Крестить младенца, не способного сделать сознательный выбор жизни со Христом, могут только христиане, гарантирующие соответствующее религиозное воспитание. Если таких гарантий нет, то крещение может быть отложено. ЖМП 2 февраль 2014 /  26 марта 2014 г. Суррогатное материнство. Пастырский подход На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года был принят Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» (журнал 158). Публикуем комментарий к нему руководителя православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерея Максима Обухова. Необходимость обсуждения проблемы суррогатного материнства была вызвана, вопервых, последовательной либерализацией российского законодательства, легализующего коммерческую услугу по продаже «материнства», вовторых, вниманием СМИ к этой теме в последние месяцы. Ничего нового в отношении Церкви к искусственному вынашиванию детей с последующей их продажей и сдаче материнской утробы в аренду нет. Принятый документ — не первое заявление. Ему предшествовали обращения Церковно-общественного совета по биоэтике, Общества православных врачей, многочисленные публикации в церковных СМИ, а также официальная позиция Русской Православной Церкви, изложенная в Основах социальной концепции. Церковь считала и продолжает считать суррогатное материнство нравственно недопустимой репродуктивной технологией. Подобной точки зрения придерживаются другие конфессии: не только Ватикан, но даже и относительно либеральная Лютеранская Церковь сравнивает эту технологию с проституцией. Серьезные ограничения, вплоть до полного запрета, действуют в большинстве стран Евросоюза. Задача, поставленная священноначалием перед богословской комиссией, подготовившей документ, состояла в изучении вопроса о возможности или невозможности крещения младенцев, рожденных с помощью услуг суррогатной матери. Таинство крещения не является магическим актом, автоматически делающим прибегнувших к нему хрис­тианами. Крещение младенца совершается только по вере его родителей. Крестить младенца, не способного сделать сознательный выбор жизни со Христом, могут только христиане, гарантирующие соответствующее религиозное воспитание. Если таких гарантий нет, то крещение может быть отложено. Очевидно, что родители, прибегающие к услугам суррогатной матери, пренебрегают позицией Церкви и тем самым ставят себя вне ее. А это означает, что христианское воспитание ими ребенка до того момента, когда он сможет сам принять осознанное решение о своей религиозной принадлежности, неосуществимо.

http://e-vestnik.ru/docs/surrogatnoe_mat...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 188 2001 г. 4 мая. – Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 226 «Продолжается беззаконие в отношении большинства православных жителей Эстонии» Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата вновь отказано в регистрации 24 января с. г. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата официально представила свой Устав для регистрации в Министерство внутренних дел Эстонской Республики. Этому предшествовали длительные консультации митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия, членов Синода и юристов Эстонской Православной Церкви с представителями МВД Эстонии. Замечания, высказанные правительственными чиновниками, были учтены в тексте документа. Согласно закону Эстонской Республики «О Церквах и приходах» (§ 14.1), для решения вопроса о регистрации уставов религиозных объединений установлен срок в 20 рабочих дней после подачи соответствующего заявления. Однако лишь три месяца спустя, 18 апреля министр внутренних дел Эстонии Т. Лоодус направил митрополиту Корнилию письмо, в котором неожиданно выдвинуты новые требования относительно пересмотра Устава. Устав, принятый Собором Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в июне 2000 г. и в августе представленный на регистрацию, уже подвергался переработке по настоянию МВД Эстонии, которое отклонило прежнюю редакцию документа в сентябре. Ранее под различными предлогами эстонские власти многократно отказывали в регистрации устава ЭПЦ МП, несмотря на заявления премьер-министра Эстонской Республики М. Лаара о том, что правительство этой страны предпримет все возможное для скорейшего урегулирования юридического положения православных приходов, находящихся в каноническом ведении Московского Патриархата. В письме министра Т. Лоодуса признание Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата в качестве наследницы канонической Церкви, существующей в Эстонии с XI в., в 1920 г. преобразованной в автономную Эстонскую Православную Церковь , а впоследствии несколько раз изменявшей свой статус, неправомерно обусловлено получением «соответствующего разрешения» от руководства ЭАПЦ – церковной структуры, находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата и зарегистрированной эстонским правительством в 1993 г. Кроме того, выдвинуты процедурные требования, предъявляемые, согласно Закону о Церквах и общинах, лишь ко вновь образующимся религиозным объединениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви одобрил ряд важных проектов документов 31.05.2021 699 Время на чтение 3 минуты Пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, который 26–28 мая проходил в Москве в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в третий, завершающий день своей работы, после обсуждения и внесения поправок одобрил проекты документов «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга», «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» и «О светской трудовой деятельности священнослужителей», сообщает Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. В проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга» говорится, что Русская Православная Церковь, безусловно признавая войну злом, не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях в случае, если речь идет о защите Отечества и ближних или о восстановлении попранной справедливости. В проекте документа констатируется, что молитва о воинах является устойчивой церковной практикой. Через совершение особых молитвенных последований для благословения православных христиан на исполнение ими воинского долга Церковь выражает свое пастырское попечение о воинах, которые при несении службы особо нуждаются в духовном окормлении и поддержке. Еще большее значение такая поддержка приобретает в период участия военнослужащих в вооруженных конфликтах. Проект документа признает возможным и желательным включение в литургическую практику Русской Православной Церкви чинопоследований, относящихся к различным событиям воинской службы. Соответствующие молитвенные последования поручается разработать Синодальной богослужебной комиссии. Во втором проекте документа, одобренном в последний день своей работы Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви, — «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» подчеркивается, что аборт на любом сроке беременности является лишением жизни человека, а научные эксперименты с эмбрионами и их уничтожение недопустимы.

