V в.: агиограф подробно рассказывает о заговоре Аспара против Льва I, об узурпаторстве Василиска, об участии имп. Верины в заговоре против Зинона Исаврийского, об отношениях Льва I с Губазом. Кроме того, в Житии содержатся сведения по истории К-поля: описан пожар в сент. 465 г., приведена биография префекта К-поля Кира, к-рому автор приписывает содержащуюся в тексте Жития надпись на столпе Д. С. ( Baynes. 1925. P. 397-398). Менее изучен лит. аспект памятника: Житие обычно рассматривается в отрыве от житий др. столпников. Такое сопоставление, особенно с Житием прп. Симеона Столпника, показывает, что одни сведения из Жития Д. С. дополняют Житие Симеона (напр., перенесение мощей преподобного в К-поль), другие противоречат ему (напр., куколь Симеона в соответствии с Житием Симеона не был отправлен в К-поль, а значит, не мог перейти к Д. С.), памятники сообщают различную информацию относительно времени создания построек, окружавших столп Симеона. Помимо пространного Жития, сохранившегося в 2 редакциях (D и D " - по классификации И. Делеэ), известны переработка текста, сделанная в XI в. прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 490; PG. 116. Col. 969-1037), и краткое Житие (BHG, N 490e), которое следует редакции D. Все они изданы Делеэ в 1923 г. в серии Subsidia hagiographica. По сведениям, содержащимся в Житии Луки Столпника, изданного Делеэ в том же томе ( Delehaye. 1923. P. 195-237), столп Д. С. находился вблизи Сосфения (совр. Истинье, Турция). Однако точное местонахождение мон-ря и столпа не выявлено. В Сосфении, как и в Анапле, был крупный центр почитания арх. Михаила, упоминаемый в Житии, к тому же относительная близость этих центров часто приводила визант. авторов к путанице: нек-рые из них считали Анапл и Сосфений одним и тем же местом. Дальнейшая история монастыря, построенного рядом со столпом Д. С., прослеживается по Деяниям Соборов (см.: Mansi. Т. 8. Col. 882C; 907BE), последнее упоминание об этой обители относится к XIII в. Антоний, архиеп. Новгородский, в описании своего паломничества в К-поль (1200) сообщает о виденных им мощах Д.

http://pravenc.ru/text/171316.html

В издании отмечают, что за 16-столетнюю историю монастырь Хора уже второй раз становится мечетью и «пусть фрески и мозаики, которые не увидят люди в ближайшем будущем, выдержат еще одно долгое молчание, пока один или несколько цивилизованных лидеров в Турции не осознают ценность мирового культурного наследия». Но в этот раз - не долгое молчание, т.к. Турция исчезнет с политической карты мира в самое ближайшее время. Святой Паисий Афонский пророчествовал, что когда Софию сделают мечетью - это станет концом Турции. Слава Богу! 7. Правда или нет, но Эрдоган посягнул на Крым, сказанув, что это турецкая историческая территория ?! Вы можете себе представить такую наглость и борзость ?! Умиротворение Турции со стороны России приводит к таким казусам " Белли " ?! Эрдоган предъявил России исторические карты, на которых видно, что Крым -- турецкая территория ?! Историческая справедливость поворачивается боком для России ! Более всего, видно, что России скоро, очень скоро будут тыкать в нос всякие Эрдоганы и прочее в надежде на " восстановление исторической справедливости " . Тюрки надеются на мусульманское лобби в России. В случае войны России с мусульманами--тюрками, собственные , доморощенные мусульмане в самой России- Татарстан и Кавказ -- должны ударить в спину внутри России, чтобы облегчить Турции и иным мусульманским странам победить исторический гонор России ! Налицо--Россия резко ослабила свое влияние в мире, даже не только в мире, а близлежащих к ней иностранных территориях. Пример -- с самой близкой братской соседкой --Беларусью. Уж с кем-кем, а с Беларусью Россия должна была в миг решить все обоюдные проблемы ?! Ан нет ! Дудки. Вопрос лидеров в Беларуси и России сейчас как никогда важен. Может вот тут и Сталина вспомнить. Сталин, Черчилль и Трумэн -- вот те исторические личности, способные вывезти страны из гибельных кризисов, но только в кризисные времена ! Как спасители--римские диктаторы ! 6. со стороны виднее. Согласен с этим уроженцем земли русской.. В случае с Украиной всегда подозревал не столько глупость наших, но какой-то расчет.. По которому " хотели как лучше! " 5. Если Турция и Азербайджан позволили себе начать войну с военным союзником России, значит, он не считают Россию мощным соперником ! Они не боятся России --вот весь сказ. Грозного окрика из Кремля, стука кулаком по столу --они не боятся ! С Армений у России военный договор ! Ну и что ? Испугались ли тюркские народы России ? Дудки ! Ведь ранее Турция сбила даже военный самолет России и погиб летчик ! Как такое может быть безнаказанно ? А как публично, в прямом эфире расстреляли посла России в Анкаре ? И что ? Турция что-то понесла серьезного ? Дудки ! А как Турция превратила Святую Софию снова в мечеть -- хорошо, что не в туалет ! Никого и ничего турки не боятся ! Прут буром и все. Почему ? Знач, что Россия по башке им не даст !

