Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Царство Божье/Царство небесное (Kingdom of God/kingdom of heaven) Царство Божье – одна из основных тем Нового Завета, в котором это словосочетание само по себе встречается более сотни раз. Особенно видное место эта тема занимает в синоптических евангелиях, играя там важнейшую роль в раскрытии смысла миссии Иисуса. Хотя выражение «Царство Божие» в Ветхом Завете не встречается, тема царствования или царского владычества Бога развивается в том же духе и служит излюбленным образом поэтов и пророков. Царствование Бога в Ветхом Завете . Псалмопевец провозглашает: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» ( Пс.102:19 ). А верующие в Израиле «да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем... Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое во все роды» ( Пс.144:11–13 ; ср. Пс.21:29 ; Дан.2:44; 3:33; 4:31; 7:27 ). В так называемых псалмах восшествия на престол ( Пс.44; 92; 95; 96; 97; 98 ) содержится богатый образами материал, способствующий пониманию проповеди Иисуса о Царстве Божьем. Неоднократно повторяемое заявление, что «Господь царствует», эмоционально воспринимается с радостью и пением, охватывающими весь сотворенный порядок, когда к человеческой хвале с игрой на музыкальных инструментах присоединяются шум моря, рукоплескание рек, ликование гор и деревьев в лесу. Радуются земля и все, что на ней, ибо Божье Царство распространяется на весь сотворенный порядок. В этих псалмах прославляется факт, что Бог царствует, но также предвосхищается, что Он станет «Царем» в том смысле, что проявит Свою трансцендентную царскую власть в конкретном мире людей, народов и природы. Бог прославляется за то, что Он использовал Свою царскую власть в эпохальных событиях истории Израиля, архетипом которых были исход и переход через море. В песни Моисея ( Исх.15:1–18 ) напоминаются могущественные дела Бога по избавлению Своего народа. Господь Израиля проявил (себя «мужем брани» (и более сильным, чем боги Египта, сверхдержавы того времени; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ ), и Он «будет царствовать во веки и в вечность» ( Исх.15:3,18 ). Бог владычествует над всем творением ( 1Пар.29:11 ), но конкретное выражение Его царствование находит во взаимоотношениях с Его избранным народом Израиля ( Исх.19:6 ; 1Пар.28:5 ). Важными символами этого царства являются Сион и храм, ибо они символизируют Его присутствие в центре святого пространства Израиля и воспринимаются как точка, в которой соединяются небо и земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иуда Иуда [евр. Йехуда, «восхваление Господа» (ср. Быт. 29:35 )]: 1) четвертый сын Иакова и Лии ( Быт. 29:35 ; Быт. 35:23 ). Когда его братья Симеон и Левий мстили ⇒ Сихему за бесчестие их сестры Дины, И. не принимал в этом участия ( Быт. 34 ). И. предложил продать Иосифа, вместо того чтобы убить его ( Быт. 37:26,27 ). Отделившись от своих братьев, И. поселился по соседству с одолламитянином Хирой ( Быт. 38:1 ). Дочь хананея Шуы родила ему трех сыновей: Ира, Онана и Шелу. Старший сын Ир, прожив недолго в браке с Фамарью, умер; Онан также умер в наказание за то, что не желал в левиратном браке (⇒ Брак ) продолжить род умершего брата. И. отложил брак Фамари со своим младшим сыном, т.