Числа 33:37–43 : маршрут в Числ. 33:42  показывает, что Израиль прибыл в Пунон вскоре после осуществлённого им рейда возмездия в Негеве. Очевидно, Израиль всё ещё надеялся, что Едом разрешит им пройти по Царской дороге. Из Пунона есть маршрут через вади Дана, который открывает путь на плоскогорье. Но Едом был непреклонен и вторично ответил «нет» ( Числ. 20:18–21 ). Едомляне даже вышли с большим войском, возможно, разместившись на вершине плоскогорья в вади Дана, где открывается обзор местности на Пунон в Араве внизу. «Итак, не согласился Едом позволить Израилю пройти через его пределы, и Израиль пошёл в сторону от него» ( Числ. 20:21 ). 4. Из Пунона через Араву в Ецион-Гавер, Елаф «И обратились мы и отправились в пустыню к Красному морю, как говорил мне Господь, и много времени ходили вокруг горы Сеир (Едом)» ( Втор. 2:1 ). Поскольку Израилю было отказано в проходе по Царской дороге, ему предстояло идти в обход южнее Едома. В древности там не было места для маршрута вдоль Мёртвого моря. К тому же Господь не вёл Израиль в этом направлении. Израиль должен был идти далеко через Араву до Ецион-Гавера, а затем обратно на север на дорогу пустыни ( Втор. 2:8 ). Числа 21:4–10 : люди, услышав о планах дальнего перехода, стали роптать. Господь послал им наказание в виде ядовитых змей. Моисей сделал медную змею, которая, будучи поднятой, стала средством спасения для каждого, посмотревшего на неё (ср. Иоан. 3:14 ). Местность вокруг Пунона в древности славилась добычей и выплавкой меди. Название города Ир-Нахаш возле Пунона означает «город змеи». 5. От Ецион-Гавера и Елафа по дороге пустыни, Второзаконие 2:1–23 Когда Израиль прошёл по Араве на юг от Пунона до Ецион-Гавера, Господь затем сказал народу: «Полно вам ходить вокруг этой горы, обратитесь к северу» ( Втор. 2:3 ). «И шли мы мимо братьев наших, сынов Исава, живущих на Сеире, от пути Аравы, от Елафа и Ецион-Гавера, и повернули, и шли дорогой пустыни к Моаву» ( Втор. 2:8 , перевод автора). Господь конкретно предупредил, что Израиль не должен был воевать с Едомом, Моавом или Аммоном (ср. карту 3–3); эти территории были даны названным народам как наследие от Господа. Поэтому Израиль обошёл Едом с востока и стал станом у Ийе-Аварима, в верхней части каньона Заред. Тридцать восемь лет прошло с тех пор, как народ израильский вышел из Кадес-Варни (после неправдивого отчёта разведчиков). Израильтяне продолжали идти по пути пустыни мимо Моава и пересекли верховья реки Арнон, прибыв в пустыню Кедемоф. На север от реки Арнон было ещё одно плоскогорье – равнина, которую контролировали аморреи ( Числ. 21:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ис.65:9 . И про­изведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Мо­их, и наследуют это избран­ные Мои, и рабы Мои будут жить там. «Я произведу от Иакова семя и от Иуды – наследника гор Моих». Едва ли здесь нужно находить детальное указание на оба разделенных Еврейских царства. Лучше видеть здесь обычный библейский плеоназм, особенно характерный для пророка Исаии именно в этом отношении (т. е. в отношении к обозначению народа Божия) Ис.9:8 ; Ис.10:21–22 ; Ис.27:6 ; Ис.29:23 ; Ис.40:27 ; Ис.41:8 ; Ис.48:1 ; Ис.60:14, 16 :) и др.). Не раз также пророк Исаия говорит и о горе или горах Господних ( Ис.2 ; Ис.14:25 ; Ис.57:13 ; Ис.60:21 ), ясно разумея под этим всю землю обетования, т. е. Палестину, как страну крайне гористую. Действительно, стоит только взглянуть на географическую карту Палестины, чтобы вполне убедиться в справедливости такого названия. Палестину пересекают три главных группы гор: 1) горы Галилеи с высочайшей вершиной Гермон – 9400 фут. над уровнем моря, 2) горы