Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Радоница. Память св. великомученика Георгия Победоносца. (комментарий в русле истории) Св. вмч. Георгий Победоносец, фреска храма Казанской иконы Божией Матери в г. Тольятти Почитание вмч. Георгия в разных христианских странах и народах По материалам статьи из т. X «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г. Почитание в Византии Культ Георгия засвидетельствован с IV в.: в греч. надписи 368 г. (354 или 357) из Саккеи в Ватанее (совр. Шакка, Сирия) упоминается «дом святых, стяжавших (небесную) награду мучеников Георгия и (пострадавших) вместе с ним святых». Гробница Георгия и храм в его честь, находившиеся в палестинском городе Лидде, где от мощей святого происходили чудеса, описываются паломниками Феодосием (ок. 518), Пьяченцским анонимом (ок. 570), Адамнаном (ок. 670 или 685). В VII в. Лидда была переименована в Георгиополь. Церкви, посвященные Георгию, стали возникать по всей Римской империи с IV в., особенно в Палестине и Сирии (Delehaye. P. 43–52). Помимо главного центра почитания великомученика в Лидде церкви во имя вмч. Георгия были построены в сер. V в. имп. Евдокией в Шейх-Бадр к западу от Иерусалима, в кон. V в.–в Эдессе, в 514/5 г. первым магистратом Иоанном, сыном Диомида, в честь явления ему святого – в Изре (Зораве) в Трахонитиде. Здесь хранилась часть мощей великомученика. В VI в. существовали церкви во имя вмч. Георгия в Иерусалиме, Иерихоне, Герасе и др. О почитании Георгия в Каппадокии свидетельствует Похвальное слово в честь великомученика, написанное в V в. Феодотом, еп. Анкирским, которое сохранилось только на копт. языке (BHO, N 320). Византийский имп. Юстиниан I (527–565) построил церковь во имя вмч. Георгия в Визане близ Феодосиополя в Вел. Армении (Procop. De aedificiis. III 4); имп. Ираклий I (610–641) – храм в Константинополе в квартале Девтерон; Константинопольский патриарх Сергий I (610–638) – церковь в Халкидоне . Ошибочным является мнение о посвящении Георгию построенной в нач. IV в. ротонды в Фессалонике, которая была освящена в честь Бесплотных сил (греч.- Hasomaton) и стала именоваться церковью во имя вмч. Георгия только в поствизантийский период.

http://sedmitza.ru/text/414398.html

духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 63-172; Дуйчев И . Разказ за «чудото» на великомъченик Георги със сина на Лъв Пафлагонски - пленник у българите//Сб. от изследвания в памет на К. Шкорпил. София, 1961. С. 189-200; Кодов Хр . Един стар славянски превод на разказа за чудото на свети Георги с византийския воин Георги, пленник у българите//ИИБЛ. 1962. Т. 13. С. 143-155; Ангелов Б . Ст . Сказание за железния кръст//Старобългарска лит-ра. София, 1970. Кн. 1. С. 129-155 (то же// он же . Из старата българска-руска и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 61-98). Лит.: Рыстенко А . В . Легенда о св. Георгии и драконе в визант. и славяно-рус. лит-рах. Од., 1909. С. 187-242; Hannick Ch . Maximos Holobolos in der kirchenslav. homiletischen Literatur. W., 1981; Творогов О . В . , Турилов А . А . Житие Георгия Победоносца//СККДР. Вып. 1. С. 144-146; Творогов О . В . Древнерус. четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 205; Турилов А . А . Визант. и слав. пласты в «Сказании инока Христодула»: К вопр. о происхождении памятника//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 81-99; он же . К изучению Сказания инока Христодула: датировка цикла и имя автора//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 412-427; он же . «Не где князь живет, но вне»: Болг. об-во в кон. IX в. по данным «Сказания о железном кресте»//Славяноведение. 2005. 2. С. 20-27; Макеева И . И . «Сказание чудес Николая Мирликийского»//Лингвист. источниковедение и история рус. языка, 2002-2003. М., 2004. С. 233, 234, 243-244; Св. Георгий Победоносец в агиогр. своде Андрея Курбского/Сост. В. В. Калугин. М., 2004. А. А. Турилов Почитание в Византии Культ Г. засвидетельствован с IV в.: в греч. надписи 368 г. (354 или 357) из Саккеи в Ватанее (совр. Шакка, Сирия) упоминается «дом святых, стяжавших (небесную) награду мучеников Георгия и (пострадавших) вместе с ним святых». Гробница Г. и храм в его честь, находившиеся в палестинском г. Лидде, где от мощей святого происходили чудеса, описываются паломниками Феодосием (ок.

