Текст выступления архиепископа Серафима (Соболева) печатается по изданию: Разорвать экуменичское кольцо. Всеправославное совещание 1948 г. об экуменизме. - М.: " Одигитрия " , 1998. Текст " О календарных спорах и церковных канонах " представляет собой отрывок из книги доктора богословия, профессора Московской духовной академии, протоиерея Владислава Цыпина " Церковное право " (Цыпин В.А. Церковное право. - 2-е изд. - М.: Изд-во МФТИ, 1996.). Заглавие дано составителями. Доклад профессора Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотова, крупнейшего церковного историка конца XIX века, имеется в виде приложения к Журналу третьего заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе, 31 мая 1899 г. ( " Приложение V. Доклад В. В. Болотова, в заседании 31 мая 1899 г. " ) Неясно, были эти Журналы опубликованы или предназначались для использования в узком кругу. Насколько нам известно, основополагающая работа В. В. Болотова в настоящем сборнике впервые печатается сколько-нибудь массовым тиражом. Заглавие " Александрийская пасхалия: логика и эстетика " дано составителями. Профессор А. И. Сидоров в предисловии к " Собранию церковно-исторических трудов " В.В. Болотова (М.: Мар-тис, 1999. - T.I) подчеркивал, что этот доклад " требует, несомненно, публикации, принимая во внимание актуальность данного вопроса в настоящее время " . Там же приводится впечатление одного из членов Комиссии от этого доклада: " Посыпались, как из рога изобилия, цитаты, цифры, даты, сравнения, сопоставления. Блестящая лекция-импровизация продолжалась с неослабным интересом. Точно огромный известный словарь Ларусса раскрылся и заговорил человеческим голосом. Слушатели были ошеломлены. Едва верилось, что человеческая память в состоянии сохранить такую массу учености и выложить ее при первом требовании, с кристаллической ясностью " . Отмечаемое в этом году столетие со дня смерти Василия Васильевича Болотова, надеемся, привлечет еще большее внимание к его поистине историческому докладу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Главное отличие формулы, содержащейся в Уложенной грамоте, от соответствующего места из послания старца Филофея заключается, несомненно, в отсутствии в грамоте профетического утверждения о том, что Четвертому Риму не бывать. Нам сейчас трудно сказать, каким образом в процессе составления документа эта мысль Филофея оказалась исключенной из Уложенной грамоты: было ли это сделано по требованию греческой стороны, или это было решено в самой канцелярии, изготовившей документ, потому что предвиделось несогласие греков на включение в текст документа этой столь притязательной и на основании догматов и канонов не доказуемой мысли старца, либо пророчество о том, что Москва – последний Рим и четвертому уже не бывать, самими составителями грамоты в Москве сознавалась как неуместная в официальном церковном документе, связанном с взаимоотношениями двух поместных Церквей. Устранение этой формулы лишает рассматриваемый документ апокалиптической остроты и эсхатологической перспективы, столь важной для самого старца Филофея и, несомненно, приглушенной в позднейшем осмыслении филофеевских идей, когда, впрочем, идея о том, что Четвертому Риму не быть, стала весьма популярной и расхожей, но, утратив филофеевский апокалиптический пафос, приобрела триумфалистское звучание. Как бы там ни было, но как раз отсутствие этого существенного элемента из идеологического построения старца Филофея в Уложенной грамоте свидетельствует о критическом подходе ее составителей к заимствованным у Филофея идеям и потому позволяет с тем большей основательностью принимать включенные в грамоту слова как выражение согласованной позиции, официально принятой иерархами не только Русской, но и Константинопольской Церкви. 