Оборотная сторона радости Поглядев на лица большинства окружающих нас людей, мы вряд ли скажем, что они сияют радостью и источают свет. Отчего же они печальны? Святые отцы выделяют два вида печали – печаль ради Бога и печаль мирскую. Первая – это благотворное чувство сокрушения о содеянных грехах. Оно рождает стремление исправиться и, по мысли апостола Павла, «производит неизменное покаяние ко спасению». Вторая «производит смерть» (2 Кор 7: 10). Печаль мира сего весьма ядовита. Она соткана из целой гаммы ощущений: от элегии грусти, окрашенной в поэтические тона, до апатии, тоски и невыносимых душевных терзаний. Мирская печаль – исчадие гнева, следствие глубокого внутреннего недовольства из-за неисполненных или вовсе неисполнимых притязаний. Это бесплодное сожаление о реально или мнимо упущенных возможностях. Как указывает апостол Иаков, «желаете – и не имеете» (Иак 4: 2). Отсюда – огорчение, нетерпеливость, неблагодарность, малодушие, маловерие, ропот на Бога. Каковы поводы для мирской печали? Безденежье, нездоровье, конфликты, стрессы… Недаром поговорка гласит: «Кому-то супчик жидковат, кому-то жемчуг мелковат». Причиной мирской печали, помимо социально-психологических факторов, часто становятся и духовные. Когда диавол хочет сломать человека и вывести его из строя, он сжимает сердце, прогоняет покой и мутит душу беспросветной тревогой. Вскрывая корни печали, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин уточняет: «Не всегда от вины другого происходит в нас возмущение, а больше от нашей порочности, потому что мы имеем в себе скрытные (сокрытые, неявные. – К. З.) причины оскорблений и семена пороков, которые, как только прольется на нашу душу дождь искушений, тотчас производят ростки и плоды». Что же такое «семена пороков» и какие «сорняки» они дают? Попробуем взглянуть на печаль – оборотную сторону радости – с позиций христианской психологии и медицины. Тревога Тревога – это печаль, спроецированная в будущее. Ощущая неопределенное беспокойство, безотчетные опасения, какую-то неясную, а тем более вполне осознанную угрозу, человек напряженно ожидает беду, даже катастрофу. Люди с высоким уровнем тревожности плохо реагируют на подобный стресс. Они и так не уверены в себе, беспомощны, легко расстраиваются, пугаются, приходят в смятение и замешательство. К этому присоединяются ночные кошмары, бессонница, одышка, сердцебиение, головокружение, тошнота.

http://pravoslavie.ru/806.html

Каковы поводы для мирской печали? Безденежье, нездоровье, конфликты, стрессы… Недаром поговорка гласит: «Кому–то супчик жидковат, кому–то жемчуг мелковат…» Помимо социально–психологических факторов, немалую роль играют и духовные. Когда дьявол хочет сломать человека и вывести его из строя, он сжимает сердце, прогоняет покой и мутит душу беспросветной тревогой. Вскрывая корни печали, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин уточняет: «Не всегда от вины другого происходит в нас возмущение, а больше от нашей порочности, потому что мы имеем в себе скрытные (сокрытые, неявные. —К. 3.) причины оскорблений и семена пороков, которые, как только прольется на нашу душу дождь искушений, тотчас производят ростки и Что же такое «семена пороков», и какие «сорняки» они дают? Попробуем взглянуть на эти вопросы с медико–генетических позиций. Когда тревожно на душе Тревога — это печаль, спроецированная в Ощущая неопределенное беспокойство, безотчетные опасения, какую–то неясную, а тем более вполне осознанную угрозу, человек напряженно ожидает беду, даже катастрофу. Люди с высоким уровнем тревожности плохо реагируют на подобный стресс. Они и так не уверены в себе, беспомощны, легко расстраиваются, пугаются, приходят в смятение и замешательство. К этому присоединяются ночные кошмары, бессонница, одышка, сердцебиение, головокружение, тошнота. Наиболее рельефно такая картина наблюдается при генерализованном тревожном расстройстве. Это — чрезмерное хроническое беспокойство и тягостные предчувствия, истоки которых «размыты» и не приурочены к какому–либо конкретному событию, объекту или ситуации. Вот характерный случай. Он произошел с Дмитрием, аспирантом кафедры одного престижного университета. С детства мальчик рос очень беспокойным, суетливым, быстро утомлялся. В последние 7–8 лет симптомы нарастали. Юноша волновался за собственное здоровье и самочувствие своих родителей. Однажды Дима решил, что его сердце бьется слишком медленно, и в душу закралась мысль о скорой кончине. Он переживал еще и потому, что «сердце» и «нервы» не позволяли ему в срок сдать кандидатский минимум и закончить диссертацию. Также он нервничал из–за возможности «провалиться» на экзаменах, хотя за годы обучения в вузе такого ни разу не случалось. Дима перестраховывался. На занятиях он старался брать слово лишь в малых аудиториях и только тогда, когда был уверен в своих знаниях.

