А.Ю. Виноградов, П.В. Кузенков О Хронике Симеона Логофета Всемирная хроника как литературный жанр Жанр всемирной хроники (хронографии), в которой описываются события от сотворения мира и человека до современной автору эпохи, появляется в III в. по Р.Х. и принадлежит к числу оригинальных жанров христианской письменности. Конечно, опыты создания более или менее объемных хронологических сводов предпринимались уже в греко-римской античности, но только в христианском мировоззрении, с его универсализмом и эсхатологической историософией, появилась насущная потребность в составлении исторических трудов, в которых все события человеческой истории нанизывались бы на единую шкалу времени, устремленного к своему пределу (эсхатону). В качестве такой шкалы, или эры, вполне естественно было принять счет лет от сотворения мира (или Адама). Данные для построения единой хронологии черпались из Библии и трудов античных историков и хронографов. В ходе этой кропотливой работы особое значение приобретала мистическая хронологическая связь между сотворением Адама и явлением в мир Нового Адама – Христа, пришествие Которого в середине 6-го тысячелетия мира (аналога 6-го дня творения, когда был создан человек) знаменовало как бы обновление всего творения и начало финального этапа мировой истории. Уже первые христианские хронисты – Юлий Африкан и Ипполит Римский , творившие в первой половине III в., – зафиксировали в своих трудах мистическую концепцию «5500 лет от Адама до Христа» и «7 тысячелетних дней мира», в соответствии с которой открывалась перспектива приближающегося эсхатологического рубежа, связывавшегося в византийской традиции с «субботним тысячелетием» (6000–7000 гг. от Адама, то есть примерно 500–1500 гг. от Рождества Христова 1 ). Вариативность и фрагментарность библейской хронологии существенно усложняла задачу построения хронологических систем. В связи с этим, например, Евсевий Кесарийский , создатель наиболее древней из дошедших до наших дней и наиболее полной всемирной хроники (1-я четверть IV в.), вообще отказался от эры от Адама и в качестве сквозных систем отсчета принял счет лет Авраама, а также олимпиады и годы правления царей важнейших государств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О сотворении Адама Подготовка текста, перевод и комментарии М. Д. Каган-Тарковской Апокриф, рассказывающий ο создании первого человека, появился в русской литературе в XII в. в составе апокрифической «Книги Еноха» и позже в апокрифической «Беседе трех святителей». Β XV в. он попадает в Палеи, но читается и как самостоятельное произведение, например в сборниках монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Β XV–XVII в. этот текст встречается в древнерусских рукописях в разных вариантах. Иногда он начинается с цитаты из Изборника 1073 . из статьи «Феодорита от того еже ο Святей Троицы» (гл. 108. Л. 245 об.), в которой говорится, что человек создан был из четырех элементов – огня, воздуха, земли и воды. Библейская легенда, вкратце сообщающая, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ), в апокрифе разрастается до подробного перечисления восьми исходных начал, послуживших материалом для творения; тело человека соотносится с частями космоса. Заключается апокриф рассказом об изобретении имени первого человека. Если в еврейской этимологии происхождение имени связано со словом adam – земля и с историей ο том, как ангелы по приказу Бога приносили по горсти земли с разных мест для изготовления тела Адама, то в греческой книжности имя его стали складывать из первых букв греческих названий частей света – Ανατολ – восток, Δσις – запад, Αρκτος – север, Μεσημβρα – юг. Β древнерусских списках названия частей света превратились в названия звезд – Анатоли, Дисис, Артос, Месевриа, из первых букв которых образовалось имя Адам. Β списках уже в XV в. эти названия искажались и перепутывались настолько, что имени из них не получалось (например, в списке Ефросина: Нафола, Машим, Брион, Адор; в списке РНБ, собр. Погодина, 1615, 1632 г.: Анафула, Анадана, Амафула, Брион). Β других случаях переписчик или редактор уходил от этой проблемы, не приводя названия ни звезд, ни частей света. Апокриф ο сотворении Адама привлек внимание исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Николай