Рубрики Вечно молодой, вечно пьяный? Как не спиться в ожидании старости 10 мин., 23.07.2019 Поделиться Люди боятся старости. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести небольшой мысленный эксперимент. Представьте себе ребенка, мечтающего стать взрослым. Вполне обычная картина, не правда ли? Столь же естественно будет выглядеть и молодой человек, видящий себя в будущем зрелым и состоявшимся мужчиной. Но вот образ зрелого человека, мечтающего стать стариком, — это полная нелепость, в которую невозможно поверить. Седина в бороду Люди не любят думать о старости и стараются всеми силами отодвинуть ее приближение. Что, в общем-то, не удивительно: ведь страх старости на самом деле не что иное, как опосредованный страх смерти, приблизившейся к человеку на минимальную дистанцию. И сколько бы мы внутренне ни противились такому объяснению, сколько бы ни придумывали других причин, суть явления от этого не изменится. Мы боимся ее, потому что доподлинно знаем одну неприятную истину: вступая в эту пору жизни, мы выходим на финишную прямую, в конце которой нас ожидает вовсе не гром оваций, а траурный марш. Старость — предвестник смерти. Это очень болезненная мысль, а человеку свойственно избегать боли. Поэтому в его внутреннем мире происходит очень любопытная подмена: он как бы «прячется» от старости, продолжая в душе осознавать себя молодым, даже если в бороде его давно серебрится седина, а на голове сияет лысина. Причем, происходит всё это неосознанно, и сам человек может даже не догадываться о том, что в его психике сработал этот механизм защиты от травмирующих мыслей. Он просто живет, старея, но не принимая своего возраста. И ни дата в паспорте, ни безжалостное зеркало, ни подрастающие внуки не могут поколебать его внутреннюю убежденность в своей молодости. Дело в том, что наша психика обладает удивительным свойством «перекраивать» реальность. Мир вокруг себя и себя в этом мире мы воспринимаем не напрямую. Наши органы чувств дают лишь некую разрозненную первичную информацию, на основании которой наше сознание выстраивает целостную картину мира. Но определяться она будет не только информацией, которую предоставляют нам наши пять чувств, но в куда большей степени — опытом всей нашей предшествующей жизни, уже сформировавшимися представлениями о вещах, явлениях, процессах. А опыт и представления у каждого — свои. Поэтому образы мира и себя в этом мире тоже глубоко индивидуальны. И неосознаваемое «бегство от старости», о котором мы говорим, — это лишь один из очень многих вариантов искаженного восприятия реальности.

http://foma.ru/vechno-molodoi.html

О том, почему именно сегодня невежество – грех, о примерах горячей тяги к знаниям и пагубности пренебрежения к ним, что о мудрости говорит Библия, какая судьба ждет народ, равнодушный к учению, – рассуждает протоиерей Андрей Ткачев . Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами попробуем взвалить на себя непростую ношу, а именно: разговор о невежестве. Когда мы говорим о грехах, нам ясно, чт о – грехи . Воровство – грех, сквернословие – грех, нарушение поста – грех, блудных много грехов… Посмотрел, послушал, рассказал, раскрыл чужую тайну и т.д. – тоже грех. Перечень грехов довольно большой. Попутно скажу: есть книжечки с перечислением грехов, и я таких книжек очень боюсь и никому не советую их читать, потому что они доходят в «определении грехов» до странностей – смешных странностей: «делала химическую завивку», например… Грех многообразен, его полным полно кругом, и каталогизировать его невозможно, поэтому святые отцы для того, чтобы дать нам четкое понимание, как жить и как не жить, называли главные страсти, которые исчисляются у некоторых семью, у некоторых восемью . Гордость, уныние, блуд, объедение и т.д., а уже из этих страстных корневищ вырастает очень много разных побегов, и нет смысла всё это считать. В современном мире никакой доктор не скажет вам, сколько есть болезней, потому что болезней насчитали, понавыдумывали и описали и подвергли научной классификации уже сотни, тысячи, десятки тысяч. «Медицинская энциклопедия» – это страшная книга: ее откроешь и думаешь: «Боже, неужели это всё есть у человека? Люди всем этим болеют?» Примерно то же происходит с грехами. Кстати, Библия очень скупо говорит о болезни. Какие болезни вы знаете из Библии? – Сломанный зуб, ослепший глаз, от старости ослабевшие руки или ноги, совершенно мистическая болезнь проказа, которая воспринималась как явное, прямое наказание Божие, и нужно было у священника пройти освидетельствование, что ты от нее исцелился, если исцелился. Еще какие-то болезни… Других нет. А раз нет, значит, этого и не было. Люди как-то жили, доживали до старости, слабели естественным образом от старости, но они не были раздираемы на части болезнями печени, почек, легких, гортани, трахеи, глаз, кровеносных сосудов… – всего этого просто не было. Человек был действительно физически здоровее.

