2–4. Псалмопевец уже видит в своем положении ясные признаки пастырского попечения Божия о нем. Как заботливый пастырь отыскивает для своего стада хорошее, покрытое свежее и мягкою травою (злаком, отсюда на мст пастбище, где бы овцы находили себе и обильный корм, и удобное место покоя, а в полдень пригоняет стадо к тихому, ровно текущему ручью, где бы овцы, не подвергаясь опасности быть увлеченными потоком, спокойно могли утолить свою жажду (ст. 2) и восстановить свои силы (слав.-гр. лат. букв. с еврейского: душу обратить или возвратить ср. Пс.18:8 ) отдыхом в тени деревьев (ср. П. Песн.1:6 ), большею частью растущих у ручьёв (ср. Исх.15:27 ср. Пс.1:3 ; Иер.17:8 ), и обыкновенно старается направлять его по ровной, прямой и безопасной дороге ( Аще бо и пойд посред сни смертны, не убоюс к ты со мною жезлъ твой и палица тво, та м утшиста, ст. 3) и своим пастырским жезлом охраняет его в целости и защищает от нападения диких зверей (ст. 4): так Господь печется о псалмопевце, доставляя ему я необходимое продовольствие, и успокоение, и наставление, и защиту. Такое попечение Божие, как сказано выше, Давид испытал на себе в Маханаиме. Он смиренно сознавал, что не заслужил этого попечения, и потому исповедует, что Господь совершил все это только ради имени Своего, т. е. чтобы все знали и прославляли Его бесконечное милосердие к уповающим на Него (ст. 3, ср. Пс.7:18 ). – Правда, и в Маханаиме опасность для Давида еще не могла считаться миновавшею, ему и тогда грозило преследование многочисленного войска мятежника, поставившего себе целью во что бы то ни стало добиться его гибели ( 2Цар.17:11–13 ); но, ободренный ясными знаками пастырского попечения Божия, теперь Он безбоязненно пойдёт и долиною смертной тени, т. е. ужасной опасности смерти, не опасаясь вреда, потому что Господь оберегает его от всех опасностей (ср. Пс.15:8 ) и Его-то пастырский жезл и посох, т. е. промыслительная, наставляющая и охраняющая сила Божия, вливают в него спокойствие и мужество (ст. 4). Речь о Пастыре может относиться и ко Христу Спасителю, который есть истинный добрый Пастырь верующих в Него, полагающий душу свою за овец своих ( Ин.10:11 ). Он пасёт их на злачных пажитях св. Церкви Своей (пр. Максим испов. у Зигабена), питая их словом Божественного учения (Евсевий, Феодорит) и напояя водами благодати Духа Святого ( Ин.4:10; 7:38–39 ср. Евсевий), обращает души от заблуждения и порока, наставляет на правый путь истины и добродетели, вразумляет и укрепляет своею божественною силою (бл. Феодорит, Максим Исп., Исидор Пелус., Зигабен), так что истинно верующие в Него не боятся и самой смерти, говоря с Апостолом: мне еже жита, Христос, и еже умрети, приобретение есть ( Филип. 1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Буквально точное исполнение предсказания пророка, ст. 12. «Фирца» (у LXX Z αριρα; слав.: «Сарира»; в Комлютенской библии: Θρσα; Vulg.: Thersa) – прежде столица одного из хананейских царей ( Нав.12:24 ); теперь, с Иеровоама до Амврия, стала столицей израильских царей ( 3Цар.15:21,33,16:6–15 ; 4Цар.15:14,16 ), известна была красотой местоположения ( Песн.6:4 ), (ср. Onomast 504. Guerin. Samarie I, 365, отождествляет Фирцу с селением Таллуза близ Наблуса). 3Цар.14:19 .  Прочие дела Иеровоама, как он воевал и как царствовал, описаны в летописи царей Израильских. 3Цар.14:20 .  Времени царствования Иеровоамова было двадцать два года; и почил он с отцами своими, и воцарился Нават, сын его, вместо него. Конец 22-летнего царствования Иеровоама. Подробности царствования были описаны в «летописи царей Израильских»; там говорилось и о том, как воевал Иеровоам, о чем не упоминает 3 книга Царств, но о чем (именно о войне Иеровоама с иудейским царем Авией) подробно говорит ( 2Пар.13:2–20 ); по ( 2Пар.13:20 ) Господь поразил Иеровоама, и он умер – вероятно, от тяжкой или внезапной болезни. Сын и преемник Иеровоама в евр. тексте и в Вульгата назван Nadab, у LXX, слав.