http://sedmitza.ru/text/886768.html

353), которое описано у Вогюэ, как базилика. Наконец, сзади вас, еще издали виднеются башни так называемого дворца или цитадели (общий вид фот. 356, кат. 197) Кайсариэ, замечательные своею базиликою. Рис. 9. Шакка (Саккея). Базилика. При ближайшем рассмотрении все эти памятники только выигрывают. Так (фот.343) главный или первый храм (рис. 10) сохранил еще свои великолепный резной портал на восточной стороне, т. е. на фасаде с двумя арками поверх портала, одною открытою, другою – глухою; внутри сохранились две боковые экседры и консоли для пилястров декоративных ниш. Но третья сторона, задняя или западная была разобрана и вновь переложена в христианскую эпоху, так что декоративная ниша, здесь бывшая, уступила место грубо сложенной двери, над которою вновь переложено декоративное круглое окошечко (своего рода oeil de boeuf), и в стене пробиты еще две двери, очевидно, с целью сообщения с поместившеюся сзади базиликою. Но так как в храме устроен был, затем, хан, то, по обычаю, для его устройства притащены отовсюду лучшие камни, плиты и пр., а соседние постройки разобраны. И потому теперь уже нельзя узнать, где был алтарь той большой базилики, которая здесь некогда была, как видно из множества указаний в соседних стенах сохранились две монументальные двери – на них (фот. 345, кат. 186) высечены кресты и звезды о шести лучах в кругах; снаружи, с той стороны, где видим орнаментальное окно, есть христианская надпись. Одна арка с отличными (фот. 344, кат. 185) резными наличниками обрамляет входную дверь (христианской базилики, не храма, и все камни арки оказываются здесь переложенными вновь среди грубой кладки) с юга: хотя, эта резьба относится уже к III веку по Р. X., но ее орнаментика еще напоминает изящные образцы малоазийской архитектуры: побеги лозы образуют по фризу круги, в которых видим и грозди и гранатовые плоды или даже головки маку. Рис. 10. Шакка. Кесария. Хотя плана этой базилики мы не можем, таким образом, восстановить, но ясно, что она представляет переделку или, точнее, приспособление языческого древнего здания (однако, не храма, так как храм, как обыкновенно, был слишком мал для базилики) к целям христианского богослужения: ранняя форма крестов указывает, быть может, еще на IV столетие, хотя бы во второй половине.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

254 Совр. Крым. Орест – мифологический брат Ифигении, отомстивший убийством матери Клитемнестре за смерть отца Агамемнона. 255 Совр. р. Риони. Понт Эвксинский – Черное море; Боспор – совр. Керчь; Херсон – совр. Херсонес в Севастополе. 257 Область юго-восточного Причерноморья (в т. ч. в районе совр. Аджарии и припонтийской Грузии). Севастополь – византийское название совр. Сухум, Питиунт – совр. Пицунда, о чем уже упоминалось выше. 259 Имеется в виду античный город Херсонес Таврический, или византийский Херсон, на территории Севастополя в Крыму. Алуста – совр. Алушта, Горзубиты – совр. Гурзуф. О «стране Дори» как крымском южнобережье см.: Соломоник, Домбровский 1968. С 16–19; как о плато Мангупа – Пиоро 1975. С. 162–163; как о районе Инкермана: Сидоренко 1991. С. 115–117. 263 Например, в «Войнах с персами»: Прокоп. Перс. II.4.4; 26,25; в «Войнах с готами»: Прокоп. Гот. 1.27.2; III.6.10; 14.2 и др. «Мидийцы» – персы, «сарацины» – арабы. 267 По Геродоту (IV.7), – безлюдная область к северу от верховьев Днепра. Выражение «Скифская пустыня» стало поговоркой. 273 Важнейшее свидетельство о развитии у славян земледелия, доказывающее оседлый характер обитания этих племен. 274 В греческом оригинале – γων (от ξ) производное от лат. «rex» – «царь», что в данном случае обозначает племенных вождей или предводителей межплеменных объединений. 276 С появлением аваров на Дунае в сер. VI в. часть славян оказалась в подчинении или в союзе с аварами. 280 Именование правителя славян хазарским термином «каган» («хакан») имеет историческую подоплеку периода хазарской активности в южнорусских степях. См.: Новосельцев 1982. С. 150–159. 283 Сингидун – совр. Белград, был захвачен аварами в 583 г. и возвращен византийцам в 584 г.; Сирмий – совр. Сремска Митровица; Саос – река Сава. 299 Анты обитали на землях от Добруджи до Днепра на севере и Олт на западе. Возможно, что войско аваров не достигло антских территорий. Анты были византийскими союзниками с 545 г. и, по крайней мере, до 612 г. 302

