Так как в лице первого человека Адама каждый человек («все»–следовательно и младенцы) согрешили и виновны пред Богом, то умирающий без крещения младенец по нерадению своих родителей может лишиться царствия Божия. Христианское крещение в свящ. Писании прямо называется «обрезанием не рукотворенным», так как оно заменило собою ветхозаветное обрезание: Рим. 5:18 . По сему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. 19. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Кол. 2:11 . В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. 12 .Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога. Который воскресил Его из мертвых. А обрезание младенцев в ветхом завете совершаемо было в первые дни их рождения: Быт. 17:12 . Семи дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Лк. 2:21 . По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Самая способность младенцев к восприятию в себя силы Божией ясно обнаружилась при благословении Господом детей, и при входе Господнем в Иерусалим: Мф. 19:14 . Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Ср. Мрк. 10:14 . Мф. 21:15 . Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говоря щих: Осанна сыну Давидову! вознегодовали. 16 . И сказали ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? ( Пс. 8:3 ). Что апостолы действительно совершали крещение над детьми, это можно видеть из случая крещения в день Пятидесятницы, когда ап. Петр приглашал к крещению «каждого» из присутствовавших, объявляя «обетование и детям».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Там мы при посредстве обзора частных обязанностей стремились определить сущность самого служения. Здесь же к определению сущности новозаветного священства мы шли путем уяснения того отношения, какое имеет новозаветное священство к первосвященству Иисуса Христа. Мы видели, что первое есть продолжение последнего, и отсюда, как бы из своего центра, с необходимостью вытекают все частные обязанности и задачи пастырского служения в Христовой Церкви.    и римско-католическая.    Деян. XX:28.    Еф. I:22.    Еф. I:23.    Еф. IV:15 — 16.    Мф. XXVIII, 20.    Иоан. XIV:16.    Рим. V, 9 — 11.    Колос. I:19 — 20.    Мы не входим в настоящий раз в рассмотрение отношений между понятиями: Царство Божие и Церковь. Довольно сказать, что на земле Царствие Божие осуществляется в Церкви и только чрез нее.    Деян. XX:20.    Мф. XVI:18.    Еф. V:25.    Еф. I:22 — 23.    Еф. IV:15 — 16.    2 Корф. V, 18 — 19.    1 Корф. III, 9.    1 Корф. IV, 1.    1 Корф. III, 11.    Еф. I. 21.    Еф. II:20.    Еф. IV:15 — 16.    Еф. II. 20.    Колос. I:20; ср. 1 Корф. IV, I.    Еф. IV:12.    Иоан. XX:21.    Лк. IV:43.    Иоан. XV:15.    Иоан. XV:26; Ioan. XXIII, 37; XVII, 4 — 8 и мн. др.    Иоан. XIV:26.    Иоан. XVI:13.    Иоан. XVI:14 — 15.    Мф. XXVIII, 19; Мрк. XVI:15.    Деян. VI, 2 — 4; 1 Корф. IX, 16.    Мф. III, 3.    Мф. XXVIII, 19.    Лк. XXII:19 — 20; 1 Корф. X, 16; XI, 25.    1 Корф. XI, 26.    Лук. V:21.    Лк. V:24.    Иоан. XX:23; ср. Мф. XVIII, 18; XVI, 19.    Иоан. II:11, 18.    Иоан. X:16.    Иоан. X:14.    Римл. X:14 — 15.    Мф. X, 6.    Лк. Х, 16.    Напр. Иоан. XVII:17 — 19, 22 26.    1 Корф. V, 4 — 5 и др.    Деян. XV:28.    Мф. XXVIII, 20.    Беседы на Еванг. Мф., ч. 3, стр. 530, 531, изд. 1896 г.    Иоан. XIV:16, 26.    Деян. XV:25, 32.    Деян. XX:29 — 31.    1 Тим. 3 глава.    2 Тим. IV, 1 — 8.    Смтр. стр. настоящего сочинения.    Впрочем, при всей ценности для нас подобных, точно поясняющих предмет, терминов, мы в интересующем нас вопросе по преимуществу должны рассматривать учение отцов Церкви со стороны мысли, заключающейся в их словах, а не буквального выражения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

