Делай что должно и еще чуть-чуть Я сам с равнодушием сталкиваюсь на каждом шагу. Не сказали - не сделал, дали инструкцию - согласно инструкции сделал, и не более того. А про неравнодушие даже в мелочах старец Паисий говорит: «Если человек делает что должно и еще чуть-чуть, за это Бог дает двойную благодать». А что такое - «еще чуть-чуть»? Жена приготовила мужу овсяную кашу - это то, что должно, а на овсяную кашу положила ягодку или вишенку или кусочек банана, а на капустный салат - листик петрушки. Вот это «чуть-чуть». Когда я был в Италии, то слышал на улице, в кафе, в магазине: супруги - молодые, средние и пожилые, - общаясь между собой, называли друг друга: «Amore». Это - «любовь моя»! Меня поразило такое возвышенно-трепетное, любовное отношение. Тоже свидетельство неравнодушия! Ведь все начинается со слова: И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1,14). Слова имеют огромную силу! Если человека называть «ангел мой», даже в совершенно несоответствующих этому слову ситуациях, то человек, уязвленный совестью, умом, обстоятельствами, в конце концов изумится: «Да я вроде бы ничего и не сделал, а меня так называют»! Все время «сверх»: что должно - и еще чуть-чуть Поэтому, если мы хотим иметь рядом нормальных людей, то нужно подбирать, творчески продуцировать слова, которые бы вдохновляли, быть и в этом плане неравнодушным. В христианской жизни ненормально просто ровно относиться друг к другу. Сам Господь сказал: если вы любите любящих вас, какая вам за то награда, ибо и грешные любят (ср. Мф. 5,46). Все время «сверх»: что должно - и еще чуть-чуть. Мне радостно радовать Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) Будем любить друг друга не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3,18). Я часто говорю людям: если мы еще не можем любить делом и истиною, то давайте любить хотя бы словом, не скупиться говорить друг другу добрые слова. Это тоже свидетельство неравнодушия. Кто-то из умных людей говорил - «мне радостно радовать». Ты не видел знакомого долго, так скажи ему при встрече: «Слушай, братан, сто лет тебя не видал! Как я рад!». Ты послал настроение, и оно к тебе вернется. Можно, конечно, сказать просто «Привет!», но этого мало. Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя была неординарная обстановка, ты должен неравнодушно относиться к окружающим! Иначе так и будут серые будни: от тебя ничего - и к тебе ничего. Есть замечательное стихотворение: «Я не устану славить Бога за долготу прожитых дней, что так была моя дорога полна светящихся людей. За то, что ими был обласкан, общался с ними, говорил - без опасения, без маски, и радость сердцу находил».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Таким образом, Бог сотворил человека на фоне будущей трагедии Своего творения, его отступления и отвержения им права Божия. Раньше, чем был сотворен человек, он уже был возлюблен Богом. Появляющийся из небытия человек встречает Божественную любовь, он, несмотря на все отступления, любим и желаем. Как прекрасно говорит Папа Бенедикт XVI, в Иисусе Христе Бог ищет страдающее и потерявшееся человечество. Его смерть на Кресте - это кульминация обращения Бога против Самого Себя, в котором Он приносит в жертву Себя, чтобы поднять и спасти человека (ср. DCE 12). При этом - на что следует обратить особое внимание - сотворение мира и человека для Бога не было необходимостью. Именно в этом кроется основа нашей человеческой самобытности. Человек поставлен перед Богом свободным и самостоятельным. Конечное же призвание человека - стать причастником Божественного естества, как учит св. Апостол Петр (ср. 2 Пет 1, 4). Человек был сотворен по образу и подобию Божиему (ср. Быт 5, 1) как венец творения. Созданная Богом гармония была нарушена человеком. Восстановил ее Христос. Причастие человека к Божественной природе становится реальным благодаря тайне Боговоплощения, благодаря Рождеству Христа, благодаря тому, что " Слово стало плотью " (Ин 1, 14). II Ватиканский Собор в связи с этим учит, что " Сын Божий через Свое воплощение некоторым образом соединился с каждым человеком " (GS 22). Слуга Божий Иоанн Павел II в энциклике " Redemptor hominis " - " Искупитель человека " отмечает, что Бог во Христе и через Христа полнее всего явил Себя и приблизил человеку, а также во Христе и через Христа человек приобрел полное сознание своего достоинства, благодати Божиего усыновления и смысла своего существования (ср. RH 11). А Катехизис учит, что Христос не жил Своей жизни только для Себя, но с момента воплощения " ради нас, людей, и ради нашего спасения " вплоть до смерти " за грехи наши " и Воскресения " для оправдания нашего " (ср. 1 Ин 2, 1; Рим 4, 25). Мы все призваны к единению с Ним, ибо Он позволяет нам, как членам Его Мистического Тела, разделять с Ним его жизнь во плоти (ср. ККЦ 519; 521). Благодаря воплощению Сына Божия, в Котором " обитает вся полнота Божества телесно " (Кол 2, 9), человек имеет полноту в Нем (ср. Кол 2, 9), т.