1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359 ). 2 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 204–211. 3 «Повечерие поем великое. На повечерии поем канон усопших и Минеи рядовый. Тропари же по 1-м, и по 2-м Трисвятом, глаголем обоих святых, а на последнем Трисвятом – кондак мучеников» (Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 5 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 25 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 6 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 9 Там же. 10 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 11 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 12 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 13 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 14 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12). 3 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об. 4 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: “в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан”. Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества... Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то – Предстательство христиан...» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308). 5 Аллилуиарии и причастны святых и дня совпадают. 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона...») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед...»). В Минее, в службе прп. Максима Грека (21 января), предписывается петь «канон Пресвятей Богородице ради Ея иконы, нарицаемыя Ватопедския» (см.: Минея-Январь. Ч. 2. С. 227–233). 8 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-03/

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы . На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увядает...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Марие Богородице...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 6-го) с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Болезнь Адаму бысть...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш...». По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». На часах – тропарь: «Глубиною мудрости...». Кондак: «Со святыми упокой...». Примечание. На 1-м часе после молитвы «Христе, Свете Истинный...», по традиции, поется кондак «Взбранной Воеводе...». На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...». Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих водворятся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...». Апостол – дня и за упокой. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блажени, яже избрал...», со стихом. Евангелие – дня и за упокой. По «Изрядно...» поется «Достойно есть». Причастен: «Блажени, яже избрал...». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». 1 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). 3 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 12 февраля) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-09/

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), равноап. Нины на 4 и праздника 2-й на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос равноап. Нины, глас 2-й; седален равноап. Нины, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 5-й. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . К тропарям канона равноап. Нины – припев: «Святая равноапостольная Нино, моли Бога о нас» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен равноап. Нины, «И ныне» – светилен праздника. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и равноап. Нины, глас тот же – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – равноап. Нины, глас 2-й: «Днесь силы Небесныя...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь равноап. Нины, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь равноап. Нины. Кондаки праздника и равноап. Нины читаются попеременно. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника (обоих канонов), песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и равноап. Нины, песнь 3-я – 4. На входе – «...во Иордане крестивыйся...». По входе – тропарь праздника, тропарь равноап. Нины. «Слава» – кондак равноап. Нины, «И ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и равноап. Нины. Апостол и Евангелие – равноап. Нины и дня. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня). 1 См.: Минея, 14 января. 2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-27/

На входе: «...Воскресый из мертвых...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобных; кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный, кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный, кондак храма, кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобных. Апостол и Евангелие – дня и преподобных. Поется «Достойно есть...». Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». 1 В 2024 году в Неделю о мытаре и фарисее (12 февраля) совершается полиелейная служба в честь Иверской иконы Божией Матери или в честь свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Также в текущем году в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, совпадающую с попразднством Сретения Господня, по Уставу, поются непорочны (ср.: Типикон, 2 февраля, 8-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 236–237), при условии совершения в этот день рядовой службы Минеи (мц. Агафии). 2 В предпразднство и попразднство Сретения Господня на утрене читаются две кафизмы, а на вечерне – рядовая. 3 Эти приложения находятся в дополнительной части всех месячных Миней; приложения 1 и 2 используются при пении стихир, а приложения 3 и 4 – тропарей. 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63. 5 Там же. С. 27, 65–67. 6 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-28/

