4 Платоник В.В. Об изучении жизни и трудов и чествовании памяти Платона, митрополита Московского (к столетию со дня кончины, 11 ноября 1912 г.). Сергиев Посад, 1912; Виноградов В. В. Платон и Филарет, митрополиты Московские (сравнительная характеристика)//Богословский вестник. 1913. Т. 1. Январь. С. 10–34; Февраль. С. 311–347; Титлинов Б.В. Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-правительственной деятельности своего времени//Христианское чтение. 1912. No 11. С. 1199–1260. 8 Миролюбов Г.П. Платон как пастырь и богослов. Ленинградская духовная академия. Машинопись. 1952; Иванов И. , свящ. Митрополит Платон (Левшин) как догматист. Ленинградская духовная академия. 1955; Скурат К.Е. Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Московская духовная академия. Загорск, 1956. Машинопись; Платон (Лобанков), иером. Святительские труды Высокопреосвященного Платона (Левшина) , митрополита Московского. Загорск, 1964. Машинопись. (В кратком изложении эта работа опубликована: Платон (Левшин), митрополит Московский. Издательство Троице-Сергиевой лавры, 2009). 9 Papmehl K.A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levshin, 1737–1812): the enlightened prelate, scholar and educator. Oriental Research Partners. Newtonville (Mass), 1983. 11 Короткевич Р.М. Митрополит Платон и русские императоры. (Опыт критического восстановления прошлого)//Макарьевские чтения: Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария. Вып. 8; М.; Можайск, 2001. С. 217–239. 13 Галанов М.М. Митрополит Московский Платон и Павел I//Вопросы истории. 2006. No 7. С. 150–155. 16 [ Платон (Левшин) ]. Поучительные слова при Высочайшем дворе Ея Императорского Величества благочестивейшей великой государыни Екатерины Алексеевны Его Императорского Высочества учителя в законе и придворного проповедника Святейшего Правительствующего Синода члена, преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского и Свято Троице-Сергиевы лавры вященноархимандрита, поучительные слова и другие сочинения, от Московской академии выпечатанные. В 20 т. М., 1779–1806.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

По дороге из Воронежа в Новочеркасск, поздно ночью, знаменитый путешественник дремал, и ему показалось, что он почувствовал толчок. Мгновенно он пробудился и остановил лошадей, крикнув: «стой». Высокопреосвященный вышел из экипажа, и оказалось, что он остановил лошадей на половине моста в то время, когда другая половина его разобрана. Несколько шагов вперед, и экипаж высокопреосвященного полетел бы в пропасть. В мире митрополит Платон назывался Николай Иванович Городецкий. Постригаясь в монахи, он хотел избрать себе имя Никандр, означающее, по словопроизводству с греческого языка то же, что и Николай. Но архимандрит Иннокентий (Борисов) сказал ему: «у монаха своих желаний не должно быть, узнаем, какое тебе имя назначает Божий промысл». Написав ряд имен на отдельных бумажках и свернув их, Иннокентий заставил Н. И. Городецкого вынуть жребий. На вынутой бумажке было написано: «Платон». Митрополит Платон много раз рассказывал о случае, бывшем с ним в бытность его инспектором семинарии. Он принимал горячее участие в слабом и болезненном, но с прекрасною душою и сердцем, студенте Крылове. Когда Крылов тяжко заболел и был в лазарете, Платон оказывал ему отеческое внимание, но Платон не думал, что Крылов болен уже предсмертною болезнию. Однажды ночью, когда Платон сидел за работою, он неожиданно почувствовал какое-то движение в своем кабинете. Поднял голову и увидал стоящего перед ним студента Крылова. Удивленный таким несвоевременным приходом студента, Платон хотел заговорить с ним, но заметил, что стоящий пред ним Крылов как-то неестественно прозрачен. Крылов смотрел на него ласковым, молящим взглядом. Через несколько секунд видение исчезло. Рано утром Платон послал узнать в лазарете о состоянии здоровья Крылова и получил ответ, что Крылов в эту ночь умер, именно в то время, когда видение явилось Платону в его кабинете. Точно также митрополит Платон имел знамения и видение в минуты смерти своего отца и