7) Призирать на землю: Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога ( Пс.13:2 ). Яко приниче с высоты святыя своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных ( Пс.101:20–21 ). Яко очи мои на всех путех их: несокровенны суть от лица моего, и не утаена суть беззакония их от очию моею ( Иер.16:17 ). 8) Наконец управления Божия действие есть требовать от нас отчёта во делах наших, и худые наказывать. Кто весел сидит в гостинице, хотя и не помышляет об иждивении; однако хозяин гостиницы тщательно замечает, и его не отпускает прежде, нежели иждивенное уплатит: так и мы, хотя ещё тратим время наше на весёлости, на роскоши, игры, и проч.; но не должны думать будто Бог забыл нас. Нет, Он на всё смотрит, и всё тщательно примечает, и в своё время отчёта потребует. И воздам, – говорит Бог чрез Иеремию, – первее сугубая беззакония и грехи их, имиже оскверниша землю мою ( Иер.16:18 ). § III Есть Бог, – есть и промысл Его Божественный, хотя многие и то и другое отрицают. О безбожниках рассуждать здесь нет нужды, ибо их в самой вещи нет; а отвергающие промысл Божий заслуживают здесь внимание. Эпикур и его последователи вовсе промысл Божий отрицали, но всё случаю и необходимому некоему року приписывали. Стоики отнимали у промысла свободу. Перипатетики всё фортуне или счастью подвергали. Сусптики не только о промысле Божием, но и о своём бытии сомневались. Но все сии и им подобные в учении сем весьма погрешили. § IV Ты, Христианине, имеешь многие доводы, которые доказывают, что Бог искони о творении своём промышляет. 1) Священное Писание преисполнено такими доводами, кои промысл Божий не опровергают, но утверждают. Чтоб представить все сии доказательства, надобно употребить много времени, надобно много предпринять труда. Кто верит Священному Писанию , кто оное Духу Святому приписывает – того и одно свидетельство о сем удостоверить может. Вот сам Сын Божий говорит: Отец мой доселе делает, и аз делаю ( Ин.5:17 ). Делать, не что иное здесь значит, как промышлять. Но ты скажешь, что Бог давно уже перестал делать, следственно и промышлять. И благослови Бог день седмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих, яже начат Бог творити ( Быт.2:3 ). Но здесь почи Бог не от промысла, без которого бы вся машина мира разрушилась [сравни ( Пс.93 )]; но престал от творения новых видов, поскольку сотворённые им вещи получили уже силу производить вещи другие – себе подобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Meg. 1, 9. Iebamoth 1, 6). Иногда эта разность правописания не вредила тексту, но были случаи, что она приводила с серьезным разноречиям. Например во Втор.25 на основании вставки или опущения буквы ге в слове гахуца () выводилось заключение об уместности или неуместности ужичества (самаряне не находя в своем тексте буквы he в указанном слове, отвергали закон ужичества; напротив иудеи принимали ту и другое). 2) Второй из указанных примеров представляет форма местоимения 3-го лица женского рода, которое в свитках Пятикнижия писалось то ги, то сходно с муж. гу, притом в одних списках чаще встречалась последняя форма в других реже. По всей вероятности, в первом периоде еврейского языка была только одна форма гу для обоих родов местоимения третьего лица, в каком виде оно и употреблялось везде в Пятикнижии. Между тем позднейшие переписчики исправляли этот архаизм по словоупотреблению своего времени, отличая особенное произношение мужеского и женского рода, – причем в одних списках архаизм однородного произношения мужеского и женского рода успел сохраниться в большем числе примеров, чем в других списках. – Нужно заметить при этом, что, кроме Пятикнижия, указанный архаизм должен был встречаться и в других книгах, но так как последние менее Пятикнижия были ограждены от произвола переписчиков, то в них древняя форма местоимения совершенно сгладилась, за исключением нескольких примеров ( Иов.31 и др.); чаще указанный архаизм