Коливо Коливо , иначе кутия, – вареная пшеница с медом, составлявшая пищу бедных римлян и носившая у них название «coliphia». В христианской церкви коливо приносится 1) в честь и память Господних праздников и святых, 2) в память усопших и 3) в пятницу первой недели Великого поста в воспоминание о том, как св. Феодор Тирон, явившись епископу Евдоксию, уведомил его о приказании Юлиана Отступника окропить идоложертвенной кровью все продававшиеся на торжище Антиохии припасы, посоветовал употребить в пищу коливо и тем спас христиан от осквернения (Никифор Кал., История X кн., 12 гл.). Обычай приносить коливо в двух первых случаях существовал уже в IV ст. Указание на это находится в толковании Вальсамона на 4-е апостольское правило. «Каким образом, – говорит он, – приготовленное на память святых и умерших и украшенное разного рода плодами коливо приносится к алтарю, – об этом узнаем из молитвы великого Афанасия, читаемой за умерших». Содержание молитвы Афанасия В. над коливом остается неизвестным. Дошедшие до нас молитвы этого рода принадлежат позднейшему времени, IX-X и XII в. Такова, напр., молитва над коливом в память святых по рукописи Синайской библиотеки IX-X в. 957 и X в. 958 и в память усопших по рукописи той же библ. 1153 г. 973 (проф. А. А.Дмитриевский , Описание литургических рукописей II, стр, 6, 35. 111). Столь ранних известий о приношении колива в честь Феодора Тирона в литургических памятниках не имеется. О нем не говорят древнейшие из известных уставов, – Типикон великой Константинопольской церкви IX-X в. и Константинопольского Евергетидского монастыря XII ст., хотя в том и другом памятнике служба субботы первой недели Великого поста посвящена памяти этого святого ( А. А. Дмитриевский , Описание I, стр. 115. 519), а песнопевцем XI в. Иоанном Евхаитским составлен ему особый канон (Филарет, архиеп. Черниговский, Исторический обзор песнопевцев, стр. 327). В Синайском Канонаре X-XI в. нет даже и подобного указания. Ввиду подобного обстоятельства, введение в церковную практику обычая приносить коливо в честь Феодора Тирона можно считать сравнительно поздним. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что молитва над коливом молебного пения Феодору Тирону: «Вся совершивый словом Твоим, Господи», не есть специальная на этот случай молитва , а молитва над коливом в память вообще святых (рукоп. IX-X в. Синайской библ. 957: А. А. Дмитриевский Описание II, стр. 6; ср. Евхологион александрийской патриаршей библ. XIV в. ibid., стр. 351). Это несомненный признак того, что при составлении службы Феодору Тирону пользовались готовым материалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

По входе – тропари и кондаки: Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 30 января излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 422, 428–430. В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма. Примечание. Поскольку в честь святителя совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется. Прокимен и аллилуиарий – воскресные и святителя. Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее и святителя. Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи... В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341). Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...», и святителя: «В память вечную...». 1 Минея содержит две службы в честь Иверской иконы Божией Матери: 13 октября – «Празднование Пресвятей Богородице в память пренесения чудотворныя Ея иконы, Иверския в Москву» и 12 февраля – «Ина служба явлению чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, иже во Святей Горе Афонстей Иверском монастыре преславно обретается».