-рус. Ναβτ, Нават (в Комплютенск.: Ναδβ): последнее произошло через смешение имени сына Иеровоама с именем отца этого царя ( 3Цар.11:26 ). 3Цар.14:21 .  Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка. 3Цар.14:22 .  И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. 3Цар.14:23 .  И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. 3Цар.14:24 .  И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. Царствование Ровоама, продолжительность – 17 лет, и общий характер; отступление царя и народа от чистого служения Иегове, каковое отступление в Ровоаме совершилось, вероятно, под влиянием матери его, аммонитянки Наамы (на это может указывать двукратное упоминание о ней, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Руф.1:8 .  Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! Руф.1:9 .  да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали По мере приближения к границе Моавитской земли с Иудейской Ноеминь пытается советовать невесткам возвратиться в родительские дома (по LXX, слав., «дом отца своего», но евр., рус.: «дом матери своей» – указание на особенное значение матери в первобытном строе жизни, ср. Быт. 24:28 ; Песн. 3:4 ) 4 ; отец, по крайней мере, Руфи был жив еще тогда ( Руф. 2:11 ). Вся вообще речь Ноемини и ответы невесток открывают существование таких отношений между ними и свекровью, которые могут быть названы не иначе как идеальными. С твердой верой в промысел Божий (вера эта проходит через всю нить повествования книги Руфь) Ноеминь выражает признательность невесткам своим за их добрые отношения к умершим мужьям и свекрови, желает им милостей Иеговы, высказывая, таким образом, веру, что сила и действие Иеговы не ограничиваются пределами Израиля и его земли, а простираются и на другие народы, на весь мир и великодушно советует им вступить в новые браки, желая «покоя» (евр. «menuchah», ст. 9) им в домах будущих мужей (ср. Руф. 3:2 ). Руф.1:10 .  и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему. Однако Руфь и Орфа выражают желание следовать за любимой свекровью в Иудею. Руф.1:11 .  Ноеминь же сказала: возвратитесь, дочери мои; зачем вам идти со мною? Разве еще есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями? Руф.1:12 .  Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: «есть мне еще надежда», и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей, – Руф.1:13 .  то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня. В ответной речи Ноеминь выходит из того древнееврейского воззрения, что высшее назначение и счастье женщины – быть матерью (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вожделнны паче злата и камене честна многа, и слаждш паче меда и сота. 11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 11 . Поэтому исполнение богооткровенного закона для понимающих его высокое значение есть и должно быть самым высшим благом и главною целью стремлений их земной жизни, вожделеннее, т. е. желательнее самого дорогого на земле предмета, золота и даже множества самого чистого золота, т. е. всех вообще сокровищ земных (ср. Пс.118:127 ), и составляет и должно составлять для их души самое высшее наслаждение, услаждающее больше всех сладостей земных ( Пс.118:108 ; ср. Притч.24:13–14 ), – слаще меда и капель сота, т. е. самого лучшего сорта меда, который сам собою найдет из сота. Русск. золота чистого=пер. халд. (такж. сл.-гр.-лат. в кн. Иов.28:17 ; Пл.4:2 и сл.-лат. П. Песн.5:11 ) и представляетъ буквально верный пер. евр. слова – ср. 3Цар.10:18 с 2Пар.9:17 . Слав. Камене честна, т. е. драгоценных камней, – перевод того же слова=гр.-лат., – сирск.-араб. и бл. Иер. Сл.-гр.-лат. – (=сирск.. арабск.) слово сота соответствует евр. точнее переведенным в русск. капель сота. Ибо рабъ твой хранитъ : внегда сохранити , много. 12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. 