Содержание Введение Предисловие Введение, содержащее указание литературы Краткие в сочинениях: Пространные в сочинениях: Понятие канонизации и слово: канонизация О канонизации святых в Греческой церкви: I. Канонизация святых в Русской церкви от начала христианства в России до Макариевских соборов 1547-го и 1549-го годов II. Макариевские соборы 1547-го и 1549-го годов III. Пространство времени от собора 1549-го года до учреждения св. Синода  А. Список святых, время канонизации которых известно точным или приблизительным образом Б. Список святых, время канонизации которых остается неизвестным XII века: XIII века: XIV века:  XV века: XVI века: XVII века: IV. Время от учреждения св. Синода до наших дней Обращаемся к святым, канонизованным в текущий Синодальный период к общему празднованию Обращаемся к местным святым, канонизованным в текущий Синодальный период, насколько они нам известны Киевские святые Алфавитный список святых, мощи которых почивают в Ближней или Антониевой пещер Алфавитный список святых, мощи которых почивают в Дальней или Феодосиевой пещере V. Русские святые в святцах печатных богослужебных книг и в печатных святцах, отдельно изданных Список святых первой группы святцев Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Март Апрель Май Июнь Июль Август Список святых второй группы святцев Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Месяцесловы уставов 1682-го и 1695-го годов и нынешнего Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Июнь Июль Август Алфавитный список Русских святых, находящихся в главе Устава, содержащей последование по месяцеслову Русские святые в синодике недели православия VI. Общее обозрение канонизации святых в Русской церкви Списки почитаемых усопших I. Список усопших, на самом деле почитаемых II. Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых Приложения А. Греческие I. Список епископов – патриархов Константинопольских, II. Хронологический список императоров и императриц Константинопольских и лиц из императорских семейств, III.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Задонщина Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева Β 1380 г. ордынский правитель Мамай предпринял большой поход на Московское княжество. Дмитрий Донской, как и в 1378 г., решает выйти навстречу врагу. Β союзе с Москвой выступили многие русские княжества. Сражение произошло 8 сентября 1380 г. в пределах Рязанской земли, на Куликовом поле, в месте впадения в Дон реки Непрядвы. Понеся огромные потери, русские одержали победу. Это была первая большая победа над монголо-татарами, явившаяся переломным моментом во взаимоотношениях Руси с Ордой. Куликовская битва нашла отражение в нескольких произведениях: «Задонщине», краткой и пространной летописных повестях ο Куликовской битве и в «Сказании ο Мамаевом побоище». Есть все основания полагать, что «Задонщина» была написана в 80-е гг. XIV в., вскоре после Куликовской битвы и, во всяком случае, еще при жизни Дмитрия Донского (т. е. до 1389 г.), которому, как говорит сам автор памятника, он воздает похвалу своим произведением. «Задонщина» – это лирико-эпическое описание сражения на Дону. Автор ведет не последовательный сюжетный рассказ, а выражает свои чувства и эмоции, связанные с событиями Куликовской битвы. За основу своего произведения автор «Задонщины» взял «Слово ο полку Игореве» – рассказывая ο победе над Мамаем, он пользуется и образами, и отдельными фразами, и целыми отрывками «Слова». «Задонщина» дошла до нас в шести списках: Ундольского (список XVII в, – РГБ, собр. Ундольского, 632); Ждановском (список ХII в., отрывок – БАН, 1. 4. 1); Историческом первом (список конца XVI в., без начала – ГИМ, собрание Музейское, 2060); Историческом втором (список начала XVI в., отрывок – ГИМ, собрание Музейское, 3045); Кирилло-Белозерском (список 1470-х гг. – РНБ, собрание Кирилло-Белозерского монастыря, 9/1086); Синодальном (список XVII в. – ГИМ, Синодальное собрание, 790). Самый ранний, Кирилло-Белозерский, список представляет собой сокращенную переработку только первой половины произведения, сделанную известным книгописцем XV в., монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Список «100 книг» — опрос экспертов Министерство образования и науки РФ разослало в регионы и опубликовало на своем сайте список из 100 книг, рекомендованных к прочтению российским школьникам. Содержание списка комментируют эксперты. 24 января, 2013 Министерство образования и науки РФ разослало в регионы и опубликовало на своем сайте список из 100 книг, рекомендованных к прочтению российским школьникам. Содержание списка комментируют эксперты. Министерство образования и науки РФ разослало в регионы и опубликовало на своем сайте список из 100 книг , рекомендованных к прочтению российским школьникам. Содержание списка комментируют эксперты. Ирина Лукьянова, преподаватель литературы в школе «Интеллектуал», писатель и публицист Сваленные в кучу Смысл этого списка, да еще в алфавитном порядке, от меня ускользает. Для чего он? Для кого? Первое, что я стала делать, глядя на этот список – попытаться разнести включенные в него произведения по возрастным и тематическим группам. Иначе сваленные в общую кучу Деникин, Лев Толстой и Эдуард Успенский производят впечатление печального бреда, а не экспертных рекомендаций. Я не понимаю принципов отбора литературы для этого списка. В списке есть несколько совсем детских произведений (почему именно этих — неизвестно), есть довольно стандартный набор советских художественных произведений о войне, которые входили в список обязательного внеклассного чтения, когда я училась в старших классах («Горячий снег» Бондарева, «Момент истины» Богомолова, «Сотников» Быкова, «Повесть о настоящем человеке» Полевого). Ну, разве что фадеевская «Молодая гвардия» перешла из обязательного классного чтения во внеклассное. Есть «литература народов СССР», тоже из тех же времен и списков. Есть классика, не вошедшая в обязательную программу, ее немного: Гончаров, Бунин, Алексей Толстой, Лев Толстой, Достоевский, Куприн, Лесков, Булгаков… А Чехова, например, нет, хотя в школьной программе не так много Чехова. Из поэзии — Рождественский, Симонов, Самойлов, Рубцов — почему именно они? Всех остальных русских поэтов в полном объеме успели изучить в рамках программы? За вопросом «почему не включили А», непременно следует «зачем включили Б».

