грозным в благодарность за рождение и исцеление от болезни сына, царевича Иоанна. В длину с папертью 1 храм имеет 18 сажен м], в алтаре 4 сажени м]; средняя глава на храме в окружности имеет 20 сажен м], а прочие по 11-ти м]. В 1759 году вместо малых древних окон сделаны большие. В этом храме находятся следующие древние иконы: 1) Образ спасителя, благословляющего десницею, а в шуйце держащего евангелие, написан в 1769 году. Весу в ризе серебра около 9 фунтов 686 г]. 2) Образ великомученика Никиты храмовой. Вклад Никиты Ведерницына в 1677 году. 3) Образ преподобного Никиты с чудесами и изображениями обретения в реке Волге вериг и крестов. Письмо на образе XVII столетия. Иконостас сделан в 1759 году; прочие иконы письма XVIII столетия. Стенное писание в храме устроено в 1885 году, письма XII века. 4) У правого клироса рака над мощами преподобного Никиты Столпника. В 1788 году рака обита серебряными досками с 3 сторон, весом в 1 пуд 12 фунтов кг]. Сень над ракой устроена в 1835 году. У раки образ преподобного Никиты с венцом серебряным и финифтью. Значился уже по описи 1701 года. II. Придел во имя преподобного Никиты Столпника. Он помещается с правой стороны алтаря соборной церкви против правого клироса. Древнего в нём только храмовая икона времён XVI столетия, а иконостас новый, устроен в 1865 году. С левой стороны алтаря вверху был другой придел во имя Всех Святых; но он, по неудобству входа в него, был упразднён и назначен для библиотеки и архива. Из других предметов древности в соборной церкви замечательны: 1) Две вышитые шелками и золотом хоругви – дар и труды супруги Грозного Анастасии Романовны. На одной вышит образ Благовещения и Господа Саваофа, святой Троицы и преподобного Никиты. Подпись вокруг шита золотом по зелёному атласу. На другой хоругви – с одной стороны образ пресвятой Богородицы, вышит золотом и серебром по красной камке, а с другой – образ великомученика Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Кимры. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства. Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского, Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина). В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице.

http://sobory.ru/article/?object=01846

Под 1449 и 51 годами летописи упоминают о сооружении Святителем Ионою на этом месте каменной церкви во имя Положения ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; сим храмом увековечена память победы В. К. Василия Темного над Седиахметовыми Татарами в 1451 году, Июля 2, и вместе с тем положено основание Митрополичьему двору, перенесенному сюда с бору около этого времени; ибо Иона Митрополит на своем дворе, пред дверьми Пресвятыя Богородицы 668 , поставил каменную себе палату, а Зосима Брадатый построил три кельи с подклетами. Это были в Московском кремнике одни из первых каменных палат, о коих летописи говорят на ряду с важными государственными и церковными событиями того времени. Спустя 65 лет после сооружения этой Митрополичьей церкви, при Митрополите Геронтии, Псковские мастера построили новую, освященную 1486 года. В опустошительный пожар 1547 года сия церковь сгорела с Митрополичьим двором. При возобновлении ее Макарием Митрополитом устроена Святительская палата, наименованная Макариевскою 669 и Белою, а потом Золотою. В пребывание Поляко-литовцев церковь сия и двор Митрополичий так были разграблены и разорены, что первая оставалась без служения, а в другом нельзя было жить; до возобновления их Патриарх Филарет помещался в келейках на Троицком Богоявленском подворье, откуда уже в 1624 году перешел в свои Государевы новыя кельи; в том же году иконник Назар Истомин писал в Патриаршую домовую церковь Деисус для иконостаса, а котельных дел староста Д. Сверчков починивал паникадила. 670 Через два года, ужасный пожар в Кремле истребил на Патриаршем дворе деревянное строение и самая церковь тогда потерпела повреждение. В 1644 году сделаны в ней некоторые перестройки и поновления: в стенах прибавлены для свету окна, а в главе вновь пробиты. Стенное письмо тогда писали Царские зоографы Сидор Осипов и Иван Борисов. 671 В делах Патриарших 1624 года упоминается при церкви Ризположенской придел во имя Св. Великомученика Георгия. 