Верх башни этой был низменный шатровой; на нем, по свидетельству Сам. Масквича, в 1611 году, стоял на шаре орел, знамение Московского герба. 1057 По сказанию одного старинного летописца, Иоанн приняв в Московский герб вооруженного всадника, велел поставить его изваяние на возвышенном месте у Фроловских ворот, где В. К. Василий в 1527 году соорудил церковь во имя Св. Георгия Победоносца. Этот герб Московский поверстан в храмовый образ, который, по упразднении Георгиевской церкви, поставлен в трапезе церкви Св. Михаила Малепиа в Вознесенском монастыре. 1058 По указу Царя Михаила Феодоровича, Англичанин, часовой мастер Христофор Головей в 1626 году соорудил на этих воротах пирамидальную башню, доныне существующую, и устроил на ней часы, 1059 вместо старых боевых, о коих упоминает в 1624 году приходная книга Оружейной палаты. Тогда считали часы дня и ночи от восхождения до захождения солнца и обратно. 1060 Барон Мейерберг в 1661 году называет Спасские часы Московскими (horologium Moscoviticum), описывая их следующим образом: «Часы сии показывают время от восхождения до заката солнца. В летний солнечный поворот, когда дни бывают самые долгие, когда ночь в 7 часов; эта машина показывает и бьет 17 часов дневных. Утвержденное над часовою доской неподвижное изображение солнца лучом своим показывает часы, означенные на часовом круге. Это самые большие часы в Москве». 1061 На картинах коронования Царя Михаила Феодоровича видны на Спасской башне часы с циферблатом и солнцем со звездами. В 1705 году Петр велел переделать Спасские часы по Немецкому обыкновению на двенадцать часов. Мастером был часовщик Еким Гарнов (Garnault). Часы сии были устроены по образцу Амстердамских с танцы. 1062 В Троицкий пожар 1737 г. когда горела и Спасская башня часовая машина была повреждена и не прежде, как в царствование Елисаветы Петровны возобновлена. Настоящие часы башенные железные с огромным медным барабаном (цилиндром), с боем часов, четвертей и курантов, или игральною колокольною музыкой, для которой повешены там 33 колокола. Механизм часов помещен в 4 и 5 ярусах башни. Спасские часы, как главные в городе, служат для поверки времени и распределения занятий. До 1681 года висел там Кремлевский набатный колокол, о котором выше сказано нами. 1063 По указу Царя Михаила Феодоровича в 1628 году, на «Фроловские ворота сделаны были какие-то четыре болвана в суконных однорядках». 1064 При Фроловских воротах издревле состояли особые часовники и воротники; там же находилась до XVIII века Стрелецкая караульня и Опасный караул, которые держала Надворная пехота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

     Ночью отец Борис спал плохо. Часто просыпался: в вагоне было душно, а от окна сильно дуло, в соседнем купе долго не ложились – смеялись, разговаривали, выпивали. Крепко уснул уже под утро и, разбуженный громким голосом проводницы, сначала не мог понять, где он вообще находится. Слезая с полки, почувствовал, как сильно болит шея: продуло. Глянул на часы: шесть утра. Веселая, бойкая проводница пошла дальше, громким голосом поднимая спящий народ: туалеты в старом вагоне были такими же старыми и закрывались задолго до каждой остановки. Соседи по купе уже встали. Рыженькая беременная Елена копалась в дамской сумочке, Геннадий уткнулся в ноутбук, Иван Николаевич читал книгу и выглядел, несмотря на свои 80 лет, свежим и бодрым. Улыбнулся отцу Борису: – Ехать еще порядочно – часа полтора… Вас ждем – позавтракаем вместе? И они, как и вечером, быстро накрыли стол и доели вчерашние припасы, в том числе вкуснейший капустный пирог тещи отца Бориса, Анастасии Кирилловны. Попили чаю, и даже Геннадий не отказался от совместного чаепития. Дорога сближает людей, и им уже казалось, что они давно знают друг друга. В окно светило весеннее солнышко, солнечные зайчики отражались от стекла, в соседнем купе царила полная тишина – утомились, бедные, ночью. Сдали постельное белье, переоделись, а времени всё еще оставалось много. Завязался разговор, и Елена спросила: – Батюшка, вот у меня бабушка – верующая. Я и сама в Бога верю – только в церковь редко хожу: знаете, времени не хватает. А родители у меня – совсем неверующие. Бывшие комсомольцы-добровольцы, коммунисты. Папа в райкоме когда-то даже атеистической пропагандой заведовал. Но они очень хорошие, добрые, порядочные люди. Им так трудно перестроиться… Ведь в детстве и молодости они слышали совсем другое… Геннадий, оторвавшись от ноутбука, хмыкнул: – Не обижайтесь, есть такая поговорка: «Горбатого могила исправит». Отец Борис улыбнулся: – А еще есть: «Господь Бог – старый Чудотворец». Мы даже не представляем, как и когда Он может привести к вере. Могу рассказать вам об одном своем знакомом.