http://pravoslavie.ru/92529.html

священноинок Дорофей Глава 15. Поучение о соблазнах и суете мира сего О братья, жизни нашей время, словно вода, быстро течет. Дни лет наших, словно дым, рассеиваются по воздуху, уменьшаются и исчезают вскоре. Век человеческий, как ночная мгла, отступающая от лица земли. От утра юности человеческой и до вечера старости многие страсти борются с каждым человеком и колеблют душу. И, словно волны морские, восстают на душу житейские наслаждения, прихоти и вожделения. Ничтожное поприще – век человеческий, но через него перепрыгнуть – как через огонь. Ибо дьявол прельщает, борет и опаляет любую душу житейскими наслаждениями, суетными тленными делами, ленью и разными удовольствиями от юности до старости и до гроба. Подобает нам покорить плоть духу и отвергнуть все бесовские наваждения, а все жизненные наслаждения, лень, прихоти и вожделения мирские отбросить от душ наших мужеством, терпением и твердостью. Ибо всякого человека прельщает дьявол из часа в час жизненными наслаждениями, радостями, прихотями, вожделениями и различными удовольствиями и мирскими делами до старости и до гроба, отводя от Бога и добродетелей. О человек, что творишь, неразумный, губишь время свое спасительное непрестанно, всю жизнь телу своему угождаешь! Что получить хочешь от плоти? Тогда ли начнешь трудиться ради спасения своего, тогда ли начнешь совершать добрые дела и соблюдать святые заповеди Христовы и повеления Его, когда смертная кончина застигнет тебя не подготовленным? Пока есть время совершать добрые дела, не совершаешь, не беспокоишься, не терпишь и не трудишься. Что собираешься говорить и делать, окаянный и неразумный, когда смерть, придя, захватит тебя неподготовленным и несовершенным? О, как начнешь терзаться тогда, плача, сетуя и рыдая горько. Не львиным ли рыком захочешь зареветь, или как другой какой-нибудь зверь, от великих бед и печалей, огорчений и болезней душевных и сердечных. Скрежеща зубами, бия себя руками и тоскуя при кончине своей, думая и говоря: соблазнился я, окаянный, спасительное время жизни моей, отпущенное мне для труда, покаяния и спасения, погубил леностью и небрежением, и различными погибельными делами, сливаясь с малодушными людьми и мирянами и уводя себя мало-помалу разными делами и заботами. Не начнет ли сердце твое тогда рыдать безутешно, разрываясь на части?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Мне некогда стареть! Наступление старости связано не с календарным возрастом, а с состоянием души и духовного поиска 07.12.2020 890 Время на чтение 3 минуты Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования о восприятии возраста старости, ожидаемой и идеальной продолжительности жизни. «В разные эпохи в разных странах люди по-разному определяли и определяют возрастной рубеж, за которым начинается старость. В наши дни россияне считают, что старость начинается с 62 лет, - говорится в исследовании ВЦИОМ. - В среднем при своем нынешнем образе жизни и в текущих обстоятельствах россияне ожидают дожить до 78 лет. При этом женщины настроены дожить до 81 года, а мужчины до 74 лет. Минимальное названное значение — 30 лет (среди женщин — 37 лет, среди мужчин — 30 лет), а максимальное — 150. В идеальных же условиях россияне могли бы дожить до 85 лет, а максимально прожить целых 200 лет. Самые распространенные проблемы, с которыми приходится сталкиваться пожилым россиянам, по мнению наших соотечественников: бедность, низкие пенсии — 71%, ухудшение здоровья, различные болезни — 44%, а также ощущение ненужности, невостребованности (19%) и одиночество (17%). Пожилые люди в России, по мнению наших соотечественников, вызывают у окружающих уважение (54%). Считают, что к ним относятся без уважения, 43% опрошенных, чаще жители городов-миллионников (48%)». Результаты опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин: Каждому человеку Господь даёт своё время. Мне 81 год, но я не чувствую себя старым, одряхлевшим и равнодушным человеком. Я родился ещё до Великой Отечественной войны. В детстве стал ходить в храм и учить закон Божий. Со временем я стал замечать различия между верующими и атеистами.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/07/mn...