Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 26. О ПОРЯДКЕ ЛЮБВИ Далее мы рассмотрим порядок любви, под каковым заглавием наличествует тринадцать пунктов: 1) существует ли порядок любви; 2) должен ли человек любить Бога больше, чем ближнего; 3) более ли, чем самого себя; 4) должен ли он любить себя больше, чем ближнего; 5) должен ли человек любить ближнего больше, чем свое тело; 6) должен ли он любить одного ближнего больше, чем другого; 7) кого из ближних он должен любить больше: того, кто лучше, или того, кто ему ближе; 8) должен ли он больше любить того, кто связан с ним кровными узами, или же того, кто соединен с ним иными связями; 9) должен ли человек из любви к горнему любить своего сына больше, чем своего отца; 10) должен ли он любить свою мать больше, чем своего отца; 11) должен ли он любить свою жену больше, чем отца или мать; 12) должны ли мы любить тех, которые добры к нам, больше, чем тех, к которым добры мы; 13) сохраняется ли порядок любви на небесах. Раздел 1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПОРЯДОК ЛЮБВИ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что у любви к горнему нет никакого порядка. В самом деле, эта любовь суть добродетель. Но у других добродетелей нет никаких порядков. Следовательно, не должно назначать никакого порядка и любви к горнему. Возражение 2. Далее, как объектом веры является Первая Истина, точно так же объектом любви к горнему является Высшее Благо. Но вере не усваивается порядка, поскольку во все верят одинаковым образом. Следовательно, и любви к горнему не должно усваивать никакого порядка. Возражение 3. Далее, любовь находится в воле, тогда как порядок связан не с волей, а с разумом. Следовательно, любви к горнему не должно назначать никакого порядка. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Он ввел меня в подвалы винные, он установил во мне порядок любви» 292 (Песнь. 2, 4). Отвечаю: как говорит Философ, пределы «до» и «после» устанавливаются в отношении некоторого начала 293 . Затем, порядок подразумевает то, что некоторые вещи тем или иным образом являются «до» или «после». Следовательно, везде, где есть начало, необходимо должен наличествовать и некоторый порядок. Но нами уже было сказано (23, 1 ; 25, 12), что любовь к горнему устремлена к Богу как к началу блаженства, на соучастии в котором зиждется дружба любви к горнему. Поэтому необходимо должен существовать некоторый порядок в том, что любится из любви к горнему, каковой порядок должен соотноситься с первым началом этой любви, которым является Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Скачать epub pdf Что происходит с человеком после смерти? Есть ли в Библии ясное учение об этом? Писание не сообщает подробностей, которые люди хотели бы знать, его цель направить нас к спасению, а не удовлетворить наше любопытство. Но самое важное мы знаем. Непосредственно после смерти душа человека покидает его тело, при этом человек сохраняет сознание, память, способность общаться с другими душами, и испытывать радость или страдания. Тот, кто обратился ко Христу в покаянии и вере после смерти оказывается со Христом, как Он сам обещает покаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лук.23:43 ). О той же участи говорит Апостол: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Фил.1:23 ), «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1,2 ). На небесах спасенные могут сознавать происходящее на земле и обращаться к Богу с молитвой о земных событиях ( Откр.6:10 ). Те, кто умер в нераскаянии и противлении, напротив, оказываются в аду, в «месте мучения» как богач из притчи ( Лук.16:22,23 ). Однако это состояние души, отделенной от тела, не является окончательным. В определенный день Бог воскресит умерших и восставит спасенных в нетленных, – то есть не подверженных порче, болезни и смерти, – телах. Как говорит Апостол: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:52–55 ). Читать далее Источник: Худиев С.Л. Ответы на вопросы. [Электронный ресурс]//Азбука веры. 11.12.2019. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Андрей Кесарийский дает истолкование каждому камню: «Яспис, подобно смарагду, зеленоватым цветом означает верховного Петра, который мертвость Христову носил в теле, показал непрестанно цветущую и неувядаемую любовь к Нему и наставил нас своею теплою верою на место злачное. “Второе – сапфир”. Сапфир, подобный телу небесному, из которого, говорят, бывает и лазурь, означает, как думаю, блаженного Павла, восхищенного “до третьего неба” ( 2Кор.12:2 ) и привлекающего туда, где он имеет свое жительство, всех его слушающихся. “Третие – халкидон”. Халкидон не носился на нарамнике первосвященника, но анфракс, не упоминаемый здесь. Поэтому мы думаем, не назван ли этим именем святой анфракс. Анфракс же – уголь и означает блаженного Андрея, возжженного Духом». И далее: двенадцать камней символизируют двенадцать апостолов Иисуса Христа. И посмотрите, все они не похожи друг на друга. Святые апостолы – это как бы разные драгоценные камни. Один имеет зеленоватый оттенок, другой розовый оттенок, синий оттенок, бирюзовый оттенок и так далее. Мы тоже все не похожи друг на друга, но в глазах Бога каждый является ценностью. Даже один драгоценный камень, если его чуть пововорачивать – будет менять цвет. Так и христианин – многообразно изменяется на протяжении своей жизни, и по-разному являет дары благодати Божией. Откр.21:21–27 . «А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» . Итак, как важно быть записанным в книге жизни! Как важно иметь эту удивительную небесную «прописку». Но ведь у нас есть даже документальное свидетельство о том, что мы имеем такую прописку. Это – «Свидетельство о Крещении. Да-да, «Свидетельство о Крещении». Может быть, у кого-то оно не сохранилось, но там, на Небесах, все сохраняется. Предание Церкви учит, что там, на Небесах, записывают каждого человека, который ходит в церковь . Ангел записывает, что сегодня вошел в Церковь такой-то. В памятную книгу Божию. Но главное, чтобы в нашем сердце была бы записана вера, прописана вера в Иисуса Христа как в нашего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Оставил ли Бог сотворенный Им мир без Своего попечения? Что мы выражаем, когда говорим, что Бог сохраняет мир? Как человек со своей стороны должен содействовать сохранению своему? Что проявляется в сохранении Богом мира и человека? В чем еще особенно проявляется охранительная деятельность Божия по отношению к нам, человекам? Для чего Бог попускает различным бедствиям постигать нас? Какое утешение и какие обязанности внушает нам та истина, что Бог сохраняет нас? 22. Управление миром И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» Дан.4:32 . С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле: Он создал сердца всех их и вникает во все дела их. Пс.32:13 –15. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены. Мф.10:29 –30. Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть. Быт.6:3 . Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Пс.50:12 –13. Господи! в бедствии он искал Тебя, когда наказание Твое постигало его. Ис.26:16 . Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему. Быт.32:10 . «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым», – читаем мы в первом члене символа веры . Во второй половине этого члена мы исповедуем, что мир своим происхождением и бытием обязан всемогущему Богу. Но, сотворивши мир, Бог не оставил его без Своего попечения, а продолжает действовать в нем. Об одном действии Божием относительно мира, именно о сохранении его мы говорили в прошлом уроке. Теперь будем говорить о другом деле, в котором Бог действует также славно и чудно, как Он действовал в деле сотворения мира и действует в деле его сохранения. Это дело Божие состоит в управлении сотворенным миром. На него указывает псалмопевец Давид, когда говорит: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает», и тем восхваляет Бога как Царя, царственное управление и господство которого простирается на все, следовательно, на небо и землю, одним словом, на весь мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

