Г.С. Битбунов Святая Пятидесятница Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия Событие Сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во второй главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см. Ин.16:7–14 ). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: Вы примете Силу, когда сойдет на вас Дух Святый ( Деян.1:8 ). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около ста двадцати человек ( Деян.1:16 ). Среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса. Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из них. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными языки ( Деян. 2: 4 ). Надо думать, что этот величайший дар – глоссолалия, исчерпывающая интерпретация которого, разумеется, невозможна, хотя предпринято огромное количество попыток, получили не только двенадцать ближайших соратников, но и иные ученики, а также Богоматерь (см., например, «Беседы на Деяния апостольские» свт. Иоанна Златоуста ). Описание говорения языками, различные его осмысления и оценка синхронных реликтов представлены в книге «Толковый Типикон» 80 . Ее автор – М.Н. Скабалланович – в другом своем труде признается, что о даре языков с несомненностью можно сказать только одно: «С внутренней стороны, по душевному состоянию, языкоговорение было состоянием особенной духовной, глубокой молитвы. В этом состоянии человек говорил непосредственно Богу, с Богом проникал в тайны. Это было состояние религиозного экстаза, за доступность которого ему апостол Павел горячо благодарит Бога. С внешней стороны оно было настолько величественным явлением, вполне достойным Духа Божия, что для самых неверующих было знамением, показывавшим воочию присутствие самого Божества в собраниях христианских ( 1Кор. 14: 25 ). Это было состояние самого высокого душевного подъема. Особенно величественно в этом явлении было то, что, несмотря на всю силу чувства, охватывавшего тогда человека, он не терял власти над собою, мог сдерживать и регулировать внешние проявления этого состояния, – молчать пока говорил другой, ожидая своей очереди» 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Святая Пятидесятница Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия 18.06.2021 1079 Время на чтение 17 минут Событие праздника, его эортологическая динамика и этимология названия Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое прославляет праздник Пятидесятницы, подробно изложено во 2-й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7-14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1: 8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек (см.: Деян. 1: 16). Среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса. Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из них. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными языками (см.: Деян. 2: 4). Надо думать, что этот величайший дар - глоссолалия, - исчерпывающая интерпретация которого, разумеется, невозможна, хотя и предпринято огромное количество попыток, получили не только двенадцать ближайших соратников, но и иные ученики, а также Богоматерь (см. об этом, например, «Беседы на Деяния апостольские» святителя Иоанна Златоуста). Описание говорения языками, различные его осмысления и оценка синхронных реликтов представлены в книге «Толковый Ее автор М.Н. Скабалланович в другом своем труде признается, что о даре языков с несомненностью можно сказать только одно: «С внутренней стороны, по душевному состоянию, языкоговорение было состоянием особенной духовной, глубокой молитвы. В этом состоянии человек говорил непосредственно Богу, с Богом проникал в тайны. Это было состояние религиозного экстаза, за доступность которого ему апостол Павел горячо благодарит Бога. С внешней стороны оно было настолько величественным явлением, вполне достойным Духа Божия, что для самых неверующих было знамением, показывавшим воочию присутствие Самого Божества в собраниях христианских (см.: 1 Кор. 14: 25). Это было состояние самого высокого душевного подъема. Особенно величественно в этом явлении было то, что, несмотря на всю силу чувства, охватывавшего тогда человека, он не терял власти над собою, мог сдерживать и регулировать внешние проявления этого состояния: молчать, пока говорил другой, ожидая своей

http://ruskline.ru/analitika/2014/06/07/...

