ср. : Ioan. Cassian



 001   002   003   004   005   006   007   008   009

ВЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... правила, отвечающие историческим и культурным условиям христ. Запада: более деятельному и менее созерцательному, чем на Востоке, типу монашества. В Уставе В. Н. «чувствуется сила организующая, дисциплинирующая и устраивающая все благочинно» (Сидоров. С. 349) . Прп. Иоанн Кассиан оказал наибольшее влияние на В. Н. В Уставе насчитывается ок. 112 аллюзий на творения преподобного, из них 68 на «Установления киновитов» и 44 на «Собеседования» (Schmitz. Col. 1385) . Влияние прп. Кассиана прослеживается во мн. аспектах аскетического учения В. Н. : деление монашества на 4 типа (Reg. 1; ср. : Ioan. Cassian. Collat. XVIII 4-8) , организация монашеского богослужения (Reg. 16; ср. : Ioan. Cassian. De inst. coenob. II, III) , стремление к добродетели из любви к самой добродетели (Reg. 7; ср. : Ioan. Cassian. Collat. XI 8-9) и т. д. Однако В. Н. обращается с материалом прп. Кассиана весьма вольно, легко перерабатывая его. Правила свт. Василия Великого были известны В. Н. скорее всего в лат. переводе Руфина Аквилейского, вероятно также, он был знаком с уставом прп. Пахомия Великого в переводе блж. Зависимость от «Правила учителя» прослеживается в форме подачи материала в ... далее ...
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... кто живут, но и для облегчения участи тех, кто умерли ( In Evang. 37. 8; Dial. IV 55, 58, 59 ) . Это таинство, согласно Г. В., следует принимать достойно не только телесными устами, но и умом для подражания (ad imitationem) страданию Господа и последующего совершения добрых дел ( In Evang. 22. 7; Dial. IV 59 ) . Иоанном Кассианом Римлянином, к-рый в свою очередь опирался на Евагрия Понтийского, Г. В. учил, что земная жизнь христианина двойственна и состоит из делания (operatio, vita activa) и созерцания (contemplatio, vita contemplativa - Moral. VI 37; In Ezech. I 3. 9; II 2. 8-14; ср. : Ioan. Cassian. Collat. 14. 1-3) . Образами этих видов жизни, согласно Г. В., служат Лия и Рахиль в ВЗ и Марфа и Мария в НЗ (Moral. VI 37. 61; In Ezech. I 3. 9; II 2. 9-11) . Деятельная жизнь состоит в том, чтобы дать хлеб алчущему, научить незнающего слову мудрости, исправить заблуждающегося, обратить возгордившегося на путь смирения, позаботиться о немощном, т. е. чтобы уделить каждому то, в чем он нуждается, - духовное или телесное. Созерцательная жизнь заключается в том, чтобы, всей душой сохраняя божественную любовь к ближнему, успокоиться от внешней деятельности и, отрешившись от ... далее ...
КЕСАРИЙ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... mon. 3) . Внешние (телесные) добродетели бесполезны, если нет внутренних (духовных) (Serm. 237. 4) . Подобно прп. Иоанну Кассиану, «матерью», или «душой», всех добродетелей К. называет любовь (caritas) и утверждает, что любые другие добродетели без нее лишь видимость (Ibid. 234. 3) . Он говорит и о 2 «крыльях добродетелей» (virtutum alae) , к-рые делают возможным дальнейшее преуспеяние, - это смирение (humilitas) и послушание (oboedientia) (Ibid. 234. 2; в другом месте это любовь и смирение - Ibid. 236. 1) . Смирение он также называет основанием (fundamentum) добродетелей ( Ibid. 233. 2; ср. : Ioan. Cassian. ) Collat. 9. 3 (. В противоположность гордым монахам - «сынам диавола» - смиренные именуются «сынами Божиими») Caes. Arel. Serm. 233. 4 (. Обладать смирением - выше, чем быть чудотворцем) Ibidem (. Со смирением неразрывно связано и послушание) Ibid. 233. 7 (.) Др. проблемой внутренней жизни К. считает «теплохладность» (tepidus esse) , или беспечность, небрежение, или нерадение (neglegentia) . Нерадивые очень быстро заражаются самыми разными пороками и заражают других (Ibid. 237. 3) , становясь т. о. настоящими слугами диавола (Ibid. 237. 2) . Теплохладные имеют только ... далее ...