http://pravmir.ru/spisok-100-knig-opros-...

Чтение на лето для перешедших в 8а класс Литература в 8 классе  представлена  двумя  курсами : 1. Базовый курс - 2 часа в неделю и +... 2. и + Спецкурс - по древнерусской литературе - 2 часа в неделю. В конце учебного года ребят ждёт -   экзамен по древнерусской литературе ; итог: литература - 4 часа в неделю (2+2). Ниже вы найдете списки по литературе:  " Что читать летом " . Они делятся на три части: I часть  список базовый курс II часть  список по древнерусской литературе III часть  список —  разные произведения , которые могут заинтересовать 14-15-летних подростков, здесь можно выбирать, пробовать, откладывать, перечитывать, искать что-то похожее, открывать что-то новое. Поэтому третью часть  мы назвали «Список  выбираем, пробуем, открываем…» . Из этого можно выбрать что-то по желанию.   Ниже вы найдете список " наизусть "   по Древнерусской литературе Этот список в двух вариантах: 1-ый вариант списка наизусть — в списке текстов по Древнерусской литературе отмечены те тексты, из которых мы будем учить наизусть (учим отрывки из текстов).См. список  по древнерусской литературе и 2-ой вариант списка наизусть — отдельная таблица с самими текстами  (сами отрывки наизусть) и с указанием откуда взят каждый отрывок.   В СЕНТЯБРЕ  начале нового учебного года 2023-2024 нас ждёт поездка  в подмосковное Остафьево К поездке  до сентября  рекомендуем  в первую очередь успеть прочесть  из списка на лето к сентябрю успеть: 1  Пушкин баллада : «Песнь о вещем Олеге учить  наизусть  в сентябре) 2.Н.М.Карамзин главы из книги «История государства Российского» - главы по вашему выбору 3.Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника» 4 П.А.Вяземский стихотворения (см. список в приложенном файле) 5.Н.М.Карамзин стихотворения (см. список в приложенном файле) 6. «Повесть временных лет»  (курс Древнерусская литература) — текст можно взять в школьной библиотеке! В сентябре в гимназии обязательно проходит урок  -  «Наше книжное лето!» Приносим дневник  " Моё летнее чтение " ,    где записаны  названия  всех  прочитанных  летом книг и имена авторов.

