Рассуждение сорок третье. О скупости Приидите ныне, богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на вы. Богатство ваше изгни, и ризы вашя молие поядоша ( Иак.5:1–2 ). § I Скупость есть неумеренное имения и богатства желание, которое понуждает людей к стяжанию оного, предав забвению оные Павловы слова: хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающыя, яже погружают человеки во всегубителство и погибель ( 1Тим.6:9 ). § II Причина действующая отдалённая скупости есть диавол, который ослепляет разумы ( 2Кор.4:4 ) сребролюбцев и в различные искушения ввергает. Сим-то недугом сребролюбия заразил диавол сердце Иуды и Анании. Пишется о Иуде: и вечери бывшей, диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да его (Иисуса) предаст ( Ин.13:2 ). О Анании же пишется в Деяниях, так: рече же Петр: Анание, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу святому и утаити от цены села? ( Деян.5:3 ). § III Причина ближайшая сребролюбия есть сердце человеческое, от любви Божией и надежды отдаляющееся, будучи наполнено любовью к скорогибнущим вещам. Ибо, для того люди желают богатства: чтобы им жить великолепно и, чтобы показать себя пред другими в надлежащей осанке. § IV Что делают скупые? и I. В рассуждении Бога. 1) Скупые Бога не почитают. Сирах говорит к человеку: приношения Господеви достойно приноси ( Сир.14:11 ); но скупой приношений достойных Господеви не приносит, понеже служит мамоне ( Мф.6:24 ), и понеже сердце его нечисто пред Богом для того, что он есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). 2) Скупые не любят Бога; ибо любят мир и мирские богатства; а кто любит мир, несть любве Отчи в нем ( 1Ин. 2:15 ), – говорит Иоанн. Как огнь и вода вместе быть не могут, так огнь любви Божией, горящий в сердце человеческом, не может вместе пребывать с водою временных добр. Но, напротив того, – воспламеняет нас сей Божественный огнь с Павлом повторять оные слова: вышних ищите, идеже есть Христос о десную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол.3:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

преподобный Максим Исповедник ТРЕТЬЯ СОТНИЦА О ЛЮБВИ 1. Разумное употребление помышлений и вещей доставляет целомудрие, любовь и ведение; а неразумное – невоздержание, ненависть и неведение. 2. «Уготовал еси предо мной трапезу», и проч. «Трапеза» здесь означает деятельную добродетель: ибо она Иисусом Христом уготована противо стужающих нам; «Елей» умащающий ум означает созерцание тварей; «чаша» Божия – познание Бога, «милость» Его «есть» Его Слово и Бог: ибо Он вочеловечением Своим женет вслед нас вся дни, доколе не постигнет всех спасаемых, как Павла. «Дом» означает царствие, в которое вселятся все святые; долгота же дней – жизнь вечную ( Пс. 21, 5. 6 ). 3. Грехи случаются с нами от неправого употребления душевных сил, то есть силы вожделевательной, раздражительной и мыслительной. Неправое употребление силы мыслящей – невежество и безрассудность силы раздражительной и вожделевательной – ненависть и невоздержность. Доброе же употребление их есть ведение, благоразумие, любовь и целомудрие. А когда так, то ничто из созданного и получившего бытие от Бога – не зло. 4. Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие: а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления, которое случается от нерадения ума о возделании естества (душевных сил, и их добром направлении). 5. Зло в демонах вот что есть, говорит блаженный Дионисий, раздражительность безрассудная, вожделевательность безумная, фантазия опрометчивая. Но безрассудность, безумие и опрометчивость в разумных существах суть лишения рассудка, ума и осмотрительности; лишение же бывает после имения, или обладания чем. Следственно было время, когда был в них и рассудок, и ум, и благоговейная осмотрительность. А если так; то и демоны не по естеству злы; но от злоупотребления сил естественных сделались они злыми. 6. Иные страсти порождают невоздержание, иные – ненависть, а иные – и невоздержание и ненависть. 7. Многоедение и сластоедение бывают причиной нецеломудрия; сребролюбие и тщеславие – ненависти к ближнему; мать их самолюбие есть причина обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» 1. После какой страсти в перечне греховных страстей, представленном прп. Иоанном Кассианом Римлянином, Евагрием Понтийским, прп. Ефремом Сирином, свт. Игнатием (Брянчаниновым), идёт страсть гордости? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин помещает гордость на восьмое место, после тщеславия. Страсть эта, хотя в порядке изображения борения со страстями полагается последнею, но по началу и времени есть первая, пишет святой. Ответить 2. Когда впервые, в разумно-свободных существах, проявилась гордость? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Гордость – грех сатаны. Гордость была проявлена им еще до сотворения людей. Возгордившись, он выступил против Бога и увлек за собой множество ангелов. Ответить 3. Откуда, по слову Христову, исходит гордость? Правильный ответ: Верно! Комментарий: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» ( Мк.7:21-23 ). Ответить 4. Некоторые святые полагают, что страсть гордости тесно связана с другой страстью. Какая это страсть? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Некоторые святые, в частности, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин , полагают, что страсти гордости и тщеславие тесно связанны между собой, так что «усиление одной дает начало другой» (и, чтобы победить гордость, нужно прежде подавить тщеславие). Ответить 5. Кто сказал: «В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды...»? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Апостол Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим.3:1-7 ).

