Согласно др. источникам, от вендов О. Т. отправился на запад, в Англию, где на о-вах Сюллинги (ныне Силли) некий отшельник крестил его. Упоминается также, что О. Т. женился на Гюде (Гиде), сестре Олава Куарана, ярла (правителя) Дублина. В «Англосаксонской хронике» под 993 г. (в редакции А, в др. редакциях указан 991) рассказывается о битве при Молдоне армии англосаксон. кор. Этельреда II Неразумного (978-1013, 1014-1016) (в сражении участвовал элдормен (наместник) Бюрхтнот) с викингами во главе с вождем по имени Унлаф или Анлаф, к-рого обычно отождествляют с О. Т. После победы он заключил с кор. Этельредом II мирный договор (993) и получил огромную контрибуцию. Согласно одной из редакций «Англосаксонской хроники», предводитель викингов был крещен и нек-рое время провел в Англии. В 995 г. О. Т. вернулся в Норвегию. Воспользовавшись недовольством норвеж. знати и бондов правлением ярлов Хладира (на территории совр. Тронхейма), вассалов дат. кор. Свена I Вилобородого (ок. 987-1014), О. Т. добился провозглашения себя королем (конунгом) Норвегии. Его правление ознаменовалось попытками объединить норвеж. владения и утвердить в стране христ. веру. Считается, что О. Т. объявил об установлении в стране христианства на тинге в Мостре (Хёрдаланд). В 997 г. О. Т. основал г. Нидарос (ныне Тронхейм). Согласно «Большой саге об Олаве Трюггвасоне», король построил в городе церковь, освященную во имя сщмч. Климента Римского. Начатая в Норвегии христианизация осталась незавершенной и была продолжена норвеж. кор. Олавом II Святым . В исл. традиции О. Т. почитается как конунг-миссионер: он послал еп. Сигурда-Йона (Иоанна), священников Тангбранда (Теобранда) и Тормода проповедовать христианство в Исландию, и в 1000 (или 999) г. христианство там было принято как офиц. религия. Против О. Т. заключили союз дат. кор. Свен Вилобородый, хладирский ярл Эйрик Хаконарсон, женатый на дочери кор. Свена, и швед. кор. Олав Шётконунг (ок. 995-1022). В 999/1000 г., во время похода на земли вендов, флот О. Т. был перехвачен совместным датско-норвеж. войском у о-ва Свёльд в Балтийском м. Во время морского сражения король утонул (согласно Адаму Бременскому, это сражение произошло не в Балтийском м., а в проливе между Сконе и Зеландией - Adam. Brem. Gesta. II 40). Впосл. ходили слухи о чудесном спасении О. Т. и об отъезде в Иерусалим, где он якобы стал монахом в одном из мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2578273.html

О. С.- сын областного конунга из Вестфольда Харальда Гренландца, убитого незадолго до его рождения. Воспитывался отчимом Сигурдом Свиньёй, областным конунгом из Упплёнда (Оппланна), отцом кор. Норвегии Харальда III Сурового (1046-1066). При жизни О. С. имел прозвище Толстый (hinn digri). В 12 лет, получив от отчима корабль и снаряжение, участвовал в походах викингов, совершил неск. нападений на земли в Вост. Прибалтике, Швеции и Дании. Стихи скальдов дают основание полагать, что в 1014 г. О. С. возглавлял нападение на Лондон, приведшее к поражению Кнуда I Великого (король Англии в 1016-1035, Дании с 1018 и Норвегии с 1028), правившего там после смерти отца, дат. кор. Свена I Вилобородого (ок. 987-1014), и к восстановлению власти англосаксон. кор. Этельреда II Неразумного (978-1013, 1014-1016). Согласно сагам, в том же 1014 г. О. С., находясь в Нормандии, принял крещение в Руане (в «Истории о древних норвежских королях» мон. Теодорик сообщал, что он крестился в Англии). В следующем году он вернулся в Норвегию, чтобы заявить свои права на власть в стране, где после смерти кор. Олава I Трюггвасона (999/1000) от имени дат. короля правили ярлы Хладира (на территории совр. Тронхейма) Хакон и его дядя Свейн. В случайном столкновении по пути в Норвегию О. С. захватил в плен ярла Хакона, который в обмен на жизнь дал обещание навсегда уехать из Норвегии. При поддержке отчима и др. конунгов из вост. обл. Упплёнд, недовольных датским правлением, на областных тингах (собраниях свободных бондов) О. С. был провозглашен королем Норвегии. 