28–35 ст. После этого пр. Даниил приступает к изложению содержания виденного Навуходоносором сна: «сон твой и видение твое (главы твоея), царь, состоит в следующем» (28 ст.). Прежде всего он раскрывает пред царем, какая мысль занимала его, когда он лег спать; а именно мысль о том: «чему надлежит быть после сего», т. е. столь блестящего начала его царствования. Затем присовокупляет, что виденный им сон и служит как бы ответом на этот занимавший его вопрос: «открывающий тайны, т. е. Бог, и явил тебе то, что имеет быть» (29 ст.). При этом объясняет царю, что он, Даниил, узнал все это не своею мудростью, хотя и в этом отношении превосходит всех других, но что тайна эта открыта ему Богом для того, чтобы возвестить её царю и чтобы последний узнал размышления сердца своего (30 ст.). Далее следует самое содержание сна: «царь видел огромного и страшного видом истукана (31 ст.), у которого голова золотая, руки и грудь серебряные, живот и бедра медные (32 ст.), ноги железные, а ступни частью железные, частью глиняные (33 ст.). Затем царь видел, как от горы оторвался сам собою, без помощи рук человеческих, камень и ударил в ноги истукана и разбил их (34 ст.), при чем все составные части истукана, золото, серебро, медь, железо и глина, превратились в прах, который разнесло ветром, так что и следа не осталось: самый же камень превратился в большую гору и наполнил собою всю землю» (35 ст.). 36–45 ст. Таково было сновидение Навуходоносора, значение же его, по объяснению пр. Даниила, было следующее: 1) Золотая голова истукана (подобно первому зверю – ср. 7:4) означает царство вавилонское: ты (Навуходоносор) еси глава златая (37–38 ст.). Уподобление царства 207 вавилонского голове и притом золотой указывает на то, что это царство в ряду четырех мировых монархий, о которых речь, первое по времени и превосходит другие своим блеском, богатством и роскошью. 2) Серебряная часть истукана (подобно второму зверю – 7:5) означает другое царство, имеющее быть после вавилонского, которое будет ниже последнего, как серебро ниже золота (39 ст.). Пророк не называет по имени этого царства, но указание на то, что оно восстанет после предыдущего, т. е. вавилонского (востанет последи тебе) и будет менее славным и блестящим (меньшее тебе), дает основание разуметь царство мидо-персидское, основанное Киром (бл. Иероним, бл. Феодорит и др.). Это вполне согласно и с другими местами книги пророка, где речь идет о следующих после вавилонского царствах и первым в ряду их поставляется мидо-персидское (ср. 8:20–21; 11:1–2). Персидское царство действительно значительно уступало вавилонскому и если последнее названо золотом, то его можно назвать серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Драгоценные пояса тщательно перечислялись в княжеских духовных грамотах. Так, Дмитрий Донской завещал сыну Василию «пояс золот велики с каменьем без ремени, пояс золот с ременем Макарова дела», сыну Юрию — «пояс золот новый с каменьем с жомчюгом без ремени, пояс золот Шышкина дела, вотола сажена». Василий I Дмитриевич завещал наследнику Василию «пояс золот с каменьем, что ми дал отець мои, да другии пояс мои на чепех с каменьем, а третей пояс ему же на синем ремени». Князь Юрий Дмитриевич завещал Василию Косому «пояс золот с каменьем, на чепех, без ремени». Властная княгиня-мать на свадьбе Василия II сорвала злополучный пояс с князя Василия Косого. Юрьевичи в гневе («роззлобившися») покинули свадьбу и направились в Галич к отцу. По дороге они «пограбиша» Ярославль и ярославских князей («казны всех князей розграбиша»), державшихся промосковской ориентации. Вслед за Василием Косым и Дмитрием Шемякой «разъехашася по домом» остальные князья и бояре. Смысл происшедших событий нуждается в комментарии. С.Б. Веселовский верно подметил, что «ни Софья, ни ее приверженцы, ни московское правительство в целом не были заинтересованы в том, чтобы вызвать разрыв с Юрьевичами и бросить их в объятия отца». Но из этого он сделал вывод, что «пустил клевету о краже пояса» сам И.Д. Всеволожский, чтобы «поссорить Юрьевичей с великокняжеским двором и вовлечь их в дело отца». Нам представляется такой ход мысли у И.