е. он становится святыней.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Древние христианские авторы, в особенности в доникейский период (до 325 г.) широко применяли понятие слово для обозначения Лица Спасителя. Среди них следует в особенности упомянуть Игнатия Богоносца, Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента, Оригена и Афанасия. И после 325 г., хотя уже значительно реже, Господа продолжали именовать Словом . Григорий Нисский присваивает Трем Лицам Святой Троицы определенные понятия: Ум -- Отцу, Слово -- Сыну, Любовь -- Святому Духу. Вплоть до II Вселенского Собора (381 г.), в доникейский и староникейский периоды, преимущественная модель описания тайны Боговоплощения выражалась в категориях слово - плоть (ср. Ин 1:14 -- Слово стало плотью ), где слово соответствовало Божественной природе Христа, а плоть -- человеческой. В доникейский период широко также использовалась лингвистическая конструкция, различавшая слово внутреннее (λγος TM νδιθετος) и слово произнесенное (λγος προφορικς) для указания на существование Спасителя до и после Воплощения (или, до и после творения мира), однако из-за злоупотреблений гностиков от нее пришлось отказаться. Особенно ярко о Христе как Слове писал Афанасий Александрийский. Для него Божественное Слово есть универсальный разумный принцип бытия, живой Бог, имеющий основание лишь в самом Слове (αÙτολγος), Он есть неизменный образ своего Отца ( Афанасий Великий. Против язычников 41); кто способен усмотреть разумный принцип в мироздании и собственной душе, тот познает Бога (Там же 45). Для православных богословов важна коннотация слова как имени Божия со словом как разумным началом в мироздании и человеческом устройстве.   Слово как метафизический принцип Многим православным богословам присуще осознание разумной подосновы всего мироздания, обозначаемой словесами или малыми логосами (λγοι). В своем истоке эта концепция восходит к платоническому учению об идеях, однако существенно от нее отличается. Есть еще более близкая аналогия содержится в учении стоиков о семенных словесах (λγοι σπερματικο). Согласно такому пониманию, все в мире проникнуто божественными идеями, некими плодотворными семенами, частицами божественного присутствия в мире, задающими для всего -- всякой отдельной вещи и всякого существа -- принцип и закон существования, реализуя замысел Творца о своем творении.

http://bogoslov.ru/article/569605

Бог родился среди людей — «С нами Бог!» С момента Боговоплощения в Иисусе Бог стал смиренным спутником человека. Иисус Христос — это тот путь, то присутствие, которые отвечают глубочайшим желаниям человеческих ума и сердца. Рядом с Иисусом наше сердце ощущает то родство, ради которого оно было сотворено, и которого оно не ощущает более нигде. Поэтому Христос Сам сделался путём. Он пришёл, чтобы у нашей свободы был критерий, помогающий распознать правильную дорогу и следовать ей. Каждый из нас может найти свой путь, если встретит Того, кто есть Путь, и позволит Ему с любовью вести за собой. Без Бога с нами, Бога близкого нам, можем ли мы выдержать странствие жизни? Бог, ставший человеком, не оставляет нас, но идёт рядом и указывает нам путь. Ведь недостаточно идти вперёд — необходимо ещё и видеть, куда мы идём! «Рождество — это не просто воспоминание о рождении великого человека; это не абстрактное празднование рождения человечества или тайны жизни в целом; в ещё меньшей степени это всего лишь праздник начала нового года. Рождество — это воспоминание о чем-то конкретном и важном для человека, о сути христианской веры, об истине, которую кратко выразил святой Иоанн: «Слово стало плотью» (ср. Ин 1, 14). Речь идёт об историческом событии, которое евангелист Лука помещает в чётко определённый контекст: во дни, когда вышло повеление Кесаря Августа о первой переписи, когда Квириний уже был правителем Сирии (ср. Лк 2, 1-7). Таким образом, спасительное событие, которого Израиль ждал веками, произошло в ночь, имеющую точную историческую дату. Во мраке Вифлеемской ночи реально засиял великий свет: Творец вселенной воплотился, неразрывно соединившись с человеческой природой, чтобы действительно стать «Богом от Бога, светом от света» и одновременно человеком, — истинным человеком» (Папа Бенедикт XVI). Вот