Закрыть Христос - Глава Церкви Очерк православной экклезиологии 22.11.2013 1183 Время на чтение 13 минут «Кто Бог велий яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса !» Великий Прокимен Какому Богу поклоняются христиане? Казалось бы, простой вопрос - в самом имени «христиане» уже есть ответ: Христу Господу! Да, это так, мы исповедуем Единого Господа Иисуса Христа, ...« Сшедшего с Небес, и Воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и Вочеловечшася, » то есть - Бога, Ставшего Человеком, Богочеловека, во Едином Лице и двух природах - Божественной и человеческой, Который « во всем подобен нам, кроме греха.» Православные христиане поклоняется Господу в Духе и Истине, во Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, Единственном Месте, заповеданном Господом. Мы верим и в Святого Духа, через десять дней по Вознесении Господнем, Сошедшего в День Святой Пятидесятницы на Апостолов, Учеников Богочеловека в Сионской Горнице. День Святой Пятидесятницы традиционно считается и Днем Рождения Церкви. Сам Богочеловек , давший Апостолам обетование о Сошествии Святого Духа, говорил о том, что умолит Отца об этом, Отец пошлёт Духа, что Сам Он Восходит ко Отцу. Себя же Он называл Сын Человеческий, ибо Он, воистину, Вочеловечился, стал Богочеловеком. Отец, Сын, Дух, Богочеловек, Церковь... Как можно все связи между ними систематизировать? Кому же мы поклоняемся? В Чине Крещения сказано: «Поклоняюся Отцу и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельней... ». Значит, наш Бог - Пресвятая Троица, мы поклоняемся Ей! Не Allah, не Yahveh, не Buddah, но Святей Троице. Причём Троица - это и есть Единый Бог, Троица есть Единица и Единица и есть Троица: Божественная Природа Едина, а Лиц - Трое ... Из Божественного Откровения о природе Пресвятой Троицы нам известно только то, что Отец предвечно Рождает Сына, а Святой Дух Исходит от Отца. Бог-Отец Рождает Бога-Сына, Дух Святый, Господь Животворящий, Исходит от Отца. Притом, что « Бога никто же виде нигде же: Единородный Сын, Сый в Лоне Отчи, Той исповеда...» ( Ин, 1-18).

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/23/...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 58. О крещении Духом. В пятницу 4й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? ( Деян.10:47 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня мы с вами снова продолжаем разговор о том, что Господь разными путями призывает к Себе людей, готовых по душевному складу и духовным потребностям воспринять слово Божие. Божественное величие в равной степени распространяется на все человечество, независимо от национальности или места проживания. Только одни хотят познать и слушать Бога, а другие — не хотят, тешат себя иллюзиями о том, что Творца не существует, а все вокруг создано природой, или придумывают для себя каких-либо ложных богов, или боготворят людей, превращая их в кумиров. Между тем Апостольское чтение, услышанное нами сегодня (см. Деян.10:44-11, 10 ), ясно свидетельствует о том, что воля Божия не всегда согласуется с общественным мнением. Нам был преподан пример, которого более не найдешь во всей человеческой истории. Автор Деяний святых апостолов пишет о том, как Дух Святой сошел на людей, готовых стать христианами, еще до момента их крещения. Мы слышали о том, что когда апостол Петр произносил перед сотником Корнилием и его домом свою знаменитую проповедь: ..Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников. Вот какое удивительное событие здесь описано! Безусловно, оно имеет очень важное значение для осознания Промысла Божия. Не случайно Вседержитель выделил этих язычников особой благодатью, которая даже верным чадам давалась лишь в Святом Таинстве. Здесь же, как видим, пока никакого крещения не было, звучало лишь одухотворенное слово Божие, столь благодатно сеемое на почву ждущих его сердец. Дух Святой излился для того, чтобы придать происходящему факт непререкаемости. Можно было спорить с апостолом Петром, упрекать его в недостойном общении с язычниками, осуждать необрезанных. Но с Богом не поспоришь! А сошествие Святого Духа на этих людей было, как говорится, налицо: …ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В Евангелиях и Деяниях святых апостолов повествуется: в продолжение сорока дней, со дня воскресения до дня, в который