Д. Всеволожского излишне хитроумным. Вряд ли у него была необходимость выступать в роли пресловутой унтер-офицерской вдовы, которая «сама себя высекла». Ивану Дмитриевичу вряд ли бы пришло в голову оболгать самого себя. Ход дела, вероятно, был иным. Пояс, вокруг которого разыгралась ссора, имел не столько ценностное, сколько символическое значение — примерно то же, что шапка Мономаха в более позднее время. Владение поясом, как наследием Дмитрия Донского, означало преемственность власти от этого славного победителя на Куликовом поле. С поясом также ассоциировалось обладание Нижним Новгородом (пояс некогда принадлежал великому князю Дмитрию Константиновичу). Скандал из-за него имел и другой аспект.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

То и другое весьма предусмотрительно упрочивалось словами духовной грамоты Ивана Даниловича: «приказываю сыном своим отчину свою Москву» – словами, выражающими постоянное убеждение собирателя русской земли, что собирание это – и, разумеется, к Москве – не может быть ни продолжаемо, ни осуществляемо, если не связать дальнейшую судьбу Москвы с материальными интересами не одного лица, а целой группы лиц, крепкой единством видов и побуждений. По обеспечении, таким образом, политической будущности Москвы, собиратель русской земли, тою же духовную грамотою, безобидно поделил собранные участки «сыном своим», из которых Семен получил: Можайск, Коломну со всеми волостями, Городенку, Мезыню, Песочну, Похряне Устьмерьску, Брошевую, Гвоздну, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки и многия селы, Иван – Звенигород, Кремичну, Рузу, Фомильское, Суходол, Угож, Ростовьци, Тростну, Нечугу и некоторые слободы и села, Андрей – Серпухов, Лопастну, Северьску, Нивну, Голичичи, Щитов, Перемышль, Тухачев и села. Остальные прикупы и примыслы Калиты – «Сурожик, Мушкина гора, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободка Софроновская, Вохна Дейково Раменье, Данилещева свободка, Машев, Селпа, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею, да села: Михайловское, Луциньское, село у озера, Радонежское, Дейгунинское, Тыловское, Ротож, Протасьевское, Аристовские, Лопастенское, Михайловское на Яузе, Б (2) селе Коломенскии» – назначались в удел «княгини с меншими детьми» (дочерьми), хотя княгиня, жена Калиты, по именем Елена, умерла еще в 1332 г., и тогда же погребена в Москве, у Спаса на Бору. Все движимое, вещевое, имуществ Ивана Даниловича Калиты – также перечислено и распределено в его духовной грамоте, которая, поэтому, до ныне остается любопытным памятником домашнего быта московских великих князей 16 века. «А при своем животе, пишет Калита, дал есмь сыну своему Семену 4 чепи золоты, 3 поясы золоты, 2 чаши золоты с женчюги, блюдце золото, с женчюгом с каменьем, 2 чума (черпальца) золота большая, а ис судов ис серебреных дал есмь ему 3 блюда серебрьна… А из золота дал есмь сыну своему Ивану: 4 чепи золоты, пояс золот больший с женчюгом с каменьем, пояс золот с капторгами (?), пояс сердоничен золотом окован, 2 овкача (род кубков) золоты, 2 чашки круглыи злоты, блюдо серебрьно ездниньское, 2 блюдци меншии… А из золота дал есмь сыну своему Андрею: 4 чепи золоты, пояс золот Фрязский с жемчугом с каменьем, пояс золот скрюком на червчате шелку, пояс золот Царевский, 2 чары золоты, 2 чума золота меншая, а из блюд блюдо серебрьно, а два малая… А что золото княгини моее Оленино, а то есмь дал дчери своей Фетиньи 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал, а чело и гривну, то есмь дал при собе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Перстни, Кольца, Напалки, Жиковины – составляли необходимую принадлежность мужских и женских украшений; их носили цари и царицы, князья и княгини, святители, бояре, боярыни, житые люди, посадники, крестьяне. Старинные духовные завещания указывают на них как на родовое наследство; в рядных записях они занимают почетное место. Перстни делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова; украшались различными узорами, насечками, чернью, финифтью и т. п.; в средине из вставлялись драгоценные камни; на них вырезывались различные надписи, персоны людские, птицы, клейма, опахальца и другие и изображения 586 : «Перстень с розными финифты, в нем изумруд четвероуголен, на нем вырезано персона человеческая на лошади