5. – Римская церковь и ересь Аполлинария Какой же смысл мог вкладывается издателями грамоты в формулу о Москве Третьем Риме? Для ответа на этот вопрос следует внимательнее вчитаться в текст старца Филофея, чтобы предложить адекватную интерпретацию его утверждений о падении первого и нового Рима. Первый Рим, по Филофею, пал из-за ереси Аполлинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Это совершенно справедливо, поскольку в случае непогрешимости Церкви во всех вопросах, не было бы нужды в церковных научных исследованиях; достаточно было бы собрать Вселенский собор и решить любой спор. Неправильное понятие о предмете непогрешимости Церкви ведет к серьезным богословским ошибкам, когда, например, предметам, не относящимся к области веры, усваивается статус, равный статусу догматов веры. К сфере непогрешимости Православной Кафолической Церкви также относится ее правотворчество. Это означает, что ее решения и каноны, принятые на всеправославном уровне, не противоречат Божественному Откровению и полезны для Церкви как минимум на определенном этапе её исторического развития. Отцы VII Вселенского собора, перечисляя каноны, принятые вторым правилом Трулльского собора, говорят об их составителях, что « все они от одного и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили ». Однако это не означает, что каноны приняты Церковью раз и навсегда и не могут быть изменены или отменены Вселенским собором в будущем. Как объясняет канонист протоиерей Владислав Цыпин , « непогрешимое, богодухновенное правило, принятое применительно к конкретной обстановке, может утратить характер действующей нормы только потому, что изменились обстоятельства, обусловившие его издание. Таким образом, признание канонов непогрешимыми не ставит неодолимого барьера для церковного правотворчества в той области, которая уже урегулирована правилами Соборов ». О непогрешимости Библии Особое место в Священном Предании Церкви занимает Священное Писание. Апостол Павел пишет, что « все Писание богодухновенно » ( 2Тим.3:16 ) и Святая Церковь исповедует в Символе веры , что Сам Дух Святой говорил через пророков. Понятие богодухновенности Писания тесно связано с понятием о его непогрешимости. По словам святого Августина, « каноническое Священное Писание — и Ветхого, и Нового Завета, имеющее четко определенные границы — настолько превосходит сочинения всех позднейших епископов, что не может быть никаких споров или сомнений относительно правильности того, что в нем ясно написано ».

http://azbyka.ru/nepogreshimost

Предлагаемый курс состоит из восьми занятий. Для образовательных организаций с религиозным (православным компонентом) и православных организаций дополнительного образования данный курс рекомендуется в качестве учебного модуля «Новомученики и исповедники Церкви Русской», интегрированного в учебную дисциплину «Основы православной веры» (часть «История Русской Православной Церкви»). Для государственных и муниципальных образовательных организаций данный модуль рекомендуется в качестве отдельного курса внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственной культуры. Курс также может быть использован в рамках занятий с воспитанниками воскресных школ. Методические рекомендации размещены на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования. Кроме того, с июля по сентябрь в Отделе продолжалась доработка пособия для учителей «Церковь в истории России» (авторы-составители протоиерей Владислав Цыпин, диакон Герман Демидов, Игорь Метлик, Елена Балашова, Елена Челнокова, Светлана Шестакова) как дополнительного материала к курсу «История Отечества» общеобразовательных школ для 6-10 классов, готовящегося в издательстве «Просвещение». В части, соответствующей программе 10-го класса, пособие содержит материалы об истории Русской Православной Церкви с 1917 года по настоящее время, включая сведения о новомучениках и исповедниках Церкви Русской. Пособие планируется издать в ноябре 2016 года. Игумен Митрофан также сообщил, что в рамках юбилейных XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» запланированы несколько мероприятий, которые «поспособствуют большей заинтересованности регионов, в том числе и представителей епархиальных ОРОиК и представителей региональных управлений образования по данному вопросу». Ключевое из них — конференция «Воспитание почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: учебно-методические пособия для образовательных программ и просветительных проектов». «Православное образование» /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/4663197.ht...