почему христианство изначально представляет собой не столько «религию», сколько «событие», реальный «факт». Реально рождение Младенца в Вифлееме; реальны детство и юность Иисуса, окруженного бескорыстной любовью Марии и Иосифа; реальны встреча с Иоанном и Андреем и все другие встречи, благодаря которым весть о Нём достигла всех уголков земли, в том числе и нас с вами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Уильям Д. Маунс Глава 20. Третье склонение Прикосновение к экзегетике Обычный представитель первого века, прочитав пролог четвёртого Евангелия ( Ин. 1:1–18 ), не испытал бы особых затруднений с пониманием описания λγος’α у Иоанна. Это была довольно простая концепция. Λγος рассматривался как рациональный закон, стоящий за материальным миром. λγος το θεο понималось как Божья трансцендентная рациональность, дающая вселенной порядок и цель. Эллинизированный иудей тут же вспомнил бы о литературе мудрости, объясняющей, что мудрость Божья, Его слово (или λγος), придала вселенной её форму и организованность. Как таковое, λγος το θεο представлялось чуждым человеческим путям, находящимся выше нас и вдалеке от нас, ведущим нас издали. С другой стороны, Ин. 1:14 заставило бы такого читателя потрясённо замереть. «И слово стало плотью (σρξ) и обитало с нами». Σρξ – это земное, это сфера человеческих решений и эмоций, человеческой истории и человеческой греховности (ср. Ин, 1:13; 3:6; 17:2 и т. д.). Ин. 1:14 говорит о чем-то рискованном и скандальном, и это – евангелие христианской веры: λγος стало σρξ. Центр божественной жизни и мысли вошёл в глубины нашего мира и принял его форму, его σρξ, его плоть, чтобы мы познали Его и были спасены Им. Это заявление о λγος и σρξ – самое сердце нашей веры. Бог не покинул нас. Никакая низость, никакие страдания, никакая греховность не перевесят Божьего понимания и благости. Он пришёл, чтобы быть среди нас. Он обнял наш мир плоти в Своём воплощении, Он возлюбил нас. Довольно легко сказать, что Бог любит мир ( Ин. 3:16 ). Но сказать, что Бог любит меня в моей слабости и неверности, что Он любит σρξ, это – совсем иное. Здесь тайна и мощь того, что Бог сделал для нас во Христе Иисусе. Гери М. Бург Обзор В этой главе вы познакомитесь: – с третьим (и последним) склонением (основы которого оканчиваются на согласную); – с четырьмя основными особенностями, помогающими распознавать формы третьего склонения; – с основной таблицей падежных окончаний;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

     Цель земной жизни человека — обрести вечную жизнь в Царстве Небесном. К ней надо идти ежедневно, ежеминутно. В этом деле не бывает отпуска или выходных. Что же конкретно надо делать сегодня, чтобы спастись? С чего начать и как узнать, что ты на правильном пути? Где взять «инструкцию к руководству», которая бы нам все разъяснила? Сам Господь дает человеку «инструкцию к спасению». В притче о сеятеле Христос говорит, что, как сеятель засевает землю зерном, так и слово Божие засевает сердца человеческие (ср. Лк. 8, 11), духовно питает, делает способными к жизни вечной. Слово Божие и есть та «инструкция», следуя которой, человек обретает истинную жизнь. Но само понятие «слово Божие» многозначно. В первую очередь, это Сам Господь Иисус Христос, Ипостасный Бог Слово, Который всевается в каждого из нас, как семена — в землю. Евангелист Иоанн Богослов называет Его Словом, через Которое все существующее получило бытие (см. Ин. 1, 1—3), и это «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин. 1, 14). Старец Фаддей Витовницкий подчеркивает, что Бог сокровенно живет в сердце любого человека, пусть и не помышляющего о Нем, и даже атеиста, — Господь всегда не где-то рядом, а в самом центре жизни каждого из нас. Ибо только Он дает жизнь и движет жизнью. Словом Божиим называют и записанные в Священном Писании «глаголы вечной жизни» (Ин. 6, 68), которые Бог открыл всему человечеству, призывая денно и нощно поучаться в законе Господнем разумом и волей (см. Пс. 1, 2). Данный стих псалмопевца означает, что нам необходимо изучать Священное Писание, прежде всего Евангелие, и погружать в него свою волю — то есть применять книжное знание на практике, постигать его опытно. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что книги Священного Писания даны нам по нашему нерадению: если бы мы были истинными детьми Божьими, мы бы имели непосредственное единение с Творцом, и Сам Господь — Бог Слово научал бы нас. Так Бог научал преподобную Марию Египетскую. Находясь в пустыне, она воспринимала слово Божие напрямую от его Источника и дословно цитировала Священное Писание, не будучи грамотной.

