Это предписано еще в Ап. постановлениях, причем специально определено и время, когда это имеет быть совершаемо В виду этого, верующие еще при жизни отказывали в пользу церкви известную часть своего имущества, и это считалось общей нормой, законную силу которой признавало и гражданское право. В случае, если известное лицо умирало без завещания, и тогда, согласно закону о наследовании, известная часть принадлежала церкви, для поминовения души умершего Во время иконоборства начали в этом отказывать церкви, и это воспрещение так строго применялось, что в некоторых церквах отнюдь нельзя было принять пожертвования от лиц, делавших это за душу своих покойников, когда эти последние в своих завещаниях не оставили соответствующих распоряжений. Настоящим своим правилом патр. Никифор исправляет неправильные действия различных церквей и их управителей, предписывая, что беспрепятственно может быть принимаемо церковью всякое пожертвование за душу покойника, не справляясь с тем, сделал ли о том умерший при жизни своей какое-либо распоряжение. Относящееся к этому предписание гражданской власти о том, что за упокой души умершего без завещания можно брать известную долю имущества, - издано было императором Львом Мудрым Примечания 15. Ср. Аф. Синт., IV,402. Кормчая, III,14 (упом. изд., I,28). 16. Ср. Nov.XXVI. Leon. et Constant. в изд. Zachar., III, 49 и сл. 17. Nov.XL в изд. Zachar., III,128 и сл. Правило 5. Если праздник Благовещения случится в великий четверток или в великий пяток, то мы не согрешим, если в этот день будем употреблять вино и рыбу (οου εοε ). (Ап. 66; Трул. 52). Правило 6. Игумен, имеющий пресвитерский сан, может поставлять в своем монастыре в чтецы и иподиаконы. (Трул. 33; VII Всел. 14). Согласно настоящему правилу св. Никифора, игумен, имеющий пресвитерское рукоположение, может произвести, в своем монастыре, и во иподиакона. Впервые упоминается в правилах эта привилегия игумена, ибо 14-е правило VII Всел. Собора разрешает игумену производить в своем монастыре только в чтецы, и больше ничего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1334...

Magn. Hom. de jejun. 1-2; Ioan. Chrysost. Contra Jud. III 4-5). В IV-VI вв. оформляется учение о В. п. как о «десятине года» (прп. Иоанн Кассиан, прп. Дорофей Газский), аналогичной обязательной десятине в ВЗ (Лев 27. 30-32). Если продолжительность года - 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней (7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи). За В. п. сохраняется значение необходимой подготовки к празднованию Страстной седмицы и Пасхи: «Кто пренебрегает Четыредесятницей... тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого от 346 г.; ср.: «                              » - стихира прп. Феодора Студита вечером в Неделю сырную). С постепенным распространением практики редкого Причащения В. п. стал пониматься и как время, когда следует особенно стремиться к принятию Св. Таин (в частности, о том, что В. п.- время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в            , к-рые в совр. практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед В. п. или в 1-й день поста). В связи с тем что дни В. п.- это дни покаяния, канонические правила предписывают не совершать в будние дни В. п. полную литургию (Лаодик. 49) как службу, преисполненную радости и торжества (с V-VI вв. на Востоке получил распространение особый чин литургии Преждеосвященных Даров , не являющейся полной литургией; его совершение в будние дни В. п. было закреплено Трул. 52); запрещено устраивать в будние дни В. п. празднества в честь святых (их памяти должны переноситься на субботы и воскресенья - Лаодик. 51; в позднейшей традиции нек-рые праздники святых отмечаются в будние дни В. п., но устав богослужения в таких случаях существенно отличается от порядка празднования памятей святых в обычное время года), торжества по поводу вступления в брак (этот запрет, в частности, проявляется в том, что в дни В. п. не совершается браковенчание) или дней рождений (Лаодик.

