Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА Форма централизованного планирования антирелиг. мероприятий Союза воинствующих безбожников (СВБ) в рамках общегос. планирования народного хозяйства. Впервые речь о необходимости проведения «антирелигиозной пятилетки» зашла в 1929 г., когда в ЦК ВКП(б) было подготовлено подписанное Л. М. Кагановичем специальное письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы». На XIV Всероссийском съезде Советов (10-18 мая 1929) в ряде выступлений содержались призывы «принять меры к массовому выходу трудящихся из религиозных общин» и объявить «безбожную пятилетку», как этого потребовал в статье «Чего мы ждем от II Съезда» ленинградский активист Союза безбожников И. Я. Элиашевич (Антирелигиозник. 1929. 6. С. 59). Председатель Союза Е. М. Ярославский на антирелиг. совещании в ЦК ВКП(б) 8 авг. 1929 г. важнейшей совр. задачей назвал создание многомиллионной антирелиг. орг-ции. В преддверии открытия 2-го съезда Союза безбожников один из его руководителей Ф. Олещук 2 июня 1929 г. в газ. «Правда» заявил, что «для превращения Союза безбожников в массовую многомиллионную организацию... необходимо применить систему плановой вербовки членов». В постановление съезда был включен призыв к ячейкам Союза «органически увязывать свою работу с практическим осуществлением пятилетнего плана, т. к. Союз является не только пропагандистской организацией, но передовым отрядом на фронте социального строительства». Съезд переименовал Союз безбожников в Союз воинствующих безбожников. К нач. осени 1929 г. безбожники заговорили об объявлении Б. п., цель к-рой - «окончательно изжить религиозный дурман». Центральный совет (ЦС) СВБ в соответствии с тезисом И. В. Сталина об обострении в стране классовой борьбы, в к-рой одним из самых активных противников советской власти являются религ. орг-ции, начал разрабатывать план 1-й Б. п. Перед активом СВБ ставились следующие задачи: 1) развернуть работу по полному «обезбоживанию» фабрики, села; 2) организовать соревнования между отдельными ячейками Союза: а) по количеству проведенных антирелиг. лекций, докладов, бесед и вечеров; б) по количеству охваченных им слушателей; в) по повышению читаемости антирелиг. лит-ры в б-ках; г) по лучшему проведению антирелиг. кампаний, безрелиг. свадеб, похорон, октябрин и т. д. Идеологи СВБ рекомендовали местным ячейкам Союза активно вторгаться в сферу хозяйственной жизни: «Безбожники на селе организуют ударные группы по проведению агроминимума на полях, создают колхозы безбожников... группы безбожников по утеплению хлевов... Вокруг мероприятий, проводящихся в плане пятилетки органами сов. власти, должна быть развернута разъяснительная антирелигиозная работа».