встречается в вавилонском тексте священных книг напр. Иер.8:1, 24:13, 28:1, 17, 31:1, 45:4 ; Иезек.1:13, 21:19, Ос.2:4 ; Иоил.4:1 ; Ам.5:13 ; Соф.1:12, 3:19 ; Агг.2:6 ; Зах.3:9, 5:6 . Сравни эти места по Codex babylonicus petropolitanus propbetharum. Strack. Разумеется в указанном местоимении нужно видеть только образец встречавшегося в списках смещения родов при употреблении различных других слов. Так напр. слова Sade поле и Ger светильник, принадлежавшие в древнем еврейском языке к мужескому роду, по позднейшему словоупотреблению перешли в женский род, что и было причиною особенных этимологических корректур тех мест, в которых указанные слова встречаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

„Дом кедровый“, в котором хранилось оружие, напоминает дом, выстроенный Давидом ( 2Цар. 7:2 ), что заставляет нас думать, что старый царский дворец Давида был обращен в дом для склада оружия, так как Соломон выстроил новый обширный дворец ( 3Цар. 7:1–12 ). Указание на „проломы в стене“ (ст. 9, см. ст. 5) и заделку их может относиться и к проломам издавна сделанным 902 и не починенным при царях до Езекии, и к проломам начавшейся уже осады, которая действительно имела место лишь при Навуходоносоре 903 . В стихе 11 настоящего пророчества Исаия упрекает Иудеев и в особенности жителей Иерусалима в том, что, принимая меры к защите города, они не помнят Бога, Который посылает бедствие и „издавна определил это“. Этот стих конечно не может быть применен к Езекии, которого Господь спас за благочестие. Но определения Божии непреложны. Воля Божия свершилась позже, но опять-таки потому, что следующее поколение не послушало гласа пророка Божия. (Сравни ). 12 . И Господь, Господь Саваоф, призывает вас в этот день плакать и сетовать, и остричь волоса и препоясаться вретищем. 13 . Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: „будем есть и пить, ибо завтра умрем!“ 14 . И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете, сказал Господь, Господь Саваоф. Все эти три стиха никак не могут быть отнесены ко времени Езекии, когда после благоговейно совершенной пасхи, Иерусалим встречал ожидаемое нашествие Сеннахерима в смирении и покаянии. Кроме того, 14 стих указывает на то, что будущее неверующее поколение, к которому обращено пророчество, не увидит возврата из плена, ибо слова: „не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете“, обращены к Израилю вообще с намеком на то, что прощение будет даровано, но не прежде, пока наказуемое поколение не вымрет 904 . И исторические сближения заставляют относить это пророчество к событиям, совершившимся во времена Седекии, когда он отложился от Навуходоносора. Мы читаем у пророка Иеремии, что был момент, когда Иерусалим мог считать себя спасенным 905 ; хотя пророк предупреждал Иерусалим, чтобы жители его не радовались, ибо: „так говорит Господь: Халдеи снова придут“ 906 . Читаемое нами пророчество Исаии относится вероятно к этому времени, когда жители Иерусалима думали, что опасность совершенно миновалась. Но быть может многие из неверующих Иудеев во время самого бедствия осады старались забыться среди постыдных оргий: „ибо завтра умрем“. Это неверие и кощунство было открыто в видении пророку Исаии, и он произнес именем Бога приговор, что поколение, виновное в неверии, не увидит прощения. В письме своем к переселенцам в Иерусалим (глава XXIX Иер.) Иеремия пророк требует, чтобы они с покорностью сердца „строили дома (в Вавилоне) и жили и разводили сады“,-но указывает, что Господь „посетит их и возвратит их“ в землю их: „когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет“ (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Многие ученые считают, что это излучение можно объяснить без связи с этой гипотезой. Впрочем, само по себе это излучение не говорит ничего ни о своих истоках, ни о времени своего появления. Оно вполне может быть следами того света, которому повелел воссиять Бог в первый