http://gymnasia-radonezh.ru/public/summe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Список книг на лето: зачем он нужен и стоит ли на него ориентироваться? Заметки о детском чтении 02.06.2023 551 Время на чтение 5 минут Источник: Православие.ру Дети за чтением книги. Художник: Иван Горохов, 1924 г. Наступили каникулы. Школьникам выдали списки литературы. В том числе и моим детям – они закончили первый и третий классы. Списки большие, многие произведения серьезные и объемные. Чтобы осилить все, даже опытному читателю нужно выделять как минимум час-два в день. Родителей такая перспектива пугает – особенно тех, чьи дети не любят книги. Кажется, что теперь, когда есть возможность отдохнуть от домашних заданий, придется контролировать количество прочитанных страниц, задавать вопросы по содержанию, вместе писать читательский дневник. Есть от чего приуныть. На самом деле, все не так страшно. Постараюсь рассказать, как быть со списком и как организовать процесс летнего чтения, чтобы он был не обузой, а удовольствием. Зачем нужен список книг? Список литературы на лето нужен по двум причинам. Первая – рекомендации хорошей литературы от экспертов. Большинство родителей никак не связаны по роду деятельности с детскими книгами. Даже если они много и с удовольствием читали в школе, скорее всего, многое позабылось. Сложно предугадать, пойдет ли у вашего десятилетки «Кортик», или в его возрасте лучше взять «Незнайку на луне». Или уже поздно? Списки книг составлены теми, кто разбирается в детской литературе, знает, для какого примерно (это важно!) возраста подходит то или иное произведение. И, чтобы родителям не искать самим и не выбирать книги наугад, можно воспользоваться школьным списком. Вторая причина, по которой учитель выдает список литературы на лето, – побудить ребенка читать. Многие дети (а иногда и взрослые) не имеют привычки читать регулярно, делают это, только когда необходимо. Чаще всего у таких людей навык чтения и восприятия книг слабый. Но школьная программа предполагает много чтения, и каникулы – отличный повод этот навык развить и укрепить. Это поможет легче справляться с программой по литературе, но не только. Свободное чтение помогает учиться лучше и по другим предметам – и гуманитарного, и естественно-научного цикла. Читающий ребенок быстрее понимает задание, ему легче анализировать и пересказывать, вычленять суть, он грамотнее пишет и больше знает о мире. Чтобы хорошо учиться и быстро делать уроки, не обязательно нанимать репетиторов или ходить на дополнительные занятия. Привычка читать снимает немало проблем в школе.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/02/spisok...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как хочется быть гонимым, сытым и известным О письме либеральных писателей и поэтов, жаждущих попасть в «запрещенный список» Анны Кузнецовой 05.02.2018 1073 Время на чтение 6 минут На днях случился очередной информационный скандал. Может, и не столь громкий, но все же... Процитирую публикацию в «Московском комсомольце», озаглавленную «Писатели подрались за право пополнить список неприличных книг омбудсмена Кузнецовой. А те, кто уже там, пишут открытое письмо с протестами»: - Литературное сообщество и не потерявшие адекватность любители детской книги недоумевают по поводу заявления уполномоченной по правам ребенка при Президенте Анны Кузнецовой. Она огласила весьма странный список детских произведений, о которых ей «стыдно говорить». Упомянутые в этом списке писатели в ответ заявляют, что им стыдно что-либо говорить о человеке, который «занимая такую должность, позволяет себе такие одиозные высказывания». В чем же суть дела? А в том, что, выступая в Российской государственной детской библиотеке в рамках недели безопасности Рунета, Анна Кузнецова огласила список из 16 книг, которые «я даже озвучить не могу, потому что стыдно говорить, что пишут иногда в детских книгах». В частности, она привела в пример сказку «Куда скачет петушиная лошадь» и стихотворение Игоря Иртеньева «Сказ про глаз», который «упал в унитаз». Авторы письма утверждают, что, скорее всего, референты, готовящие выступления Кузнецовой, ее попросту подвели - взяли, критически не оценив список, который уже давно гуляет по развлекательным сайтам интернета. Там оказались и вовсе не детские произведения, а также отрывки стихов с иллюстрациями, давно ставшими классикой - Сергея Михалкова и Корней Чуковского. Оплошность эта вполне возможна. Но вот «перл Иртеньева про «глаз и унитаз», где рисунок в книжке с веселым одноглазым мальчиком с повязкой, перепрыгивающим через выстроившиеся в ряд унитазы - явный идиотизм и бесстыдство. А рифмованная муть по типу «глаз - унитаз», «букашки - какашки» вообще не имеет отношения к литературе, особенно детской. Как-то один детский поэт еще несколько десятилетий назад сочинил шутливый стих, где были такие строчки:

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/05/ka...