http://azbyka.ru/test/strast-gordosti

Разделы портала «Азбука веры» 1. Выберите определения слова «гнев». 1 2 3 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Гнев – 1) гнев Божий – Божественное действие; образно выражаемая реакция Бога на грех; 2) сильная степень возбуждения естественной для человека раздражительной силы души; 3) греховная страсть (гнев входит в состав 8ми наиболее пагубных страстей). Ответить 2. Какое место в перечне особых греховных страстей, представленных прп. Иоанном Кассианом Римлянином, занимает «гнев»? 1 2 3 4 5 6 7 8 Правильный ответ: Верно! Комментарий: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин помещает гнев на четвертое место, после чревоугодия, блуда и сребролюбия. Ответить 3. Раздражение и гнев кажутся почти одним и тем же, пишет прп. Исидор Пелусиот, но имеют различия. Какие? Гнев Раздражение быстрое движение страсти долговременное пребывание в страсти Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем. Правильный ответ: null Верно! Комментарий: Гнев, согласно прп. Исидору, указывает на быстрое движение страсти, похищающее и способность мыслить, а раздражение - на долговременное пребывание в страсти. Ответить 4. Какое из приведённых утверждений верно? 1 2 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Христианин не должен иметь враждебный гнев, проявляющийся не только в действии, но и в помышлении: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» ( Лев.19:17 ). Ответить 5. Как, согласно толкованию прп. Иоанна Кассиана Римлянина, следует понимать слова «Гневаясь, не согрешайте» ( Еф.4:26 )? Правильный ответ: Верно! Комментарий: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин : «Таким образом нам разрешается гневаться, но спасительно, т.е. на себя самих, и на привходящие худые помыслы, – гневаться» на них, и «не согрешать», т.е. не приводит их в дело на пагубу себе. Этот же самый смысл яснее выражает и следующий стишок: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» ( Пс.4:5 ), т.е. что помышляете вы в сердцах своих, по причине вторжения внезапных удобосмутительных внушений, то после того, как мирным рассуждением успеете утишить всякий шум и бурность гнева, и как бы на покойное возлечь ложе, исправляйте и заглаждайте спасительным сокрушением. И блаженный Павел, воспользовавшись указанием этого стишка, после того как сказал: «гневайтеся и не согрешайте», прибавил: «солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите место дьяволу» ( Еф.4:26-27 )».

http://azbyka.ru/test/strast-gneva

иеромонах Николай (Павлык) Содержание Введение Глава I. Грех по учению святителя Тихона 1. Общее учение о грехе 2. Гордость 3. Зависть, гнев, злоба 4. Праздность, уныние, леность, отчаяние 5. Славолюбие и честолюбие 6. Роскошь, объядение и пьянство 7. Ложь, лесть, осуждение, клевета 8. Сребролюбие, лихоимство, хищение Глава II. Обращение от греха к добродетели 1. Действие благодати Божией 2. Слово Божие 3. Совесть 4. Покаяние Глава III. Христианская добродетель по учению святителя Тихона 1. Страх Божий 2. Вера 3. Любовь к Богу 4. Любовь к ближнему 5. Надежда 6. Дела милосердия 7. Смирение 8.Терпение 9. Чистота и целомудрие Глава IV. «О должности христианской к ближнему» Глава V. Благодатные средства совершенствования в христианской нравственности. 2. Пост и воздержание 3. Таинства Церкви 4. Душеполезное чтение Глава VI. Побуждение к христианскому подвигу и утешение в нем Заключение Библиография     Введение Настоящая работа имеет своей целью раскрытие и исследование особенностей учения о христианской нравственности одного из светильников Русской Православной Церкви – святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Необходимость изучения творений святых отцов Церкви для православного христианина очевидна. Творения святителя Тихона имеют большое значение не только для Русской, но и всей Православной Церкви, являясь частью ее Священного Предания. Помимо этого объективного фактора, существует еще ряд обстоятельств, делающих личность и духовное наследие святителя особенно близкими православным христианам конца ХХ века, а изучение его творений – особенно значимым. 1 . Творения святителя Тихона имеют преимущественно нравоучительный характер и практическую направленность. В новое время, когда возникающие ереси являются главным образом лишь повторением или видоизменением заблуждений уже известных и опровергнутых Церковью, особую актуальность приобретают вопросы христианской нравственности, насущным становится указание «пути ко спасению» и водительство на этом пути посредством проповеди и нравственно-аскетических творений. Именно в этом видел свою задачу как архипастырь и как церковный писатель святитель Тихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