Попов История Церкви Патриархальной. Патриархи рода человеческого Дети Адама и Евы: Каин и Авель. Братоубийство. Сиф (230 год от сотворения мира). Потомки Каина и Сифа Первый сын Адама был Каин (приобретение), второй – Авель (плач, суета, ничтожество). Каин был земледелец, Авель пас овец. Однажды Каин принес дар Богу от плодов земли, Авель – от первородных стада своего. Бог видел, что Авель приносил жертву свою с усердием, с сокрушением сердца, с верою в будущего Искупителя, а Каин без усердия и без благоговения 38 ; потому Бог милостиво принял дар Авеля 39 , а на дар Каина не призрел. Каин сильно огорчился. И сказал Каин Авелю: «пойдем в поле». И когда они были в поле, Каин восстал на Авеля, брата своего, и убил его 40 . После сего Бог спросил Каина: «где Авель, брат твой»? Каин отвечал: «не знаю; разве я сторож брату моему»? Но Бог сказал: «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет 41 ко Мне от земли. Проклят ты от земли, которая приняла кровь брата твоего от руки твоей. Когда будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Каин сказал: «наказание мое больше, нежели снести можно. Вот, я буду скитаться по земле; всякий, кто встретится со мною, убьет меня» 42 . Бог сказал ему: «всякому, кто убьет Каина, отмстится в семеро». И сделал Бог Каину знамение 43 , чтобы никто не убил его. И пошел Каин с женою своею из того места, где явился Бог людям, как отец их, и поселился на восток от Эдема, построил город и назвал его Енохом по имени сына своего 44 . От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни. Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема 45 . Вместо Авеля у Адама родился сын Сиф 46 . После Сифа у него родилось еще много сыновей и дочерей. Адам жил на земле 930 лет. От Сифа произошло племя людей благочестивых, которые назывались сынами Божиими. От него произошли допотопные патриархи (Енос, Каиван, Малелеил, Иаред, Энох, Мафусал, Ламех и Ной). Из них особенно замечательны: Энох, Мафусал и Ной (утешитель). Энох всегда помнил, что с ним везде Бог, и благоугождал Богу, потому Бог взял его 47 . Мафусал, сын Эноха, жил 969 лет. Вообще люди жили в это время до 900 лет и более 48 ( Быт. 4, 5 ). Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) 49 . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Приложение От сотворения всея твари, и первозданного человека Адама, пятнадцатое обращение индиктиона, которые длительностью 532 года каждый От Адама От Христа Индикт Круг солнцу Вруцелето Круг луне Основание Епакта Ключ границ Конец индиктиону пятагонадесять обращения. Пасхалиа зрячая по ключевым словам. [ А ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 4 недели, и 4 дни. триодь починается ианнуария 11. мясопуст ианнуария 25. неделя сыропустная февруария 1. Аще будет високос: Тогда Рождество Христово в среду. мясоястия 4 недели и 5 дней. триодь починается ианнуария 12. мясопуст великий ианнуария 26. неделя сыропустная февруария 2. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 4 поста. 40 мученик в понедельник 6 недели поста. Алексия во вторник великий. пасха Христова марта 22. благовещение в среду светлую. преполовение пятьдесятницы априллиа 15, в среду 4 недели по пасце. Георгия в четверток 5 недели по пасце. вознесение априллиа 30. Иоанна богослова в пяток 7 недели по пасце. пятьдесятница маиа 10. петров мясопуст маиа 17. петрова поста 6 недель. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, [ Б ] Рождество Христово в среду. мясоястия 4 недели, и 5 дней. триодь починается ианнуария 12. мясопуст ианнуария 26. неделя сыропустная февруария 2. Аще високос: Рождество Христово во вторник. мясоястия 4 недели и 6 дней. триодь починается ианнуария 13. мясопуст великий ианнуария 27. неделя сыропустная февруария 3. Вруцелето 2. Евдокии в субботу 4 недели поста. 