Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЛЬФИН Дельфин [лат. Delphinus] († между 401-405), св. (пам. зап. 24 дек., в Бордо - 30 дек.), еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Франция). Д. принял участие в Соборе в Цезаравгусте (совр. Сарагоса, Испания), осудившем ересь Присциллиана (383). Присциллиан, став епископом Абулы (совр. Авила, Испания), собрал своих сторонников и отправился к известным зап. богословам с целью добиться признания учения. Присциллиане прибыли в Бурдигалу к Д., однако тот выслал их из города. Еретики безуспешно пытались встретиться также с папой Римским Дамасом I и свт. Амвросием , еп. Медиоланским. В 384/5 г. Д. председательствовал на Соборе испан. и галльских епископов в Бурдигале, где вновь слушалось дело Присциллиана. Среди образованных жителей города были приверженцы ереси. Осужденные Собором еретики передали дело на рассмотрение имп. Магну Максиму. Свт. Амвросий сообщает, что переписывался с Д., к-рый некогда был близок к свт. Фивадию Агинскому, одному из первых борцов с ересью арианства на Западе. Основная часть сведений о Д. содержится в сочинениях Павлина Милостивого (впосл. епископ Ноланский), к-рого святой обратил ко Христу. Сохранилось неск. посланий Павлина к Д., написанных в 393-401 гг. Из них следует, что Д. был знаком не только с Амвросием, но и с др. медиоланскими клириками (напр., со свт. Венерием , одним из преемников Амвросия). Павлин обращался к Д. по вопросам духовной жизни, консультировался по вопросам толкования Свящ. Писания. Сразу после кончины Д. стал почитаться как святой. В одной из поэм, написанной в 405 г., Павлин перечисляет святых покровителей зап. провинций Римской империи, Д. назван св. покровителем Аквитании ( Paulinus Nolanus. Carm. 19. 154). Преемником Д. на Бурдигальской кафедре стал свт. Аманд . Ист.: Sulp. Sev. Chron. II 47-49 (рус. пер.: С. 86-87); Prosperi Tironis Epitoma Chronicon//MGH. AA. T. 9. P. 462; Ambros. Mediol. Ep. 87//PL. 16. Col. 1283-1284; Paulinus Nolanus. Opera/Ed. W. de Hartel. Vindobonae, 1894. Vol. 1: Ep. 10, 14, 19, 20, 35. (CSEL; 29); Vol. 2: Carm. 19. P. 118-143. (CSEL; 30); Les Conciles gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 113-116. (SC; 241).

http://pravenc.ru/text/171646.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАУЛИО [лат. Braulio] (ок. 590 - ок. 651), свт. (пам. зап. 26 марта), еп. г. Цезаравгуста (совр. Сарагоса, Испания), церковный писатель. Сведения о его жизни содержатся в биографической заметке, к-рую он добавил к соч. св. Исидора , еп. Севильского «О знаменитых мужах», в произведении с одноименным названием св. Ильдефонса , архиеп. Толедского, в анонимной Кордубской (Кордовской) хронике VIII в., где сообщается о деятельности Б. на Толедских Соборах (MGH. AA. T. 1. Pars 1. P. 340). Б. родился в знатной испано-романской семье, мн. ее представители были церковными деятелями. Под рук. старшего брата Иоанна, к-рый в 619 г. был избран еп. г. Цезаравгуста, он получил образование. В нач. 20-х гг. VII в. Б. переехал в г. Гиспалис (совр. Севилья) и стал учеником св. Исидора Севильского. Б. был вдохновителем и редактором трактата св. Исидора «Этимология». В 626 г. Б. возвратился в Цезаравгусту и после смерти еп. Иоанна (631) занял кафедру. Участник Толедских Соборов 633, 636, 638 гг. На Толедском Соборе 638 г. Б. вступил в конфликт с папой Гонорием I , обвинившим испан. епископов в неисполнении пастырских обязанностей, в частности в непринятии мер против иудеев, к-рые, формально став христианами, продолжали исполнять предписания иудаизма. В доказательство неправоты папы Б. привел постановления Собора, подтверждавшие гос. законы, предусматривавшие различные наказания, вплоть до лишения имущества и гражданских прав, для тех адептов, кто не отказался от религ. общения с прежними единоверцами. В это же время по просьбе общины обращенных евреев г. Толедо Б. составил от их имени исповедание христ. веры (Professio seu Confessio iudaeorum civitatis Toletanae), к-рое было представлено Собору и впосл. послано папе Гонорию. В 646 г. кор. Хиндасвинд назначил цезаравгустинского архидиак. Евгения епископом г. Толедо (Евгений III). Поскольку Б. хотел видеть Евгения своим преемником, он просил короля отменить это решение. Однако последний был непреклонен, поэтому Б. отказался приехать на очередной Толедский Собор в 646 г., проходивший под председательством Евгения III. После смерти Хиндасвинда Б., желая сохранить мир и стабильность в гос-ве, поддержал право на престол его сына Рекесвинда. Новый король ок. 650 г. отправил Б. рукопись с просьбой отредактировать ее. По всей видимости, это был проект вестгот. законодательства, известный как Forum iudicium (одобрен Толедским Собором 653 г.).