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-25/

(Ср. Митр. Кипр. в его литург. деят. стр. 171 – 172). 2 . Сочинения Никона Черногорца. Для нашей задачи это источник чрезвычайно ценный. Он заключает весьма много данных о состоянии постов на Востоке в XI веке и дает свод известий об этом предмете из древних церковных писателей и из разных уставов. Далее они важны по своему влиянию на судьбу церковного устава в дисциплинарной его части и по тем суждениям, которые в них проводятся по вопросу о постах, праздниках и их взаимном отношении. Будучи по преимуществу компилятором и собирателем данных по разным предметам церковной практики, Никон Черногорец с этой же стороны заявил себя и в вопросе о постах. Этому предмету посвящено 57-ое слово пандект, в котором собраны и приведены известия о посте из древних церковных писателей, житий святых, канонических постановлений и других церковных источников. Рядом с историческою частью идут собственные суждения автора о посте Успенском, о праздниках Преображения Господня и Сретения, о посте Воздвижения и понедельника, о 12 днях между праздниками Рождества Христова и Богоявления, выдержки из епитимийника, известного с именем Иоанна Постника , выписки о том же предмете из типиков Студийского, Иерусалимского и Святогорского. Заканчивается эта глава перечнем праздников на целый год по разным уставам и сведениями о неделе арцивуриевой, или мясопустной 1 . В 1-м слове тактикона автор имеет дело с церковными порядками, установившимися на Востоке относительно поста, и занимается преимущественно практическою стороною этого дела. Ряд относящихся сюда статей начинается рубрикою «О ястии и питии количества и качества». Здесь речь идет о порядке за трапезою и о распределении пищи на круглый год в посты и праздники. Собраны эти сведения из разных уставов, дополнены цитатами из церковных писателей и снабжены по местам соображениями и разъяснениями автора. Если можно так выразиться, это резюме, в котором сведено все главное, что было выработано тогдашним уставом относительно поста и праздников. Далее следует назвать статью о посте Святой Богородицы (Успенском) и перечень праздников на целый год (одного содержания с 57 гл. пандект).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Образ исполнения «Блажен муж»    Неудивительно, если для такой кафизмы, и особенно для первого антифона ее, устав назначает особо торжественное исполнение. Умалчивая о пении, по крайней мере о напевах, для всех кафизм, нынешний Типикон указывает напев только для настоящей и 17 кафизмы. «Таже стихологисуем Псалтирь на гл. 8 первую кафисму Блажен муж первый антифон, второй и третий антифон поем на глас дне». Настоящую кафизму положено, таким образом, в разных ее частях петь разными напевами, и 1-й антифон – на 8 глас, тот же торжественный глас, которым поется и предначинательный псалом великой вечерни. Притом 1-й антифон поется с припевом аллилуиа, как еще только полиелейные псалмы и иногда 17-я кафизма, – припевом, употреблявшимся у древних евреев в Пасху и великие праздники (см. Вступ. гл., с. 12) и запрещенным у римо-католиков в посты. О припеве аллилуиа к 1 антифону 1 кафизмы, как и к полиелейным псалмам, не говорит нынешний Типикон и богослужебные книги, но употребление его основано на музыкальной традиции, передаваемой нотными памятниками. В знаменном и греческом распевах аллилуиа на Блажен муж положено однажды, в киевском — трижды. «Блажен муж» в древних уставах    Об употреблении на воскресной вечерне 1 кафизмы есть свидетельство от VI в. (Вступит. гл., с. 295), впрочем, от такой практики, где за воскресной всенощной выпевалась вся Псалтирь (ср. ныне в конце утрени 148—150 пс). В Часослове VIII в. по чину лавры Саввы 1-я кафизма положена в начале всех служб дня как бы в качестве самостоятельной службы (там же, с. 298). По Студийско-Алексиевскому уставу XI-XII в., предполагающему эту кафизму, как и все позднейшие уставы, на воскресной вечерне, для 1 антифона 1 кафизмы существовал особый напев 8 гласа, тогда как 2 и 3 славы ее пелись на приключившийся глас. Что касается припева «аллилуиа», то, по-видимому, по этому уставу все кафизмы пелись с этим припевом (Вступит. гл., с. 365).    Древние списки Иерусалимского устава об исполнении «Блажен муж» говорят следующим образом. Груз. ркп. XIII в.:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Зародыш такого взгляда был уже и в III в. См. выше, стр. 122.    Лаодик. соб. пр. 49.    См. выше, стр. 266.    См. ниже, 49 гл. Тип. ср. 1 нед. поста. (Смирнов-платонов Г.) О литургии преждеосвященных даров. М. 1850, стр. 31 и д.    Паломн. § 27.    Там же. Ср. выше, стр. 162: «Субботнее бдение по Кассиану».    Там же. Но причина этого указывается паломницей неясно.    Там же.    Лаод. соб. пр. 51.    Паломн. § 27.    Там же.    Апост. Пост. VIII, 33.     Siricius papa († 386 г.) Epist. 1 ad Himerium.    См. выше, стр. 123.    См. выше, стр. 269.    Паломн. § 45, 46.     Николя М. Апостольксий символ, пер. Подгурсуого Ю. Труды Киев. Дух. Ак. 1908, 3, 385 и д.    «В псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (ст. 16)! Укажи мне, Господи, рути Твои (- 4); направь меня на истину Твою и научи меня (- 5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (-7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. и в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (- 8) . Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (- 10)». Диаковский Е. ИЗ истории богослужения. Чин Тритекти. Виев. 1908, стр. 23.    Анкир. соб. пр. 8.     Григорий Нис. Письмо канон. к Летою.     Диаковский, Чин тритекти, 14.     Злат. Бес. 52, о постящихся в Пасху.     Злат. Бес. 22, о гневе.     Иерон. На Иону гл. 3.    Cod. Thedos. IX, 35, 4—5.     Амвр. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12.    Cod. Thedos. IX, 35, 7.    Паломн. прип. Сильвии, § 29.    Паломн. § 30. Злат. на Быт бес. 36.    Апост. Пост. V, 18; выдержка приведена на стр. 132.     Епиф. Кипр. Изл. веры 22. Ср. Прот ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι.    Ныне 10я половина евангелия в нею Ваий.    Паломн. §29.    См. выше стр. 156—157.    Паломн. §30.    Паломн. § 31.    До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII-IX в. (Kellner, Heortologie, 42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010