Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Мар Павел (9.08.1922, Трипунитхура, шт. Керала, Индия - 24.11.1996, Дели), первый митр. Дели и Сев. Индии Сиро-Маланкарской Церкви, президент ВСЦ. Родители Г., Т. В. Пилей и Э. Пилей, были из рода Тхадикал. Завершив среднее образование в 1937 г. в Трипунитхуре, Г. работал журналистом в католич. газете «Малабарская почта». C 1941 г. был сотрудником Почтового и телеграфного департамента. Будучи помощником секретаря Всеиндийского почтового и телеграфного союза, участвовал в антиколониальной борьбе. В 1947-1950 гг. Г. работал учителем в Эфиопии. Тяжело заболев ветряной оспой, обратился ко Иисусу Христу с вопросом: «Страдал ли Ты на кресте так же, как я?» - и услышал ответ: «Да, сын Мой». Вскоре болезнь прошла. В 1950-1954 гг. обучался в колледже в Гошене (шт. Индиана, США) и Теологической семинарии Принстона (шт. Нью-Джерси), окончив их со степенями бакалавра искусств и бакалавра теологии. С 1954 г. Г. преподавал в Объединенном христианском колледже в Алвае (совр. Алува, шт. Керала, Индия). В 1955-1957 гг. был генеральным секретарем Студенческого правосл. движения имени Мар Григория. По приглашению имп. Эфиопии Хайле Селассие Г. работал в 1956-1959 гг. советником императора и чиновником по связям с Индией. Приехав в 1959 г. в США, Г. прослушал курсы в ун-те Оклахомы, Объединенной теологической семинарии Нью-Йорка и получил степень магистра богословия в Теологической семинарии Принстона и Йельском ун-те (шт. Коннектикут). Г. консультировал Комиссию по экуменической миссии и связям пресвитерианской церкви. В 1960-1961 гг. он прошел программу подготовки к защите на степень доктора философии в Оксфорде (Великобритания). В 1961 г. католикос Моран Мар Василий Геваргезе II (1874-1964) рукоположил его во священника. Г. участвовал в III ассамблее ВСЦ (1961, Нью-Дели) как член группы по изучению Библии и представитель Сиро-Маланкарской Церкви. Делегаты от восточнохрист. и правосл. Церквей обратились к главе Сиро-Маланкарской Церкви с просьбой направить Г. на работу в аппарат ВСЦ. В 1962-1967 гг. он занимал должности директора Отд-ния по экуменической деятельности и помощника генерального секретаря ВСЦ, в 1962-1965 гг. был наблюдателем от ВСЦ на II Ватиканском Соборе, в 1963-1975 гг.- членом Совместной рабочей группы ВСЦ и Ватикана. В 1967 г. Г. возглавил духовную семинарию в Коттаяме (шт. Керала, Индия). Через год был назначен секретарем Сиро-Маланкарской Церкви по межцерковным связям и ее представителем в Центральном комитете ВСЦ. В 1968-1975 гг. Г. был членом Комиссии ВСЦ «Вера и обряд», в 1970-1990 гг. занимал пост вице-президента Христианской мирной конференции (Прага). В 1972 г. Г. работал в ун-те Мюнстера над докт. дис. «Взаимоотношения Бога, мира и человека в творениях св. Григория Нисского», к-рую защитил в 1975 г. в Серампурском ун-те (шт. Зап. Бенгалия, Индия).

