Мк.8:31 .  И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. Мк.8:32 .  И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Мк.8:33 .  Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Предсказание Христа о Своей смерти см. в Евангелии Матфея ( Мф.16:21–23 ). Евангелист Марк прибавляет, что Господь стал говорить о Своих страданиях «открыто», т.е. так, что не оставалось повода к какому-нибудь недоразумению, и притом без всякого страха ( παρρησα). Мк.8:34 .  И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Мк.8:35 .  Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Мк.8:36 .  Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Мк.8:37 .  Или какой выкуп даст человек за душу свою? Мк.8:38 .  Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. Учение о самоотвержении (см. Мф.16:24–27 ). Евангелист Марк ясно говорит, что учение было высказано вслух перед «народом», окружавшим Христа, т.е. не только для учеников. Точно также один только Марк к выражению «ради Меня» (стих 35) прибавляет: «и Евангелия». Евангелие или радостная весть о Христе представляло очевидно для него и для его читателей как бы голос Самого Христа, говоривший с неба. Как они относятся к Евангелию, так относятся, значит, и к Самому Христу. Стих 38 ср. Мф.10:33, 16:27 . Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Марка. 619-733 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Самосознание пришельца сохраняется и в позднейшей истории Израиля. В псалмах мы видим молитвы, вызывающие в памяти прошлые скитания Израиля: «Услышь, Господи, молитву мою, и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим. Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» ( Пс.38:13 ). Или: «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» ( Пс.118:19 ; ср. Пс.118:54 ; 1Пар.29:15 ). Молящийся отождествляет себя с патриархами и пришельцами на земле, чтобы выразить состояние упования и послушания пред Богом. В Исаии Бог готовит Израилю путь для второго освобождения, на этот раз из Вавилона (ср. Ис.35:8; 40:3; 43:19; 57:14; 62:10 ), а плен Израиля в Вавилоне сравнивается с жительством в Египте ( Ис.52:4–5 ). Неверность Израиля вызывает у Иеремии желание вернуться странником в пустыню, а Бога побуждает вести Себя в Израиле подобно пришельцу ( Иер.9:2; 14:8 ). Путешествия в евангелиях и Деяниях . В евангелиях и Деяниях образ путешествия разрабатывается и дополняется, развивая темы Ветхого Завета. Иисус вел жизнь странствующего проповедника, оставившего семью и имущество, переходившего с места на место, уповавшего на Бога и призывавшего других следовать за Ним: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда, – сказал Иисус импульсивному последователю, – а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ). В евангелиях путешествия Иисуса рассматриваются с разных точек зрения. В Матфея Иисус повторяет пребывание Израиля в Египте ( Мф.2:13–16 ) и отождествляет Себя со странником на земле ( Мф.25:37–40 ). У Марка путешествия Иисуса, в особенности завершающее путешествие в Иерусалим, обусловливают тематическую композицию Евангелия ( Мк.1:2–3; 8:27; 9:33–34; 10:32, 52 ). Но это не просто путешествие во времени или пространстве. Для Иисуса это движение к намеченной цели – смерти на кресте; для учеников это движение к пониманию сущности личности Иисуса и смыслу Его жизни и смерти, то есть Его «пути». Последнее путешествие Иисуса – via dolorosa («скорбный путь») к кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Однако в большинстве случаев этот образ соотносится с группой избранных Иисусом учеников ( Лк.10:3 ; Ин.10:1–16 ). Иисус называет их Своим «малым стадом». Входящие в это стадо наставляются не бояться ни коварных нападок изнутри, ни открытых атак извне ( Мф.7:15; 10:16 ), ни неизбежного испытания великой скорби ( Мк.14:27 ), ибо Бог дает им Царство ( Лк.12:32 ). Образ стада овец используется также применительно к церкви ( Деян.20:28–29 ; 1Пет.5:2 ). Метафора людей как овец привлекает внимание к специфическим чертам овцы, которые могут быть как отрицательными, так и