Архив Пн Вышел в свет 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 7 февраля 2024 г. 10:47 Вышел в свет 71-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе московского Симонова монастыря, и завершает подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове. Особенностью тома является его преимущественно биографический характер. В частности том содержит информацию об аскетическом писателе епископе Эдесском Феодоре; благоверном князе Феодоре Стародубском, убитом в Орде; преподобном Феодоре, игумене монастыря Хора в Константинополе; египетском подвижнике Феодоре, основателе нитрийского монашества; преподобном Феодоре Молчаливом, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре; преподобномученике Феодоре, умученном князем Мстиславом Святополчичем; пострадавшем при Юлиане Отступнике Феодоре Антиохийском; мученике Пергийском Феодоре, убитом при императоре Антонине Пие; преподобном Феодоре (Иване Ушакове), дяде адмирала Федора Ушакова, прославленном в Санаксарском монастыре. Том также содержит статью о самом выдающемся русском флотоводце Федоре Ушакове. Приводятся подробные биографические данные, рассказывается о канонизации и иконографии святого. В статье о епископе Мопсуестийском Феодоре рассказывается о предшественнике несторианства, выдающемся представителе Антиохийской школы, почитаемом в Церкви Востока. Подробно рассматриваются его сочинения, антропология, христология и мариология. Читатель сможет узнать о деятельности выдающегося византийского писателя Феодора Метохита, византийского исповедника второго периода иконоборчества Феодора Начертанного, византийского церковного историка Феодора Чтеца. Российскому читателю, вероятно, будут знакомы жития боярина Феодора, умученного в Орде вместе с князем Михаилом, а также благоверного княжича Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. К числу сербских святых относится Феодор (Сладич), сожженный турками в Боснии в 1788 г. Сербскую тему продолжают биографии агиографа и гимнографа Феодосия Хилендарца и архиепископа Белградского и митрополита Сербского Феодосия (Мраовича), короля Стефана Драгутина (в монашестве Феоктиста). Болгария представлена известным исихастом, продолжателем дела преподобного Григория Синаита Феодосием Тырновским.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Снова о выставке «Двоесловие/Диалог» Ответ на статью Игоря Романова 14.03.2019 1487 Время на чтение 4 минуты От редакции: В наш адрес поступило письмо от художника Гора (в святом крещении Григория) Чахала, которое мы публикуем полностью. Напомним, что «Русская народная линия» предоставляет возможность любому православному христианину высказать свою точку зрения по любому вопросу, даже если его взгляд противоречит позиции редакции. Уважаемая редакция «Русской народной линии», 7 марта 2019 года на вашем портале была опубликована статья Игоря Анатольевича Романова « Горит Приморье », в которой я был безосновательно назван кощунником, а выставка ДВОЕСЛОВИЕ/ДИАЛОГ в Татьянинском храме МГУ, которую я курировал, была названа грубым, дерзким вызовом Богу и объявлена одной из причин лесных пожаров, охвативших Центральную Россию в 2010 году. Я, как православный христианин, прихожанин храма «Большое Вознесение» у Никитских Ворот на основании документа, принятого 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», который в пункте 3.2 «о противодействии клевете» рекомендует требовать от редакции СМИ опровержения не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство Церкви и ее представителей сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации, хотел бы защитить Церковь и её представителей от клеветы. Выставка, о которой идёт речь в статье, была организована с разрешения Святейшего Патриарха Кирилла протоиереем Максимом Козловым, профессором МДА, в то время являвшимся настоятелем храма св. Татианы, открывал её владыка (тогда архимандрит) Тихон (Шевкунов). Выставка вызвала довольно ожесточённую полемику между сторонниками и противниками диалога Церкви и современного искусства, в том числе и на страницах вашего портала. Но, закрывая дискуссию о. Тихон последнее слово предоставил о. Максиму Козлову, который выразился так: «Выставка " Двоесловие/Диалог " , проходившая в актовом зале домового храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова с 31 мая по 13 июня 2010 года, показала сложность и необходимость дискуссии об отношении Православной Церкви к современной культуре. Самым важным аспектом экспозиции стала не её художественная значимость, а та реакция, которую она вызвала в обществе.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/14/sn...

