В 1684 году от государей великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной иконы Знамения Пресвятой Богородицы в сребро-позлащенном окладе с повелением боярам и воеводам тот список носить с собой в походы. В 1687 году, по грамоте тех же царей, икона была носима к оберегателю боярину и наместнику Новгородскому князю Василию Голицыну. Сверх того, в 1689 году, по грамоте последовавшей от государей: Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, с нее снят был список для полков, отравлявшихся в поход. Между тем, и в достопамятный 1812 год Курское градское общество, по усердию своему к отечеству пожертвовав значительную денежную сумму и списав с чудотворной иконы список с украшением оного позлащенной ризой, отправила с депутацией сей список в действующую армию к князю Кутузову Смоленскому для защиты от врагов, за что Главнокомандующий князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября того же года на имя Курского градского главы, изъявил гражданам свою признательность с полным уверением, что город Курск есть и будет всегда в безопасности. Наконец, нельзя не обнаружить и того, что при совершении этого величественного крестного с чудотворной иконой хода в Коренную пустынь, богомольцы сопровождают ее на 27 верст расстояния в таком множестве, что подобного стечения народа не встретишь не только в России, но и во всей Европе, и по особенному вдохновению к Св. Вере, выражается на лицах всех благоговейное умиление, а в сердцах – чистая преданность к святыне. Церемониал 1. Полицейские жандармы на лошадях. 2. Взвод пикинеров квартирующего в Курске Кавалерийского Казанского Драгунского полка. 3. Часть богомольцев простого звания. 4. Хоругвии и в середине оных два церковных фонаря с зажженными свечами, несут оные дьяконы. 5. Киот с списком явленной иконы, несут на носилках богомольцы, а по сторонам по одному унтер-офицеру пикинеру Казанского Драгунского полка. 6. Два больших фонаря с зажженными свечами, особенно устроенные для этой церемонии, на носилках несут богомольцы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorich...

6 февр. 1915 г. на петроградском подворье митр. Петроградский и Ладожский сщмч. Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы рус. воинству. Местонахождение иконы в наст. время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г. В России неск. списков с иконы находилось в Вятской губ. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Христорождественском мон-ре. 19 нояб. 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке. В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губ. В 1882 г. игуменией вятского Преображенского жен. мон-ря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губ. в праздничные дни 12 дек., когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 янв. В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губ. В наст. время один из чтимых списков находится в слободском Свято-Екатерининском соборе. В Софийском соборе в Царском Селе находится икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена сщмч. Вениамину (Казанскому) , еп. Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения сщмч. Иоанна Кочурова , пресв. Екатерининского собора. Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского мон-ря на Афоне, сохранился в Алексиево-Акатовом жен. мон-ре Воронежа. В 1999 г. отмечалось мироточение иконы.

http://pravenc.ru/text/155570.html

Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев. На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество. Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

http://patriarchia.ru/db/text/29526.html

8. В 1880 году в Зимнем дворце народовольцы устроили чудовищный теракт: взорвано 30 кг динамита, в результате чего разрушено перекрытие между первым и цокольным этажами. Комната, где находился список с иконы, полностью уничтожена, но сам он не пострадал. 9. Очевидна помощь Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне. Маршал Жуков возил Казанскую икону по всем фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, Мария Георгиевна в своей книге «Маршал Жуков: сокровенная жизнь души».  10. В 2005 году учреждена новая праздничная дата в гражданском календаре: 4 ноября – День народного единства, который совпадает с днем почитания Церковью Казанской иконы Божией Матери. Так отмечено окончание еще одного смутного периода жизни России и ее вступление в новый век. 11. Список Казанской Божьей Матери есть даже в космосе. В 2011 году он был отправлен на Международную космическую станцию. Детективная история: святыня похищена и уничтожена В ночь на 29 июня 1904 года бандой вора-рецидивиста Варфоломея Чайкина (Стояна) было совершено дерзкое ограбление. Из Казанского Богородицкого монастыря была похищена величайшая российская святыня – явленная икона Казанской Божьей Матери. Преступники соблазнились богатыми ризами. Позже в печи квартиры Стояна были обнаружены следы сожжения икон. Следствие предположило, что явленная икона уничтожена. Но существует и другая версия. По рассказам современников, игуменья монастыря, опасаясь воров, имела привычку на ночь заменять икону. Вполне возможно, что вор похитил не саму икону, а лишь ее точный список. Московский список иконы, тот, с которым Дмитрий Пожарский въехал в Московский Кремль, вместе с драгоценным окладом был похищен из Казанского собора Москвы в 1918 году. Ее следы были сразу потеряны, и месторасположение неизвестно и ныне.  Был еще один чудотворный список, сделанный по заказу Петра Великого, так называемый «петербургский» – чудом уцелел. В 1922 году, когда большевики изымали ценности, настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков убедил чекистов, что это лишь копия, которая не имеет особой ценности. Благодаря этому в настоящее время она хранится в Казанском соборе Петербурга.  Надежда на чудо и свидетельства чудес