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАГОБЕРТ I [лат. Dagobertus] (ок. 608 - 19.01.638/9, Катуллиак, совр. Сен-Дени, близ Парижа), франк. кор. Австразии (с 623), Нейстрии и Бургундии (c 629). Сын кор. Хлотаря II и Бертруды; дети: Сигиберт III, кор. Австразии (от Рагнетруды), Хлодвиг II, кор. Нейстрии (от Нантхильды). Основные источники сведений о жизни Д.- «Хроника Фредегара» (Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici; начата в сер. VII в. в Бургундии, продолжена и значительно переработана в сер. VIII в. в Австразии) и анонимная «Книга истории франков» (Liber Historiae Francorum; написана в нач. VIII в. в Нейстрии), содержание к-рой пересекается с «Хроникой Фредегара». В нач. IX в. монах из аббатства Сен-Дени написал «Деяния Дагоберта» (Gesta Dagoberti), где воспроизвел сведения из «Хроники Фредегара» и «Книги истории франков», затенив неблаговидные факты. Произведение было создано с целью закрепить почитание Д. в аббатстве Сен-Дени. Автор подробно описал привилегии, к-рые предоставил Д. ц. св. Дионисия. Он ссылается на документы нач. VII в., хранившиеся в аббатстве, приводит их целиком или в отрывках. В 623 г. Хлотарь II выделил Австразию в отдельное королевство, удержав за собой области к западу от Ардуеннского леса (совр. Арденны) и Восега (совр. Вогезы), а также владения в Аквитании и Провинции (совр. Прованс), и передал Д. Тот был привезен в Меттис (совр. Мец) и торжественно провозглашен королем. Церемония происходила в присутствии еп. Меттиса св. Арнульфа и майордома Австразии Пипина Ланденского. Они стали главными советниками молодого короля, определяя его политику в первые годы правления. В 625/6 г. Хлотарь вызвал Д. в свою резиденцию Клиппиак (совр. Клиши) под Паризиями (совр. Париж) и вопреки желанию сына женил его на Гоматруде, сестре своей 2-й жены. Через 3 дня после свадьбы Д., поддерживаемый св. Арнульфом, потребовал от отца возвращения Австразийскому королевству всех прежних владений. Дело было решено третейским судом, состоявшим из знатных франков (по 12 чел. от Нейстрии и Австразии). Хлотарь II был вынужден пойти на уступки: королю Австразии были возвращены зап. владения до г. Ремы (совр. Реймс), однако земли в Аквитании и Провинции Хлотарь II удержал за собой. После того как еп. Арнульф удалился в мон-рь Хабенд (Ремиремонт; совр. Ремирмон), место советника при Д. занял св. Куниберт , еп. Колонии (совр. Кёльн).