http://azbyka.ru/zdorovie/geny-i-7-smert...

2) Суперфиция – есть тоже бессрочное или долгосрочное право пользования чужой землей для выстройки, – и зданием, на чужой земле возведенным, или частью, например, одним этажом такого здания. Ежегодная плата за пользование носит техническое название solarium. В сущности, это право мало чем отличается от бессрочного наследственного пользования землей. В системе новейших законодательств право это не составляет особой категории. 3) Сервитуты или повинности, лежащие на имении, бывают двух родов: или личные, установленные в чужом имении в пользу известного лица, или вещные, установленные в одном имении в пользу другого имения; в последнем случае одно считается господствующим, а другое – обязанным (praedium domi-nans, praedium serviens). Главный и самый существенный вид личных сервитутов есть узуфрукт, о котором сказано будет подробно в другом месте. Вещные или реальные сервитуты все отличаются или отрицательным или положительным свойством: одними налагается на подчиненное или обязанное имение повинность воздерживаться от положительного действия (serv. in non faciendo); другими – повинность терпеть, допускать положительное действие со стороны господствующей (in patiendo). В иных случаях, например, сторона служащая не вправе возводить то или другое строение, прорубать окна и т.п. В других случаях сторона господствующая получает право на некоторые действия, касающиеся до чужого имения; например, право выводить окна на чужую дачу, примыкать строения, спускать воду, участвовать в пользовании чужим пастбищем, лесом, пролагать дорогу через чужое владение и т.п. В римском праве существовало – в тогдашней экономии важное, а ныне почти уже утратившее важность деление сервитутов на городские и сельские (serv. praediorum urbanorum et rusticorum). Есть другое отличие, постоянное и существенное, – различие между servit. continuae et apparentes и servit. discontinuae et non apparentes. Именно в иных случаях сервитут бывает непрерывный, когда выгода пользования в нем непрерывная: например, право водопровода, водостока и т.п. (S. continua). В других случаях пользование не есть непрерывное, но зависит всякий раз от действия воли, соответственно надобности (S. discontinua) – например, право прохода, право выгона, водопоя и т.п. Иные сервитуты явные (s. apparentes), т.е. выражают действие свое в каком-нибудь внешнем сооружении, например, в пробитии двери, окошка и т.п. Другие неявные или сокрытые (s. non apparentes), например, повинность не возводить здания или не возводить его выше определенной меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

