«Братия! – воскликнул Павел, – я со всею чистотою совести жил пред Богом даже до сего дня!» Сей голос искренности мог тронуть всякого; но в собрании не было сердец, способных внимать ему. Первосвященник Анания первый почел слова сии выражением дерзости и приказал Павла бить по устам. Столь явная несправедливость исторгла из сих кротких уст строгий упрек: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная (лицемер)! Ты сидишь, дабы судить меня по закону, а, вопреки закону, велишь бить меня!» Предстоящие изумились: Анания был первосвященник, а Павел назвал его подбеленной стеной! «Как! – возразили некоторые, – ты злословишь первосвященника Божия!» - " Я не знал, братия, – отвечал Павел, – что он первосвященник; ибо в писании сказано: начальствующего в народе твоем не злословь» ( Исх. 22, 28 ). Таковой ответ совсем не был хитрым оборотом, как представляют его себе. Прежний первосвященник, известный Павлу, или уже не был в живых, или давно перестал быть первосвященником. Корыстолюбие римских правителей часто переменяло преемников Аароновых; иногда в продолжение одного года являлось их по два и более. Таковые перемены апостолу, удаленному от Иерусалима, могли быть вовсе неизвестны. Одежда первосвященника отличала его от прочих только в храме. А потому весьма возможно, что Павел не знал о первосвященстве Анании. Но жестокие укоризны против судьи вообще приличны ли подсудимому христианину, апостолу? Возражение сие казалось столь сильным даже некоторым отцам Церкви, что они признавали на сей случай в Павле неуместный порыв оскорбленного сердца. Напрасно! Должно думать, что Павел поступил в сем случае не как обыкновенный человек, а как посланник Божий; а известно, что пророки имели право обличать всех в преступлениях ( 3Цар. 18, 18 ; 4Цар. 3, 13 ; Ис. 1, 10–23 ; Езек. 21, 25). Опыт показал, что его укоризна действительно произнесена была в пророческом духе; ибо впоследствии, когда возмутители, под предводительством Менахема, овладели Иерусалимом, Анания, скрывшийся в водопроводе, был пойман и умерщвлен вместе с братом своим Гизкиею. Иисус Христос заповедал, чтобы последователи Его готовы были подставить правую ланиту, когда ударяют их в левую ( Матф. 5, 39 ); но сим требует Он от них только удаления от мщения, а не такого молчания, коим питается дерзость людей нечестивых. Павел вернее всякого исполнял волю Иисуса Христа в сем отношении; ибо он сам говорил о себе: «Злословят, а мы благословляем; нас гонят, а мы терпим; нас хулят, мы молимся» ( 2Кор. 4, 12–13 ). Но в настоящем случае он поступил по примеру Иисуса Христа, Который также обличал несправедливость ударившего Его прежде осуждения. – Но если так, то зачем Павел извиняет свой поступок? – Для того, чтобы устранить подозрение, якобы он нарушил закон, повелевающий не злословить первосвященника (Сочин., т. IX, стр. 431).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной "/> Слово 96. О стоянии в правде. В среду 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. ( Деян.23:1 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали, как мужественно и убежденно давал ответ апостол Павел перед синедрионом (см. Деян.23:1-11 ). Его оклеветали, его обвинили в нарушении закона предков, в осквернении храма. Рассвирепевшая толпа приволокла апостола на суд синедриона. Но не виновный ни в чем апостол Павел смело и решительно обратился к вождям иудейским: …мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Павел проявил полную уверенность в своей правоте, ему нечего было скрывать, — перед Богом и перед людьми апостол был чист. Он имел право обратиться к членам синедриона как к равным, без обычных традиционных прибавлений «отцов» или «начальников народа», ведь некогда и сам Павел был членом его. Поэтому и обращение — мужи братия! — не звучит фамильярно. Наоборот, оно полно доверительности, ведь апостол Павел желает просветить вождей иудейских истинным учением. Только тщетно. С первых же слов почувствовал он к себе крайне неприязненное отношение членов синедриона. Более того, первосвященник Анания, возмутившись равным обращением Павла, приказал бить его по устам. Как свидетельствует историк Флавий, первосвященник Анания