Мина никогда и сам не бывал в основанном в 356 году монастыре прп. Антония Великого, хотя один раз в два месяца сюда приезжают паломники из родной ему коптской церкви в Хургаде, куда однажды поздним вечером он меня и сопроводил  — ввиду моего интереса. Копты трудятся по 12 —13 часов в день, и даже по воскресеньям, поэтому службы в их церкви проходят незадолго до полуночи — специально для тех, кто в дневное время не имеет возможности молиться перед иконами. У Мины, как и у многих христиан-коптов, ниже запястья на внутренней части правой руки имеется синяя татуировка в форме маленького креста — знак принадлежности к христианам… При первом же знакомстве он и продемонстрировал мне татуировку-крест.  …И вот наконец после трех часов пути водитель Махмуд свернул с основной трассы налево и уже через полчаса на родном арабском языке произнес, что появившиеся впереди на нашем пути высокие башни и пальмы — это и есть въезд на территорию монастырского городка… Впрочем, это можно было понять и без перевода на русский, который  сделал Мина — торжественно и громко. Махмуд решил не заходить во двор самого монастыря и обещал, что будет в течение всего времени находиться в машине, припаркованной около сувенирного магазина. «Отсюда, — произнес Махмуд, — примерно 300 километров до Каира, а до Красного моря несколько десятков километров». Окруженный живописными горами монастырь, высота стен которого достигает 12 метров, считается одним из самых красивых и крупнейших в Египте — его территория занимает около 10 гектаров. Он был открыт для посещения паломников и туристов в первых числах февраля 2010 года после пятилетней реставрации, на которую власти страны выделили 14,5 миллионов долларов. По преданию именно в этих местах, выше нынешнего монастыря, в горной пещере вел аскетический образ жизни и скончался на 105 году прп. Антоний Великий (около 251— 356 гг.) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Прп. Антоний Великий родился в 251 году в Среднем Египте в семье состоятельных христиан, живших неподалеку от города БениСуэйф, но в «Православной энциклопедии» 1  говорится, что место его рождения — селение «Кома (совр. Киман-эль-Арус, близ г. Эль-Васта)».

http://bogoslov.ru/article/2414861

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастырь на земле фараонов (комментарий в русле истории) Антоний Великий (Египетский) Н.В.Герасименко, А.А.Войтенко, Е.П.Беспахотная ( " Православная энциклопедия " , m.II, М. 2001) Копт. antwnios, (ок. 251 — ок. 356, Средний Египет), прп. (пам. 17 янв.), основатель правосл. монашества. Сведения о нем содержатся гл. обр. в житии, написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в греч. версиях Apophtegmata Patrum, в копт. сборнике изречений А.В., в «Лавсаике» и «Истории монахов», в творении блж. Иеронима «О знаменитых мужах», у церковных историков Сократа и Созомена, а также в арабо-яковитском синаксаре. А.В. родился в с. Кома (совр. Киман-эль-Арус, близ г. Эль-Васта) в семье состоятельных благочестивых христиан-коптов. С детских лет А.В. посещал храм и внимательно слушал все, что читалось и пелось в храме. Как сообщает свт. Афанасий, А.В. отказался учиться грамоте и жил в родительском доме, не сближаясь ни с кем из своих сверстников. В возрасте 18 или 20 лет (ок. 270) он лишился родителей и вынужден был заботиться о младшей сестре. Однажды в храме он услышал слова Христа, обращенные к богатому юноше о духовном совершенстве: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел в 300 арур (свыше 80 га), продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф 6. 34), А.В. раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к верным, а сам начал подвизаться возле своего села. В это же время А.В. посещает «ревнителей» и учится у них жизни аскета, примечая особые заслуги каждого из них в к.-л.