Высоким авторитетом в Церкви пользуются книги, изданные в новое время церковной властью: катехизисы, особенно митрополита Петра Могилы и митрополита Филарета, и «Послание патриархов Православной Кафолической Церкви о православной вере», составленное на Иерусалимском Соборе 1672 г. Относительно неприкосновенности догматических истин, данных в откровении по вдохновению Святого Духа на Вселенских Соборах, Ефесский Собор в 7-м каноне изрек свое Определение: «По прочтении сего, святый Собор определил: да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси; таковые, аще суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира: аще же миряне, да будут преданы анафеме. Равным образом, аще епископы, или клирики, или миряне явятся мудрствующими, или учащими тому, что содержится в представленном от пресвитера Харисиа изложении о воплощении Единороднаго Сына Божия, или скверным и развращенным Несториевым догмам, которые при сем и приложены: да подлежат решению сего Святаго и Вселенскаго Собора, то есть епископ да будет чужд епископства и да будет низложен; клирик подобно да будет извержен из клира; аще же мирянин, да будет предан анафеме, как сказано». Прямой смысл канона заключается в запрете самовольного составления символов веры , подобных тому, который был представлен Харисием. Впоследствии этот канон использовался православными полемистами против латинского искажения Никео-Цареградского Символа добавлением в него Filioque. Канонисты 12 в., уже заставшие Filioque, не находили в этом правиле оснований для его отвержения. По словам архиепископа Петра Л " Юилье , впервые этот аргумент был выставлен на Ферраро-Флорентийском Соборе в 1438 г. святым Марком Ефесским . Архиепископ Петр не склонен интерпретировать это правило, как абсолютный запрет всяких изменений в Символе. Он пишет по этому поводу: «Можно, разумеется, сожалеть о добавлении, сделанном к тексту Символа на Западе, однако совершенно невозможно в осуждение этого добавления ссылаться на 7-е правило Ефесского Собора, составители которого имели в виду не какое-нибудь добавление, а как раз составление иной веры» 349 . Однако не столь очевидным и формальным образом, как это, может быть, представлялось православным полемистам прошлого, в том числе самому св. Марку, но внесение в Символ Filioque осуждается правилом, поскольку оно действительно явилось искажением той веры, которую изначально содержала и содержит Вселенская Церковь , а значит, и «изложением иной веры». 41.2.Проповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Право народов догосударственной эпохи утверждается на обычае. В этом смысле говорят об обычном праве славян или салических франков. Обычное право сохраняется и там, где уже действует писанное государственное законодательство, хотя сфера применения его сужается. Обычное право служит одним из главных источников для правотворчества государственной власти. Как и в области государственного права, в области церковного права значение обычая уменьшалось по мере развития положительного законодательства; причём происходило не только сужение сферы его применения, но и снижение его авторитетности в иерархии правовых норм. В Древней Церкви обычай отождествлялся с преданием (либо прямо Апостольским и Священным, либо с преданием местной Церкви). Тертулиан, известный не только как богослов, но и как юрист, чьи мнения вошли в «Дигесты», писал: «Если что-либо не определено письменно, а, между тем, везде сохраняется, значит, оно утверждено обычаем, который основан на предании. Если же кто-нибудь скажет, что и для предания нужно письменное свидетельство, тогда мы можем указать многие установления, хранящиеся без всякого письма лишь важностью самого предания и силою обычая» 54 . «Церковное предание, утверждённое обычаем и сохранённое верою, – отмечает епископ Никодим, – наравне с определёнными предписаниями, составляло в первобытной Церкви закон, служило основой для церковного права и имело значение законодательных постановлений как по своему источнику, так и по всеобщему уважению, которым оно пользовалось. В этом убеждают нас сами тексты канонов, составители которых, как на высочайший авторитет, ссылаются на древние обычаи» 55 . «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе...» (6-е правило I Вселенского Собора). «Понеже утвердися обыкновение и древнее предание, чтобы чтити епископа, пребывающаго в Элии, то да имеет он последование чести, с сохранением достоинства, присвоеннаго митрополии» (7-е правило I Вселенского Собора). «О находящихся же при исходе от жития да соблюдается и ныне древний закон и правило, чтобы отходящий не лишаем был последняго и нужнейшаго напутствия» (13-е правило I Вселенского Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Протоиерей Константин Татаринцев (Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с правоохранительными органами) сказал о необходимости поименного прославления святых: -Личное отношение прихожан к их святому, который здесь служил и молился, который является их родным — дело особенное. Оставлять его просто так, заявив, что у Церкви есть собор новомучеников — видимо, маловато. Молитвами этих исповедников строятся храмы. Количество имен пострадавших, внесенных в базу данных Свято-Тихоновского университета, в течение многих лет соответствовало количеству открытых у нас храмов. Это не значит, что так будет всегда, но это какое-то Божье указание на то, что прославление святых не должно быть приостановлено. Подпись как препятствие к канонизации Играет ли значение подпись осужденного? Неоднократно звучало утверждение, что подпись человека под обвинением против себя и других — неопровержимый аргумент против канонизации, потому что в фальсификации следствие не видело смысла — для того, чтобы засудить человека, его признание не необходимо, ведь можно привлечь лжесвидетелей по делу. Иерей Максим Плякин Иерей Максим Плякин, член комиссии по канонизации Саратовской епархии, в ответ на это заявление привел пример: графологическая экспертиза на основании изучения документов дела одного из пострадавших в годы гонений клириков Саратовской епархии показала, что подписи под протоколами допроса и обвинительным заключением сделаны другой рукой. Историк Лидия Алексеевна Головкова напомнила, что многие подписи добыты просто обманом. А архимандрит Ианнуарий (Недачин) (Соловецкий монастырь) подчеркнул: -Есть большая разница между древними мученическими актами и архивными следственными делами. Составителями первых не двигали мотивы желания исказить истину. Исследования архивных дел 1918 года показывают, что большевики намеренно проводили политику гонений так, чтобы избежать возможности прославления жертв. Почему мы думаем, что после 1918 года эта концепция изменилась? Протоиерей Владислав Цыпин напомнил, что вопрос о подписи принцпиален: если человек согласился с обвинением и поставил свою подпись, значит, он обнаружил свою слабость. А архиепископ Марк решительно отказался признавать вопрос о подписи принципиальным. По его мнению, сама его постановка — грешна, а публикация критериев против канонизации — вредна. Вопросы источниковедения

http://pravmir.ru/pochemu-my-ne-proslavl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обстоятельства смерти Святителя Филиппа, Митрополита Московского и Всея Руси 07.11.2021 2959 Время на чтение 62 минут Кому подобает нам доверять более: клятвопреступникам иноземцам Таубе и Крузе, предателю Андрею Курбскому, осужденному приставу Стефану Кобылину — либо составителям Покаянного Синодика, то есть, в том числе, самому Православному Царю Иоанну Васильевичу Грозному, свидетельствам благословенного Царя Алексея Михайловича и составителям Соловецкого летописца конца XVI века, Коряжемских и первых русских печатных Святцев, и самой Церкви, прославившей митрополита Филиппа как святителя и исповедника, но не как мученика и страстотерпца? Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей 30 августа 2021 года заявил, что есть разные мнения историков об обстоятельствах смерти святителя Филиппа (Колычева), Митрополита Московского и Всея Руси. Развивая свою мысль в ответе на вопрос Сергея Брилёва на Восточно-Экономическом форуме, Президент России указал, что Малюта Скуратов, один из руководителей опричнины в то время, возможно, мимо монастыря, где находился святитель Филипп, вообще не проезжал, или проезжал, но мог не иметь никакого отношения к смерти святителя Филиппа. В дискуссии, разгоревшейся после этого, прозвучали обычные либерально-масонские и большевицкие штампы о Царе Иване Васильевиче Грозном. Так, Николай Сванидзе на радио «Эхо Москвы» заявил, что Царь Иван Васильевич Грозный не только виновен в убийстве святителя Филиппа, но и уничтожил почти весь Новгород, и после него Новгород уже не поднялся, что явно не соответствует фактическим обстоятельствам . Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Владислав Цыпин в публичных комментариях слов Президента России о Малюте Скуратове заметил, что жития святых не являются каноническими соборно утверждаемыми текстами и могут исправляться в случае обнаружения исторически недостоверных данных. Дмитрий Быков в «Новой газете» обвинил представителей Русской Православной Церкви в том, что они следуют всем указаниям руководителя Государства и якобы готовы исправлять Священное Писание и Священное Предание Церкви. В своих виршах Быков умудрился оклеветать и Президента, и Церковь, изобразив ее какой-то угоднической политической организацией, и оскорбить чувства верующих, для которых Церковь является святыней.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

