Архимандрит Амвросий (Юрасов): Монастырь — это не стены, а люди Как живет современное монашество? Есть ли границы у послушания? Если люди приходят в монастырь спасаться, то почему же там возникают неурядицы? На эти вопросы отвечает духовник Свято-Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов). 5 марта, 2012 Как живет современное монашество? Есть ли границы у послушания? Если люди приходят в монастырь спасаться, то почему же там возникают неурядицы? На эти вопросы отвечает духовник Свято-Введенского женского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов). Правмир продолжает тему, начатую насельницей одного из подмосковных  монастырей монахиней Филаретой и игуменом Петром (Мещериновым) . Как живет современное монашество? Есть ли границы у послушания? Если люди приходят в монастырь спасаться, то почему же там возникают неурядицы? Послушница Анна Ольшанская побеседовала с духовником Свято-Введенского женского монастыря архимандритом Амвросием (Юрасовым). Читайте также: Свобода паче послушания, или разговор монахини с игуменом «Таинство» послушания — в чем опасность? Старец Илий о монашестве [+Видео] Помолиться в монастыре, особенно Великим постом, для многих православных уже традиция. Древние обители привлекают историей, новые – сами творят свою историю, опираясь на Святое Писание и заветы Отцов монашества. 21 год назад в городе Иванове был открыт Свято-Введенский женский монастырь . О современном монашестве, его проблемах и духовных задачах, о роли духовника в становлении монастыря мы побеседовали с основателем обители. Архимандрит Амвросий (Юрасов) — основатель Свято-Введенского женского монастыря г.Иваново — второй по величине в России женской обители, более 20 лет руководит духовной жизнью насельниц монастыря, 44 года служит Господу в священном сане. Известный проповедник и православный писатель, духовник православного общества «Радонеж», председатель Епархиальной Комиссии по канонизации святых, начальник Епархиальной Тюремной миссии, главный редактор газеты «Слово утешения», духовник Центрального аппарата совета ветеранов МВД. «Отец Амвросий собрал монастырь». Из опыта монашеской жизни

http://pravmir.ru/arximandrit-amvrosij-y...

Закрыть itemscope itemtype="" > Противостояние в Белоруссии как конфликт цивилизаций 02.09.2020 1157 Время на чтение 21 минут Иногда требуются серьёзные усилия для того, чтобы узреть очевидное. Казалось бы, участие боевиков под бело-красно-белым флагом в войне на Донбассе плечом к плечу с зигующими поклонниками «Волчьего крюка» должно было бы сделать наше отношение к происходящему в Белоруссии, где под бело-красно-белым флагом объединились бунтующие толпы, вполне однозначным. Попытка «экспорта революции» из Киева в Минск неизбежно должна была состояться, но от России (от спецслужб и организаций «мягкой силы») зависело, в каком виде эта попытка произошла бы – в виде жалкого перформанса или в виде марша штурмовиков по центру Минска. И то, что после 9 августа ситуация, увы, стала развиваться скорее по второму сценарию, чем по первому – это внутрироссийская проблема, как внутрироссийской проблемой был и навсегда останется Донбасс. Увы, знание истории (если это не «скандалы-интриги-расследования») – к сильным сторонам российского общества отнести нельзя. История, между тем, начинается с географии. Мало кто в состоянии представить себе, что границы Белорусской ССР, без перемен унаследованные современной Белоруссией – столь же искусственны (если не сказать – противоестественны), как и границы остальных союзных республик. В результате пертурбаций 1921 – 1946 годов исторический регион Волынь несколько раз перекраивался, пока не был окончательно разорван между УССР и БССР (показательна история Любешовского уезда). Те, кто верит варшавско-оттавским мифам о «всегдашней враждебности» т.н. «Западной Украины » к России, спросят: а нам – то какое дело? Тем более, что внутри СССР границы, дескать, были чисто формальными. Однако, раздробление территорий Волыни привело к деформации самосознания её населения. Отрадно, что на севере Волыни продолжают оставаться островки православной («восточной» в широком смысле) идентичности: самый яркий пример, прогремевший на всю Россию – это, конечно, село Птичье, где народ грудью встал на защиту своего храма от бандеровских сектантов. Но даже в тех сёлах и городах Волынской или Ровненской областей, где сохранились храмы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, цивилизационный раскол прошёл между соседями по улице, сквозь семьи. Порой половина села – за каноническую Церковь, а другая половина – за раскольников или униатов (несмотря на то, что этнографическое сходство Волыни и юго-западных районов Белоруссии сохраняется). Это и есть, в том числе, плоды советской картографической политики. Если бы Птичье принадлежало Белоруссии, жители его были бы (по крайней мере, до нынешнего рокового августа) избавлены от кошмара.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