к. боялся за его жизнь. Но Фамари удалось, переодевшись блудницей, соблазнить И. и зачать от него. Она родила близнецов Фареса и Зару. Фарес стал предком ⇒ Давида , а след., и Иисуса ( Руф. 4:18–22 ; 1Пар. 2:5,9–16 ; Лк. 3:33 ), «льва от колена Иудина» ( Откр. 5:5 ). Во время второго путешествия сыновей Иакова в Египет И. взял на себя ответственность перед отцом за Вениамина, а затем предложил себя в рабы Иосифу вместо Вениамина ( Быт. 43:8,9 ; Быт. 44:18–34 ). Иаков на пути в Гесем послал И. вперед себя к Иосифу ( Быт. 46:28 ). Благословляя своих сыновей, Иаков дал И. благословение с обетованием ( Быт. 49:8–12 ); 2) потомки И. образовали одноим. колено. При первом исчислении народа в пустыне число боеспособных мужчин колена И. составляло 74 600 человек ( Числ. 1:26,27 ); к концу странствования по пустыне оно увеличилось до 76 500 человек ( Числ. 26:22 ). В обоих случаях колено И. оказывалось самым многочисл. Оно возглавляло колонну израильтян на марше и первым разбивало стан в период странствований по пустыне ( Числ. 2:3–9 ; Числ. 10:14 ), во время жертвоприношения при освящении жертвенника ( Числ. 7:12 ), при разделе и завоевании Ханаана ( Нав. 15:1 ; Суд. 1:1.2 ), в войне с вениамитянами ( Суд. 20:18 ). В Нав.15 описан удел И. в земле обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Хлеб (Bread) Хлеб из пшеницы или ячменя был в библейские времена одним из основных продуктов питания. Его значение (в Сир. 29:24 он назван «главной потребностью для жизни») явствует из слов «хлебная опора» ( Иез.5:16; 14:13 ), в которых выражается мысль, что хлеб дает человеку возможность ходить. Это настолько очевидно, что под хлебом часто понимается просто «пища», и такое употребление этого слова сохраняется в современных переводах. Выражение «не одним хлебом» ( Втор.8:3 ) означает «не одной пищей» (ср. Быт.3:19 ; Чис. 21:5 ; Лк.15:17 ). Хлеб не только служил пищей для человека, но и использовался в религиозных обрядах. Он был одним из приношений Господу ( Исх.29:2 ; Лев. 2:4–16 ). Законом устанавливалось также, чтобы на столе перед Святым-святых всегда лежали двенадцать свежих хлебов (так называемых «хлебов предложения», Исх.25:30 ; 1Пар.9:32 ; Евр.9:1–5 ). Кроме того, по ветхозаветному закону, на пасху предписывалось есть пресный хлеб ( Исх.12:1–28 ). Хлеб как дар . Предложение хлеба часто служило проявлением гостеприимства ( Быт.14:18 ). Это было столь распространенным обычаем, что Иисус, отправляя миссионеров, сказал им не брать с собой хлеба ( Мк.6:8 ). Предполагалось, что хлеб им будут давать те, кто примет их послание. Но прежде всего хлеб – это Божий дар. Ибо именно Бог исполняет благ алчущих ( Лк.1:53 ). Поэтому за хлеб возносят благодарение ( Лк.9:16 ). Хлеб производится человеком – человеческими руками готовится тесто ( Мф.13:33 ) и выпекается сам хлеб ( Ис.44:19 ), – однако тесто невозможно приготовить, если нет зерна, а зерно невозможно вырастить, если нет дождя, который посылает Бог ( Мф.5:45 ). Библейские представления находят выражение в традиционной еврейской молитве: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, сотворивший плод земли». Тот факт, что Бог дает хлеб в буквальном смысле, показан в нескольких знаменательных рассказах о чудесах. Ходившие по пустыне и оголодавшие израильтяне нашли на земле манну, то есть «хлеб, который Господь дал вам в пищу» ( Исх.16:15 ; ср. Пс.77:25 ). Когда Елисею не хватало хлеба, чтобы накормить сто голодных людей, Господь сказал: «Насытятся и останется». И действительно, люди наелись, и еще осталось ( 4Цар.4:42–44 ). Иисус дважды чудесным образом накормил очень большую толпу людей всего несколькими хлебами и рыбами, которых хватило всем ( Мк.6:30–44; 8:1–10 ) – эти действия служат примером божественной заботы и проявления гостеприимства в широких масштабах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Пляски, танцы (Dancing) Пляски по своей сути всегда символичны. Они сопровождаются смехом, весельем, хороводами, кружениями, беготней и прыжками. Это живой круговорот, в котором ритмические художественные телодвижения служат выражением чувств и мыслей. В Библии еврейское слово, обозначающее танцы, имеет и другие значения, например, боли при родах ( Мих.4:9 ; Ис.21:3 ; см. РОЖДЕНИЕ ), гибель в бою воина ( Иез.30:4 ), прыжки животных от страха или радости ( Пс.28:6 ; Ис.13:21 ) или насмешки ( Иов.30:1 ). Символ прославления . Танцы служат, в первую очередь, физическим и визуальным средством вознесения хвалы, прославления и благодарения Бога. В Библии они часто сопровождаются пением и музыкой. В прославлении Бога телодвижения сочетаются со звуками человеческого голоса и инструментов. Пляски – один из способов благодарения и исповедания Бога. Псалмопевец призывает хвалить Бога «с тимпаном и ликами... Все дышащее да хвалит Господа!» ( Пс.150:4, 6; 149:3 ). Пляски и музыка связаны с Пророчеством. Пророчица Мариамь призывала женщин своего времени танцами благодарить Бога за предоставление победы над египтянами ( Исх.15:20–21 ). Это происходило в атмосфере празднования победы, когда женщины встречали возвращавшихся воинов. Этот образ помогает также правильно понять стих Ис.52:7 , который следовало бы перевести следующим образом: «Как прекрасны... ноги танцующей женщины [причастие женского рода в еврейском оригинале; курсив наш], возвещающей мир». Плясками прославляли Божью победу на поле битвы и человеческие «орудия», которые использовал Бог ( Суд.11:34 ; 1Цар.18:6–7; 21:11; 29:5 ; см. НЕБЕСНЫЙ ВОИТЕЛЬ ). Встречавшие Саула пророки тоже плясали и играли на музыкальных инструментах ( 1Цар.10:5 ). В Библии пляски всегда символизируют радость в противоположность скорби: «И Ты обратил сетование мое в пляску, снял с меня вретище и препоясал меня веселием» ( Пс.29:12 ср. Плч.5:15 ; Ек.3:4 ). Когда Давид и израильтяне с плясками, пением и игрой на инструментах несли ковчег завета в Иерусалим, о безудержном танце Давида пред Богом говорится, что он скакал изо всей силы. С одной стороны, прославление Бога важнее занимаемого положения, классовых и имущественных различий ( 2Цар.6:14–21 ). С другой стороны, восторженное поклонение Богу не может быть важнее послушания ( 2Цар.6:5–7 ; 1Пар.15:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В подобном не собственной, смысле в Писании эти наименования прилагаются иногда и к людям, напр. именем elohim называются судьи и другие богоизбранные мужи ( Исх.4:16; 21:6; 22:8, 28 ; Втор.19:17 ; Пс.40:9; 81:1, 6 ; сн. Ин.10:34–35 ), имя сына Божия или сынов Божиих усвояется благочестивым потомкам Сифа ( Быт.6:2 ), народу израильскому ( Втор.14:1; 32:5–6 ; Суд.20:2 ; Иер.31:9 ; Ос.2:1 . Пс.72:15 и др.), его царям ( Пс.81:6 ; 2Цар.7:14 ) и избранным людям ( Пс.102:13 ), а в новом завете – возрожденным от Бога благодатью Св. Духа ( Ин.1:12 ; Рим.8:14 и др.). Таким образом и наименование ангелов богами и сынами Божиими не может служить основанием для утверждения, будто ангелы суть лишь низшие боги по сравнению с Иеговой. III. Ложно и то утверждение рационализма, будто ангелы по смыслу ветхозаветного учения не личные существа, а только олицетворения божественной силы и могущества, или даже олицетворения явлений природы. В библейских упоминаниях об ангелах они неизменно представляются существами личными. Как в особенности согласить с этим мнением все такие действия ангелов, как славословие ими Бога, поклонение Богу, смирение пред Ним? Что значило бы также усматривание Богом недостатков в ангелах? Как примирить с этим мнением наименование ангелов, обычное и постоянное у пророков, воинством Иеговы, различение их по именам и по степеням, ясно предполагающее их личное и отдельное от Бога и мира бытие? В оправдание этого мнения особенно указывают на находящиеся в ветхом завете упоминания и символические изображения высших небесных духов – херувимов и серафимов. Таковы упоминание о Херувиме и пламенном мече обращающемся, чтобы охранять путь к древу жизни ( Быт.3:24 ; ср. Иез.28:13, 14, 16 ), изображения херувимов с распростертыми крыльями, на ковчеге завета ( Исх.25:18 ), на завесе и покрывалах скинии ( Исх.26:1, 31; 36:8, 35 ), в храме Соломоновом ( 3Цар.8:6–7 ), название их колесницею ( 1Пар.28:18 ), представление Самого Бога сидящим и летающим на херувимах ( Пс.17:11; 98:1 ; 1Цар.4:2 ; 2Цар.6:2 ), особенно же описания херувимов у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