Самарии и Иудеи – с вершинами Гебал и Гаризим около 2700 ф. и 3) горы Заиорданской области, из которых некоторые точно так же достигают 2000–3000 футов высоты. «Наследуют это избранные мои... рабы Мои». В общем смысле подобные эпитеты прилагаются в Библии ко всему Израилю ( 1Пар.16:13 ; Пс.104:6 и др.). Но здесь ясен ограничительный смысл толкования, указывающий лишь на благочестивый «остаток» Израиля ( Ис.43:20 ; Ис.45:4 ; ср. Пс.14:1–2 и Пс.23:3–5 ), на выбранных из среды избранного народа. Ис.65:10 . И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор – местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня. Упоминаемые в нем географические названия долин: «Сарон» и «Ахор» – имеют в Библии и другие, более точные определения: первая – лежала по Юго-Западному побережью Средиземного моря, вторая же тянулась по Юго-Востоку, невдалеке от Иерихона ( Нав.7:24 ; Нав.15:7 и Ос.2:15 ). Ис.65:11–16 . Идет новый отдел пророчественно-обличительной речи, в котором дан ряд сильных антитез, говорящих о блаженстве благочестивых праведных и страданиях нечестивых грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

астрономия ограничивалась наблюдениями за звездами в календарных целях. Егип. звездный календарь основывался не на зодиаке, а на последовательности из 36 звезд или групп звезд, каждой из к-рых соответствовала дуга эклиптики в 10°. Впосл. греч. астрономы назвали эти звезды деканами. А. до ассир. завоевания (670 до Р. Х.) не практиковалась. Свидетельства античных авторов о егип. А. относятся к позднему периоду (ср.: Herodotus. Historiae. II 82). А. в древней Греции Решающее значение как в частной, так и в общественной жизни греков имели предсказания будущего на основании гаданий и оракулов (см., напр.: Xenophon. Anabasis. III 1. 5 sq.; IV 1. 23; V 6. 16sq.). Небесными знамениями издревле считались солнечные и лунные затмения ( Homerus. Odyssea. XX 350-358) и падения метеоров (см., напр.: Plut. Vitae. Agis et Cleomenes. 11. 4-5). В быту пользовались календарями удачных и неудачных дней лунного месяца: «день - когда мать, а когда и мачеха» ( Hesiodus. Opera et dies. 825). Слова «астрономия» и «А.» употреблялись в смысле, отличном от совр. Так, «астрономия» могла означать теоретическое знание, бесполезное в практической жизни, а «А.» - необходимое руководство для определения времени, благоприятного для того или иного вида деятельности ( Xenophon. Memorabilia. IV 7). Вопросам календаря и морской навигации уделялось особое внимание в практической науке о звездах. Ее знатоками считались древние мудрецы: Фалес Милетский (VII-VI вв. до Р. Х.) предсказал солнечное затмение (DVF. 11. A5), ему приписывали авторство «Морской астрономии» (Ibid. B1); Анаксимандр (VI в. до Р. Х.) первым установил гномон, указывающий дни равноденствия и солнцестояния (Ibid. 12. A1-4), и создал небесную карту (Ibid. A1-2). Платон считал, что астрономические знания обязательны для всех граждан гос-ва (Leges. VII 809c-d, 817e - 818a, 822a-c). Геометрическая модель Солнечной системы была предложена Евдоксом (IV в. до Р. Х.). Он заменил разрозненные представления о числе созвездий и кинематических принципах их видимого перемещения по небосклону картиной взаимосвязанного перемещения светил в соответствии с движением системы равномерно вращающихся вокруг Земли концентрических сфер. Видимый путь каждой планеты и созвездий мог быть представлен как композиция вращений неск. сфер. По Евдоксу, таких сфер было 27 (сфера неподвижных звезд, по 3 сферы для Солнца и Луны и по 4 сферы для каждой из остальных 5 планет). Эта модель строения Вселенной с необходимыми изменениями просуществовала почти 2 тыс. лет.