положительными. Как это часто случается с овцами, люди тоже блуждают, совращаясь каждый на свою дорогу ( Ис.53:6 ; 1Пет.2:25 ). Пассивность овец и их использование в жертвоприношениях служат подходящей метафорой гонений и мученичества ( Пс.43:23 ; ср. Рим.8:36 ). В стаде обычно бывают овцы, старающиеся подавить других, отталкивающие слабых от воды и пищи, затаптывающие пажити и загрязняющие воду. Все это находит отражение в нарисованной Иезекиилем картине жизни религиозной общины, в которой дела идут скверно ( Иез.34:17–23 ). Божья пастырская забота о конкретном человеке . В нескольких местах Бог изображается Пастырем отдельного человека, а не только людей в целом. Это привносит в образ дополнительную интонацию близости. Мы видим, например, как Бог держит жезл над овцами, входящими в загон, удостоверяясь, что каждая из них находит безопасный приют ( Иез.20:37 ). Примечательны также места, в которых Бог показан носящим Агнцев и водящим дойных ( Ис.40:11 ) или ищущим потерявшихся, угнанных, пораненных и слабых ( Иез.34:16 ) – здесь показано особое внимание, которое Бог уделяет нуждающимся. Пс.22 можно воспринимать как личное свидетельство Давида о Божьей заботе в его жизни, написанное в пастырских тонах. Обращение к Богу очень личное – «Пастырь мой» ( Пс.22:1 ), а необычайно всеобъемлющий перечень Его дел составлен с особым вниманием к мельчайшим подробностям жизни пастыря. Иисус тоже заявляет о пастырской заботе о каждом в стаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Лк.19:28 .  Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. Лк.19:29 .  И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, Лк.19:30 .  сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; Лк.19:31 .  и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Лк.19:32 .  Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Лк.19:33 .  Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Лк.19:34 .  Они отвечали: он надобен Господу. Лк.19:35 .  И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. Лк.19:36 .  И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. Лк.19:37 .  А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, Лк.19:38 .  говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком ( Мк.11:1–10 ; ср. Мф.21:1–16 ). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения. «Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди ( πορεετο μπροσθεν) Своих учеников» (ср. Мк.10:32 ). «К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» ( λαιν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2). «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу. «Учеников». Это ученики в самом широком смысле этого слова. «Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом. «Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна ( Ин.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда все было завершено, народ заявил, что Он все хорошо сделал . Это не что иное, как оценка Богом Своего творения в самом начале ( «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт. 1,31 )). Когда Иисус пришел, неся исцеление телам и спасение душам людей, Он начал заново работу творения. С самого начала все было хорошо, но грех человека все нарушил. Итак, какие выводы мы можем сделать из двух прочитанных нами историй? – Когда Марк включил чудеса Иисуса Христа в языческой стране в свое Евангелие, сама миссия среди язычников была сама собой разумеющимся историческим фактом. Она уже не нуждалась в оправдании. Тем не менее, для Марка обе истории важны. 1. Общение Иисуса с сирофиникиянкой напоминало языкохристианам о том, что их нынешняя вера началась не с ними и не с их отцами. В основе веры языкохристиан лежит чужая для них история Бога с Израилем. Даже если теперь они, языкохристиане, в большинстве, у них нет никаких причин возвышаться, чувствовать превосходство над «детьми», для которых изначально был накрыт стол (ср. Рим. 11,17–18 ). 