—338— лены без надежды на прощение жертвами Божественного правосудия всё равно, как павшие ангелы? Ни одного из этих вопросов человек никогда не решит своими силами. Астрономия никогда не даст на них ответа, откровение молчит о них, Высочайший сохраняет их в тайне. Когда явится свет будущего века, когда мы будем созерцать Бога лицом к лицу, когда истина без покровов явится нашей восхищённой душе, тогда пред вами откроются эти тайны. Ну а теперь? Нельзя ли найти в св. Писании и предании каких-нибудь указаний на это учение о многочисленности обитаемых миров, которое так волнует умы в нашу эпоху? Конечно, мы не претендуем на то, чтобы утверждать, что об этой многочисленности учит Евангелие, но мы склонны думать, что многие страницы богодухновенного текста хорошо согласуются с ней. Господь сказал: „есть у меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит мне привести: и они услышат голос мой, и будет одно стадо и один Пастырь“ ( Ин.10:16 ). Древний экзегезис прилагал эти слова к призванию язычников, которые должны были соединиться с оставшимися в церкви иудеями; но новые богословы применяют их к населению звёзд, для которых, равно как и для земли, Христос является царём. Воплотившееся Слово сравнивается с добрым пастырем, который для того, чтобы спасти заблудившуюся овцу, оставляет прочих девяносто девять на горах, отправляется за несчастной заблудившеюся и, когда наконец находит её, берёт её к себе на плечи, чтобы избавить от трудностей обратного пути. „Так, сказал об этом Господь, на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии“ ( Лк.15:7 . Ср. предыд. и Мф.18:12 ). Папа Григорий понимал под девяносто девятью овцами покинутыми на горах ради спасения одной бесчисленное множество ангелов, которые не имели нужды в искуплении, потому что пребыли в благодати. Сын Божий оставляет их на их вечных высотах и нисходят в эту долину скорбей, чтобы найти здесь человечество, заблудившееся на пути к погибели. Он берёт