своей матери. Когда умерла мать, он видел ясно три женские фигуры, покрытые черным покрывалом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В то время, как Платон и Алексей жили у двоюродного брата последнего, пришли к ним и те два ученика Киевского училища, которые помогали им устраивать побег. Скоро приехала мать Алексея. Увидев Платона и считая его главным виновником бегства ее сына, она осыпала его укорами и бранью и хотела даже бить его. С большим трудом удалось ее успокоить, свалив всю вину на того монаха, который помогал им переходить границу. Наконец она успокоилась. Платон и Киевские школьники отправились в свой путь, постоянно оглядываясь назад на своего покинутого товарища. Когда они отошли уже на далекое расстояние, Алексей, не выдержав, побежал вслед за ними. Догнав их, он громко рыдая, упал на землю, бил себя в грудь и умолял не покидать его. В это время вдали показались брат Алексея и другие люди, верхом на лошадях, поспешавшие к беглецу. Они взяли его и, не смотря на его слезы и рыдания, силою увезли к матери. Платон и его товарищи скоро достигли Матронинской обители, где были радушно приняты настоятелем. Это было в самом начале великого поста 1742 года. Живя в обители, Платон скоро узнал, что в этой же обители в скиту временно проживает старец высокой духовной жизни иеросхимонах Михаил. Иеросхимонах Михаил особенно полюбил Платона и давал ему читать духовные книги. Узнав, что старец постоянно живет в Молдовлахии, Платон сказал ему, что он и сам давно уже имеет сильное желание отправиться туда, но до сих пор не имел удобного случая, и был бы очень рад, если бы старец взял его с собою. Старец посоветовал ему идти туда скорее, не ожидая старца, и поселиться в скиту Трейстены, который находится недалеко от города Фокшан. Настоятелем в этом скиту состоит ученик старца, и туда же придет потом и сам старец, как только позволят ему обстоятельства. Платон с радостью принял совет старца и стал подыскивать себе попутчиков. Таковыми оказались три монаха Матронинского монастыря: Антоний, Иерофей и Феодул. После Светлого Христова Воскресения старец разрешил им идти, но велел им перед уходом придти к нему всем вместе в его пустынную келью для последней беседы и молитвы. Видя любовь старца, Платон стал просить его о своем друге Алексее Филевиче, чтобы старец, если Алексей придет в Матронинскую пустынь, принял его под свое попечение и привел его с собою в Молдовлахию. Покрываемые благодатию Божией, они благополучно прошли Украину и, переправившись на лодке через Днестр, вступили в пределы Молдовлахийской земли. Глава 5. Молдовлахийское монашество b XVIII веке. Жизнь Платона в Трейстенах. Неудача в поварском послушании. Встреча со старцем Василием. Прибытие иеросхимонаха Михаила с другом Платона Алексеем. Повесть об уходе Алексея от матери. Беседы о. Михаила с братиею. Послушание Платона в винограднике. Платон просыпает заутреню. Прибытие в Трейстены схимонаха Онуфрия. Платон покидает Трейстены и уходит с Онуфрием в скит Кырнул. Жизнь в Кырнуле и решение уйти на Афон

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В  виду близости дня коронации нового государя Платон  в  Январе 1797 года прибыл в Москву, где открылись скоро заседания Святейшего Синода, на которых  Платон  иногда присутствовал. Платон  должен  был  встречать императора 10 марта, но накануне этого дня с  ним  сделался припадок  колик  (болезнь почек). Однако он  собрался с  силами и, опасаясь возможности перетолкования своего отсутствия при встрече государя, прибыл  для встречи в  Петровский дворец  и здесь приветствовал  государя речью. Домой он  вернулся почти без чувств. Хотя государь звал  Платона письмом  к  себе на другой день, но Платон  должен  был  отказаться от  этой чести и только через пять дней мог  явиться во дворец. На этот  раз  император, не говоря ни слова, возложил  на митрополита знаки ордена св. Андрея Первозванного и настоял  на том, чтобы Платон, отказывавшийся от  этой чести, непременно принял  их. В  Великую субботу, пред  коронацией, Платон  приобщил  государя и всю царскую