http://pravenc.ru/text/153371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИКЕНТИЙ [греч. Βικντιος] († 304), сщмч. Августопольский (Сарагосский, Валенсийский) (пам. 11 нояб., пам. зап. 22 янв.), пострадал в гонение имп. Диоклетиана . Родиной В. традиционно считается Оска (совр. Уеска, Испания), по др. версии - Цезаравгуста (Августополь, совр. Сарагоса). Родителей В. звали Евтихий и Енола. С юности В. посвятил себя служению Богу. Наставником В. был свт. Валерий , еп. Цезаравгусты. По причине косноязычия еп. Валерий не мог произносить проповеди в храме, поручив это В., к-рого рукоположил во диакона. Сщмч. Викентий. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 1-я пол. XI в. Сщмч. Викентий. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде. 1-я пол. XI в. В это время в Валенцию (совр. Валенсия) по поручению Диоклетиана прибыл наместник Дациан с целью искоренения христ. веры и велел доставить к нему еп. Валерия и В. По пути их мучили голодом и жаждой и тащили, привязав к коням. В Валенции мучеников на неск. дней бросили в темницу, оставив без пищи и еды. Еп. Валерий на вопросы Дациана отвечал тихим голосом, В., желая показать, что не боится угроз, открыто исповедал христ. веру. Отослав епископа в темницу, Дациан предал В. мучениям. Ему нанесли такие глубокие раны, что в нек-рых местах показались кости. Однако В. просил палачей продолжать пытку, и она длилась до тех пор, пока палачи не устали. Распяв В. на кресте, ему прижигали раны раскаленным железом. Когда мученик упал на землю, палачи, решив, что он умер, подняли его, но В. освободился из их рук и вернулся на крест. После этого его бросили на острые черепки в темнице. Воин, охранявший В., видел чудесный свет и слышал пение мученика. На следующий день Дациан, положив В. на мягкое ложе, подослал к нему слуг, к-рые перевязывали его раны и уговаривали отречься от веры, мученик же отвечал, что предпочитает вернуться в темницу. Тогда В. положили на железную решетку, разведя под ней огонь, и во время этих мучений святой скончался.