672 В них она именуется на Государеве Патриаршем дворе и на сенях; когда же она в 1655 году отошла к Государеву двору, тогда причислена к верховым, или стенным церквам, а ныне к ружным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Скачать epub pdf Пережив Смутное время, Россия постепенно начинает возрождаться. Свидетельством этого является начавшееся каменное строительство в русских городах. Так, например, в 1620 – 1621 годах в Ярославле строится храм Святителя и Чудотворца Николая, называемый храмом Николы Надеина. Его строителем был купец Епифаний Андреевич Светешников, которого в обиходе называли Надея. Это имя вошло в название выстроенного им храма 1 . Росписи ярославского храма Николы Надеина были выполнены в 1640 – 1641 годах. Возглавлял артель, которая расписывала храм, Иоаким Елепенков. На южной стороне церкви указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе» 2 . Как отмечает А. И. Успенский , «расписывали Николо-Надеинскую церковь лучшие в то время художественные силы Оружейной палаты» 3 . Ниже он замечает: «Николо-Надеинские фрески являются великолепным памятником, характеризующим письмо царских иконописцев первой половины XVII века» 4 . Предполагается, что москвичи во главе с нижегородцем Иваном Муравьем выполнили «росписи нижних ярусов центрального храма» 5 . В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палешан. Тематика стенных росписей в Никольском храме – прославление Святителя Николая и его чудес. Наряду с греческими событиями в росписях представлены сюжеты о заступничестве Святителя Николая в славянских землях. «Третий “исторический” ярус открывает история царевича Стефана (Стефан Дечанский, правитель Сербии, живший в XIV веке)» 6 . Представлены здесь и события русской истории. «Наиболее примечательным в третьем ярусе росписи является последний цикл композиций – “чудо о пяти иконах в Ругодиве”. Исторические факты, лежащие в основе Ругодивского чуда, относятся к событиям 1558 года – первого года Ливонской войны» 7 . Можно говорить, что перед началом работ по росписи храма мастера-иконописцы во главе с И. Муравьем несомненно изучали исторические материалы с целью выявления чудес Святителя Николая. О Стефане Сербском они могли узнать из Хронографа, а о нарвских событиях – из Никоновской летописи и Степенной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Церкви во имя Воскресения Христова и Воздвижения Честного Креста Господня в Большом Кремлевском дворце в Москве Источник Ныне существующая в Большом Кремлевском Дворце церковь в честь Словущего Христова Воскресения была устроена при царе Феодоре Алексеевиче на месте бывшей церкви во имя св. преподобномученицы Евдокии. Этот же храм, «что у Государыни Царицы на сенех», был устроен в 1627 г., без сомнения, в честь ангела второй супруги царя Михаила Феодоровича, царицы Евдокии Лукьяновны 1 . Посему представление сей церкви на рисунках, изображающих венчание на царство царя Михаила Феодоровича, пятиглавой, хотя и соответствует действительности, но страдает явным анахронизмом, так как в 1613 году Евдокиинского храма еще не было. О реставрациях, происходивших в храме до времени царя Феодора Алексеевича, сохранилось мало сведений. В чем состояло первое возобновление церкви в 1654 году, даже совершенно неизвестно, хотя оно, несомненно, было, так как в сем году, было совершено освящение ее, вероятно, малое 2 . В 1660 г. Ушаков с товарищами писал в Евдокиинской церкви царские двери 3 , а московский кормовой иконописец Тимофей Чертенок золотил киоты 4 . В сем же году двери и ставни в окнах были обиты красным сукном 5 . В 1664 году кормовой иконописец Иван Владимиров с товарищами расписывал в церкви травы 6 , а Симон Ушаков с другими написал образа: Спасителя, Богоматери, И. Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, двенадцати апостолов и 17 икон господских праздников 7 и стенное письмо 8 . В 1673 и 1674 гг. Симон Ушаков с другими иконописцами чистил, олифил и вновь починивал иконы, которые были снесены из церкви преподобной Евдокии 9 , а иконописец Иван Филатьев реставрировал деревянный аналой 10 и, наконец, в 1677 г. к празднику Пасхи были вновь обелены стены в церкви, причем левкасные работы производили Ивашка да Матюшка Афанасьевы 11 . Как домовый храм, Евдокиинская церковь была часто посещаема запросто царями и царицами. Особенно же часто посещала ее царица Евдокия Лукьяновна, в честь ангела которой церковь была устроена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев Источник I. Очерк обители На левом берегу Котрости, близ впадения ее в Волгу, высятся каменные стены и башни, блещут кресты и главы церквей. Это древний Спасо-Преображенский монастырь, нынешний Архиерейский Дом 1 . История его связуется с историею края. Еще град Ярославль младенчествовал, а в Спасовом уже курился фимиам, возносились мольбы. Ко Спасу притекали князья и народ. Пред образом Спаса давали обеты, слезы радостей и горя изливались пред Ним. При бедствиях народных искали все спасения под благодатию Всемилостивого Спаса, под сению обители Его. А в начале XIII века в нем было уже училище. Лаврентьевская летопись, говоря о деяниях Великого князя Константина Всеволодовича, прозванного, за любовь его к просвещению, мудрым, замечает, что он, при посредстве духовника своего, Игумена Ярославского Петровского монастыря Пахомия 2 , основал в Спасо-Преображенском монастыре первое на севере училище. Бывши первым по времени, училище это было таковым и по учебным пособиям, ибо Державный Основатель его завещал ему драгоценное собрание книг, в числе которых находилось более тысячи кодексов Греческих 3 . Сверх сего, Князь наделил училище и