БЛУД • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... 4) , и, «сколь велика небесная награда целомудрию, тем большим оно подвергается наветам врагов» (Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 17) . Душевно-телесная природа Б. предполагает особые средства практической борьбы с ним. «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, - говорит прп. Иоанн Лествичник, - ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества»; «представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарования целомудрия» (Ioan. Climacus. Scala paradisi. 15. 24, 26; ср. : Ioan. Cassian. De inst. coenob. VI 5, 6) . По прп. Иоанну Кассиану Римлянину, поскольку нападение страсти блуда бывает двоякое, на тело и на душу, то нельзя одержать победу иначе как при условии совместной борьбы тела и души. «Одного телесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чистоты целомудрия», хотя бы он подкреплялся физическим трудом, если ему «не будет предшествовать сокрушение духа, постоянная молитва... продолжительное размышление о Священном Писании», соединенное с духовным разумением, «а прежде всего если в основание не будет положено истинное смирение» ... далее ...
ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... и детские годы Вопрос о времени и месте рождения И. К. Р. является предметом дискуссий (см. : Chadwick. 1950. P. 195-198; Vannier. 1999. P. 23-27) . Высказывались предположения о том, что И. К. Р. был родом из Галлии (из Массилии, ныне Марсель, см. : Abel. 1904. S. 11-12; Cristiani. 1946. Vol. 1. P. 40; Cappuyns. 1949. Col. 1321; Frank. 1997. P. 422) или происходил с Востока: из Палестины - Вифлеема (Hoch. 1900) или Скифополя (M é nager. 1921) , из Афин (Cuper. 1868. P. 460) , из Константинополя ( ср. : Ioan. Cassian. ) De incarn. Chr. VI 31 (, Антиохии) Griffe. 1954. P. 240-241 (или даже из г. Серта, предположительно находившегося на территории Курдистана в совр. Турции) Thibaut. 1929. P. 103-110 (. Однако определяющее значение для решения этого вопроса имеет свидетельство Геннадия Марсельского) Gennad. Massil. De script. eccl. 61 (, что И. К. Р. был «скифом по происхождению») natione scytha (, в связи с чем в наст. время наиболее вероятной считается гипотеза о том, что И. К. Р. род. в М. Скифии, находившейся на территории совр. Добруджи) см. : Schwartz. 1939. S. 1; Marrou. 1945. P. 5-17; Idem. 1947; Chadwick. 1950. P. 198; Idem. 1968. Р. 9; Rousseau. 1978. Р. ... далее ...
ИОАНН ЛЕСТВИЧНИКИскать в Источникеpravenc.ru
... 4) 6. 6 (; 18. 5) 17. 5 (; 28. 27) 28. 30 (; 28. 25) 28. 28 (; 28. 29) 28. 33 (; 28. 60) 28. 59 (; 28. 63) 28. 61 () . Братья мон-ря, к-рый посетил И. Л., занимались непрестанным «умным деланием» (νοερὰ ἐρϒασία) «не только в трапезной, но при всякой встрече друг с другом и в каждом собрании» и были углублены во внутреннюю «молитву, творившуюся в душе (κατὰ ψυχὴν προσευχή) » (Ibid. 4. 17) 4. 18 () . Непрестанная молитва является орудием против бесчувствия (Ibid. 18. 5) 17. 5 () . При этом она не может заменить регулярную уставную молитву; напротив, она помогает ей (Ibid. 28. 31) 28. 35 ( , ср. : Ioan. Cassian. ) Collat. 10. 14 (. Молитвенная практика, такая как размышление над псаломскими стихами, может продолжаться даже во сне) Scala. 30. 13 (30. 6) (, так как «душа, непрестанно поучавшаяся днем в слове Господнем, и во сне охотно занимается тем же) ἐμφιλοχωρεῖν πέφυκεν (») Ibid. 20. (19. 13) ; см. также: Ibid. 27. 17 (27. 1. 16) (.) Толкуя евангельские слова «никто не может служить двум господам... » (Мф 6. 24) , И. Л. утверждает, что молитвенное делание не совместимо ни с каким др. делом: «Если глаза отяжелели, - берись за рукоделие, но если нет сна, - не касайся до ... далее ...
ГОРДОСТЬ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... чтобы искоренить в человеке эту страсть: человек сделался смертным, живет в труде и изнурении (Ioan. Chrysost. In Matth. LXV 6) . Бог накажет народ израильский за то, что «гордость разрослась» в нем ( Иез 7. 10; Иер 13. 9-10, 15 ) ; в День Господень «покинут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится», все гордое (ὑπερήφανον) , высокомерное (ὑψηλόν) и превознесенное (μετέωρον) будет уничтожено ( Ис 2. 11, 12 ) ; «и падет величие человеческое» (Ис 2. 17) . Господь Иисус Христос начинает Свое служение с отвержения всякой мирской славы, предлагаемой Ему сатаной (Мф 4. 3-10; ср. : Ioan. Cassian. Collat. V 6) . Иудеи обвиняли Христа в том, что Он «делал Себя равным Богу» (Ин 5. 18) , но Он говорил иудеям в храме: «... Я не ищу Моей славы» (Ин 8. 50) . Своих учеников Христос наставляет следовать Ему в смирении (Мф 11. 29) . Апостолы в свою очередь передают это наставление и пастырям, и пастве, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1 Петр 5. 1-6; ср. : Притч 3. 35 ) . «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным», - учит ап. Павел (Рим 12. 16) . Проявления Г. Есть 2 рода Г., считает прп. Иоанн Кассиан: один искушает людей «духовных», а ... далее ...