вознёсся, являлся Господь апостолам, показывая себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, говоря им о царстве Божьем и давая им относительно его повеления. В сей же день (сороковой), собрав их, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ожидать обетованного от Отца Духа Святого: «Се Я пошлю вам обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в Иерусалиме, пока не облечётесь силой свыше. Ибо Иоанн крестил водой, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» ( Лк.24:49 ; Деян.1:5 ). Апостолы спросили Господа: «Не в сие ли время, Господи, восстановишь Ты царство Израилево?» Господь сказал им: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец предоставил Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до последнего края земли. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их блюсти всё, что Я заповедал вам. И се Я с вами до скончания века» ( Деян.1:6–8 ; Мф.28:19–20 ). После такого беседования с учениками Своими Господь вывел их до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Когда смотрели они на небо во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что стоите и смотрите на небо? Сей Господь Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:10–11 ). Тогда они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой. И пришедши в горницу, пребывали тут единодушно в молитве, прославляя и благословляя Бога. Так Господь вознёсся на небо и сел одесную Бога. А апостолы, по сошествии Святого Духа, пошли и проповедовали везде при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Лесные Поляны. Церковь Сошествия Святого Духа. Духовская церковь Карта и ближайшие объекты Духовская церковь 1848 г. - небольшой домовый храм, выстроеный в " псевдорусском " стиле. К квадратному в плане зданию примыкают пониженные притвор и трёхчастная апсида. Вытянутый по вертикали куб храма украшают широкие угловые лопатки с ширинками, и полукружия ложных закомар над карнизом из поребриков. В центре боковых фасадов - трёхчастные окна в архивольтах. Интересно оформлен вход в храм. Двери обрамляет широкая профилированная арка, по бокам которой, в углах притвора - массивные кувшинообразные столбы. Все элементы декора нарочито крупные и незамысловатые, здесь даже нет и намёка на утончённость или изящество. Духовская церковь, обезглавленная в годы лихолетья, ныне завершена шатром со слухами, напоминающем теремные кровли. В храме возобновлены службы. До второй половины 18-го века деревня Воробьёва принадлежала князьям Долгоруковым, а с 1750-х гг. Владельцем села числится Ростислав Евграфович Татищев. В 1837 г. внучка Р.Е.Татищева - княжна Варвара Сергеевна Вяземская - вышла замуж за Ивана Ивановича Ершова, и сельцо Воробьёво было отдано при этом в качестве приданного. В 1844 г. княгиня Елизавета Ростиславовна Вяземская - мать Варвары Сергеевны, проживавшая в те годы у своей дочери, обращается к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой разрешить в имении свое дочери полковницы В.С. Ершовой в сельце Воробьёве Подольского уезда Московской губернии, «принадлежащем к приходу церкви Успенской,...дозволить мне устроить при доме дочери моей...домовую церковь во имя Сошествия Святого Духа». Московская Духовная Консистория указом от 22 июля 1845 г. разрешила устройство Сошественского домового храма. Стилизованное здание храма, возможно, связано с рядом памятников церковного зодчества круга М.Д.Быковского и архитекторов Московского архитектурного училища. В августе 1848 г. Сошественская церковь была построена, и генерал-майорша Е.Р.Вяземская просит разрешить освящение вновь устроенного храма протоиерею Подольского Троицкого собора о.Василию Березкину. 5 сентября 1848 г. церковь была освящена. Весной 1860 г. церковь Сошествия вместо домовой стала именоваться приписной к Успенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00612