94.  Так совершено изменение сердец у народов новым призванием посредством Слова Божия, когда Оно стало плотию и поселилось среди людей, как говорит также и ученик Его Иоанн: «И Слово стало плотию и обитало среди нас» (Ин. 14). Поэтому церковь так и плодоносна в спасенных. Ибо ни Моисей, ни пророк Илия не суть более ходатаи, но Господь Сам спас нас, даровав многих чад церкви, собранию первенцев, как возвестил Исаия в таких словах: «возвеселись неплодная, не раждающая». Неплодная же есть церковь, которая никогда в прежния времена не позволяла обнаруживаться чадам Божиим. «Воскликни и возгласи не мучившаяся родами, потому что у оставлениой больше сыновей, чем у имеющей мужа» (Иса. LIV, 1). Первое собрание (т. е. церковь) имело своим мужем именно закон. 95.  Также и Моисей говорит во Второзаконии, что язычники будут первыми, а непокорный народ последним, и опять он говорит: «Вы раздражили Меня не Богом, и огорчили Меня своими суетными идолами; и Я раздражу вас не народом, народом неразумным огорчу вас» (Второзак. 21). Ибо они оставили Бога сущего и служили не сущим богам и умертвили пророков Божиих и пророчествовали для Ваала, который был идолом хананеев. Они также презрели Сына Божия, сущего, избрали разбойника Варавву, который был взят в убийстве (ср. Мрк. XV, 7), они отреклись от вечного царя и исповедали своим царем временного кесаря (Ин. 15). Таким образом, Богу угодно было даровать свое наследие неразумным язычникам и тем, которые не ходили в путях Божиих и не знали, что есть Бог. После того, как этим призванием нам дана жизнь, и после того, как Бог веру Авраама в Него вновь привел к совершенству в нас, я думаю, мы не должны более возвращаться к первому законодательству. Ибо мы получили Господа закона, Сына Божия. И чрез веру в Него мы научаемся любить Бога от всего сердца и ближних, как самих себя. Любовь же к Богу далека от всякого греха и любовь к ближнему не причиняет ближнему зла (ср. Рим. 10). 96.  Поэтому мы не имеем нужды ни в каком законе в качестве воспитателя; вот, мы говорим с Отцем и стоим пред Ним лицем к лицу, сделавшись младенцами в злобе и укрепившись в праведности и благопристойности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

5) Отсюда ясно, что все праздники православной Церкви в постепенном порядке раскрывают историю нашего искупления и освящения, и поэтому каждый христианин по примеру, преподанному Господом ( Иоан. 13:15 ; ср. Иоан. 10:2223 ) и апостолами ( Деян. 20:7–11 ; 1Кор. 1б:1–2), должен чтить их. 6) И так в церкви новозаветной соблюдение праздников церковных имеет для себя основание в том, что и Христос в дни Своей земной жизни святил праздники участием Своим в богослужении: Лук. 4:16 ; Иоан. 5:14 . Господь в праздники участвовал и делами милосердия, внушая при этом вообще не отлагать в праздники дел милосердия: Мф. 12:11–12 ; Лук. 13:15–16 . 7) По примеру И. Христа и апостолы также посвящали праздничные дни на молитвенное служение Богу. В ряду таких праздничных дней особенное значение и первенство имеет день воскресный, о котором апостол говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, и вера ваша!.. ( 1Кор. 15:14 ; срав. 1Кор. 5:8 ). Этот день в новозаветной церкви особенно важен: Мрк. 16:9 ; Иоан. 20:19 . 8) Что значит праздновать? – спрашивает святитель Филарет, митроп. моск., и отвечает: «Церковный праздник есть благочестивое созерцание, в котором дух отдыхает от труда и плоти и собирает силы для работных дней жизни (Св. III, 19, 3) – а потом «день, освященный для праздника, (прежде всего) должен решительно и вполне принадлежать Богу и Его храму (Сл. IV, 7). Если когда, то именно в эти праздничные дни каждый истинноверующий христианин должен посвящать себя на служение Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях: Лук. 24:53 ; Деян. 20:7 . И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники. Колос. 2:16 . 9) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при отрицании праздников. Гал. 4:9–10 ; Амос. 5:21;8:10 , Евр. 4:9 . XXXV. О посте 1) «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». ( Мф. 5:48 ). – Это высший идеал для человека, но так как помышления сердца человеческого – зло от юности его ( Быт. 3:21 ), то человек от своего идеального совершенства далеко, далеко удаляется, а Бог, желая всем спастись и в разум истины прийти, установил различные средства для приближения человека к совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