http://pravenc.ru/text/158452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ I Гонорий I, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий I, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) († 12.10.638, Рим), папа Римский (с 27 окт. 625). Согласно Liber pontificalis , род. в Кампании, сын рим. консула Петрония. Сведений о жизни Г. до избрания папой не сохранилось. При Г. были проведены крупные хозяйственные работы в Риме: восстановлено неск. древних храмов, зал заседаний рим. сената перестроен в ц. мч. Адриана, построены церкви св. Кириака и св. Лукии на Остийской дороге и ц. св. Северина, отремонтирован акведук имп. Траяна. Особое внимание Г. уделял нравственному состоянию духовенства в визант. владениях. В 626 г. Г. вызывал на суд в Рим еп. Сиракуз Петра, уличенного в связях с блудницами, и Никопольского митр. Ипатия, заподозренного в содействии убийству своего предшественника митр. Сотерика. Стремясь искоренить арианство среди лангобардов, Г. поддерживал лангобардского кор. Адальвальда (Адалольда), смещенного арианином кор. Ариольдом (Ариовальдом), и безуспешно обращался с просьбой о поддержке Адальвальда к экзарху Равенны Исаакию. Противодействуя т. н. аквилейской схизме (см. в ст. Аквилея ), при помощи визант. имп. Ираклия Г. добился удаления пребывавшего в схизме Аквилейского патриарха Фортуната и избрания на его место своего кандидата еп. Примогения. Заботясь о распространении христианства в Англии, Г. направил поздравительное послание принявшему в 627 г. крещение кор. Нортумбрии св. Эдвину , а крестившего его Павлина назначил архиепископом Йоркским (634). По указу Г. для проповеди христианства среди зап. саксов в Уэссекс был послан свт. Бирин , основавший еп-ство в Дорчестере (635). Одновременно благодаря увещаниям папы ирл. епископы на Соборе в Ма-Лене (Олд-Лилин) приняли решение отказаться от кельт. традиции исчисления Пасхи, и к 633 г. в Юж. Ирландии распространилась рим. пасхалия. В 633 г. представитель Г. диак. Турнин участвовал в работе IV Толедского Собора (см. Толедские Соборы ), однако в кон. 30-х гг. между Г. и испан. епископами произошел конфликт. На Толедском Соборе 638 г. еп. г. Цезаравгусты (совр. Сарагоса, Испания) св. Браулио выступил с возражениями против присланных папой обвинений испан. епископов в мягкости по отношению к иудеям, формально принявшим христианство, но продолжавшим соблюдать иудейские обычаи.

http://pravenc.ru/text/166143.html

Вселенский II Собор открылся в К-поле в мае 381 г., первым председателем был свт. Мелетий Антиохийский. Благодаря настойчивости новоизбранного К-польского еп. Нектария , возглавившего работу Собора после кончины Мелетия и ухода с Собора (ради мира в Церкви) свт. Григория Богослова, изданное Собором послание содержало пункт, к-рый впосл. составил 3-е каноническое правило, гласившее, что епископ К-поля (в иерархическом отношении подчинявшийся епископу фракийского г. Гераклея) отныне по рангу чести занимает место после епископа Рима, исходя из столичного статуса К-поля («новый Рим»). Этот канон служил возвышению К-польской Церкви над др. Церквами Востока, гл. обр. над Александрийской. В вопросе о первенстве главенствующих Церквей папа поддерживал Александрийского еп. Тимофея I (380-384): по мнению Д., значение церковных кафедр должно определяться не политической ролью городов, но древностью апостольских кафедр. Римским Собором 382 г. было определено, что первенство в делах Церкви принадлежит епископам тех 3 городов, где ранее проповедовали ап. Петр и его ученик,- Рима, 1-м епископом к-рого являлся ап. Петр, Антиохии, как его 1-го епископского местопребывания, Александрии, с к-рой связана деятельность ап. Марка. Римскому Собору приписывают 1-е офиц. провозглашение примата епископа Рима по божественному праву, поскольку он признал его преемником и викарием ап. Петра ( Vries. 1974. P. 57). Однако декларации примата Римского епископа не встречали сочувствия не только на Востоке, но иногда и на Западе. На Римском Соборе Д. низложил Аполлинария Лаодикийского и его ученика пресв. Тимофея ( Theodoret. Hist. eccl. V 10). Папа выступил против ереси духоборчества , а также против учения присциллиан . После осуждения этого учения в 380 г. Собором в Цезаравгусте (совр. Сарагоса, Испания) Присциллиан обратился с апелляцией к Д., надеясь заручиться его поддержкой. Но когда он с единомышленниками прибыл в Рим, то не был принят папой. Состоявшийся в 384 г. Собор в Бурдигале (совр. Бордо, Юго-Зап. Франция) вновь осудил это учение, а в кон. окт. того же года Собор в Треверах (совр. Трир, Германия) передал дело Присциллиана и его приверженцев светскому суду; впосл. рассматривался не факт распространения ереси, а приверженность к магии и нехрист. культам.

