89 I, 4 90 II, 10 (а) (2, 4); Переф. 456. 91 Taannith II, 10 (2, 7). Переф. 456. 92 I. 1, с. 21; edited by Bidez and Parmentier, London 1898. 93 Taanimh IV, 7. 94 Упомянутое выше место в V, 18. 95 Бес. 4 „о статуях». 96 К Непот. о жизни клирик. 97 На Пс. 118 бес. 8. 98 Бес. 1 о посте. 99 На Быт. бес. 4 и 6. 100 Слово 56 „о врем». 101 Слово 8 „о посте и милостыне». 102 Типикон главы 8 и 35. 103 Типикон, 24 дек. и 5 янв. 104 Минея месячная, января 5. 105 Типикон, там же 106 Типикон, глава 35. 107 De Elia et jejunio. 108 Слово 1 „о посте». 109 На кн. Быт. бес. 11. 110 Апост. прав. 64: „аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой субботы), да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен». Ср. Трул. соб. пр. 55. 111 Оглас. сл. 4. 112 Кн. 5, гл. 22. 113 Такие основания указывает D ü rand в coч.Ramionale divinorum officiorum, цитуемом у Неи n . А lt , Das Kirchenjahr, Berlun 1860, S. 20. 114 Правило 56. 115 См. выше цитату из Кирилла Иерусалимского. 116 Некоторые из этих памятников изданы проф. А. А. Дмитриевским в „Описании литургических рукописей, т. I, Киев, 1895 г». Из остальных главы о посте приведены почти полностью в брошюре его же „Триодь постная-училище благочестия. (О посте). Киев 1904». 117 , горох. 118 Иначе понимает эти два места Типикона и Триоди проф. А. А. Дмитриевский в указ. брошюре-„Триодь Постная-учил. благоч.», стр. 11. 119 А. А. Дмитриевский, там же. 120 Дмитриевский А. А. Триодь постная… Стр. 24 и 32. 121 Рук. М. СИНОД. библ. 389 (337), л. 496 об. Дмитриевский А. А. указ. соч. 32. 122 , — должно быть греческая транскрипция латинского ипсиа-1 12 асса или римского фунта. 123 unkiewicza Piara ks. Wyklad obrzdów I religijnych zwyczajów rzymsko-katolickiego kosciola Wydannie 2. Wilno 1854, 1. 32—34. 124 Серединский Т. свящ. О богослужении западной церкви. 2 Спб. 1849, стр. 77 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

«Дидаскалии» III в. (2. 59), а 21-е прав. Эльвирского Собора (ок. 306) предписывает отлучать тех, кто пропускает собрания 3 В. подряд без уважительной причины (ср.: Сердик. 11; Трул. 80). В. как день радости В. как день радости несовместимо с постом или трауром ( Tertull. De corona. 3; Didasc. Apost. 21; Const. Ap. 5. 20. 19). Этот аспект нашел отражение в ряде церковных канонов, запрещающих пост (Ап. 64; Гангр. 18; Трул. 55) и коленопреклонение (Петр Ал. 15; I Всел. 20; Вас. Вел. 91 (ср.: Basil Magn. De Spirit. Sanct. 27); Трул. 90) в В. С постом и преклонением колен связан вопрос о продолжительности празднования В.; общепринято начинать празднование с вечера субботы и оканчивать вечером в В. ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 18; Трул. 90). Главный признак воскресной радости и отсутствия поста - это обязательное совершение Евхаристии в В. (в т. ч. Великим постом - Лаодик. 49; Трул. 52). Под запретом поста в В. понимаются не полное освобождение от аскетических подвигов, но нек-рое послабление их (Трул. 56), а также запрет полного поста (т. е. воздержания от вкушения любой пищи) во время светового дня. Именно поэтому по традиции, восходящей к раннехрист. временам и сохраняющейся в правосл. Церкви до наст. времени, воскресная литургия всегда должна быть утром и никогда не присоединяется к вечерне (что влечет за собой, согласно уставу, нек-рые изменения в порядке службы, напр. при совпадении с В. навечерий Рождества Христова и Богоявления). Запрет траура в В., в частности, влечет за собой запрет совершать в этот день поминальные богослужения без крайней необходимости: так, по совр. уставу правосл. Церкви в В. не произносится заупокойная ектения на литургии и проч. (вопрос о недопустимости совершения заупокойных служб в В. был одним из главных поводов, приведших к возникновению движения колливадов на Афоне в XVIII в.). Лит.: [Мысовский К. В.] Обзор древних постановлений (I-IX вв.) о почитании воскресного дня//ПС. 1867. Т. 1. С. 324-340; Скабалланович. Типикон. Отд. 1; Dumaine H.