http://pravenc.ru/text/150109.html

«Дидаскалии» III в. (2. 59), а 21-е прав. Эльвирского Собора (ок. 306) предписывает отлучать тех, кто пропускает собрания 3 В. подряд без уважительной причины (ср.: Сердик. 11; Трул. 80). В. как день радости В. как день радости несовместимо с постом или трауром ( Tertull. De corona. 3; Didasc. Apost. 21; Const. Ap. 5. 20. 19). Этот аспект нашел отражение в ряде церковных канонов, запрещающих пост (Ап. 64; Гангр. 18; Трул. 55) и коленопреклонение (Петр Ал. 15; I Всел. 20; Вас. Вел. 91 (ср.: Basil Magn. De Spirit. Sanct. 27); Трул. 90) в В. С постом и преклонением колен связан вопрос о продолжительности празднования В.; общепринято начинать празднование с вечера субботы и оканчивать вечером в В. ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. 2. 18; Трул. 90). Главный признак воскресной радости и отсутствия поста - это обязательное совершение Евхаристии в В. (в т. ч. Великим постом - Лаодик. 49; Трул. 52). Под запретом поста в В. понимаются не полное освобождение от аскетических подвигов, но нек-рое послабление их (Трул. 56), а также запрет полного поста (т. е. воздержания от вкушения любой пищи) во время светового дня. Именно поэтому по традиции, восходящей к раннехрист. временам и сохраняющейся в правосл. Церкви до наст. времени, воскресная литургия всегда должна быть утром и никогда не присоединяется к вечерне (что влечет за собой, согласно уставу, нек-рые изменения в порядке службы, напр. при совпадении с В. навечерий Рождества Христова и Богоявления). Запрет траура в В., в частности, влечет за собой запрет совершать в этот день поминальные богослужения без крайней необходимости: так, по совр. уставу правосл. Церкви в В. не произносится заупокойная ектения на литургии и проч. (вопрос о недопустимости совершения заупокойных служб в В. был одним из главных поводов, приведших к возникновению движения колливадов на Афоне в XVIII в.). Лит.: [Мысовский К. В.] Обзор древних постановлений (I-IX вв.) о почитании воскресного дня//ПС. 1867. Т. 1. С. 324-340; Скабалланович. Типикон. Отд. 1; Dumaine H.

http://pravenc.ru/text/Воскресенье.html

Основу В. п. в послеиконоборческий период составлял традиц. для К-поля 7-недельный цикл (6 седмиц собственно В. п. и Страстная седмица), к к-рому была присоединена еще одна предварительная седмица - сырная, когда вкушение мяса уже не положено и в среду и пятницу уже совершалась литургия Преждеосвященных Даров, как в пост. Наиболее ярким отличием будних дней В. п. в К-поле от обычного времени года было ежедневное совершение литургии Преждеосвященных Даров вместо полной (ср.: Трул. 52), а также пение тритекти (τριτοκτη или τριθκτη - третье-шестой [час], заменявший дневные часы). По воскресеньям В. п. совершалась главная к-польская евхаристическая служба - литургия свт. Василия Великого (как первоначально и во весь год); по субботам, вероятно,- литургия свт. Иоанна Златоуста. Тритекти и литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ (Быт, Притч, Пс, Ис), по одному чтению на тритекти (с 2 прокимнами) и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров (также с 2 прокимнами). 4 прокимна на тритекти и вечерне заимствовались из псалмов по порядку их следования в Псалтири (в понедельник 1-й седмицы В. п.- из Пс 1, 2, 3, 4; во вторник - из Пс 5, 6, 7, 8 и т. д.); этот принцип действовал вплоть до вечерни Великой среды. Между тритекти и вечерней во 2-й половине поста (начиная с 4-й седмицы) проходили огласительные беседы и читались молитвы об оглашенных; об их начале заблаговременно произносили объявление (προσφωνητικν) на литургии 2-го воскресенья В. п., а в 3-е воскресенье на литургии для родственников и близких крещаемых делали провозглашение (προκηρυκτικς) о том, что на следующий день им следует привести своих детей и крестников для начала оглашения. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» (она произносилась и на полных литургиях). Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. п. продолжался 3 недели и был связан с таинством Крещения ( Johnson. P. 118-136); впрочем, это предположение плохо согласуется с памятниками V в., повествующими о 3-недельном В. п. в Риме, но о 7-недельном (включая Страстную седмицу) в К-поле.