Сортировать по Исключить новости Леонид Клейн: Если сердце ребенка не откликается, вся эта литература – не в коня корм Леонид Клейн – о том, стоит ли менять список обязательной литературы и какие фильмы должен посмотреть каждый школьник 21 апреля, 2016 Леонид Клейн – о том, стоит ли менять список обязательной литературы и какие фильмы должен посмотреть каждый школьник Стоит ли менять список обязательной литературы, какие фильмы должен посмотреть каждый школьник и почему современные учителя прививают отвращение к классике, рассказывает старший преподаватель и начальник отдела просветительской студенческой работы Института общественных наук РАНХиГС, радиоведущий Леонид Клейн. – В чем, по вашему мнению, основная проблема преподавания литературы в школе? – Я 22 года преподавал литературу в школе и прекрасно понимаю, что все романы из обязательного списка литературы прочесть невозможно, а если школьник и попытается это сделать, то получится «галопом по Европам». Вот мое глубокое убеждение: обязательный список литературы, так называемый канон, который нельзя трогать, – это способ не говорить о фундаментальных проблемах преподавания литературы. А настаивающие на изучении всех произведений из этого списка – люди либо профессионально нечестные, либо они никогда не учили детей. Если радикализировать мысль, то максима о неприкосновенности канона сродни рассуждениям о ненужности нового перевода Библии (который, к слову, недавно выпустило Российское библейское общество ), мол, новое нам ни к чему, ведь всё и так понятно. На самом деле школьному литературному образованию сегодня больше всего нужна реформация, обращение к смыслу, к тексту. А главная задача литературы состоит в том, чтобы достучаться до сознания и сердца ребенка. – Как вы думаете, можно ли прийти к этому, используя уже существующие в нынешних школах ресурсы? – Моя дочь-семиклассница учится на юго-западе Москвы в школе, которая считается очень хорошей: с улицы туда не попадешь. Учитель литературы у нее мужчина, что существенно, ведь таковых меньшинство. Не хочу показаться сексистом, но мужчины мыслят иначе, нежели дамы предпенсионного возраста, которые обычно преподают литературу. Но ни рейтинг школы, ни пол преподавателя ничего, по сути, не меняют: на уроках литературы дети, как того и требует программа , разбирают стихотворение Алексея Толстого «Край ты мой, родимый край!»

http://pravmir.ru/esli-u-rebenka-net-ser...

29.04.2016 Митрополит Климент: Задача Патриаршей премии – поддержать писателей, утверждающих духовные и нравственные ценности Митрополит Калужский и Боровский Климент дал интервью «Российской газете».  Митрополит Калужский и Боровский Климент дал интервью «Российской газете».  Назван  короткий список номинантов  на Патриаршую литературную премию, скоро будут известны имена лауреатов. О значении премии, фаворитах короткого списка, и важном круге чтения наш разговор с Председателем Издательского совета Русской Православной Церкви, митрополитом Калужским и Боровским Климентом. В этом году Патриаршая литературная премия будут вручаться в шестой раз. В чем значение этой награды? Митрополит Климент: Эта премия уникальна. Никогда в нашей Церкви и в других Церквях не было подобных премий. Ее главная задача - поддержать авторов, которые своим литературным творчеством утверждают в современном мире духовные и нравственные ценности. Особо обращу внимание на то, что при оценке трудов учитывается вся совокупность творческих произведений, созданных писателем, и его вклад в русскую словесность. Кроме того, имеет значение и личность писателя, и нравственная сторона его произведений. Патриаршая литературная премия - это не столько материальная награда, сколько выражение нашей Церковью благодарности тем, кому не безразлична судьба нашей литературы и культуры. Это признание заслуг писателя, поэта, драматурга, литературного критика, свидетельство того, что он делает нужное дело, которое обязательно принесет свои плоды. К большому сожалению, в наши дни известность и значительные гонорары далеко не всегда получают создатели подлинно хороших, глубоких, высокохудожественных литературных творений. Патриаршая литературная премия показывает, что авторы, пишущие серьезные, заставляющие задуматься произведения, нужны Церкви, читателям, нашему современному миру. Кто вошел в короткий список этого года? Митрополит Климент: Короткий список состоит из девяти человек. Есть в нем известные священники: иерей Николай Блохин и протоиерей Андрей Ткачев. В советские годы Николай Блохин, не будучи еще священником, занимался изданием и распространением религиозной литературы, за что получил серьезный срок. Находясь в заключении в Лефортово, он написал свою первую книгу " Бабушкины стекла " . Теперь его знают, как автора ряда произведений. Все его творчество посвящено проповеди православия в современном мире. Протоиерей Андрей Ткачев - известный миссионер и писатель. Эти две стороны его деятельности неразрывны. Его книги обращены к современной молодежи, проблемы которой пастырь не обходит молчанием, но предлагает своим читателям совместно искать их решение.

