2:5 . Любовь к Богу человек должен продемонстрировать путем соблюдения Его заповедей ( Втор. 6:5,6 ); эту концепцию разделяли повсюду в Древнем Израиле. 2:6 . В древних нравственных увещеваниях моралисты обычно призывали подражать Богу или знаменитым учителям. Иоанн здесь указывает на образец жертвенной любви Иисуса, вплоть до смерти ( Ин. 13:34,35 ). 2:7,8. В древности парадокс был ярким литературным приемом, который заставлял слушателей задуматься над значением слов; Иоанн использует здесь такой парадокс («древняя, не новая», но и «новая» одновременно). Заповедь о любви была старой, неотъемлемой составляющей слова Божьего (Втор. 6и Лев. 19 – тексты, которые цитировал Иисус – см.: Мк. 12:30,31 ), но и новой заповедью, которая зиждется на новом и совершенном примере ( Ин. 13:34 ). Многие иудейские предания, которые использовали образ «света – тьмы» для описания добра и зла, изображали современный век местом, в котором часто господствует зло, а век грядущий – с позиций победы света. 2:9–11. Сепаратисты, или отступники, изгнанные из христианской общины, к которой обращается Иоанн, разорвали отношения с истинными христианами, тем самым показав, что ими движет «ненависть», а не «любовь». «Ветхий Завет и иудаизм запрещали «ненависть к своим братьям и сестрам» ( Лев. 19:17 ); в контексте иудаизма этот термин относился к собратьям-иудеям (хотя ср. также: 19:34); в контексте христианства он относится к собратьям-христианам. 2:12–14 Наставления, обращенные к разным группам Выражение «пишу вам» вряд ли говорит о намеренном желании подчеркнуть отличие от фразы «я написал»; стилистические вариации были обычны в тексте и призваны разнообразить его, сделать более интересным. Можно было отметить в письме: «я написал», когда речь шла о процессе написания, об еще не оконченном послании; с точки зрения греческой грамматики, это называется «эпистолярным аористом». С одной стороны, обращения «отцы», «юноши» и «дети» (Иоанн не включает сюда женщин, поскольку в языке категорий, которые он здесь употребляет, для смешанных групп использовалась форма мужского рода) могут отражать разные этапы возрастания в христианской вере; см. коммент ко 2:1. С другой стороны, некоторые авторы обращались с разными нравственными наставлениями к разным возрастным группам, акцентируя внимание на конкретных моментах для каждой из них (см., напр., работы греческого «оратора IVb. Исократа; послание греческого философа Эпикура; ср.: Прит. 20:29 ; 2Тим. 2:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2:46,47. Известно, что в то время некоторые учителя проводили занятия во дворах храма. Среди них могли быть такие знаменитости, как Гиллель и Шамай. Вопросы задавали и сами учителя, и те, кто их слушал, но особенно высоко ценились умные вопросы, какие и задает здесь Иисус. Учителя могли отвечать на вопрос встречным вопросом, и ответы Иисуса тоже были разумными. 2:48–51. Заповедь о почитании отца и матери считалась одной из важнейших в законе, и дети, которые еще не достигли взрослого возраста, должны были выражать почтение к родителям послушанием. О сердце Марии см. в коммент. ко 2:19. 2:52. См. коммент. к 1:80; ср.: Иудифь 16:23 ; ср. также: Прит. 3:4 . 3:1–6 Начало служения Иоанна 3:1,2. Начинать историческое повествование, соотнося описываемые в нем события с годами правления царей или других правителей, было принято как в греко-римской, так и в ветхозаветной историографии, и часто такие данные предваряли пророческие тексты или целые книги (напр.: Ис. 1:1; 6:1 ). Лука, таким образом, показывает, что Иоанн приступил к пророческому служению между сентябрем 27 г. и октябрем 28 г. (или, что менее вероятно, годом позже). Тиберий правил с 14-го до 37 г. н. э. Ирод Антипа, сын Ирода Великого (см. коммент. к 1:5), был тетрархом («четвертовластником») Галилеи с 4 г. до н. э. по 39 г. н. э.; Понтий Пилат занимал свой пост с 26-го по 36 г. н. э. Об «Анне и Каиафе» см. в коммент. к Ин. 18:13,19. 