http://pravenc.ru/text/168690.html

Если принять эту дату, то одним из первых действий Г. как епископа должно было бы стать основание мон-ря Св. Креста и св. Викентия на Лугу на левом берегу р. Секваны (совр. Сена), в пригороде Паризиев. Однако Венанций Фортунат ничего не пишет об этом событии, о к-ром известно из Жития св. Дроктовея. Автор Жития Гислемар сообщает, что освящение мон-ря состоялось 23 дек. 558 г. одновременно с погребением кор. Хильдеберта I (Vita Droctovei. 11), первого франк. короля, захороненного в этом аббатстве. Вероятно, аббатство было основано уже Хильдебертом и возводилось как личная усыпальница. Еще при жизни кор. Хильдеберт распорядился поместить в мон-ре украшенный драгоценными камнями золотой крест и плащ (stola) св. мч. Викентия Цезаравгустанского, захваченные королем во время похода на вестготов (543) в г. Цезаравгуста (совр. Сарагоса, Испания), отсюда и первое посвящение мон-ря в честь Животворящего Креста и мч. Викентия. Известно также, что король хотел разделить реликвии по всем церквам Паризиев, но якобы после разговора с Г. он поменял свое мнение. Возможно, с целью устроения монашеской жизни в новом мон-ре он и назначил на епископскую кафедру Г., прославившегося к тому времени как настоятель мон-ря св. Симфориана в Августодуне. Известна дарственная грамота Хильдеберта I на имя Г., где король пишет о своем чудесном исцелении по молитве святого и передает ему для обустройства мон-ря земельные владения как близ Паризиев, так и в Провансе. Однако подлинность грамоты в наст. время подвергается сомнению, как и факт исцеления Хильдеберта, о к-ром не упоминается у Венанция Фортуната. Кроме того, стиль документа указывает на более позднее его происхождение, что особенно видно в передаче географических названий, к-рые представляют собой латинизированные формы поздних франц. названий (Yona вместо лат. топонима меровингской эпохи Ichauna и т. п.). Наконец, дата, указанная в дипломе, не совпадает с епископатом Г. (17-й год правления Хильдеберта - 528). Мабильон, в целом не сомневаясь в подлинности документа, считал, что ошибки возникли по вине позднесредневек. переписчиков, и предлагал вместо XVII дату XLVII (47-й г.), т. е. янв. 558, как указано в документе.

http://pravenc.ru/text/164735.html

136-137 БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор 137-138 138-144 БРАИЛОВСКАЯ ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в браиловском во имя Св. Троицы жен. мон-ре (пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл., Украина) 144-145 145-146 БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи 146-181 БРАК В КАНЕ повествование о пребывании Господа Иисуса Христа, Его Матери и учеников на браке в галилейском сел. Кана и о совершении Им там Своего первого знамения - претворения воды в вино 181-183 183-184 184-185 185-186 БРАНКОВИЧ Джордже (ок. 1645 - 1711), серб. и румын. политический деятель, хронист и церковный писатель 186-190 БРАТОТВОРЕНИЕ средневек. обряд церковного благословения 2 христиан, стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах 190-194 БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных 194-198 198-199 199-201 200-201 201-213 БРАТЬЯ ГОСПОДНИ неоднократно упоминаемые в НЗ родственники Иисуса Христа, игравшие впосл. большую роль в жизни первохрист. Церкви 213-215 215-216 БРАУЛИО (ок. 590 - ок. 651), еп. г. Цезаравгуста (совр. Сарагоса, Испания), свт. (пам. зап. 26 марта) 216-217 БРАУН Роберт (ок. 1550 - 1633), англ. протестант. теолог, проповедник, один из основателей конгрегационализма 217-218 218-220 220-221 221-222 222-223 БРЕВИАРИЙ католич. литургическая книга, содержащая последования всех служб суточного, седмичного и годового богослужебных кругов 223-229 БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию 229-232 232-234 БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай БРЕК Иоанн (род. 1939), прот. Православной Церкви в Америке, специалист по НЗ и нравственному богословию