http://pravenc.ru/text/77796.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Господа, оставьте Путина в покое! Иерей Сергий Карамышев о результатах переписи 2010 года и необходимости русификации политики будущим Президентом 19.12.2011 2724 Время на чтение 10 минут Перепись 2010 г. напоминает собою перепись года 1937-го. Тогда важнейшим был вопрос вероисповедания, сейчас – национальной самоидентификации. В 1917 г. артиллерийскими залпами по кремлевским храмам была объявлена война Православию. Через 20 лет были подведены итоги богоборческому натиску большевиков. Их всего вернее назвать словом «поражение», потому что более половины советских граждан объявили себя верующими. Власть тогда задумалась и, пусть с известной степенью осторожности, решила повернуться к народу лицом. Союз же воинствующих безбожников был разгромлен. Разворот власти к народу произошел очень своевременно – в самый канун мощнейшего в человеческой истории геополитического катаклизма. Это обезпечило единство власти и народа, без которого победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна. Революция 1991-1993 годов объявила войну государствообразующему русскому народу. Ельцинская конституция формально отменила любые национальности, на деле же – одну единственную – русских. Ибо все прочие имели и продолжают иметь политические центры, свои политические и культурные институты или в составе РФ (татары, башкиры, чеченцы и т.д.) или за рубежом (азербайджанцы, грузины, таджики), а иногда то и другое вместе. Русские же были приговорены к аннигиляции. Было сказано: «Отныне вы не существуете, ибо ваше существование представляет угрозу Новому мipoboмy порядку». А услужливые клевреты из либерального лагеря защебетали на разные голоса: «вы маргиналы», «вы гнилая красно-коричневая плесень», «вы недобитые фашисты» и т.д. Следует понимать, что проклятия (а слова типа «вы не существуете» – ничто иное, как проклятие) – суть акты духовного измерения. Проклятия могут быть как заслуженными (законная церковная анафема), так и незаслуженными. В последнем случае они падают, будучи отражены силою Божией благодати, на голову проклинающего. Что и происходит на наших глазах. Проклинавшие русских 20, 15, 10 лет назад или погибли злой смертью (как например, превратившийся в проспиртованный овощ Гайдар), или впали в маразм (как Новодворская), или их постигла политическая немощь (так называемых правых). Неутомимые труды Сванидзе на поприще русской истории будут иметь то же «выдающееся» культурно-историческое значение, что и труды Емельяна Ярославского на поприще истории библейской.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/19/go...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Терновый мой венец 25. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам 02.12.2022 1830 Время на чтение 33 минут Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Глава 21 Глава 22 Глава 23 Глава 24 Глава 25 Завершение десятилетия путешествий и паломничеств. – Подведение итогов. – Ритуальный погром русских святынь. – Уничтожение культурных сокровищ. – Руководители погрома Ягода и Губельман. – «Союз воинствующих безбожников» и НКВД. – Безуспешные попытки опубликовать результаты своих исследований о судьбе русских святынь С середины 80-х годов особое место в моих исследованиях занимали вопросы о судьбе русских святынь и памятников. Много путешествуя, опрашивая сотни старожилов в разных местностях России, я пытался докопаться до ответа на вопрос: кто же запустил механизм варварского уничтожения святынь и памятников русского народа? Первый интерес к этим исследованиям во мне пробудила моя бабушка Поля, которая в разрушениях церквей полностью винила «жидов, извергов антихриста, ненавидящих православных за верность Богу». В ее сознании богоборчество большевиков было отражением ненависти сатаны к Богу. Большевиков она считала представителями сатаны, а разрушение храмов – актом «жидовской мести». Она не раз рассказывала мне о погромах церквей и осквернении икон, свидетелем которых была. В начале 30-х годов бабушка на Рождество приехала в Москву погостить у родственницы. В центре города, у стен бывшего монастыря (на месте которого ныне размещается театр «Россия»), обвешанного антирелигиозными транспарантами и плакатами, среди сугробов пылали большие костры, вокруг которых мельтешили фигурки людей. Время от времени они подбегали к кострам с какими-то предметами в руках и, показав их окружающим, швыряли в огонь. Доносились возбужденные, даже радостные крики. Сначала бабушка не могла разобрать, что происходит. Только подойдя ближе, она увидела: в костер летели тяжелые старинные книги, иконы, богослужебные облачения, различная церковная утварь. Проходило обычное для тех времен комсомольское мероприятие – антирелигиозный праздник. Руководили святотатством два молодых «жида» с остервенелыми лицами, напоминающими бесовские образины с иконы «Страшный суд».

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/02/...