день творения, и который позднее был помещен в светила. Само же расширение Вселенной, обнаруженное Э. Хабблом, не противоречит Писанию. «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер» ( Пс. 103, 2 ) «Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» ( Ис.40, 22 ) «Я – Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал залог Я» ( Ис. 45, 12 ) «Господь, распростерший небо» ( Зах. 12, 1 ) «Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем» ( Иов. 26, 7 ) «Он... утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» ( Иер. 51, 15 ) Сравни: Иер. 10, 12 ; Ис.42, 5; 44, 24; 51, 13 . Однако это не означает признание Библией гипотезы Большого взрыва, а скорее наоборот – ее отрицание. Бог действительно растянул пространство и ныне продолжает это делать ( Пс. 103, 2 ), но уже не так, как во время Шестоднева. По словам святого Григория Богослова , «Он распростер [небо] касательно бытия Его одежды, а по промышлению, распростирает его всегда». Существует ряд серьезных возражений против гипотезы Большого взрыва: 1 . Первовзрыв должен был привести всю массу/энергию Вселенной в движение по радиусу от его центра, а по принципу сохранения углового момента в ней не было бы возможно никакое спиральное движение, что противоречит наблюдениям спиральных галактик и различным орбитам звезд и посему лишает эту гипотезу какой-либо вероятности. 2 . Вселенная не однородна по своей крупномасштабной структуре, как это было бы после Большого взрыва, а существуют гигантские сгустки материи в одних местах, и пустоты в других. Известно около 4000 скоплений галактик, которые входят в свою очередь в 10 сверхскоплений, образующих огромную цепочку. Обнаружена также гигантская «дыра в космосе», о которой говорил святой Иов (26, 7) в созвездии Волопаса (близком к северному полюсу мира), размером около 300 миллионов световых лет. Так что говорить о Большом взрыве просто некорректно, учитывая появившуюся недавно гипотезу ячеистого устройства Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Хронологическая дата возраста Ахаза: 20 лет при воцарении и 16 лет царствования, след., смерть в возрасте 36 лет (ст. 2), представляет то затруднение, что сын Ахаза Езекия вступил на царство 25 лет от роду ( 4Цар.18:2 ), след. родился у Ахаза, когда ему было 10–11 лет. Эту несообразность можно устранить, приняв чтение некоторых греческих кодексов, а также сирского и арабского переводов, по которым Ахаз начал царствавать 25-ти (а не 20) лет. Подражание Ахаза царям израильским (ст. 3) или Иеровоаму, сыну Наватову царю израильскому (греческие кодексы у Гильмеса: 11, 44, 52, 55, 56, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 134, 144, 158, 236, 242, 243, 244, 245, 246; ср. славянский перевод ), состояло не во введении в Иудее культа тельцов, о чем ничего неизвестно и что представляется совершенно невероятным ввиду враждебных отношений того времени ( 4Цар.15:37 и д. ) между двумя еврейскими, а в одинаковом с теми царями нарушении основного теократического закона безусловной верности Иегове и в увлечении, подобно, напр., царям династии Ахава ( 3Цар.16:32 ; 4Цар.3:2,10:26 ), чистым язычеством, как культом Ваала ( 2Пар.28:2 ), и Молоха (ст. 3, 2Пар.28:3 ). Хотя о последнем прямо не упоминает данное место четвертая книга Царств, но параллельное место ( 2Пар.28:3 ) определенно говорит о сожжении Ахазом сына своего, конечно, в честь Молоха (ср. 4Цар.23:10 ; Лев.18:21 ; Иер.32:35 и другие; ср. Иосиф Флавий «Иудейские Древности» 9:12, 1), а не о простом очищении огнем (ср. Чис.31:23 ) – обычае весьма распространенном в древности в Передней Азии, Индии, Африке и Америке, а также у греков (блаж. Феодорит, вопр. 47), и в России, напр., в ночь на Ивана Купалу: видеть здесь этот символический акт или просто суеверный обычай (как делают блаж. Феодорит, Гроций, Спенсер, проф. Гуляев и др.) не позволяют общий смысл места (характеристика нечестия Ахаза) и упомянутые библейские параллели (смотри Толковую Библию , т. I, с. 207–209; сравни М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев», с. 257 и д. ). Свойственный семитам обычай приносить человеческие жертвы богам, особенно детей, в наиболее критические моменты (ср. 4Цар.3:27 ), мог и у евреев особенно поддерживаться под влиянием тяжких обстоятельств времени, когда обычные средства служения и благоугождения Богу казались недостаточными для умилостивления Бога ( Мих.