http://ruskline.ru/politnews/2021/05/31/...

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. На Архиерейском Соборе 2017 г. в Положение о церковном суде были внесены изменения. Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные начала церковного судоустройства и судопроизводства Статья 1. Структура и канонические основания судебной системы Русской Православной Церкви 1. Судебная система Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), именуемой в дальнейшем тексте настоящего Положения «Русская Православная Церковь », устанавливается Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 16 августа 2000 года, именуемым в дальнейшем тексте настоящего Положения «Устав Русской Православной Церкви», а также настоящим Положением и основана на священных канонах Православной Церкви, именуемых в дальнейшем тексте настоящего Положения «священные каноны». 2. Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды: епархиальные суды с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий; высшие церковно-судебные инстанции Украинской Православной Церкви, Автономных и Самоуправляемых Церквей, Русской Православной Церкви Заграницей, Экзархатов и Митрополичьих округов (при наличии в указанных частях Русской Православной Церкви высших церковно-судебных инстанций) – с юрисдикцией в пределах соответствующих частей Русской Православной Церкви; Высший общецерковный суд – с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви, за исключением Украинской Православной Церкви; Архиерейский Собор Русской Православной Церкви – с юрисдикцией в пределах всей Русской Православной Церкви. 3. Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, настоящим Положением и иными установлениями Православной Церкви. Особенности церковного судоустройства и судопроизводства в пределах Русской Православной Церкви Заграницей, а также в пределах Самоуправляемых Церквей могут определяться внутренними установлениями (правилами), утвержденными уполномоченными органами церковной власти и управления данных Церквей. В случае отсутствия вышеуказанных внутренних установлений (правил), а также их несоответствия Уставу Русской Православной Церкви и настоящему Положению церковные суды Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей должны руководствоваться Уставом Русской Православной Церкви и настоящим Положением.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Лифт в подвал Интервью Николая Валуева газете «Пока не поздно» Издательского дома «Нарком» 07.08.2014 2136 Время на чтение 8 минут ПНП : Как можно предотвратить массовое распространение пагубных пристрастий? Что можно противопоставить наркотической, алкогольной, компьютерной и иным зависимостям среди молодежи? Николай Валуев: Профилактика чего бы то ни было всегда связана со здоровым образом жизни. Я могу предложить две опоры его формирования. Во-первых, грамотно выстроенное информационное поле, во-вторых, активность самих подростков: занятия спортом, правильное питание, духовное саморазвитие, соблюдение распорядка дня. Например, я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле - многие проблемы происходят от праздного образа жизни. От того, как человек выстраивает свой день, зависят его взгляды, его поведение, его решения. В конце концов, тот, кто только «бьет баклуши», не может ничего добиться в жизни, не может выйти на высокий социальный уровень. Бездействующий человек попросту не имеет мотивации достигать высот в какой бы то ни было области. Он не сможет правильно воспользоваться социальным лифтом: тот просто отвезет его в подвал. Как я могу уберечь своих детей? Только максимально их загружая. Пока они не понимают такой необходимости, но с возрастом осознают, насколько эффективен такой подход. ПНП : Я не раз предлагал провести проверку на содержание наркотиков в организме у сотрудников Госнаркоконтроля, членов Госдумы, Совета Федерации. Мосгордума отказалась проходить тест на наркотики. И подтвердила это выпущенным соответствующим циркуляром. Можем ли мы найти кого-то, кто согласится помочь нам и показательно сдать анализы? Николай Валуев: Постараюсь переговорить с известными людьми. Если они согласятся, это будет толчок к дальнейшим действиям. Мы можем разработать специальный документ, я его разошлю по соответствующим адресам, переговорю с депутатами. И тогда пойдет резонанс.