Дьявол - кто это? Как он воздействует на ...Искать в Источникеpravmir.ru
... в основе которой лежит иерархический принцип. Об этом свидетельствует ап. Павел, называвший определенные чины диавольской иерархии «начальствами», «властями», «мироправителями тьмы века сего» ( Еф 6. 12; Кол 2. 15 ) . Поскольку нек-рые из этих названий используются апостолом и применительно к добрым ангелам ( Еф 1. 21; Кол 1. 16 ) , до конца неясно, как структурирована иерархия падшего ангельского мира. Существует 2 предположения, согласно к-рым входящие в нее ангелы или остались в том же чине, в каком они находились до падения, или же их чин определяется интенсивностью их злодеяний (Ioan. Cassian. Collat. VIII 8) . Источник: Православная энциклопедия Дьявол и происхождение греха Как злое существо, старающееся вредить человеку и ввести его в грех, сатана ясно выступает в книге Бытия, в которой повествуется, как он, войдя в змия, искушал наших прародителей и в конце концов склонил их нарушить заповедь Божию — вкусить плодов от запрещенного дерева (Быт. 3) ; далее таким же злым существом является дьявол и в книге Иова ( Иов. 1: 6-12, 2: 1-7 ) . В книге Паралипоменон говорится, что «восстал сатана на Израиля и возбудил Давида сделать счисление израильтян» ( 1Пар. 21: 1 ... далее ...
ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ • Православная Энциклопедия ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ареопага, во время к-рого апостол похвалил набожность афинян, поскольку ему удалось обнаружить среди их святилищ одно, посвященное «неведомому Богу». Существование такого жертвенника интерпретируется апостолом как указание на то, что, несмотря на обилие всевозможных «естественных» языческих культов, поиски Бога среди афинян не прекратились, более того, у них существует интуиция подлинной божественной реальности. Этого «неведомого», но искомого Бога ап. Павел отождествляет с Иисусом Христом, Которого он проповедует: «... Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян 17. 23; ср. : Ioan. Chrysost. ) In Act. 38. 1: «Этот-то Бог, говорит Павел, и есть Иисус Христос, или лучше, Бог всех» (. Тем самым признается, что у афинян могло быть истинное богопочитание, однако лишь как неосознанное стремление к истинному Богу. Согласно мысли апостола, до и вне Своего откровения Бог встречается лишь как предвкушаемая реальность, ощущаемая в основных проявлениях жизни и в творении в целом) Бюркле. 2001. С. 37 (. Апостол утверждает, что поиск Бога есть естественное свойство людей, поскольку Бог сотворил человеческий род, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, ... далее ...
ИОАНН ФИЛОПОН • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... коррелятом вечности души для раннего И. Ф. было представление о вечности и бесконечности мира, однако впоследствии он отказался и от учения о вечности мира ( см. : Charlton. 1991. P. 20-22 ) , и от учения о предсуществовании душ как оригенистского и «эллинского», но сохранил учение о вселении души в сформировавшийся эмбрион ( см. : Беневич. 2009. С. 45 ) . Главное, чего хотел избежать И. Ф., - это учение об одновременности творения души и тела в момент зарождения человека, поскольку то, что творится одновременно, не имеет самостоятельного существования, как душа и тело у животных ( ср. : Ioan. Philop. ) De opif. mundi. 6. 23; подробнее см. : Беневич. Иоанн Филопон. 2009 (. Искания И. Ф. в данном вопросе имеют важное значение для истории визант. богословия. Не исключено, что не только от оригенизма, но и от положений И. Ф. отталкивался впоследствии в VII в. прп. Максим Исповедник в «Трудностях к Иоанну» и в ряде др. сочинений, в к-рых прп. Максим последовательно выступает как против учения о предсуществовании душ телам, так и против учения о вселении разумной души в сформировавшийся эмбрион, настаивая на одновременном творении души и тела) см. : Maximus Conf. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009

Постоянная ссылка на эту страницу: ср. : Ioan. Cassian
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"