До тех пор, пока невозможен возврат к древней практике, каждому верующему нужно знать молитвы анафоры или даже иметь их перед собой во время богослужения. Возглас «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!» (Будем достойно, с благоговейным трепетом и сосредоточенностью, приносить в мире святое возношение) напоминает нам о всеобщем участии в евхаристическом действе. В этот момент в храме должна установиться полная тишина. Как то бывало на молитвенных вечерях библейских времен, предстоятель обращается к собравшимся, а от их лица ему отвечает хор… — Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами! — И со духом твоим. — Горе имеим сердца! (Вознесем сердца свои ввысь!) — Имамы ко Господу. — БЛАГОДАРИМ ГОСПОДА! Вот оно — Благодарение, Евхаристия… Хор поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». В это время священник в алтаре читает благодарственную молитву анафоры; в ней прославляется Творец, сокрытый в тайне, Который создал мир и человека. Который возводит верных в небесную славу. Все мироздание — видимый и невидимый космос — сливается в общей осанне: мириады светил, небо и земля, льды и бездны, цветы и все дышащее, человеческий род и сонмы духовных сил . Достойно и праведно воспевать, и благословлять, славить, и благодарить, и поклоняться Тебе; владычество Твое–повсюду. Ибо Ты еси Бог неизреченный, невместимый, незримый, непостижимый, неизменный и вечный, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты из небытия вызвал к бытию нас и отпадших вернул, не отверг, но совершил все, чтобы на небеса возвести нас, и даровал нам Твое грядущее Царство. За все сие благодарим Тебя, и Единородного Сына Твоего, и Святого Духа Твоего: за все, что мы ведаем и не ведаем, за явные и неявные благодеяния Твои, бывшие нам. Благодарим Тебя и за Литургию сию, которую Ты благоволил принять из рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

От многих вдумчивых российских аналитиков, к сожалению, нередко ускользает сам тон материалов западных СМИ, внутренние сокрытые интонации, неявные послания, вызывающие к жизни определённую картинку у реципиентов этой информации. «При этом временное правительство в Киеве посылает и вполне примирительные сигналы на Восток: хотя парламент и решил ограничить права русского языка на Украине, но, тем не менее, исполняющий обязанности президента Александр Турчинов - близкое доверенное лицо Юлии Тимошенко - наложил вето на это ограничение». Вполне ожидаемо было то, что Запад сразу и однозначно признал правительство в Киеве «новым временным правительством». То, что русские СМИ повторяют слова западных политиков и журналистов о «новом правительстве», о «временном правительстве», а не твердят с настойчивостью Катона Старшего об узурпаторах власти, о самопровозглашённом правительстве, это - уже принятие правил игры противника и разговор на языке врага, ощутимая уступка на поле ИПВ. И, конечно, отсыл к политической узнице совести здесь далеко неслучаен. Уточним: Ю.Тимошенко для западного «зрителя» и обрабатывающего его политически-информационного сообщества есть фигура знаковая - примерно такая же, как Ходорковский, как Pussi Riot или, например, Горбачёв: она - угнетаемый носитель добра и светоч демократии, осмелившийся попытаться дать людям свободу, Жанна д " Арк и Прометей в одном флаконе. «Манёвр Москвы с целью поглотить, присоединить полуостров раз и навсегда к собственной сфере влияния войдёт, вероятно, в учебники военной тактики. Президент России послал вначале бойцов без знаков различия, которые занимали аэропорты, общественные здания Крыма и разжигали беспорядки. После - не прошли ещё и сутки - Путин дал себя уполномочить стабилизировать нестабильное положение на полуострове регулярными войсками». «Московские ястребы очень хотели бы увидеть, что Кремль использовал бы недавние столкновения между приверженцами революции на Украине и прорусскими демонстрантами на Восточной Украине для того, чтобы наступать на Донецк и Харьков».

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/31/...