http://pravenc.ru/text/168610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНТРАМН Гунтрамн [Гунтрам; лат. Gunthramnus] († 592, Кабиллон (совр. Шалон-сюр-Сон)), св. (пам. зап. 28 марта), кор. франков. 4-й сын кор. Хлотаря I от Ингунды. После смерти отца и раздела королевства (561) Г. получил земли по верхнему течению р. Лигер (совр. Луара), область битуригов в Аквитании, Бургундию и ряд анклавов в Провинции (Провансе) с г. Арелатом (совр. Арль). Г. первоначально обосновался в Аврелиане (совр. Орлеан), но позднее перенес столицу в Кабиллон. К тому моменту, когда Г. стал королем, у него был сын Гундобад от наложницы Венеранды. Потом Г. женился на Маркатруде, дочери знатного франка Магнара. Маркатруда отравила Гундобада, наследника Г., а вскоре умер ее сын, в чем историк Григорий Турский видел проявление Божия гнева ( Greg. Turon. Hist. Franc. IV 25). Г. развелся с Маркатрудой и женился на Австригильде, от к-рой родились сыновья Хлотарь и Хлодомер. После смерти Австригильды (580) король решил провести остаток дней в целомудренном вдовстве. Г. не участвовал в междоусобной войне младших братьев Сигиберта I, кор. рейнских франков, и Хильперика, получившего по разделу 561 г. земли салических франков со столицей в Свессионе (совр. Суасон). В 567 г. Хильперик захватил 2 города, отходившие уделу Сигиберта I,- Туроны (совр. Тур) и Пиктавий (совр. Пуатье). Г. совместно с Сигибертом I выступил против Хильперика. В 577 г., после смерти сыновей, Г. усыновил сына Сигиберта I Хильдеберта II, что спасло тому жизнь, т. к. против него сложился заговор во главе с Эгидием, архиепископом г. Ремы (совр. Реймс). Впосл. Г. как дипломатическими методами, так и военной силой защищал Хильдеберта II от его дяди Хильперика. Однако, когда в 584 г. Хильперик был убит, Г. предложил поддержку его 4-летнему сыну Хлотарю II, что привело к охлаждению в отношениях с Хильдебертом II. Став опекуном Хлотаря II, Г. приказал вернуть прежним владельцам имения, захваченные при Хильперике его приближенными. Этот шаг настроил против него мн. приближенных Хильперика. Так бывш. постельничий Фараульф, видимо, не без участия Фредегонды, вдовы Хильперика, также взятой Г. под опеку, составил заговор, намереваясь убить короля при выходе из церкви после утрени. Заговор был раскрыт. Опасаясь Фредегонды, Г. сослал ее вместе с сыном в поместье близ г. Ротомаг (совр. Руан), где воспитание малолетнего Хлотаря было поручено Мелантию, еп. Ротомагскому. После этого Г. вновь сблизился с Хильдебертом II, к-рого обещал сделать наследником, и представил его войску, что было закреплено соглашением (pactus) между Г. и Хильдебертом II в Анделауме (совр. Андело) в 587 г.