40 мученик в неделю 5-ю поста. Алексия в понедельник великий. пасха Христова марта 23. благовещение во вторник светлый. преполовение априллиа 16. Георгия в среду 5 недели по пасце. вознесение маиа 1. Иоанна богослова в четверток 7 недели по пасце. пятьдесятница маиа 11. петров мясопуст маиа 18. петрова поста 5 недель, и 6 дней. Петра в неделю. Столп Евангелиа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. Никитский Вера православной восточной греко-российской церкви по ее символическим книгам. Тетрадь 2. Учение о нравственности Источник 1-я половина: общее учение о нравственности Отделение 1 I. Человек по самой природе своей есть существо духовно-нравственное От начала создания своего человек является со свойствами духовно-нравственного существа, обладает свободою, умом, волею и чувством. Без всякого сомнения, Бог есть Творец всех видимым и невидимых тварей. Прежде всего Он произвел мыслию Своею из ничего все небесные силы, как отличных песнопевцев славы Своей, и создал оный умный мир, который, по данной ему благодати, знает Бога и всегда во всем предан воле Его. После того сотворен Богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок, Бог сотворил человека, который составлен из невещественной и разумной души и вещественного тела, дабы из одного сим образом составленного человека видно уже было, что Он же есть Творец и обоих миров и невещественного и вещественного. По сей же причине человек называется малым миром: ибо он носит в себе образ всего великого мира (Дамаск. Богосл. кн.2, гл.3:12). Испов., ч. I, отв. на вопр.18. Не известно ли чего особенного о сотворении человека? Бог во Святой Троице рек: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). И сотворил Бог тело первого человека Адама из земли; вдунул в лице его дыхание жизни; ввел Адама в рай: дал ему в пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взял у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву ( Быт.2:22 ). (Дыхание жизни 1 ) – душа, существо духовное и бессмертное. Катих. с.23. Веруем, что человек, падший чрез преступление, уподобился бессловесным скотам, т.е., помрачился и лишился совершенства и бесстрастия, но не лишился той природы и силы, которую получил от преблагого Бога. Ибо в противном случае он сделался бы неразумным и, следственно, не человеком; но он имеет ту природу, с которою сотворен, и природную силу – свободную, живую, деятельную, так что по природе может избирать и делать добро, убегать и отвращаться зла. Посл., чл.14.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ф. Вигуру (католик) Отдел I. – История первого человека (Быт.2:4–4:26) Творение Адама, – Евы.– Земной рай.– Древо жизни и древо познания добра и зла. – Падение наших прародителей. – Исторический характер сказания о падении. – Первое мессианское пророчество. – Дети Адама. – Долголетие первых людей. Творение Адама, первый человек 1 . Человек был сотворен в завершение всего, не только после растений, рыб, пресмыкающихся, птиц, но также и после всех млекопитающих, так что он занимает самую высшую ступень в лестнице творения. Он сотворен посредством особого творческого акта. Хотя он явился на земле в тот же период, в какой и земные животные, то есть в шестой день, но он вызван к бытиго не чрез одно простое повеление Божие, как прочие твари, но после рода торжественного совещания. Сотворим человека 976 no образу нашему и no подобию, сказал Господь; тогда Он Сам, Своими руками, образовал его из персти земли, 977 и вдунул в него дыхание жизни, то есть душу, которой дуновение означает духовность, 978 и которой чувствительность, ум и деятельность служат очень, конечно, несовершенным, но тем не менее действительным, отображением божественных совершенств. „И сами мы узнаем в себе“, говорит бл. Августин, „образ Бога, то есть высочайшей Троицы, образ, правда, неравный, даже отличный, не совечный и, чтобы коротко сказать, все не той же сущности, которой Бог, хотя в вещах, Им созданных, наиболее по природе Своей к Богу приближающийся, образ, требующий пока усовершенствования, чтобы быть ближайшим к Богу и по подобию. Ибо мы существуем и знаем, что существуем и любим это наше бытие и знание“. 979 Сказанием о творении человека, Писание научает нас, какова наша природа, и дает нам сведения о нашем непосредственно божественном происхождении; оно осуждает, таким образом, с одной стороны материализм, устанавливая различие тела, сотворенного из персти земной и души, происходящей от Бога, 980 и с другой стороны – теорию эволюции и трансформизма, которая осмеливается утверждать, что человек есть лишь усовершенствованное животное.