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/26/sh...

Поэма заканчивается изгнанием врагов из Черногории, и весьма символична её заключительная мизансцена: здесь только двое - воин и митрополит. В самом конце перед владыкой появляется храбрый юнак Вук Мандушич (характерно имя героя - Вук, сербск. - волк, священное животное славян), ружьё его перебито, он сокрушается: «Мне ли не жалеть о джефердаре!/Лучше бы мне руку оторвало!» Вук просит владыку Даниила перековать оружие. И авторская заключительная ремарка: «Владыка встаёт и выносит Мандушичу из своих покоев хороший джефердар». Это последние слова поэмы - Церковь благословляет ратника на правое дело; ясно, что предстоят новые священные битвы... Русский читатель непременно тут вспомнит благословение преп. Сергия, преподанное св. князю Димитрию в канун Куликовской битвы. И кажется, двух этих примеров достаточно, чтоб опротестовать ложный тезис - «Церковь вне политики». Даже беглый взгляд на историю христианских народов доказывает его абсурдность. Недолгой оказалась «передышка свободы» для народа сербского. Оттого в наши дни (после невиданного сербского погрома в масштабах прежней Югославии) многие стихи поэмы, её образы звучат как апокалиптическое пророчество. Получается, что более 150 лет тому назад Негош сказал своё слово и о дне нынешнем, с той лишь оговоркой, что главным врагом его народа в то время были турки-османы. Впрочем, помимо мировых глобализаторов, и Турция сегодня имеет свои аппетиты в сербских землях: пропаганда неоосманизма открыто ведется и за пределами этой республики. Так, 23 октября с.г. турецкий премьер-министр Р. Эрдоган в ходе визита в самопровозглашённое Косово заявил, что «Косово - это Турция и Турция - это Косово», а также отметил, что Косово и Турция имеют одну историю и цивилизацию (?!). Причём слова эти были произнесены в Призрене, «Сербском Царьграде», как прежде именовали в народе столицу царя Душана. Подобные наглые провокации похоже сжимают до отказа пружину народного гнева. Сербские власти, разумеется, заявление Эрдогана осудили, тем противоречивее выглядит позиция Белграда, насильно толкающего своих граждан (сербов Косово) к нелегитимным выборам в крае, бросающего их на произвол судьбы - премьер-министр Сербии И. Дачич буквально заявил на днях (после провала выборов 3 ноября), что Сербия не пожертвует своим будущим (туманным членством в ЕС) из-за 10 000 человек в Косово. (Что же ожидает эти десятки тысяч (и на чей алтарь эта жертва?), когда очевидно накаляется обстановка в крае?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В Греции вспомнили пророчества святого Паисия Святогорца о конфликте между Турцией и Россией 27 ноября, 2015. Новостная служба Среди греков сейчас вновь стали крайне популярны пророчества 27 ноября. ПРАВМИР. В Греции вспомнили пророчества святого Паисия Святогорца, предсказавшего конфликт между Турцией и Россией, а также возвращение собора Святой Софии христианской церкви. Среди греков сейчас вновь стали крайне популярны пророчества блаженного, сообщает Greek Reporter. Так, издание цитирует слова старца: «Константинополь возьмем назад, но не мы сами. Бог устроит так, что другие возьмут Город и отдадут его нам. Будет война между Турцией и Россией. Сначала туркам будет казаться, что они побеждают, но это станет для них катастрофой. Русские одержат победу и возьмут Константинополь». Другое пророчество говорит: «Турция распадется, и государства, играющие решающую роль в мировои политике, отдадут Константинополь нам. Они сделают это не потому, что они нас любят, но потому, что Бог устроит все так, что им будет выгодно, чтобы Константинополь был греческим. Подеиствуют духовные законы. Туркам придется расплачиваться за то, что они натворили, они погибнут, потому что заняли эту землю без благословения Божия. Их конец уже близко». «Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию». Это предсказывал еще святой Косма, отмечает издание. Еще одно пророчество гласит: «Турция распадется. Константинополь вновь станет греческим. В храме Святой Софии вновь состоится православное богослужение». Говорил святой Паисий и так: «Знай, что и Турция развалится. На три или четыре части. Земли, отнятые у Греции, вернутся к ней, как вернутся земли и к армянам, и к курдам. Будет война два с половиной года. Мы будем победители, потому что мы — православные. Урона не потерпим, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите!».