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Расскажи-ка мне, матушка 12.03.2010 345 Время на чтение 8 минут Для своих очерков я ищу экстраординарные сюжеты и лечу на них, как бабочка на цветок. Вот и на сей раз узнала, что в городе Ломоносов Ленинг радской области настоятелем храма Святителя Спиридона служит священник Олег (Емельяненко), отец пятерых детей, который открыл при храме зоопарк. У батюшки удивительно смиренная и необыкновенно красивая матушка Ольга Державина, которая покорила меня своей христианской мудростью. А чего ж и удивляться, ведь она из священнической семьи, где, кроме неё, ещё десять детей. Все её родные и двоюродные братья стали священниками, а сёстры, выйдя замуж за священников, - матушками. В итоге семейство Державиных- Емельяненко насчитывает двадцать священников. Я попросила матушку Ольгу рассказать об одном из самых дорогих ей людей. - О бабушке можно? - спросила она деликатно. - Звали её Нина Васильевна. Какая же она у нас была мужественная. И какую трудную жизнь прожила. И сколько добра людям сделала. Вот бы походить на неё. Бабушка с детства болела - порок сердца да повышенное давление мучило чуть ли не всю жизнь. Но мы никогда не слышали от неё жалоб, и она никому не досаждала своей старостью. Силы она черпала, конечно же, в вере, в церкви, где она долго-долго пела в хоре. Двух своих дочерей воспитала сама, так как муж погиб на фронте. С девочками пережила блокаду: работала в госпитале посудомойкой, что и помогло всем им выжить. Она соскребала остатки еды с тарелок, с кастрюль, складывала в посудинку и приносила голодным дочерям. Несмотря ни на какие трудности прожила до глубокой старости. И за что меня Господь миловал, удивлялась, освободив на старости лет от всех болезней. Жизнь её семьи была такой благочестивой, что от крепкого православного корня и побеги пошли богоугодные. За упокой её души молились двадцать священников и их матушки - все её зятья и внуки... 27 января 2ОО9 года многочисленная семья съехалась в Санкт-Петербург отметить 97-й год её рождения. За большим столом разместились с трудом. Как это и свойственно старикам, она вспоминала свою жизнь, особенно блокадную, как будто чувствовала, что ей не перезимовать, что последний раз видится с родными, приехавшими со всей России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Старость – не радость» начинается в России с 59 лет Вопреки бравурным заявлениям проводников т.н. «пенсионной реформы», научные исследования показали, что старость у нас наступает раньше выхода на пенсию 20.03.2019 89550 Время на чтение 5 минут Как сообщают некоторые еврейские издания , удовлетворенные относительно поздним наступлением фактической старости в Израиле (74 года), среднестатистическая старость в России наступает в возрасте ниже 60 лет. Медицинский журнал «Ланцет» опубликовал исследование, проведенное учеными из США, Норвегии и Испании, в котором сравнивается скорость старения жителей разных стран. В своей работе ученые отталкивались не от средней продолжительности жизни в 192 рассматриваемых государствах, а от данных о том, в каком возрасте проявляются те или иные старческие заболевания. Проанализировав данные с 1990 по 2017 год, ученые пришли к среднему показателю наступления старости у человека во всем мире - 65 лет. Так, например, японцы начинают ощущать себя на условные 65 лет примерно в 76 лет. Раньше всего старческие болезни и сопровождающие их проблемы настигают жителей Папуа-Новой Гвинеи - 45 лет. Затем следуют Маршалловы острова - 51 год, Афганистан - 51,6, Соломоновы острова - 53,4, Лесото - 53,6... замыкает десятку быстро стареющих стран Микронезия с возрастом 55 лет. Израиль вошел в топ-10 стран, занял в общем рейтинге 9-е место, по данным авторов исследования, у среднего израильтянина преклонный возраст наступает в 74 года. Первую позицию в рейтинге поделили Япония и Швейцария - в этих странах жители чувствуют себя на 65 в возрасте 76,1 года. Далее - Франция и Сингапур - 76 лет, Кувейт - 75,3. Также в десятку вошли Южная Корея и Испания - 75,1, Италия - 74,8, Пуэрто-Рико - 74,6, Перу - 74,3 года. В Великобритании старость наступает в 70 лет, в США - 68. В России - в 59 лет. На Украине - в 57 лет, в Белоруссии - в 60. Полный список стран и их показателей можно посмотреть в приложении к статье на страницах 12-15.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/20/st...