волостями; оставалось расти вертограду и укореняться. На беду, задумали пересадить его на новую почву, в Ростов. Это случилось в 1214 году, по вступлении помянутого Пахомия на кафедру Ростовскую. Тут прозябало оно, но не долго – всего 14 лет. Пожар, в 1227 году, истребил, к общей жалости, здания училища и его библиотеку 4 . Другой памятник священный, воздвигнутый в Спасском монастыре Константином, составляют две церкви. Одна из них – Преображенская заложена в 1216 году; другая Входо-Иерусалимская в 1218-м 5 . О церкви Преображенской известно, что она достраивалась сыном Константина Всеволодом и освящена Кириллом I-м, епископом Ростовским, 1-го Августа 1224 года 6 . Три с половиною столетия существовал храм сей, сохраняя во всех частях первобытный свой видь, затем в 1516 году обновлен он, а можно думать, что и распространен. Но в чем бы ни заключались возобновления сии, только основания храма доднесь остались не тронутыми. За это ручается совершенное сходство кладки и самых материалов с теми, какие усматриваются в Ростовском соборе, строенном, как известно, в одно время с церковию Преображенскою и одним и тем же Державным Князем. Должно полагать, что и самое стенное письмо Преображенской церкви, хотя многократно подновляемо было, но делалось это с мудрою осмотрительностию и с глубоким уважением к священной старине. Чтоб убедиться в этом, стоит только внимательно приглядеться к типам ликов, начертанных в паперти и в самой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Кондратьев Лука Кондратьев Лука, он же Смольянинов , царский живописец, из стрельцов приказа стольника и полковника Ивана Полтева; еще при жизни царя Алексея Михайловича отдан был «в научение живописного письма» Ивану Безмину, при царе Феодоре Алексеевиче перечислен из стрелецкого приказа в Оружейную Палату. С 16 сентября 1678 г. расписывал аспидом и разными красками «каменное новое крыльцо с переходы, которые сделаны к церкви Спаса Нерукотворенного образа, что у великого государя вверху, и около крыльца перегородку каменную». В сентябре 1679 г. Лука Кондратьев «написал по зеленому атласу образ Спаса Нерукотворенного да два креста к великому государю вверх». В октябре – «писал он в государеве дворцовом селе Пахрине в церкви тябла и столицы и пелены к местным образам». Осенью 1679 г. вместе с Григорием Вторым «починивал в селе Измайлове в церкви Покрова Пресвятыя Богородицы иконостас да на Москве в церкви преподобныя мученицы Евдокии, что у великого государя вверху, стенное письмо». Вместе с другими живописцами расписывал «тумбы, киоты, крымзы, базы, капители и весь иконостас» в Покровском соборе села Измайлова. Осенью 1679 г. Смольянинов писал в церковь с. Пахрина «тябла, столбцы и пелены». Весною 1680 г. писал (вместе с другими живописцами) 10 дверей больших «с обеих сторон к великому государю в новый деревянный сад». Жил Лука Кондратьев «за Трисвятскими воротами, за Москвой рекой, на Болоте, у мишеней, позади огородов Садовой слободы», рядом («вместе») с живописцем Евтихием Федотовым Богдановым. 26 апреля 1683 г. велено было в соборной церкви Смоленской Богоматери в Новодевичьем монастыре «святые иконы описать и ознаменить живописного письма ученика Луке Смольянинову с товарищи». В 1684 г. Лука Смольянинов писал «в новопостроенных каменных верхних комнатах царевен стенное живописное письмо, – разные всякие притчи». Со 2-го по 6-е августа 1686 г. Лука Смольянинов вместе с Ерофеем Елиным был у письма персоны царя Феодора Алексеевича, с 7–12 августа он писал полковое знамя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Никитин, Гурий, костромич, жалованный царский иконописец. В 1660 г. был вызван для работ на Москву; в 1661 г. игумен Данилова монастыря в Переславле Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. В продолжение 1661–1662 гг. они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны на Москву. Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях. Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., он работал по возобновлению стенной росписи Архангельского Собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игум. Саввы, в Данилов Переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокессарийского. В 1670 и 1671 гг. он вместе с другими ярославскими и Костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в строившемся тогда Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», там же написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное». В 1678 г., работая на Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Сим. Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена. В 1680 г. под его руководством была исполнена стенопись в церкви Ильи пророка в Ярославле, а в 1685 г. – в Костромском Ипатьевском монастыре. В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений втор. пол. XVII в., Гурию принадлежала самая важная роль: он «знаменил», т. е. вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010