http://pravenc.ru/text/Воскресенье.html

по единоверч. изд. л. 479). 565 Трул. 55 (направл. прот. римск. ц.). Точно также коленопреклонения воспрещаются в известные дни: I всел. 20; трул. 90. 567 L. 14 § 1 Cod. Justin, de judiciis (III, 1). Nov. XLIX, c. 3. Nov. LX, c. 2, § 1. Nov. XC, c. 9. Nov. CXXIV, с. 1. Но каноны, не воспрещая клятвы вообще, воспрещают начальникам и лицам, власть имеющим, клясться сделать зло подчиненным: Вас. В. 29. В канонах нет указания на лжеприсягу, как на другой вид клятвопреступления, отличающийся от первого тем, что здесь не обещание клятвенное нарушается, а клятвенно подтверждается факт заведомо ложный. О последнем виде клятвопреступления говорит Никифор (пр. 169); впрочем о лжесвидетельстве рассуждает и Вальсамон в толков. на 18 гл. XIII тит. номокан. Точно также в канонах восточных нет указания на преступление, прямо направляющееся против имени Божия – на богохульство; но по императорским законам, это было уголовно-наказуемое преступление. Nov. Just. LXXVII. В 45 прав. Вас. В. говорится, правда, об оскорблении Христа, но, по верному замечанию Иоанна (Опыт, II, 64), здесь разумеется оскорбление неисполнением заповедей и порочною жизнию вообще. Правило читается так: „аще кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа, таковому нет никакие пользы от наименования“. 587 Вас. В. 90; Геннад. конст. окружн. посл.; халкид. 2; трул. 22; VII всел. 5 и 19; Тарасия посл. к папе Адриану. 592 Лаод. 19. Трул. 69. Но по некоему древнейшему преданию, говорить трулльский собор, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу. 595 Лаод. 26. „Заклинатели, φορκσται, exorcistae, в первые века христианства были лица, которые молитвою, именем Иисусовым и возложением рук на одержимых нечистыми духами изгоняли духов. Вначале сила заклинания, как дар благодати, принадлежала многим верующим, даже из мирян. Потом образовался особый разряд заклинателей с постоянною должностию заклинания. Впрочем, заклинания совершались не над одними бесноватыми, но по церковному чиноположению и над обращающимся к церкви от язычества и вообще над приготовляемыми к таинству крещения; кроме того, должность заклинания соединялась с наставлением оглашаемых в вере. Потому и упоминаемое в лаодик. правиле заклинание некоторые разумеют в частности о наставлении оглашаемых в вере“. Иоанн, Опыт курса, I, 444; ср. Hefele, I, 766.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Примечания: 55. Dionys. Агеор., De eccles. hierarch. II,2 [Migne, s.g., t.3, col.393-4]. Gregor Nazianz., or.40 [Migne, s.g., t.36, col.360 и сл.]. 56. Cp. Augustini Sermo ad Neophitos [Migne, s.1., t.40, col.1203 и сл.] 57. Аф. Синт., III,212-213 Правило 46. Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам. (I всел. 2, 14; трул. 78, 96; лаод. 19, 45). В тексте этого правила сказано только εοο (quinta hebdomadis feria), мы же перевели это в пятый день " каждой " седмицы, желая следовать греческим комментаторам Вальсамону и Зонаре, в толкованиях которых есть слова ε εοο что мы считаем совершенно правильным; в силу этого нельзя согласиться с Аристином, который говорит, что под словами εοο нужно подразумевать только Великий четверг: εοο " ε Мы считаем толкование упомянутых комментаторов совершенно правильным, так как известно, что катехизация оглашенных проходила вполне систематически, причем последние должны были периодически отдавать отчет епископу о своих познаниях в вере. Кроме того, церковь должна была увериться в постоянстве оглашенных, желающих принять христианскую веру только по твердому убеждению, а эту уверенность она, как замечает в толковании этого правила Зонара, могла приобрести тем, что таковые в течении всего времени оглашения каждый четверг отдавали отчет епископу или пресвитеру в том, что пройдено ими за неделю из христианского учения, - для того, чтобы кто-либо, не вполне утвержденный в вере, не принял крещения и не был бы посвящен в нашу тайну ( " οου). Примечания: 58. Толкование 78 трулльск. правила. Аф. Синт, II,486. 