http://pravenc.ru/text/150109.html

657 Вас. В. 70. См. объясн. этого правила у Вальсамона и у Илии критского, отв. 1. и ср. Никифора пр. 117. 659 Афанас. алекс. посл. к Аммуну. Тимоф. алекс. 5, 6, 7, 12; ср. Никифора пр. 79, 80, 107, 151, 193 и 194. 660 Вальсам. отв. 11, 51 и 52 Марку алекс. Петра хартоф. отв. 7 и 8. Зонара написал даже особое рассуждение, для опровержения взгляда, что естественное истечение семени есть нечто само по себе нечистое (см. в конце IV тома синтагмы). 666 Вас. В. 4 и 50; лаод. 1. По вторые браки и третьи, подвергаемые церковному покаянию, могли, под этим условием, быть заключаемы и признаваемы церковью: так Василий Вел. (пр. 50) говорит, что хотя третий брак есть нечистота в церкви, но всенародному осуждению он не подвергается, как нечто лучшее, сравнительно с распутным прелюбодеянием. Церковного венчания, однако, вторые и третьи браки не были удостоиваемы, как это ясно видно из правил Никифора 8, 9, 69, 149. На третий брак в особенности неблагоприятный взгляд был настолько силен в практике, что сначала императрица Ирина около 800 г., потом император Лев Мудрый к концу IX в. безусловно воспретили третий брак (см. Zhishman, стр. 313, 437 и сл.). Но когда Лев же первый и нарушил этот закон вступлением в третий и даже в четвертый брак, последовавшие затем споры между двумя образовавшимися партиями вызвали так называемый τμοσ νσεος, т. е. примирительное решение, сосостоявшеся на констант. соборе 920 г. Второй брак признан не преступным (хотя н позднейшие канонисты все еще считают необходимою епитимию за двоебрачие, – напр. Илия критский, отв. 3, Никифор хартофилакс, отв. 1), третий брак для лиц, достигших 40 л. возраста и имеющих детей, безусловно воспрещен, для лиц не достигших этого возраста, или достигших, но не имеющих детей, дозволен, под условием церковного покаяния. 670 Правилом 30-м собора карфаг. и 14 халкид. воспрещается духовным лицам и детям духовных лиц вступать в брак с еретиками; но в лаод. 10 и 31, а также в 12 трул. устанавливается общее и безусловное для всех христиан воспрещение браков с еретиками, хотя и без расторжения брака, уже заключенного, в случае обращения одного из супругов в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Примечания: 100. Прав. 29 иппон. собора 393 г. 101. Ср. Van Espen, упом. изд., Schol. in h. can., p.329-330. Правило 43(52). Кающимся время покаяния, по различию грехов, да назначается судом епископов: пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время належащие нужды, в отсутствии епископа. На всякого же кающегося, аще преступление его было явное и гласное, смущающее всю церковь, да возлагаема будет рука в притворе храм (Ап. 52; I всел. 11, 13; трул. 102; анкир. 6, 22; неокес. 2; карф. 6, 7; Василия Вел. 73; Григория нисск. 2, 5). Данное правило говорит о трех предметах. Во-первых - о власти епископа определять кающимся время покаяния, сообразно различию и степени их грехов. Об этом говорит и 102 трулльское правило. Во-вторых - о том, что пресвитер может разрешить кающегося грешника только в случае крайней необходимости и в отсутствие епископа, которому принадлежит это право (карф. 7). В третьих, что великие грешники, преступления которых были явны и служили к общему соблазну, по истечении назначенного им времени покаяния, получают прощение публично перед церковными вратами (ο ο), и только после этого, явно умилостивив правду Божию, они допускаются в церковь с верными Примечания: 102. Прав. 30 иппон. собора 393 г.; в Книге правил 52; в Пидалионе 50. 