С другой стороны, несовершенства этих «начинаний» не давали гарантии на успех дальнейшей работы, если – кроме их – не будет для нее более надежного руководства. Усвояя себе несомненные преимущества, третий синоптик тем самым внушает , что у него самого были лучшие пособия. О характере последних можно догадываться по контрасту с предшествующими воспроизведениями. О них справедливо думать, что они покоились на воспоминаниях о слышанном, как и глагол νατξασθαι значит «восстановлять упорядоченно по памяти» 95 . И коль скоро это средство оказалось недостаточным, – мы обязаны допустить, что продолжатель обладал прочными образцами в письменных документах. Вот второй источник, присутствие которого в самом труде довольно ощутительно и неоспоримо. Это ясно по самому стилю, обнаруживающему иногда слишком резкие колебания, раз классически-правильный «пролог» сменяется сильно евраизированными отрывками первых двух глав. Подобное явление встречается и в других случаях, заставляя предполагать, что стилистическая свобода Луки была связана вполне выработанным текстом, для которого допустимы были лишь легкие корректуры. Так нужно думать по двум наблюдениям, что 1) евраистические шероховатости попадаются преимущественно в репродуктивных частях, где требовалась собственно точность воспроизведения, но 2) даже и в этих – параллельных Матвею и Марку – отделах ср. IV, 38 – 41 и Мрк. I, 29–34; Мф. 40;III, 14 – 17. V, 12 – 16 и Мрк. I, 40– 46; Mф. VIII, 1 – 4. V, 17 – 26 и Мрк. II, 1–12; Mф. IX, 1 – 8. IX, 10 – 17 и Мрк. VI, 30 – 44; Mф. XIV, 13–21. IX, 38 – 40 и Мрк. IX, 17 – 18; Mф. XVII, 15–16 и мн. др.) обнаруживается стилистическое превосходство, свойственное авторскому перу третьего Евангелиста (см. ν μσψ , σ λγος το θεο , δχονται и φσταν αι в VIII, 14 – 15 по сравнению с Мф. и επεν τρ ατος , πστατα , δομα σου , ξελθε π , κανς , δετο αυτν , σν , πστρεφε , παρ τος πδας , παρα ρμα и пр. вместо Марковых λγει ατος , δ δσκαλε , δρκζω σε , ξελθεν _#954;, μγας , παρεκλες ατδν , μετ , τα ε , πρς τος πδας etc.).

http://predanie.ru/book/219258-sv-aposto...

(И. Смирнова: «Св. пр. Даниил». Рязань, 1879 г., стр. 17, 18...). Так–то рассуждали и поступали в те отдаленные времена благочестивые и верующие люди! ... (ср. Дан. 10:3 )... О пище Спасителя нашего мы уже говорили. Что же касается Его св. Апостолов, то их пищей обыкновенно был хлеб… По крайней мере, в большей части библейских мест, где говорится мимоходом об их пище, называется таковой хлеб [напр., Матф. 15:2 ; Марк. 6:8 ( Лук. 9:8 ); Марк. 8:14; 7:2,5 ; Лук. 25:35 ; Деян. 2:42,46 (20:7 ср.); 2Сол. 3:8 и т. под.]. Хлеб называется и вообще всего чаще в новозаветных библейских книгах – как именно пища [ Марк. 3:20 ; Лук. 14:1 : ср. 7:33; ср. 11:3 (ср. Мф. 6:11); ср. Лук. 12:18 ...42; 14:15; 11:11 (ср. Мф. 7:9 ): ср. Иоанн. 6:7,23,26,32,33,34,35 (и 48),41, 50,51 (и 58); 13:8; ср. Мф. 4:3,4; 15:26 (ср. Марк. 7:27 ): ср. Мф. 26:26; ср. Лук. 15:17 и т. п. и т. п.]. Это несомненно, хотя в некоторых местах слово «хлеб» можно понимать и не в строго буквальном смысле, а в более или менее общем, чего игнорировать, разумеется, нам нельзя. Нельзя игнорировать, конечно, и того, что, будучи рыбарями, некоторые св. Апостолы (уже как такие) могли вкушать и вкушали рыбу (ср. Мф. 4:18. Мрк. 1:16 . Лук. 5:2 ...,11... Иоанн. 21:13. Лук. 24:42 . Иоанн. 21:3...) и, следовательно, не были вегетарианцами... в строгом смысле слова, по крайней мере, вначале. Но что они, по крайней мере, некоторые из них, будто бы не сделались вегетарианцами и потом, этого утверждать мы не можем. Скорее можем утверждать противоположное, основываясь на некоторых, сохраненных нам историей, свидетельствах. Так, в памятнике – несомненно древнем (Bardenhewer: «Patrologie»: 2 Aufl. Freib. im Breisg. 1901: S. 73...) – «псевдо–Клементинах» – сообщается, что св. Ап. Петр – бывший рыбарь – «питался только хлебом, оливами и изредка – овощами (Recogn. 7:6)» (Zockler: «Askese und Monchthum». 2 Aufl. 1 Band. Frankf. a. M. 1897. S. 151). Климент Александрийский («род. около 150 г.», а умер до «215 или 216» г.г.: Bardenh. S. 114) – древний христианский учитель передает, что «Ап. Матфей воздерживался от» употребления в пищу «мяса» («Paedag. 2:1») (Zockler: ibid.). Егезипп – из второго христианского века (Bardenh. S. 104) говорит «об Иакове Праведном, брате Господнем, епископе иерусалимском, председательствовавшем на Апостольском соборе» (А. Иванов: «Руков. к изъяснит. чтению апост. посл.»: изд. 4; СПб. 1893 г., стр. 7), что он не употреблял «вина» и «совершенно воздерживался от мяса» (Zockl. S. 152)... Как бы мы ни смотрели на историческую достоверность этих и подобных им свидетельств, которой всецело отрицать не имеем достаточных оснований, – они, т. е., свидетельства, в высшей степени поучительны и красноречивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

