Глубокой сыновней радостью полно сердце мое и благодарностью к Вашему Святейшеству за великое доверие, оказанное мне при назначении наместником Московского Новоспасского ставропигиального монастыря, и за избрание быть Вашим викарием. Считаю эти высокие звания не предметом для возношения, так как на это нет времени и сил, а содействием в решении возложенных на меня Вашим Святейшеством задач. Вы являетесь для меня примером неленостного, жертвенного, стойкого, энергичного служения Матери-Церкви. В чем имею благое намерение подражать и стремиться. О своем недостоинстве к призываемому архиерейскому служению говорить не буду, ибо верю в силу Божию, которая только в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12, 9), и потому не о силе молю Вседержителя, а о благодатной немощи, рождающейся в сокрушенном и смиренном сердце. О любви и смирении молю Бога как о единственном основании вечной жизни, как об источнике ведения, премудрости и рассуждения. С этим предстою перед Вашим Святейшеством и перед вами, богомудрые архипастыри. Помню предупреждение Господне, что  от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37), но верю: молитвами вашими и поддержкой Вседержитель даст мне сил исполнить всё доброе и полезное во славу Его Церкви. Уповаю, Всеблагой Господь простит мне мое неведение и то недостаточное, что есть в моих словах, всех же нас соединит и укрепит во славу Триединого Бога. Аминь.   Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Савве, епископу Воскресенскому, викарию Московской епархии Преосвященный епископ Савва! Благоизволением Господа Иисуса Христа, сущего на небесах (ср.: Ин. 3, 13), и избранием Священного Синода ныне ты в день преподобных Сергия и Германа Валаамских и в их обители тайнодействием Всесвятаго Духа при видимом возложении рук архиерейских сопричислен к собору епископов Русской Православной Церкви. Отныне живет и действует в тебе дар, полученный свыше, который просвещает ум и сердце, укрепляет веру и волю, вдохновляя на предстоящий подвиг.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_savva_m...

Никогда не делайте преждевременных выводов о том, что совершается в семье, а проявите терпение и мудрость, такт, чуткость и понимание другого. Это терпение приносит великие, великие плоды! И бывает, что вот-вот — семья сокрушилась, что вот — семья уже разрушилась… нет! Мудрость и терпение друг друга все могут преодолеть. Потому что нет большей силы, чем любовь взаимная, она не прекращается, любовь не перестает (см. 1 Кор 13:8). Вот верьте в эту любовь, которая вас соединила. Пусть она возгорается в ваших сердцах с каждым днем вашей жизни! Да благословит вас Господь милостью, любовью Своей, дарует вам силы и крепость. Помните, что сила Божия в немощах наших совершается (ср. 2 Кор 12:9), в наших человеческих немощах. Возложите все упование на Господа — и вот это упование принесет великие плоды. Вы почувствуете, что все возможно вам преодолеть в укрепляющем вас Господе Иисусе Христе (ср. Флп 4:13). Вы призвали Его сегодня быть с вами, сегодня благословить ваш брак. И Он пришел — и благословил, и вы почувствовали праздник и радость начала этого пути. Дай Бог, чтобы эта радость, это чувство благодарности Господу всегда сопровождали вас и далее. Храните взаимную человеческую любовь, которая вас соединила, и Господь дарует вам счастье до конца дней вашей жизни. Храни вас Господь. Читайте также: Штрихи к Таинству Венчания Венчание меняет жизнь, но для венчания надо измениться   Многая лета! История на «красная горку» Венчание. Часть 4. Свидетели и тайное венчание. Венчание. Часть 3. Брак и ЗАГС Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться? Венчание. Часть 1. Почему брак – таинство Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 января, 2018 6 декабря, 2017 16 сентября, 2019 12 ноября, 2018 8 июля, 2018 10 июня, 2018 20 апреля, 2018 26 января, 2018 18 января, 2018 13 января, 2018 6 декабря, 2017 16 сентября, 2019 12 ноября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами.