9:4–6 Происхождение переселенцев из числа потомков Иуды прослежено до его сыновей (см. ком. к 2,3–9): Фареса (9,4), Силома (9,5), если предположить, что «Шилон искаженное написание имени «Силом», ср. 2,3; 4,21–23 и Чис. 26,20 ) и Зары (9,6). 9:7–9 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,7–9 . 9:10–13 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,10–14 . 9 начальствующий в доме Божием. Родословие первосвященников ранее уже было прослежено летописцем (ср. 6,12–15). 9:14–16 Ср. отличный от данного перечень в Неем. 11,15–18 . 9:15–16 сын Асафа... сын Идифуна. Названные левиты были начальствующими над певцами (6,39; 16,41). 9 в селениях Нетофафских. Нетофаф город поблизости от Вифлеема ( Неем. 7,26; 12,28 ). 9:17–21 Неем. 11,19. См. также перечень привратников в 26,1–19. Здесь же названы поколения привратников вплоть до времен Давида (ср. 26,2–14). 9:22–27 были на страже у ворот. Летописец рассказывает о распределении обязанностей между привратниками. Для скинии Давида требовалось по двадцать четыре привратника в каждую из трех, дежуривших в течение суток, смен. Дежурство между привратниками распределялось по жребию (26,12–18). 9:28–34 На левитов был возложен целый ряд обязанностей по обеспечению храмового богослужения. Освобождены от них были только музыканты-певцы (см. ком. к 15,16–24). 1Пар. 9,35 2Пар. 9,3 . Объединенное царство. Определив посредством родословных перечней, кого следует считать представителями народа Божиего, а также описав его племенное устройство и то, какие земли он населял, летописец переходит к повествованию об объединенном царстве. Рассказав о Сауле (9,35 –10,14), он сосредоточивается на царствованиях Давида (11,1 29,30) и Соломона ( 2Пар. 1,1–9,31 ). 910,14 В отличие от книг Царств, подробно повествующих о возвышении и падении Саула, летописец ограничивается пересказом его родословия (9,35–44) и сообщением о том, как власть от Саула перешла к Давиду (10,1–14). 9:35–44 См. ком. к 8,29–40. 9 Мериббаал. Мериб-Баал. Древнееврейский (масоретский) текст содержит иное написание этого имени Мерибаал (Мериб-Баал, см. ком. к 8,34). Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Чужие художники, конечно, частью оставались в стране и натурализовались, и постепенно Израильтяне научились от них искусствам. 1Цар.8:12 предполагает, что Израильтяне сами в состоянии выделывать даже оружие и боевые колесницы. Железные плавильные печи им теперь столь хорошо известны, что они часто употребляются, как образ ( Втор.4:20 ; Иер.11:4 ), и они хорошо были знакомы с работами плавления благородных металлов ( Ис.1:25 ; Иер.6:29 ; Иез.22:20 ; Мал.3:2 ); ср. также подробное описание горшечного ремесла в Иер.18:3 и д. Причисляются ли в Ис.3:3 обрабатывающие металлы к опорам общества, это не вполне достоверно по лексическим основаниям; во всяком случае они считаются такими позднее, когда при первом взятии Иерусалима все художники с богатыми вельможами были отведены в Вавилон, 4Цар.24:16 . Обычно эти ремесленники, естественно, жили в больших городах, где они, как и теперь еще на Востоке, в разных улицах живут цехами. Так в допленное время в Иерусалиме была улица хлебопеков, Иер.37:21 , и позднее И. Флавий упоминает, что кузнецы и плотники имели свои мастерские в так называемом новом городе, на севере Иерусалима 74 . Равным образом в отдельных деревнях процветали определенные ремесла, напр., ткачество из виссона в доме Ашбеи, и горшечное производство в доме Нетаим ( 1Пар.4:21–23 ) 75 . Что союзы цехов ремесленников в послепленное время считались однородными с союзами родов, было уже упомянуто в § 15. Важнейшие из встречающихся в Ветхом Завете отраслей