103. Эти слова, как говорит в толковании этого правила (Аф. Синт., III,408) Зонара, означают о оυ оυоυ (ante porticum), т.е. этот обряд совершался в том месте, где находились кающиеся первой степени (m.I, стр.215. Поэтому мы так и перевели эти слова. Но означает собственно место, находящееся на восточной стороне св. алтаря. См. Suicerus, I.611-612; Kraus, Real-Encykl., I,69. 104. Нам кажется, что так именно нужно понимать третью часть правила, основываясь не его тексте, и что это возложение рук должно означать умилостивлении (impositionem manus reconciliatoriam). Зонара, напротив, думает, что этим возложением рук грешник вводится только в ряды кающихся и при том первой и самой тяжелой степени (Аф. Синт., III,408). Ср. Van Espen, упом. изд., Schol. in. h. can., р.330. Правило 44(53).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Примечания: 49. А,9 (Аф. Синт., VI,91). Ср. и толкование Зонары этого правила (Аф. Синт., II,16). 50. В Кормчей (1 гл.) называется эта представительная грамота " ставильное писание " . На западе она называется epistola formata потому, что, как утверждает Беверегий, " quod signi episcopalis forma in eis (epistolis) impressa fuit " (Annot. in h. can., p.22). 51. Толкование Зонары этого правила (Аф. Синт., II,16). 52. Аф. Синт., V,541-570. 53. Пидалион, стр.757. Правило 13. Аще же будет отлученный: да продолжится ему отлучение, яко солгавшему и обманувшему церковь Божию (Ап. 12, 83; Трул. 17). Это правило является продолжением 12-го Ап. правила, вследствие чего в латинском издании Апостольских правил Дионисия оба они соединены в одно Предыдущее (12) правило говорит об отлученных вообще, а затем о мирянах, которые хотя и недостойны священнического сана, но не отлучены от церкви. В этом же (13) правиле говорится о рукоположенном и уже после того отлученном клирике, который, будучи отлучен своим епископом, и будучи недоволен этим, отправляется в епархию другого епископа, который, не зная об его отлучении, принимает его в свое ведение; правило предписывает, чтобы отлучение такого лжеца и обманщика продлилось и дольше. Правило имеет в виду здесь тех духовных лиц, на которых воспрещение священнодействовать налагалось лишь временно (Ап. 5, 59; IV Всел. 20). Такое запрещение может снять с виновного лишь тот епископ, который его и наложил (Ап. 16, 32; I Всел. 5; Антиох. 6; Сердик. 13). Следовательно, как и говорит правило, таковой отлученный должен быть отправлен в данном случае к своему епископу, от которого отошел, и тот может по своему усмотрению продолжить запрещение ему священнодействия, так как он солгал, как сказано в правиле, и обманул церковь Божию. Примечания: 54. Voelli et Justelli, Bibliotheca juris can. veteris (Paris, 1661), I,113. Правило 14. Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