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сравн. П. Шервуд, цит. соч., стр.47 и далее. 153 Там же. 154 Максим основал все это на идее, что воля включает движение. С помощью Аристотеля он определяет движение как " естественную силу, имеющую тенденцию стремиться к своему собственному концу " ; он, однако, квалифицирует это с идеями воли и любви, которые изымают движение из его аристотелева основания. Смотри особенно " О тшесл. " , I и 23. Сравни выше, отличительность идеи " экстасис " (раздел II, параграф 4). 155 Смотри особенно " Вопросы к Фэд " 60. Здесь Максим в основном раскрывает тему Иринея о детстве Адама, на основе, которой он развивает богословие истории. Сравните это с концепцией человека Августина, а именно, что человек был сотворен совершенным. 156 Сравни И. Х. Далмес, " Теория логи в творениях Максима Исповедника " в " Обзоре философских и богословских наук " , 1952, стр.244–249. 157 Смотри напр., " О тщес. " , 23. 158 " О тщесл. " " Фелимата и проорисми " являются синонимами в мышлении Максима. Смотри, например, " Вопр. к Фал. " 60. 159 Рассмотрение этих текстов можно найти у Г. Флоровского в " Богочеловек? Мотив воплощения у св. Максима Исповедника " в " Евхаристион " (Мелангес Х. Аливисатос, 1958), стр.76 и далее. 160 Идея истории как " Священной истории " разработанная О. Кульманом, фактически возвращает нас к Аристотелю, как это показано Дж. Маккинтайером в " Христианская доктрина истории " ., 1957, стр.42 и далее. 161 Максим, " III. в церк. иер. " 3, 3.2. 162 Смотри у И. Мейендорфа " Христос в восточном христианском мышлении " , 1969, стр.132–148. 163 Об источниках смотри у И. Мейендорфа там же. 164 Афанасий " Против ариан " , 1.20–21. 165 Сравни Л. Макквари " Принципы христианского богословия " , 1966, стр.238 и далее. 166 Картезианская философия дает хороший пример этого. Когда Кант определяет " adaequatio " как " согласие с законами интеллекта " ( " Критика чистого разума " , В, 350), он вводит трансцендентальный аспект истины. Однако, это не спасает концепцию истины от того, что характеризуется здесь как падшее состояние существования, так как согласно Канту именно интегрированное единство человеческого опыта определяет в конечном итоге то, что есть истина (та же, В, 197). 167

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

В противоположность уверениям этих ложных пророков, Иеремия с самого своего выступления на служение предвозвещал совершенное разрушение Иудейского государства, подобно тому как было разрушено Израильское. Народ должен быть переселен в плен ( Иер. 3:18 ; Иер. 5:19 ; Иер. 9 %15 и сл.; Иер. 12:14 и сл.; Иер. 13:1 и сл. 19; Иер. 15:2 ; Иер.17:3 и сл.; Иер.20:4 и сл.; Иер. 21:7 ; Иер.22:26 и сл. и др. места). По указанию XXV-й гл. ст. 11-го вавилонский плен должен продолжаться 70 лет (ср. Иер. 29:10 ). После этого, сам Вавилон будет разрушен (гл. Иер. 50 и Иер. 51 ) и народ Божий вернется в свою страну. Хотя уже и в начале своего служения Иеремия по временам высказывал эти радостные обетования ( Иер. 3:14 и сл.; Иер. 12:14 и сл.; Иер. 16:14 и сл.), но особенно живо он стал рисовать картины обновления жизни иудейского народа тогда, когда Иерусалим был уже осажден врагами и потом, после взятия города ( Иер. 23:1 и сл.; Иер. 24:6 и сл.; Иер. 47:27 и сл.; и особенно Иер.30–33 ). Иеремия в своих созерцаниях является пророком, который глубоко проникает в сущность истинной теократии. По его убеждению, не внешнее обрезание дает человеку