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если человек действует согласно с благодатью, то он действует с полной свободой и поэтому его деятельность вменяется ему в заслугу. Слово Божие о праведниках говорит весьма часто и им обещается награда; а если бы их действия не были свободными, то не могло бы быть им никакой награды. Хотя человек может противиться благодати, но это нисколько не противоречит Божию мироправлению, потому что Бог, по Своему всеведению, предвидит, при каких обстоятельствах и при какой благодати свободная воля человека будет согласно действовать с благодатью и сообразно с этим подается человеку и благодать. Так как Бог всем людям, во всех положениях жизни подает достаточную благодать для достижения вечного блаженства, не стесняя свободной человеческой воли, то из этого легко можно понять неправильность учения о предопределении одних к блаженству, других к мучениям без всякого внимания к их свободе и действиям. Такое учение недостойно Бога, ибо оно любвеобильного Отца Небесного обращает в тирана. Если говорится о предопределении Божием, то правильно понимать его можно таким образом: Бог от вечности знает, как человек воспользуется своей свободной волею, будет ли он жить хорошо или худо, значит, Бог предвидит, заслужит ли человек вечное блаженство или вечное мучение и сообразно с этим Он предопределяет ему по его заслугам вечную участь. Таким образом, кто осуждается к вечным мучениям, тот сам был причиною этого. Неправильно протестантское учение и о том, будто бы человек может лишиться благодати только через неверие. Нет, он лишается благодати через всякий грех . Это видно из всех тех мест Слова Божия, в которых увещается добродетельный человек к бодрствованию и сохранению себя от грехов: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное, но исполняющей волю Отца Моего небесного... тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ( Мф.7:21, 23 ; 1Кор.10:12 ; 1Кор.6:9–10 ). Несправедливо также протестантское учение и в том случае, когда оно признает, что для сохранения и увеличения Божественной благодати в человеке не имеют никакого значения добрые дела. Из Слова Божия мы видим, что добродетельный человек, исполняющий волю Божию, получает еще большее благодати, а потому благодать в нем сохраняется и приумножается. В притче о талантах Иисус Христос сказал: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет» ( Мф.25:29 ). Добрые дела, совершаемые человеком при содействии Божественной благодати, имеют величайшее значение не только для сохранения благодати, но и для спасения человека, ибо за них Господь воздает человеку своими вечными благами. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:12 ). «Каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор.3:8 ). «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». ( 2Тим.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

(Мф 6:9-13) Медленно перечитайте обращение к Богу:  Отче наш, Сущий на небесах и подумайте над этими словами какое-то время, особенно сосредоточившись на словах «Сущий на небесах». Прочитайте справочный материал Справка Церковнославянский и русский переводы молитвы «Отче наш» различаются. Давайте попробуем разобраться в этих различиях. «Иже еси на Небесех» дословно переводится как «Который (иже) есть (находится) (еси) на небесах». Дословный перевод греческого оригинала вообще звучит как «Который на небесах». Но если мы будем говорить «Отче наш, Который на небесах», это будет звучать не по-русски. Поэтому авторы Синодального перевода Библии использовали выражение «Сущий на небесах». Сущий здесь означает «существующий». Кроме этого, Христос часто говорит об Отце Небесном — Своем и нашем. Еще раз перечитайте Отче наш, Сущий на небесах и подумайте над этими словами несколько минут, особенно сосредоточившись на словах «Сущий на небесах». После этого ответьте на вопросы (лучше письменно). Вопросы для размышления и обсуждения Что в этих словах привлекло ваше внимание? Почему? Почему мы подчеркиваем, что обращаемся к Отцу, «Который на небесах» Что здесь имеется в виду под «небесами»? Прочитайте одно или несколько толкований: Святитель Иоанн Златоуст Святитель Тихон Задонский Святитель Игнатий Брянчанинов Священномученик Владимир (Богоявленский) Толкование Иоанна Златоуста Когда говорит Господь в молитве: «сущий на небесах», то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и горних жилищах. Желая научить, чтобы мы оставили землю и земное и не преклонялись вниз, а взяли крылья веры и, взлетев выше воздуха и поднявшись выше эфира, стремились к именуемому Отцу, Он заповедал говорить: «Отче наш, сущий на небесах», – не потому, чтобы Бог находился только на небесах, но чтобы нас, пресмыкающихся по земле, расположить к стремлению на небеса и, озарив красотою небесных благ, обратить туда все наши желания. Святитель Иоанн Златоуст

http://bible.predanie.ru/sushchiy-na-neb...