25 марта 1016 г. в морской битве при Несьяре (в Осло-фьорде) он одержал победу над ярлом Свейном, вынудив его бежать в Швецию, и стал т. о. единоличным правителем всей Норвегии. Главной целью О. С. стало объединение Норвегии под своей властью, для чего требовалось подчинить или устранить многочисленных областных конунгов. Важным инструментом в достижении этой цели стало утверждение в стране христианства. На протяжении 1015-1026 гг. О. С. со значительным войском объезжал страну, останавливался в каждой области и на тингах требовал от правителя отказаться от статуса конунга, признать власть короля и принять христ. веру. Сопротивление беспощадно подавлялось, в числе прочих были убиты или ослеплены упплёндские конунги, к-рые оказали О. С. поддержку при его приходе к власти, многие бежали из страны. Свою власть норвеж. король распространил также на Оркнейские о-ва; их ярлы стали его вассалами.

http://pravenc.ru/text/2578275.html

Единственным хронологически точным указанием в жизнеописании Г. является дата I Орлеанского Собора (511), в к-ром святой принимал участие. Возможно также, что Г. поставил св. Лауда епископом Констанции (совр. Кутанс). Известно о том, что Г. умер ранее, чем был созван III Орлеанский Собор (538), в к-ром участвовал его преемник. Был похоронен на окраине Ротомага (совр. Руан) в небольшой капелле Девы Марии, впосл. посвященной Г. Между 838 и 841 гг. из-за угрозы нападения норманнов мощи Г. были перенесены в аббатство св. Медарда в Суасоне, что, вероятно, и породило вышеупомянутую легенду. Почитание Г. распространилось во Франции (Суасон, Руан, Париж, Реймс, Санлис), в Англии (Лондон, Солсбери, Уинчестер, Йорк), в Испании (Тарасона, Толедо), в Швеции (Линчёпинг), в Норвегии (Тронхейм) и в Германии. Ист .: BHL, N 3539-3540, 5869, 5874; ActaSS. Iun. T. 2. P. 67-69; Vita s. Gildardi//AnBoll. 1889. T. 8. P. 393-402; Duchesne . Fastes. T. 2. P. 207; Vita s. Gildardi interpolata/Ed. L. Delisle// Chéruel A . Normanniae nova chronica. Cadomi, 1850; Versus de Sanctis Menardo et Gildardo, s. Audoeni Rothomagenses adscriptus//PL. 87. Col. 661; Odilo Suessionensis (?) . Sermo de sanctis Medardo et Gildardo//PL. 132. Col. 634-639; Antiphona de sanctis Medardo et Gildardo, episcopis et fratribus, s . Gregorii episcopi Turonensis adscripta//PL. 71. Col. 1117; Acta archiepiscoporum Rotomagensium//PL. 274. Col. 273-280; Translatio corporis s. Giraldi Suessiones an. 838/841//AnBoll. 1889. T. 8. P. 403-405. Лит .: Pommeraye J . F . Histoire des arch é vêques de Rouen. Rouen, 1667. P. 860; Trigan Ch . Histoire ecclésiastique de la province de Normandie. Caen, 1759. T. 1. P. 76 sq.: 425 sq.; Poncelet A . Vita s. Gildardi, ep. Rothomagensis, et ejus translatio Suessiones anno 838-840 facta//AnBoll. 1889. T. 8. P. 389-392; Aubert R . Gildard//DHGE. Vol. 20. Col. 1341-1342. В. С. Ярных Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/164995.html