с саблею, под лошадью змей. – Перстень с чорным финифтом, в нем яхонт червчат продолговат, на нем вырезан пес борзой. – Перстень с розными финифты, а в нем лал осмероуголен, на нем вырезан орел двоеглавой с коруною и с подписью. – Перстень резной с чернью, в нем в средине яхонт лазорев, на нем вырезаны две персоны людские: одна сидит на стуле с посохом, а другая льву держит челюсти; около его искорки яхонтовыя червчатыя и изумрудныя, по сторонам два яхонта червчатых. – Перстень с розными финифты, в нем яхонт лазорев четвероуголен, на нем вырезана птица неясыть с детми. – Перстень с розными финифты, в нем изумруд четвероуголен, на нем вырезана персона людская стреляет из лука. – Перстень с розными финифты, в нем камень перелефть невелик, на нем вырезано опахальцо. – Перстень золот с розными финифты, в нем яшма, на яшме вырезано клеймо. в клейме орел двоеглавой, над клеймом коруна. – Перстень золот с розными финифты, в нем яхонт лазорев граненой, к верху островат, по сторонам по изумрудцу, в нем часы. – Перстень золот, в нем в ногтях изумруд, в нем на престоле вырезана персона, а около его подпись блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца» 587 . – «Перстень золот, а в нем сделаны часы солнечные в печати» 588 . – Перстень, надеваемый на большой палец, назывался напалком и, сравнительно, был массивнее других; а перстень с резною вставкою назывался жиковиною или жуковиною: сие слово, по замечанию Карамзина, часто употребляется в грамотах XV и XVI века, особенно в Крымских. В старинной русской сказке о Девгении говорится: «бе на стратиге злат крест прадеда его многоценен и у сынов его жуковины многоценны с драгым камением». – «Молвя: жиковиною запечатав, ярлык послал есми» 589 . В духовной записи князя Димитрия Иоанновича (1509 г.) значатся «дватцать и три жиковины женских золоты с яхонтцы и с лалцы и с изумруты и з жемчушки и с плохим каменейцом; … а перьстней золотых: напалок да четырьнатцать жиковин с лалом и с яхонтцом и з берюзами и з жемчушки и с перелефтми и с плохим каменьем» 590 . Перья

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, Северьску, Нарунижьское, Серпохов, Нивну, Темну, Голичихи, Щитов, Перемышль, Растовець, Тухачев; а се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, село Битяговьское, село Труфоновьское, село Ясиновьское, село Коломниньское, село Ногатиньское. А из золота дал есмь сыну своему Андрею: 4 чепи золоты, пояс золот Фрязьский с женчюгомь с каменьем, пояс золот с крюкомь на червьчате шелку, пояс золот Царевьский, 2 чары золоты, 2 чумка золота меншая; а из блюд: блюдо серебрьно, а два малая. А се даю княгини своей с меншими детми: Сурожик, Мушкину гору, Радонежьское, Бели, Воря, Черноголовль, на Вори свободна Софроновьская, Вохна, Дейково , Раменье, Данилищова свободна, Машев, Селна, Гуслиця, Раменье, что было за княгинею; а села: село Михайловьское, село Луциньское, село у озера, село Радонежьское, село Дейгуниньское, село Тыловское, Рогожь, село Протасьевское, село Аристовское, село Лопастеньское, село Михайловское на Яузе, 2 селе Коломеньскии. А из городских волостий даю княгине своей осмничееи; а тамгою и иным волостми городскими поделяться сынове мои: такоже и мыты, который в которого уезде, то тому; а оброкомь городскимь Василцева веданья поделяться сынове мои. А что моих бортников и оброчников купленых, который в которого росписи, то того. А по моим грехом ци имуть искати татарове которых волостий, а отыимуться вам сыном моим и княгини моей, поделити вы ся опять тыми волостми на то месь. А числьныи люди ведають сынове мои собча, а блюдуть вси с одиного: а что мои люди куплении в великом свертце, а тыми ся поделять сынове мои. А что золото княгини моее Оленино, а то есмь дал дчери своей Фетиньи, 14 обручи и ожерелье матери ее, монисто новое, что есмь сковал; а чело и гривну, то есмь дал при собе. А что есмь придобыл золота, что ми дал Бог, и коробочку золотую, а то есмь дал княгини своей с меншими детми. А ис чюрт из моих сыну моему Семену кожух черленый женчюжьный, шапка золотая; а Ивану сыну моему кожух желтая обирь с женчюгомь, коць великий с брмами; Андрею сыну моему бугай соболий с наплечки с великимь женчюгомь с каменьем, скорлатное портище с бармами.