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди Содержание История создания книги (предисловие редактора) ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ РОУЗ И НАУКА 21-го СТОЛЕТИЯ ЧАСТЬ I. Православные Святоотеческие Толкования на Книгу Бытия ВСТУПЛЕНИЕ. ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ КНИГУ БЫТИЯ? ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ: КАК ЧИТАТЬ БЫТИЕ 1. Подход 2. Святые Отцы: наш ключ к пониманию Бытия 3. Основные принципы нашего подхода к пониманию Бытия 4. Буквальные противосимволические истолкования 5. Природа текста ГЛАВА II. ШЕСТЬ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ 1. Введение 2. Общие замечания о Шестодневе 3. Почему шесть дней? ГЛАВА III. ШЕСТЬ ДНЕЙ 1. День первый (Быт. 1, 1–5) 2. День второй (Быт. 1, 6–8) 3. День третий (Быт. 1, 9–13) 4. День четвертый (Быт. 1, 14–19) 5. День пятый (Быт. 1, 20–23) 6. День шестой (Быт. 1, 24–31) ГЛАВА IV. СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА V. РАЙ ГЛАВА VI. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВА VII. ЖИЗНЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РАЯ 1. Изгнание Адама 2. Каин и Авель 3. Родословие Адама от Сифа к Ною 4. Нечестие людей ГЛАВА VIII. ПОТОП ГЛАВА IX. РАССЕЯНИЕ НАРОДОВ 1. Ной и завет Бога с ним 2. Родословие сынов Ноевых 3. Башня Вавилонская ЧАСТЬ II. Философия Эволюции ГЛАВА I. НАУКА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ 1. Истинное богословие и светское знание 2. Наука и Христианская Философия 3. Отделение материалистических фантазий от научной истины 4. Наука как низшая форма знания 5. Чуждая система мысли 6. Недостаток философской культуры среди православных христиан 7. Философия святых Отцов ГЛАВА II. КРАТКАЯ КРИТИКА ЭВОЛЮЦИОННОЙ МОДЕЛИ 1. Введение 2. Исторический контекст 3. «Доказательства» эволюции 4. Теория эволюции, понимаемая философски 5. Конфликт между христианской истиной и эволюционной философией ГЛАВА III. «ХРИСТИАНСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» 1. Вступление 2. Пьер Ле Конт дю Нуи 3. О. Антоний Костюрос 4. Карл Ранер 5. Стефан Трустер 6. Взгляды римской католической церкви на первозданного человека 7. Феодосий Добжанский 8. Тейяр де Шарден 9. Хилиазм Тейяра де Шардена 1 10. Тейярдизм в свете Православия 11. «Православные» последователи Тейяра де Шардена ЧАСТЬ III.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Человек Что дает чтение жизнеописаний святых Читая жития угодников Божиих, мы невольно сознаем великую разницу между ними и нами. Но она не должна приводить нас к ложному выводу, будто теперь не те времена, не те люди и нам невозможно угодить Богу. Таким вы­водом оправдываются не ревнующие о своем спасении, а хотящих спастись не устрашит самая великая противоположность их жизни с жизнью святых. Напротив того, она вызовет у них сокрушение духа и молитву ко Господу и святым Его о даровании более крепкой веры, большей преданности в волю Божию и недвоящегося упования на Промысл Всемогущего, чтобы и они, слабые, при содействующей благодати Божией по силе своей могли ревновать житиям святых. Ведь и святые некогда были похожи страстями на нас, также обложены плотью, однако силой воли, любовью к Богу и желанием себе спа­сения превозмогли все. Бог силен и невозможное сделать возможным. Он всем хочет спасения и только ожидает с нашей стороны желания, понуждения себя; благодать Его всегда готова нам в помощь. (25, с.433). После сотворения всего мира Бог создал АДАМА и ЕВУ и дал им запо­ведь. Человек сотворен Богом. Бог создал особым образом Адама и Еву, а от них род человеческий. Человек создан особым Советом Святой Троицы. Человек сотворен по образу и подобию Божию. Человек есть творение Божие и должно работать ему неослабно. Человек сотворен разумным. Человек – разумное Божие создание. Человек – дивное создание Божие. Человек является посредником между Богом и всем созданием. Человек настолько высокое создание, что Сам Бог ради него в мир пришел и искупил. Так как в христианине два рождения, то и человек двоякий по внутреннему устроению ветхий и новый. Ветхий человек по нраву своему подобен зверю, скоту и змее. Человек плотской и духовный. В плотском человеке царствует ГРЕХ, в духовном БЛАГОДАТЬ. Ветхий человек, хотя и крещен и имеет признаки христианства, но жизни в себе не имеет, мертв душой. Человек на земле есть путник. Человек есть странник в этой временной жизни. Время жизни человека – путь к вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