http://pravenc.ru/vol/vi.html

В 414 г. О. передал блж. Августину сочинение в виде небольшой записки - «Предостережение о заблуждении присциллиан и оригенистов». Браулио ( ок. 651), еп. г. Цезаравгуста (ныне Сарагоса, Испания), по-видимому, основываясь на содержании записки О., считал, что тот до знакомства с блж. Августином был приверженцем идей Присциллиана (см.: Braulio Caesaraugustanus. Epistola 44//PL. 80. Col. 693-694), однако совр. исследователи находят это маловероятным. После представления записки О. вошел в окружение блж. Августина и стал пользоваться его доверием (см.: Vilella. 2000. S. 98-99). По побуждению блж. Августина, трудившегося в это время над соч. «О граде Божием» (De civitate Dei; CPL, N 313), О. начал в Гиппоне работу над «Историей против язычников». Отвечая на просьбу О., блж. Августин в нач. 415 г. написал адресованное ему соч. «Против присциллиан и оригенистов, к Орозию» (Ad Orosium contra Priscillianistas et Origenistas; CPL, N 327), в к-ром критически рассмотрел некоторые представленные в записке О. вероучительные положения еретиков. В нач. 415 г., исполняя поручение блж. Августина, О. покинул Гиппон и отправился в Палестину к блж. Иерониму. О. должен был доставить блж. Иерониму письмо блж. Августина, посвященное обсуждению вопроса о происхождении человеческой души ( Aug. Ep. 166; во вводной части этого письма блж. Августин представляет О. блж. Иерониму), и сочинение о высказывании из Иакова Послания (Иак 2. 10), также оформленное в виде письма ( Aug. Ep. 167). Возобновляя переписку с блж. Иеронимом, прекратившуюся после 405 г., блж. Августин стремился заручиться его поддержкой в полемике с Пелагием , к-рый в нач. 10-х гг. V в. поселился в Палестине и приобретал там сторонников. И Пелагий, и блж. Августин ссылались в сочинениях на высказывания блж. Иеронима, вслед. чего мнение последнего по вопросу о том, чья позиция является ортодоксальной, могло оказать принципиальное влияние на исход спора (подробнее см.: Vilella. 2000. S. 101-105). Блж. Августин переслал блж. Иерониму при посредничестве О. неск. собственных антипелагианских трактатов: сочинения «О воздаянии за грехи и об отпущении грехов, а также о крещении младенцев» (De peccatorum meritis et remissione et de baptismo parvulorum; CPL, N 342), «О духе и букве» (De spiritu et littera; CPL, N 343), «О совершенстве праведности человека» (De perfectione iustitiae hominis; CPL, N 347); пространное письмо, адресованное Иларию из Сиракуз и содержащее критику пелагианских мнений ( Aug. Ep. 157), и др. Кроме того, блж. Августин поручил О. встретиться с самим Пелагием, передать ему краткое рекомендательное письмо (не сохр.) и устно обсудить с ним спорные вопросы (см.: Aug. Serm. 348A. 6; ср.: Vilella. 2000. S. 103). Предположительно, О. исполнил это поручение, т. к. впосл., во время совещания в Иерусалиме, он ссылался на некую устную беседу с Пелагием, которая могла иметь место только в Палестине.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