9. Какие грехи могут способствовать развитию страсти сребролюбия? 1 2 3 4 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Святитель Григорий Палама пишет: «Страсти, порождаемые сребролюбием, делают трудно победимым неверие в Божественное Промышление. Неверующий в это Промышление опирается на богатство своею надеждой…» Святитель Феофан Затворник предостерегает: «Не богатство - беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и бывает богат. Кто на единого Бога уповает и прилепляется к Нему всем сердцем, тот богат Богом. Кто на что другое уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот этим другим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царство Божие». Ответить 10. Что такое любостяжание? 1 2 3 4 5 6 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Любостяжание — алчность к приобретению материальных благ; чрезмерное попечение о богатстве; забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними. Нередко рассматривается как разновидность страсти сребролюбия. Ответить 11. «Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное», - пишет преподобный Иоанн Лествичник. Кто из евангелистов сообщает о приношении бедной вдовы, пожертвовавшей в сокровищницу Иерусалимского храма всё, что она имела? 1 2 3 4 Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Апостол Марк: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» ( Мк.12:41-44 ).

http://azbyka.ru/test/strast-srebroljubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич (1733 - 1.05.1788, Москва), философ и публицист. Род. в семье подьячего Троице-Сергиева мон-ря. Учебу начал в Троицкой ДС, дошел до класса риторики и в 1755 г. по ходатайству лаврского начальства в числе 6 лучших учеников был переведен в новооткрытый Московский ун-т. Философию изучал у И. Г. Фроманна, математику у И. И. Роста, получая ежегодно за успехи в этих науках золотые медали. Математику начал преподавать в низшем классе гимназии в 1760 г., еще будучи студентом. В это же время в университетском ж. «Полезное увеселение» был напечатан его перевод с лат. сочинений: «Речь, которую говорил один разумный человек из Гараминтов к Александру Великому» (1760. Ч. 4. Сент. 11); «Сребролюбивый человек и Бог, и весь свет ненавидит» (Ч. 4. Июль. 4), а также собственное, написанное в традициях правосл. благочестия «Рассуждение о бессмертии души человеческой» (Там же). В 1762 г. А. получил звание магистра и произнес речь «О мудром изречении греческого философа: рассматривая всякое дело с рассуждением...». С 23 мая 1762 г. начался его двадцатилетний период работы на поприще математических наук. А. были прочитаны курсы и составлены учебники почти по всем разделам математики, переведены с лат. языка и изданы (1765) математические труды И. Ф. Вейдлера. 30 мая 1765 г. А. получил кафедру философии и логики. Его философский курс, читавшийся на лат. языке, был построен на учебниках вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. Х. Баумейстера, к-рые пользовались популярностью в университетской и духовно-академической среде и были изданы на рус. языке. «Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией...» (1767) положило начало философскому курсу на рус. языке. Соискание профессорского достоинства требовало доказать «свою к тому способность ученым сочинением», и А. в 1769 г. предоставил на рассмотрение университетской конференции диссертацию на рус. и лат. языках «Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания, которое по приказанию его превосходительства Василия Евдокимовича Адодурова, императорского Московского университета господина куратора, и по представлению его высокородия Михаило Матвеевича Хераськова, оного же университета господина директора, с согласия при том всех господ профессоров, производимый публичным ординарным профессором, в публичном собрании, на рассмотрение предлагает философии и свободных наук магистр Дмитрий Аничков 1769 года августа...