фамилию в  Чудовом  монастыре св. Христовых  тайн. Недоброжелатели Платона, первенствующий член  Синода митрополит  Гавриил  и обер-прокурор  Мусин -Пушкин, чтобы унизить Платона, назначили ему в  день коронования в  Светлое Воскресенье служить в  Архангельском  соборе. Но когда в  разговоре с  императором  Платон  сообщил  ему,–в  ответ  на его слова: «завтра мы будем с вами молиться вместе»,–что он  служит  в  Архангельском  соборе, государь сказал, что он  это дело устроит  иначе. И действительно, Платону было повелено служить в  Успенском  соборе, где происходило коронование, и он, вместе с  первенствующим  при короновании митрополитом  Гавриилом, поднёс  императору одеяние древних русских государей. На четвёртый день после коронации государь вёл с Платоном  задушевную беседу, в  которой митрополит  высказал  все свои чувства и после которой установились самые дружеские отношения между ним  и государем. 23-го Апреля того же года Платон  встречал  государя y Троицы и потом  на другой день принимал  его y себя в  Вифании и угощал  его обедом . Провожая государя от  Троицы, Платон  снова было просился на покой, но император его просьбы не принял. При от езде государя из  Москвы, Платону были переданы от  государя (но не лично) бриллиантовые знаки ордена св. Андрея, a от  императрицы – наперсный крест  с  драгоценными камнями. Прощаясь же с  Платоном, император  и императрица снова звали его в  Петербург. 20-го Сентября Платон  поехал  в  Петербург, но в  течении шести недель, которые он  там  провёл, он  только однажды видел  государя, a в  Синод  не находил  возможным  ездить без особого повеления, тем  более что члены Синода относились к  нему крайне холодно. Только пред  самым  отъездом  его из  Петербурга, митрополит  Гавриил, прежний сотоварищ  Платона по воспитанию, пригласил  его к  себе обедать и поговорил  с  ним, по прежнему, задушевно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Тогда Платон решил вернуться в Киев и поступить в число братии Печерской лавры, где подвизался его духовный отец иеросхимонах Пахомий. Желание его исполнилось, и Платон стал иноком древнейшей русской обители. Он был грамотен, поэтому ему дали послушание в лаврской типографии, кроме того, ему поручено было гравировать иконы на меди. Хотя жизнь в лавре и эти занятия отвечали духовному расположению Платона, он не отказался от своих прежних планов спасаться в совершенном уединении под руководством опытного монаха. Неожиданная встреча с бывшим товарищем по школе, с которым Платон часто беседовал о пустынножительстве, послужила толчком для нового странничества. Вместе с двумя другими иноками Платон снова отправился на юг, в надежде дойти до святой Афонской горы. Между тем страннический путь привел нашего паломника в скит св. Николая, называемый Трейстены. Подобно насельникам древних палестинских лавр, часть монахов жила тут по общежительному уставу, а другие, пожилые опытные иноки, спасались в хижинах, расположенных вокруг скита, подвизаясь по уставу особножительному. Здесь Платон впервые молился за богослужением, которое совершалось по уставу Афонской горы, здесь он впервые увидел суровых пустынножителей, неукоснительно хранящих правила идиорритмы. Через некоторое время Платон, который проходил разные послушания в скиту и хорошо узнал жизнь маленького бедного монастыря, был отправлен в Кыркульский скит. Там он продолжал духовно возрастать под руководством пожилых старцев Василия и Онуфрия. В ту пору в монастырях и скитах Молдавии, и в общежительных, и в особножительных, монашеское житие было особенно строгим. Старчество как средство окормления иноков было чрезвычайно распространено, и очень многие монахи пребывали под началом у старцев. Платон на себе мог испытать старческое руководство, к которому он стремился. Три года, до 1746 г., Платон оставался в этой обители, но в конце концов пришло время, которого он так давно ждал: он получил возможность побывать на Афонской горе. С разрешения своего старца и по благословению настоятеля Платон вместе с еще одним монахом отправился на Святую гору.