http://pravmir.ru/v-gretsii-vspomnili-pr...

Его игумен Вавила принимал участие в соборе 518 года и в V Вселенском Соборе в Константинополе в 536 году. Судя по его подписи «игумен святой обители блаженной памяти Даниила, что в Столпе, Святого Иоанна Предтечи и Крестителя в Малой Глуби и Святого Андрея близ Столпа», ученики преподобного Даниила (как и, например, акимиты) создали подобие монашеского «ордена» вокруг Анапла. Монастырь Святого Даниила Столпника существовал как минимум до XII века, когда упоминается Савва, «игумен обители преподобного Даниила в Анапле». Примечательно, однако, что русский паломник Антоний Новгородец, приложившийся в 1200 году к мощам преподобного Даниила, указывает, что храм в Анапле, где они лежали, носил имя святого Симеона. Долгое время шли споры, где находился этот монастырь, пока Р. Жанен не указал на свидетельство «Жития святого Луки Стириота», согласно которому преподобный поставил свой столп на высоком холме (что совпадает с указанием Антония Новгородца) около Сосфения (современный Истинье, портовый город на Босфоре)8. Впрочем, дальше Константинополя почитание преподобного Даниила распространилось незначительно, хотя его мощи сейчас почитаются в Греции: глава — в Большом Метеорском монастыре, а отдельные частицы — в Великой Лавре на Афоне и монастыре Агиа-Лавра близ Калавриты9. Интересна история почитания преподобного Даниила Столпника в славянских странах и на Руси. Во-первых, на церковнославянский было переведено не только синаксарное (проложное), но и полное древнее житие святого10 (перевод не учтен при критическом издании греческого текста). Во-вторых, со Студийско-Алексеевским Типиконом служба святому Даниилу Столпнику попала на Русь уже в XI веке11. В-третьих, преподобного часто изображали в росписях русских храмов: как и в Византии, он нередко представляется вместе с другими святыми столпниками (Симеоном Старшим, Симеоном Младшим Дивногорцем, Алипием). Например, в Троицком приделе храма Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде, расписанного Феофаном Греком в 1378 году.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnyy_...