http://pravenc.ru/text/астрологии.html

В древнем Египте астрономия ограничивалась наблюдениями за звездами в календарных целях. Египетский звездный календарь основывался не на зодиаке, а на последовательности из 36 звезд или групп звезд, каждой из которых соответствовала дуга эклиптики в 10°. Впоследствии греческие астрономы назвали эти звезды деканами. Астрология до ассирийского завоевания (670 до Р. Х.) не практиковалась. Свидетельства античных авторов о египетской астрологии относятся к позднему периоду (ср.: Herodotus. Historiae. II 82). Астрология в древней Греции Решающее значение как в частной, так и в общественной жизни греков имели предсказания будущего на основании гаданий и оракулов (см., напр.: Xenophon. Anabasis. III 1. 5 sq.; IV 1. 23; V 6. 16sq.). Небесными знамениями издревле считались солнечные и лунные затмения (Homerus. Odyssea. XX 350–358) и падения метеоров (см., напр.: Plut. Vitae. Agis et Cleomenes. 11. 4–5). В быту пользовались календарями удачных и неудачных дней лунного месяца: «день — когда мать, а когда и мачеха» (Hesiodus. Opera et dies. 825). Слова «астрономия» и «астрология» употреблялись в смысле, отличном от современного. Так, «астрономия» могла означать теоретическое знание, бесполезное в практической жизни, а «астрология» — необходимое руководство для определения времени, благоприятного для того или иного вида деятельности (Xenophon. Memorabilia. IV 7). Вопросам календаря и морской навигации уделялось особое внимание в практической науке о звездах. Ее знатоками считались древние мудрецы: Фалес Милетский (VII-VI вв. до Р. Х.) предсказал солнечное затмение (DVF. 11. A5), ему приписывали авторство «Морской астрономии» (Ibid. B1); Анаксимандр (VI в. до Р. Х.) первым установил гномон, указывающий дни равноденствия и солнцестояния (Ibid. 12. A14), и создал небесную карту (Ibid. A12). Платон считал, что астрономические знания обязательны для всех граждан государства (Leges. VII 809cd, 817e — 818a, 822ac). Геометрическая модель Солнечной системы была предложена Евдоксом (IV в. до Р. Х.). Он заменил разрозненные представления о числе созвездий и кинематических принципах их видимого перемещения по небосклону картиной взаимосвязанного перемещения светил в соответствии с движением системы равномерно вращающихся вокруг Земли концентрических сфер. Видимый путь каждой планеты и созвездий мог быть представлен как композиция вращений нескольких сфер. По Евдоксу, таких сфер было 27 (сфера неподвижных звезд, по 3 сферы для Солнца и Луны и по 4 сферы для каждой из остальных 5 планет). Эта модель строения Вселенной с необходимыми изменениями просуществовала почти 2 тыс. лет.

http://sueverie.net/astrologiya-v-drevne...

Шлегель Уильям Объединённая монархия Служение Самуила; Битва у Афека 1100 до Рождества Христова 1. РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО САМУИЛА, 1 Царств 1–3 Период Судей – когда «не было царя у Израиля» ( Суд. 21:25 ) – завершился в дни Самуила. Он, как последний судья, помазал первых двух царей Израиля. 1-я книга Царств начинается с описания рождения Самуила. Его родители путешествовали из Рамы в Силом по дороге Патриархов (коричневая стрелка, 1Цар. 1:1, 3, 19 ). Юный Самуил был посвящён на служение Господу при скинии, находившейся в Силоме. 2. БИТВА У АФЕКА, 1 Царств 4 Илий был первосвященником в скинии в Силоме. Его сыновья были «люди негодные; они не знали Господа» ( 1Цар. 2:12 ). Они отнимали жертвы и практиковали ханаанский культ безнравственности «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» ( 1Цар. 2:22 ). Сокрушительное поражение израильтян в битве у Афека отчасти стало справедливым судом над домом Илия. Филистимляне использовали Афек в качестве плацдарма для последующих завоеваний (чёрная стрелка от ФИЛИСТИМЛЯН). Взяв этот стратегически важный пункт на Международном приморском пути, они получили возможность наносить удары в «сердце» Израиля и через равнину Шарон продвигаться на север в долину Изреель (ср. карту 5–2). Попытка израильтян остановить филистимлян у Афека обернулась полным поражением. Израильтяне стали станом на холмах у Авен-Езера и думали, что смогут манипулировать Иеговой, чтобы осуществить свои планы. Они