http://pravoslavie.ru/78198.html

Митрополит Иларион: Ледниковый период в душе как предвестник конца света 4 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Господь является тем духовным Солнцем, что сияет над нашей землей и позволяет людям жить в мире друг с другом, преодолевать собственные греховные наклонности и двигаться по пути ко спасению. Вечером 3 апреля 2014 года, в четверг пятой седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. За богослужением архипастырю сослужили настоятель храма святителя Николая Чудотворца в Софии (Подворье Московского Патриархата), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев), клирики храма. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы с вами часто слышим о конце света, о том, что рано или поздно жизнь на этой земле прекратится. И если мы спросим ученых, по каким обстоятельствам или причинам это может произойти, они нам скажут, что причиной тому станут серьезные изменения в функционировании солнечной системы, частью которой является наша планета Земля. Ведь мы знаем, что жизнь на нашей планете существует благодаря тому, что она вращается вокруг Солнца и солнечный свет освещает Землю. Ежедневно мы встречаем рассвет, день всегда сменяется ночью, а лето – зимой. Ежегодно обновляется весь цикл творения и приходит весна − сначала в одни земли, потом в другие, сначала в одно полушарие, а затем и в другое, – вся эта система функционирует как слаженный механизм, бесконечно более совершенный, чем у швейцарских часов, показывающих время с точностью до секунды. И как часы могут остановиться и испортиться, начать показывать неправильное время, так может сбиться и весь курс движения планет вокруг Солнца, и тогда произойдет та катастрофа, которую описывают писатели-фантасты, показывают кинематографисты, предсказывают ученые.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-led...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Афонский старец Пантелеимон (Прохоров) Афонский старец Пантелеимон (Прохоров) 3 (16 н.ст.) января 1884 года на 74 году жизни в селе Костычи, Сызранского уезда, скончался основатель Костычевской Смоленской женской обители старец Пантелеимон (Прохоров). Постриженник и ученик старцев Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, он, по возвращении в родные края, более 40 лет подвизался в уединении, посте и молитве, а в последние годы жизни приступил к устроению в селе Костычах женской монашеской обители. После богоборческой революции, в 1920-е гг., монастырь был уничтожен советской властью. В наше время обитель вновь восстанавливается. А в апреле 2004 г. были чудесно обретены мощи основателя обители старца Пантелеимона, от которых за последние годы произошло множество чудотворений и исцелений. В Самарско-Сызранской епархии глубоко чтут память афонского старца Пантелеимона как местночтимого подвижника. ..................................... Схимонах Пантелеимон (в миру Петр Савельевич Прохоров) был сыном крестьянина села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии. Родился в 1811 году. С самого раннего детства мальчик любил посещать храм Божий и учить со слов матери и других людей молитвы. Любил слушать, когда читали священные книги, в особенности жития святых подвижников. Сам же читать не умел. Юноша любил уединение и, когда его сверстники шумно играли во дворе, прятался то на чердаке, то на сеновале, то под кроватью и молился там с детской наивностью. Просил Боженьку, чтобы он поскорее пришел и изменил все вокруг: чтобы братья и сестры не болели, чтобы бабушки и дедушки не умирали, чтобы был всегда солнечный день и была бесконечная радость. Он каким-то особым чувством ощущал, что Бог Отец слышит его, и он, довольный, в этом радостном сознании невольно засыпал. Так проходили часы, а его перепуганная родня искала мальчика. А когда находила, то прилично наказывала. Но он не мог уже жить без этой беседы с Господом и вновь и вновь искал встречи с ним наедине.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=280...

Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.8 из  5) Действующие лица Прозоров Андрей Сергеевич. Наталья Ивановна, его невеста, потом жена. Ольга Маша его сестры. Ирина Кулыгин Федор Ильич, учитель гимназии, муж Маши. Вершинин Александр Игнатьевич, подполковник, батарейный командир. Тузенбах Николай Львович, барон, поручик. Соленый Василий Васильевич, штабс-капитан. Чебутыкин Иван Романович, военный доктор. Федотик Алексей Петрович, подпоручик. Родэ Владимир Карлович, подпоручик. Ферапонт, сторож из земской управы, старик. Анфиса, нянька, старуха 80 лет. Действие происходит в губернском городе. Действие первое В доме Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой зал. Полдень; на дворе солнечно, весело. В зале накрывают стол для завтрака. Ольга в синем форменном платье учительницы женской гимназии, все время поправляет ученические тетрадки, стоя на ходу; Маша в черном платье, со шляпкой на коленях, сидит и читает книжку; Ирина в белом платье стоит задумавшись. Ольга. Отец умер ровно год назад, как раз в этот день, пятого мая, в твои именины, Ирина. Было очень холодно, тогда шел снег. Мне казалось, я не переживу, ты лежала в обмороке, как мертвая. Но вот прошел год, и мы вспоминаем об этом легко, ты уже в белом платье, лицо твое сияет… Часы бьют двенадцать. И тогда также били часы. Пауза. Помню, когда отца несли, то играла музыка, на кладбище стреляли. Он был генерал, командовал бригадой, между тем народу шло мало. Впрочем, был дождь тогда. Сильный дождь и снег. Ирина. Зачем вспоминать! За колоннами, в зале около стола показываются барон Тузенбах, Чебутыкин и Соленый. Ольга. Сегодня тепло, можно окна держать настежь, а березы еще не распускались. Отец получил бригаду и выехал с нами из Москвы одиннадцать лет назад, и, я отлично помню, в начале мая, вот в эту пору, в Москве уже все в цвету, тепло, все залито солнцем. Одиннадцать лет прошло, а я помню там все, как будто выехали вчера. Боже мой! Сегодня утром проснулась, увидела массу света, увидела весну, и радость заволновалась в моей душе, захотелось на родину страстно.

http://azbyka.ru/fiction/tri-sestry-cheh...