http://new.izdatsovet.ru/news/mitropolit...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Реестр будет носить рекомендательный характер» Мусульмане призвали Министерство юстиции создать список религиоведов для экспертиз исламской литературы на предмет наличия в ней экстремизма 22.02.2020 1030 Время на чтение 4 минуты В мусульманском сообществе России предложили министерству юстиции РФ утвердить единый реестр экспертов-религиоведов, которые бы проводили для судов оценку исламской литературы на предмет наличия в ней экстремизма, сообщает РИА Новости. «Утвердить реестр экспертов-религиоведов, рекомендуемых для привлечения к проведению религиоведческой экспертизы, прошедших подготовку на профильной кафедре государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», - говорится в рекомендациях экспертного доклада «Вопросы соблюдения прав мусульман в России», который был представлен в четверг в МИА «Россия сегодня». Доклад подготовлен под эгидой Духовного собрания мусульман (ДСМ) России при поддержке «Российской ассоциации защиты религиозной свободы». Как разъяснил журналистам председатель ДСМ, муфтий Альбир Крганов, целесообразно создать «единый федеральный список экспертов-профессионалов» в религиозной сфере, который был бы «завизирован» Минюстом. «Речь не идет о том, что другим экспертам запретят (участвовать в экспертизах текстов – РНЛ). Просто должен быть список специалистов, мы должны знать этих людей по стране, в целом людей понимающих, которые могут дать развернутую, объективную информацию по этой проблематике», - сказал Крганов. По его мнению, это бы позволило исключить непрофессионализм и предотвратить разжигание межнациональной и межрелигиозной розни со стороны привлекаемых судами экспертов. Также в экспертном докладе содержится отдельное предложение Верховному суду РФ «направить в суды рекомендации о необходимости привлечения авторитетных представителей централизованных и образовательных мусульманских организаций, экспертов по исламскому праву для оценки исламской литературы на предмет наличия признаков экстремизма».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/22/re...

В.В. Кусков Издание шестое, исправленное и дополненное Содержание Предисловие Введение Возникновение древнерусской литературы Литература Киевской Руси «Повесть временных лет» Ораторское красноречие «Поучение» Владимира Мономаха Житийная литература «Хождение» игумена Даниила Переводная литература Литература периода феодальной раздробленности «Слово о полку Игореве» Областные литературы Повести о  монголо–татарском  нашествии «Слово о погибели русской земли» «Житие Александра Невского» Переводная литература Литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного государства (вторая половина XIII-XV вв.) Московская литература Новгородская литература Псковская литература Тверская литература Переводная литература Литература централизованного русского государства Публицистика Обобщающие произведения «Повесть о Петре и Февронии» Литература формирующейся русской нации (XVII в.) Литература первой половины XVII века Повести «смутного времени» Эволюция агиографической литературы Эволюция жанров исторического повествования Литература второй половины XVII века Заключение Список рекомендуемой литературы Учебники и учебные пособия Справочники Монографии, статьи Обязательные Дополнительные     Предисловие Настоящее, шестое, издание истории древнерусской литературы предназначено в качестве учебника для студентов филологических специальностей вузов. Основное внимание в книге обращено на процесс становления и развития древнерусской литературы, начиная с XI и кончая XVII столетием. Автор стремился показать художественную специфику древнерусской литературы, характер ее жанров и стилей, а также ее роль в патриотическом, нравственном и эстетическом воспитании. По сравнению с пятым изданием в текст внесены незначительные изменения, связанные с уточнением отдельных положений; новейшими работами русских медиевистов пополнена рекомендательная библиография. Каждый раздел завершается контрольными вопросами, помогающими студенту в организации самостоятельной работы над материалом. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010