Протопресвитер Александр Шмеман: Истоки максимализма в русской культуре Беседа на «Радио Свобода» 25 сентября, 2015 Беседа на «Радио Свобода» В архиве Владимира Варшавского, переданном его вдовой в Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, обнаружились тексты радиобесед протопресвитера Александра Шмемана, не вошедшие в двухтомник, выпущенный издательством ПСТГУ. Этот цикл бесед под общим названием «Основы русской культуры», к сожалению, не полон: не хватает первых двух бесед и найти их не представляется возможным. Цикл был подготовлен к печати ученым секретарем ДРЗ М.А. Васильевой и зав. отделом музейного и архивного хранения ДРЗ Е.Ю. Дорман и опубликован в «Ежегоднике Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына» за 2012 год. Беседы на «Радио Свобода» Парадоксы русского культурного развития: максимализм Культура связана с чувством меры, с ощущением границы. Уже древние греки, создатели одной из величайших мировых культур, в каком-то смысле матери нашей современной всемирной культуры, в центр понимания культуры поставили понятие метрóс   – прилагательное, означающее как раз меру, гармонию, а следовательно и естественную ограниченность любого совершенства. Мера предполагает порядок, строй, структуру, форму, соответствие формы содержанию, законченность, завершенность. Творцы этой культурной традиции очевидно понимали, что самое трудное в творчестве — это как раз самоограничение, признание границы и своего рода смирение перед нею. Один из парадоксов русской культуры, между тем, заключается в том, что важнейшей ее чертой с самого начала оказалось как раз своеобразное отрицание вот этого «метрос», своеобразный пафос максимализма, стремящегося к устранению и меры, и границы. Парадоксальность этой черты состоит в том, что пафос максимализма присущ именно самой русской культуре. И раньше, и вне России максимализм, фанатизм, отрицание культуры во имя каких-либо других ценностей очень часто приводили к уничтожению культурных ценностей, но это явно было проявлением внекультурным или антикультурным.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Никанорович Глубоковский Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания Пожертвовать Вход профессор Николай Никанорович Глубоковский Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания Источник Часть 1 Часть 3 Скачать epub pdf Оригинал: pdf 2 Мб II. Κοιν 1. История В течение описанного развития выступил Александр Македонский (356 г. – 323 г. до р. Хр.). Он навсегда ниспроверг границы греческих областей, а с ними и греческих диалектов и вывел греческий язык на простор всего мира. В войске Александра Великого встречались все возможные греческие наречия. Если походы, в роде «Анавасиса» десяти тысяч с греками различных племен способствовали разложению греческих диалектов, то это происходило при Александре Великом еще в гораздо большей степени. Совершалось здесь тоже, что мы видели при «уравнении» аттического диалекта с ионийским,-только теперь Аттика более давала, чем брала 22 . Один диалект за другим вносил сюда свою лепту. Даже упорные дорийцы должны были поменяться своим диалектом с общегреческим языком. Кроме аттико-ионийского, никакой другой диалект не имел такой богатой внутренней истории, как дорийский с его «острым» и «мягким» периодами, и-наряду с аттико-ионийским-лишь он один выработал и свой «общий язык» ахейско-дорийский в качестве языка ахейского союза, объединив тут все дорийские говоры, в особенности же употреблявшиеся в Аркадии, и распространив за границы Пелопоннеса. Но после того, как дорийский общий язык уравнял путь для аттического, первый должен был уступить второму около рождества Христова. Выступившие при этом стремления искусственно оживить дорийский язык (как с другой стороны и ионийский в новоионийском) не имели ровно никакого успеха. Еще для I и II вв. по р. Хр. Светоний и Павзаний свидетельствуют о существовании древних диалектов на Родосе и в Мессении, но около 500 г. по р. Хр. вымерли все они кроме лишь лаконского (см. выше). При образовании Κοιν играли значительную роль также и те области, где греческий противостоял другим языкам: это прежде всего Египет, Сирия и Малая Азия. Тут греки по