право на благоволение Божие, а обрезание сердца ( Иер. 4:4 ; Иер. 6:10 ; Иер. 9:26 ). Храм Иерусалимский не представляет сам по себе ручательства за целость Иерусалима, – напротив, этот храм, оскверненный грехами иудеев, навлекает сам на себя гнев Божий ( Иер. 7:21 и сл.; Иер. 9:15 ; Иер. 17:3 ; Иер. 26:6, 9, 12 ; Иер. 27:16 ). Суетна надежда и на внешнее богослужение – Иегова не благоволит к этим несоответствующим внутреннему настроению молящихся церемониям ( Иер. 6:20 ; Иер.7и сл.; Иер. 11:15 ; Иер. 14:12 ). Таким образом, Иеремия выставляет настоятельную нужду в установлении более внутреннего, более искреннего общения между Богом и народом. Тогда не будет нужды и в ковчеге завета, этом внешнем медиуме и символе духовного присутствия Божия ( Иер. 3:16 ); тогда закон Божий не будет чем-то только внешним, написанным на каменных скрижалях, – нет, он будет начертан в сердце человека ( Иер. 31:31 и сл.). Таким образом Господь не уничтожит некогда заключенный им с Израилем и Давидом завет, но придаст ему более величественный вид ( Иер. 33:20–26 ). Этот новый завет, к которому Иеремия стремился всею душою своею, он имел мужество поставить выше Ветхого, хотя нужно сказать, что мессианское время у него очерчено только общими чертами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

сначала пророк занят судьбою одного Ефрема, Иер. 31:1–22 , далее – судьбою одного Иуды, Иер. 31:23–26 , и оба они вместе составляют предмет последних стихов главы. Далее в 30 и 31 гл. есть много таких слов, который, кроме этих глав, встречаются лишь в 3–6 гл. Так выражение (сделать конец, до конца погубить) встречается только в Иер. 30:11, 4:27, 5:10, 18 ; (украшайся) только в Иер. 31:4 и Иер. 4:30 ; (слезы и утешение) только в Иер. 31:9 и Иер. 3:21 ; (отец) называется Иегова по отношению к Израилю только в Иер. 31:9 и Иер. 3:19 ; (сердце) только в Иер. 31:20 и Иер. 4:19 ; в значении быть сладким только в Иер. 31:26 и Иер. 6:20 ; (увеличились, усилились) о грехах только в Иер. 30:14, 15 и Иер. 5:6 ст.; (горькое рыдание) только в Иер. 31:15 и Иер. 6:26 ; (господствовать) только в Иер. 31:32 и Иер. 3:14 . Кроме того, в 30 и 31 главах встречаются выражения, сходные с характерными выражениями других речей Иеремии, относящихся по происхождению к тому же времени: 30 ср. Иер. 31:27 с Иер. 1:10, 12 ; Иер. 31:3 с Иер. 2:2 ; Иер. 31:10 с Иер. 2:10 (только в этих двух местах Иеремии встречается множ. острова, отдаленные страны); Иер. 31:16 с Иер. 2:25 ( удержи). Наконец что касается 33 главы, то Иер. 33:4–13 составляет повторение, отчасти в тех же выражениях, и распространение Иер. 32:37–44 . Затем обетование о возстановлении праведной отрасли Давидовой и о спасении Иуды и Иерусалима, Иер. 33:15, 16 , составляет повторение Иер. 23:5, 6 . Наконец, обетование о ненарушимости завета Божия с Давидом, священниками-левитами и со всем племенем Авраама, Исаака и Иакова, Иер. 33:19–26 , это обетование по форме и выражению весьма сходно с подобным же обетованием, данном народу Божию в Иер. 31:35–37 . Остается разсмотреть суждения некоторых из позднейших учоных о тех отделениях занимающих нас глав, которые признаются этими учоными прямо непрннадлежащими Иеремии. а) Негельсбах (стр. 213) признает невозможным, чтобы Иер. 30:23, 24 имели здесь свое первоначальное место, или чтобы эти стихи вставлены были сюда самим Иеремиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/n...