1:16:30 2:48:07 Истинные воины Царя Небесного Владимир Кириллин В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Владимира Михайловича Кириллина «Истинные воины Царя Небесного: Преподобный Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий в древнерусской литературе и предании Церкви». Русская Православная Церковь. XX век В издательстве Сретенского монастыря вышел календарь-дневник на 2017 год «Русская Православная Церковь. XX век». Составитель — Т.А. Соколова, предисловие епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Свиток Петр Паламарчук В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник прозы Петра Георгиевича Паламарчука «Свиток», который объединяет лучшие художественные тексты автора. Иисус Христос. Жизнь и учение. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) В издательстве Сретенского монастыря вышла первая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева). Дневники «Дневники» М. Л. Казем-Бек отвечают лучшим эстетическим и мировоззренческим критериям и стоят в одном ряду с наиболее значительными произведениями жанра мемуаров: «В “Дневниках” много ярких, убедительно достоверных зарисовок дворянского и народного быта Иисус Христос. Жизнь и учение Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Настоящая книга, продолжая серию исследований о жизни и учении Иисуса Христа, посвящена Нагорной проповеди — самой длинной из всех Его речей, приведенных в синоптических Евангелиях. Текст проповеди, содержащей квинтэссенцию нравственного учения Иисуса, рассматривается в широком контексте последующей церковной традиции, в которой она имеет богатую историю интерпретации и практического применения. Эпоха гонений Протоиерей Владислав Цыпин Книга доктора церковного права, профессора, протоиерея Владислава Цыпина рассказывает об истории древнего православия — от рождества Спасителя до основания равноапостольным Константином Нового Рима — православной Византийской империи. Заветное желание Анна Николаенко Анна Николаенко проживает в Днепропетровской области (Украина). Магистр истории. Пишет стихи и прозу. Автор сайта «Православие в деталях». Герои ее рассказов — обычные люди разных возрастов и профессий, убежденные в правильности своего образа жизни. Неожиданные обстоятельства заставляют их страдать, искать выход из сложной ситуации. Зачастую этот выход совсем рядом, но, чтобы увидеть его, необходимо взглянуть на происходящее через призму иных ценностей.

http://pravoslavie.ru/foto/image11074.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Даже с точки зрения светского права всё его поведение неэтичное» По словам заместителя председателя Епархиального суда Москвы о. Владислава Цыпина, Кураев изначально был заинтересован не в установлении истины, а в привлечении внимания СМИ 05.03.2021 1425 Время на чтение 9 минут Заместитель председателя Епархиального суда г. Москвы протоиерей Владислав Цыпин прокомментировал решение суда по делу запрещенного в служении клирика Московской городской епархии протодиакона Андрея Кураева, сообщает Патриархия.ru. «В " Положении о церковном суде " сказано, что " церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви " . Можно добавить к этому, что задача суда, помимо установления истины по делу, заключается в увещевании провинившегося клирика в надежде на его раскаяние и исправление. Очевидно, что человеку проще переосмыслить свое поведение, если он не находится в объективе камер и внимания журналистов, которые не упустят возможность сделать из этого сенсацию», - сказал отец Владислав. «Церковный суд — это, по сути, дисциплинарная коллегия при правящем архиерее, который один обладает полнотой судебной власти, часть своих судебных полномочий он по своему усмотрению делегирует епархиальному суду. Задач у церковного суда несколько», - пояснил он. - Прежде всего — установить факт церковного правонарушения и его характер. Затем — выяснить, виновен ли обвиняемый или нет в тех случаях, когда эта вина не очевидна (а бывает, что и очевидна… например, когда клирик вступил во второй брак). Далее — если клирик виновен, определить, имеется ли повод для церковной " икономии " , то есть применения наказаний, предусмотренных канонами и иными церковно-правовыми актами не в полноте их строгости. Наконец — определить, какому наказанию подлежит клирик за свои деяния. Это тем более необходимо, что не всё, что может сегодня натворить клирик, предусмотрено канонами. Например, наркомания — среди клириков это хоть и крайне редко, но бывает… Очевидно, что составители канонов не сталкивались с этой бедой нашего времени. В подобных случаях могут приниматься решения, имеющие характер судебного прецедента».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/05/da...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010