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/8/l...

3 января 2020 г. 15:59 Святейший Патриарх Кирилл утвердил документ в связи с эпидемией коронавируса Сегодня, 17 марта, на сайте Патриархия.ру была опубликована «Инструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции». Документ утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Предлагаем его вашему вниманию. «Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви. До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее. Относительно Причащения Святых Христовых Таин 1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. 2. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде. 3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки. 4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

http://e-vestnik.ru/docs/svyateyshiy_pat...

Закрыть itemscope itemtype="" > РПЦ вплотную занялась правозащитой Завтра будет принята православная декларация о правах и достоинстве человека 05.04.2006 152 Вчера в московском храме Христа Спасителя открылся трехдневный Всемирный Русский Собор. Итогом трехдневных совещаний должна стать специальная Декларация о правах и достоинстве человека - соответствующее поручение дал нынешнему предшествующий, девятый Русский Собор. Председательствует на мероприятии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Руководит подготовкой документа Отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии, хотя, как сообщил " НГ " заместитель руководителя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, декларация будет отражать не точку зрения Православной Церкви, а " взгляд всей русской цивилизации на проблему прав человека " . Особенности этого взгляда раскрыл в своем выступлении глава ОВЦС РПЦ митрополит Кирилл (Гундяев). Он сообщил, что Церковь намерена выработать универсальный подход к проблеме прав человека, основанный на нравственных нормах. Назвав идею прав и свободы человека совпадающей с евангельскими ценностями, митрополит заметил, что свободой и правами необходимо пользоваться с учетом нравственных норм. Поэтому Церковь - против навязывания миру либеральных ценностей, против права на легализацию однополых союзов, против пропаганды абортов, азартных игр и других " тяжких грехов " . Не противоречащие православию права человека Церковь, напротив, требует активно защищать - митрополит Кирилл призвал участников Собора всерьез заняться правозащитной деятельностью. Интересно, что никто из участников Собора, включая большинство членов президиума, не видел готовящегося документа - в частности, в этом признался корреспонденту " НГ " уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин. Но все соборяне уже готовы к принятию документа. Лукин высказался в том смысле, что поскольку в России законы и Конституция основаны на правах человека, то все, что не противоречит Основному закону, может быть принято к рассмотрению в том числе и органами власти. Известный представитель консервативного духовенства отец Дмитрий (Смирнов) сказал со вздохом: " Да, конечно, права человека - это ценности западные, а не исконно православные. Но мы наполним это понятие новым содержанием " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви» января 2017 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект " Акафист в молитвенной жизни Церкви " создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая сего года. АКАФИСТ В МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ I. Общие замечания В современном молитвенном обиходе акафисты занимают весьма заметное место. Однако порядок использования акафистов за богослужением чрезвычайно разнится в различных местностях и не имеет общепринятого уставного порядка. Кроме того, в течение последних десятилетий введение в молитвенный обиход новонаписанных акафистов в силу обстоятельств эпохи почти не контролировалось церковной властью. Это обусловило хождение среди верующего народа многочисленных гимнов, не соответствующих по своей форме и содержанию Преданию Церкви. II . Историческое введение Акафист, или неседальное пение в честь Пресвятой Богородицы, возникновение которого возводится исследователями к рубежу V и VI веков - древнее молитвенное последование. Впоследствие к половине его строф были добавлены 144 воззвания, начинающихся словами ангельского приветствия Божией Матери: Радуйся, что стало самой яркой его особенностью. Наличие " возрадований " выделило акафист из ряда древних многострофных кондаков, однако и сообщило гимну черты неповторимости - в течение многих веков акафист воспринимался как уникальный молитвенный текст, и даже величайшие византийские песнописцы не составляли гимнов по его подобию. До нашего времени в грекоязычных Поместных Церквях термин " акафист " относится только к первоначальному гимну в честь Божией Матери, но не к другим гимнографическим последованиям. I I I. Акафист как жанр церковных песнопений