ЗСО 36 – Mers 51 (XVI)/143.26/. За скотоложство Mers назначает наказание в 25 лет поста, если грешник старше 20 лет. Эта возрастная граница восходит, очевидно, к 16 канону Анкирского поместного собора, который назначает епитимью в 20 лет, если грешник моложе 20 лет, и 30 лет – если старше и состоит в браке (Бенешевич 1907, 234–235). В славянском переводе речь идет только о клириках, причем возраст ответственности отодвинут к 30 годам (SinEuch Ust .л), а покаяние смягчено и дифференцировано: если грешник холост, то он постится 10 лет, а если женат – 15 (такое разделение впервые введено в упомянутом каноне Анкир. 16). Очевидно, что при переводе ЗСО была использована не древнейшая версия Mers, а его позднейшая (Ватиканская) редакция, в которой также фигурирует возрастная граница в 30 лет, а наказание, как и в переводе, дифференцируется в зависимости от семейного положения грешника. Правда, санкция Ватиканской редакции строже, чем в славянском тексте (но мягче, чем в каноне Анкир. 16) – за грех женатого назначается 20 лет покаяния, а холостой кается 15 лет (Kottje et al. 1994, 142). Любопытно, что 30 лет как возраст зрелости и ответственности определяет также греческий Номоканон Иоанна Постника (Заозерский, Хаханов 1903, 51) и церковные каноны Трул. 14, Неокес. 11, предписывающие поставлять в пресвитеры не ранее 30 лет. Таким образом, можно видеть в данном правиле ЗСО (и в его Ватиканском оригинале) влияние византийской традиции. ЗСО 37 – Mers 52 (XVI – 36. чит. 37)/144.1/. За пьянство клирику или священнику Mers назначает 40 дней поста на хлебе и воде, мирянину – 7 дней; Ватиканская и Венская редакции Mers опускают упоминание •хлеба и воды•. Именно этой поздней версии следует и славянский перевод, в котором санкция для клириков и мирян смягчена, соответственно, до 10 и 7 дней обычного поста. ЗСО 38 – Mers 53 (XVI)/144.5/. За принуждение к пьянству в Mers назначается то же наказание, что и за пьянство; тот же проступок из неприязни (или с целью вызвать неприязнь) (si odio hoc fecerit) приравнивается к убийству (ut homicida judicetur). Длительность епитимьи из латинского текста неясна. В славянском переводе срок покаяния конкретизирован – 7 дней. Латинский текст в начале правила допускает разные толкования, ср.: Si quis aliud [чит. alium] cogit, ut inebrietur, humanitatis gratia, ut ebrius peneteat (Kottje et al., 1994, 142.713–716) «Если кто-либо заставляет другого напиться из человеколюбия, то пусть кается (в течение того же срока,) что (и этот) пьяный ...». В славянском смысл иной – наказание полагается за спаивание с целью унизить, посмеяться: аще … упоитъ до рга (сохранилось только в SinEuch, в U утрачено, вероятно, в результате гаплографии: Аще кто упоить (до руга) друга свого). Такой перевод побудил уже В. Вондрака реконструировать в исходном латинском тексте вместо humanitatis gratia чтение humilitatis gratia «с целью унизить» (Vondrak 1904, 27; ср. Vašica, ZSO, 144, pozn. 41). Выражение до руга есть также в ПР ЗСЛ (ЗСЛ ПР и СР, 70).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Таким образом, четвертый брак, согласно каноническому праву православной церкви, совершенно воспрещен, третий же может быть допущен только в исключительных случаях и притом с разрешения подлежащего епископа. Примечания 29. См. Прохирон ( εο ο), IV,25 (Кормчая, гл.48, гр.4,25), и еще решительнее в ХС новелле императора Льва Мудрого (Jus gr.-rom., III,186), хотя, как увидим ниже, этот император сам нарушил свое предписание. 30. См. вступление к томосу (Аф. Синт., IV,3-4). Подробнее обо всем этом в Алф. Синтагме М. Властаря, Г,4 (Аф. Синт., VI,159-161). Ср. Zachar.,Gesch. des gr.-rom. Rechts, S.61, a по нему и Zhishman, Eherecht, S.436-437. 31. Аф. Синт., V,6-9. Zachar., Jus gr.-rom., III,230-232. 32. Аф. Синт., V,9. Zachar., Jus gr.-rom., III,232. 33. Аф. Синт., V,9-10. 