Глава 1 1–4. Старческая болезнь Давида. 5–10. Заговор Адонии. 11–31. Объявление воли Давида о престолонаследии Соломона. 32–40. Вступление Соломона на царство, помазание его и триумфальное шествие. 41–53. Рассеяние партии Адонии. 3Цар.1:1 .  Когда царь Давид состарился, вошел в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. 3Цар.1:2 .  И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю. 3Цар.1:3 .  И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. 3Цар.1:4 .  Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее. 1–4 ст., как затем и ст. 5–10, образуют введение к главному рассказу 1 главы – о вступлении Соломона на царство: как дряхлость Давида (ст. 1–4), так и заговор Адонии (ст. 5–10) могут объяснить, почему Соломон еще при жизни Давида занял престол его. Ст. 1 начинается соединительным союзом «и» также, как и некоторые другие ветхозаветные книги (Левит, Числа, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1-я Царств, 2 Паралипоменон, 2-я Ездр, Иезекииля, Ионы), что не необходимо указывает на связь содержания последующей библейской книги с предыдущей, но в данном случае ( 3Цар. 1–2 ) представляют как бы органическую часть 2-й книги Царств, заканчивая изложенную там историю царствования Давида. Возраст Давида в описываемый в ( 3Цар.1–2 ) момент равнялся, судя по ( 3Цар.2:11 ) ср. ( 2Цар.5:4 ), семидесяти лет. Болезнь и дряхлость (marasmus senilis) Давида в эти не столь еще преклонные годы являются последствием чрезвычайных трудов и испытаний, понесенных им в пору юности и в зрелом возрасте (указание на преждевременную старость Давида видят уже в ( 2Цар.21:16–17 ) ). Слабосилием Давида объясняется и недостаток теплоты в его организме, упадок температуры тела (Мидраш объясняет болезнь Давида как последствие явления Ангела ( 2Цар.24:16–17 ). По мнению Клерика, отсутствие теплоты в теле Давида произошло «ex nimio mulierum usu».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Девятнадцатый день. Поучение 2-ое. Преподобные Варлаам и Иоасаф. (Христианская вера – неоцененное сокровище). I. Ныне воспоминаем преп. Варлаама и Иоасафа, царевича индийского. Начало христианству в Индии было положено апостолом Фомой, который принял там и мученическую кончину. Но вследствие недостатка в учителях, христианство в Индии после Фомы начало ослабевать, а затем усилиями царей и совсем искоренилось. Особенно ревностно преследовал христианское учение, пресвитеров и иноков царь Авенир. Одни из христиан добровольно отдавали себя на мучение, другие бежали в пустыни; были и отпадавшие от веры. У царя родился сын Иоасаф. Царь собрал своих волхвов и спрашивал их, какая судьба ждет его сына. Волхвы отвечали, что Иоасаф будет могущественнейшим из всех царей; один же из волхвов прибавил: «думаю, что он примет христианскую веру, которую ты гонишь». Авенир опечалился этим предсказанием и, чтобы помешать его выполнению, хотел воспитать своего сына в совершенном уединении, чтобы ни откуда не могла проникнуть к нему мысль о христианстве. Иоасаф жил в прекрасном дворце, окруженный воспитателями и придворными; обязанность их состояла в том, чтобы никого из посторонних не допускать к Иоасафу и чтобы все печальное было удалено от глаз его: смерть, болезнь, старость, печаль. Ум Иоасафа постоянно был занят разнообразными предметами, лишь бы эти предметы не печалили его. Царь очень любил сына и часто посещал его. В одно из таких посещений Иоасаф начал жаловаться ему на свое уединение и усиленно просил отца, чтобы он позволил ему выходить из дворца. Авенир наконец ему это позволил, дав приказание прислужникам, чтобы они, сопровождая царевича, не допускали его видеть или слышать ничего печальнаго. Пользуясь дозволением отца, Иоасаф выходил из дворца очень часто. Однажы увидел он прокаженного и слепого и спросил, что это за болезни и со всеми ли бывают болезни? Ему отвечали, что болезни постигают по преимуществу того, кто излишне пользуется благами жизни. Виденное и слышанное очень опечалило царевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О расслабленном Проповедь на Евангелие от Марка (2 