  Вопрос: Кто даровал тебе бытие и жизнь? Ответ: Бог. В. Какое ты имеешь понятие о Боге? О. Бог есть создатель неба, земли и всех тварей. В. Не открыл ли сам Бог понятия о Себе, как о создателе неба и земли? О. Бог открыл людям познание о Себе, в слове Божием или священном Писании, а отчасти в предании православной Церкви. В. Как учит слово Божие о сотворении неба и земли? О. Учит, что Бог сотворил из ничего небо, ангелов и землю в шесть дней со всеми находящимися в мире творениями, а наконец сотворил первых людей – Адама и Еву. В. Как учит слово Божие об ангелах и человеках? О. Учит, что ангелы – бестелесные духи, имеющие, подобно людям, разум и волю. В. Для чего создал Бог ангелов и людей? О. Для того, чтобы они, утвердившись в повиновении воле Божией, были вечно блаженными. В. Утвердились ли ангелы в повиновении воле Божией? О. Большая часть их утвердилась и блаженствует; но многие из них, увлекшись примером одного светлого духа, дерзнули воспротивиться воле Божией и сделались на веки погибшими. В. Как такие ангелы называются для различия от ангелов Божиих? О. Демонами, диаволами, бесами, духами злобы и другими названиями. В. Утвердились ли в повиновении воле Божией первые люди? О. Нет; диавол склонил первую жену Еву нарушить заповедь Божию, а Ева склонила к тому первого человека – мужа своего Адама. В. Что произошло от того, что первые люди нарушили заповедь Божию? О. Самые пагубные последствия: люди лишились благодати Божией, стали смертными, а главное, – в них явилась сильная склонность ко греху, или к преступлению заповедей Божиих. В. Всегда ли была и есть в людях столь пагубная склонность? О. Была всегда, и есть: потому что все люди, происходя от Адама и Евы, рождаются с такою же склонностью, от чего она и называется первородным грехом. В. Не могли ли люди снова достигнуть до того, чтобы приобрести вечное блаженство? О. Сами по себе не могли, потому что все люди, сделавшись рабами греха, отвергаются правосудием Божиим. В. На веки ли Бог оставил людей столь несчастными?

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Библия и наука о сотворении мира протоиерей Стефан Ляшевский Содержание Информация о первоисточнике Введение Часть I. Что такое " дни " творения? Шесть дней творения в свете современных геологических знаний Книга Бытия. Особенности ее написания Взгляд, которого придерживается современная наука о прошлом Земли Как богословская мысль относится к открытиям современной геологии Эволюционная теория. Ее ошибки Вселенная и человек как часть бесконечного Божьего мира Астрономический период истории Земли Первый день творения Второй день творения Геологический период истории Земли Третий день творения Четвертый день творения Пятый день творения Шестой день творения Седьмой день, когда Бог почил от дел своих Часть II. Первые люди на Земле. Что говорит о них Библия и данные современной археологии Предисловие Вопрос о Палеолите Учение о палеолитическом человеке Палеолитический период Антропология Палеолита Потомки Каина и потомки Сифа Всемирный Потоп. Почему его можно назвать " всечеловеческим " ? Новое человечество. Сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет Потомки Иафета на Западе. Неолитический период в Европе Часть III. Человечество Бронзового и Железного веков. Эпоха, предшествующая времени написания Библии Предисловие Потомки Сима. Семитическое царство. Вавилон Потомки Иафета на Востоке. Арийское ведическое царство Бронзовый и Железный века в Европе Часть IV. История человечества от Адама до Авраама. Первоначальная Ветхозаветная Церковь Введение Жизнь на Земле до Потопа Рай Бессмертный Адам. Существовала ли смерть в Раю? Дерево жизни Первое Богослужение на Земле Создание первых городов Быт потомков Адама Палеогеография Древнего Востока Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе? Жизнь после Потопа Ной. Создание Ковчега Территория, затопленная во время Потопа Возвращение Ноя на родину. Благословение Симу и Иафету История поисков Ноева Ковчега Создание Вавилонского и Египетского царств по библейским и археологическим данным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010