3:3 . Неевреи, желавшие обратиться в иудаизм, должны были полностью погружаться в воду, чтобы очиститься от языческой скверны; Иоанн требует исполнения этого обряда («крещения покаяния») даже и от иудеев. См. коммент. к Мк. 1:5 . 3:4–6. словах пророка Исайи см. в Мк. 1:3 ; Исайя предвещал новый исход, когда Бог спасет Свой избранный народ, Израиль. Лука дополняет цитату из Ис. 40 еще двумя стихами – возможно, чтобы закончить этот раздел картиной Божьего спасения; ср.: Л к. 2:30. 3:7–20 Проповедь Иоанна См. более подробный коммент. к Мф. 3:7–12. 3:7 . Считалось, что детеныши ехидны при рождении пожирают чрево своей матери, поэтому выражение «порождения ехиднины» было гораздо более сильным оскорблением, чем просто «змеи». Змеи уползают с горящего поля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

17:6. Бог поручил Моисею открыть Свое имя народу ( Исх. 3:13,15 ); открыв Свое имя, Бог явил тем самым Свою природу ( Исх. 33:19; 34:5,14 ; о будущем см.: Ис. 52:6 ). «Прославить» или «освятить» имя Бога означало продемонстрировать его святость. Согласно учению иудаизма того времени, имя Божье прославляют праведные дела, а греховные поступки порочат его;большинство иудеев молились о скорейшем наступлении того времени, когда Бог прославит Свое имя по всей земле (см. коммент. к Мф. 6:9 ). 17:7–11. Моисей принял слова Бога и передал их Израилю – единственному из всех народов, получившему Его закон: представления о прославлении Иисуса среди учеников и о «соблюдении» их во имя Божье (17:11), вероятно, отражают расширительное толкование еврейских преданий, связанных с Моисеем в Книге Исход. О единстве см. в коммент. к 17:20–26. 17:12. Возможно, здесь Иисус подразумевает Пс. 40:10 , который Он цитирует в Ин. 13:18 . Согласно иудаистскому учению, Бог более сурово обращается с отступниками, чем с урожденными язычниками, поскольку отступники знали истину, но отвергли ее. 17:13–19. Ветхий Завет и еврейские предания подчеркивали, что Израиль отделен от мира и ненавидим миром. Бог «избрал», или «освятил», для Себя Израиль прежде всего тем, что дал ему Свои заповеди (напр.: Лев. 11:44,45 ). (И поныне еврейский народ празднует свое освящение через заповеди, произнося благословение над зажженными в честь субботы свечами.) Если Бог освятил, или отделил Свой народ от других народов, даровав ему закон, то пришествие Иисуса в виде воплощенного закона (см. коммент. к 1–18) отделило Его последователей от мира еще более резко;Иисус говорит о Своих учениках как об истинном остатке Израиля, т. е. верном завету меньшинстве Израиля, которое будет спасено. (На протяжении почти всей ветхозаветной эпохи только часть Израиля в каждом поколении была верна Богу; в некоторые исторические эпохи, например во времена Иисуса Навина и Давида, этот остаток был больше, тогда как во времена Моисея или Илии он был невелик.) Другие еврейские секты, например ессеи, которым приписывают создание Свитков Мертвого моря, также считали, что большинство отступило от истины, и что именно они составляют верный остаток Израиля; эта тема встречается и у ветхозаветных пророков (ср.: Ис. 10:20–22 ; Иоил. 2:32 ; Ам. 9:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