ремесел следующие: пекари ( Иер.37:21 , αρτοποιο, Ios. Arch. 15,309), составители благовонных мазей ( Неем.3:8 ; Еккл.10:1 ; Сир.49:1; 38:8 ), ткачи 76 ( Исх.28:32 ; 1Цар.17:7 ; Исх.26:1 ) изящное ткачество (Cp. 1Пар.4,21 ), белильщики 77 ( Ис.7:3 ), горшечники ( Иер.18:2; 19:1 и т. д. Сир.38:29 ), кузнецы ( Ис.44:12 ; Иер.24:1 78 и д. Сир.38:28 ), литейщики металлов ( 3Цар.7 ), плотники ( Ис.44:13 ; 4Цар.12:12 ), каменотесы ( 2Цар.5:11 ), строители ( Пс.117:22 ; 4Цар.12:12 ), каменщики ( Сир.38:27 ), штукатуры Иез.13:11 , мастера золотых дел (Πесн.7:12; Суд.17:14 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

особ. ст. 7, 14, 16, 18, 21, – эти черты, в соединении с прообразом Иакова, могут быть усматриваемы и у ( Пс.42:3–4 ; Мф.12:17–20 ), – также в псалмах); в) Давид – пророк и вдохновенный певец, в его дивных песнях горит огонь нравственно-религиозного мессианского идеала, его вдохновенные псалмы проображают в себе силу и властительность учительного слова Господа и Его божественных речей; г) Давид есть " царь», коего одного евангелист величает этим именем, который один только из всех царей Израиля исполнил все хотения Бога и был по сердцу Его ( 1Цар.13:14; 16:1 ; ср. Деян.13:21 и Пс.88:21 ) и ради коего Бог щадил царство Иудейское от заслуженного отвержения – до исполнения меры долготерпения Своего ( 3Цар.11:12–13 ; ср. 2Пар.21:6–7 ), – по типу Давида царя пророк Иезекииль изображает второго Давида – Мессию (34:23–25), и в Новом Завете царство Христово называется царством Давида, а сам Господь именуется сыном Давида ( ; Мк.10:11 ; Лк.1:32 ; Апок.5:5; 22:16 и др.); г) наконец Давид служит прообразом Первосвященника и Ходатая Завета Нового, как создатель скинии и уготовитель ветхозаветного храма Божия ( 2Цар.24:25 ; 3Цар.5:3 ; 1Пар.28–29 глл.; ср. Амос.9:11 ; Деян.15:16 ) и как удостоившийся получить от Бога «Завет Вечный» – прообразы Нового Завета ( 2Цар.7:12–16 ), исполнившегося в лице Христа ( Деян.2:30 ср. Пс. (131:11). Давидом царем кончается эпоха устроения ветхозаветного царства Божия и боговдохноновенные предначертания нравственно-мессианского идеала Устроителя Завета Нового, но в лице того же Давида царя начинается и другая эпоха ветхозаветной теократии – увлечение самого Давида и его царственных потомков в чувственность, в идолослужение, в уклонение от нравственно-религиозного мессианского идеала, – а вследствие сего – постепенное и медленное, но неизбежное падение царства. Это и отмечает евангелист в словах: «Давид же царь родил Соломона от Уриевой (жены)». Эти слова выражают значение второй эпохи родословия ( 2Цар.11:2; 12:25 ), в коей евангелист уже не отмечает никаких нравственно-мессианских прообразов и только исключает трех потомков Иорама от дочери Ахава и Иезавели, коих род обречен был на полное истребление в царстве Израильском и к коему в царстве Иудейском, ради Давида и завета Божия с ним, мог быть только применен закон об исключении потомства ненавидящих Бога до третьего и четвертого рода ( 2Пар.21–25 глл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

пришедшие... из Гефа. По всей видимости, Давид установил добрые отношения с жителями Гефа еще во время своего пребывания у гефского царя Анхуса ( 1Цар. 27,1–12 ). 15 Еффею Гефянину. Этот чужестранец в скором времени станет одним из доверенных военачальников Давида наряду с Исавом и Авессой (ст. 21, 22; 18,2.5.12). 15 вчера. Это нужно понимать, видимо, в условно-фигуральном смысле (см. ком. к ст. 18). 15 там будет и раб твой. Преданность, выказываемая иноземцем Давиду, особенно замечательна на фоне измены своему царю многих израильтян. 15 поток Кедрон. Протекающий с севера на юг поток Кедрон отделял Иерусалим от Елеонской горы. по дороге к пустыне. В Септуагинте это место, древнееврейский текст которого допускает некоторые разночтения, переведено как «масличный путь в пустыне». 