глава), прочитанная 28 марта 2021 г. в Свято-Никольском храме Киева 28.03.2021 687 Время на чтение 5 минут Дорогие, братья и сестры! Мы слышали сегодня повествование о расслабленном немощном человеке, которого принесли к ногам Иисуса Христа его друзья. Исцеление и прощение грехов – вещи взаимосвязанные. Это понятно, поскольку болезнь есть следствие греховности человека. Человек стал подвержен болезни и смерти в результате грехопадения прародителей: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Однако бессмысленно искать каких-то конкретных связей между теми или иными грехами – таких связей мы не обнаружим. Но есть неполнота жизни, обусловленная грехопадением и его последствиями. Эта неполнота порождает болезни, делая в конечном счете падшего человека смертным. Даже смерть от старости – это продолжение «болезни», обретенная у запретного Древа в Эдемском саду. К этому парализованному страдальцу обратил Иисус слова Свои: «Прощаются тебе грехи твои» (Мр. 2:5). Прежде, чем исцелить нашу плоть, следует исцелить дух. Болезнь – это скверна, и в представлении иудеев больные – это те, на кого Бог гневается. Конечно, совсем не обязательно во всех случаях связывать болезнь непосредственно с грехом, как это делали иудеи. Но каждый иудей вполне бы согласился с тем, что сначала должно быть прощение грехов, а уж потом исцеление. Что и произошло в тот счастливый для горемыки день. Однако поговорим об обратной стороне этого события – обратим внимание на, казалось бы, малозначимые персонажи описанного в Евангелии. Вот Иисус входит в Капернаум. Его теснят толпы людей, запрудившие улочки этого небольшого города. Подойти к Нему вплотную не представляется никакой возможности. В это время четыре человека принесли расслабленного, чтобы просить о его исцелении. Они по наружной лестнице с трудом взбираются на плоскую крышу дома, прокапывают глиняную кровлю, кропотливо разбирают потолок и на веревках опускают расслабленного к ногам Христа.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/28/...

Д.А. Авдеев Молитвы в унынии Акафист Всемогущему Богу в нашествии печали Кондак 1 Возбранный Воеводо и Господи, радосте и веселие рабом Твоим, идеже Ты, тамо потребляется всякая печаль, идеже несть Тебе, тамо всякая радость суетна. Призри на мя грешнаго, погибающаго в беде сей, и явлением спасения Твоего посети мя, зовуща: Господи мой, Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей. Икос 1 Ангелов Творче и Господи сил, спасения ради иадшаго человека не возгнушался еси Девического Чрева, последи же заплевания, поношения и поносную смерть претерпел еси, Слове Божий, благ бо еси и Человеколюбец. Сие помышляя, дерзаю приступити к Тебе и со слезами молитися: Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго; Господи мой, Господи, пришедый не праведный спасти, но грешный, избави мя от напасти сея. Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего; Господи мой, Господи, крестом Твоим мир миру Твоему даровавый, ниспосли мир Твой смущенней души моей. Господи мой, Господи, Своею смертию смерть упразднивый, упраздни яже на мя козни лукаваго; Господи мой, Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей. Кондак 2 Видевый многия образы, человеколюбия Твоего, явленныя на бывших прежде мене грешницех, дерзнух и аз возвести к Тебе очи мои, живущему на небеси: помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, избави мя горькия сея печали и сподоби радостию и веселием пети Тебе: Аллилуиа. Икос 2 Разумную мя тварь сотворил еси, Создателю мой, аз же окаянный приложихся скотом несмысленным и уподобихся им, прогневах бо благость Твою, Спасе: сего ради праведно сею скорбию поразил мя еси; еже познах и каяйся к Тебе прибегох, сице моляся: Господи мой, Господи, сохранивый мя в юности моей, сохрани мя от врагов, нападающих на мя; Господи мой, Господи, подкрепление тела моего в старости моей, укрепи мя духом и телом изнемогающаго. Господи мой, Господи, Наставниче мой, настави мя на путь спасения; Господи мой, Господи, радосте моя, даруй ми, да возрадуюся о милости Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010