XV и XVI вв. Эта формула включена, напр., в KJV только на основании просмотренного текста с использованием третьего издания греческого текста Эразма Роттердамского; Эразм Роттердамский затем исключил его из последующих изданий.) 5:14–21 Избежать греха 5:14,15. Об основополагающих принципах, с которыми связаны эти стихи, см. в коммент. к Ин. 14:12–14 . Но особый аспект, который здесь подчеркивается, относится к заблуждающимся собратьям, разделявшим представления лжепророков (4:1–6); см.: 5:16,17 (ср.: Мф. 18:15–20 ). 5:16,17. Учитывая, что здесь термин «жизнь» используется для обозначения «вечной жизни, а смерть противопоставляется ей, «грех к смерти», по-видимому, означает прегрешения, ведущие к потере верной жизни (ср.: Быт. 2:17; 3:24 ). Два греха, которые, вероятно, имел в виду Иоанн, – это ненависть к собратьям (отступники были изгнаны из христианского сообщества) и неверное представление об Иисусе (ложное учение о Его тождественности как Господа и «Христа во плоти); см. коммент. к 3:23. Ветхий Завет и иудаизм различали преднамеренный мятеж против Бога, который не может быть прощен обычным образом, и более легкие прегрешения. Здесь более уместны ссылки на некоторые древниееврейские тексты (напр., «Свитки Мертвого моря, «Книгу Юбилеев), где также говорится о наказании смертью за грех, которое было фактически заменено отлучением от общества, а не буквальным исполнением приговора. Те, против кого были совершены эти грехи, могли гарантировать прощение своим врагам через молитвы за них ( Быт. 20:7,17 ; Иов. 42:8 ), но грех преднамеренного отхода от истины Божьей аннулировал молитвы о прощении ( 1Цар. 2:25 ; Иер. 7:16; 11:14; 14:11 ). Иоанн как бы говорит: «Бог простит заблуждающихся верующих по твоей просьбе, но те, кто окончательно отпал в результате своей приверженности ереси, уже вне сферы твоих молитв или (по другому варианту толкования) должны сами «покаяться, чтобы получить прощение». 5:18. Сатана не смог бы тронуть Иова, если бы Бог не допустил этого ( Иов. 1:11,12; 2:3–6 ). Иудаизм признавал, что сатане нужно разрешение Бога, чтобы испытывать Его народ, и что Бог отверг обвинения сатаны против Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3:9 . «Немного успеют», т. е. не преуспеют в учении или просто не достигнут успеха. Ианний и Иамврий в итоге не смогли повторить все знамения Моисея (см. Исход и более поздние иудейские источники); Бог в Свое время разрушит все планы этого еретического направления ( 1Тим. 5:24 ). 3:10. Ученики философов должны были следовать и подражать словам и образу жизни своих учителей. Некоторые другие древние моралисты также использовали оборот «а ты», чтобы подчеркнуть нравственный контраст (ср. также: 3:14; 4:5; 1Тим. 6:11 ). Тот факт, что Тимофей знал о страданиях Павла в Антиохии, Иконии и Листре ( Деян. 13– 14:19 ), указывает на время принятия его семьей христианской вести, т. е. до того, как он начал участвовать в миссионерских странствиях Павла (16:1–3). 3:11. См. коммент. к Деян. 13, 14 . Тимофей был родом из этого района Малой Азии ( Деян. 16:1 ). 3:12. Многие иудеи ожидали гонений со стороны язычников, особенно перед концом времен, но Павел фактически обещает преследования каждому христианину, который живет святой жизнью (ср.: Ин. 15и др.). 3:13. Павел ясно подтверждает свою приверженность многим воззрениям раннего иудаизма, согласно которым в конце времен будет торжествовать зло, при этом грешники будут все более отягощать себя грехом, без всякого контроля (ср.: Иер. 9:3 ). Их окончательно остановит только Божий гнев в конце времен (ср.: Быт. 6:11–13 ). 3:14–17 О Священных Писаниях 3:14,15. Термин «священные писания» также использовался и в произведениях язычников (напр., в культе Исиды), но в иудейских источниках на греческом языке он был синонимом Библии, Ветхого Завета. В составе Писаний перечисляются разные книги, но из списка, приведенного Иосифом Флавием ( Apion1.8,39,40), и более поздних перечней ясно, что они соответствуют " " канону Ветхого Завета. Просмотр текстовСептуагинты показывает также, что речь может идти и о книгах, которые мы обычно называем апокрифами, хотя ни раввины, ни Иосиф Флавий, по-видимому, не воспринимали этот материал как часть Библии. В домах благочестивых палестинских евреев мальчиков обычно обучали «священным писаниям», начиная примерно с пяти лет; обучение Писаниям детей было заповедано в Ветхом Завете ( Втор. 6:7 ; ср., напр.: Пс. 70:17; 77:5–7 ). Многих людей поражало, насколько хорошо еврейские дети знали древние предания и традиции своих предков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