Союз воинствующих безбожников (СВБ) Петербургский священник Николай Савченко представляет свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода. Информация для книги  взята с сайта http://beloedelo.ru/researches/article/?557 ,  http://beloedelo.ru/researches/article/?558     Союз воинствующих безбожников (часть I) Петербургский священник Николай Савченко представляет на ресурсах центра «Белое Дело» свое эксклюзивное исследование о Союзе воинствующих безбожников (СВБ). Сердечно благодарим отца Николая за предоставленную возможность электронной публикации и желаем ему творческих успехов в исторических изысканиях. Часть I Союз воинствующих безбожников в структуре государства Имеющиеся в научном обороте исследования и публикации о Союзе воинствующих безбожников (СВБ) обычно рассматривают его в отдельности, как общественную организацию. Такой подход на начальном этапе вполне логичен, однако при более глубоком исследовании этой темы неизбежно открываются не только многочисленные формальные и неформальные связи организации с руководством СССР, но и прямое подчинение ее властной вертикали Советского Союза. Исследование таких фактов и закономерностей деятельности безбожников позволяет гораздо лучше понять процессы, методы и стиль антирелигиозных мероприятий власти во всей совокупности. По этой причине в данном исследовании главное внимание уделено больше не самому описанию деятельности Союза и его председателя, а именно связям, механизмам и способам взаимодействия с высшим руководством СССР. Нам представляется необходимым в данном научном исследовании настаивать на важности и ценности именно такого подхода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Союз воинствующих безбожников в наступлении Духовные наследники Губельмана-Ярославского атакуют Русскую Православную Церковь 02.04.2011 2692 Время на чтение 5 минут В последнее время заметно оживились ярые противники Русской Православной Церкви, что невольно заставляет вспомнить печальной памяти времена 20-30-х годов XX века, когда бесчинствовал Союз воинствующих безбожников, возглавлявшийся Емельяном Губельманом-Ярославским. Конечно, нападки на Церковь начались не вчера. Достаточно вспомнить покойного академика Гинзбурга , которому не давало покоя введение «Основ православной культуры» в школах, и который активно выступал против этого предмета, апеллируя к светскому характеру нашего государства, к поликонфессиональности и т. д. и т. д., а на деле оказался не только безбожником, но и еврейским националистом. Инициированное Гинзбургом «письмо академиков» стало предметом бурного обсуждения в обществе. Однако судебный иск, поданный «Народным Собором» по поводу оскорбления академиком священников Русской Православной Церкви, заметно охладил его пыл. А вскоре после этого он и скончался. Гинзбург умер, но его дело продолжает жить. Продолжателями Гинзбурга в последнее время стали такие известные телеперсоны, как академик Академии телевидения, одна из главных говорящих голов общенационального Первого канала Владимир Познер , бывший депутат Государственной Думы, а ныне конезаводчик Александр Невзоров и известный политтехнолог Станислав Белковский . Владимир Познер в последнее время пытается внедрить в общественное сознание мысль о том, что главной бедой в истории России стало принятие русским народом Православия, которое и отделило русскую цивилизацию от столь любимого им Запада. Мол, с этим и связаны все наши проблемы, а, следовательно, нам надо отказаться от нашего Православия и принять протестантизм или на худой конец католичество, тогда бы мы зажили, как на Западе. Непотопляемость Владимира Познера, который успешно существовал и при советской власти, а теперь находится в очевидном фаворе у нынешней антисоветски настроенной политической элиты, известна. Известен он и своей ненавистью к Русской Православной Церкви. Поэтому его сомнительная идейка, которая, по сути дела, означает попытку переформатирования нашего национального кода, не вызывает удивления. Однако та настойчивость, с которой он ее повторяет, говорит о том, что она является не просто плодом его умствования, но затаенной мыслью, что цель его - внедрить эту мысль в общественное сознание.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/02/so...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Союз воинствующих безбожников против православного священника 09.03.2018 1623 Время на чтение 172 минут Фото: www.globallookpress.com На следующей неделе в Екатеринбурге начнётся судебный процесс над настоятелем собора во имя Успения Пресвятой Богородицы, протоиереем отцом Евгением Попиченко Как сообщил " МК " Екатеринбург , с иском против него выступил советский полковник-пенсионер, председатель правления Союза общественных организаций ветеранов военной службы и других силовых структур Свердловской области " Защитники Отечества " Николай Рябчевский. Он обвинил священника в том, что тот сравнил Ленина с Гитлером. Рябчевский требует публичных извинений от протоиерея и реакции Церкви на это сравнение, требует, чтобы протоиерей принёс ему и другим гражданам извинения через " Православную газету " и на телеканале " Союз " , требует признать высказывания священника возбуждающими ненависть и вражду между гражданами России, указать руководству Екатеринбургской епархии на необходимость соблюдения положений статьи 14 Конституции, запугивает настоятеля возможностью уголовного преследования. Требует, требует, требует... Вообще процессы над православным духовенством по политическим мотивам восходят к деятельности самого Ленина, о чести и достоинстве которого так печётся истец. Что же так возмутило тов. Рябчевского? Возмутили его вот эти слова отца настоятеля, с которыми он обратился к пастве во время воскресной проповеди: " Как вы считаете, нам стоит так усердно бороться за то, чтобы имена всех советских деятелей канули в Лету и историческая справедливость восторжествовала? А почему бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Это же, по сути, одно и то же - Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их « труды » , которые причинили столько страданий, горя, крови... Они - как две стороны одной монеты " . Вот это-то и привело в " праведный " гнев тов. Рябчевского, и он в лучших традициях " Союза безбожников " Губельмана (Ярославского) настрочил на пастыря донос, простите, иск, в котором указал:

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/10/soyu...