http://sedmitza.ru/lib/text/436681/

За это противоречие Платон подвергся гневу Павла, но это не остановило его протестов. Когда Платон в Москве явился к Павлу, то этот последний «тотчас по входе Платона, ничего не говоря, возложил па него Андреевский орден». Как же Платон принял эту награду? «Митрополит», читаем мы далее в записках о его жизни, «стал на колена и просил государя, чтобы от сего избавил его, представляя все то, что выше им о сем писано. Но государь более не говорил, как только, что о том довольно рассуждал, и что он хочет, чтобы его воля была исполнена. После сего ничего более не оставалось делать, но митрополит не хотел вновь прогневать государя, чтобы совсем позабыть должное монарху от подданного благоговение» 338 . Вот какие побуждения к протесту Платона против награждения духовных лиц орденами выставлены в «записках о его жизни». Но нужно думать, что кроме этих Платон имел еще и другие побуждения быть недовольным нововведением Павла. В своей переписке с архиепископом Тверским, Амвросием Подобедовым , Платон так оканчивает письмо от 7 декабря 1797 года: «есмь преданнейший вам, не кавалер впрочем, а недостойный епископ христианский Платон». 339 . Очевидно, что слову «кавалер» Платон противопоставляет выражение: «епископ христианский», следовательно, в награждении духовных лиц орденам он видел нечто антихристианское, совершенно несовместное с саном епископа христианского. Вероятно так же, что на протест Платона против награждения духовных лиц орденами, имело немалое влияние и то его соображение, которое заставляло его восставать против пожалования лицам белого духовенства митры. Вот что читаем мы относительно этого предмета в другом письме Платона к Амвросию от 6 сентября 1798 года: «о, если бы при помощи Божией вы сделали то, чтобы ни одному протопопу не давали носить митру. Эта новость, если будет введена в церковную иерархию, будет соблазном для одних, в других возбудит честолюбие и много другого, что ниспровергнет благоучрежденный порядок». 340 Если то, что Платон сказал против награждения лиц белого духовенства митрами, выразить определеннее и приложить к его взглядам на пожалование духовным лицам орденов, то окажется, что Платон опасался того, как бы духовные лица, побуждаемые честолюбивыми стремлениями, погоней за получением наград, не стали жертвовать в пользу этих стремлений интересами духовного сословия, как бы духовная власть и лица духовного сословия не подчинились окончательно видам и стремлениям светского правительства именно из-за получения этих наград.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Замечательно однако, что со вступлением Павла на престол  начинаются постоянные перемены в  отношении императора Павла к Платону. Когда, после коронации, Платон, «стоя пред  государем  на коленях», умолял  его, чтобы он повелел  расследовать, в  чем  Платона пред  ним обвиняют, Павел отвечал ему только, что ему «говорили», a кто–не хотел  сказать, равно как не сказал, и «что» именно говорили 17 ... Вслед  за тем  Павел  сам сказал  Платону, что будет y него в Вифании обедать, хотя Платон очень стеснялся принять государя, потому что приготовления к столу были сделаны в Лавре, a не в Вифании. Находясь в Вифании, Павел шутил  с  митрополитом  и сказал, «что он  видит: все, что говорили ему про Платона, неправда». (По-видимому, он поверил было сплетне, будто Платон оклеил свои комнаты в Вифании его письмами вместо старой бумаги...). Когда Платон стал было подавать ему просьбу об  увольнении на покой, Павел несколько рассказал: «сему быть нельзя», и пригласил митрополита скорее приехать в  Москву к  церемонии, которая положена на день Преполовения. Но когда Платон, после этой церемонии, явился во дворец  для того, чтобы поблагодарить государя за посещение Вифании. его не приняли... На другой день от  Государя явился секретарь Трощинский и сообщил  Платону, что государю угодно устроить в Вифании второклассный монастырь и семинарию. Кроме того, присланы были 2 тыс. рублей на семинаристов  троицких  (они за обедом  государев  Вифании читали и