3:14,15. Убийство было смертным грехом по ветхозаветному закону, а потому заслуживало геенны, согласно более поздним иудейским воззрениям. Иисус приравнивал ситуацию, которая ведет к убийству, к самому убийству (ср.: Мф. 5:21,22 ). 3:16,17. Читатели Иоанна ожидали преследований и возможной смерти, хотя, насколько известно, мучеников было немного ( Отк. 2:13 ). Отказ участвовать в культе императора рассматривался как деятельность против государства, и враги этих людей с чувством выполненного гражданского долга предавали их в руки властей. Иоанн также требует от них на практике проявления любви в настоящем. Их оппоненты, которые были изгнаны из общины, возможно, чтобы избежать преследований, несли ответственность за смерть других, как это было с Каином; но истинные христиане должны были жертвовать своей жизнью во имя других ежедневно. Как и в некоторых иудейских концепциях, отнять имущество у нуждающегося означало обречь его на голодную смерть (ср.: Иак. 2:15 ). 3:18. В древней литературе часто соединялись понятия «слово» и «дело» (напр., у Исократа, Демосфена, Квинтилиана, Сенеки, Лукиана, в Прем.); тот, кто надлежащим образом сочетал это, удостаивался похвалы,тот же, у кого слова расходились с делом, считался лицемером. 3:19. В «Свитках Мертвого моря праведные иногда называются «сынами истины» или «уделом истины Божьей». 3:20,21. Иудаизм постоянно подчеркивал, что Бог знает сердце каждого человека (ср.: Иер. 29:23 ); в некоторых текстах Его называли даже «Испытующим сердца». Как выразился автор одной из книг премудрости, «блажен, кого не зазирает душа его» ( Сир. 14:2 ). 3:22–24. Эти предписания как раз и нарушали отступники: оставив христианское сообщество, они продемонстрировали отсутствие любви к своим братьям и сестрам, а также веры в Иисуса как истинного «Христа (2:2), не выдержав испытание верой. Об обетовании ответа на молитву см. в Ин. 14:12–14 . 4:1–6 Испытание духов 4:1 . Иудаизм тесным образом связывал Дух Божий с пророчеством, но признавал и существование ложных пророков, которые, по словам Иоанна, были движимы другими духами. Его читатели должны были понять это; иудеи были знакомы с представлением о том, что помимо Духа Божьего есть и другие духи (см. коммент. к 4:6). В Малой Азии было много впадавших в исступление языческих предсказателей, а также еврейских мистиков, претендовавших на особые откровения; проблема различения духов стояла здесь чрезвычайно остро.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Ст. 9, наверное, самый известный стих Книги Пророка Захарии. Все Евангелия возвещают о том, как Иисус исполнил это пророчество, совершив Свой вход в Иерусалим, сидя на мирном животном. Следует ли отсюда, что этот стих является пророчеством о Мессии и не имеет отношения к эпохе, в которую жил сам пророк? После рассеяния в Иуде царей не было. Императоры мощных мировых держав, Мидо–Персии, Греции и, наконец, Рима, были весьма чувствительны к этой детали ( Ин. 19:12–15 ), и, хотя был короткий период политической независимости Иудеи после восстания Маккавеев в 167 г. до н. э., никто, даже отдаленно напоминающий сего Царя, на исторической сцене не появлялся. Тем не менее это пророчество касалось и иудеев, живших за пять веков до явления Христа, поскольку оно говорило о намерении Бога и, стало быть, о Его отношении к ним. Они оставались Его народом, и Царь их явится. Грядущий Царь праведный и спасающий (букв, «спасенный»). Царь объявляется оправданным и спасенным Богом. Это предполагает ситуацию, в которой враги обвинили и поразили этого Царя, Господь же оправдал и спас. Все это с исключительной ясностью говорит об Иисусе! (Ср.: Пс. 