http://sedmitza.ru/text/399651.html

Прп. Антоний Великий 30 января Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Антония Великого (356 г.).   Фрагмент статьи из 2-го т. " Православной энциклопедии " , с. 659-664 Антоний Великий (Египетский) [копт. ; греч. Αντνιος Μγας] (ок. 251 - ок. 356, Ср. Египет), прп. (пам. 17 янв.), основатель правосл. монашества. Сведения о нем содержатся гл. обр. в житии, написанном свт. Афанасием Великим предположительно в 357 г., в греч. версиях Apophtegmata Patrum, в копт. сборнике изречений А. В., в «Лавсаике» и «Истории монахов», в творении блж. Иеронима «О знаменитых мужах», у церковных историков Сократа и Созомена, а также в арабо-яковитском синаксаре. А. В. род. в с. Кома (совр. Киман-эль-Арус, близ г. Эль-Васта) в семье состоятельных благочестивых христиан-коптов. С детских лет А. В. посещал храм и внимательно слушал все, что читалось и пелось в храме. Как сообщает свт. Афанасий, А. В. отказался учиться грамоте (Athanas. Vita Antonii//PG. 26. Col. 841) и жил в родительском доме, не желая сближаться ни с кем из своих сверстников. В возрасте 18 или 20 лет он лишился родителей и вынужден был заботиться о младшей сестре. Однажды в храме он услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21) - и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел в 300 арур (свыше 80 га), продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф 6. 34), А. В. раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к «известным и верным девам» (греч. γνωρμοις κα πιστας παρθνοις - Athanas. Vita Antonii//PG. 26. Col. 844), а сам начал вести монашеский образ жизни возле своего села. В это же время А. В. посещает «ревнителей» (σπουδαοι) и учится у них жизни аскета, примечая особые заслуги каждого из них в к.-л.

http://sedmitza.ru/text/1817939.html

Семьдесят толковников передают слово Элогим как θες (Феос, или Теос). Латинская Библия (Вульгата) именует Элогима Deus, немецкая – Gott, славяно-русская – Бог. Германская и славянская формы восходят к санскриту, к древнеиндийскому (арийскому) языку. Gott, видимо, от «гута», а Бог от «бхага». Бог (или бхага) – это богатый, податель всяческих благ. Эль, или Элогим – единый истинный Бог праотцов. От исходного праотеческого имени Божия Эль образовался ряд производных имен Божиих. Причем каждый раз это связано с определенным откровением Божиим. Бог, явившийся Аврааму, приобщает его к полноте Божества через многоразличие производимых от единого имени имен. Производные от Эль имена Божии Эль Элион Аврааму, возвращавшемуся с победоносной войны над Кедорлаомером и бывшими с ним царями, встретился некий загадочный царь Салимский Мелхиседек, вынесший ему навстречу хлеб и вино и благословивший праотца. О царе Мелхиседеке было известно, что он был священник Эль Элиона (Бога Всевышнего) ( Быт. 14:18 ). (Эль Элион) означает «Бог Всевышний». Над ханаанскими богами и идолами возвышался Эль Элион, Бог Всевышний, Он был над всеми и над всем. Среди ханаанских капищ в Салиме (будущем Иерусалиме) уже тогда, и еще до Авраама, Мелхиседек возносил жертвы Богу Всевышнему. Руками Мелхиседека от Эль Элиона Авраам благословляется и получает хлеб и вино. Эль Элион – Тот, Который над всеми, выше всех. В Израиле ныне есть авиакомпания – (Эль аль), что значит «Над нами Бог», или точнее: «Бог над...». Над городами и селениями земли летит самолет, а над всеми – Бог, Бог отцов, Эль Элион. Эль Рой Агарь-служанка, беременная Измаилом, бежит от притеснений Сарры. И нашел ее Ангел Ягве у источника воды в пустыне, у источника на дороге в Суру в Северной Аравии. Там, явившись, Ангел Ягве, Слово Единого Бога, говорит ей о имеющем родиться от нее сыне. И нарекла Агарь Ягве, Который говорил с ней, сим именем: Эль Рой (Ты Бог, видящий меня) ( Быт. 16, 7. 13 ). (Эль Рой) или Бог Видящий. Всевидящее, Недремлющее Око взирает на все происходящее в поднебесной, на все пути человеческие, на всё вообще. Оно заметило и эту несчастную женщину в пустыне. Оно возвращает ее к своей госпоже в дом праотца Авраама. И теперь Бог Авраама Единый Эль, Всевышний Эль Элион, будет именоваться и Эль Рой, Бог Видящий. Так с начала через таинственного священника, а потом через отверженную служанку восполняется имя Бога Авраамова, Явившегося ему в Уре Халдейском.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С учетом библейских указаний, что К.-В. находился около юж. границы Ханаана (Числ 34. 4), на границе Иудеи (Нав 15. 3; ср.: Иез 47. 19; 48. 28, где он упоминается в описании идеализированной эсхатологической земли), исследователи полагали, что объект мог быть где-то на востоке, на полпути от Мёртвого м. до дельты Нила (т. е. Вади-эль-Ариш) ( Rainey, Notley. 2006. P. 121). В этом районе, примерно в 19 км к юго-востоку от совр. сел. Эль-Кусейма, Х. Трамбулл в нач. 80-х гг. XIX в. обнаружил источник Кадейс. В качестве аргументов в пользу идентификации этого места с библейским К.-В. он указывал на сходство звучания араб. названия источника Кадейс с библейским наименованием и на то, что вокруг источника находится пышный оазис, соответствующий, по его мнению, библейскому описанию ( Trumbull. 1884; Cohen. Did I Excavate. 1981). В наст. время здесь лишь небольшой пруд, окруженный пустынной землей, поэтому считается, что Трамбулл слишком романтизировал это место в своем описании. В 1905 г. Н. Шмидт ( Schmidt. 1910) предложил для идентификации с К.-В. другое место, к северо-западу от источника Кадейс,- водный источник Эль-Кудейрат и ближайший к нему телль (Телль-эль-Кудейрат) ( Rainey, Notley. 2006. P. 121; Manor. 1992). В 1914 г. археологическую разведку местности произвели Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоренс, к-рые исходили из того, что многочисленный народ Израиля во время пребывания в К.-В. занимал обширный район с пастбищами для скота. Таким, по их мнению, мог быть только район близ совр. Эль-Кусейма с неск. источниками: Эль-Кудейрат, Кадейс и небольшими Эль-Кусейма и Эль-Мувейла ( Tabachnick. 1997). Местоположение библейского К.-В. исследователи также связали с источником Эль-Кудейрат - крупнейшим не только из вышеуказанных, но и вообще на Синае (в наст. время из него получают 40 куб. м воды в час) ( Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006). Оазис вокруг источника, по убеждению Вулли и Лоренса, был достаточно богат растительностью, чтобы обеспечить пропитанием людей и скот на очень долгое время ( Tabachnik. 1997). Решающую роль в этой идентификации сыграло обнаружение рядом с источником телля с остатками крепости (К.-В. в поздние времена израильской истории был хорошо укрепленным городом), под к-рой, как считали исследователи, могли быть остатки построек времени Моисея. С тех пор идентификация Телль-эль-Кудейрат с библейским К.-В. стала общепринятой ( Manor. 1992; Rainey, Notley. 2006).