Отделение II. Церкви в Новгороде на Софийской стороне. 1. Церковь Святой живоначальной троицы в Свято-Духове женском монастыре Местоположение Духова монастыря и его основание. Возобновление его и построение в нем каменной церкви. Состояние монастыря в XVI и XVII веках Краткая история монастыря в прошлом и текущем столетии. Древняя Троицкая церковь в нем, и устройство ее совне и внутри в настоящем виде. Свято-Духов, 1-го класса, женский, а прежде бывший мужеский, монастырь находится в конце Новгорода близ большого земляного вала у С.-Петербургской заставы и большой дороги, расстоянием от Кремля на запад около версты. Прежде место сие числилось в Вотской пятине «в Неревском конце, за деревянным городом на посаде». Близ этого самого места находился Григорьевский Креченский погост, принадлежавший новгородскому ар-хиерейскому дому. Когда был основан здесь Духов монастырь, неизвестно. Но надобно полагать, что он существовал издревле, и в XII веке имел уже своего игумена, как сказано в летописи под 1162 годом: «Том же лете Святого Духа сшествия поставиша игуменом Саву» 363 . После этого, о духове монастыре не упоминается до XI века. «В лето 6865 (1357) постави владыка Моисий церковь каменну Сшествие Святого Духа, монастырь» 364 . По самому свидетельству летописей видно, что святитель Моисей не был первоначальным основателем Духова монастыря, издавна существовавшего, но только построил в нем каменную церковь . Вскоре после того, в 1386 году, по случаю нашествия Д. I. Донского, монастырь Духов самими Новгородцами был сожжен 365 . Потом опять обновлен ради находящейся в нем чудотворной иконы Сошествия Святого Духа. В 1475 году при осаде Новгорода от в. к. Иоанна Васильевича III, стояли войска его в Кречневе, близ Духова монастыря. В первой половине XVI века (1526–1530) введено в нем общежитие уставною грамотою новг. архиепископа Макария 366 . После того о Духове монастыре нет почти никаких известий даже до исхода XVI века, вероятно, потому, что во время нашествия Шведов он был разграблен и архивы его истреблены.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

прот. Петр Смирнов Содержание 1. Сошествие Святого Духа на апостолов    Еще до начала крестных страданий Господь наш Иисус Христос неоднократно предварял Своих учеников о ниспослании им иного наставника – Святого Духа, а пред вознесением на небо заповедал им не расходиться из Иерусалима, пока не облекутся силою свыше. По заповеди Господней апостолы пребывали в Иерусалиме единодушно в молитве. В это время число их было восполнено избранием Матфия в апостола на место отпадшего Иуды.    В десятый день по вознесении Господнем приходились два праздника: иудейский – Пятидесятница и христианский – Воскресение. С раннего утра апостолы собрались вместе для молитвы. Вместе в ними, по преданию, была и Пресвятая Матерь Господа.    В девятом часу утра (по еврейскому счету в третьем часу) в небе послышался шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились апостолы. После сего явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них: это было знаком сошествия Святого Духа. Апостолы вдруг как бы преобразились; души их просветились, и все слова Господни припомнились им с полною ясностию и представились в новом истинном их значении. В то же время они приобрели бодрость и мужество к проповеданию святой веры и сделались готовыми положить за нее свою жизнь. Вместе с сим они получили и особые чрезвычайные пособия к проповеди, между прочим – дар языков. Облекшись силою свыше, они тотчас и начали всенародно проповедовать о величии Божием.    Дух Святой, по обетованию Спасителя, пребывает в Церкви и пребудет до скончания века.    – Избрание Матфия совершалось так: апостол Петр предложил верующим избрать достойного на место Иуды, причем ставилось непременным условием, чтобы он был свидетелем общественного служения Господа, и особенно Его воскресения; верующие избрали двух лиц: Иосифа и Матфия; после общей единодушной молитвы жребий указал Матфия.    – Этот праздник был установлен в память Синайского законодательства. В этот же день евреи приносили Богу начатки весенней жатвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Разделы портала «Азбука веры» Оригинал I. История праздника в святоотеческой традиции Пятидесятница (греч. – Κυριακ της γας Πεντηκοστς; лат. – Pentecoste) является одним из древнейших праздников Христианской Церкви. Имеющий свой прообраз в Ветхом Завете ( Числ.34:22 ; Втор.16:10 ) и будучи установлен там в память дарования Синайского законодательства, с сошествием Святого Духа ( Деян. 2 ) в этот день в Церкви Христовой, в которой нашла свое завершение ветхозаветная история спасения, он получил новое осмысление. Блаженный Августин (354–430) [Contra Faustum Manichaeum, lib. 32, cap. 12] пишет: «Мы празднуем