2. Публика в истории в языческом Декаполисе воспринимала Иисуса как обычного чудотворца, который отвел больного в сторону, чтобы сохранить свою целительную практику в тайне, который коснулся своим пальцем больного органа, помазал его своей слюной и который таинственным словом призвал с небес силу для свершения чуда. Своеобразие Иисуса Христа проявлялась не в особых манерах. Конечно, неправы были те, кто на этом основании ставили Его в один ряд с прочими чудотворцами. Отсюда и приказ никому ничего не рассказывать. Но факт оставался фактом, понятый или не понятый, и он не мог быть сокрыт: Иисус чудесным образом делает творение лучше, делает его «хорошим» ( Мк.7:37 ). 9. Непостижимая слепота (Мк.8,1–26) а) Насыщение четырех тысяч (Мк.8,1–10) (Мф 15,32–39) 1 В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: 2 жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. 3 Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. 4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто [взять] здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? 5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. 6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. 7 Было у них и немного рыбок: благословив [их], Он велел раздать и их. 8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. 9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. 10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

III. В искуплении взор веры созерцает Бога Отца простирающим руки на благословение верующих; Сына Божия – объемлющим их Своею любовию; Духа Святого – осеняющим всех крылами попечения. Невольно вспоминаются при этом библейские сравнения Бога Отца с " орлом, покрывшим гнездо свое» (см. Втор.32:11 ), Сына Божия – с «кокошем» ( Мф.23:37 ) и Святого Духа – с «парящим голубем, нисходящим» на угодных Ему лиц ( Мк.1:10 ). Для совершения на земле искупительного дела Отчая любовь «пускает в спасаемых избранную Стрелу Свою – Единородного Сына, Духом жизни помазав тройное жало острия». «Преданный за всех нас Отцом» ( Рим.8:32 ), Единородный Сын исполнил возложенное на Него искупительное служение тем, что «Духом Святым принес Себя, Непорочного, в жертву Богу " (ср. Евр.9:14 ). В тайне Его Креста воссияла пред миром «любовь Отца – распинающая, любовь Сына – распинаемая, любовь Духа – торжествующая силою крестною. Через (Крест) Сына любовь Отца Небесного простирается к миру» и «изливается в жаждущие сердца верующих Духом Святым» ( Рим.5:5 ). Хотя Троица по единому человеколюбию спасла род человеческий, но вместе с тем говорят, что каждая из блаженных Ипостасей привнесла в это некое собственное содействие. «Ибо Отец примирился. Сын примирил, а Дух Святой соделался даром для сделавшихся уже другими. Один освободил, Другой – цена, за которую мы освобождены, а «Дух Святой – свобода» ( 2Кор.3:17 ). IV. На возрождающем действии Животворящего Креста Христова, как известно, основана Христова Церковь , в которой Сама Триединая Любовь Божества устрояет спасение каждой верующей личности. Изображение живой и ежемгновенной связи спасающихся в Церкви с Триединым Богом не составляет особенного труда. Это неоскудевающее в силе и всегдашнее выражение подлинно христианской жизни в церковном лоне – дар Божия милосердия. Уразумевается данная связь любви Бога Троицы с членами Церкви по мере ощущения ими Троичного действия силы Божией: а) на пути своего спасения вообще и, в частности, б) в храмах, в) при решительном покаянии во грехах, г) при чтении Священного Писания, д) на молитве и е) в разных жизненных положениях своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В Великом посту на первой неделе и на пятой мы собираемся в храме на покаянный умилительный канон св. Андрея Критского . Длинной цепью проходят перед нами примеры праведности и примеры падений от начала Ветхого Завета до его конца, сменяясь затем новозаветными примерами. Но только зная священную историю способны мы вполне понять содержание канона и обогатиться его назиданиями. Вот почему знание библейской истории нужно не только взрослым; уроками из Ветхого Завета готовим мы и наших детей к сознательному участию и пониманию богослужений. Но еще важнее другие основания. В речах Спасителя и в писаниях Апостолов есть немало ссылок на лиц, на события и на тексты из Ветхого Завета: Моисея, Илию, Иону, на свидетельства прор. Исаии и т.