слыл человеком недалеким, грубым и вспыльчивым. Он принадлежал к партии саддукеев и являлся самым развращенным из иудейских иерархов. Известны, например, факты его мщения самарянам, личного участия в убийствах, грабительстве, когда своей алчностью он доводил до крайней нищеты священников, обсчитывая их в десятинах, вымогая деньги и несправедливую мзду. И вот такой человек теперь приказал бить Павла. Автор Деяний святых апостолов пишет: Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону и, вопреки закону, велишь бить меня. Своим приказанием Анания оскорбил не только невиновность и чистоту апостола, но и личную честь его, ведь Павел являлся римским гражданином, к которому иудеи не имели права прикасаться, тем более бить его.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Апостол Павел на суде пред первосвященником и Синедрионом (XXIII, 1–5) Хотя возмущение было делом толпы, однако Синедрион не показал в отношении его ни особенной снисходительности, ни правосудия. Лишь только Павел открыл уста, объявляя, что он, «жил пред Богом всею доброю совестию», как первосвященник Анания приказал бить его по устам, что служило, как кажется, обычным наказанием богохулителям. Для апостола легче было перенесть осуждение на смерть, чем такое грубое и бесчестное насилие, «Бог будет бить тебя (самого), стена подбеленная! – сказал он, – ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (XXIII, 3). При сих словах некоторые закричали на него: «Первосвященника Божия поносишь?» Павел отвечал на это: «Я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (5). Читая этот рассказ и принимая его за достоверный, некоторые обвиняют Павла сначала в грубом насилии, с каким он обращается к первосвященнику, потом в хитрости и даже во лжи, когда он объявил, что не знал первосвященника. Другие же, желая оправдать его, прибегают к доказательствам, иногда очень странным. – Разберем сначала, насколько основательны обвинения первых. Во-первых – на чем основано обвинение в насилии? Единственно на том, что Иисус Христос, Которого также ударили в лицо, не говорил так, как Павел. Но если мы захотим осуждать всякого, кто не владеет таким же терпением, как Спаситель, – то кого мы оправдаем? Кроме того, и самое сравнение не вполне точно: Иисус Христос, во время Своих страданий, получил удары по лицу, но не по приказанию Своих судей. Если бы они даны были по приказанию Каиафы, то Спаситель, может быть, что-нибудь и сказал ему на это неприличное забвение своего первосвящсннического достоинства и обязанностей судьи. Выражение, «стена подбеленная» не тождественно ли с выражением Спасителя: «крашенные гробы»? Возражают, что Павел сам признал себя виновным, говоря: «Я не знал, что он первосвященник». Если Павел извиняется, – значит, признает себя виновным. Но в чем? В том, что говорил так первосвященнику? Нет. Он отвечает только, что не знал, что говорит с начальствующим в народе своем. Значит, он не берет своих слов и, в сущности, усиливает вину, потому что дает понять, что он замолчал бы из уважения к достоинству первосвященника, но не изменяет своего мнения о его поведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНИЯ [евр.  ,  , сокр.  ,   - Господь милостив; греч. Ανανας], первосвященник при имп. Клавдии и Нероне ; сын Недевея (Иосиф Фл. Иуд. древн. ХХ 5. 2). Иосиф Флавий сообщает, что А. получил свой титул от царя Ирода Халкидского (Ibid. 1. 3). Когда св. ап. Павел на суде перед Синедрионом начал речь словами: «Мужи братия! Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян 23. 1), А. приказал бить его по устам. В ответ прозвучали пророческие слова апостола: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная: ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян 23. 3). В 66 г. по Р. Х., в начале Иудейской войны , А., симпатизировавший римлянам, был схвачен зилотами и убит (Иуд. война. II 17. 9). Лит.: Барсов М. В. Сб. ст. по истолковательному и назидательному чтению Деяний св. апостолов. М., 19032; L ü demann G. Das frühe Christentum nach den Traditionen der Apostelgeschichte: Ein Kommentar. Gött., 1987; Toole R. -F. Ananias//ABD. Vol. 1. Свящ. Афанасий Гумеров Рубрики: Ключевые слова: АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)