http://pravmir.ru/slovo-na-venchanii/

4. Если говорить об оправдании подробнее, то я нахожу в Священном Писании и в опыте четвероякое оправдание, что не всеми в должной мере различается, отчего нередко происходят недоумения и богословские споры. Первое оправдание совершается вне нас; тем не менее оно является основанием всего (Justificatio fundamentalis extra nos, in foro laesae Majestatis divinae ) – именно когда Христос в состоянии Своего уничижения и страданий, особенно на крестном древе, предстал вместо нас, как наш Ходатай и Поручитель (1 Петр. 3, 18; 1 Тим. 2, 6), пред строгим судом оскорблённого Божия величия, и в силу Своих заслуг, смерти и совершенного удовлетворения правде Божией был прощён и оправдан пред сим судом, замещая всех нас. Об этом оправдании говорит Сам Христос у Пророка: Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? (Ис. 50, 8), также и Исаия: От суда Он был взят (Ис. 53, 8), и Павел: Христос оправдан в Духе (1 Тим. 3, 16; см. ещё Рим. 6, 10, ср. со стихом 7). Адам был не только собою лично; он был неким всеобщим человеком, нашим родоначальником. Когда он пал, пали и все, родившиеся из него. И Христос совершал Своё дело также не для Себя одного ; Он был всеобщий Человек, венец всего, Отрасль (Зах. 6, 11), Начальник предназначенного к спасению человеческого рода. Когда Он был оправдан, то с Ним оправдались и все, принадлежащие Его роду (Деян. 17, 28) и рождённые из Него (Рим. 5, 12; 15). И всё сие столь несомненно и действенно, что все истинные верующие от сердца исповедают и могут засвидетельствовать пред другими, что поскольку Один за всех умер и был оправдан, то и все умерли и оправданы (2 Кор. 5, 15). Бог соделал Того, Кто не ведал ни единого греха, как бы грешником – за нас. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их (2 Кор. 5, 19; Рим. 5, 10), и так послушанием одного сделались праведными многие (Рим. 5, 19; Ис. 53, 11). В силу этого оправдания Христова, вменённого нам, Бог оставляет времена неведения (Деян. 17, 30) и как бы «закрывает глаза» на грехи, соделанные прежде, во время долготерпения Божия (Рим. 3, 25-26); повелевает же людям всем повсюду покаяться, одновременно привлекая их Христовым воскресением к вере и оправданию (Деян. 17, 30-31). Ибо после того, как Сей как истинный Первосвященник вошёл со Своею Кровию во святилище (Евр. 9, 11-12), Божие сердце и Божия святыня отверсты теперь всякому, и самому наибеднейшему человеку. Его рука простёрта, чтобы спасать (Ис. 59, 1). Он просит и взывает чрез Своих посланников вовне и Своим Духом внутри нас: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20). Покайтесь и веруйте, что приблизилось Царство небесное (Мк. 1, 15). Если всё сие происходит с нами, то мы имеем часть в этом первом оправдании и входим во второе.

http://bogoslov.ru/article/5630266

40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Если ныне твоей души коснулся страх или смущение перед величием апостольского делания, то не бойся, но веруй, что сила Божия совершается в немощи (ср.: 2 Кор. 12, 9), чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам (2 Кор. 4, 7). Если же душа исполнена радости о совершившейся над тобой милости Господней, то умерь сие чувство сознанием своей греховности. Внимай себе, чтобы сохранить благодать, полученную в архиерейской хиротонии. Бодрствуй над своим сердцем, дабы не прорастали в нем страсти, следи за чистотой помыслов и дел. Ты получил богословское образование в Московских духовных школах, в этой большой келье Преподобного Сергия Радонежского. По окончании обучения ты принял монашеский постриг и священническую благодать от Преосвященного Симона, митрополита Рязанского и Касимовского, и в последние годы его жизни ты находился при нем, покоя его старость и перенимая духовный опыт. Это свидетельствует о том, что данное тебе от Бога время доныне ты тратил не напрасно, приобретая в духовных школах знания о вере и используя их как основу деятельной жизни по евангельским заповедям. И сейчас в епископском сане не переставай расширять и углублять свои богословские познания, усваивай опыт своих старших собратьев-архипастырей, мудрость апостольского предания, живущего и действующего в Церкви Христовой. Это поможет тебе как в деле личного духовного совершенствования, так и в архиерейских трудах. Не полагайся самонадеянно на свои мудрость и знания, не считай свои ограниченные человеческие способности достаточными для высокого и ответственного архипастырского служения. Как только архиерей начинает возлагать всё упование на самого себя, на свой разум, на свои силы, на свой опыт — там и наступает самое опасное. Ибо как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенялась , — говорит святитель Иоанн Златоуст. Памятуй о том, что  от беспечности и лености этот дар благодати угасает, а от внимания и усердия воспламеняется (Беседа 1я на 2е послание к Тимофею).

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_savva_m...

«Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Наверное, имея в виду именно это Божественное предобручение вечной жизни, когда желаемое преображается в уже осуществляемое, Макарий Великий говорил о «присозидании» человека к святыне Церкви, к ней, как к сокровищу Божию: «Душа… присозидается… к Церкви не потому (не в силу того. — С.Ф.) что сделала, но потому (в силу того. — С.Ф.), что возжелала». Потому, что возлюбила. Бог ждет от нас посильного делания не потому, что нуждается в нем, но потому, что оно обнаруживает нашу волю к Нему, наше устремление к Нему, нашу любовь. Только этой любви, только этого выбора нашей свободы, — выбора, предпочитающего смерть с Ним жизни без Него, ищет от нас Господь Бог наш. И когда Он видит этот наш выбор, Он изливает на нас Свою помощь в благодати, и мы, бессильные сами по себе совершить даже малое доброе дело, начинаем совершать великие подвиги. Он изливает на нас любовь Свою «Духом Святым, данным нам». Бессильным усилиям доброй воли человека дается всесильная помощь Божественной любви, дается сила Божия, «в нашей немощи, — как сказал тот же апостол, — совершающаяся» (ср.: 2 Кор. 12, 9). И совершается она «Духом Святым, данным нам». Апостол явно говорит не о каких–то отдельных пневматиках, но о всех истинных членах Единой, Святой, Апостольской и Соборной Церкви. Обвинения Церкви в ее святом соборном целом, в том, что она не имеет знания и действия Святого Духа, основаны или на полном неведении этой Церкви, или на лжи. Эти обвинения в «недуховности» Церкви, в замене в ней духовности внешним законничеством и обрядностью в древности исходили от разных сект, вроде монтанистов, кафаров и прочих, в XIX–XX веках были повторяемы Мережковским и другими представителями «нового христианства» или «христианства Третьего Завета», а в наше время повторяются теми интеллигентами, которые, выйдя впервые из тупика материалистического убожества и коснувшись хоть и примитивной, но все же некоторой надматериальной формы мышления, вроде толстовства, теософии, буддизма и так далее, уже считают себя вправе с пренебрежением говорить о церковной недуховности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его; и заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир (1 Ин.5,1–4): вера, надежда, кротость, терпение, пост, молитва теплая со слезами. А выше всего этого — ангельская красота, смиренномудрое послушание и любовь, ради которой Сын Божий сошел к нам, а также и незлобие. Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор.14,20). Верую в Сына Божия, верую что обретете жизнь вечную и еще здесь — неоскудеваемую пищу, если сохраните то, что я, смиренный, заповедал и проповедал. Ибо это Истинный Бог и жизнь всем, и если чего попросите у Него, послушает вас (ср.1 Ин.5,20;Ин.17,3;Ин.14,13–14;16,23). Детки мои, внимайте и хранитесь от зла, чтобы никто не остался вне дворца! Если же, братия, кто ленив, как и я, то, обличая свою достойную порицания немощь, и жалкую леность, и тяжесть сна, однако пусть воспрянет, возлюбленные, и представит себе дары, которые Господь обещал даровать любящим Его и трудящимся ради Него. Ибо божественный Апостол говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2,9). Ибо к этой тайне и Ангелы желают приникнуть (ср.1 Пет.1,12). И еще: «Не похожа слава этого мира на славу будущего века» (ср.2 Кор.3,10). Так же и муки мира сего — ничто по сравнению с будущими, ибо, по словам Апостола, и сам сатана дрожит от них (ср.Иак.2,19). Знай, возлюбленный: пострадавшим принадлежит честь и слава, а ленивым и непотребным, после телесного упокоения — вечная мука. Рассмотрев все это и укрепившись о Господе, станьте крепко против лености, отбросив всякую гордость и остаток злобы, в кротости примите слово, могущее спасти ваши души (ср.Иак.1,21). Будьте творцами слова, а не только слушателями, помышляя в себе, что слушающий слово и не творящий заповеданного им похож на человека, рассматривающего свое лицо в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. А проникнувший в совершенный закон свободы и оставшийся в нем будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет (см.Иак.1,22–25). Ибо я написал вам, как надо поступать; возьмите это как бы за некое мерило и за образец. И не только вы, но и оставшиеся после вас в жизни сей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Наказание, утешение, приобретение брата Помимо простого откровения сердца, порой возникают сложные ситуации, когда братья по причине тяжких грехов отлучаются от молитвы и братской трапезы. Главы 23-30 посвящены наказаниям, которые необходимы в жизни общины и которые всегда должны быть направлены на уврачевание зла. Это говорит о том, что суровые наказания не были редкостью. В данном случае преподобный Венедикт требует вмешательства духовных старцев: «Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9-12). Искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой: посылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуреваем помышлениями, и расположили к смиренному несению эпитимии; и утешили его, чтобы не был поглощен чрезмерной печалью таковой, но как говорит тот же Апостол: чтобы оказать ему любовь, и чтобы все молились о нем (2 Кор. 2)». При этом преподобный Венедикт дважды употребляет глагол «утешать». Авва, который вынужден отлучить брата, не должен произносить слова осуждения. При унынии и упадке духа, о которых преподобный Венедикт говорит с большим опасением, духовный старец постарается утешить брата, оказавшегося в беде, как болящего, который нуждается в помощи. Он его будет увещевать победить недуг. О нем же будет молиться вся община. В других главах о старцах говорится кратко. Попечение о послушниках доверяют опытному старцу, который «умеет стяжевать души для Господа, и пусть он внимательно наблюдает за ними». Выражение «стяжевать своего брата» заимствовано из Библии (ср. Мф.18, 15). Старцу, которому доверено попечение о послушниках, надлежит побуждать молодого брата следовать за Христом, а также рассудить о подлинности его стремления к Богу. Духовные офицеры В многочисленных общинах преподобный Венедикт учредил должность «деканов» (десятников), которые разделяют бремя духовного отцовства. Десятники должны обладать теми же достоинствами, что авва и духовные старцы. Настоятель назначает десятников, ориентируясь не на их стаж жизни в монастыре, а на присущие им добродетели. При необходимости духовным старцем не всегда становится монах, старейший по возрасту или времени монашеского пострига.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/2/86...