д. В Ветхом Завете даны причины, почему человечеству необходимо было спасение через пришествие Сына Божия. Не упустим из виду и прямого нравственного назидания. Как пишет ап. Павел: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих... Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли...» ( Евр.11:32–38 ). Этими назиданиями пользуемся и мы. Образ трех отроков в пещи Вавилонской, Церковь постоянно ставит перед нашей мыслью. Под руководством Церкви и без руководства Церкви В ЦЕРКВИ ВСЕ НА СВОЕМ МЕСТЕ, все имеет свое правильное освещение. Это относится и к ветхозаветным Писаниям. Мы знаем наизусть десять заповедей Синайского законодательства, но понимаем мы их гораздо глубже, чем их понимали иудеи, потому что они освещены и углублены для нас Нагорной проповедью Спасителя. В моисеевом законодательстве имеется много нравственных и обрядовых законов, но среди них есть и такой возвышенный призыв: «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и возлюби искреннего твоего, как самого себя» ( Мф.22:37,39 ; Мк.12:30,31 ; Лк.10:27 ; ср.: Втор.6:5 ; Лев.19:18 ) – только через Евангелие засветились для нас полным своим блеском. Не существует уже ни скинии, ни храма Соломонова: но мы изучаем их устройство потому, что много символов Нового Завета заключено в их установлениях. Чтения из пророков предлагаются в храме не для того, чтобы знать судьбу народов, окружавших Палестину, а потому, что в этих чтениях содержатся пророчества о Христе и событиях Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В отличие от сочинений языческих авторов в ВЗ, несмотря на редкие упоминания того, что болезнью может поразить человека сатана (Иов 2. 7; сходная мысль встречается и в иудейской лит-ре эпохи Второго храма, напр.: 1QapGen 20. 12-29; Юб 10. 7-13; Ios. Flav. Antiq. 8. 2. 5. 44-46), твердо проводится мысль, что над болезнью всецело властен Сам Бог, Который может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.; ср.: Исх 4. 11; 15. 26; Втор 28. 21-22, 35, 58-61; Ис 19. 22; 45. 7; Ам 3. 6; Сир 38. 15). Исцеление также исходит от Бога (Сир 38. 9; Тов 11. 14; Втор 32. 39; Пс 6. 1-3; 37. 1-3; Прем 16. 12). При противлении Богу врачи бесполезны (Иов 13. 4), а исцеление невозможно (Иер 46. 11; 51. 8-9). Корень всех болезней, согласно кн. Бытие, заключается в грехе прародителей (Быт 3. 16-17). В НЗ богословское осмысление болезни содержится в Ин 9. 1-3: «И, проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии». Хотя в др. случаях говорится о влиянии демонов на появление болезни (напр., в Лк 13. 16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет), в Послании ап. Иакова подлинными причинами болезней называются человеческие страсти (Иак 1. 13-14), поэтому описанное в этом Послании исцеление от болезней через Е. неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Проповедь Евангелия и исцеления Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Все чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом во время Его земного служения, связаны с возвещением пришествия Мессии и наступлением Царства Божия. Чудесные исцеления больных были одним из мессианских знаков (ср.: Лк 7. 18-23; Мф 4. 23-24). Они указывали на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Иисус Христос прикосновением восстанавливал принадлежность к народу Божию тех, кто считались ритуально нечистыми, т. е. больных и грешников (даже мертвых, оставаясь неуязвимым для фарисейской критики, поскольку мертвые воскресали). Тесная связь исцелений с верой и проповедью, о к-рой свидетельствуют Евангелия (о вере - Мф 8. 7-8; 17. 14-20; Мк 5. 23, 27-34; 10. 52; проповедь Царства в связи с исцелениями - Мф 4. 23 след.; 9. 35; Лк 6. 18; 7. 9; 9. 2, 11, 42-44 и др.), не имеет аналогов в Древнем мире. Как и проповедь Самого Спасителя, проповедь апостолов о приближении Царства Божия также сопровождалась совершением исцелений (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9).