Призыв к покаянию:    Обличительные речи — Ис. 1:3-6; Ис. 3:9-11; Ис. 5:20-23; Ис. 10:1-2; Ис. 19:13; Ис. 30:1; Ис. 42:18-20; Ис. 45:9-10; Ис. 57:20-21; Ис. 59:1-4; Иер. 2:13; Иер. 5:1-5; Иер. 7 гл.; Иер. 8:9-11; Иер. 9:8; Иер. 15:1-2; Иер. 17:1; Иер. 17:5; Иер. 22:13-17; Иер. 44:4-6; Иер. 48:10; Мих. 7:1-6; Соф. 3:1-5; Мал. 1:6.     Призыв к покаянию — Ис. 1:16-20; Ис. 64:6-9; Иер. 8:4-5; Иез. 18:30-32; Ос. 6:1-3; Иоил. 2:11-17; Зах. 1:3-4; Мал. 1:9. О последних временах:    О духовным голоде — Ам. 8:11.     О лжепророках — Ис. 9:15; Иер. 14:14-16; Иер. 23:15-17; Иер. 23:26-28; Иез. 13:3-16; Иез. 14:9-11; Соф. 3:4; Мих. 3:5-7.     О пастырях добрых — Иер. 3:15.     О негодных пастырях — Ис. 56:10-11; Иер. 10:21; Иер. 23:1-6; Иез. 34:1-6; Зах. 11:16-17.     Об антихристе — Ис. 14:4-20; Иез. 28:13-19; Дан. 11:35-40; Дан. 12:9-13.     О Суде над народами — Ис. 2:10-21; Ис. 13:6-15; Ис. 24:4-23; Ис. 63:1-6; Ис. 66:15-16; Иер. 46:10; Иер. 50:31-32; Иез. 9:4-8; см. Откр. 7:3; Иез. 30:2-3; Иез. 38:20-23; Дан. 7:9-12; см. Откр. 4:2; Откр. 5:11; Откр. 20:12; Иоиль 2:1-10; Иоиль 3:2-17; Ам. 5:18-20; Соф. 1:14-18; Соф. 3:8-9; Наум 1:3-7; Авд. 1:15; Мал. 4:5; см. Откр.11:3-6.     Об уничтожении зла и страданий — Чис. 24:17; Ис. 11:1-10.     О вечной радости — Ис. 42:1-12; Ис. 54:12-14; Ис. 60:1-5; Ис. 61:1-4.     О воскресении плоти Иов. 19:25 и уничтожении смерти — Ис. 26 гл.; Ис. 42:1-12; Ис.61:1-4; Зах. 9:9-11; Ос. 13:14.     О торжестве истины и справедливости — Ис.9:6-7; Ис.11:1-10; Ис.26 гл.; Иер.23:5.     О славе торжествующей Церкви — Ис.26-27 гл.; Ис.52:1-2; Ис. 60:1-5; Ис. 61:10-11; Ис. 62:1-5.     Об обновлении мира — Ис. 4:2-6; Ис. 11:1-10; Ис. 44:22-24; Ис. 49:13-15; Ис. 52:1-9; Ис. 60:1-21; Ис. 61:10; Ис. 62:11-12; Ис. 65:17-20; Ис. 65:25; Ис. 66:22-24; Иер. 32:39-41; Иер. 33:6-9; Иер. 33:15-16; Вар. 5:9; Дан. 12:1-3; Ос. 3:4-5; Ос.13:14; Авв. 2:14; Соф. 3:9; Зах. 8:3. Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг    При нравственной огрубелости людей ветхозаветного времени и отсутствии духовных наставников на пророков выпала трудная задача учить людей верить в Бога, воздерживаться от пороков и вести праведную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Эти печальные наблюдения, эти горькие мысли ставили пред сознанием Иеремии решительный вопрос: может ли быть таковым отношение к Богу народа завета? Народ ведь совсем и не жил в сфере завета. От него требовалась безраздельная преданность, отданность Богу ( Иер.3:24 ), так чтобы вся жизнь была богослужением. Но такие отношения Израиля к Иегове – только в области лучшего прошлого ( Иер.2:1–3 ). Об этом прошлом пророк вспоминает с нежностью. Но к современникам своим Иеремия говорит преисполненный ярости, не могущий удержаться от нее ( Иер.6:11 ). Пророк противопоставляет отношения Иеговы и народа. Иегова относится к народу Иудейскому, как отец к милым ему детям, а народ отвечает на это изменчивостью вероломной женщины ( Иер.3:19–20 ). Бесстрашно и беспощадно обличает пророк неверность народа Иегове ( Иер.2:20 ). В этом упорном и негодном ( Иер.13:10 ) народе нет даже и одного праведника (ср. Иер.18:26–32 ): от простого народа до аристократов ( Иер.5:4–5 ) все они – упорные отступники ( Иер.6:28 ), беззаконники до безмерности ( Иер.5:25,28 ), не стыдящиеся своих мерзостей ( Иер.6:15, 8:5,12 ). Злое сердце их огрубело ( Иер.5:3 ), они упорны и непослушны ( Иер.7:4, 9:9–11, 25:4, 36:23–24 ), и не переменятся злые нравы ( Иер.13:23 ), пятна преступности с себя не смоешь ( Иер.2:22 ). За это жестоко будет наказан Иудейский народ разрушительным нашествием сурового завоевателя ( Иер.11:11–13 и мн. др.).·Срамом и смертью заплатит Иуда за свою религиозную бессовестность и нечестивую безнравственность ( Иер.2:21–22,26–27, 13:25, 22:13 ). Пламя гнева Божия не погаснет ( Иер.7:20 ). – И пророк плачет о том, что томится и страдает родная страна под тяжестью бедствий ( Плач.1:1,8,12,13,14 , Плач.2:11–19 ). Господь отвратил лице свое от недостойного народа и не хочет слышать ни его мольбы о милости ( Иер.14:2,12 ), ни ходатайств за него со стороны самого пророка Иеремии ( Иер.7:16, 11:14 ; Плач.3:8 ), ни даже великих печальников за Израиля – Моисея и Самуила ( Иер.15:1 ). И нет, действительно, для пророка иного облегчения в этом великом горе ( Иер.9:20–21 ), как непрестанно оплакивать родного любимого Иуду ( Иер.8:17,22, 9,1–2, 14:17–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010