С.А. Артоболевский Печатаем эту статью в виду важности предмета. П.Б. Архиерей-астроном, преосвященный Варлаам, архиепископ Пензенский, один из видных Русских архипастырей XIX-ro века 1 . С самых ранних лет он получил особую любовь к астрономическим вопросам и сохранил ее до последних дней. Среди многочисленных епархиальных дел всегда находил он минуты, которые мог посвящать своему любимому делу – астрономии. В часы досуга он читал выписанные на свои средства книги по астрономии, наблюдал за движением небесных светил в собственные инструменты, наконец, занимался литературною разработкой вопросов, касающихся астрономии. I. Рукопись под названием «Взгляд на Великий Индиктион» 2 отправлена была преосвященным Варлаамом на рассмотрение Святейшего Синода 31 декабря 1857 года 3 . К рукописи приложено было и прошение архипастыря, из которого ясно видно, какой целью руководствовался он, занимаясь разработкою астрономических вопросов, чего хотел достичь своим трудом и проч. «Не без особенного указания и благословения Григоия, митрополита Петербургского (пишет преосвящ. Варлаам) удостоившего прилагаемый при сем литературный труд мой под названием «Взгляд на Великий Индиктион» своим почтением и нашедшего оный, по содержанию своему, похвальным, ныне смиреннейше осмеливаюсь повергнуть милостивому и окончательному воззрению Святейшего Синода». Далее преосвящ. Варлаам излагает уже свои мысли, которыми он руководился при написании представляемой на суд Синода работы. 1) «Чистое желание, прежде всего, уяснить некоторые, по моему мнению, очень важные и, можно сказать, основные погрешности, вкравшиеся от времени в Пасхальный Индиктион, и именно, касательно начатия лунника церковного, не с того дня, с которого следовало бы; несходство его по сему случаю с началом тропического солнечного года и несходство начатия и лунника и тропического года с началом Пасхального Индиктиона. А от сего произошли: мнимое удаление равноденствия на 21 число Марта, бывшее якобы в год Никейского собора, придача к счислению, или 8-ми лет у всех тех писателей, которые держались эры Александрийской (указующей год Рождества Христова в 5500 от создания мира) или даже и 16-ти лет у тех из них, кои держались эры Константинопольской (указующей тот же год Р.Христова на 5508-й и по коей ныне составлен Индиктион); а за сим несвоевременное празднование пасхи, едва не на3-ю часть всего Индиктиона, а с Пасхами также несвоевременное и всех других подвижных праздников и недель года, от времени пасхи идущих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава первая. Происхождение часов Новозаветное богослужение развилось на почве ветхого завета, и христианские времена молитвы находятся в соответствии с временами общественной и частной молитвы древних евреев. «Последование часов» (κολουϑα τν ρν, – horae), как показывает самое название, принадлежит к суточному богослужению и, в частности, имеет ближайшее отношение к известным часам дня. Поэтому, чтобы точнее определить связь службы часов с ветхозаветной молитвенной практикой, необходимо предварительно уяснить себе, какие часы молитвы соблюдались у древних евреев. 1. Часы ветхозаветной молитвы В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени 2 . Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. По крайней мере, еврейское слово «шаа» – час арамейского происхождения и в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15 сн. 5:5). Правда, у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням ( 4Цар. 20:9–11 ); но едва ли это обстоятельство могло заметно повлиять на обычное времясчисление евреев 3 . В зависимости от характера суточного времясчисления и все ветхозаветные предписания касательно времени совершения молитвы страдают отсутствием ясности и определенности; указываемые в них сроки весьма растяжимы. – Однако, сопоставляя древнюю молитвенную практику евреев с позднейшей, мы находим, что уже в ветхом завете освящались молитвой почти все часы христианского суточного богослужения. С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; при чем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиями – час первый, третий, шестой, девятый и т. д., – правда, в довольно широком и общем смысле прежних выражений. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» ( Деян. 3:1 ), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении 4 . – Какие же это часы?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

архим. Тит (Бородин), диак. Евгений Моргун Часть I. Основные понятия Глава 1. Основные понятия о календарях и Пасхалии Что такое календарь? В чём сложность его построения? Как он устроен? Категория времени настолько тонка и неуловима, что человек не способен абсолютно точно заключить его в определённые рамки, ибо когда наступает настоящее, то прошлого уже нет и будущего ещё нет, а настоящее мгновенно проходит. Настоящее время – это постоянно ускользающий момент, находящийся на стыке прошлого и будущего. Протяжённость времени существует только благодаря тому, что наш ум обладает свойством памяти, а память человеческая, записанная в виде хронологии событий, называется летописью или историей. Мы замечаем, что время не стоит на месте, проходят минуты и часы, день сменяется ночью, лето сменяется осенью, затем зимой, после зимы приходит весна, за весной снова следует лето. Человек находится среди постоянно повторяющихся периодов времени, самый заметный из которых – это сутки, то есть смена дня и ночи. Взирая на такой, установленный Богом, порядок, человек с помощью абстрактного мышления разделил все периоды времени на малые и большие временные промежутки, которым дал соответствующие наименования: секунды, минуты, часы, дни, недели, месяцы, годы, века, тысячелетия... Ход времени является линейным, но для отсчёта времени человек пользуется цикличными системами. Календарь тоже относится к цикличным системам. Календарь – система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел. Сам Господь установил то, чтобы периодическое движение светил небесных было бы используемо в качестве эталона измерения времени, то есть для определения временных промежутков: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов» ( Быт.1:14 ). С древности для измерения времени используется три основных периода движения небесных тел: Планета Земля вращается вокруг своей оси, и этот период мы называем СУТКАМИ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не пускайте в спальню собак и гаджеты. 16 шагов к крепкому ночному сну Если у вас проблемы со сном – старайтесь соблюдать строгий график 23 марта, 2019 Если у вас проблемы со сном – старайтесь соблюдать строгий график Проблемы со сном время от времени случаются у всех. Если это становится постоянной проблемой, вы можете попытаться внести небольшие изменения в свой режим сна. Рассказываем, какие ежедневные привычки помогут вам лучше высыпаться. Придерживайтесь собственного режима сна Циркадные ритмы – биологические часы человека, регулирующие 24-часовые периоды сна и бодрствования – играют огромную роль в том, как вы спите, и небольшие нарушения в рутине могут привести к сбою всей вашей системы. Важно регулярно просыпаться и засыпать в одно и то же время для нормализации и оптимизации вашего сна, рассказала INSIDER доцент кафедры неврологии и специалист по расстройствам сна в Университете Джонса Хопкинса Рейчел Салас. Если вы заметили, что у вас проблемы со сном, постарайтесь соблюдать строгий график. Ложитесь спать и просыпайтесь в определенное, неизменное время – даже в выходные дни. Используйте свет, чтобы легче просыпаться и засыпать Яркий свет, будь он искусственным или солнечным, делает нас бодрее. Некоторые исследователи считают, что проблемы со сном зимой могут быть связаны с тем, что сокращение светового дня нарушает ваш циркадный ритм. Ежедневное воздействие солнечного света может помочь вам лучше спать по ночам. Наши внутренние часы зависят от синхронизации с «синим свечением рассвета и заката», которые сообщат вам, когда нужно проснуться или пойти спать, считает научный журналист Генри Николс. Не употребляйте кофеин за 6 часов до сна Исследование, опубликованное в «Журнале клинической медицины сна» в 2013 году, показало, что употребление кофеина за шесть часов до сна влияет на его качество. Кофеин – общеизвестный стимулятор, и в дополнение к этому он является мочегонным средством, из-за которого вы будете бегать ночью в туалет. Некоторые препараты могут негативно влиять на сон