http://pravenc.ru/text/166642.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВАРГЕЗЕ II (Моран Мар Василий; 16.06.1874, Куричи, совр. шт. Керала, Индия - 3.01.1964, Парумала, шт. Керала, Индия), Католикос Востока (с 1928), Католикос Апостольского престола св. Фомы и митр. Маланкарский. Предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви. Отец Г.- Улаханана из рода Калласерил (ветвь известного священнического рода Путхенпуракал), мать - Найтхи. По отцу он - родственник Геваргезе Мар Дионисия Ваттасерила, митр. Маланкарского (1858-1934), по матери - Геваргезе Мар Григория, митр. Ниранамского (1848-1902). Крещен с именем Геваргезе, мирское имя - Пуннос. В 9-летнем возрасте Г. серьезно болел и исцелился только после того, как родители дали обет посвятить сына Богу. Г. был отдан в Парумальскую семинарию, где 6 лет изучал сир. язык и богословие под рук. митр. Геваргезе Мар Григория и малпана Геваргезе Мар Дионисия (буд. митрополит Маланкарский). Еще 6 лет Г. обучался в Старой семинарии в Коттаяме под рук. митр. Павла Мар Афанасия Кадавила, малпана Геваргезе Мар Дионисия и известного ученого малпана Коната Кораха Матхена, затем был зачислен в колледж Церковного миссионерского об-ва. 24 мая 1892 г. посвящен во диакона митр. Павлом Мар Афанасием. Обучение в Высшей школе Мар Дионисия из-за внезапной болезни пришлось оставить. 26 нояб. 1898 г. Г. был рукоположен во священника митрополитами Геваргезе Мар Григорием, Павлом Мар Афанасием и Павлом Мар Иваниосом (впосл. 1-й Католикос Моран Мар Василий Павел после восстановления Католикосата в 1912). 29 нояб. 1898 г. митр. Геваргезе Мар Григорий возвел Г. в монашеский сан рамбана, Г. помогал митрополиту управлять Ниранамской епархией до его смерти в 1902 г., затем руководил Парумальской семинарией. В 1908 г. Г. сопровождал номинированных митрополитов Геваргезе Мар Дионисия Ваттасерила и Павла Кочупарампила в поездке к яковитскому патриарху Игнатию Абдаллаху II, пожелавшему возвести в сан митрополита и Г., но он отказался, не имея предварительного утверждения Сиро-Маланкарской Церковью. В 1912-1913 гг. патриарх посетил Индию и 10 сент. 1912 г. возвел Г. в сан митрополита на Ниранамскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/161817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИАМПЕРСКИЙ СОБОР (20-29 июня 1599), Церковный Собор в Диампере (Удаямперуре, совр. шт. Керала, Индия), на к-ром была заключена уния между несторианской Малабарской и Римско-католической Церквами. Причины созыва и подготовка Собора До 1599 г. Малабарскую Церковь возглавляли представители Церкви Востока , занимавшие Серрскую кафедру с центром в Ангамали (совр. шт. Керала). Адм. вопросы традиционно решались архидиаконами из клана Пакаломаттон. В 1595 г. в португ. колониальные владения в Индии прибыл примас Индии, архиеп. Гоа иезуит Алежу ди Менезиш (1559-1617). Римский папа Климент VIII направил ему 2 бреве с указанием узнать вероисповедание еп. Серрского Мар Абрахама и в случае, если тот окажется еретиком или умрет, назначить апостолического викария главой Малабарской Церкви. Перед смертью в 1597 г. еп. Мар Абрахам избрал своим преемником архидиак. Георгия (Геваргезе; † 1637), архиепископ Гоа назначил епископом Серрским ректора семинарии в г. Вайпикотта иезуита Франсишку Родригиша (Роса) (1557-1624). Не смирившись с этим, на Соборе в Ангамали архидиакон призвал не принимать епископов из Ватикана и не допускать изменений в вероучении. Поскольку его признали практически все инд. христиане, Алежу ди Менезиш был вынужден отменить свое назначение. Однако 27 дек. 1598 г. архиепископ покинул Гоа, чтобы лично посетить приходы, рукополагая в ходе визита священников, и склонить на свою сторону индийцев. Архидиак. Георгий отлучил ок. 100 его ставленников. Несмотря на это, на встрече в княжестве Кочин, раджа к-рого зависел от португальцев, Алежу ди Менезиш и Георгий примирились после обещания последнего отречься от несторианского учения, исправить богослужебные книги и подчиниться Римскому папе. 11 мая 1599 г. они распространили информацию о проведении Собора в 3-е воскресенье по Пятидесятнице в Кочине, на к-ром обязаны были присутствовать все священники и по 4 делегата от каждого прихода. Работа Собора