Вопрос: Несколько раз попадал на сайты, на которых неверующие люди с какой-то нездоровой активностью опровергают чудо схождения Благодатного огня в Великую субботу. Всякий раз остается неприятный осадок. Такое впечатление, что есть люди, которым приятно отравлять другим праздничную радость. Хотелось бы увидеть обстоятельный разбор и оценку этих писаний. Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): 1. Почему скептики хотят разрушить веру? Действительно, не праздный вопрос: зачем некоторые люди, вместо того, чтобы заняться чем-либо положительным, тратят столько времени и сил на опровержение фактов, в которые они не верят и которые к ним лично никакого отношения не имеют? Почему им так важно и значимо разрушать чужую веру? Почему некоторые люди насаждение и распространение неверия делают своей профессией. Еще недавно были доценты и даже профессора «научного атеизма». В уставе «Союза воинствующих безбожников» статья 1 была сформулирована так: «Союз воинствующих безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах, как тормозом социалистического строительства и культурной революции». Сейчас нет никакого «социалистического строительства». Чему в глазах современных воинствующих скептиков является тормозом христианская вера миллионов людей? Причина заключается в демонической природе атеизма и вообще всякого упорного неверия и скептицизма. Только в разные эпохи по-разному этот источник себя проявляет. Во времена советского атеизма главный корень заключался в гордости, которая вела к богоборческой подмене христианства идеологией «земного рая», а сейчас основная причина массового атеизма – страсти и похоти, которым придается большинство людей. «Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия» (святитель Иоанн Златоуст). 2. Подозрительность и домыслы вместо доказательств Скептики полностью пренебрегают теми правилами и методами, которые веками вырабатывались для установления истинности фактов и выводов. Имею в виду логику, науку и правоведение.

http://pravoslavie.ru/7107.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Благодатный огонь: величие чуда и бессилие скептиков Почему атеисты и скептики хотят разрушить веру? 13.04.2017 1992 Время на чтение 32 минут За долгую историю христианства не было ни одного чуда, которое бы не пытались отрицать атеисты и скептики. В этой борьбе использовались и используются любые средства. Так, еще святитель Иоанн Златоуст замечает об отрицавших чудо Воскресения: " И посмотри, как смешны их замыслы! Помянухом, говорят, яко льстец он рече еще жив сый: по триех днех востану. Но если Он был обманщик и хвалился попусту, то чего вы боитесь, мечетесь и так суетитесь? Боимся, говорят, как бы ученики не украли и не обманули чернь. Но доказано уже, что этого никак не могло быть. И однако злоба упорна и бесстыдна - покушается и на безумное дело " (Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа LXXXIX, 2). За две тысячи лет упорство в борьбе с христианством у неверующих не ослабло. Может родиться вопрос: зачем некоторые люди, вместо того чтобы заняться чем-либо положительным, тратят столько времени и сил на опровержение фактов, в которые они не верят и которые к ним лично никакого отношения не имеют? Почему им так важно и значимо разрушать чужую веру? Почему некоторые люди насаждение и распространение неверия делают своей профессией? Еще недавно были доценты и даже профессора " научного атеизма " . В уставе " Союза воинствующих безбожников " статья 1 была сформулирована так: " Союз воинствующих безбожников есть добровольная пролетарская общественная организация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССР для активной систематической и последовательной борьбы с религией во всех ее видах и формах как тормозом социалистического строительства и культурной революции " . Сейчас нет никакого " социалистического строительства " . Что в глазах современных воинствующих скептиков тормозит христианская вера миллионов людей? Причина заключается в демонической природе атеизма и вообще всякого упорного неверия и скептицизма. Только в разные эпохи по-разному это себя проявляет. Во времена советского атеизма главный корень заключался в гордости, которая вела к богоборческой подмене христианства идеологией " земного рая " , а сейчас основная причина массового атеизма - страсти и похоти, которым предается большинство людей. " Неверие происходит от порочной жизни и тщеславия " (святитель Иоанн Златоуст).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/23/...