59. Аф. Синт., II,486. Ср. примечание Беверегия в. sivePandectae, II, Annot., p.197. Правило 47. В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко божественного дара сподобилися. (I всел. 2, 14; трул. 78, 96; неокес. 12; лаод. 19, 45, 46; карф. 45). Если заболеет кто-либо из оглашенных до истечения прописанного для оглашении времени (I всел. 14; лаод. 46), то правило разрешает окрестить его, требуя однако, что, в случае своего выздоровления, он должен после крещения продолжить изучение христианского учения для того, чтобы понять, какого божественного дара он удостоился (ε ε). Правило 48. Подобает просвещаемым быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия. (III всел. 7; трул. 95).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

514 Григ. нисск. 3. Это же различие проводится в правилах Василия Великого , который назначает шестилетнюю епитимию тем, которые вводят волшебников в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения (пр. 87); напротив о людях, предавших себя волхвователям, говорит, что они должны подлежать епитимии убийцы, т. е. 20 летней (пр. 72). Ср. проф. Павлов, Номоканон при больщ. требн. стр. 46. 520 Пр. 11. „Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружества с ними, ни в болезнях призывати их и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися“. 521 Трул. 94. Язычники клялись обыкновенно своими богами, фортуиою, роком, или же какими-нибудь предметами, освященными их религией. Иоанн, Опыт курса церков. законов. II, 494. 527 Κυλστρα – род жребия, по мнению Вальсамона. Вначале учения, учащиеся выходили толпами на площадь, и здесь жребием разделяли их между собою наемные учители, а по окончании учения они таким же образом доставали себе занятия в народе. Иоанн, Опыт, II, 462. 529 Кароаг. собор 18 пр. (по греческой синтагме 15, образов. из 11 пр. соб. иппонск. 393 г.) запретил сыновьям епископов и клириков принимать активное участие в светских зрелищах и присутствовать на них в качестве зрителей. Трулльский собор, запрещая тоже самое духовенству (пр. 24; ср. лаод. 54), кроме того, вообще воспрещает увеселение зрелищами смехотворными и звериными и театральными плясками (пр. 51), а на святой неделе не допускает быть и самым зрелищам (пр. 66). Ср. карфаг. 72 и 74. 530 Так напр. лаодик. собор, 53 пр., воспретил христианам пляску и скакание на браках, а VII вселенский запретил принимать пищу с какими-либо театральными вымыслами, или с сатанинскими песнями и с певницами и с блудническими гласованиями (пр. 22). 534 Rogioonis, De syuodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis, lib. II, cap. V, § 44; cf. §§ 51–53, 55. 539 II всел. 1 пр.; III всел. 6; карфаг. 123–130; трул. 1, 2 и 81; VII всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