Врачевание «Послушай, возлюбленный брат, – наставляет нас опытный духовный врач прп. Ефрем Сирин , – трудноизлечимые страсти невозможно искоренить без жгучих и неприятных на вкус лекарств». Из психотерапевтической аптеки святых отцов мы возьмем три основных лекарства, которые святые считали особо действенными. 1) Покаяние – исповедь. Если Господь Искупитель даровал человечеству общий курс лечения, то Святой Дух прописывает специальное лечение каждому отдельному человеку. Этот специальный курс лечения называется покаянием. «Душа, будучи бестелесной, проста и неделима. Поэтому если она разболеется, то она сама не может прекратить в себе болезнь. Ей поможет только одно лекарство – Дух Святой. Поэтому надлежит, чтобы всякий христианин боролся, сколь в его силах, за благодать Всесвятого Духа. Борьбу эту можно вести только путем покаяния, увенчивающего все наши прочие добродетели, а не какими-то кривыми путями. Человек, приявший благодать, обрел жительство в лоне воли Христовой». Рассмотрим внимательно наглядный пример, приведенный прп. Симеоном: «Человек, преступающий заповеди Божии, уязвлен стрекалом смерти, то есть грехом. Через эту отверстую рану греха сразу же входит диавол, будто червь, распространяя вокруг себя тление. Но истинное покаяние, в ходе слезной исповеди, как некий целительный пластырь, очищает сердечную рану и выводит наружу червя, гнездящегося в теле и умерщвлявшего душу, и врачует ту глубокую язву. Она заживает полностью, так что даже следа потом не видно. Опыт покаяния из глубины души изведали только те, кто сердечно умолял Господа об исцелении с горячими слезами». Так покаяние переносит человека в область благодати Божией: человек причащается свободе от зла и видит, что он уже исцелен от греха. 2) Аскетический подвиг. Без подвига нельзя уподобиться Христу и воспринять дары Святого Духа. Основное правило духовной жизни – слова отцов: «Отдай кровь и прими Дух». Святые отцы предписывают нам долготерпение: «Борись, пока есть время, не обращай внимания на опустивших руки, но только на спешащих делать добрые дела. He на терпящих кораблекрушение смотри, но на спасающихся. He становись рабом страстей, но, напротив, обрети свободу» (прп. Ефрем Сирин ). «Телесные материальные страсти уменьшаются от злостраданий тела и наконец вовсе отмирают. А душевные неявные страсти истребляемы смиренномудрием, кротостью и любовью» (прп. Феодор). Всякое зло можно победить возделыванием противоположной ему добродетели. «Тщеславие исцеляется смирением, сребролюбие – нищетой, многоядение – разборчивым постом, и все немощи врачуются точно так же – уничтожительными для страстей лекарствами» (прп. Иоанн Лествичник ). Чтобы жить по евангельским добродетелям, нужно быть готовым к великой битве с грехом. А сами евангельские добродетели «действуют на всех нас, как целебные травы и как прижигания, которые попаляют искушения и привлекают помощь Божию, истребляющую страсти одну за другой» (прп. Симеон Новый Богослов) .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

1 Симеон Новый Богослов. Слово 11,1//Слова. Вып. 1. 2 Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви, 2, 30//Добротолюбие. Т. 3. 3 Исаак Сирии. Слово 55//Слова подвижнические. С.356. " " Исаак Сирин. Слово 58//Там же. С. 448.   ла борьбы и соделать для них победу удобнен шею, сказав наперед способы, как вести брань " . Потому-то страстные смирившиеся по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя свойства и виды каждого недуга и своею опытностию спасая близких к падению 2 . Если кто укоренил прекрасное и долговременным подвижничеством приобрел опытность в управлении страстями, то подобного человека и Писание еще более поощряет к исхождению, чтобы, поставив светильник на свещнице, всем подавал он свет прекрасного руководства 3 . Для того истинному пастырю по образу Христову должно употреблять все возможные усилия, чтобы узнать своих овец и внутреннее их состояние 4 и так преуспеть в смиренномудрии, чтобы, когда и молчит, пример его дел служил уроком, по- ) Нил Синайский. Слово подвижничестве, 24//Творения. Ч. 2. 2 Иоанн Лествичник. Слово 26, 13. 3 Василий Великий. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и отшельничестве, 7//Творения. 4.5. 4 Филарет (Дроздов), митр. Слово в день Алексия митрополита и в неделю сыропустную…//Слова и речи. Ч. 2. С. 5.   учающим сильнее всякого слова, ибо кому вверено путеводство многих, те обязаны посредством своим людей еще немощных побуждать идти вперед в уподоблении Христу " . Человеколюбивый Бог, учай человека разуму (Пс. 93, 10), как тем, кому вверено дарование учительства, повелевает пребывать в учении (1 Тим. 4. 17), так и тем, которые имеют нужду в назидании божественными уроками, советует чрез Моисея, говоря: Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32, 7). Посему и тем, которым вверено слово служения, необходимо во всякое время быть усердными в исправлении душ 2 . Отношение ученика к старцу Кто, убежав в пустыню, может узнавать набеги бесов и подступы страстей, явные и неявные, или на них делать нападение, наперед добре не обучившись отсечению своей воли среди общества братии под руководством опытного