http://sedmitza.ru/text/443472.html

А что к тому селу Перхурову деревень и пустошей моей купли, и те все детям моим. Да детей же своих благословляю обеих вопче во Тверском же уезде сельцом Семенским, а покупал аз то село Перхурово да сельцо Семенское с деревнями и с пустошами у Тверичь у розных у детей боярских и вотчинников; и тем селом Перхуровым да сельцом Семенским с деревнями и с пустошами владеть детям моим, Микифору да Гаврилу, по крепостям обема вопче. Да детей же своих, Микифора и Гаврила, благословляю обеих вопче старинною своею вотчинкою, матери своей Офросиньиною приданною, во Тверском же уезде, в той же волости в Захожах, сельцом Богатыревым, да пустошью Семенским. Да сына своего Микифора благословляю крест золот с жемчуги телной, да перстень золот, на печати резь Немецкая по золоту. Да сына своего Гаврила благословляю крест серебрян, позолочен, с жемчуги, да перстень золот, а в нем камень жабик черн. А больше того мне детей своих наделить не чем. Что у меня было моего живота, Божия милосердия образов и кузни и платья и саженья ко всякие служивые рухляди, и тот мой живот в прошлом во 102 году государь, царь и великий князь Федор Иванович всея Руси, в своей царской опале, велел на себя взять на Москве с Пахнутьевского подворья, а аз в те поры был на его государевой службе в Сибири, а что со мною было моих животишков в Сибири Божия милосердия образов окладных, и платья, и кузни, и саженья и всякие служивые рухляди, и как меня государь пожаловал, из Сибири велел отпустить в Казань, по моему греху пришла на меня в Казани государева царева и великого князя Федора Ивановича всея Руси опала, и присылал государь в Казань в нынешнем во сто шестом году (т.е. в 1598) году князя Якова Борятинского, а велел государь весь остальной мой живот взять на себя ж государя. И из того моего живота благоверный государь царь и великий князь Борис Федорович всея Руси пожаловал, велел мне выдать из моего рухлядишка своему государеву печатнику и посольскому дьяку Василью Яковличу Щелкалову, а что ко мне Василей из моего живота прислал Божия милосердия образов и ження платьишка и саженья и денег и с кем именем что прислал, и тому останется подлинная память за моею, Ивановою, рукою.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/n...

236. Чедвик указывает на чисто эллинский характер этого изречения. Действительно, развод рассматривается в категориях совершенно не библейских и не церковных и оказывается лишь унижением достоинства мужчины. 239. Ср.: 230а и соответствующий комментарий. 240. Ср.: 428. 241. Ср.: мысль Антисфена у Диогена Лаэртского (VI.5. 242. Ср.: Мф 10:8 . 243. Ср.: 145. 244. Ср.: 319. 245. Ср.: 298. 247. Ср.: 234; 283; Сир. 7: 8 ; Клим. Алекс. Стром. II.56. 248. Ср.: Сенека. Письма. 88. 249. Излишество – perierg:a. 252. Чедвик отмечает, что максима «Береги время» иногда приписывалась Хилону и была распространена как изречение семи мудрецов. Ср.: Клим. Алекс. Стром. V.22.1; Cicero. De finibus bonorum et malorum. III.22.73; Philo. De vita contemplativa. 16. 253а. parrhs_ge met a " doaj. Ср.: Клим. Алекс. Стром. VII.44.8. 253b. Ср.: 435; Клим. Алекс. Стром. II.145.1; IV.139.4, 142.1; VII.77.3, 78.5. 255. См. комм. к 196. Чедвик отмечает, что это тема общая для стоиков. Ср.: Сенека. Письма. 90.1; 93.2. 256. Ср.: Сир 16:1–3 . 257. Чедвик вновь отмечает, что здесь имеется развитие общестоической темы. 258. Ср.: Сенека. Письма. 3.2. 259. Ср.: 194. 260. Ср.: 210. 261. Афинагор пишет, что для христиан невыносимо видеть казнь осужденных даже по закону (Прошение о христианах. 35. 263. Ср.: 300; Платон. Законы. 913c – здесь выражение почти дословно совпадает с первой половиной секстовского афоризма. Ср. тж.: изречение Солона у Диогена Лаэртского (I.57. 264a. § k_kthsai тщ Crqщ lTgJ. 264b. p_ntwn, возможный перевод – «от всех». 267. Ср.: Клим. Алекс. Стром. VII.77.6. 268. Эта мысль приписывается Сократу у Ксенофонта (Воспоминания о Сократе. I.3.5. 269. Ср.: Сир 31:27–30 (греч., 31–35 (слав.; Сенека. Письма. 83, 18. Священномученик Мефодий Олимпийский . Пир десяти дев. Речь Фаллусы. 5–6. 271. Ср.: 317; Рим 7:18 ; Гал 5:16–17, 19–21 . 272. Ср.: Сенека. Письма. 27.2–3; Epict. Enchir. 34. 273. Цитируется Оригеном (Comm. in Matth. XV.3. 276. Ср.: 119; 278–281. Ср.: Цицерон. Об обязанностях. I.103–104; Epict. Enchir. 33.4; Клим. Алекс. Педагог. II.46.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izrechenija-...