http://pravmir.ru/kazanskaya-istorichesk...

Проповедь перед причастием произнес священник Георгий Баронец, настоятель строящегося храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, в Москворечье г. Москвы. На запричастном в алтаре храма состоялась краткая беседа Его Святейшества с архимандритом Спиридоном (Катрамадосом). По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление у чудотворного Державного образа Пресвятой Богородицы и вознес молитву ко святым Царственным страстотерпцам. От лица духовенства и прихожан Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал настоятель храма епископ Гурий (Шалимов), который преподнес Его Святейшеству список Державной иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал список иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Верующим были розданы иконки Божией Матери «Державная» с Патриаршим благословением. После богослужения Предстоятель Русской Церкви посетил выставку «Державная заступница России. К 100-летию отречения императора Николая II и обретения в Коломенском иконы " Богоматерь Державная " », которая открылась в выставочных залах Сытного двора в Коломенском 1 марта и будет проходить до 25 июня 2017 года. Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали руководитель выставочного проекта, директор музея-заповедника С.И. Худяков, епископ Гурий (Шалимов), автор выставки, главный хранитель музея-заповедника О.А. Полякова. История иконы «Богоматерь Державная» и ее почитания представлена на выставке с момента ее обретения до наших дней. В 1929 году икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в 1990 году возвращена в Коломенское, в церковь Казанской иконы Божией Матери. Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, в том числе реликвии Царской семьи — шашка императора Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны, а также уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года. Представлены материалы о Первой мировой войне, восстании в Петрограде и свержении монархии. Тема заступничества Пресвятой Богородицы раскрывается на памятниках древней иконописи. Отдельный раздел выставки составляют древние иконы Пресвятой Богородицы по большей части из Московского государственного объединенного музея-заповедника,  которые экспонируются впервые, а также из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Также подготовлена визуальная электронная экспозиция с использованием кадров кинохроники, документов и фотографий.

http://patriarchia.ru/db/text/4834726.ht...

– Сейчас в монастыре два восстановленных действующих храма: в честь Казанской иконы Божией Матери (основная церковь) и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (церковь, в которой совершаются будние богослужения). Также в обители есть одна восстановленная часовня – во имя преподобного Сергия Радонежского и равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Также к монастырю относится домовый храм в честь Введения во храм Богородицы, который расположен за оградой. До революции этот храм принадлежал нашему монастырю. Он находился в церковной школе. Тогда это была церковно-учительская школа, в которой готовили преподавателей закона Божиего и учительниц провинциальных и сельских церковно-приходских школ. Сейчас у нас там просветительский и благотворительный православный центр. Во время богослужений в этом храме поют, читают часы и церковничают дети. Кроме того, у нас там находится первый и второй классы общеобразовательной школы, и дети каждое утро перед уроками молятся в этом храме. История храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» связана с редким для России образом. До революции настоятельница игумения Феофания (Готовцева) хотела заказать для монастыря икону на Афоне. Особенно ей хотелось иметь в обители Иверский образ. Известный духовный писатель Серафим Святогорец, письма которого издавались до революции и переиздаются сейчас, состоял в переписке и духовной дружбе с матушкой Феофанией. И он прислал как благословение от Святой горы именно эту икону, написав: «При ваших скорбях и ваших переживаниях вам нужна именно эта икона». В названии этой иконы заключается смысл того, что подает Матерь Божия через этот чудотворный образ. Храм восстановили несколько лет назад, установили купола, заново расписали. Храмовая икона – это список с чудотворного афонского образа, написанный отцом Арсением, современным святогорским иконописцем. Главная святыня Казанского храма – чтимый список Казанской иконы Божией Матери, который до революции находился в некоем монастыре. При советской власти икона очень пострадала: она находилась в выгребной яме, потемнела от небрежения. Перед тем как нашему монастырю должно было открыться, эта икона обновилась. Нам ее принесли уже обновившуюся, с просветлевшим ликом. Были случаи исцеления от этой иконы. И был на моей памяти очень трогательный случай: у священника, который приходил к нам в монастырь служить молебны с акафистами, дома стала мироточить фотография нашей иконы. Это произошло перед тем, как у него умерли родственники. Они умерли по-христиански, причастившись святых таин. Так Матерь Божия подавала ему знаки, укрепляла и утешала перед предстоящей скорбью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