Основным направлением ее деятельности является миссионерство как в Н., так и в др. странах (Польша, Афганистан, Китай, Конго, Румыния, Колумбия). Божия община в Вегорсхей (Guds menighet på Vegårshei), возникшая в 1889 г. на территории совр. коммуны Вегорсхей (фюльке Эуст-Агдер), придерживается консервативного пиетистского лютеранства. В 2017 г. в этой общине было зарегистрировано 899 чел., большинство по-прежнему живет в коммуне Вегорсхей, остальные рассеяны по всей стране. Консервативная Церковь лютеранского исповедания (Den Lutherske Bekjennelseskirke) возникла в Швеции (1974) и Н. (1978) в результате деятельности пастора Висконсинского евангелическо-лютеранского синода С. Беккера. До 2009 г. существовала единая структура этой орг-ции в Швеции и Н., с 2009 г. норвеж. отд-ние стало самостоятельной орг-цией. Действуют 2 общины этой церкви (в Ставангере и Авалдснесе); официально зарегистрированы 50 чел. (2017). Входит в Конфессиональную евангелическо-лютеранскую конференцию, не признаёт допущение женщин к пастырскому служению. Англиканская Церковь, появившаяся в Н. в сер. XIX в., представлена Англиканским капелланством в Норвегии (The Anglican Chaplaincy in Norway), относящимся к архидиаконству Германии и Сев. Европы диоцеза Европы. Действуют 2 прихода в Осло (с отд-ниями в Драммене, Тромсё, Тронхейме и Балестранне) и в Ставангере (с отд-ниями в Бергене и Кристиансанне). Официально зарегистрировано 1476 чел. (2017). Методисты объединены приблизительно в 50 общин Методистской церкви в Норвегии (Den Metodistkirken i Norge; МЦН), входящей в Объединенную методистскую церковь (United Methodist Church). В орг-ции официально зарегистрированы 10 432 чел. (2017). Высшим органом управления является Ежегодная конференция, на к-рой присутствуют представители каждой общины. МЦН входит в Центральную конференцию Скандинавских и Балтийских стран. Методист. церкви в этих странах возглавляет один епископ, престол к-рого находится в Копенгагене. МЦН подписала в 1997 г. соглашение с НЦ о взаимном признании крещения, евхаристии и церковных санов.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

968 Наименование Miklagarðr принадлежит к числу топонимов пути «из варяг в греки» и образовано от др.-сканд. mikill «большой, великий» + garðr. Название, вероятно, отражает древнерусское обозначение столицы Византии Царьград. 969 Это стереотипное описание Софийского собора в Константинополе встречается во многих сочинениях. 970 Упоминание о подчинении Болгарии византийскому императору ограничивает верхнюю дату составления трактата концом 1180-х годов (в 1187 г. возникло Второе Болгарское царство, независимое от Византии). 971 Нормандское королевство, включающее о. Сицилию и Южную Италию, которые были завоеваны выходцами из Нормандии, существовало с конца XI в. до середины XIII в. 973 Austrvegr – наименование системы водных путей от южного побережья Балтийского моря до Константинополя через реки Восточной Европы. См.: Джаксон 2001а. 974 В рукописи AM 736 I, 4° после слов «к северу» сказано: «К северу от Норвегии – Финнмарк. Там земля поворачивает на северо-восток и дальше на восток, пока не доходит до Бьярмаланда, а он платит дань конунгу Гардов (Руси. – Е.М.)». Это чрезвычайно важное сообщение о даннической зависимости бьярмов от Руси повторено в заметке «Грипла» (Мельникова 1986. С. 157–160). 975 Gandvik (от gandr «колдовство, волшебство; околдованное существо» и «залив») – Белое море. Название отражает широко распространенное в Скандинавии представление о том, что все финны являются колдунами и обладают магическими способностями. 977 Олав Харальдссон был убит в 1030 г. в битве при Стикластадире и в 1031 г. объявлен святым, тогда же его останки были перенесены в Нидарос (совр. Тронхейм). См. V.6 «Сага об Олаве Харальдссоне». 978 Останки св. Суннивы, погибшей мученической смертью в X в., были перенесены в г. Берген, центр вновь образованной епархии, в 1170 г. в связи с ее канонизацией. 979 Халльвард, двоюродный брат Олава Харальдссона, погиб в 1042 или 1043 г. и был погребен в г. Вик (Норвегия). 