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас одни корни, мы ветви одного древа О митрополите Никодиме (Ротове) и правильном отношении к католикам 17.08.2016 1674 Время на чтение 10 минут От редакции : Несомненно, эта статья вызовет дискуссию. И это тот случай, когда стоит специально отметить во избежание недоразумений, что автор выражает свою личную точку зрения, а не позицию редакции. В любом случае, думаем, стоит поблагодарить автора за смелость в отстаивании своих взглядов. Цитируем Святое Писание: «Бог есть любовь» - и ненавидим. Произносим слова молитвы перед Святым Причастием: «Первее примирися тя опечалившим» - и продолжаем враждовать. За тысячу лет, как отпал Рим от Православной Церкви, у нас православных христиан накопилось к католической церкви немало претензий и обид, мы не согласны с их догматами и канонами, наши святые отцы справедливо осуждали их вероучение, у нас нет с ними евхаристического общения. Но все же, несмотря на все эти многовековые расхождения в догматах, на все взаимные обиды, разве, в конце концов, не должна примирить нас обращенная ко всем христианам заповедь Божья - «Да любите друг друга!» «Мы добиваемся не победы». «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас», - писал во второй половине 4-го века великий вселенский учитель святитель Григорий-Богослов. К тому времени уже прошло немало лет, как в Никее состоялся Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. Сам основатель этой ереси, не признававший основной догмат христианской церкви о Единосущии Бога-Сына Богу-Отцу, давно умер, однако богопротивное дело нечестивца продолжали его многочисленные последователи. Арианство стало в Римской империи направлением христианства, которое поддерживалось государством. Отказавшийся признать арианскую ересь не только господствующей, но и равноправной ортодоксальной ветви учения Христова - почитаемый православный святой архиепископ Афанасий Великий был изгнан со своей Александрийской кафедры. И только, когда к власти пришел император Феодосий Великий, никейская формула христианства была утверждена им в Римской империи в качестве единой государственной религии. «В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром», - гласил изданный в 380 году в Фессалониках эдикт императора Феодосия Великого «О вселенской церкви». - Ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/18/...

Как отец Иоанн Кронштадтский американку благословил Протестантская писательница Изабель Хэпгуд о своей встрече с православным святым 29 июля, 2015 Протестантская писательница Изабель Хэпгуд о своей встрече с православным святым Изабель Хэпгуд – американская писательница и переводчик, бывшая одной из главных фигур в диалоге между западным христианством и православием. Путешествуя по царской России, она неоднократно встречалась с отцом Иоанном Кронштадтским, а затем написала о нем статью в американской газете. Метью Нейми , содиректор «Общества истории православного христианства в Америке»: «Сейчас, век спустя трудно представить себе, какова была слава и всемирная известность святого Иоанна Кронштадтского. Он был самым известным православным священником в мире. О нем писали все крупнейшие газеты – The New York Times, Chicago Tribune, The Washington Posm…b 1891 издание The Idaho Avalache посвятило ему почти всю первую полосу. Газеты в Висконсине, Орегоне, Огайо, Джорджии писали о совершаемых им чудесах. Например, в The Iowa City Citizen появилась заметка «Слепой прозрел на похоронах святого Иоанна». В The Boston Globe его назвали «некоронованным Папой русским». Его дневник, «Моя жизнь во Христе», был переведен на английский, и тираж разошелся по всей Америке. Для множества американцев святой Иоанн вообще символизировал православие как таковое. Сегодня нет фигуры, которую можно было бы сравнить с ним; возможно, не появится такой и в будущем. У самого святого Иоанна была личная заинтересованность в контактах с православием в Америке – он жертвовал деньги на строительство Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. Зайдите в этот храм и вы увидите там иконы святых-основателей храма: святого Тихона и святого Александра; служивших в нем святителя Рафаила, святого Иоанна Чикагского, святого Алексия Товта и тех, кто поддерживал строительство финансово: царя Николая II и святого Иоанна Кронштадтского. В 1895 году протестантка Изабель Хэпгуд (1851-1928), родившаяся в Бостоне и ставшая потом переводчицей французской и русской литературы, а также переводившая тексты православных служб, много путешествовала по России. Позже она написала очерк о святом Иоанне – тогда известном как отец Иоанн Сергиев, священник Андреевского собора в Кронштадте. Этот очерк был опубликован в августе 1895 года в газете The Independent. Вот эта статья.

http://pravmir.ru/kak-otets-ioann-kronsh...