1704.  Будь в этом мире одно, по взаимной любви и служению, со всеми, и с тобою будут одно — все Ангелы и святые человеки, и Сам Бог, и здесь, и тем более там — в будущем веке, когда Бог будет всяческая во всех 15, 28]. Достигай, человек, единства: всячески бегай духовного разделения посредством самолюбия, гордости, зависти, сребролюбия, сомнения, маловерия. Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут [Иоан. 17, 21]. Единение — Бог. Разделение — диавол. Разделение церквей — дело диавола; ереси, расколы — дело диавола. 1705.  Если будешь с жадностью много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. Не упивайтеся вином, но паче исполняйтеся Духом [Ефес. 5, 18; ср. 1 Сол. 5, 6–8]. Постись и молись: и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имей простоту веры, и совершишь великие дела: ибо вся возможна верующему [Мрк. 9, 23]. Имей тщание и усердие: и совершишь великие дела. 1706.  Если радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся [Лк. 15, 7, 10], то какое радостное время для благих Ангелов Божиих наш Великий пост, и в частности — дни покаяния и причащения: пятница и суббота? — И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенною силою свирепеют во время поста и с особенною лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенною силою стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Кто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения таин покаяния? — Малейшая оплошность со стороны священника-духовника, малейшее неправедное движение сердца, и они со всею своею бесовскою лютостью входят в сердце священника и долго, долго мучат его, если он усерднейшею молитвою покаяния и живой веры вскоре не изгонит их, незваных гостей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Деян 17, 29 . «Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого»... Объясн. Изображаемые на св. иконах события и лица произошли не от вымысла, но были и существуют в действительности, на самом деле, например – Крещение Господне: Мф. 3, 14–17 , Преображение Господне: Мф. 17, 1–5 , Господь Вседержитель: Евр. 1, 3 ; Откр. 14, 14 , Пресвятая Богородица с Младенцем: Мф. 2, 14 , апостол Петр: Мф 16. 17 ; между тем язычники называли богами такие существа, которые не управляли миром, и произошли действительно от человеческого вымысла. Гол. 4, в. Прем. Сол. 14, 12–14, напр.: Молох, Ремфан: Деян. 7, 43 , Артемида и Диопет: Деян. 19. 35 ; поэтому настоящее место Писания нужно относить не к св. иконам, а к идолам и кумирам вымышленных богов. Втор. 27,15 . «Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника и поставить его в тайном месте». Объясн. Страшная угроза и проклятие здесь высказывается язычникам, производящим и поклоняющимся идолам, какой бы вид они ни имели; напр.: Деян. 14, 11–13, 23, 24 . К св. иконам эти слова не могут относиться так же, как не относились к Ковчегу Завета, благоговейное почитание которого сопровождалось благословением Божиим; 2Цар. 6, 11, 12 ; 2Пар. 8, 11 . О почитании святого Креста Лук. 9, 23 . «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвертись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Объясн. Если бы крест подлежал презрению, то Господь не стал бы означать именем креста благодетельные для нас скорби и страдания. Апостол Павел ничем другим не желал хвалиться, как только крестом; Гал. 6, 14 ; слово крест не везде обозначается в переносном смысле, но и в собственном: Мрк. 15, 21 ; Евр. 13, 13 ; Иоан. 3, 14–15 . Кол. 2, 14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1 Петр, 2, 24. Второз. 21, 22–23; ср. Гал. 3, 13 . «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве: то тело его но должно ночевать, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