982 Епископия в Сконе (принадлежавшем в то время Дании) с центром в Лунде, была основана в 1060 г. и преобразована в архиепископство, которому была подчинена церковь во всех Скандинавских странах, в 1103 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vital. Hist. eccl. 13. 13). Подобные собрания проводились в 1140 (на совместном заседании клюнийцев и премонстрантов было провозглашено их духовное единство), 1144 и 1150 гг. Пытаясь наладить управление К. к., Петр Достопочтенный издал 76 статутов (1146/47; изд.: Statuta Petri Venerabilis. P. 39-106), касавшихся богослужения, монашеских одежд, обета молчания, приема пищи, раздачи милостыни (аббат стремился ограничить помощь бедным, к-рая стала бременем для клюнийских мон-рей) и др.; по указанию аббата физический труд вновь стал обязательным для монахов. В то же время Петр Достопочтенный сомневался в том, что изданные им постановления будут соблюдаться во всех монастырях (статут 61). Папа Иннокентий II предоставил Петру свободу действий в обителях К. к. и разрешил отлучать непокорных от Церкви именем Папского престола (1136). Несмотря на практику визитаций, введенную Петром Достопочтенным, клюнийские аббаты не могли полностью контролировать дочерние мон-ри. Мон. Идунг, перешедший незадолго до кончины Петра Достопочтенного в цистерцианский монастырь, называл клюнийцев «акефалами» (безголовыми), т. к., по его мнению, в каждом клюнийском монастыре были собственные порядки и традиции ( Idung. Dialogus. 3. 31// Huygens R. B. C. Le moine Idung et ses deux ouvrages: «Argumentum super quatuor questionibus» et «Dialogus duorum monachorum». Spoleto, 1980. P. 452). В XII в. расширение К. к. почти прекратилось. В Англии к 1160 г. было 36 клюнийских обителей, в основном небольших. Единственным клюнийским мон-рем в Ирландии был приорат апостолов Петра и Павла в Атлоне (графство Уэстмит), основанный ок. 1150 г. кор. Тарьделбахом О Конхобаром. В Норвегии К. к. принадлежал мон-рь Нидархолм на о-ве Мункхолмен близ совр. Тронхейма. В Португалии Тереза, вдова гр. Генриха, передала Клюни обитель Санта-Мария-ди-Вимиейру близ Браги (1127). В письмах Петра Достопочтенного упоминается о клюнийском мон-ре Цивитот (Civitot, Civitoth, Civinoth) в пригороде К-поля ( Petr. Venerab. Ep. 75-76), дочерней обители приората Ла-Шарите-сюр-Луар, основанной при визант.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

I. Brohed. Oslo, 1990; Rian Ø. Den nye begynnelsen: 1520-1660. Oslo, 1995. (Aschehougs Norges historie; Bd. 5); idem. Den aristokratiske fyrstestaten, 1536-1648. Oslo, 1997; Larsen K. Fra kirkens historie, 1500-1700. Århus, 1998; Ersland G. A, Sandvik H. Norsk historie, 1300-1625: Eit rike tek form. Oslo, 1999; Oftestad B. T. Tro og politikk: En reformasjonshistorie. Oslo, 2001; Gilje N., Rasmusen T. Tankeliv i den luterske stat, 1537-1814. Oslo, 2002. С. Ю. Агишев XVIII в. В XVIII в. в объединенном Датско-Норвежском гос-ве Н. оставалась политической и экономической периферией, управляемой наместником-статхолдером. Этот пост занимали члены дат. королевской фамилии Ольденбург, представители младших ветвей правящего дома или связанные с ним видные дат. сановники. В адм. отношении Н. делилась на 4 большие области - стифтамта, или епископальные округа (Акерсхус, Кристиансанн, Бергенхус и Тронхейм), 12 амтов, 55 фогдерий (фогдств) и 65 соренскриверий. Фогдерии и соренскриверии входили в амт и осуществляли налогово-полицейские и судебные функции соответственно. Особняком стояли норвеж. графства Ярлсберг и Ларвик (совр. фюльке Вестфолл) и баронат Росендал. К нач. XIX в. в Н. насчитывалось 