http://pravenc.ru/text/115530.html

Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Пятница, 9 февраля 2024 г. (27 января ст.ст.) Седмица 36-я по Пятидесятнице Глас 2, Пост. Разрешается рыба Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.4:17-25 Ев.- Мк.12:1-12 свт.: Утр.: Ин.10:1-9 Лит.: Ап.- Евр.7:26-8:2 Ев.- Ин.10:9-16 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. святителю Иоанну Златоусту Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8 Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать,/вселенную просвети:/не сребролюбия мирови сокровища сниска,/высоту нам смиренномудрия показа./Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,//моли Слова Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Иоанну Златоусту на перенесение мощей, глас 1 Возвеселися таинственно честная Церковь/возвращением честных твоих мощей,/и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/поющим тя неоскудно подавает/молитвами твоими исцелений благодать,//Иоанне Златоусте. Молитва святителю Иоанну Златоусту О, святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Дуччо ди Буонинсенья. Призвание апостолов Петра и Андрея (1308-1311) ЖМП 1 январь 2024 /  30 января 2024 г. 13:00 Призываемый Богом (Евр. 5, 4) Что такое призвание к священству? Как мимолетную увлеченность церковной жизнью не принять за истинное призвание? Может ли сам человек понять, что Господь призывает его в священство, и на что ориентироваться священноначалию, когда встает вопрос о рекомендации молодого человека в клирики? PDF-bepcuя. Кандидаты в священство, как и их духовные наставники, вновь и вновь оказываются перед сложной задачей: понять, обладают ли они качествами, необходимыми, чтобы предстоять перед престолом. Казалось бы, об этом вполне четко говорит апостол Павел: священнослужитель должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью (1 Тим. 3, 2–4). С одной стороны, не все эти качества поддаются немедленной проверке, тем более когда кандидат еще молод. А с другой — даже при их наличии остается еще что-то, без чего священника быть не может; это и называют призванием. «Начиная с евангельской эпохи и заканчивая самыми последними днями, священники избирались и всегда будут избираться одним-единственным образом — их призывает Господь, и никто другой, — отмечает проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), куратор подготовки студентов пастырского направления, член епархиальной комиссии по приему абитуриентов в московские духовные школы протоиерей Николай Емельянов. — Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16) — эти слова актуальны на все времена». Как понять готовность человека к священству? Разобраться в вопросе о том, что такое призвание, совсем не просто. В католическом мире понятие «призвание к священству» часто рассматривают в двух планах — как призвание внутреннее и внешнее (vocatio interna и vocatio externa соответственно), пишет клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, и. о. заведующего кафедрой пастырского и нравственного богословия ПСТБИ, кандидат богословия иерей Алексий Черный. Внутреннее призвание — это субъективная склонность, желание человека стать священником; внешнее — обстоятельства, влияющие на его выбор. Пастырское призвание формируется на пересечении этих двух аспектов.

http://e-vestnik.ru/analytics/prizyvaemy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАВИСТЬ [евр.  ; греч. φθνος; лат. invidia, livor (в переносном смысле)], желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или в большей степени; огорчение по поводу успеха и благополучия др. людей. Источником З. может явиться себялюбие и его порождения - гордость , тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Плоды З.- соперничество, гнев , зложелательство, вражда, ненависть, ссоры, ложь, клевета и мн. другое ( Шиманский. С. 304). Свт. Тихон Задонский полагал, что источником и началом З. является гордость: «...гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его... Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят» ( Тихон Задонский, свт. Т. 2. С. 174). Из З. денница, «быв до того великим и славным и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы... захотел стать богом, восстав против божественной славы» ( Macar. Aeg. I 2. 4). Т. о. в начале греха стояла З. Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник», ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека ( Ioan. Cassian. Collat. 18. 17). Из З. сатана ввел в грех прародителей человечества. «...Завистью диавола вошла в мир смерть...» (Прем 2. 24). З.- худший вид человеконенавистничества. Она жестока: завистливый жаждет похитить чужое счастье, чужую честь, славу, он радуется тогда, когда другой печалится. Свящ. Писание ставит З. наравне с убийством: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин 3. 15; см. также: Рим 1. 29; Гал 5. 20). Именно из З. Каин убил брата Авеля (см.: Быт 4. 3 слл.). Каин «видел честь от Бога и воспламенился ревностью, истребил отличенного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборству, впал в братоубийство»,- говорит свт.

http://pravenc.ru/text/182433.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010