http://pravenc.ru/text/168338.html

С падением Гранадского эмирата (1492) пресеклась деятельность ордена по выкупу пленных непосредственно на Пиренейском п-ове. Кастильские М. начали активно участвовать в миссионерской работе в Нов. Свете. По крайней мере один член ордена принимал участие во 2-м путешествии Х. Колумба (1493-1496). Достоверные сведения о постоянной деятельности М. в Америке относятся к 1514 г., когда Франсиско де Бобадилья († 1538) основал конвент в Санто-Доминго. В 1522 г. его стараниями появилась обитель М. в Панаме, в 1527 г.- в Санта-Марте (совр. Колумбия). В 1526 г. капелланами во мн. экспедициях конкистадоров были М. Так, член ордена Бартоломе де Ольмедо († 1524) был капелланом и советником Э. Кортеса во время экспедиции 1519-1521 гг. Согласно его сообщению, он крестил более 2,5 тыс. местных жителей. М. стали первыми миссионерами на территории совр. Гватемалы и Сальвадора (1535-1537), где были основаны конвенты ордена. Также М. проповедовали на территории Коста-Рики (с 1560). В 1534 г. при начале строительства г. Кито Эрнандо де Гранада основал обитель, ставшую важнейшим центром изучения языка индейской южноамер. этнической группы кечуа для проповедников всех католич. орденов. В дальнейшем М. основали конвенты во всех частях испан. Нов. Света: ок. 1537 г.- в Асунсьоне (совр. Парагвай), в 1535-1541 гг.- в Трухильо, Уаманге (ныне Аякучо), Арекипе и Чачапоясе (совр. Перу), в 1541-1557 гг.- в Чукисаке (ныне Сукре), Ла-Пасе, Потоси, Санта-Крус-де-ла-Сьерра (совр. Боливия), в 1548-1578 гг.- в Сантьяго, Консепсьоне, Ла-Империале (ныне Карауэ), Вильяррике, Вальдивии, Ла-Серене, Мендосе, Анголе, Осорно (совр. Чили), в 1557-1568 гг.- в Буэнос-Айресе, Сантьяго-дель-Эстеро, Тукумане (ныне Сан-Мигель-де-Тукуман), Талавера-дель-Эстеко (совр. Аргентина), в 1594-1597 гг.- в Мехико, Антекере и Пуэбло-де-лос-Анхелес (совр. Мексика; в 1533 М. было запрещено основывать конвенты в Мехико, вероятно, из-за противодействия др. орденов), в 1642 г.- в Каракасе (совр. Венесуэла). В большинстве обителей М. велись занятия по катехизации новообращенных христиан и действовали школы для обучения буд.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Рассматривая более подробно тему «автономии» и «нейтральности» совр. культуры и признавая ее достижения, З. останавливался на проблеме мифологизации совр. новоевроп. культуры. Под мифологизацией он подразумевал замену исконной связи культуры с Богом (Абсолютом, Первореальностью) некими производимыми в самой культуре суррогатами. Эта подмена трансцендентного имманентным, считал З., в силу присущего всякой душе стремления к абсолютному превращает относительное и имманентное в абсолютное; тем самым «культурное творчество обволакивается своеобразным мифологическим туманом, и в этих мифологемах... ищет проявить себя именно религиозная сторона души» (Там же. С. 312). Совр. мифологизация культуры в существенном отлична от античной языческой мифологии, к-рая при всех ее недостатках и ограниченности вела «ввысь»,- к Богу, тогда как совр. мифология, создавая иллюзию трансцендентного, руководствуется по преимуществу земными потребностями, влекущими удовольствия и наслаждения. Др. важнейшей чертой совр. эпохи, по мнению З., является наука - «здесь совершилось основное «падение», основная измена Христу» (Там же. С. 314). Именно наукой был взращен совр. секулярный мир, она стала причиной веры человека в его безграничное господство над природой, веры в единственность и подлинность видимого и ощущаемого бытия; причиной сциентизма как особого умонастроения, культивирующего преклонение перед наукой. «Вера в науку, в силы естественного разума, принцип автономии разума и независимости его от веры, от Церкви,- писал З.,- таково первое и основное убеждение, которым живет наша эпоха» (Там же. С. 324). Вместе с тем абсолютизация человеческого разума как средства познания мира обнаруживает еще одно противоречие совр. эпохи - противоречие между разумом, к-рый «прикрепляет» человека к земле, и сердцем, ищущим неба (Там же. С. 315). Христ. понимание разума, считал З., исходит из принадлежности разума к духу, оно открыло путь для «обновления» нашего ума (ср.: Рим 12. 2), оно «определяется общей духовной жизнью», восходящей к Божественному Логосу - Христу; в этом проявляется соборная природа мысли, ее связь со Св. Духом. Однако, по мнению З., этот путь на Западе (в первую очередь в зап. богословии) был подменен «разграничением сфер естественного знания и веры» (Русские мыслители и Европа. 2005. С. 316), что в конечном счете и привело к представлениям об «автономности» совр. культуры.