12 . Сказанное о высоком достоинстве и значении богооткровенного закона псалмопевец подтверждает своим собственным опытом. Речь обращена прямо к Господу, представляя, как бы клятвенное удостоверение полной и несомненной верности приводимого им свидетельства. «И вот я, верный раб твой (см. выше Пс.17:1 стр. 238), Господи, свидетельствую пред Тобою, что, соблюдая твои заповеди, я на себе испытываю их духовно-просвещающую силу (букв. с евр.: «и раб Твой просвещается ими»), охраняясь ими от заблуждений и нечестия (ср. ст. 9 б и 8 б ), и многочисленными опытами своей жизни вполне убедился, что в соблюдении их для верующих великая награда, не только в будущей жизни (ср. 15:11), но уже и здесь на земле в различных явлениях Твоей милости (ср. Втор.28:2 и сл.) и внутреннем ощущении мира и радости духовной (ст. 9 а и 11 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава 11 1–8. Пороки Соломона. 9–13. Гнев Божий на Соломона и предречение разделения царства его. 14–22. Начало осуществления суда Божьего над Соломоном и домом его; первый противник Соломона – Адер Идумеянин. 23–25. Второй враг Соломона – Разон, узурпатор царской власти в Сирии. 26–28. Третий враг Соломона – Иеровоам Ефремлянин. 29–39. Предсказание пророка Ахии Иеровоаму будущего его царствования над 10 коленами. 40–43. Бегство Иеровоама в Египет от гнева Соломона и смерть последнего. 3Цар.11:1 .  И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 3Цар.11:2 .  из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3Цар.11:3 .  И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Несметные богатства Соломона ( 3Цар.10:14–29 ) и ослепительный блеск его царствования вообще, что поставило еврейского царя на один уровень со славнейшими современными ему царями языческих народов, расположили царя к подражаниям им сначала в культурной вообще стороне жизни, а затем и в области религии, в противность положительному запрещению закона. Такими запрещенными законом ( Втор.17:16–17 ) нововведениями Соломона были упомянутое уже умножение конницы и колесниц (ср. замечание к ( 3Цар.10:23–26 ) ), а еще более безграничное многоженство: у Соломона было до 1000 жен (700 жен первого ранга и 300 наложниц (ст. 3) ). Это чрезвычайное многоженство объясняется не столько чрезмерным женолюбием Соломона (LXX: φιλογνης, слав.: «женолюбив», ср. И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7, 5), сколько мотивами политического свойства – суетным желанием возвысить славу двора своего увеличением гарема и превзойти в этом отношение других царей 10 . Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями и совершенно пренебрег запрещению в законе браков с хананейскими женщинами ( Исх.34:16 ; Втор.7:1–4,23:3 ). В греко-слав. текстах, кроме названных в (ст. 1) евр. -русск. текстах народностей, упомянута еще Аморрейская, что может быть общим названием хананеев (ср. Быт.48:22 ; Нав.24:15 ; Втор.1:7 ). Весьма возможно, что многие из этих жен не были действительными, служа лишь для украшения и пышности двора; в поэтическом выражении кн. Песнь Песней ( Песн.6:8 ) упомянуто, что у Соломона было 60 цариц и 80 наложниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

периода перевели: πδ το δατος το π Νε τοτ μοι στν, αϑτι μοσα ατ ν τ χρν εν τ γ μ ϑυμωϑσεσϑαι π σο τι, μηδ ν πειλ σου τ ρη μεταστσασϑαι, οδε ο βουνδι σου μετανιηϑσονται, ср. слав.; а в начале 2-й пол. периода поставили οτως, ср. слав.: тако ниже, яже от мене и дал. Та и другая половина периода содержит клятву Господа. Первая – клятву после потопа, произнесенную земле ( Быт. 8:21–22 ), вторая – клятву после воссоздания Церкви Христом, произнесенную церкви. Ст. 11–12. Притесняемая извне и волнуемая изнутри, Церковь прочно стоит на своем основании, подобно зданию, выстроенному из твердого и художествеаного материала. (Ср. Апок. 21:18–21 ). Краеугольный камень ее есть Христос (ср. Ис.28:16 ; Ам.7:8 ; Зах.3:8, 9 ; Пс.117:22 ; Мф.21:42 ; Лк.20:17–18 ; Деян.4:11 ; 1Петр.2:4–8 ); другие камни, сосредоточивающиеся около него в разных частях здания, суть святые мужи церкви, в особенности апостолы ( Еф. 2:20 ; Мф. 16:18 ): “боговдохновенное писание, говорит св. Кир. ал., обычно