http://pravenc.ru/text/Кадеса-Варни.html

На северо-востоке его обрамляют сложившиеся из известняка и серпентинов Оманские горы (Джебель-эль-Хаджар) с обрывистыми склонами, каньонами, карстовыми провалами и пещерами. Они состоят из островершинных и скалистых хребтов Эль-Хаджар-эль-Гарби, Эль-Джебель-эль-Ахдар и Эль-Хаджар-эш-Шарки, к-рые полукругом возвышаются параллельно берегу Оманского зал. (наивысшая точка - гора Эш-Шам, 3350 м). Спускаясь на восток от их крутого подножия к морю, на северо-запад от Маската тянется узкая низменность Эль-Батина. Ее плодородные земли наряду с отрогами Джебель-эль-Хаджар столетиями служили очагом оседлого земледелия, основанного на развитой ирригации. Западная и южная подошвы массива Эль-Хаджар переходят в засушливые гравиевые и песчаные равнины Эз-Захиры, Эш-Шаркии и Эль-Вусты, к-рые смыкаются с грядами дюн Руб-эль-Хали (на западе) и с плато Дофар (на юге). Рек с постоянным течением нет; сухие русла (вади) наполняются водой после дождей. Растительность почти на всей территории пустынная и полупустынная; на высоте 1000-1500 м расположены участки листопадных лесов (оливы, монотека, додонея), ниже -редколесья с саваннами из акаций, прозописа, фиги и молочаев, выше - заросли можжевельников, часто с оливой; в руслах вади луга перемежаются с солончаками. Для плато Дофар эндемично ладанное дерево, с древнейших времен являвшееся одним из важнейших экспортных товаров О. Климат тропический, крайне жаркий и сухой, с частыми песчаными бурями, кроме побережья, где весьма высока влажность. В Маскате средняя температура янв. составляет +21°С, июля - +32°С; во внутренних районах континентальность усиливается. Осадки выпадают нерегулярно: на севере - гл. обр. зимой, на юге - летом; на равнинах - ок. 125 мм, в горах - до 500 мм в год. Население Население составляет 4,6 млн чел. (оценка на 2017 г.), из к-рых 28% - мигранты из различных стран Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Филиппины). 80% населения - арабы (включая иммигрантов из Египта и Иордании). Большинство коренных оманцев сохранили родоплеменное самосознание и принадлежат к 2 конфедерациям - юж.