Теперь вот «достойную» отповедь Саулкину написал священник. При этом, обличая Виктора в несдержанности, страстности, сам о.Алексий свой ответ написал в стилистике мало чем отличающейся от текста Саулкина. Вобщем получился не разговор священника с мирянином, а спор представителей двух партий. Единственное, что я могу сделать в данном случае, опубликовать статью, когда не работает форум, чтобы не распалять страсти. Гл.редактор РНЛ Анатолий Степанов. «Не хочется в очередной раз смущать о.Алексея Бачурина, но закончу словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами»/Виктор Саулкин, обозреватель радио «Радонеж», статья «Благоразумное предательство»/ Смущение - признак двоедушия или одержимости какой-либо страстью. Никакого двоедушия по данному вопросу во мне нет. Никакой страстью по данному поводу я не одержим. Никакого смущения по прочтении этой, примечательной по многим параметрам, статьи я не испытываю. Я испытываю горькое сожаление и недоумение - вот это совершенно точно. Я испытываю недоумение, видя, как православный человек, до сих пор вполне уважаемый мною православный публицист, профессионально работающий со словом и оказывающий влияние на души многих людей, который, казалось бы, должен чувствовать вес и значение каждой буквы, употреблённой им, цитирует в качестве подтверждения истинности своей позиции не Божие Слово, не высказывания Святых Отцов, или наших русских святых: Александра Невского, Фёдора Ушакова, не Александра Суворова, не Царственных Страстотерпцев, или любого из наших новомучеников и исповедников, число которых поистине подобно песку морскому или звёздам небесным - выбирай, что хочешь, что ближе твоей душе! - но изречение самого главного большевика, человека, имя которого накрепко связано, прежде всего, с безжалостным истреблением православной Церкви на одной шестой части земного шара, воздвигшего дьявольское капище на месте, святом для всякого русского человека, увенчавшего башни древнего Кремля сатанинскими пентаграммами! Я не смущаюсь: я расцениваю это, как циничный плевок в лицо мне, священнику, позиция которого по данному вопросу автору очень хорошо известна.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/29/...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Солдат Вермахта - православный святой Невероятная история о невероятном человеке Владимир Шкляев   17:57 31.03.2021 2248 Время на чтение 13 минут Удивительная статья об удивительном святом. Нашел её на просторах интернета. В ней рассказано, как усилиями митрополита Берлинского Марка в 2012 году прославлен в лике святых новомучеников солдат вермахта, создавший молодежную группу сопротивления «Белая роза»! Он боролся с фашизмом в воевавшей с СССР Германии и с несколькими его товарищами и был казнен на гильотине. Вопрос, если кто знает: прославлен ли хотя бы кто-то из 34 млн. призванных в армию в годы Войны советских людей? А из «гражданских», таких, как деревенский староста Матвей Кузьмин? А из множества партизан и подпольщиков, среди которых были даже подростки, а из десятков миллионов тружеников тыла? На последней перед Войной переписи населения СССР большинство людей записались православными. Похоже, что мы вновь " ленивы и не любопытны " ... Привожу целиком эту статью. Особо хочется подчеркнуть в этом деле роль митрополита Марка, краткий и сильный рассказ о котором мне довелось прочитать в книге «Не святые святые». В тексте я постарался сохранить сноски о фотографиях.

http://ruskline.ru/video/2021/03/31/o_ne...

С.П. Григоровский О Родстве и свойстве Виды и степени родства и свойства, исчисление степеней и о значении родства и свойства как препятствия к браку по действующим узаконениям 1 Работа обер-секретаря Святейшего Синода Сергея Григоровского «О родстве и свойстве», впервые опубликованная в 1894 г., посвящена указанию степеней родства и свойства, препятствующих заключению церковного брака. Вследствие своего практического удобства брошюра, снабженная множеством рисунков и схем, выдержала до революции ряд переизданий. К работе приложена статья того же автора, написанная в 1899 г., о запрещениях к восприемничеству при Святом Крещении. Книга будет полезна священникам, а также всем православным христианам, готовящимся вступить в брак или крестить своих детей. В церковно-приходской практике священнослужителю нередко приходится иметь дело с такими вопросами, правильное разрешение которых является для него в большинстве случаев затруднительным вследствие отсутствия в нашей духовной литературе сборников действующих по духовному ведомству узаконений 2 . С особенною настоятельностью сказывается для священнослужителя потребность в таких чисто практического характера сборниках при разрешении вопросов из области брачного права, и прежде всего одного из существеннейших отделов этого права – отдела о родстве и свойстве. Дабы не допустить брака в запрещенных церковными правилами степенях родства и свойства 3 и тем не навлечь на себя строгой ответственности пред духовным судом 4 , священнослужитель должен уметь с точностью вычислить родство или свойство между брачующимися, а затем разрешить на основании действующих узаконений и вопрос о дозволенности или недозволенности брака при наличности исчисленных степеней родства или свойства между желающими сочетаться браком. В помощь священнослужителям при разрешении этой далеко не легкой и ответственной для них задачи мы и предложили в 1894 г. настоящий наш труд, в коем имели в виду в возможно краткой и простой форме изложить существенные понятия о родстве и свойстве, способы вычисления степеней родства и свойства и, наконец, действующие по духовному ведомству узаконения относительно браков, воспрещенных по родству и свойству между брачующимися.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prepja...