http://pravenc.ru/text/114718.html

Может быть также, слова апостола показались ему дерзким самохвальством и даже Богохульством, после того как Павел обвинялся в нарушении закона и осквернении храма. Как бы то ни было, поступок первосвященника был явным беззаконием, которое не должно было остаться без столь же сильного вразумления. Здесь был оскорблен не только закон, а и правда. Здесь была оскорблена и чистота совести апостола, и, наконец, личная честь его, как римского гражданина, и оскорблена самим судиею! Очевидно, резкое слово апостола нисколько не нуждается в оправдании: оправдание его в самих обстоятельствах дела. При том апостол «не хотел подвергнуться презрению тысяченачальника (по-видимому, здесь присутствовавшего, ср. Деян.23:10 ). Если этот не осмелился бичевать его и хотел предать его иудеям, то, когда слуги стали бить его, тогда он явил еще большее дерзновение, обратился не к слуге, но к самому повелевшему» (Златоуст). Деян.23:3 .  Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбелен­ная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. «Бог будет бить тебя». Это и укоризна, и пророческое предсказание, что Бог отмстит нанесенную обиду. И действительно, спустя несколько лет, в начале Иудейской войны, Анания погиб от руки сикариев, как изменник (Флав., О войне, II, 17, 9). «Стена подбеленная!» – образное обозначение пустоты и низости кажущегося величия (подобно выражению «гроб повапленный» Мф. 23, 27 ), извращения личности, лицемерия. « Стеной подбеленной» называет его потому, что хотя Анания принимал светлый образ человека, который как бы защищает закон и судит по закону, но мысль его полна беззакония. Поэтому Павел и изобличает в нем лицемерный вид наружного расположения к закону» (Феофил.). Некоторые сравнивают поступок Павла с подобным же случаем на суде Спасителя и находят, что Павел показал пример менее достойный для подражания, чем пример Спасителя. Так, блаж. Иероним, приводя укорительное выражение Павла, задается вопросом: «где же то терпение Спасителя, Который, будучи ведом, как агнец на заклание, не отверзает уст Своих, и так кротко спрашивает ударившего: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Но кто же осмелится произнести осуждение на действие апостола, сравнивая самообладание человеческое с самообладанием Богочеловека, Который, страдая телом, стоял превыше всякой плотской неправды и человеческой слабости!».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Без сомнения, в значительной мере ежедневная деятельность людей проходила за пределами городских стен: они пасли стада, выращивали урожай, доставали воду, добывали сырье и строительные материалы, например, глину, камень и городами. Но даже в мирное время люди возвращались на ночь домой, в круг городских стен, где семья собиралась вместе, спокойно и мирно ужинала и отдыхала. Если городу угрожал набег или война, между горожанами и врагом оказывалась стена; у жителей города даже было преимущество, так как они могли смотреть на нападающих сверху вниз и метать в них снаряды. На городских стенах происходили захватывающие события библейского повествования: дом Раав располагался в городской стене ( Нав.2:15 ); тело мертвого царя Саула повесили на стене вражеского города ( 1Цар.31:10 ); Авимелеху проломили голову мельничным жерновом, который бросила женщина с башни городской стены ( Суд.9:52 ); царицу Иезавель сбросили со стены три дворцовых евнуха, и кровь ее окропила стену ( 4Цар.9:30–35 ); Павел спустился ночью со стены Дамаска и бежал ( Деян.9:23–25 ). Короче говоря, на городских стенах в Древнем мире происходили важные события. Так как стены защищали город, они стали средоточием общественной и гражданской деятельности. Многочисленные библейские упоминания о городских воротах или о сидении у городских ворот показывают, что городской совет располагался непосредственно у входа в город. В Книге Притчей Премудрость делает объявление «при входах в городские ворота» ( Притч.1:21 ) и «с возвышенностей городских» ( Притч.9:3 ). Городские ворота явно часто выступали в роли места философских дискуссий и судебных заседаний ( Руф.4 ; Притч.31:23 ; Ам.5:10, 15 ). Помимо заметных оборонительных стен древних городов израильтянам были знакомы и другие стены – это заборы и ограды, стены вокруг домов, ограждения и стены в священных местах, а также горы и реки, служившие естественными заграждениями для захватчиков. Если стены были в плохом состоянии или небрежно построены, это невозможно было скрыть косметической побелкой ( Иез.13:10–15 ). Лицемер подобен такой «подбеленной стене» ( Деян.23:3 ). Его истинный характер скрыт лишь тонким слоем респектабельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Правильная реакция – отойти в сторону, уйти от столкновения, когда это возможно, а если невозможно, то и противостоять. Ведь противостоять хамству можно и со смирением, и совершенно по-христиански. Апостола Павла первосвященник приказывает бить по лицу, а он говорит на это: «Так будет бить тебя Бог, стена подбеленная». Самое главное – в нашем противодействии не должно быть ответного хамства. Но тут, как правило, все определяется тем состоянием, в котором мы находимся – состоянием нашего сердца, нашей христианской жизни. Долго ли свои потерпят – «Они ж свои – перетопчутся» – это пренебрежительное отношение к своим, родным, мне кажется, мы замечаем не только в миру, но и в жизни Церкви. «Ничего, потерпят». Наряду с таким унизительным отношением мы видим откровенное заискивание перед людьми, к Церкви имеющими весьма отдаленное отношение. Не отдаляет ли это от Церкви людей, которые как раз и считаются «своими»? – Да, к сожалению, «свои – потерпят» – это достаточно распространенный шаблон, характерный для многих областей нашей действительности, в том числе и для жизни церковной. Что можно об этом сказать? Что такое отношение к людям, с которыми тебя объединяет одно отечество или, еще больше, одна вера, недопустимо? Мне кажется, что это настолько очевидно, что лишний раз не имеет смысла констатировать подобную истину: каждый здравомыслящий человек и так в этом убежден, а тот, кому нужно ее как-то доказывать, обосновывать… Скорее всего, тут мы мало преуспеем: для того, чтобы думать иначе, нужно иметь какое-то глубокое внутреннее повреждение, какие-то «особые» взгляды, своего рода броню из них, через которую очень и очень трудно пробиться. Наш народ на протяжении многих веков привык терпеть такие условия жизни, которые большинством европейских народов воспринимались бы как невозможные. И речь не только о материальных условиях, но и о том, что гораздо важнее: о свободе, об уважении власти к народу, о возможности развиваться и самостоятельно выбирать свой жизненный путь. И эта терпеливость далеко не всегда является добродетелью. Добродетельно лишь осознанное смирение, являющееся христианским выбором человека, его личным подвигом. А смирение по необходимости, смирение от безысходности, в основе которого лежит не волевое решение, а полное безволие, весьма мало отношения имеет к христианству.

http://pravmir.ru/nado-s-nami-pozhestche...

Услышав эти слова, сотник немедленно передал их тысяченачальнику, а тот, узнав, что Павел и родился в почетном звании римского гражданина, «испугался, что связал его».   Павел перед синедрионом «На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону и, выведя Павла, поставил его перед ними. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь (см. Исх. 22, 28). Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу. Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость.   Заговор иудеев против Павла В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (не только в столице иудейства, но и в столице язычества). С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел, и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла». Но тысяченачальник Клавдий Лисий, предупрежденный об этом заговоре, видя возбуждение народа и желая спасти жизнь Павла, которого не считал достойным смертной казни, решился передать это дело на суд правителя Феликса и препроводил Павла под стражей к нему в Кесарию, при объяснительном письме к Феликсу, что хотя и обвиняют Павла члены синедриона в спорных мнениях, касающихся закона их, но что, по его мнению, «нет в нем вины, достойной смерти или оков».