противоположности чужим племенам скорее должны были сплотиться в замкнутое целое по языку, а с другой стороны и иноязычные народы, в особенности евреи, не склонны были усвоять какой-либо определенный диалект. Таким путем и сама Эллада чем дальше, тем сильнее должна была испытывать веяние таких внегреческих областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Б. Н. Флоря. Митрополит Макарий как историк Западнорусской Церкви К оглавлению Девятый том «Истории Русской Церкви» митрополита Макария посвящен историческим судьбам той части Русской Церкви, которая в середине XV в. отделилась от Общерусской митрополии и создала свою особую — Киевскую митрополию. В ее границы вошли территории современных Украины и Беларуси. Эта митрополия, названная высокопреосвященным автором Западнорусской, прошла исторический путь, отличный от пути Московской митрополии, границы которой в середине XV в. совпадали с границами Великороссии. Чтобы оценить значение предпринятого митрополитом Макарием исследования истории Западнорусской Церкви в XV–XVI вв., следует рассмотреть, как характеризовалась данная тема в более ранних общих курсах по истории Русской Церкви. Опубликованная в 1805 г. «Краткая церковная российская история» митрополита Платона почти не содержит сведений по истории Западнорусской Церкви: читатель может найти здесь лишь перечень Киевских митрополитов XV–XVI вв. и краткий рассказ о заключении Брестской унии . «История Русской Церкви» А. Н. Муравьева, вышедшая тридцать лет спустя, также предоставила весьма ограниченный круг сведений по истории Киевской митрополии в XV–XVI вв. Правда, автор довольно подробно описывает события, предшествовавшие заключению Брестской унии, но делает это не на основе документальных источников и современных свидетельств, а по очень неточным сообщениям памятников полемической литературы XVII в. В ходе изложения кратко упоминается о создании училищ во Львове и Остроге и об издании Библии по инициативе князя К. К. Острожского . Кроме того, здесь можно было найти краткий перечень Киевских митрополитов и упоминание о Виленском Соборе 1509 г. По существу, оба руководства представляют собой более или менее систематическое изложение истории Церкви в границах Московской Руси, куда включены отдельные немногие сведения по истории Западнорусской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436014/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Беседа на начало Успенского поста» 16.08.2023 218 Время на чтение 5 минут «Беседа на начало Успенского поста». Встреча прихожан Алексеевского ставропигиального женского монастыря с духовником обители протоиереем Артемием Владимировым. Видеоконференция от 12.08.2023 тайм-коды: 00:00 Приветствие. О грядущем Успенском посте. О празднике Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня и служении Пресвятой Богородицы человеческому роду. Заповедь о любви. 13:53 Ответы на вопросы. Тема:«Православное учение о человеке и современная психология». Общее вступительное слово. О психологии. О православной анторопологии. Литература. 18:37 Батюшка, часто люди, оказавшись в трудной жизненной ситуации, идут за советом к священнику, которому так или иначе приходится быть психологом. Правильно ли это? Или священник призван только исповедовать человека, а за советом лучше обратиться к психологу? Может ли православному христианину помочь психолог, подход которого не основан на православном представлении о мире, о человеке? Или нужно искать православного психолога? 21:25 О современной психологии 22:58 О рефлексии 29:16 О игре. О психологических играх. Об игре в «мафию». 31:22 О зложелательстве и борьбе с ним. Ложное представление об агрессии как защитной реакции. 37:06 Ошибаются ли психологи, говоря, что «во всём виновата мама»? 42:33 О психологическом насилии 44:34 Христианское учение постигает только тот, кто хочет постигнуть. Остальные довольствуются своим пониманием общеизвестных мест. Если Бог никак не ограничивает такую свободу выбора - значит, она угодна Ему? 46:10 Современная психология призывает прежде всего полюбить себя и осознать, что ты никому ничего не должен (например: подросток вовсе не обязан слушать свою бабушку и т.п.). Для христианина что это: полюбить себя? Или это вообще не то, о чем надо думать христианину? 48:33 О сходстве неверующих современных психологов с сектантами 49:07 Где границы границы между душой и духом? Спазм кровеносных сосудов может вызвать депрессию, но это самое поверхностное движение души. Молитва через усмирение, просветление депрессии может и спазм снять, как ни странно это звучит.