влиянием, с I в. до Р. Х. развивался как поселение римлян (найдено кладбище с десятками погребений). В VI в. до Р. Х. на территорию от Зап. Пиренеев до Атлантического океана вторглись племена, чьи погребальные надписи, керамика и позднее монеты свидетельствуют об использовании кельт. языков. Культура кельтов в И.- часть общей латенской культуры Зап. Европы; их кастры (castors - укрепленные поселки с овальным планом и круглыми домами) отличаются от поселений иберийской культуры, восточносредиземноморских по стилю. Кельтов в И. было немного, но их воинственная знать контролировала местное население. Особое место занимает Кельтиберия - район смешения культур кельтов и иберийцев (совр. провинции Бургос, Сория, Гвадалахара, Куэнка, Сарагоса и Теруэль). В IV в. здесь возникают города с четким планом, общественными зданиями и прямоугольными жилыми домами с небольшими двориками, построенные по принципу римской планировки (Эль-Кастро-де-ла-Коронилья близ Черы, пров. Гвадалахара, и др.). Городище Кабесо-де-Алькала близ Асайлы (пров. Теруэль) состояло из акрополя (246×132 м; стены зданий до 2 м высотой; в наст. время раскопан почти полностью), окруженного рвом с дополнительной тонкой стеной, и собственно города. На перекрестке главных улиц находился храм (во внутренней камере на каменной платформе стояли статуи божеств, стены были расписаны), у ворот - термы, к юго-востоку от акрополя - некрополь с круглыми каменными погребальными камерами. О кельтиберах упоминается в рим. надписях, напр. в бронзовой «Tabula Contrehiensis» (из Боторриты близ Сарагосы) наместника пров. Ближняя Испания Валерия Флакка (87 г. до Р. Х.). Римская археология и архитектура В состав Римской империи И. окончательно вошла к 19 г. до Р. Х. Старые города были уничтожены и заняты колониями рим. ветеранов - Клуния (совр. пров. Бургос), Термес (близ Монтехо-де-Тьермес, пров. Сория), Уксама (близ Бурго-де-Осма, пров. Сория) и др.; их планы восходят к планировке лагеря легиона. Самые крупные поселения - Эмерита Августа (ныне Мерида, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Бадахос), Италика (близ совр. Севильи) - имели статус колоний римских граждан, др. поселения - права муниципиев с туземным населением со статусом латинян (со временем муниципий мог стать колонией). В эпоху Др. Рима было построено много городов и крепостей, значительная часть их раскопана, но нигде территория не изучена полностью. Лучше всего сохранились Италика и Эмерита Августа, меньше - Тарракона (ныне Таррагона), частично - Цезаравгуста (ныне Сарагоса), Кордуба (ныне Кордова) и др. Общественное строительство шло на средства императоров; города расцветали на короткое время, но после прекращения имп. поддержки приходили в упадок, главные здания пустели, в центральных районах нарастали слои отходов. Но даже при Флавиях (69-96 гг. по Р. Х.), когда города бурно росли, часть городской территории (особенно общественный центр) могла быть заброшена (напр., в Эмпории). Городская периферия обычно оказывалась жизнеспособнее центра, особенно в поздний период Римской империи: здесь строили церкви, баптистерии, дворцы епископов, иногда ипподромы, где проводили публичные ритуалы. Эти здания стали неотъемлемой частью социальной жизни города и сохраняли значение до вестготского периода. Театр в Эмерите Августе. 16–15 гг. до Р. Х. Театр в Эмерите Августе. 16–15 гг. до Р. Х. Древнейший из рим. городов И.- Италика в долине р. Гвадалквивир - основан на месте поселения турдетанов для рим. ветеранов в 203 г. до Р. Х., после победы над Карфагеном в битве при Илипе. При Юлии Цезаре, вероятно в 45 г. до Р. Х., город получил статус муниципия и начал чеканить свою бронзовую монету, возникли первые укрепления. При имп. Октавиане Августе появились форум и храм Аполлона, при имп. Тиберии - театр. В Италике родились рим. имп. Траян (98-117) и его кузен имп. Адриан (117-138). При имп. Адриане город получил статус колонии - Colonia Aelia Augusta Italica; отстроенная тогда часть города археологически изучена лучше всего. Центральное сооружение эпохи Адриана - Траянеум, храмовый комплекс имп. Траяна.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010