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Всех же богозрительнее тот, кто познал и явные части мира и его неявные силы, тяготение стихий к земле и прочему, равно как их отталкивание друг от друга; различия, особенности, общности, действования, соприкасания, сопряжения, созвучия и вообще все скрытые и выраженные связи целого. Ибо кому удалось хорошо рассмотреть всё это, тот в состоянии познать Бога как причину всего этого, так и по аналогии со всем этим. А потом, поставив Его над всем этим через отрицание, убедиться, что Он превыше всего. В самом деле, поскольку Бог познается лишь через сущее, мы познаем Его, конечно, не через то, чего не знаем, а лишь через то, что знаем; отсюда чем более человек знает, чем более значительные вещи он знает и чем точнее он их знает, тем больше по сравнению с другими он способен познавать Бога; и даже отрицательный способ богопознания, который кажется прежде всего познанием недостоинства сущего перед лицом Бога, невозможен без познания совокупности сущего: мы можем познать как не являющееся Богом лишь то, что сначала уже знаем как существующее». Услышав от них, что те, у которых сердца очищены исполнением заповедей Божиих, таинственно и неизглаголанно сподобляются озарений божественных, Варлаам этот обвинил их в том, что они признают причастие самого существа Божия. Когда же они отвечали ему, что причаствуется не существо это, а вечная, несозданная и боготворящая благодать Духа, тогда взвел на них обвинение в двубожии и, даже явившись в церковь , поведал это и нашей мерности, винил наипаче честнейшего иеромонаха кир Григория Паламу и требовал, чтобы все они позваны были в священный и божественный собор наш. Но когда они призваны были, то сам он не явился, оправдываясь тем, что в соборе не было царя 677 , а на самом деле боясь обличения. Потом собор открыт был в знаменитом храме премудрости Бога-Слова, в присутствии царя, его синклита и немалого числа честнейших архимандритов и игуменов и граждан. Введен был туда и Варлаам. Ему предложили высказать и доказать все, что у него есть на уме против монахов, живущих в безмолвии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Закрыть itemscope itemtype="" > Молитва и покаяние усиливают работу мозга Но нет специальных центров, как ошибочно считают американские нейрофизиологи, отвечающих за веру, честность и послушание 23.09.2020 1726 Как сообщалось , нейрофизиологи выяснили, что люди со способностью подсознательно видеть неявные закономерности гораздо чаще становятся религиозными и верят в существование божеств. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Nature Communications. Доводы нейрофизиологов прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук, профессор протоиерей Сергий Филимонов: Люди веруют в Бога не потому, что в их голове работает тот или иной мозговой центр. В этом случае мы встали бы на путь антропоморфизма, решив, что есть люди, у которых по природе нет центра, отвечающего за веру в Бога. Исходя из этой абсурдной логики, никто не несёт своей личной ответственности перед Богом за совершаемые поступки. Если человек нарушает заповеди Божии, то, по мнению американских нейрофизиологов, соответствующие центры в нём отсутствуют или в них минимальная активность. Значит, с такого человека и спрос не велик. Это научная лазейка для людей, стремящихся оправдать своё неверие и неблаговидные поступки особенностями строения головного мозга. Абсурд! Невозможно специально манипулировать центром, делая человека атеистом или верующим. Эта мысль противоречит святоотеческому пониманию состояния души, её взаимодействию с центральной нервной системой. Наши святые отцы говорили о том, что печать антихриста не будет ставиться автоматически. Если человеку принудительно ставят печать, то она не будет на него действовать. Илон Маск разрабатывает нейрочипы, вживляемые в мозг человека. Уже успешно вживлен нейрочип в головной мозг свиньи. Есть возможность управления физическими функциями, но насильно невозможно человека сделать неверующим. Это примитивное понимание деятельности головного мозга. Мы проводили в центре Алмазова исследование, о котором подробно расскажем на грядущем форуме «Церковь и медицина», когда человек молится или кается, задействуется весь головной мозг. Но есть определённые зоны, которые усиливают друг друга, либо ослабляют.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/23/mo...