15 Садок... Авиафар. См. ком. к 8,17. ковчег Божий. См. ком. к 1Цар. 3,3; 4,3 . 15 возврати ковчег Божий. Давиду (в противоположность старейшинам Израиля в 1Цар. 4,3 ) явно чуждо магическое толкование чудесной силы ковчега. 15 пусть творит со мною, что Ему благоугодно. Давид смиренно принимает всевышнюю волю Господа (ср. слова Илии в 1Цар. 3,18 ; также 10,12 и ком.), но это не мешает ему принимать практические меры для спасения своей жизни (ст. 27,28, 32–36). 15 возвратись в город с миром. Садок, Авиафар и его сыновья окажут Давиду ощутимую помощь в борьбе с Авессаломом (17,15–21). 15 на равнине в пустыне. Предположительно имеется в виду местность поблизости от реки Иордан (17,16). 15 гору Елеонскую. См. ком. к ст. 23. голова у него была покрыта; он шел босой. Выражение скорби и печали ( Есф. 6,12 ; Ис. 20,2–4 ; Иер. 14,3.4 ). 15 разрушь совет Ахитофела. Давид молит Господа о том, чтобы тот покарал изменившего друга за предательство. Измена Ахитофела нашла свое отражение в горестных словах Пс. 40,10 , которые в НЗ применены к предательству Иудой величайшего из сынов Давида ( Ин. 13,18 ). См. также Пс. 3 , называемый «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». 15 Хусий. После молитвы Давида Господь посылает ему того, кому предназначено было расстроить планы восставших. Имя Хусий встречается также в 3Цар. 4,16 и в 1Пар. 27,33 , где, как и в данной главе, он назван другом царя Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

12 пренебрег слово Господа. См. Чис. 15,31 ; 1Цар. 2,30 . сделав зло пред очами Его. См. ком. к 11,27. ты поразил. Не участвуя непосредственно в убийстве Урии, Давид, тем не менее виновен в его смерти не меньше, чем если бы собственноручно поразил его. мечом. Это слово здесь, как и в 11,25, следует понимать в переносном смысле, ибо, как явствует из 11,24, Урия был убит лучниками. 12 не отступит меч от дома твоего во веки. Дом Давидов действительно вскоре начал страдать от тяжких междоусобиц: Авессалом убил Амнона (13,28.29); Иоав убил Авессалома (18,14.15); Соломон повелел предать смерти Адонию ( 3Цар. 2,24.25 ) и Иоава ( 3Цар. 2,29–34 ). 12 Я воздвигну на тебя зло из дома твоего. Эта угроза воплотилась в восстании Авессалома (гл. 15; 16). будет он спать с женами твоими. См. 16,21.22. 12 согрешил я пред Господом. Выслушав обвинительную речь пророка, Давид немедленно и чистосердечно раскаялся в совершенных им грехах (ср. 1Цар. 15,24.25.30 ). Полнее и глубже раскаяние Давида выражено в Пс. 50 . ты не умрешь. См. ком. к 11,5; 12,5. 12 ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его. Более предпочтительным представляется такое прочтение: «Ты этим делом проявил крайнее непочтение к Господу». Однако уже в древних манускриптах это место оказывается немного исправленным; исправление это, видимо, было вызвано желанием смягчить обвинение против Давида (ср. 1Цар. 20,16 ). 12 молился Давид Богу о младенце. За этой молитвой стоит осознание Давидом того, что давать человеку жизнь и отнимать ее может один только Бог ( Втор. 32,39 ; 1Цар. 2,6 ; Пс. 29,4 ). 12 не ел с ними хлеба. См. ком. к 1Цар. 1,7 . 12 пошел в дом Господень, и молился. Подобно Илию и в отличие от Саула, Давид со смирением принял обращенную на него Богом кару (см. ком. к 15,26; 16,11). 12 Я пойду к нему. Т.е. туда, где обитают мертвые (см. 1Цар. 28,19 и ком., а также Быт. 37,35 ). 12 Вирсавию, жену свою. Здесь в первый раз о Вирсавии говорится как о жене Давида (см. ком. к 11,3). Соломон. «Человек мира» наиболее общепризнанный перевод этого имени, в некоторой мере опирающийся на 1Пар. 22,9 . Оно, однако, может быть переведено и как «замена»; в таком случае имя Соломона должно означать, что он был дан Давиду и Вирсавии «взамен» их умершего первого сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010