117 , в особенности ст. 22–23, также указывающие на Господа Иисуса.) В прежние времена знатные люди ездили верхом на ослах, не считая его невзрачным животным ( Суд. 10:4; 12:14 ). Даже царь Израильский ездил непременно на муле ( 3Цар. 1:33 ; ср.: 2Цар. 13:29; 18:9 ). Конь и колесница использовались обычно в бою и триумфальном шествии после победы. Так что упоминание этого животного подчеркивает кротость и миролюбие. Этот Царь станет править от моря до моря (т. е. от Средиземного моря на западе до моря, о котором ничего определенного не известно, кроме того, что оно располагается на востоке [возможно, Мертвое море] как в 14:8) и от реки Евфрат в Месопотамии «до концов земли». Иначе говоря, Он будет владычествовать над всем миром. Достоинства Царя поразительны, столь поразительны, что этим пророчеством в значительной мере пренебрегали те, кто нетерпеливо ожидал появления Мессии. (См. коммент. к Пс. 21; 68; 109 .)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Павел противопоставляет земной и небесной Иерусалим ( Гал. 4:25,26 ), и также в Откровении (место распятия Иисуса); ветхозаветные пророки часто сравнивали Иерусалим (Израиль) с Содомом (напр.: Ис. 1:9,10 ; Иер. 23:14 ). Как Египет противостоял Израилю, так и власти Иерусалима притесняли истинных последователей Бога. Преследования церкви со стороны иудейских властей известны из истории Малой Азии ( Отк. 2:9; 3:9 ); ср. этот город с Вавилоном в гл. 17, 18. (Некоторые исследователи указывали на то, что термин «город» в других местах Откровения используется по отношению к Риму. Следовательно, утверждали они, «город» здесь – Рим, который распял Христа в Иерусалиме, илимировая система в целом. Образ «блудницы» [ Отк. 17 ] в Ветхом Завете всегда относился к Израилю или Иудее, которые нарушили свой завет-договор с Богом. Возможно; что помимо ветхозаветных образов Иоанн также имеет в виду более ранние иудейско-христианские «пророчества, обличающие Иерусалим, но переносит их на Рим. Поскольку у нас нет этих пророчеств, то сказать по этому поводу нечего. Вероятно, Иоанн просто показывает связь между иудейскими и римскими властями, которые, как это испытали на себе ранние христиане, объединились друг с другом для преследования.) 11:9. «Три дня с половиною» – это может означать, что мертвые тела двух свидетелей уже разложились; или просто соответствовать трем с половиной годам их пророческой деятельности. 11:10. Относительно «живущих на земле» см. коммент. к 3:10. Подарки друг другу было принято дарить на некоторые языческие праздники и (что вряд ли имеет место здесь) на иудейский праздник Пурим, которыйизраильтяне отмечали в воспоминание своего освобождения из персидского плена ( Есф. 9:19,22 ). 11:11. Дух жизни, входящий в два тела, вызывает ассоциации с Быт. 2и, возможно, с Иез. 37 (ср. с Ин. 20и Заветом Авраама). 11:12. Илия вознесся на небо на огненной колеснице ( 4Цар. 2:11 ), а впоследствии иудейские предания значительно умножили число святых рабов Божьих, взятых живыми на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Праздник опресноков и Пасха изначально были отдельными праздниками, но практически их отмечали одновременно. Пасха справлялась на четырнадцатый и пятнадцатый день месяца Нисана (приблизительно март–апрель). Днем, после полудня, четырнадцатого числа в храме закалались пасхальные агнцы. Поскольку наступление нового дня у евреев начиналось на закате, вечер того же самого дня (по нашему представлению) считался началом пятнадцатого числа, и тогда совершалось празднование. Дни опресноков длились с пятнадцатого по двадцать первое число месяца. В 22:7 четырнадцатое число описывается как Праздник опресноков потому, вероятно, что оба праздника были тесно связаны между собой, или же для читателей, которые использовали календарь, в соответствии с которым новый день начинался в полночь. Евангелист Лука соглашается с евангелистом Марком в том, что Иисус справлял Пасху в установленное время. О хронологии в Евангелии от Иоанна, в котором все происходит на день раньше, см.: коммент. к Мф. 26:17 и Ин. 13:1 . 