Богословское осмысление большевистской концепции «безбожной пятилетки» («овладение временем» и «техника обезбоживания») Протоиерей Петр Гурьянов Годы «безбожной пятилетки» – очень трудный и сложный период для верующих людей того времени, для нашего государства в целом. Сталин, подписав 15 мая 1932 года Декрет Правительства, фактически открыл «безбожную пятилетку», поставив задачу: к 1937 году «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Власть всячески пыталась переориентировать сознание и мировоззрение людей, убеждая их: всё, во что они верили прежде, что считали своей поддержкой и опорой, лучом надежды на спасение и облегчением земных тягот, являлось искусственным, ненастоящим, выдуманным царским правительством для манипуляции общественным сознанием. Большевики видели: у религии, а точнее – у Русской Православной Церкви, есть очень сильные рычаги воздействия на людей, на их мнения и представления о том, что делается в стране, на их отношение к новой власти, и допускать существование такого влияния им совершенно не хотелось. Нужно было кардинально изменить всё, что складывалось и создавалось столетиями, на новый лад, дабы показать (а может, и потешить свое тщеславие , гордыню и самолюбие), что большевистская идеология и есть правда, та абсолютная истина, которая не требует доказательств. Концепция «безбожной пятилетки», квинтэссенция которой была озвучена в 1932 году Союзом воинствующих безбожников во главе со знаменитым Емельяном Ярославским в формуле «забыть имя Бога», редко становится предметом философского и тем более богословского анализа. Обычно рассматриваются идеологические и политические аспекты «безбожной пятилетки», причем в контексте непримиримой борьбы с религией вообще и в первую очередь с Православием, однако, как нам представляется, эта концепция обладает самостоятельным и специфичным богословским содержанием, которые мы в данной статье контурно обрисуем и проанализируем. «Безбожная пятилетка» была подготовлена своеобразным «квазибогословием» большевизма, которое, с одной стороны, отвергало все существующие формы религиозного сознания, но с другой – предлагало взамен иную форму религиозности – со своей догматикой, со своим учением о сотворении мира, со своими пророками, подвижниками, «святыми местами» и эсхатологией . С практической точки зрения ленинские заветы в области атеистической пропаганды активно выполнялись в 1920-е годы, подготавливая «безбожную пятилетку». В это время выходит огромное количество самых разнообразных атеистических изданий: «Революция и церковь», «Безбожник», «Антирелигиозник», «Безбожник у станка», «Деревенский безбожник», «Юные безбожники» и многие другие. К началу «безбожной пятилетки» в 1932 году в СССР «издавалось 10 газет антирелигиозного содержания и 23 антирелигиозных журнала, функционировали Союз воинствующих безбожников и Государственное антирелигиозное издательство» .

http://pravoslavie.ru/104724.html

Год назад – 18 декабря 2012 года в Одессе, в Свято-Успенском Патриаршем монастыре отошёл в вечность схиархимандрит Иона (Игнатенко) , духовник обители, один из самых почитаемых старцев нашей Церкви, чьи слова: «Нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь», - хранимы многими сердцами… Он родился 10 октября 1925 года в большой крестьянской семье, в центре советской Украины; ныне это земли Кировоградской области; при крещении был наречён Владимиром, в честь Крестителя Руси… Что это было за время? В тот год, настрадавшись, умер Патриарх Тихон и ужесточились гонения на Церковь; в тот год был создан чудовищный «Союз безбожников», позже переименованный в «Союз воинствующих безбожников». «Через безбожие – к коммунизму!» - был лозунг этой организации. Недюжинные государственные силы включились в процесс обезбоживания, в результате чего Володя Игнатенко должен был вырасти человеком, не знающим Бога. Одновременно с государственным «штурмом небес» насаждался обновленческий раскол внутри Церкви… История давняя, но в связи с подготовкой на Украине очередного раскола (в УПЦ на видные позиции выдвигается «оранжевая» группировка), стоит припомнить, что борцы с церковной традицией образца двадцатых годов придумали т.н. «живую церковь», которую не признал Патриарх Тихон и верующий народ… Перед Пасхой 2013 года одной женщине (её супруг - духовное чадо о. Ионы) в тонком сне на рассвете явился батюшка и чётко произнёс: «Скажи им: я – живой!» Он предстал во весь рост, был в своей схимнической мантии, со священническим крестом… Она не знала – кому «им». «Им», - возможно, не только его духовным чадам, но и новым борцам с Церковью, новым обновленцам-«западникам»... В 1920-1930-е годы все учреждения, созданные для борьбы с Церковью, равно как и кураторы этих организаций из НКВД, столкнулись с препятствием неодолимой силы. Этим препятствием оказалась семья. Православная семья. По плану Антирелигиозной комиссии, составленному воинствующими безбожниками, к 1936-1937 годам религию предполагалось изгнать из самых укромных её уголков. Самый укромный уголок – семья, где совершается разговор матери с ребёнком.

http://pravoslavie.ru/smi/66846.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010