http://pravenc.ru/text/171929.html

Мар Геваргезе (17.07.1889 - 6.11.1966), митр. Ангамальский. Род. в семье Фомы и Сусанны Пайянадатхов Вайялипарампилов в Недумбассери (шт. Керала, Индия). Он получил имя Фома Геваргезе (дома его звали Кунджи Варкей). По окончании англ. школы и Объединенного христ. колледжа в Алвае (ныне Алува) со степенью бакалавра искусств Фома был посвящен во диакона 16 нояб. 1934 г. (по др. сведениям, 1937) патриаршим представителем митр. Мораном Мар Юлиосом. В 1936 г. (по др. сведениям, в 1939) глава патриаршей группы митр. Ангамальский Афанасий рукоположил Фому во священника. В 1936 г. Фома побывал на Цейлоне (совр. Шри-Ланка) и Сингапуре. В 1939 г. основал молельню для прокаженных из лепрозория в Коратти (ныне р-н Тричур, шт. Керала) и служил там каждую неделю. Будучи викарным священником в ц. ап. Матфея в Мадрасе (совр. Ченнаи), Фома окончил Местонский педагогический колледж со степенью лиценциата педагогики (1944). Он обучался также в мон-ре св. Игнатия, где его товарищем был Дайройо Абдель Ахад (впосл. яковитский патриарх Мар Игнатий Якуб III). В 1945 г. Фома основал «Sabha Chandrika» (Церковный журнал) - 2-недельное епархиальное издание на языке малаялам. С июня по окт. 1946 г. он в качестве номинированного митрополита на Ангамальскую кафедру (в то время самая большая епархия Сирийской Церкви Антиохии и всего Востока) совершил путешествие на Ближ. Восток в сопровождении Дайройо Абделя Ахада, свящ. Якуба Тхакадиила и рамбана Мулаирикала Павла. 20 июня на встрече с администрацией яковитской церкви и видными христ. чиновниками в Багдаде была отмечена необходимость развития отношений между христианами Ближ. Востока и Индии с целью создания единой христ. общины во главе с патриархом Антиохии и всего Востока. 4 авг. 1946 г. Патриарх Мар Игнатий Афрем I Барсаума поставил Фому во епископа с именем Григорий. Путешествие, в течение к-рого Г. посетил Ирак, Ливан, Иорданию, Сирию, Израиль и Турцию, описано им в кн. «1946 - Северное путешествие», где помимо личных впечатлений собраны церковные Предания.

http://pravenc.ru/text/166638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ VI Геваргезе Мар (31.10.1858, Маллаппалли, совр. шт. Керала, Индия - 23.02.1934, Коттаям, там же), митр. Маланкарский (с 1909), Глава Сиро-Маланкарской Церкви (12 июля 1909-1912), 2-й прославленный этой Церковью святой инд. происхождения. Известен как «Светило Церкви» (Malankara Sabha Bhasuran). Д. получил образование в средней и высшей школах Церковного миссионерского об-ва (в Маллаппалли и Коттаяме соответственно). Будучи студентом высшей школы, в 1876 г. был поставлен на одну из низших степеней церковного служения Антиохийским яковитским патриархом Игнатием Петром IV (III) (1872-1894), пребывавшим в 1875-1877 гг. в Индии. В течение 4 лет обучался в Парумальской (дистрикт (округ) Патханамтхитта, совр. шт. Керала) и Старой семинариях (Коттаям). Под рук. митр. Ниранамского Геваргезе Мар Григория (1848-1902) он приобретал опыт монашеской жизни в мон-ре Веттикал, изучал сир. и англ. языки и лит-ру. В 1879 г. Д. был поставлен диаконом, а в 1880 г. митр. Геваргезе Мар Григорий рукоположил его во иерея. Д. получил назначение в Парумальскую семинарию, позже - в Старую семинарию, где в 1886 г. стал преподавателем сир. языка и богословия (малпаном). В 1895 г. Д. вместе с диак. Слибой (в 1908-1930 Слиба Мар Остатиос - патриарший представитель в Индии) сопровождал митр. Григория в паломнической поездке по Св. земле. Впосл. Д. был назначен директором Парумальской семинарии. В 1903 г. Глава Церкви митр. Маланкарский Иосиф Мар Дионисий V Пуликоттил (1876-1909) возвел Д. в монашеский сан рамбана. В этот период Д. был секретарем митрополита Маланкарского и управляющим семинарией Мар Дионисия, в к-рой он организовал публичные собрания (Mahajana Sabha) для дискуссий с мирянами по вопросам веры и церковного управления. На съезде приходских представителей в Старой семинарии (1908) Д. был избран преемником митр. Дионисия V. 31 мая 1908 г. в Иерусалиме он был поставлен в митрополиты Маланкарские Антиохийским яковитским патриархом Игнатием Абдулмасихом II (1895-1905), низложенным тур.