пели канты) и ректору часы золотые с  каменьями... Когда же Платон  снова явился во дворец, что-бы благодарить государя за эти милости, ему вынесли от  государя брильянтовые знаки Андреевского ордена, но самого опять не приняли... На другой день после этого, когда митрополит  произносил  речь после литургии, государь извинялся в  том, что вчера с ним  не виделся, говоря, что он  не знал  про то, что Платон  приезжал  к  нему, и просил  его приехать в  Петербург .... Поэтому Платон и говорит  в  своей автобиографии, что хотя он  и чувство- вал себя ещё способным потрудиться на благо Церкви, но, боясь прогневать государя, с который он совершенно расходился «в  началах», и быть уволенным  «постыдным  образом», просил  увольнения на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Лучших студентов Академии Платон обыкновенно посылал еще слушать лекции в Университете; наиболее удачные, студенческие сочинения он сам просматривал и печатал. Не обращаясь к каким-либо внешним, формальным преобразованиям, Платон совершенно перереформировалАкадемию, положительно обновил ее, возродил, и она, по справедливости, считала его своим отцом. Столь же много Платон сделал для Троицкой Семинарии и низших духовных училищ Московской епархии. Он устроил Перервинское Духовное Училище при монастыре в Перерве, открыл училища в Калуге, Звенигороде и Дмитрове, Семинарию в Вифании. Пожертвовал в 1789 г. особый капитал в Опекунский Совет, с тем, чтобы на проценты с него содержалось в Академии, Семинарии и Духовном Училище Московской епархии по пяти воспитанников, отличившихся успехами и давших обещание не выходить из духовного звания. Эти воспитанники обыкновенно к своей фамилии, по окончании учения, принимали вторую – «Платонов». Платон бережно обходился с талантами, выискивал их среди воспитанников Семинарии и Академии и, нашедши, приближал к себе, беседовал, руководил, наставлял, указывал предмет занятий, путь жизни. С1783 г., не раз собираясь у ходить на покой, Платон устроил себе на пустыре пустынь – Вифанию, скоро разросшуюся в монастырь и Семинарию. Проживая здесь в последние годы, он часто посещал Вифанскую Семинарию, «редкий вечер не посещал ее», по субботам приходил в аудиторию слушать обычные проповеди семинаристов, предварительно им же и рассмотренные; с любовью и трогательным вниманием исправлял недостатки, учил лучшему, радуясь от всей души всякому проблеску таланта, усилию труда. Просвещенный, он любил и искусства, поощрял представления семинаристами сцен из библейской, греческой и римской истории, также некоторых трагедий (Сумарокова), даже сам назначал пьесы для представления, иногда и сам присутствовал; поощрял также музыку, пение, игры и ручной или физический труд, способствующие здоровью тела и бодрости духа: семинаристы весной и осенью чистили рощи, садовые дорожки, летом убирали сено, досматривали и убирали огороды, собирали лекарственные травы для аптеки и полевые цветы для украшения церкви и аудитории в праздничные дни. Сам Платон принимал участие в этих занятиях, внушая воспитанникам любовь к природе, уважение к труду поселянина, привычку к сельскому хозяйству. Имя Платона тесно связано и с историей единоверия. Получив в 1800 г. просьбу от московских старообрядцев о дозволении иметь церковь старого обряда, Платон решил удовлетворить эту просьбу и написал правила для единоверцев, утвержденные в 1801 г. Св. Синодом. В 1801 г., в Москве появилась и первая единоверческая церковь – на Введенском кладбище. К Платону еще обращались по вопросу о соединении церквей англичане, искавшие сближения с православием , и, по поручению Наполеона I, в 1810г. сенатор Грегоар. Англичанам Платон послал курс богословия, а Грегоару дал отрицательный прямой ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Платон по своему обыкновению с радостью принял это послушание. Макарий полюбил своего ученика, особенно, когда заметил его необыкновенную скромность и молчаливость, и особенно то его свойство, что Платон никогда и никому ничего не передавал из тех слов и разговоров, какие ему приходилось слышать