Евхаристия есть некое онтологическое откровение о Христе и о Церкви, — о Христе в Церкви. «Тайны означают и Церковь, — говорит Кавасила, — так как она есть тело Христово и члены отчасти» (1 Кор.12:27). И продолжает: «И указуется Церковь Тайнами не как символами, но как сердцем указуются члены, как корнями дерева ветви и, по слову Господа, как виноградною лозою указуются отрасли; ибо здесь не одинаковость только имени, и не сходство подобия, но тождество дела… Если бы кто мог увидеть Церковь Христову в том самом виде, как она соединена со Христом и участвует в плоти Его, то увидел бы ее не чем другим, как только телом Господним… Ибо верные, через сию кровь, уже живут жизнью во Христе, истиною соединены с тою Главою и облечены сим телом». Евхаристия скорее гимн, нежели молитва, — отсюда и самое имя: «благодарение». Конечно, это — Голгофа, и на престоле предлежит Агнец закланный, Тело ломимое и Кровь изливаемая. Но и Голгофа есть таинство радости, не страха, таинство любви и славы… Ныне прославися Сын Человеческий (Ин.13:31). И если по недостоинству трепещем пред Крестом, то трепещем от благоговения, изумевая перед несказуемой полнотою Божественной любви. Ибо «начало, и средина, и конец креста Христова — все одна любовь Божия», — говорил митрополит Филарет. Се бо явися крестом радость всему миру… И во грехах наших трепещем, но радуемся и песнославим, и воспеваем победную песнь, песнь хвалы и благодарение: «за все, что знаем и чего не знаем, за явные и неявные благодеяния, совершившиеся на нас». Во всем литургическом тайнодействии, во всех молитвословиях звучат победные и благодарственные тона. Это вход Царя Славы… Мы созерцаем и вспоминаем не только Голгофу, но «и все совершившееся ради нас, — крест, гроб, тридневное воскресение, восшествие на небеса, седение одесную, еще второе и славное пришествие…» Мы созерцаем не только распятого и страждущего Христа, но и Христа воскресшего и взошедшего в премирную славу — Начальника жизни, Победителя смерти. Евхаристия есть знамение победы, знамение совершившегося спасения, спасения от тления, победы над смертию. Это таинство примирения, — любви, а не скорби, прощения, а не суда. Христос пострадал, но воскрес; и смертию своею смерть разрушил… Воскрес после вольной страсти, и на прославленном теле Господа остались «язвы гвоздинныя», которые осязал Фома. Но воскрес Христос и взошел во славу. И смерть Его стала для нас воскресением. Об этом радуемся и благодарим. «Благодарим Тебя и за службу сию, которую Ты сподобил принять от рук наших…» Ибо в этой страшной службе мы соединяемся со Христом и приемлем Его жизнь и Его крестную победу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010