Гюль-джами (100) - см. Феодосии святой монастырь , в Константинополе. Монастырь прп. Далмата (42) - см. Далмата монастырь . Церковь прор. Даниила (43) ( Janin. 1969. P. 85), существование к-рой Жанен ставит под сомнение, поскольку свидетельства о ней сохранились только у нек-рых рус. паломников XV в.: диак. Зосима и Аноним (1424-1434) упоминали о церкви прор. Даниила, располагавшейся недалеко от Студийского мон-ря. Другие рус. паломники более раннего времени (Антоний Новгородец (1200), Стефан Новгородский (ок. 1350), Игнатий Смоленский (XIV в.)) свидетельствовали лишь о мощах прор. Даниила в церкви «у Романовых ворот» (Книга Паломник. С. 27), освященной в честь мч. Романа. Монастырь св. Даниила Столпника в Стиле (44) (ν τ Στλ) ( Janin. 1969. P. 86), имп. Лев I (457-474) построил для учеников прп. Даниила Столпника рядом со столпом, на котором подвизался св. Даниил с 461 г. до своей кончины в 493 г. По сведениям, содержащимся в Житии прп. Луки Столпника ( Delehaye H. Les Saints Stylites. Brux.; P., 1923. P. 195-237. (SH; 14)), столп, а следов., и обитель прп. Даниила находились вблизи Сосфениона (ныне Истинье). Игумены мон-ря участвовали в К-польских Соборах в 518 и 536 гг., но в позднейший период мон-рь редко упоминается в источниках. Известно, что он существовал по крайней мере до XII в. От этого времени сохранилось письмо мон. Николая из Катаскепи игумену мон-ря Савве. Монастырь св. Димитрия Палеологов (45) ( Janin. 1969. P. 92-93). В сер. XII в. Георгий Палеолог построил церковь и мон-рь во имя вмч. Димитрия Солунского, к-рый считался небесным покровителем рода Палеологов. Имп. Михаил VIII Палеолог (1258-1282) восстановил храм и обитель после разрушения латинянами и объединил ее с Келливарским монастырем, расположенным в М. Азии, так что у них был общий игумен, который мог именоваться «игумен Келливарский», «игумен святого Димитрия» или этими 2 титулами одновременно. Монастырь пользовался полной независимостью и контролировался только императором. В обители проживало 36 монахов, из них 15 исполняли исключительно обязанности, связанные с богослужениями, а 26 занимались материальными вопросами.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Рассказ о перенесении мощей И. Г. из Фессалоники в К-поль содержится во всех редакциях Жития И. Г.; в пространной он выделен отдельным подзаголовком. Визант. имп. Василий I, узнав о чудесах, совершавшихся у мощей И. Г., о чем ему писали патриарх К-польский и епископ Солунский, велел созвать всех настоятелей мон-рей Олимпа, с тем чтобы они поведали ему о жизненном подвиге святого и его учениках. Настоятели указали на 3 учеников И. Г., и имп. Василий I за 7 месяцев воздвиг для них мон-рь (император и придворные сами носили камни) в выбранном ими «лесистом безлюдном» месте Романа близ ц. арх. Михаила в бухте Стении (Истинье) на Босфоре. Обитель, освященная 9 окт. (в пространной редакции - 9 дек., в метафрастической редакции - 9 нояб.), получила название «Грузинский монастырь». Имп. Василий I, согласно Житию, устроил себе в мон-ре «келью одну и ложе постельное, поставил кивот... и множество прочих книг», пожертвовал мощи святых, драгоценную утварь, деревни, «рыночные лавки и подворье в городе» и отдал сюда на воспитание своих сыновей Льва и Александра. Вскоре в мон-рь Романа были перенесены мощи И. Г.: однажды «великий подвижник Евфимий» (Цулая полагает, что речь идет о прп. Евфимии Новом Фессалоникийском (823/4-898)) увидел во сне «устрашающий огненный дым», к-рый знаменовал собой «грехи царя Василия». «Слезы и добродеяния» императора не смогли рассеять дым, и тогда голос повелел «принести утешение странников», малой толики к-рого хватило для того, чтобы дым прекратился. Узнав о сновидении, император приказал епископу Солунскому спешно доставить мощи И. Г. в К-поль, а самому почившему святому написал письмо, в к-ром умолял его «взойти в град». Фессалоникийцы не подчинились имп. воле и забросали посланников камнями. Втайне ночью рака была вскрыта, мощи переложены в малую раку и увезены в царский дворец. На 3-й день дворец окутало неземное благоухание, а императору во сне предстал И. Г. и повелел упокоить его в пустыни. Мощи были торжественно перенесены в мон-рь Романа, тогда же было установлено празднование памяти И. Г.- 7 (или 8) дек. Император пожаловал мон-рю 12 дракханов в месяц: на 7 (или 6) неугасимых лампад над мощами святых и на 3 - над мощами И. Г., а также в виде ежегодного пожертвования монахам 7 (или 8) дек. 2 литры золота. Грузинской Церковью И. Г. почитается с древности.