http://pravenc.ru/text/2578387.html

1982). Гераса - это Джараш ( Kraeling. 1938), расположена на холмах Галаада; граница с землями Филадельфии проходит по притоку Иордана, р. Иавок (совр. Эз-Зарка). Оба города находятся на главной дороге, проходящей с севера на юг по освоенным районам Иорданского плато ( Bauzou. 1988). Территорию Герасы отделяли от Геннисаретского оз. земли Гадары и Гиппоса. Гадара ( Wagner-Lux. 1982) располагалась в районе совр. Умм-Кайса на левом берегу р. Ярмук (притоке Иордана). На правом берегу Ярмука располагались купальни на горячих источниках Эммафы. Гиппос находился на вост. берегу озера, на месте совр. урочища Калъат-эль-Хусн (EAEHL. Vol. 2. P. 521-523), где в последнее десятилетие проводятся успешные раскопки ( Segal, Eisenberg. 2006). Абила, возможно Куайлиба, находится к востоку от Гадары ( Euseb. Onomast. 32. 16). Капитолиаду помещают в Бейт-Рас (Иордания, севернее Ирбида). Рафана (ср. Рафон - 1 Макк 5. 37) - возможно, Эр-Рафе - в 13 км к северо-востоку от Шайх-Саада в Сирии ( Bietenhard. 1977. S. 223); иногда допускают, что Рафана - это буд. Капитолиада ( Jones. 1971. P. 259). Для Диона, к-рый Птолемей помещает между Пеллой и Гадарой ( Ptolem. Geogr. V 14. 8), предлагались в Иордании Кафр-Абиль восточнее древней Пеллы, Телль-эль-Хусн юго-восточнее Ирбида и даже далее к юго-востоку, Эль-Мафрак и Рихаб, но наиболее вероятным местом является Телль-эль-Ашари в Сирии, ок. 15 км к северо-западу от Даръа, где найдены 2 бронзовые монеты из Диона. Канафу обычно идентифицируют с Эль-Канаватом в горах Эль-Араб (Эд-Дуруз), но монеты Канафы датированы эрой Помпея, в то время как надписи из Эль-Канавата - годами правления рим. императоров, что плохо согласуется с традициями Д. ( Rey-Coquais. 1982). Археологически район Эль-Канавата - сельская среда, куда следы эллинистической культуры проникают не ранее кон. I в. до Р. Х. ( Sartre. 1987). Лит.: Kraeling C. H. Gerasa, City of the Decapolis. New Haven, 1938; Seyrig H. Antiquites syriennes//Syria. 1950. Vol. 27. P. 53; idem. Temples, cultes et souvenirs historiques de la Décapole//Ibid.