голова. Мальчик! Бургомистр! Бургомистр. Идем, идем, некогда! Уходят. 1я голова. Зачем, зачем я ударил его второй левой лапой? Второй правой надо было. 2я голова. Эй, кто-нибудь! Ты, Миллер! Ты мне хвост целовал при встрече. Эй, Фридрихсен! Ты подарил мне трубку с тремя мундштуками и надписью «Твой навеки». Где ты, Анна-Мария-Фредерика Вебер? Ты говорила, что влюблена в меня, и носила на груди кусочки моего когтя в бархатном мешочке. Мы издревле научились понимать друг друга. Где же вы все? Дайте воды. Ведь вот он, колодец, рядом. Глоток! Полглотка! Ну хоть губы смочить. 1я голова. Дайте, дайте мне начать сначала! Я вас всех передавлю! 2я голова. Одну капельку, кто-нибудь. 3я голова. Надо было скроить хоть одну верную душу. Не поддавался материал. 2я голова. Тише! Я чую, рядом кто-то живой. Подойди. Дай воды. Голос Ланцелота. Не могу! На площади появляется Ланцелот . Он стоит на ковре-самолете, опираясь на погнутый меч. В руках его шапка-невидимка. У ног музыкальный инструмент. 1я голова. Ты победил случайно! Если бы я ударил второй правой… 2я голова. А впрочем, прощай! 3я голова. Меня утешает, что я оставляю тебе прожженные души, дырявые души, мертвые души… А впрочем, прощай! 2я голова. Один человек возле, тот, кто убил меня! Вот так кончилась жизнь! Все три головы (хором) . Кончилась жизнь. Прощай! (Умирают.) Ланцелот. Они-то умерли, но и мне что-то нехорошо. Не слушаются руки. Вижу плохо. И слышу все время, как зовет меня кто-то по имени: «Ланцелот, Ланцелот». Знакомый голос. Унылый голос. Не хочется идти. Но, кажется, придется на этот раз. Как ты думаешь – я умираю? Музыкальный инструмент отвечает. Да, как тебя послушаешь, это выходит и возвышенно, и благородно. Но мне ужасно нездоровится. Я смертельно ранен. Погоди-ка, погоди… Но дракон-то убит, вот и легче мне стало дышать. Эльза! Я его победил! Правда, никогда больше не увидеть мне тебя, Эльза! Не улыбнешься ты мне, не поцелуешь, не спросишь: «Ланцелот, что с тобой? Почему ты такой невеселый? Почему у тебя так кружится голова? Почему болят плечи? Кто зовет тебя так упрямо – Ланцелот, Ланцелот?» Это смерть меня зовет, Эльза. Я умираю. Это очень грустно, верно?

http://azbyka.ru/fiction/drakon-evgenij-...