Пятидесятницу, то есть 50й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал нам обещанного Святого Духа, Параклита, что было прообразовано и иудейской пасхой, так как на 50й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом Божиим закон. Читайте Евангелие и обратите внимание, что там Дух Святой назван перстом Божиим» 1 . Первые упоминания о праздновании Пятидесятницы в христианском, а не иудейском понимании святитель Епифаний Кипрский (около 315–403) 2 и блаженный Августин 3 видят в небесспорных указаниях Деян.20:16 и 1Кор.16:8 . Достоверные же свидетельства о литургически оформленном христианском праздновании сошествия Святого Духа относятся лишь ко II–III векам, поскольку из-за совпадения с воскресным днем он воспринимался в неразрывной связи с Пасхой как ее продолжение. Тертуллиан (около 155 – 20е гг. III века) говорит о Пятидесятнице не как о дне, а как о 50-дневном промежутке времени, следовавшем за Пасхой и считавшемся наполненным праздничными днями, которые «мы проводим во всяком ликовании» 4 . В трактате «Об идолослужении» он пишет: «Каждый языческий праздник имеет для себя один день в году, … собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» 5 . В сочинении «О Крещении» Тертуллиан, связывая период Пятидесятницы со Вторым Пришествием Спасителя, считает наиболее благоприятным временем для принятия крещения пятидесятидневный период после Пасхи, отражая тем самым древнюю традицию приурочивать крещение к этим дням 6 . В одном из фрагментов сочинений священномученика Иринея Лионского (II век) Пятидесятница, наряду с Пасхой и воскресеньем, упоминается уже как день, в который запрещается преклонять колени 7 . А Тертуллиан говорит о непозволительности поста и коленопреклонений во весь период от Пасхи до Пятидесятницы 8 . Ориген (II–III век), рассуждая о превосходстве христианских праздников над языческими и иудейскими и упоминая о Пятидесятнице вместе с пятницей, воскресеньем и Пасхой, рассматривает первую не в качестве периода года, а в качестве однодневного праздника 9 . Завещание Господа нашего Иисуса Христа (II, 28) 10 назначает для Пятидесятницы, подобно Пасхе, торжественную Литургию с мистагогией 11 .

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан Аудио После Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа на апостолов множество людей обратилось к исповеданию Христа, внемля пламенным речам учеников Христовых и видя сотворенные ими чудеса. Сделавшись через святое крещение членами Церкви Христовой, новообращенные оставляли все свое имущество, возлагая вырученные деньги к ногам святых апостолов. Избавившись от мирских привязанностей и уз, они жили сообща, единые сердцем и душой. Продолжая неукоснительно исполнять все религиозные предписания в Иерусалимском Храме, они затем собирались частным образом, внимая апостольским проповедям, славя Господа Иисуса Христа и с радостью участвуя в празднестве вечной жизни – святой Евхаристии, знаменовавшей их общение с Богом и взаимную любовь во Христе (см.: Деян. 2: 42–47; 4: 32–34). Поскольку число последователей новой веры непрерывно росло, двенадцать апостолов постановили назначить семерых братий, славных мудростью и исполненных Духа Святого, для помощи апостолам в заботах о повседневных нуждах общины. В первую очередь речь шла о служении во время совместной трапезы и попечении о вдовах и неимущих. Таким образом, сами апостолы, избавленные от материальных забот, могли полностью посвятить себя молитве и наставлению в вере. Тогда же апостолы возложением рук поставили на служение семерых диаконов : Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая (Деян. 6: 1–6). Деятельность Стефана, поставленного во главе диаконов, выходила за рамки чисто материальных вопросов жизни общины. Исполненный благодати Духа Святого и наделенный даром чудотворения, обладавший властью говорить как посланец Божий, Стефан вызывал у окружающих восхищение. Поэтому однажды разъяренные иудеи, будучи не в силах противостоять его доводам, ложно обвинили Стефана в богохульстве и стремлении ниспровергнуть Закон и привели в синедрион на суд к первосвященнику. Молодой диакон бесстрашно предстал перед судьями. Дух Божий, Который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (см.: Мф.

http://pravoslavie.ru/58668.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010