http://pravmir.ru/ne-puskajte-v-spalnyu-...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 1. Древнее “часомерие” Одним из достижений в развитии древней цивилизации явилось создание основ измерения времени. Представление о времени формировалось в процессе занятий астрономией 1 . Измерение времени было важно для ориентации во времени, для организации человеческой деятельности. Основы гномоники, то есть измерения времени, были заложены в древнем Вавилоне, откуда они затем распространились по другим регионам мира. К неизменяемым параметрам относится суточный круг, состоящий из ночи и дня. По библейской традиции день (сутки) 2 начинается с вечера: И был вечер, и было утро: день один (Быт 1:5). В новозаветное время такая традиция сохраняется: апостол Павел говорит о своих страданиях, что он ночь и день пробыл во глубине морской (2 Кор 11:25). В древности существовала и другая традиция, например, в Египте, согласно которой “началом дня было принято считать рассвет” 3 . Неизменяемо также количество часов дня и ночи: по двенадцати. Подтверждение этому имеется в Евангелии. Христос говорит: Не двенадцать ли часов во дне (Ин 11:9). Таким образом, в древности и дневное, и ночное время делилось на 12 “часов”, составляя в целом 24 часа в течение суток. “Таким образом, в сутках содержалось, как и теперь, 24 часа, только они были разными по длительности, отсюда название косой час. Правда, два раза в год — в периоды весеннего и осеннего равноденствия — дневные и ночные часы сравнивались между собой, становясь равными нашим современным часам по длительности” 4 . При такой системе отсчёта времени пользовались солнечными часами, известными с древности. На ровную поверхность “циферблата” наносились деления, и тень от штыря (гномона), находившегося в центре, показывала время дня. В связи с делением суток на часы следует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедовал христианам непрестанно молиться (см. 1 Фес 5:17). Примером такой постоянной молитвы является молитвословие, принадлежащее святителю Иоанну Златоусту (†407; пам. 13 ноября). Оно имеет подзаголовок “Молитвы молебныя, числом двадесятым и четырем часам дневным и нощным”. Таким образом, данная молитва содержит двадцать четыре стиха-прошения соответственно числу часов в сутках. Молитва разделена на два абзаца. Первоначально идут дневные прошения, которым предшествует надписание “Дневи”: “Господи, не лиши мене небесных Твоих благ…”. Перед вторым абзацем надписание: “Нощи”. Абзац начинается прошением: “Господи, в покаянии прими мя”.

http://pravmir.ru/vremya-i-bogosluzhenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010