http://pravenc.ru/text/178440.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ Мар Геваргезе (15.07.1848, Мулантхурутхи, совр. шт. Керала, Индия - 2.11.1902, Парумала, там же), митр. Ниранамский. Первый святой инд. происхождения, прославленный Сиро-Маланкарской Церковью. Принадлежал к священническому дому Чатхурутхи (искаженное сирийский) семьи Паллатхита из рода Тханагатт, возводимого к брату митр. Мар Анфрайоса (ум. в 1682), к-рый в 1667 г. приехал в Индию из Турции. По др. версии, род Г. восходит к брахману, крещенному ап. Фомой. Г. род. 5-м ребенком в семье Кочу Матфея и Марии. Его назвали Кочу Ипеора (имя Геваргезе было дано ему при крещении). Мать умерла через год после рождения сына. Окончив школу, Г. продолжил обучение у своего дяди, малпана (учителя сир. языка и богословия) Чатхурутхи Геваргезе. 26 сент. 1857 г. митр. Палакуннатх Матфей Мар Афанасий рукоположил Г. в иподиакона. Г. учился у дяди еще 7 лет. После смерти Чатхурутхи Геваргезе в 1864 г. Г. заболел. Во время болезни, по преданию Сиро-Маланкарской Церкви, его посетила Пресв. Дева Мария, призвавшая его посвятить жизнь Богу. По выздоровлении Г. поступил в семинарию Пампакуда. Среди его учителей был известный малпан Конат. Представитель патриарха Церкви Востока митр. Иоаким Мар Кирилл (1846-1875) назначил Г. своим секретарем. В 1864 г. (по др. сведениям, в 1865) Иоаким Мар Кирилл возвел Г. в сан диакона. 18-летний Г. стал священником. Он служил в церкви Мулантхурутхи, потом поселился в мон-ре Веттиккал (сейчас мон-рь Веттиккал - центр Канданадской епархии). Митр. Пуликоттил Иосиф Мар Дионисий V (1864-1909), пораженный знаниями и подвижнической жизнью Г., предложил ему стать преподавателем богословия и сир. языка в создаваемой Парумальской семинарии (р-н Патханамтхитта, шт. Керала). В Парумале Г. продолжал вести строгий образ жизни: подъем в 4:00; молитва до 5:00; преподавание в 5:00-7:00, 9:00-11:00, 13:30-16:00; адм. работа в 11:00-12:00 и 16:00-17:30; после 17:30 умывание, прогулка, вечернее богослужение; в 21.00 чтение Свящ. Писания с учащимися и разучивание песнопений; после отбоя учащихся в 22.00 Г. продолжал молиться до глубокой ночи.

http://pravenc.ru/text/166636.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ III (1867, Мардин, совр. Турция - 13.02.1932, Манджиниккара (совр. шт. Керала, Индия)), Патриарх Антиохийский, Глава Сирийской яковитской Церкви (с 1917), причисленный этой Церковью к лику святых (пам. 13 февр.). Второй сын в многодетной семье хорепископа Ибрагима и Марьям Шакер. При крещении был наречен именем Насри. Обучался в местных школах, занимался ювелирным и сапожным ремеслом. По рекомендации яковитского Антиохийского патриарха Петра IV поступил в богословскую школу 40 Севастийских мучеников в Мардине. В юношестве страдал от кожной болезни; родители дали обет в случае исцеления посвятить сына Богу. Он излечился и в 1887 г. поступил в мон-рь Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь ) близ Мардина. В том же году был рукоположен во диакона, в 1889 г. принял монашество с именем Илия. В 1892 г. патриарх рукоположил И. во иерея и назначил его настоятелем мон-ря св. Кириака в епархии Эль-Баширия, а через год - настоятелем мон-ря Дейр-эз-Зафаран. В кон. XIX в. эти мон-ри служили убежищем для сиро-яковитов и армян, жертв геноцида со стороны османских властей. И. оказал помощь ок. 7 тыс. армян в монастыре св. Кириака и 100 сиротам в мон-ре Дейр-эз-Зафаран во время резни 1895 г. и позднее. В 1908 г. И. был рукоположен патриархом Абдуллой II во епископа с именем Иваннис и назначен митрополитом г. Амида (ныне Диярбакыр, Турция). В 1911 г. он был отправлен в Тур-Абдин для выяснения ситуации в этом регионе, населенном сиро-яковитами. Во время пребывания там он основал 7 начальных школ. В 1912 г. был переведен на кафедру Мосула, которую занимал до восшествия на Патриарший престол. В 1919 г. И. посетил Стамбул, где последний османский султан Мехмед VI Вахидеддин наградил его орденом «Османие». В том же году И. отправил на Парижскую мирную конференцию большую делегацию во главе с митр. Ефремом Бар Саумом (впосл. Патриарх Антиохийский Ефрем I ) с докладной запиской, в которой содержались сведения о жертвах тур. геноцида сиро-яковитских христиан: были истреблены 134 тыс. чел. (1/3 общины), разрушены десятки церквей и монастырей. В ответ османское правительство запретило И. и митр. Ефрему въезд в Турцию.