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

Было уже поздно, когда я возвратился в Каир. Мечети Каира Халиф-эль-Моэзз-ле-дин-Аллах, третий из племени фатимитов, которые выводили род свой от дочери Магомета Фатимы, и основали новое государство в Африке, отделил Египет от престола Абасидов, и, желая сравниться с ними столицею, создал Каир. Визирь его, Каид Гухар, покоритель Египта, основал в 370 году эгиры сию новую столицу, недалеко от Вавилона и слободы ибн-Тулуна. Древнее имя всего Египта Маср, с присоединением прилагательного эль-Кагира (победоносный), перешло к ней вместе с престолом; но она только, под названием эль-Масра, известна народам Азии и Африки. Если пышный Багдад мог иметь соперника, то один только Каир был в силах бороться с ним великолепием и даже затмит его; ибо ныне Багдад опустел, а Каир еще в полном цвете. Со времени основания своего не преставал он расширяться, так что стены, которыми был обнесен чрез два века спустя, по воле знаменитого Саладина, находятся ныне во многих местах внутри города, равно как и некоторые из семидесяти его ворот. Каир отчасти образует четвероугольник, хотя неправильный, наполненный тысячью извилистых улиц и закоулков, иногда столь тесных, что два человека могут только идти в них рядом. Город сей, вполне достойный своей знаменитости, разделен на множество кварталов, заимствующих имена свои от больших мечетей или известнейших базаров, которых считается до шестидесяти, даже самые лучшие улицы идут промеж лавок. Одних фонтанов и колодцев, блестящих мраморными столбами и раззолоченными решетками, находится в нем слишком шестьдесят, не считая менее украшенных: более ста бань, внутри великолепно убранных мрамором; и в сей толпе общественных заведений, существует одна только больница, эль-Мористан, ныне пришедшая в упадок. Но из сонма бесчисленных зданий столицы, меж коими не отличаются красотою дома богатых шейхов и шерифов, или старшин, мечети все затмевают своим величием и, по роскоши зодчества, кажутся чуждым созданием гениев, в сей массе человеческих творений. Они одни остались истинными памятниками славы арабов, которые подобно древним грекам, будучи беспечны к собственным своим жилищам, истощили для храмов все свое искусство и богатство. Из четырехсот мечетей столицы, четыре особенно огромны и великолепны: Тулуна, Гакима, Гассана и эль-Асхар. Сей последней мне не удалось видеть, равно как и других менее знаменитых: эль-Гасанейн, эль-Мористан, султана Баркука, эль-Мойед, Шейкуна, эль-Гури, эль-Эхрофиэ, Сунхера, султана Калауна в вышгороде и Дагера вне города. Говоря о мечетях, нельзя не заметить, что в арабах гораздо более терпимости, нежели в турках: я не мог ни одной посетить в Царьграде, а был напротив того днем, во всех главных святилищах Каира, даже во франкском платье, не смотря на приглашение Мегемета Али надеть турецкое. Его страж и деньги повсюду открывали мне вход, и народ был покоен, чего нельзя было бы ожидать от турок, всегда непокорных и буйных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана, и Тинторетто там определенно есть. Не осталось у него и учеников. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом — тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма современного мышления. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии... И гость был поражен нестандартностью мышления Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем вообще заявил, что Микеланджело, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело — когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Она в чем-то перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле. А когда Эль Греко начал работу над «Петром и Павлом»? В 1587 году (а закончил в 1592-м). К этому времени Эль Греко успел пожить в Риме и перебраться в Испанию, в Толедо, который в каком-то смысле стал его второй родиной. Однако о Риме все же стоит сказать несколько слов. Город оказал на Эль Греко огромное воздействие. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты... Но там он долго не задержался — не очень ему понравилась обстановка. Некоторые исследователи указывают на то, что Эль Греко был оппозиционером папству, а Рим — это папский город. Как бы то ни было, с 1575 года и до конца своих дней — до 1614 — он прожил в Толедо. Но почему именно Толедо? Это и сейчас один из самых блестящих городов Испании, а в то время... Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Испанию окончательно освободили в 1492 году. Однако следы мавританской культуры еще долго здесь сохранялись. Например, когда Эль Греко переехал в Толедо, там еще был разрешен арабский язык. Правда, через семь лет — в 1582 году — его запретили. Но мастер еще застал следы сильного влияния восточной культуры. Обстановку в этом городе хорошо характеризует один эпизод. Как-то раз Эль Греко был вызван на суд инквизиции...

http://foma.ru/apostolyi-petr-i-pavel-el...

Однако на Крите он пробыл только часть жизни. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Чтобы развиваться как живописец, он в 1567 году переехал в Венецию. В его работах очевидны следы пребывания там: он учился в мастерской Тициана и одно вемя находился под сильным впечатлением от его творчества. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Однако вряд ли это справедливо. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого и копировал, то только самого себя. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Его эстетика все же была чужда Эль Греко, хотя он и считал Тициана гениальным живописцем, мастером рисунка. Но сам Эль Греко был более склонен к более глубоким исследованиям человеческой натуры, творчество Тициана казалось ему слишком чувственным — более внешним, чем внутренним. Эль Греко же был более аскетичен в своих работах, его интересовал прежде всего духовный пласт. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто. Многие приемы — игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника. Вообще же надо сказать, что Эль Греко очень много учился, он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Образование он начал получать на Крите, продолжил в Венеции, позднее переехал в Рим. Почему он, грек, не писал икон, которые казалось бы так свойственны его родине, а выбрал живопись? В своем творчестве, как и в жизни, Эль Греко стремился к гармонии. Он вырос в среде римо-католиков, и ему равно близки были и иконопись, и западная живопись. Плюс, ко всему прочему, он был человеком Ренессанса. Как уже говорилось, он всю жизнь учился. Свободно владел четырьмя языками — греческим, латынью, итальянским, позднее и испанским. Он всю жизнь собирал библиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он переехал на постоянное место жительства. Она включала 131 том только наиболее ценных книг на разных языках, не считая прочих книг. Основное место там занимали труды деятелей Возрождения. Иными словами, Эль Греко, безусловно, всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, однако это было не единственным, что оказало на него влияние. В искусстве он пошел своим самобытным путем.

http://foma.ru/apostolyi-petr-i-pavel-el...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010