Вы можете найти другие толкования здесь . Ответьте на вопросы: Что важного лично для меня я прочел в толкованиях? Как отвечают толкователи на вопрос «Что такое небеса?» и «Зачем нам подчеркивать, что мы обращаемся к Отцу, Который на небесах»? Прочитайте еще несколько отрывков из Священного Писания, где упоминаются небеса Параллельные места 33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, 34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. (Лук 12:33,34) 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, (Еф 1:3-5) 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1 Пет 1:3-5) 1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. 2 От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 3 только бы нам и одетым не оказаться нагими. (2 Кор 5:1-3) 17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. 18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. 19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. 20 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все.

http://bible.predanie.ru/sushchiy-na-neb...

Вот почему божественный Герман, давая определение, говорит, что церковь – это небо на земле, и все множество православных радостно поют: «Небо многосветлое Церковь » 148 . И продолжает: «В храме стояще славы твоея, на небеси стояти мним» 149 . А божественный Иоанн Златоуст добавляет, что Церковь даже выше и предпочтительней небес, поскольку небо и земля прейдут. Как сказал Господь, «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ), а Церковь , содержащая слова Господа, не прейдет, но пребудет вовеки. «О стихиях же Христос, – продолжает святитель, – упомянул для того, чтобы показать то, что Церковь превосходнее неба и земли» (Беседа 77 на Евангелие от Матфея). Христианам подобает стоять в храме так, как стоят ангелы и святые на небесах Итак, раз церковь – небо на земле, как это было доказано, то отсюда следует, что христиане должны стоять в церкви Христовой так же, как ангелы и святые стоят на небесах. Как ангелы и святые на небесах стоят со страхом и трепетом, так и христиане должны держаться в церкви. Как ангелы и святые на небесах, так и христиане в церкви не помышляют ни о чем земном, мирском и житейском. В великом мире пребывают на небесах ангелы и святые, в таком же покое должны находиться души, тела, чувства и ум христиан, стоящих в храме. Любовь , единомыслие и согласие царят между ангелами и святыми на небесах. Такие же благие чувства должны питать друг к другу и христиане в церкви. Ангелы и святые на небесах не разговаривают друг с другом, не смеются, не смотрят по сторонам, но пребывают в великом внимании и благоговении, взирая лишь на присутствующего среди них Бога. Таким же образом и находящиеся в церкви христиане не должны разговаривать друг с другом, не смеяться и не смотреть по сторонам, но лишь перед собой и со вниманием и благоговением слушать божественные слова, представляя, что стоят перед небесным Царем Богом. Во время божественной литургии христианам подобает стоять с благоговением Всегда и в любое время, когда бы христиане ни находились в храме, на утрене или на вечерне, им подобает стоять с превеликим страхом и благоговением, не производя никакого бесчиния и смущения, особенно же и прежде всего во время божественной и страшной литургии 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Переплетение духовного и материального в представлениях о Боге и о небе, характерное для Ветхого Завета, сохраняется и в новозаветном словоупотреблении, в том числе в прямой речи Иисуса. Один и тот же термин употребляется для обозначения материального неба и неба как духовной реальности. Приведем лишь несколько наиболее ярких примеров из Евангелия от Матфея: Вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете ( Мф.16:2–3 ). Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах, и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:17–19 ). Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные 12 поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных 13 с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их ( Мф.24:29–31 ) 14 . Во многих случаях при указании на материальное небо термин ορανς употребляется в единственном числе, а при указании на духовную реальность – во множественном. Однако это не является непременной закономерностью: во многих случаях в Новом Завете слово «небо» в единственном числе указывает на то место, где пребывает Бог и Его Сын. Иногда термин употребляется поочередно в единственном или множественном числе: «Отче наш, сущий на небесах!.. да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф.6:9–10 ); «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010