286–288) этой книги. Ср. I. Helfert, Von den Rerhten und Pflichten der Bischofe and deren Gehulfen und Stellvertreter. Prag, 1832. Эта книга имеет для нас значение настолько, насколько в ней приведены касающиеся епископов австрийские государственные законы, из которых многие действуют и теперь. 1309 Ап. кан. 39, Лаод. соб. кан. 15 и 57, Гангр. 6, Карфаг. 10, Трул. 33 и 64 и толкования на эти каноны Вальсамона, Зонары и архим. Иоанна. 1310 Прим. 7 и 8 § 57. См. относительно Австрии 17 ст. закона 31 декабря 1867 г., § 2 закона 25 мая 1868 г., § 5 закона о школах 14 мая 1869 г. и закон 20 июня 1872 г.; относительно Сербии – закон о церковных властях 1890 г. § 27, п. 13. 1311 См. относительно Австрии § 7 закона 25 мая 1868 г. и минист. распоряжение 31 марта 1880 г. и 15 августа того же года. 1313 Ап. кан. 50. Об обязанностях проповедников, нарочно посылаемых по различным округам епархий, см. окружное послание Афинск. синода 9 июля 1858 г. и синодальное руководство проповедникам 22 августа 1858 г. ( Χριστοπολου Σολλογ. Σελ. 55–59). 1318 В Буковинской архиепископии начало этим собраниям духовенства или, как их еще называют, пастырскими конференциями, положено в 1870 году; они происходят под председательством соответствующих протопресвитеров, которые, затем, обязаны представить о них подробный доклад. Новоустановленный священнический союз в Сербии, между прочим, имеет и эту цель. 1321 Ср. определения Константинопол. синода 1704 г. и 1-го марта 1839 г. (Г εδεν, Διατξες. I, 106; II, 287). 1322 Кан. 19 Трул. соб., 91 Васил. Вел. См. относительно королевства Греческого закон 26 июня 1858 г. 1323 2Тим. 4:2, 5 . См. окруж. посл, Афинского синода 11 июля 1853 г. о епархиальных епископах; отдел о епископах в русском духовном регламенте; ст. 20 закона о церкви в Румынском королевстве, 14 декабря 1872 г. и др. 1324 В России епископы не совершают брака, что, по всей вероятности, зависит от того, что они поставляются из монахов, а синодальный указ 31 марта 1805 г. воспрещает монахам венчать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Примечания: 55. Dionys. Агеор., De eccles. hierarch. II,2 [Migne, s.g., t.3, col.393-4]. Gregor Nazianz., or.40 [Migne, s.g., t.36, col.360 и сл.]. 56. Cp. Augustini Sermo ad Neophitos [Migne, s.1., t.40, col.1203 и сл.] 57. Аф. Синт., III,212-213  Правило 46. Крещаемым должно изучати веру, и в пятый день седмицы давати ответ епископу, или пресвитерам. (I всел. 2, 14; трул. 78, 96; лаод. 19, 45). В тексте этого правила сказано только τη πμπτη της εβδομδος (quinta hebdomadis feria), мы же перевели это в пятый день " каждой " седмицы, желая следовать греческим комментаторам Вальсамону и Зонаре, в толкованиях которых есть слова εκστης εβδομδος что мы считаем совершенно правильным; в силу этого нельзя согласиться с Аристином, который говорит, что под словами τη πμπτη της εβδομδος нужно подразумевать только Великий четверг: τη πμπτη της εβδομδος καθ " ν μλλει φωτισθναι Мы считаем толкование упомянутых комментаторов совершенно правильным, так как известно, что катехизация оглашенных проходила вполне систематически, причем последние должны были периодически отдавать отчет епископу о своих познаниях в вере. Кроме того, церковь должна была увериться в постоянстве оглашенных, желающих принять христианскую веру только по твердому убеждению, а эту уверенность она, как замечает в толковании этого правила Зонара, могла приобрести тем, что таковые в течении всего времени оглашения каждый четверг отдавали отчет епископу или пресвитеру в том, что пройдено ими за неделю из христианского учения, - для того, чтобы кто-либо, не вполне утвержденный в вере, не принял крещения и не был бы посвящен в нашу тайну (καθ " μας μοστβρου). Примечания: 58. Толкование 78 трулльск. правила. Аф. Синт, II,486. 59. Аф. Синт., II,486. Ср. примечание Беверегия в. sivePandectae, II, Annot., p.197.  Правило 47. В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру, и познавати, яко божественного дара сподобилися. (I всел. 2, 14; трул. 78, 96; неокес. 12; лаод. 19, 45, 46; карф. 45).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