22:7–13 Приготовления к вечере (см.: Мф. 26:17–19 ; Мк. 14:12–16 ). Чтобы приготовить пасхальную трапезу, ученикам нужно было найти удобное помещение в черте города, а также провизию (ягненок, хлеб, горькие травы и вино требовались обязательно). Судя по инструкциям, можно предположить, что Иисус уже тайно договорился с каким–то другом в Иерусалиме о месте, где Его не потревожили бы. Комната, о которой упоминается в Деян. 1:13 , вероятно, находилась в доме Марии, матери Иоанна Марка ( Деян. 12:12 ). Вид человека, несущего кувшин воды, мог быть довольно необычным; это выглядело как условный знак. 22:14–23 Значение последней трапезы (см.: Мф. 26:20,26–29,23,24 ; Мк. 14:17,22–25,20,21 ; ср.: Ин. 13:21–30 ). Обычно пасхальная трапеза происходила следующим образом: вначале читалась молитва , затем следовали первая из четырех чаш вина, блюдо с горькими травами и соус. Потом вспоминалась история установления Пасхи, пелся Псалом 112 и выпивалась вторая чаша вина. После молитвы съедалось основное блюдо из жареного ягненка с пресным хлебом и горькими травами, и после следующей молитвы выпивалась третья чаша вина. Воспевались Псалмы 113–117 и выпивалась четвертая чаша вина.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

6:10. В это время года, на Пасху, трава была уже достаточно густой (ср.: 6:4), и на ней можно было удобно расположиться. Иоанн называет цифру 5 тыс. «человек» (это греч. понятие включает только мужчин); общее количество народа, включая женщин и детей, могло раза в четыре превышать названное здесь число. Таким образом, Иисус обращается к аудитории, которая по численности сопоставима с вместимостью театра вЭфесе и примерно в четыре раза превышает вместимость театра в галилейской Сепфоре; общение с такой массой народа было большим искусством. 6:11. По еврейскому обычаю хозяин дома воздавал благодарение перед началом (а также после) трапезы. Чудеса умножения пищи упоминаются в Ветхом Завете (ср.: 3Цар. 17:16; 19:8 ) и изредка -в иудаистскойтрадиции (напр., умножение масла в позднейших преданиях о Маккавеях), а также в греко-римских источниках; за основу здесь положены тексты 4Цар. 4 (см. коммент. к Ин. 6:8,9 ) и особенно Исх. 16 (манна; см. коммент. к Ин. 6:31–33 ). 6:12. Греко-римские моралисты и иудейские Учителя резко выступали против расточительства, небрежного отношения к добру; хотя лишний хлеб был дарован чудодейственным путем, эту пищу нельзя расточатьбездумно. 6:13. Остатков было больше, чем исходных продуктов. По римскому обычаю всегда оставляли какое-то количество пищи, чтобы показать ее изобилие, избыток. Иисус проявляет Себя как щедрый хозяин. 6:14. Под «пророком» здесь подразумевается пророк, подобный Моисею, из Втор. 18:15–18 . В дни Моисея Бог чудодейственным образом даровал израильтянам хлеб с неба – манну. Во время Пасхи ( Ин. 6:4 ) надежды на избавление возрастали, поскольку евреи вновь вспоминали, как Бог через Моисея избавил их от угнетателей. 6:15. Некоторые народные вожди в I в. собирали в пустыне множество последователей, веривших, что те способны совершать знамения, как Моисей или Иисус Навин, и свергнуть римское иго; см. коммент. к 6:14.Народ мечтал о чудесах на земле и о земном вожде, подобном Моисею (в некоторых еврейских преданиях – у Филона, раввинов и др. – Моисей рассматривался как царь; ср.: Втор. 33:4,5 ); но не в этом заключалась миссия Иисуса (6:63). Возможно, для читателей, устрашенных притязаниями римского императора на божественную власть (см. введение к коммент. к Книге Откровение), это предостережение было особенно своевременным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010