http://pravenc.ru/text/Сирийской ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВАРГЕЗЕ I (Моран Мар Василий; 1870, Дхану, совр. шт. Керала, Индия - 17.12.1928, Нейюр, совр. шт. Тамилнад, Индия), Католикос Востока (с 1925), Католикос Апостольского престола св. Фомы. Предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви. Отец Г.- Каручира Паулозе, мать - Уничиамма. Богословское образование он получил в Старой семинарии в Коттаяме. В июне 1886 г. митр. Павел Мар Афанасий Кадавил посвятил Г. во диакона, 18 авг. того же года во священника, через неделю Г. принял монашеский сан рамбана. В качестве секретаря митрополита он активно участвовал в создании семинарии Тхрикуннатх в Алвае (совр. Алува, шт. Керала), бывшей в это время резиденцией митр. Павла Мар Афанасия. После смерти митрополита согласно воле покойного Г. был назначен управляющим семинарией, но вскоре оставил эту должность и поселился в мон-ре Валликкат близ Коттаяма. Низложенный тур. правительством в 1905 г. яковитский патриарх Игнатий Абдаллах Масих II посетил Индию и 7 февр. 1913 г. возвел Г. в сан митрополита на Коттаямскую кафедру с именем Геваргезе Мар Филексинос. 2 мая 1925 г. митр. Маланкарский Геваргезе Мар Дионисий Ваттасерил, митр. Парумальский Геваргезе Мар Григорий (впосл. Католикос Геваргезе II ) и митр. Канданадский Иаким Мар Иваниос Карот в ц. Пресв. Девы Марии в Ниранаме посвятили Г. в сан католикоса с титулом Моран Мар Василий Геваргезе. Своей резиденцией Г. избрал мон-рь Валликкат. На следующий день Г. посвятил П. Т. Геваргезе, основателя монашества в Маланкарской Церкви, во епископа с титулом Геваргезе Мар Иваниос (в 1930 он перешел в католичество и создал Сиро-Маланкарскую Католическую Церковь). При Г. завершился первый этап судебного процесса об имуществе между партиями католикоса и патриарха, на к-рые была разделена Церковь (Дело «Ваттипана»), инициированного в 1913 г. брит. резидентом Грэхемом. 4 июля 1928 г. Высокий суд княжества Траванкор признал право на церковное имущество за сторонниками католикоса, в их пользу были решены также вопросы о праве на освящение св. мира и посвящение митрополитов. Было признано незаконным отлучение от Церкви патриархом Игнатием Абдаллахом II митр. Маланкарского Геваргезе Мар Дионисия в 1911 г. Католикос скоропостижно скончался в ходе операции брюшной полости. Похоронен в мон-ре Валликкат. Лит.: Андроник (Елпидинский), архим. 18 лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959; Daniel D. The Orthodox Church of India: In 2 vol. New Delhi, 19862. Vol. 1; Cyril Mar Baselios. The Syro-Malankara Church. Trivandrum, 1997; Нелюбов Б. А. Древние Восточные Церкви. IV: Малабарская Церковь//АиО. 1999. 1 (19). С. 319-356; Visvanathan S. The Christians of Kerala: History, Belief and Ritual Among the Yakoba. Oxf., 1999. П. В. Топычканов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/161815.html

1907 г. Папский престол предоставил ей статус самостоятельной конгрегации. 20 мая 1917 г. папа Римский Бенедикт XV одобрил ее конституцию. Помимо Испании сестры работают в 38 странах мира, в 2011 г. в конгрегации насчитывалось 1685 сестер в 249 мон-рях (An. Pont. 2011. P. 1514); генеральная курия находится в Риме. Терезианские кармелитки (сестры) (Congregation of the Teresian Carmelites, CTC), конгрегация, учрежденная в 1887 г. после отделения монахинь лат. обряда от конгрегации Матери Кармила. 