696 См.: Никанор, архиеп. Херсонский. О театральных зрелищах в великий пост. Одесса, 1888. С. 4. 281 699 Там же. С. 708–710. Ср.: Иван Государский. Голос православного мирянина против совершения актерами крестного знамения на театральной сцене/Вера и разум. 1895. 24. С. 683–689. 700 Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. С. 63. Прот. Иоанн (Сергиев) Кронштадский. Дневник. СПб.: Русский паломник. 1897. С. 7 и др. 701 Христианское учение о нравственности. Т. II. С. 711. Ср.: Амвросий, архиеп. Харьковский. Слово об удовольствиях/Полн. собр. проповедей. Т. III. Харьков, 1892. С. 54, 55. 702 См. Никанор, архиеп. Одесский. О театральных зрелищах в великий пост. Одесса, 1888. С. 2, 3. Ср.: свящ. И.И. Орфановский. Сценические представления с религиозно-нравственной точки зрения/Вера и  Церковь . 1900. Кн. 5. С. 762. 703 Правила св. Апостол с толков. M., 1901. С. 33. В подл. των π σκηνης, с одной из лицедействующих на языческой сцене: σ=s, к=с, η=е, и =п, η=а; σκηνη=scena. 709 Если же лицами нашего духовенства не посещается театр, то это обусловливается не законом, а обычаем, иногда более могущественным, чем самый закон. Впрочем, этот обычай имеет для себя достаточно серьезное основание в несколько иных, более строгих и высоких по сравнению с мирянами требованиях, какие предъявляются православной церковью священнослужителям, как к «соли земли» и к «свету мира» ( Мф. 5:13–14 . Ср. Тим. 2:12; 3:2, 10, Тит. 1:8 ). Даже Гоголь, столь высоко ценивший посещение театра по нравственным основаниям, замечает по этому поводу в отношении к лицам нашего духовенства: «Поверьте, что если бы стали они встречаться с нами (т.е. с мирянами) чаще, участвуя в наших ежедневных собраниях (в том числе, конечно, и театральных) и гульбищах.., это было бы нехорошо. Духовному предстоит много искушений, гораздо более даже, нежели нам». (Цитир. соч. С. 37). Некоторую аналогию церковному обычаю, воспрещающему для нашего духовенства посещение театра, можно находить в том постановлении Церкви, которое безусловно не дозволяет священнослужителям второбрачие (пр. 3 и 6 Трул. вселен. соб.), возможного при известных условиях для мирян ( 1Кор. 7:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

1532 VII Всел. кан. 10 и толков. на него архим. Иоанна (уп. кн., II, 530–533). См. архиер. поучение, стр. 61–65 и рассуждение Вальсамона о катехизации, в Афинск. Синт., UV 523 и сл. Относительно России см. ст. 11 конснст. устава 1883 г. Ср. Певницкий, уп. кн., стр. 210 и сл. 1533 Относительно Австрии см. § 2 закона 25 мая 1868 г., § 5 закона 14 мая 1869 г., § 1 закона 20 июня 1872 г., министерск. распоряжения: 28 июня 1869 г. 5705, 21 июня 1871 г. 121 и 11 сент. 1871 г. 121; России – ст. 14 конснст. устава 1883 г. и закон 13 сент. 1884 г. о церковно-приходских школах. 1534 § 122 книги «О должностях пресвитеров приходских». См. «Поучение к новобрачным» в Больш. требнике гл. 18 (Москва, 1850, л. 42). 1535 § 80 и 87 книги «О должностях пресвитеров приходских». См. „Увещание к восприемнику» в Большом требнике, гл. 9 (уп. изд., л. 20). 