? Иерем. 2:22. Посему хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, – нечестие твое отмечено предо Мною. – Обличаются пророком Иудеи в развращенности, которую лицемерные люди старались прикрыть существующим издревле обычаем телесных омовений (ср. Мрк. 7:1–4 ). Не «мыло и щелок» – как внешние дела, лицемерно совершаемые, а нравственное перерождение необходимы были для ??? 26) О таинстве миропомазания а) Так как человек и после таинства крещения не свободен от естественных слабостей греховной природы (Рим. 7:14–15), то на борьбу с ними даны дары Св. Духа 2Петр. 1:3 . От Божественной силы Его даровано нам (на таинстве миропомазания) все потребное для жизни и благочестия... Иоан. 14:16 . И Я умолю Отца, и даст вам Утешителя… Лук. 24:49 . И Я пошлю обетование Отца Моего на вас… Деян. 2:1–4 . При наступлении Пятидесятницы... и явились им разделяющиеся языки... И исполнились все Духа Святого... – 2:16–18. Но это есть предреченное пророком Иоилем... – 2:38. Покайтесь и да крестится каждый из вас... и получит дар Святого Духа. б) Крещению усвояется прощение грехов, а непосредственно за ним следующему священнодействию (руковозложению или миропомазанию) – сообщение дара Свят. Духа Деян. 8:5–17 . ...Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. – 9:2–6. ...И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой... Ефес. 1:13 . И уверовав в Него, запечатлены обетованным Св. Духом. – 4:30. ...Которым вы запечатлены в день искупления. б) Эту власть Господь передал Апостолам Мф. 16:19 . И дам тебе (Ап. Петру) ключи Цар. Небес.: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Мф. 18:18 . Истинно говорю вам (всем Апостолам), что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. в) Вязание и решение Духом Святым Иоан. 20:21–23 . Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. г) Покаяние было и при Апостолах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ориген. T. XIII, col. 952. Василий B. T. XXIX, col. 221. Apophthegm. Patrum, col. 208B. § 12; col. 328A, § 21; Макарий E. Н. I, c. V, col. 456A; H. Vl, c. III, col. 520CD. H. XVI, c. П, col. 617A. H. XXI, c. VI, col. 732C, 733A. Ееагрий Понт. Capita pract. ad Anatol. c. LXVI, col. 1240B. Марк Подвижн. De lege spiritual, c. CLXX, col. 925. И. Златоуст. De compunctione, c. I. T. XLVII, col. 412. Нил C. Epist.lib. III, col. 513. Cap. paraen. § 114, col. 1260C. De voluntaria paupertate, c. XXIV, col. 3000C. Исаак C. Λογ. A, σελ. 3. Λ. LVI, σ. 336.337. Λ. XXXIV, σ. 218. Λ. XI, σ. 66. Λ. XXVI, σ. 164. Λ. LXXIII. σ. 419. Симеон Hoe. Б. De tribus modis orationis, col. 701 C, 708B. Ср. Мф.15:19 ; Мрк.7:21–22 . Πονηρς имеет ближайшее филологическое родство с πο’νjς (также πε’νασθαι, πενε’στης, πε’νης, πενιχρο’ς, πενι’α, πονεν). Πο’νος на языке послегомеровском означает понятие труда и напряжения, иногда даже прямо страдания. (Schmidt. II B. S. 623). Πονεσθαι употребляется для означения труда тяжелого и упорного (напр. о возведении стен, о снаряжении кораблей, о производстве насыпей S. 614). Но постоянно занятый такою работою является по большей части человеком, лишенным средств, бедным. Отсюда группа слов, примыкающих к этому именно значению ( πενε’στης, πε’νης, πενι’α, πενιχρο’ς). Так. Обр. с понятием «труда» понятие «бедности» связано как бы по ассоциации смежности, как два таких явления, из которых одно напоминает другое, с ним связанное обычно (S. 612). Отсюда уже отчасти объясняется, почему собственно πονηρς получило значение дурного, негодного, и именно в моральном смысле. Такой оттенок получился вследствие еще дальнейшей работы ассоциативной деятельности лингвистического развития.Если πε’νεισθαι употребляется для обозначение обычных, обыденных работ прислуги; если πενε’στης значит: слуга (S. 619); а πενο’μενα– рабочий класс (S. 623); то πονηρς получает оттенок свойственного низшему классу и означает такой образ представлений и поведения, который свободного по происхождению уравнивает с низшим рабочим сословием, с состоянием рабов. (S. 612). Изредка в классической литературе πονηρς означает – подверженный страданию и труду. (S. 624). Такая филологическая генеалогия подтверждается и в позднейшее время – в патристической литературе. По словам, напр., св. И. Златоуста, πονηρος παρ τ πονεν ε’ρηται υον κα γραφ πο’νον ρ τν πονηρι’αν καλε Homil. VII in Acta Apostol. Cnfr. In Psalm. CXL . Cp. Suicerus. T. II, col. 807.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010