После событий июльского белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919-1922 г.г. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 метров было сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Главы и кресты со всех храмов были сброшены, колокольню разрушили. В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 г. монастырь был вновь открыт. В 1999 г. архивохранилище переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора (впоследствии - председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. На его средства было разобрано железобетонное перекрытие, вычинены стены, сделан мраморный пол, устроен иконостас. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Александр Николаевич Сериков, Михаил Анатольевич Кирильчев и Алексей Васильевич Смирнов. Эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина. В 2000-е г.г. в течение нескольких лет, пока шло строительство Успенского собора, Казанский собор выполнял роль кафедрального. Именно здесь проводил все основные архиерейские службы архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный). В Казанском соборе хранятся список чудотворной иконы Божией Матери Казанской, саркофаг с мощами святителя Агафангела. В соборе создан небольшой музей, посвящённый жизни и служению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Гаева Н. Ярославский Казанский женский монастырь: его святыни и история. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2003. (2-е издание – 2006.); Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Рутман Т.А. Ярославский Казанский женский монастырь. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2010.; Летопись Казанского женского монастыря г.Ярославля. – Ярославль, 2013.

http://sobory.ru/article/?object=05739

Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время.  — Для верующих так ли важно — та самая икона или не та? — Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль. Сохранили в России, потеряли в Китае — Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки?  — Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 года, с которой во время Смуты в 1609 году освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 году. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах — история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском художественном музее).  Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери. Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор. С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 году, когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 года. Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана Александра Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 году святыня находилась в Харбине. Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 году. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции». Почему Папа Римский так и не приехал в Россию

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Паломничество обычно начинали от Красной площади. Здесь стоит самая знаменитая часовня старой и новой Москвы – Иверская. Построена она специально для чудотворной Иверской иконы Богородицы из Иверского монастыря на Афоне . Точную копию иконы привезли в Москву 19 мая 1669 г. Помолившись перед Иверской отправлялись в путь. Иверская часовня и Воскресенские ворота восстановлены осенью 1995 г. 25 октября специальный самолет из Греции доставил с Афона в Москву новый точный список чудотворной иконы. На следующий день икону крестным ходом перенесли в устроенную для нее часовню. Ежедневно с 8 до 20 часов здесь идут непрерывные молебны, где служит поочередно все московское духовенство. Помолившись на дорожку перед Иверской, выходим на Красную площадь. Справа – Никольская башня Кремля. Впереди светятся через площадь купола-маковки храма Василия Блаженного . Слева – возрожденный Казанский собор . Казанский собор испытал на себе все превратности XX столетия. В 1920 г. был захвачен обновленцами – церковниками, согласными на полное сотрудничество с новой властью. В 1936 г. снесен. В 1990 г. возникло стихийное народное желание восстановить утраченный собор. К 1993 г. Казанский собор восстановили. Дальше и цари, и простые русичи, осенив себя крестным знамением и поклонившись на три стороны, шли по нынешней Никольской улице. Когда-то вдоль Никольской улицы располагались иконные ряды. Здесь в изобилии торговали свечами, лампадным маслом, церковной утварью, различного письма иконами. Поэтому Спасский монастырь, основанный здесь в 1600 г. царем Борисом Годуновым, стали называть Заиконоспасским . Никольская улица невелика и заканчивается у Лубянской площади. Когда-то здесь располагались переселенцы из Новгорода, и некоторые специалисты считают, что название «Лубянка» пошло от новгородцев – была у них улица Лубяница. Но есть и другое мнение: название это местного происхождения – от луба, которым крыли мелкие лавочки. Перебравшись через площадь, попадаем в «ущелье» между «Детским миром» и новым зданием КГБ (по-нынешнему ФСБ). Это – улица Большая Лубянка.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/bogomoln...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010