http://pravoslavie.ru/100760.html

Через тайну Боговоплощения к обожествлению человека. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Документы Через тайну Боговоплощения к обожествлению человека Пастырское послание архиепископа Тадеуша Кондрусевича на Рождество 2006 25.12.2006 19:21 Версия для печати Возлюбленные в родившемся Господе братья во священстве, монашествующие, верный народ Архиепархии Божией Матери в Москве! 1. " И Слово стало плотию, и обитало с нами " (Ин 1, 14). Этими словами пролога Евангелия от Иоанна от всего сердца приветствую и поздравляю всех вас с радостным и спасительным торжеством Рождества Христова. В них выражена суть тайны Боговоплощения, главной целью которой является искупление человека, его возвышение и обожествление. Слово стало плотью, " чтобы сделать нас " причастниками Божеского естества " " (2 Пет 1, 4), - учит Катехизис (ККЦ 460). Бог становится человеком, чтобы человек стал сыном Божиим, - как говорит св. Иреней (ср. Против ересей 3, 19, 1: PG 7/1, 939: ККЦ 460). А св. Афанасий подчеркивает, что " Сын Божий вочеловечился, чтобы нас сделать Богом " (Слово о воплощении Бога Слова…, 54, 3: PG 25, 192B: ККЦ 460). 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как по Евангелию Христос есть Единородный Сын Отца и Единосущный Ему, от вечности существовавшее Слово, через Которое все произошло, так и по Апокалипсису Он есть Слово Божие ( Откр. 19:13 ), Сын Отца ( Откр. 1:6 ) и как Сын – единосущный Отцу, Он есть, как и Бог Отец, альфа и омега, начало и конец, первый и последний ( Откр. 1:8; 21:6 ; ср. 22:13; 1:17), Он – начало создания Божия ( Откр. 3:14 ). Поэтому, как единосущный Отцу и вечный, Он равен Ему: «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его», – говорить евангелист ( Ин. 5:23 ); сидящему на престоле (Богу Отцу) и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков – говорить апокалиптик ( Откр. 5:13 ). Вообще в Апокалипсисе Бог и Христос везде поставляются вместе и обоим приписываются одинаковое достоинство и значение ( Откр. 7:10; 11:15; 14:4; 21:22; 22:1, 22:3 ). Таким образом отношение Христа к Богу, как Бога к Богу, Сына к Отцу, второго Лица к первому, совершенно одинаково как по Евангелию, так и по Апокалипсису. Такое же сходство между обоими писаниями и в изображении Христа вочеловечившегося и Его отношений к людям. По Евангелию Слово стало плотью ( Ин. 1:14 ) и в Апокалипсисе Оно – Сын Человеческий; там Христос говорит, что спасение и след. Сам Он – Спаситель от Иудеев ( Ин. 4:22 ), что Христос должен произойти от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид ( Ин. 7:48 ), что Он, как победивший мир, Царь мира ( Ин. 6:33 ),– здесь, в Апокалипсисе, Он лев из колена Иудина, корень Давидов, Победитель ( Откр. 5:5 ) и Царь царствующих ( Откр. 19:16 ). Что касается отношений Христа к человечеству, то и по Евангелию и по Апокалипсису Он есть в этом отношении: а) Спаситель мира и б) Судия вселенной. а) Первое название, какое усвояется в Евангелии воплотившемуся Слову, есть Агнец Бога, принявший на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ), отдавший Себя за жизнь мира ( Ин. 6:51 ), в своей смерти принесший Богу умилостивительную жертву за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ) и своею кровью омывший всякий грех ( Ин. 1:17 ).