16 амтов, 45 фогдерий и 54 соренскриверии. В 1769 и 1801 гг. в Дании-Н. были проведены первые переписи населения: число жителей в Н. составило 724 тыс. (в Дании - 786 тыс.) и 883 тыс. (в Дании - 926 тыс.) соответственно. Примерно 90% населения были крестьяне (бонды) и рыбаки. Норвежское дворянство было немногочисленным: мн. старинные дворянские роды вымерли, а мелкопоместные дворяне становились крестьянами. К нач. XIX в. до 10% населения проживало в городах. По общеевроп. меркам норвежского города были небольшими: в 1801 г. крупнейший г. Берген насчитывал 18 тыс. чел., Кристиания - 9,2, Тронхейм - 8,8 и Конгсберг - 6,8 тыс. чел. В XVIII в. произошло стремительное развитие норвежского торгового флота (ок. 500 судов в 1750, до 1600 - в 1807). По общему тоннажу (70 тыс. ластов в 1806) норвежский торговый флот в 2 раза превосходил флоты Дании и Шлезвиг-Гольштейна, вместе взятые, и был всего вдвое меньше торгового тоннажа Франции.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Кафедральный собор св. Лаврентия в Лунде. 1145 г. Кафедральный собор св. Лаврентия в Лунде. 1145 г. Кнуд IV Святой (1080-1086) пытался провести в жизнь принципы вассальной системы, установить постоянные налоги, и прежде всего церковную десятину, упразднить рабство. Бонды, к к-рым примкнула часть знати, подняли мятеж против короля. Замысел Кнуда IV восстановить «империю Кнуда Великого» провалился, король был убит во время молитвы в соборе г. Оденсе. На кор. Эрика I Доброго (1095-1103) оказала влияние проповедь крестового похода папой Римским Урбаном II . В 1098 г. король отправился в Италию, где на Соборе в Бари добился канонизации кор. Кнуда IV (1100/01) и получил согласие на основание дат. архиеп-ства с центром в Лунде. Во исполнение обета он отправился в паломничество в Иерусалим, но скончался на о-ве Кипр, не достигнув Св. земли. Переговоры Эрика I с папой стали началом тесных отношений между Д. и Римом. В правление кор. Нильса Свенсена (1104-1134) датчане воевали вместе с крестоносцами на Св. земле. В 1104 г. при участии папского легата кард. Альберика состоялось офиц. учреждение в Лунде архиепископской кафедры, к-рой подчинялись все сканд. еп-ства. Первым архиепископом Лунда стал датчанин Ассер (Аскер), друг архиеп. Кентерберийского Ансельма . Учреждение нового архиеп-ства вызвало протест Гамбургско-Бременской кафедры, в особенности архиеп. Адальберта II (1123-1148), поддержанного имп. Лотарем III. Им удалось склонить на свою сторону Римского папу Иннокентия II , однако после посещения Рима лундским каноником Германом (впосл. епископ Шлезвига) права Лундской кафедры были восстановлены. При архиеп. Ассере католич. Церковь в Д. упрочила независимость. Будучи сторонником григорианской реформы, архиеп. Ассер провел реформу кафедральных капитулов в Лунде и в др. центрах еп-ств. Архиеп. Эскиль (1138-1177) собрал в Лунде первый провинциальный Собор. Когда в 1153 г. было учреждено архиеп-ство с центром в Нидаросе (совр. Тронхейм, Норвегия), архиепископ Лунда стал папским легатом и получил титул примаса Д. и Швеции. В 1164 г. в Швеции было основано архиеп-ство в Уппсале. К кон. XII в. в Д. было неск. десятков монашеских обителей, включая женские. Архиеп. Эскиль покровительствовал бенедиктинцам , августинским регулярным каноникам и премонстрантам ; при его поддержке в Д. появились картузианцы . Архиепископ переписывался с Бернардом Клервоским и учредил в Д. 2 цистерцианских мон-ря: Херревад и Эсром. Он даже выразил желание стать цистерцианским монахом, но Бернард отказал ему, сочтя, что на архиепископской кафедре Эскиль принесет больше пользы церкви.

http://pravenc.ru/text/171341.html