уподобляет драгоценнейшим камням тех, которые ведут святую жизнь и сияют различными добродетелями; о св. апостолах оно негде говорит: зане камение свято валяется на земли Его ( Зах. 9:16 ). Называемые у пророка по 70 камни: аноракс, сапфир и яспис – упоминаются также в числе камней наперсника судного, где занимают второй ряд ( Исх. 28:18 ). Бл. Иерон. находит здесь у пророка аллегорию. “Карбункул (=аноракс), говорит он, который уготовляется, или по порядку полагается, мне кажется, есть огненная речь учения, которая, прогоняя мрачное заблуждение, просвещает сердца верующих. Его именно один из серафимов, взяв клещами, принес для очищения уст Исаии (6:6). Сапфир, который полагается в основание, имеет подобие неба и верхнего воздуха: он таков, что, вместе с Сократом, может сказать аристофановы слова: εροβατ α περιφρον τον λιον (скачу чрез воздух и солнце презираю), или с ап. Павлом: наше бо житие на небесех есть ( Фил. 3:20 ), а писание Иезекииля упоминает, что место, где престол Божий, имеет подобие сапфира (1:11). Забрала города Господня укреплены ясписом, так что могут сокрушить и преодолеть всякую высоту, вздымающуюся на разум Божий, и покорить ложъ истине. Есть много видов ясписа: один имеет подобие смарагда, его находят в источниках Фермадонта и называют grammatias, так как, полагают, он изгоняет всякие мечты; другой, голубее моря и как бы окрашенный, говорят, находят на горе Иде, во Фригии, в глубочайших пещерах ее; еще иной находят близ Иберии, Гиркании и Каспийского моря, а особенно – Невзийского озера; есть и еще один вид ясписа, подобного снегу и морской пене, как бы окрашенный в смешанную густую кровь. Сказали же мы, продолжает бл. Иерон., об этом для того, чтобы сознавать в забралах церкви все духовные дары, имеющий каковые прогоняет ложные страхи и может сказать с невестой: брат мой бел и чермен ( Песн.5:10 ). Врата же сего города – из камня кристалла, который вырезывается различными способами и чище которого нет ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

7–8. Ср. Деян.2:41; 4:4 . «В то время, – говорит бл. Иероним, – когда был слышан крик из Иерусалима и храма и враги Христовы, не желавшие принять царя Бога, за своё нечестие и богохульство, принимали вечное наказание, собранная во имя Господа церковь , о которой в псалме говорится: человкъ родис въ немъ, и той снова и ( Пс.86:5 ), прежде чревоболения родила – мужеской пол: ибо не в продолжительное время, как возрастал народ иудейский чрез Авраама, Исаака, Иакова, детей и потомков их, но, в отношении евангельской проповеди, весь мир тотчас восприял, носил во чреве и родил мужеский пол. Сион родил мужеской пол, Господа Спасителя, – и из всех народов образовался единый народ христианский». В ст. 7 слав. сл. избж=τν δνων ξφυγεν не им. соотв. в евр.-м. т. . Азъ же дахъ и не помнлъ мен, реч гдь. Не се ли, азъ родщю и неплодню сотворихъ; реч бгъ твой. 9. Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ст. 9. «Сотворивший всех людей из ничего, – говорит бл. Иероним, – может создать из всех языков единую часть, церковь верующих в Него». Словам: « не се ли азъ родщю и неплодню сотворихъ» бл. Феодорит даёт такой смысл: «ты (иудейская церковь ) некогда родила пророков, а церковь из язык в это время была неплодной; а теперь стало наоборот: ты перестала родить, а та прияла благодать многочадия». 1-ю половину ст. 70 читали: , почему: γ δ δωκα τν προσδοκαν τατην, κα υκ μνσϑης μου, ср. сл. Веселис, и торжествйте въ немъ, вс и въ немъ: радйтес вкп съ нимъ вс плакасте немъ, 10. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нём, да ссете и насытитес сосца да ссавше насладитес входа славы 11. чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ст. 10–11 ср. Ис.61:2–3 . Все любящие Иерусалим и сетовавшие о нём призываются вновь радоваться о нём и наслаждаться дарованными ему благами. Бл. Иероним разумеет здесь ближайшим образом апостолов (ср. бл. Феодорит) и мужей апостольских, которым свойственна любовь к Иерусалиму как к древнему, так и к новому, «созидаемому на живых камнях, вращающихся над землёй, и, наподобие колёс херувима, следующих за предходящим духом, но – не на тех камнях, которые рассыпаются в атомы», из которых был построен Иерусалим древний. Чада нового Иерусалима призываются питаться молоком, текущим из сосцов утешения, т. е., говорит бл. Иероним, разумным млеком, которым церковь (сн. Песн.1:1 ) питает чад своих (ср. бл. Феодорит). Сн. 1Кор.3:2 . Те из них, которые, после млека утешения, возрастут для твёрдой пищи, будут иметь в изобилии наслаждение истины и познание всякого рода славы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Будущего (Н.Л.). 252 fÚsewn: «естества» Лосев. 253 Вариант: «внутрь» (Н.Л.) 254 В слав. Добротолюбии «простретися» (Н.Л.). 255 Оба русских перевода в этой и предыдущей фразе нами исправлены. 256 «Служит» в рус. переводах — опечатка. 257 Ср., напр., 1 Тим. 2, 4. 258 Ср. Рим. 1, 20. 259 В подлиннике игра слов: æj e«kÒj, oÙk e«ka‹a. 260 покоя (Н.Л.). 261 Ср., напр., Флп. 2, 9. 262 фундамента (Н.Л.). 263 Ср. Иов 26, 7 и Пс. 101, 26. 264 Ср., напр., Пс. 92, 1. 265 Латинский переводчик расшифровывает: «в Твоем Воплощении» (in tua Incarnamione) (Н.Л.). 266 Метафизика (Н.Л.) Ср. ниже примеч.95 (В.Б.). 267 Ср., напр., Кол. 3, 2. 268 То есть износити слово (Н.Л.). 269 «таким образом» в рус. переводах. 270 Ср., напр., Кол. 3, 2. 6. 271 В славянском тексте в этом месте есть прибавка «светлостию сущего превыше доброты видения оного похвальны зело», которой нет в греческом тексте Добротолюбия (Н.Л.). 272 Собственно, «скачет» (Н.Л.). Ср. Лк. 6, 23 (А.Д.). 273 Ср., напр., 3 Цар. 3, 12. 274 Ср., напр., Еф. 4, 13. 275 Ср. примеч.28 и др. 276 Ср. Еф. 3, 18. 277 Ср., напр., Евр. 3, 13. 278 Ср. Сирах 1, 3. 279 Ср. Пс. 106, 11. 280 С знанием Священного Писания (Н.Л.). 281 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии 1, 3, PG 3, 376 А7—8. 282 Там же, 376 А8—9. 283 Ср. Песн. Песн. 2, 5. 284 Григорий Богослов, Слово 38 (на Богоявление), PG 36, 317 B9—10. 285 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии 1, 3: PG 3, 376 А10—11. 286 (Пс. — ?)Василий Великий, Толкование на Исаию 5, 162: PG 30, 385А (дословно конец звучит так: «Продвинувшись к тому, что выше фисиологии, к называемому у некоторых метафисическим, он может стать и созерцателем») (В.Б.). 287 Василий Великий, Толкование на Исаию — там же; PG 30, 385В (В.Б.). 288 Ср. Максим Исповедник, Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1401D (В.Б.). Аналогичные мысли рассеяны по многим творениям св. Максима Исповедника, и поскольку цитата не дословная, точный источник ее указать вряд ли возможно (А.Д.). 289 Имеется в виду одно место из слова 43 по нумерации русского перевода (Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911 [репринт М., 1993], с.181 и далее), где говорится о редкости совершенства ведения в одном человеке. О познании твари и Бога у св. Исаака Сирина см., напр., его слова 3 и 55. 290

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Любовь (ϒπη) описывается И. Л. как вершина аскетической жизни (Ibid. 30. 9 (30. 4); ср.: Evagr. Pract. 8; Idem. Sent. ad monach. 67). И. Л. говорит, что Бог есть любовь (Scala. 24. 23 (24. 16); 30. 1; 30. 6 (30. 2); Ad Pastor. 15 (100)) и что любовь является «подобием Божиим» (μοωσις Θεο) (Scala. 30. 7 (30. 3)). Значит, любовь уподобляет человека Богу, что подразумевает обожение (θωσις), хотя прямо учение о нем в «Лествице» не сформулировано. Любовь оказывается началом и концом духовного путешествия. Любовь к Богу задает перспективу подвижнической жизни, по сравнению с которой все остальное оказывается несущественным: «Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно приложил старание улучить будущее Царствие, кто действительно возымел скорбь о своих грехопадениях, кто действительно приобрел памятование о вечном мучении и о суде, кто действительно страшится своего исшествия из жизни сей; тот не будет любить мира и не станет уже заботиться… ни о чем земном; но, прервав все связи с земным, сложив с себя всякое о том попечение… последует за Христом, на небо возводя всегда взор и оттуда ожидая себе помощи, по слову святого: «прильпе душа моя по Тебе» [Пс 62. 