1536 Относительно Австрии см. § 272 свода уголовных законов 27 мая 1852 г. и декреты 23 апреля и 11 мая 1810 г. о том, как поступать в этих случаях приходскому священнику. 1537 Ап. кан. 58, Трул. соб. 19. Ср. архиерейское поучение, стр. 55 и § 10 в сл. книги «О должностях пресвитеров приходских». 1538 Ведение этих метрических записей мы находим еще в первые времена церкви. О книге, в которую священники записывали имена крещенных и их восприемников, упоминается у Дионисия Ареопагита в «De ecclesiastica hierarchia», cap. II, p. 2, § 5 (ed. Migne). Имена умерших христиан записывались во времена Киприана Карфагенского в особые «диптихи», по которым поминали умерших при общественном богослужении (Cypriani ер. 16, 62). В удостоверение же заключенного брака, те, которые не составляли особых брачных договоров, должны были, согласно одной (74-й) новелле императора Юстиниана, следовательно, в первой половине VI века, заявить о себе подлежащему священнику, который, с двумя или тремя другими священниками, составлял письменный акт, в котором обозначалось время, место брака и имена свидетелей, хранившийся затем вместе с прочими церковными документами. Так было вначале, а после, когда государство стало пользоваться сведениями, содержавшимися в церковных метриках, то ведению их был дан нынешний порядок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

См. 3 отв. патриарха Николая Констант. (Аф. Синт., IV 419), 29 кан. Никифора Констант. (ib. 431, β), сочинения Афанасия Кесар. об успенском посте (ib. 585), Анастасия Синаита о трех постах (ib. 580), Никона (ib, 591). Вальсамона 55 канонический ответ и послание его о постах (ib. 486, 565). Прав. Испов., ч. I, отв. 88. 2098 Cod. Justin. UII, 12, 6, Cf. Basilic. VII, 17, 22. Op. относительно Австрии декреты 22 янв. 1804 г., 24 авг. 1826 г., 17 июня 1841 г. и др. 2101 Номокан. III, 14; XI, 1 (Аф. Синт., I, 117, 247), Никифора Констант. кан. 31 (ib. IV, 430). Самый чин см. в «Дополн. требн.», стр. 1–19. 2110 Император Василий Македонянин приказал, чтобы этот календарь был разослан по всей византийской империи. Один древний греческий календарь напечатан в дополнении к книге Martinou Annus ecclesiasticus graeco-alavicus. Ср. об иконах у Властаря, Е, 6 (Аф. Синт., VI, 246–249). 2111 На Афонской горе уже в XI веке основалась школа церковной живописи в византийском стиле, а в следующем веке было составлено и особое руководство для церковных живописцев, переведенное затем на немецкий язык и изданное Schäfer’oм под заглавием: Das Handbuch der Malerei vom Berge Athos. Trier, 1855. 2112 Грамота об этом, изданная патриархами в 1668 г., содержится в «Сборнике соловецкой библиотеки». 891. Правила о церковной живописи в России установлены на так называемом «Стоглавом соборе» 1551 г., ст. 27. 2113 VII Всел. соб. кан. 6 и толкование этого канона. Ср. также 100 кан. Трул. собора и толкование Зонары и Вальсамона на этот канон (Аф. Синт., II, 545–546). 2115 См. об этом и о соборах, занимавшихся этим с XI века и после его архим. Сергий, Полный месяцеслов. I, 313 и сл. 2116 Чин в «Дополн. требнике», стр. 148. Греческие кладбища называются, как мы упомянули в тексте, а самое название означает «место сна», так как по Иерониму (adv. Vigilant.), по вере в воскресение, верных надо звать не мертвыми, а спящими. В римском праве кладбища также считаются «священными» (Dig. et Cod., ре religiosis et sumptibus funerum per totum.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010