держались только формы религии, а не её силы. Их мысли и действия были далеки от Бога ковчега завета. Но «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт» ( Гал. 6:7 ). Тысячи израильтян, включая сыновей Илия, пали на поле битвы. Ковчег завета был взят в плен, а Илий, получив новости из Силома, умер. Археологические раскопки подтверждают разрушение Силома в это время. Разрушение Силома стало легендой. Сотни лет спустя пророк Иеремия говорил от имени Господа тем, кто верил в храм больше, чем в Бога: Пойдите же на место Моё в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля... Я так же поступлю с домом этим,, над которым наречено имя Моё, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом ( Иер. 7:12–14 ; ср. Пс. 77:60 ; Иер. 26:6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2. ГОФОНИИЛ, Судей 3:7–11 Это первый цикл неверности, угнетения, покаяния и избавления в книге Судей. По причине неверности народа Бог предал Израиль в руки месопотамского царя. После покаяния Израиля Господь воздвиг Гофониила как первого судью-избавителя. Места, связанные с победами Гофониила над месопотамским царём, не упоминаются, однако после этой победы Израиль покоился в мире 40 лет. 3. АОД, Судей 3:12–30 Синяя стрелка, проходящая через удел Вениамина до Иерихона и Иордана, показывает подвиги Аода. Израиль забыл Господа и «служил Ваалам и Астартам». Господь воздвиг против них Еглона, царя Моава. Еглон возглавил союз моавитян, аммонитян и амаликитян, и они овладели городом Пальм (Иерихоном). В том, что Иерихон, первый город Обетованной Земли, взятый под руководством Иисуса Навина, снова оказался под контролем иноземцев, есть определённый смысл. Земля, которая была обещана и получена за верность завету, теперь отнималась за неверность завету. Иерихон имеет особенно важное значение, являясь восточными воротами в Землю Обетованную (ср. карту 3–5). С Еглоном в Иерихоне восточный фланг Израиля остался без защиты. Израиль служил Еглону 18 лет. Когда израильтяне в покаянии воззвали к Господу, Он воздвиг из среды вениаминитян избавителя, левшу Аода. Он убил Еглона во дворце в Иерихоне, начав битву, в которой Израиль отрезал отступление армии моавитян у переправы через Иордан. После этой победы земля покоилась 80 лет. Кампании 19_й египетской династии в Ханаане 1300–1203 до Рождества Христова Взаимосвязь действий египтян в Ханаане с повествованием Библии (карты 2–4, 3–8 и 4–4) а. Тутмос III (карты 2–4 и 2–5) провёл успешные военные кампании вдоль международных маршрутов Ханаана. Это было за несколько десятилетий до исхода Израиля из Египта. Библейская хронология предполагает, что исход произошёл в 1446 году до Р.Х. ( 3Цар. 6:1 ). Именно Тутмос III вынудил 40-летнего Моисея бежать из Египта, и кампании фараона проводились, когда Моисей был в Мадиамской пустыне, а Израиль – в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1. Давид в Секелаге, 1 Царств 27 После многих лет преследований со стороны Саула Давид нашёл убежище у Анхуса, царя Гефа. Тот считал Давида надёжным союзником в борьбе с Саулом и даже выделил ему город Секелаг. 16 месяцев Анхус верил, что набеги Давида на селения южнее Негева были набегами на города колена Иудина. 2. Филистимляне собираются у Афека, 1 Царств 29 Филистимляне собрали свои войска севернее, у Афека на равнине Шарон, чтобы приготовиться к битве с Саулом (ср. карту 5–2). Анхус настаивал на верности Давида, но другие князья не были убеждены в этом. Давид отправился обратно в Секелаг. 3. Набег амаликитян на Секелаг, 1 Царств 30 Вернувшись, Давид и его люди нашли Секелаг сожжённым, а их семьи были уведены амаликитянами в плен. Моральный дух народа пал, назревал мятеж. Но Давид не следовал естественным побуждениям мести и, прежде чем преследовать амаликитян, обратился к Господу. В то время, как Саул спрашивал совета у волшебницы, Давид обратился к Богом назначенному священнику и ефоду (30:7). Саул потерял жизнь и сыновей. Давид обрёл семью. Дойдя до потока Восор, 200 воинов остались там с поклажей, а остальные продолжили преследование. Получив информацию о стане врага, Давид и 400 воинов истребили амаликитян и вернулись со своими семьями и с большой добычей в Секелаг. Те, кто остался с поклажей, получили столько же, сколько и воевавшие. В города Иуды, где росла поддержка Давида, старейшинам были посланы подарки. 