8 слав.]; и по изречению другого приснопамятного: «аз же не утрудихся, последуяй тебе, и дне, или покоя человеча не пожелах, Господи» [Иер 17. 16 слав.]» (Scala. 2. 1). Самым сильным словом для обозначения любви помимо слова ϒπη оказывается ρως, пылкая духовная любовь к Богу. Хотя эта любовь не имеет ничего общего со своим антиподом - плотской страстной любовью, И. Л. не боится соотносить эти 2 понятия. Господь не сказал о блуднице, «что убоялась» (τι φοβθη), но «что она возлюбила много» (τι ϒπησεν πολ) (Лк 7. 47) и могла легко избавиться от любви благодаря любви (ρωτι ρωτα διακροσασθαι) (Scala. 5. 26 (5. 6)). Это выражение повторяется в 15-й ступени «Лествицы»: «Непорочен, кто любовь отразил любовью» (ρωτι ρωτα διακρουσμενος) (Ibid. 15. 3). Затем И. Л. пишет: «В пример любви к Богу (πθου δ το πρς Θεν) да послужит тебе образец любви плотской (τν σωμτων ρως). Ибо ничто не препятствует нам примеры добродетелей заимствовать и из противоположного (τν ναντων)» (Ibid. 26. 51 (26. 2. 31)). Движимый божественной любовью подвижник забывает о сне и о пище (Ibid. 30. 18 (30. 11)), он подобен влюбленному, который постоянно занят мыслями о любимом существе, даже во сне сердце его бодрствует (Ibid. 30. 13 (30. 7); ср.: Песн 5. 2). Поэтому когда Небесный Владыка входит в душу, томимую святым вожделением, в ней возгорается пламень чистоты, а совершенство чистоты есть подлинное начало богословия (Scala. 30. 20 (30. 12)). Таинственное богословие

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

13. Суд.13:23, – 17:4. 1Цар.2:10, – 24:19, – 25:18. 2Цар.7:9. 4Цар.3:16, – 7:6. 2Пар.4:2. Неем.4:8, – 9:31. Езд.10:3, – 19:2, – 31:14. Пс.70:19, – 103:4, – 105:2, – 142:8, – 149:9. Пр.4:27, – 8:28. 29, – 13:6, – 17:16, – 19:7, – 22:16. Еккл.7:30. Песн.3:10. Прем.12:19. Сир.4:7, – 6:4, – 18:31, – 20:13, – 42:11, – 45:9, – 46:17, – 50:16. Ос.8:4. Ис.8:2, – 16:3, – 30:30, – 32:6, – 40:3, – 43:23, – 44:17, – 45:21, – 48:6, – 52:7, – 62:7. 11, – 65:18, – 66:9. Иер.6:8, – 18:11, – 33:13, – 42:15. Иез.33:29, – 35:15, – 45:23, – 46:15. 1Макк.11:28. 2Макк.1:25, – 8:21. 35–9:2. 14. 15, – 11:2. 3, – 12:41, – 14:39. 4Макк.6:29, – 12:6 и нек. др. 2043 Поэтому во многих греческих рукописях имеется надписание: π или περ τς το κσμου γενσεως – τς κοσμοποεας, τς το κοσμου συστσεως. Ср. Слав. и Русск. 2045 Для удобства читателей предлагаем здесь составленный г. Папковым «Проект постановлений о церковно-приходском собрании и церковно-приходском совете православных приходов в России».   Глава I. Общие правила.   § 1) Каждый православный приход в России обязан заботиться о своих церковно-приходских делах в порядке, определенном сим постановлением.   § 2) Дела решаются приходом на общем церковно-приходском собрании.   § 3) Православные приходы могут быть городские или сельские, или же соединенные сельско-городские. Членами прихода состоят лица православного исповедания обоего пола, которые имеют свое местожительство в пределах прихода, а также проживающие вне его пределов, но причисленные к нему согласно их желанию.   Настоятель православного прихода ведет главную книгу или список всем членам прихода, в котором показываются имя, фамилия, звание, занятие или промысл, равно время и место рождения каждого прихожанина, а когда умрет член прихода – время и место его смерти, а также время переселения членов в приход или из прихода, и место, откуда кто водворился или куда выселился.   § 4) Общие расходы прихода покрываются средствами находящимися для этой цели в его распоряжении. При необходимости дополнительных, сверх того, сумм, таковые приобретаются сбором от прихожан согласно особому на каждый раз определению церковно-приходского собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010