Эта символика не «одолжена» у Ветхого Завета, а возвращена временным хранителем истинному владельцу. Мы сошлись на том, что война — это способ сохранения народа в качестве уникального субъекта истории, а священная война — это способ сохранения религиозной идентичности. Однако ничто так не угрожает религиозной идентичности человека, как он сам: его греховные наклонности или даже добрые качества, если они занимают неправильное место во внутренней иерархии. Не удивительно, что христианские авторы акцентируют внимание не на внешних врагах, а на тех препятствиях, которые сам человек ставит на пути спасения и соединения с Богом. Спаситель свидетельствует о том, где проходит линия фронта священной войны. Он объявляет наиболее опасными врагами самых близких христианину людей (Мф. 10, 35-36). Но опасны они для воина Христова только в той степени, в какой он сам привязывается к ним, полагая, что подобные привязанности являются как бы неотъемлемой частью внутридушевного устройства (Мф. 10, 39). Поэтому меч, который Господь приносит на землю (Мф. 10, 34; ср. Еф. 6, 17), отсекает не столько одного человека от другого, сколько истинного человека от ложного в пределах одной телесной оболочки. Как говорит автор Послания к Евреям, «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Союзники и противники В той войне, что христианин под началом Господа ведет с самим собой, у него есть союзники в лице как ангелов (Откр. 22, 9), так и людей. Земное воинство Божие — это сообщество тех, кто поставил своей задачей вместе с другими добровольцами победить свою собственную страстную натуру. Христиане, по выражению апостола Павла, «ниспровергают замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяют всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание» (2 Кор. 10, 4-6). Залогом победы в духовной войне является преодоление замкнутости подвижника на собственной душе, ведь замкнутость мешает увидеть неравноценность того, что содержится внутри человека, и отделить существенное от наносного.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/5/74...

Примечания 1 Монастырь, расположенный на частной земле и, как правило, пользующийся почти полной независимостью от епархиального архиерея. — Прим. перев. 2 Эвбея — остров, расположенный на восточном побережье Греции, недалеко от Афин. — Прим, перев. 3 Преп. Иоанн Колов (V век) — знаменитый подвижник Египетского скита, память 9 ноября. — Прим. перев. 4 Кавсокаливия — один из самых древних и известных афонских скитов. Расположен на юго–западной оконечности Афонского полуострова, принадлежит Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. — Прим. перев. 5 Омония — центральная площадь Афин. — Прям, перев. 6 Триодь Цветная, Москва, 1992. С. 240. 7 Пентели — район, расположенный в пригороде Афин. — Прим. перев. 8 2 Кор. 12, 7. 9 Греческая национальная кухня использует больших съедобных улиток, по вкусу напоминающих морские мидии. Часто они называются виноградными улитками. — Прим. перев. 10 Из магнитофонной записи бесед отца Порфирия. 11 Ср.: Ин. 1, 9. 12 1 Ин. 4,19. 13 Каллисия — пригород Афин. — Прим. перев. 14 Храм в центре Афин. — Прим. перев. 15 род, расположенный на юге Греции, недалеко от Коринфа. — Прим. перев. 16 Монастырь близ Афин. — Прим. перев. 17 Согласно греческой богослужебной практике, после окончания Божественной литургии епископ или священник выходит из алтаря и раздает верующим антидор. — Прим, перев. 18 Матала — живописное место с песчаным пляжем и уникальными пещерами на острове Крит недалеко от города Айа Триада. Там с середины 1960–х до середины 1970–х годов проходили ежегодные съезды всех хиппи Европы. — Прим. перев. 19 Мф. 10, 36. 20 Мф. 6,20. 21 Пс. 145, 9. 22 Преподобный Нифонт († 1411), сподвижник и автор первого жития преподобного Максима Кавсокалива. Пещера святого находится близ скита Кавсокаливия. — Прим. перев. 23 Преподобный Нил Мироточивый (+ 1651). Келья и пещера святого Нила расположены на тропе между Великой Лаврой и скитом Кавсокаливия. — Прим. перев. 24 2 Кор. 11,29. 25 Свт. Иоанн Златоуст. Слово о совершенной благодати. PG 56, 281.33.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010