http://pravoslavie.ru/put/3221.htm

Поведение его в отношении св. Павла представляет образчик его характера. Едва только апостол высказал первые слова, как Анания с явным пренебрежением ко всякой законности «стоявшим пред ним приказал бить его по устам». Возмущенный таким явным оскорблением, св. Павел, несмотря на свое обычное смирение, вспыхнул сильным гневом. Нет между людьми такого совершенного характера, который бы, при всем великодушии и снисходительности, не носил в себе зародыша негодования к невыносимой неправде. Чувствуя жестокую боль от удара, св. Павел воскликнул: «Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня». Приводя это выражение, блаж. Иероним задается вопросом: где же то терпение Спасителя, Который, будучи ведом, как агнец, на заклание, не отверзает уст Своих и так кротко спрашивает ударившего: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня! Но кто же осмелится произнести осуждение на действие апостола, сравнивая самообладание человеческое с самообладанием Богочеловека, Который, страдая телом, стоял превыше всякой плотской неправды и человеческой слабости». Но мы считаем необходимым привести на память читателям, что не один раз Сам Господь Иисус Христос, обличая лицемерие и дерзость, давал полную свободу Своему праведному гневу. Присутствующие были, по-видимому, поражены смелостью возражения св. Павла, потому что спросили его: «Первосвященника Божия поносишь?» «Я не знал, братия, что он первосвященник», и прибавил, что если бы ему это было известно, то он не назвал бы его «стеной подбеленною», ибо ему ведомо Писание: «начальствующего в народе твоем не злословь». Может показаться удивительным неведение св. Павла о том, что Анания был первосвященником, и нет повода объяснить причину произнесенного им же жесткого слова тем, что апостол не придавал никакого значения первосвященству Анании, который был первосвященником только по имени или тем, что говорил в эту минуту, осуждая в нем человека, а не первосвященника, или не признавал первосвященником человека, допустившего себе такую противозаконную дерзость.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разрушенная стена в Библии прежде всего символизирует поражение. Бог предсказывает Иисусу Навину о стене Иерихона, что она «обрушится до своего основания» ( Нав.6:4 ). Когда Иоас наносит поражение Амасии, ключом к завоеванию является факт, что он «разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных, на четыреста локтей» ( 2Пар.25:23 ), и такие же разрушения совершает Навуходоносор в большем масштабе, когда угоняет народ в рабство ( 2Пар.36:19 ). Если стена – образ Божьего благословения, ее разрушение – знак Божьего суда. Когда Бог объявляет о суде над Иудеей, это описывается «как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение» ( Ис.30:13 ). В других местах Бог изображен как проломивший стены Израиля ( Пс.88:41 ), сокрушивший стены Моава ( Ис.25:12 ) и разрушивший стены виноградника, символизирующего Иудею ( Ис.5:5 ). Как положительный, так и отрицательный образ стены метафорически может быть отнесен и к отдельной личности. В Притч.25:28 говорится: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим». Подобным образом, ложный оптимизм пророков, провозглашавших мир, которого не было, сравнивается с оптимизмом людей, которые надеются на непрочную, но побеленную стену; Бог разрушит ее ( Иез.13:10–15 ). Павел называет первосвященника Ананию «стеной подбеленной» ( Деян.23:3 ). Наконец, стена, отделяющая одну область от другой, может быть как отрицательным, так и положительным образом. Если стены ветхозаветного храма не позволяли мирянам входить в священное место, то в Новом Завете «заветы обетования», которые были «преградой», стоящей посреди иудеев и язычников, разрушены и упразднены Христом ( Еф.2:14 ). См. также: БАШНЯ ; ВОРОТА, ВРАТА, ДВЕРЬ ; ГОРОД ; КРЕПОСТЬ, ТВЕРДЫНЯ ; ОГРАДА, ОГРАЖДЕННОЕ МЕСТО . Читать далее Источник: Словарь библейских образов : [Справочник]/Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010