http://pravenc.ru/text/Зеньковским.html

армии. На месте рим. лагерей в Мёзии со временем вырастали укрепленные города, в т. ч. на территории буд. Болгарского гос-ва,- Бонония (совр. Видин), Дуростор (Доростол, Дристра, совр. Силистра), Новы (в р-не совр. Свиштова), Монтана, Авритт (совр. Разград), Сексагинта-Приста (совр. Русе) и др. Во Фракии и Македонии были сильны традиции греч. культуры. В III-IV вв. территория к северу от Балканских гор распадалась на 2 основные этнокультурные зоны: большая часть внутренних районов подверглась романизации, в то время как побережье было эллинизировано. Ко времени слав. колонизации VI-VII вв. фракийские традиции сохранялись лишь в отдельных сельских анклавах к югу от Балканских гор, гл. обр. в Родопах и по верхнему течению р. Стримон (совр. Струма). Однако реликты фракийской культуры прослеживаются во мн. сферах жизни сложившегося на этих землях совр. болг. народа, особенно в народных празднествах, элементах народной одежды, украшениях, ряде топонимов и др. В III-IV вв. Балканский п-ов стал объектом вторжений варварских племен (готов, бургундов, герулов, гуннов и др.). Фрагмент росписи гробницы в Дуросторе. IV в. Фрагмент росписи гробницы в Дуросторе. IV в. Во 2-й пол. III-IV в. было введено новое адм. деление балканских владений Римской империи. На территории Вост. Фракии и Н. Мёзии был образован диоцез Фракия в составе Вост. префектуры, включавший 6 провинций: Фракия (центр - Филиппополь), Н. (Вторая) Мёзия (Маркианополь) и Скифия (Томы), Гемимонт (Адрианополь), Европа (Гераклея Фракийская), Родопа (Траянополь). Зап. часть территории совр. Б. входила в состав 2 диоцезов префектуры Иллирик: Македонии (провинции Первая Македония (Фессалоника), Вторая Македония (Стобы)) и Дакии (провинции Прибрежная Дакия (Ратиария), Средиземная Дакия (Сердика)). С 395 г. территории, в пределах к-рых впосл. сложилось Болгарское гос-во, входили в состав Вост. Римской империи (Византии). Болгария в I-VII вв. Начало распространения христианства на Балканском п-ове, по преданию, связано с деятельностью св.

http://pravenc.ru/text/149669.html

22 авг. 634 г. в Медине скончался халиф Абу Бакр. Своим преемником он назначил Умара ибн аль-Хаттаба (634-644), прославившегося аскетической скромностью, решительностью и искусным управлением гос-вом. В Сирии арабы, после ряда новых локальных побед, окружили Дамаск. Осада продолжалась с марта по сент. 635 г.; не имея осадной техники, арабы взяли город измором. По условиям капитуляции Дамаска жителям гарантировалась безопасность личности и имущества в обмен на политическую лояльность и уплату подушной подати. После покорения Юж. Сирии войско Халида ибн аль-Валида двинулось на север, заняв Эмесу (совр. Хомс) и Епифанию (совр. Хама) (осень-зима 635). Имп. Ираклий сформировал в Сев. Сирии армию в 40-50 тыс. чел. и направил ее навстречу арабам. Видя значительный численный перевес византийцев, арабы в мае-июне 636 г. отступили на юг, оставляя города, в т. ч. Дамаск. Визант. войско двигалось следом, стремясь вытеснить арабов из Сирии; наконец, обе армии остановились друг перед другом у р. Ярмук, к востоку от Тивериадского оз. В упорном трехдневном сражении 20-22 авг. 636 г. визант. армия была разгромлена; у Ираклия не осталось сил для сопротивления арабам. В течение осени-зимы 636 г. мусульм. отряды захватили большинство городов Сирии - Дамаск, Эмесу, Верою (совр. Халеб). В тылу у арабов долго выдерживали осаду Иерусалим, Кесария (захвачена только в 640) и неск. приморских крепостей. Зимой 637 г. Иерусалим, оборону к-рого возглавлял Патриарх Софроний I , сдался арабам. Договор о капитуляции с араб. стороны подписал халиф Умар, в тот момент прибывший к своей армии в Палестину для распределения захваченной добычи. При посещении Иерусалима Умар заложил на пустовавшей Храмовой горе мечеть аль-Акса, считающуюся третьей по значению святыней ислама. Одновременно с наступлением в Сирии арабы вели войну с Ираном в Месопотамии. Здесь в 634-636 гг. военные действия шли с переменным успехом, приевфратские области неск. раз переходили из рук в руки. Наконец, зимой 636-637 гг. (датировки спорны) в битве при Кадисии (южнее Хиры) мусульмане нанесли тяжелое поражение крупной персид. армии, после чего переправились через Евфрат, захватили сасанидскую столицу Ктесифон (апр. 637) и продолжили наступление вверх по Тигру. В результате сир. и ирак. армии арабов охватили полукольцом В. Месопотамию. Отбив попытку визант. контрнаступления из Осроены, арабы без большого сопротивления овладели Антиохией (авг. 638; совр. Антакья), Эдессой (совр. Урфа), Каррами (639; совр. Харран), Амидой (640; совр. Диярбакыр). В 640-641 гг. армия мусульман вступила в Армению, опустошив земли от Майафарикина до Двина; разобщенные арм. княжества не смогли противостоять нашествию.

http://pravenc.ru/text/Арабские ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010