34. В Кормчей он составляет 52 главу, но в особенной редакции. В старо-сербской рукописной Кормчей - более точная редакция (см. мою работу: " Савинска Kpмчuja " . Задар, 1884). Правило 5. Еретиков, при кончине кающихся, подобает приимати. Явно же есть, яко приимати не без разсуждения, но со испытанием, истинное ли показуют покаяние, и имеют ли плоды, свидетельствующие тщание о спасении. (I всел. 2, 14; II всел. 7; трул. 78, 96; неокес. 12; лаод. 19, 47; карф. 45). Еретиков, обращающихся в православие, надлежит принимать, согласно правилам, по установленному для различных групп еретиков чину (II всел. 7). И тем скорее это нужно делать, если еретики, желающие спастись, находятся при смерти. Об этом говорит и св. Василий в настоящем правиле, присовокупляя, что надлежит испытать, действительно ли и искренно ли подлежащее лице осуждает ересь, которую до того исповедывало, равно пребудет ли оно твердым в исповедывание православной веры, если останется в живых; в противном случае еретика не следует удостаивать св. причастия и при смерти. Правило 6. Любодеяния посвященных Богу да не обращаются в брак, но всячески да расторгается их совокупление. Ибо сие и для утверждения церкви полезно, и еретикам не даст случая укоряти нас, аки бы привлекаем к себе попущением греха.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1329...

1507 § 25 консист. устава 1870 г. Ср. ст. «Die Organisation der griechisch-orjentalischen Kirche in Dalmatien» в упом. Archiv. 46, 460 fg. 1508 Ст. 1–12 I главы, 12–15 II гл., 28–38 гл. IV «Нового церковного закона в Румынии» 1893 года ср. Silbernagl, Verfassung. S. 143–144. 1510 Ап. кан. 62, I Всел. соб. кан. 11, Петра Алекс. 3 и 10. См. архиерейское поучение. Упом. изд., стр. 66. Ср. §§ 5 и 6 книги об обязанностях приходского священника и определение Константинопольского патриаршего синода 5 марта 1637 г. 1511 В Сербии отпуск из прихода до 10 дней дает благочинный, но священники могут удаляться из прихода на три дня и без особого разрешения, только в этом случае священник обязан найти себе заместителя (чл. 31 и. 10 закона 1893 года). О России см. § 31 инструкции благочинных, о Болгарском экзархате – чл. 3 и 4 II экзарх, устава 1895 года. 1513 Трул. соб. кан. 27, VII Всел. 16, Гангр. 21. О Сербии см. постановления архиерейского собора 1854 г. 10 и 1869 г. 15. А относительно стрижения волос и бороды см. постановление 1845 г. 960. О России см. § 38 инструкции благочинным. 1514 Ап. кан. 6 и 81, VII Всел. соб. кан. 10, Карфаг. 16, перво-втор. 11. См. послание Константинопольского патриаршего синода от мая 1797 г. (Г εδεν, Διατξεις. I, 303, ср. также и I, 193–197). Ср. и окружн. послание Афинского синода 22 июля 1851 г. 993. 1518 1Тим. 3:5; 4:12 . Ср. толкование Златоуста на 9, ст. 23 гл. евангелия от Матфея. Относительно того, каково должно быть поведение священника в обществе и в своем доме, какова у него должна быть жена, как должен он воспитывать своих детей и о всем прочем, касающемся жизни священника, см. прекрасный и на основании канонов и учения церкви составленный труд В. Певницкого, Священник. Киев, 1886, стр. 101 и сл. 1520 Ап. кап. 8, V Всел. соб. 4, Трул. 52 и 80, Лаод. 49, Карф. 3 и толков. этих канонов. Архиер. поучение, стр. 39. О Сербии см. постановления архиерейского собора 1846 г. 7, 1854 г. 6, 1856 г. 1, о Болгарии – чл. 142, X гл. экзархийского устава 1895 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010