4. Новость о смерти Саула, 2 Царств 1 Через три дня по возвращении в Секелаг к Давиду пришёл амаликитянин и сообщил о смерти Саула на горе Гелвуй (ср. карту 5–2). Думая угодить Давиду, он солгал, сказав, что поспособствовал смерти Саула. Давид велел убить амаликитянина. Вместо радости о смерти Саула и его сыновей Давид оплакал их в песне и велел научить ей сынов Иудиных: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные!» 5. Давид – царь в Хевроне, 2 Царств 2–4 Давид был помазан царём над Иудеей в Нагорной местности в Хевроне. Семь с половиной лет он правил Иудой в Хевроне (а затем 33 года всем Израилем и Иудой в Иерусалиме; 2Цар. 2:11; 5:4–5 ). Годы царствования Давида в Хевроне были отмечены гражданской войной с домом Саула. При поддержке Авенира, бывшего начальника армии Саула, царём в Маханаиме (За- иорданье) стал Иевосфей, сын Саула. Поединок между воинами Давида и Авенира у Гаваонского пруда превратился в жесткую битву. Этот пруд, возможно, был найден при раскопках в Гаваоне (эль-Джиб). Авенир понял, что «Давид всё более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал» ( 2Цар. 3:1 ). Поэтому он стал прилагать усилия, чтобы присоединить Северное царство Израиля к Давиду. Но Иоав, начальник армии Давида, в стремлении сохранить своё положение, убил Авенира в Хевроне. Давид сделал всё, что мог, чтобы доказать свою невиновность и непричастность к поступку Иоава.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Под Феманом (ср. 2, 2. 5) разумеется преж­де всего страна Феманская, составлявшая северную область земли Идумейской, а потом и главный город этой страны. О Фемане упоминает пророк Иеремия, при изображении им гибели Едома, упоминает как о городе, известном своею мудростью. Место горо­да Фемана путешественник Буркхардт указывает в теперешнем Маане, а Евсевий и Иероним в существовавшей в их время еще деревне Феман, находившейся в 5000 шагах от Петры (см. христ. чт. 1872 год. авг. стр. 594). Что же касается до Боц­ры, то это должно быть тоже замечательный город в земле Идумейской, и вероятно главный город ее (ср. Ис. 34, 6; 63.1 ), лежавший к югу от Мертвого моря. На развалинах этого города существует ныне селение el Bueireh, расположенное в Жебале (см. (Comm Keil IV, 177 и географ. карту Палест. приложен, при толков, еванг. арх. Мих. ч. I) (1, II. 12) За Едомом следует другой родственный народ Израиля- Аммон. «Так говорит Иегова», грозит ему пророк: «за три преступления сынов аммоновых и за четвертое не отменю сего за то, что они рассекли беременных в Галааде, чтобы распространить пределы свои, разож­гу огнь на стенах Раббы, и пожрет чертоги ее, среди тревоги в день брани, среди вихря в день бури. И пойдет царь их в плен сам и вместе с ним князья его, говорит Иегова. " Таким образом главным злодеянием Аммона выставляется рассечение беременных женщин в Галааде. Когда такого рода бесчеловечную жестокость аммонитяне проявили относительно жителей Галаада, т. е. израильтян, живших там, в восточно-иорданских странах, об этом в исторических книгах священного писания В. 3. не упоминается. По всей вероятности, во время войн с Израилем Азаила, царя сирийского, аммонитяне, пользуясь удобным случаем, как это они делали и раньше во времена еще судей (см. Суд. 11 ), старались расширить свои владения, чрез присоединения к себе земель от реки Арнона до реки Явока (а Явок протекает в Галааде), земель, прежде принадлежавших Сигону, царю амморейскому, но при переходе евреев из Египта в зем­лю обетованную отъятых у него и заселенных израильтянами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