http://mitropolia.spb.ru/docs/proekt-doc...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Ю. С. Белановский " decoding="" title="" Оглавление Учебное пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов Предисловие С осени 2005 года Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви ведется разработка документа «Задачи, принципы и формы организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви», которому должно быть придано общецерковное значение. В рабочую группу по подготовке этого документа входят и авторы данного пособия – сотрудники указанного Синодального отдела, Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Данилова ставропигиального монастыря г.Москвы и Отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии. За время работы было собрано большое количество материала, и проведен ряд консультаций. У членов рабочей группы по подготовке указанного документа, являющихся авторами-составителями предлагаемой вниманию читателей книги, возникла идея воспользоваться накопленным материалом, и, совместив его с личным опытом ведения катехизической деятельности, организации курсов по подготовке катехизаторов и церковных педагогов, подготовить авторское учебное пособие для подобных учебных курсов – «Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе». Каждый из авторов имеет многолетний летний опыт миссионерского служения, организации миссионерской деятельности и соответствующих учебных курсов и преподавания на них. Инициатива авторов получила поддержку руководства Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, поскольку данное пособие готовится прежде всего в целях улучшения и систематизации соответствующей образовательной деятельности при этих церковных структурах. Авторов-составителей также подвигла к изданию настоящего сборника мысль о том, что будучи издан, этот текст сможет иметь значение сопроводительного материала к разрабатываемому общецерковному документу..

http://azbyka.ru/katehizacija/katexizaci...

Скачать epub pdf Часть первая. Документы по истории Русской духовной миссии в Иерусалиме Раздел 1. Русская духовная миссия в Иерусалиме (1847–1918) Предисловие Документы раздела сгруппированы в пять циклов, соответствующих пяти хронологическим периодам в истории миссии. Первый подраздел включает документы об учреждении и первом периоде деятельности РДМ при первом её начальнике архимандрите Порфирии (Успенском ; 1847–1854), второй – о наиболее сложном времени в истории РДМ под началом епископа Кирилла (Наумова ; 1857–1864) и архимандрита Леонида (Кавелина ; 1864–1865). Следующая группа документов связана с деятельностью архимандрита Антонина (Капустина ; 1865–1894). Четвёртая группа с деятельностью преемников Антонина архимандритов Рафаила (Трухина, 1894–1899) и Александра (Головина, 1899–1903). Заключительный подраздел составляют документы, посвящённые трудам последнего предреволюционного начальника РДМ архимандрита Леонида (Сенцова; 1903–1918). Возникновение Русской духовной миссии в Иерусалиме относится к 1840-м годам, когда задачи противостояния инославной пропаганде, с одной стороны, и достойного представления национальных интересов на Ближнем Востоке, с другой, понудили правительство Николая I найти инструмент эффективного влияния в регионах, входивших в состав Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского Патриархатов Православной Церкви. Требование соблюдения древних канонических норм делало задачу чрезвычайно тонкой и щепетильной. Соответственно предыстория и первый период существования миссии носят черты чрезвычайной, может быть, даже чрезмерной осторожности, характерной в целом для внешнеполитических акций К. В. Нессельроде. Этими чертами характеризуются первые документы раздела: от всеподданнейшего доклада 13 июня 1842 г. (документ 1) до инструкции МИД первому начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию (Успенскому) от 28 августа 1847 г. (документ 6). Важнейшим документом раздела является отчёт (донесение) Порфирия, представленный по возвращении первого состава миссии в Петербург в связи с началом Крымской войны (документ 7). Отчёт оставляет двойственное впечатление, что типично для полуофициальных и даже официальных бумаг архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия, который по особенностям характера не мог не придавать даже официальным текстам характерной «личностной» окраски, до сарказма и элементов юродства включительно. В целом в оценке документа приходится согласиться с мнением такого авторитетного (и тоже очень «личного») критика, как В. Н. Хитрово (см. его работу в части 2 настоящего тома), считавшего, что деятельность миссии в первый период (до Крымской войны) была малоуспешной, чтобы не сказать бесплодной. Поэтому столь большое место в официальном отчёте начальника занимают такие случайные и посторонние, по сути дела, эпизоды, как «вставная новелла» о спасении им от расправы вифлеемского прелюбодея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010