На полях на верхних углах 2 красноватых крупных сквозных яхонта, а в средине и внизу один небольшой гиацинт, 5 крупных аметистов, 2 бирюзы (из коих одна побольше) и 4 очень крупных жемчужины. К венцу привешены: 1) нитка из 76 зерен крупного и среднего жемчугу с серебряной, вызолоченной привеской, в средине коей простой белый камень, вокруг 2 очень крупные жемчужины, два половинчатые зерна и 4 средних жемчужины, а внизу одна средняя и одна крупная жемчужина в виде груши, обделанная в серебро с позолотою с простыми небольшими красными каменьями. 2) Три нитки крупного и среднего жемчугу весом 11 зол. Вторая риза 38 , сплошь низанная жемчугом разной величины, весом 68 ½ золот. Венцы на Спасителе и Божией Матери золотые 84 пробы, весом 1 ф. ¼ золот. Венец Богоматери по убрусу обнизан в один ряд брилиантовыми розами, а от сияние отделен в один же ряд средними бриллантами. В средине венца корона серебряная, в коей 185 средних и мелких бриллиантов, 2 крупные брилиантовые груши, один крупный бриллиант (под крестом), два алмаза, 160 мелких роз, 12 мелких бирюз и 22 бурмистских зерна. В средине короны большой овальный бриллантовый запонок (из перстня), в коем один круглый крупный брилллиант и 12 бриллиантовых груш, осыпанных розами. По сторонам короны по матовому полю положены брилланты и розы в виде цветов и листьев и 24 бурмистских зерна, оправленных в золото. Венец Спасителя по лику осыпан и отделен от сияния в один ряд мелкими розами; на нем по матовому полю положено надсловие из бриллиантов, два цветка из бриллиантов и роз и 9 оправленных в золото бурмистских полузерен. Убрус Богоматери по лику обнизан ориортарным жемчугом и с наружной стороны обведен каймою из 30 серебряных перенизок, в коих 30 бриллиантов и 60 роз, и двумя нитками крупного жемчуга, коего 203 зерна. На убрусе на возглавии бриллиантовая звезда, в коей 9 бриллиантов и 16 роз. От звезды, вниз по убрусу, до полей ризы положены 8 цветков, из коих в двух по одному крупному, а в шести по одному мелкому бриллианту, осыпанных розами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

37:25 - ...узунлиги бир тирсак, эни ам бир тирсак, эса икки тирсак... — Узунлиги ва эни тахминан 45 сантиметрга, тахминан 90 сантиметрга келади. 37:25 - шохлар — 30:2 ва оятдаги изога аранг. 37:29 - муаддас иладиган мой — 25:6 изоига аранг. 38:1 - Акас ёочи — 25:5 изоига аранг. 38:1 - урбонго — луатдаги урбонгодан бронза урбонго расмига аранг. 38:1 - ...узунлиги беш тирсак, эни ам беш тирсак, уч тирсак... — Узунлиги ва эни тахминан 2,3 метрга, тахминан 1,4 метрга келади. 38:2 - шох — 27:2 изоига аранг. 38:8 - Учрашув чодирига кираверишда хизмат илган аёллар... — Бу аёллар гуруи аида еч андай маълумот саланиб олмаган. Бу аёллар Муаддас китобнинг яна бир жойида — 1 Шолар 2:22 да тилга олинган. 38:8 - бронза ойналар — адимги пайтларда ойналар ушласа яхши силлиланган думало шаклдаги металлардан тайёрланар эди. 38:9 - юз тирсак — тахминан 45 метрга келади (шу бобнинг 11–оятида ам бор). 38:12 - эллик тирсак — тахминан 22,5 метрга келади (шу бобнинг 13–оятида ам бор). 38:15 - беш тирсак — тахминан 6,8 метрга келади. 38:18 - йигирма тирсак — тахминан 9 метрга келади. 38:18 - беш тирсак — тахминан 2,3 метрга келади. 38:23 - Муаддас ад чодири — ибронийча матнда чодир — гуволик чодири . Муаддас чодирнинг яна бир номи. Ибронийча матндаги иборанинг гуволик амр ёзилган иккита тош лавага ишора. Иккала тош лава сандининг ичида саланиб, Худо ва Унинг хали тузилган аднинг жисмоний гувои хизмат иларди. 38:24 - 62,5 пуд — ибронийча матнда 29 талант, 730 шаал, Муаддас чодирда ишлатиладиган шаалга . Олтиннинг оирлиги тахминан 1 тоннага келади. 38:25 - Санаб чиилган халдан йиилган кумуш — 30:11-16 га аранг. 38:25 - 211 пуд — ибронийча матнда 100 талант, 1775 шаал, Муаддас чодирда ишлатиладиган шаалга . Кумушнинг оирлиги тахминан 3,42 тоннага келади. 38:26 - 1,25 мисол — ибронийча матнда био, яъни ярим шаал, Муаддас чодирда ишлатиладиган шаалга . Муаддас чодирда ишлатиладиган стандарт шакал тахминан 11 граммга келади, демак, био тахминан 6 граммга келади.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010