30 нояб. 1969 г. включена в число регулярных терциариев ордена босых К., а 28 июня 1971 г. утверждена Папским престолом в качестве самостоятельной конгрегации. Сестры занимаются христ. воспитанием, медицинской помощью и социальным служением в Индии и нескольких странах Африки, в 2011 г. в конгрегации насчитывалось 1490 сестер в 159 монастырях (An. Pont. 2011. P. 1516); генеральная курия находится в Кочине (шт. Керала, Индия). Сестры апостольского Кармила (Sisters of the Apostolic Carmel, AC), конгрегация, основанная 16 июля 1868 г. в г. Байонна (Франция) мон. Марией Вероникой Страстей (мирское имя - Софи Ливс) для миссионерской деятельности и социального служения в Индии. В 1870 г. получила каноническое утверждение в еп-стве Мангалур (совр. шт. Карнатака, Индия), а в 1878 г.- статус 3-го ордена (терциариев) босых К. В 1926 г. Папский престол наделил ее статусом самостоятельной конгрегации. Помимо Индии проводит миссионерскую, катехизаторскую и образовательную работу в Австралии, Пакистане, Кувейте, Кении и Филиппинах. В 2011 г. в конгрегации насчитывалось 1673 сестры в 167 мон-рях (An. Pont. 2011. P. 1516); генеральная курия находится в Бангалоре (шт. Карнатака, Индия). Общество св. Терезы Иисуса (Compañía de Santa Teresa de Jesús, STJ) учреждено 23 июня 1876 г. в Таррагоне (Испания) католич. св. пресв. Генрихом (Энрике) де Оссои-Сервельо в качестве института монахинь, совмещающих созерцательную жизнь с преподавательской деятельностью в школах для девочек. 16 сент. 1888 г. Об-во св.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Каменные кресты VI-IX вв. были найдены в 1547 г. на горе Св. Фомы на севере г. Ченнаи (3 креста) и в 1921 и 1924 гг. на севере княжества Траванкор (совр. шт. Керала, 2 креста). Все кресты могли быть сделаны на пожертвования одного человека, упоминаемого в надписях на крестах. В И. не выявлены письменные источники раннего периода истории христианства. Одной из причин этого стало уничтожение рукописей на Диамперском Соборе 1599 г. из-за их несоответствия учению католич. Церкви. Только к XVI в. относятся первые записи преданий инд. христиан. В 1601 г. свящ. Фома из церкви в Ниранаме написал поэму на языке малаялам «Фома Парвом» (известна также как «Песнь Фомы Раббана»), используя предание, восходящее к основателю этого рода свящ. Малиакалу Фоме, к-рый был крещен ап. Фомой. Согласно разным преданиям инд. христиан, ап. Фома прибыл в 52 г. по Р. Х. на Малабарский берег с о-ва Сокотры (есть упоминания и др. пунктов - Парфии, Египта) и основал 7 церквей, после чего отправился на Коромандельский берег. В 72 г., во время молитвы на горе вблизи Майлапура, он был убит. Это предание могло испытать влияние позднего предания о Фоме Кане, который поселился в Кранганоре вместе с Мар Иосифом, еп. Эдесским, священниками и 72 семьями христиан и иудеев в 345 г. Согласно преданию, упоминаемому в письме Малабарского еп. Мар Фомы проф. Лейденского университета Карлу Шафу (опубл. в 1714), Фома Кана считается создателем христ. Церкви в Индии и бенефициантом раджи династии Кулашекхаров. Последователи Фомы Каны образовали 2 ветви, происшедшие от 2 жен (законной сирийской и местной) Фомы Каны (общее название 2 ветвей - «кнанайа»). От сирийской жены ведет происхождение «чистая ветвь» - теккумбхагар, представители к-рой проживают на юге совр. Кералы; от местной жены - «менее чистая ветвь» - вадаккумбхагар, представленная жителями Сев. Кералы. Вторая ветвь делится на 2 ветви - чистых кнанайа (махадевапаттанам) и кнанайа, смешанных с потомками сиро-персид. мигрантов, поселившихся в Куилоне в 823 г. (кураккениколлам). По другой версии, обе жены Фомы Каны были местные, но принадлежали к разным кастам - найаров и муккуванов. В наст. время кнанайа, соблюдающие эндогамию, насчитывают ок. 200 тыс. чел. Общим названием для потомков сирийцев, персов и евреев, мигрировавших в И., является «назрани».

http://pravenc.ru/text/Индии.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010