http://pravenc.ru/text/389215.html

Император Николай I, основываясь на Кучук-Кайнарджийском договоре 1774 года, потребовал от Турции обезпечения особым договором привиллегий греческого православного духовенства в Св. Местах и прав православных подданных султана. Когда в 1853 году Турция в этом отказала, то русскими войсками заняты были подчиненные Порте Молдавия и Валахия, «в залог, доколе Турция не удовлетворит справедливым требованиям России». Султан обратился с протестом к другим державам. Представители Англии, Франции, Австрии и Пруссии, собравшись в Вене, отправили в Петербург ноту, которую государь принял во внимание. Английским послом в Константинополе с 1842 года был Стратфорд-Редклиф, лично ненавидевший императора Николая I, не пожелавшего видеть его в 1833 году послом в Петербурге. Он все время вел подкопную работу, в данное же время предложил Турции разные изменения в ответной ноте, с коими государь не согласился. Турция предложила России в 15-дневный срок очистить княжества, и когда это не последовало, объявила 4 октября 1853 года войну России. 27 октября французский и английский флоты вошли в Босфор. 18 ноября вице-адмирал П. С. Нахимов, подкрепленный эскадрой контр-адмирала Новосильцева разгромил турецкий флот в Синопской гавани. 22 декабря англо-французский флот, без объявления войны, вступил в Черное море. На запрос из Петербурга обе эти державы ответили, что намерены прикрывать своим флотом турецкие суда и прекратить свободное плавание русского флота. Император Наполеон написал государю резкое письмо, полное упреков и требований, велев напечатать его в газетах ранее, чем оно пришло в Петербург. Государь в ответном письме высказался так: «Когда ваше величество, не довольствуясь быть зрителем, или даже посредником, пожелали быть вооруженным пособником врагов моих, тогда было бы прямее и достойнее вас предварить меня о том откровенно, объявив мне войну. Я не отступаю ни перед какою угрозою. Доверяю Богу и моему праву, и Россия, ручаюсь в том, явится в 1854 году такою же, какою была в 1812 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

402-403 НИКАНДРОВ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Никандров в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (пустынь) (Псковской и Порховской епархии) 403-411 НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов 411-413 НИКАНОР (Морозкин Никифор Михайлович; 1870-1938), архим., прмч. (пам. 18 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 413-414 414-415 НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме 415-417 417-418 НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист 418-421 421-423 423-432 НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский 432-440 440-444 444-446 НИКАНОРА ЗАВОРДСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [мон-рь Заворда], муж., в честь Преображения Господня. Находится в Зап. Македонии (Греция) 447-448 446-447 448-460 460-463 463-465 НИКЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ государство (1208-1261) с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), с центром в г. Никее (ныне Изник, Турция), существовавшее в сев.-зап. регионах М. Азии, на части территории Византийской империи 465-469 469-470 470-472 НИКЕЯ [ныне Изник (Турция)], древний город в области Вифиния, митрополия Константинопольской Православной Церкви, 472-477 НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 477-496 НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) 496-504 НИКИТА († после 1421), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский, Серпуховский, Радонежский 504-507 507-508 508-512 512-513 513-516 НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

Фарид-хазрат САЛМАН, муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС: Всецело поддерживаю отца Всеволода, – тем более, мы с ним давно друг друга знаем. Действительно суждение очень интересное и легко осуществимое. Есть единичные случаи, когда граждане стран Запада связанные с интеллектуальным трудом, спортом, культурой хотят получить или получают российское гражданство, и уже немало тех, кто приезжает к нам жить, например, в сибирскую глубинку и заниматься фермерским хозяйством. Идеал Святой Руси или реального халифата (что означает Божье наместничество на земле), предполагает, что каждый человек является халифом, то есть наместником Бога на земле. Его задача заботиться о той обители, которую даровал Господь сыну человеческому. Так что Святая Русь и халифат по своим идеалам совпадают. Да, Россия большая, земли, которую можно обустраивать, много. И как знать, ведь очень много святых мужей разных религиозных традиций предсказывали, что нашу страну ждет великое будущее. Поэтому мы – принадлежащие разным религиозным традициям – говорим об одном. Реально на земле святой Руси построить новый идеал, об этом можно прочитать в священных книгах. Во имя Господа и тех идеалов, которыми славилась наша страна, все осуществимо. А Бог нам поможет. Исмаил-хаджи БЕРДИЕВ, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа: Об этом и Владимир Путин говорит: все народы должны объединиться против террора. Каждый, кто себя считает нормальным человеком, независимо от национальности и вероисповедания, должен придерживаться правил: зло, терроризм должны быть искоренены. И если не все слышат и верят этому, то жизнь заставляет их верить. Теракт с нашим самолетом в Египте, теракты во Франции, сбитый наш самолет сейчас в Сирии... Примеров предостаточно, чтобы понять, с каким злом мы столкнулись. Когда Турция вчера сбила наш самолет, у меня было ощущение, будто предал лучший друг. Когда Турция вместе с Россией запланировала строительство " Газового потока " , я обрадовался, думал, что Турция думает о благосостоянии народа, верит нам. А оказалось не так. Это действительно удар в спину, который говорит, что никто и никогда нам ничего хорошего желать не будет. Мы не должны никому доверять, но в свою страну надо принимать всех людей доброй воли.

http://religare.ru/2_107909.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010