4 . Истинный пророк. Иеремии всегда приходилось бороться за место в ряду истинных пророков. Среди людей было немало тех, кто называл себя пророком. Оставалось только разобраться, кого послал Сам Бог, а кто был простым обманщиком (см. 3 Царств 22). Похоже, что Иеремии в этом смысле досталось больше, чем остальным ветхозаветным пророкам. С одной стороны, он знал о божественном происхождении своего пророческого дара. С другой стороны, он предрекал не мир и утешение, а разрушение и смерть. Хотя Иеремия был уверен в своевременности своей проповеди, он все же сомневался в необходимости столь неумолимого подхода (20:78). Все остальные пророки его дней предрекали мир и процветание (23:17, глава 28) и снискали любовь и уважение людей. Но они проповедовали ложь, за что Иеремия беспощадно обличал их (23:940). Это были безнравственные, безбожники, поклонники Ваала, выдумщики, обуза для людей и для Бога, лжецы и ворожеи (14:1416). Их проповеди были бесполезны и никчемны, ибо жизнь вокруг была не такой уж прекрасной, а будущее не сулило мира. Но им это было неизвестно, потому что они не были «на совете Господнем» (23:18). Ярким примером стала смерть пророка Ханании – не прошло и года, как он был наказан за лжепророчество (глава 28). Другой случай повествует о пророке, который сказал истину, а затем сбежал в Египет, чтобы сохранить свою жизнь, но был возвращен из Египта и казнен (26:20–23). Иеремия сражался с пророками и людьми не на жизнь, а на смерть, ибо на карту была поставлена не только его судьба, но судьба всего народа. 5 . Покаяние. Проповедуя, в основном о суде и разрушении, Иеремия не забывал и о надежде. Бог не осуществит страшные планы (глава 18), если народ покается и обратится (3:1314,2225). Используя многогранное слово ивр. (шув) Иеремия призывает Иудею предпринять шаги, которые изменят ее судьбу. Он использует то же самое слово, говоря об отступничестве, их отвращении от Бога (3:14,22, «отступники», ср. 4:14, 8:45). Они отвернулись от Бога, перестали доверять Ему, но они в состоянии измениться. Такое двойственное взаимодополняющее использование слова шув встречается в книге Иеремии чаще, чем у других пророков. Эта часть пророчества Иеремии указывает на Божью справедливость и сострадание. Судьба Иудеи не выбита на камне (18:78). Она может побороться за будущее. Иеремия даже сочинил молитву покаяния, которую Иудея могла бы использовать для возвращения к вере (3:22а23, 14:710).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

186 Тнеорн. I, 353. Niceph. 32. Арабы от 663 до 679 г. отмечают целый ряд зимовок своих войск на ромейской территории (Brooks, стр. 184–189), то же повторяется и в 715 и 716 г. (ib. 194/5), причем киликийская зимовка Умара означена как зимовка на ромейской земле. Итак к 717 г. сами арабы не считали своими гавани, по крайней мере, горной Киликии. Умар II, по Белазури, в 718 г. оставил мысль – упразднить укрепления Массиссы, потому-де, что иначе ромеи не встретят отпора до самой Антикии (Антиохии) Brooks, стр. 205. 190 По Белазури, в дни Абдаллы Ибн-Зубейры, т.е. при калифе Абд-ал-Малике (685–705) арабы оставили Малатию: ромеи разорили ее, но тоже ушли, и в ней поселились христиане – армяне и набатеи. Ср. Т h е о р h. I, 382. 191 Т.е. Запетру; конъектура de Goeje вместо Зинатра текста Белазури. По-арабски Зинатра и Зибатра отличаются лишь положением точки, и имя Зибатры дает ал-Асир. О ее местоположении см. Васильев, стр. 115. 196 Если Каликала Табари есть, как думает Брукс, Феодосиополь армянский (теперь Эрзерум), то он впервые взят в 700 году. Рамзай отождествляет его (стр. 448 и 282) с Камахом. Если так, то по Феофану он был потерян ромеями после 752, лишь в 792/3 (6285) г. (см. I, 469 стр. 16), а взят арабами впервые, по Белазури, в 59 (679) году, но потом несколько раз переходил из рук в руки. Brooks, стр. 206. 197 См. Cuinet, La Turquie d’Asie, т. 2, стр. 244–247 и карту аленпекого вилайета, стр. 108–109; Е. Rec1ns, Nonvelle geographic universelle, т IX, стр. 657; Е J. Davis, Life in Asiatic Turkey, стр. 89; Victor Langlois, Voyage dans la Cilicie, стр. 410–411 и 129–131. Самые подробные сведения даются в армянском описания Киликии Алишана; мы пользуемся им в недавно вышедшем французском переводе (Alisban, Sissonan, on l’Armeno-Cilicie). Надо заметить, что Алишан в начале своего описания заявляет, что вся эта местность исследована до сих пор весьма посредственно. Указанием на это сочинение мы обязаны проф. Н. Я. Марру. 200 Н. А. Медников, Палестина по арабским источникам, II (3), стр. 1442. Приведенное еврейское имя горы, по словам проф. П. К. Коковцова, встречается один лишь раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010