в келье отца Макария. Заметив в своем ученике это редкое свойство, Макарий не стесняясь беседовал при нем с приходящими к нему по делам и за советами, и Платон все доброе и полезное из слышанного слагал в своем сердце. Каждый день, кроме воскресений и праздников, отстояв раннюю обедню, Платон приходил к своему учителю и работал у него до трапезы, а после трапезы до вечерни. На вечерню же и на утреню снова приходил в церковь, и стоял там за правым клиросом. Однажды, перед великим постом, когда Платон стоял на своем обычном месте подходит к нему один певчий и говорит: " Тебя зовет уставщик! " Платон испугался. Когда он подошел к уставщику, тот велел ему ходить на клирос. Платон еще больше испугался и сказал, что он не умеет петь. " Ничего " , сказал уставщик, " если не сумеешь петь, будешь читать, что тебе назначат " . С этого дня Платон стал становиться на правый клирос, пел как умел, а иногда читал часослов и каноны. Наступил великий пост. Платон пошел к начальнику дальних пещер иеросхимонаху Иоанну, который был духовником всей братии и исповедовал ему все грехи свои. Прочитав разрешительную молитву, духовник сказал со слезами: " Из твоей исповеди я узнал, что Господь сохранил тебя от великих и тяжких грехов. И если бы твоя жизнь проходила где-нибудь в пустынной обители под руководством опытного старца, то, может быть, ты и впредь сохранился бы и душою и телом от дальнейших грехов. Но так как ты пришел жить с нами грешными в этой святой Лавре, находящейся среди мира, то я очень боюсь как бы ты при твоей молодости не потерпел здесь крайнего разорения души твоей. Это легко может случиться с тобою, если ты станешь водить дружбу с такими же юными, как и ты, приятелями, не имеющими в сердцах своих страха Божьего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Никто из  иерархов, после Никона, не стоял  в такой близости к  Высочайшим  особам, как  митрополит Платон. Конечно, наиболее близок  был  Платон к наследнику престола, как  законоучитель. Об  этой близости ясно говорит  дневник  Платона, начатый им  с  29-го Августа 1763-го года (число, в  которое Платон  вступил  в  должность законоучителя Павла) и оканчивающийся 8-м  Сентября 1765-го года (день экзамена, произведённого Высочайшему ученику по богословию). В  этом  дневнике мы видим, что Павел  с  удовольствием  слушал  Платона и поверял ему всякие свои мысли и сомнения, a Платон смело и откровенно отвечал  ему на вопросы. Под  20-м  Февраля 1764-го г., напр., записано: «было изъяснение должностей, каких  требует   Церковь от  православного государя. Учение сие его высочество слушал  с  особенным  вниманием, ибо должности сии, написанные на бумаге, изволил  выучить наизусть». Кроме того, Платон  часто обедал  с  своим  учеником, и вёл за обедом  разговоры с  другими воспитателями наследника и придворными, чем, разумеется, оказывал  большое влияние на своего ученика. (Дневник  Платова см. в  Чтениях  Общества ист. и древн. 1881 г., кн. 4-я). Во время своего пребывания при дворе в качестве законоучителя наследника престола Платон постоянно был приглашаем к  Высочайшему столу и даже к  некоторым  увеселениям, от  которых  он не имел силы воли отказаться. Но кроме того, он  скоро сделался придворным  проповедником  и неоднократно говорил  проповеди и речи в присутствии Екатерины по разным  торжественным  случаям, причём к его слову оказывалось со стороны государыни весьма благосклонное внимание. Сделавшись архиепископом  Тверским, Платон  ещё-более возвысился в  глазах  государыни, 15 a ставши архиепископом  Москвы, он, можно сказать, постоянно был на виду y императрицы. Хотя она изредка и не соглашалась о принимаемыми им мерами для улучшения церковной жизни (напр., не согласилась на уничтожение ранних  священников ), тем  не менее, с  её стороны в  первое время своего управления Моск. епархией Платон встречал самое лестное внимание к  себе лично и ко всем  своим  ходатайствам, направленным к улучшению материального положения подведомого ему духовенства и духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010