http://pravenc.ru/text/Елеосвящения.html

Лк.8:29 .  Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Лк.8:30 .  Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. Лк.8:31 .  И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Лк.8:32 .  Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Лк.8:33 .  Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Лк.8:34 .  Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. Лк.8:35 .  И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Лк.8:36 .  Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. Лк.8:37 .  И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Лк.8:38 .  Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: Лк.8:39 .  возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог . Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус. О переправе Христа с учениками на восточный берег Геннисаретского моря и исцелении бесноватого евангелист Лука сообщает согласно с Марком ( Мк.4:35–5:20 ; ср. Мф.8:23–34 ). При этом, впрочем, он делает некоторые изменения в частностях – смягчает, например, в 25-м стихе обращение Господа к апостолам: «где вера ваша?» (Согласно Марку – «что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Мк.4:40 ), и в 28-м стихе заменяет выражение: «заклинаю Тебя Богом» ( Мк.5:7 ), выражением: «умоляю Тебя». Далее он прибавляет, что бесноватый был одержим бесами уже с давнего времени и в одежду не одевался (стих 27), что демоны просили Господа не прогонять их «в бездну», т.е. в преисподнюю (стих 31; ср. Рим.10:7 ; Откр.9:1 и сл.). Бесноватый после своего исцеления проповедует о происшедшем с ним только по своему городу (стих 39; согласно Марку – «в Десятиградии»; Мк.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

22. Потому тебе и было сказано, что ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущалась вода; и первый, кто сходил в купальню после движения воды, исцелялся от недуга, каким бы ни был одержим (см. Ин 5:4). Эта купальня, в которой ежегодно исцелялся только один, была в Иерусалиме. Однако никто не исцелялся прежде, чем сходил ангел. Итак, ангел сходил, а возмущение воды было признаком того, что ангел сошел. Вода возмущалась для неверующих. Им нужен был знак, а у тебя есть вера. Для них сходил ангел, а для тебя сходит Дух Святой; для них возмущалось творение, а для тебя действует Сам Владыка творения — Христос. 23. Тогда выздоравливал один, а теперь исцеляются все, или вернее, только один народ — христиане. Ведь у некоторых есть “ложная вода” (ср. Иер 15:18). Омовение у неверных ни исцеляет, ни очищает, но оскверняет. Иудей омывает кувшины и чаши (ср. Мк 7:4,8), как будто бесчувственные предметы могут иметь вину или принимать благодать. Ты же омывай эту свою живую чашу, чтобы в ней светились твои добрые дела и сияло великолепие твоей благодати. Итак, та купальня тоже была образом, дабы ты веровал, что и в эту купель нисходит Божественная сила. 24. Затем, тот расслабленный ждал человека (см. Ин 5:7). Кого же еще он ожидал, если не Господа Иисуса, рожденного от Девы, с приходом Которого исцеляет уже не тень, но Истина, и не одного, но всех? Итак, Он есть Тот, пришествие Которого ожидалось, о Ком Бог Отец сказал Иоанну Крестителю: над Кем увидишь Духа, сходящего с неба и пребывающего на Нем, Тот есть Крестящий Духом Святым (см. Ин 1:33). Иоанн засвидетельствовал о Нем, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин 1:32). А почему Дух сошел как голубь? Для того, чтобы ты увидел и уразумел, что Он был в виде того голубя, которого праведный Ной выпустил из ковчега (ср. Быт 8:8), чтобы ты увидел прообраз таинства. 25. Но ты, может быть, скажешь: “Поскольку голубь, которого выпустил Ной, был настоящим, а Дух сошел как голубь, то как мы можем утверждать, что в одном случае был образ, а в другом — истина, когда, согласно грекам, Дух сошел, как написано, в виде голубя (см. Лк 3:22)?”. Но что может быть более истинным, чем Божество, пребывающее вечно? Тварь же не может быть истиной, но лишь образом, который изменчив и легко разрушается. В то же время у тех, которые крещаются, простота должна быть не внешняя, но истинная. Ведь и Господь говорит: будьте хитры, как змеи, и просты, как голуби (ср. Мф 10:16). Итак, справедливо то, что Дух сошел как голубь, дабы убедить нас в том, что мы должны иметь простоту голубя. Однако следует принимать и образ истины, как мы читаем и о Христе: и по виду став как человек (Флп 2:7), и о Боге Отце: и вида Его не видели (ср. Ин 5:37).

http://pravmir.ru/oglasitelnyie-poucheni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010