Свечи в церкви Как возник обычай возжигать свечи и лампады. Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме. Правило возжигания свечей в храме. Духовное значение церковной свечи — нашей жертвы Богу. 23 мая, 2005 Как возник обычай возжигать свечи и лампады. Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме. Правило возжигания свечей в храме. Духовное значение церковной свечи — нашей жертвы Богу. Как ставить свечи в церкви? Что это означает, для чего это нужно? Данная статья — это наставление православному христианину о церковной свече. Как возник обычай возжигать свечи и лампады Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами — одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37). В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы — возжигал светильники на всю ночь. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», — восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). «Слово Твое — светильник ноге моей»,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105). Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.

http://pravmir.ru/nastavlenie-pravoslavn...

Новый том «Православной энциклопедии» рассказывает об Иуде, Италии, Йемене, иудаизме и йоге 15 июня, 2012. Новостная служба Вышел в свет очередной, 28-й, том «Православной энциклопедии», который продолжает публикации материалов на букву «И». 15 июня. ПРАВМИР. Вышел в свет очередной, 28-й, том «Православной энциклопедии», который продолжает публикации материалов на букву «И», сообщает «Интерфакс-религия» . Том открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире, сообщает сайт Московского патриархата. Центральная публикация тома посвящена Италии. В ней, помимо общего исторического и религиоведческого очерка, содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обошли вниманием авторы и церковную музыку, а также знаменитых итальянских композиторов, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Среди публикаций страноведческого характера — статья «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму. Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», «Иуда, Праведный», «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове — преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др. В статье «Исход» не только приводится анализ 2-й книги Пятикнижия с точки зрения текстологии и структуры ее содержания, но и рассматриваются вопросы, касающиеся археологических данных и контекста египетской истории. 28-й том также содержит статью, посвященную одной из неканонических книг Ветхого Завета — «Иудифи Книга». Новозаветную тематику в томе представляет статья о послании Иуды. Затрагиваются в нем и апокрифы, в том числе гностический текст, известный как Евангелие Иуды.

http://pravmir.ru/novyj-tom-pravoslavnoj...

  Осторожно, выставка! Накануне приговора Интервью для радио «Радонеж» Протоиерей Александр Шаргунов   Духовная и нравственная оценка этой мерзости православной общественностью, и не только православной, явственно прозвучала. Что касается правовой оценки, это дело суда, согласно Уголовному Кодексу. Важно, чтобы авторы этих бездарных кощунственных коллажей получили не символическое наказание. Очень уж они уверены в своей полной безнаказанности. Соответствующая статья в Уголовном Кодексе существует неслучайно. Но закон как бы не для них написан. Они - рецидивисты. Суд один уже был, их признали преступниками. Агрессивная наглость, тем более с обещанием и впредь устраивать такое же, должна быть остановлена. Одна из главных задач для них - «сделать пролом», создать прецедент. Гельману и его прихвостням надо, чтобы все увидели, что это не страшно - по крайней мере, не очень страшно. И начали тиражировать кощунства по всей стране. Не будем повторять постоянно и справедливо высказываемые предложения: «Попробовали бы они с мусульманами или иудеями такое устроить». Как будто здравое предложение - запретить им выставляться в течение, допустим, десяти лет. Но ведь в атмосфере вседозволенности они плодятся, эти «гады, имже несть числа, животные малые с великими». К тому же, подобно преступникам из сферы бизнеса, получившие запрещение смогли бы действовать и под чужими именами. Прокурор потребовал три года лишения свободы. Вероятно, это по аналогии с осужденным недавно на такой же срок известным публицистом, якобы за разжигание национальной ненависти. Отметим, между прочим, что в этом случае никто из правозащитников даже не шелохнулся. А здесь - страшно представить, какой визг поднимется во всем мире, уже уверенно перешагнувшим всякие запреты и приближающимся к рубежам «абсолютной свободы». На этом строится логика сторонников условного наказания: «Не будем делать из них мучеников». Единственное, что хотелось бы мне сделать накануне вынесения приговора, - напомнить о святом Феофане Затворнике, отличавшимся подлинно христианской, несравненной добротой.

http://moral.ru/zapret.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010