http://ruskline.ru/video/2023/08/16/bese...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Введение. Часть первая. Введение в догматическое богословие. Приводится по изданию: Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс Лекций. ч. I и II. М.: Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Литература. Часть первая. Введение в догматическое богословие Раздел I. догматическом богословие как наука 1. Понятие о догматическом богословии. 1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах 1.2. Свойства догматов. 1.2.1. Теологичность (вероучительность). 1.2.2. Богооткровенность. 1.2.3. Церковность. 1.2.4. Законообязательность (общеобязательность). 1.3. Догматы и богословские мнения 1.4. Догматы и догматические формулы и богословские термины 1.5. Догматические системы (исторический обзор) 1.6. Причины появления догматов 1.7. Основные принципы раскрытия содержания догматических истин 1.8. Назначение догматов. 1.9. Усвоение догматических истин человеческим сознанием 2. Развитие догматической науки 2.1. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки 2.2. Теория " догматического развития " 2.3. Православный взгляд на развитие догматической науки 2.4. Задачи и метод богословской догматической науки Литература Раздел II Священное Предание 1. Священное Писание о Священном Предании 2. Понятие о Священном Предании 2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания 2.2. Понимание Священного Предания в современном православном богословии 2.3. Формальное предание 2.3.1. Древние символы и исповедания веры 2.3.2. Соборные вероопределения. 2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви 2.3.4 Литургическая практика Церкви 2.3.5. " Символические книги " Православия. Раздел III Понятие о богопознании и его границы 1. Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания 1.1. Естественное богопознание (естественное Откровение) 1.2. Сверхъестественное богопознание 2. Характер и границы богопознания 2.1. Споры о характере и границах богопознания в IV веке

http://sedmitza.ru/lib/text/431669/

Экуменизм и глобализация (Часть 1) Тема нашего сегодняшнего разговора — экуменизм и его место в современном мире. Что же означает само слово «экуменизм»? 7 февраля, 2004 Тема нашего сегодняшнего разговора — экуменизм и его место в современном мире. Что же означает само слово «экуменизм»? Экуменизм и его место в современном мире. Об этом Вы узнаете из нашей статьи. Экуменизм Тема нашего сегодняшнего разговора — экуменизм и его место в современном мире. Что же означает само слово «экуменизм»? — Понятие «экуменизм» происходит от греческого слова «ойкумена», что означает «обитаемая вселенная». После своего возникновения христианство, благодаря его необыкновенной духовной красоте и правде, а главное — помощи Божией, сумело победить язычество и покорить величайшую Римскую Империю. Эту Империю можно, наверное, сравнить с современными США — такая же огромная и подавляющая. Проповедь апостолов оказалась сильнее языческой культуры, идеологии, религии. Вскоре после своего возникновения христианство стало в полном смысле слова «экуменической», то есть всемирной, вселенской религией, далеко выходящей за границы Империи. Сегодня христианство распространено уже по всему земному шару, но, к сожалению, оно — далеко не единственная религия в мире. Но мы знаем об экуменизме и в ином его значении: как либеральном диалоге религий, как относительном признании истинности и иных духовных путей и верований помимо христианского. С таким экуменизмом Церковь столкнулась уже в первые дни существования. По сути, вся религиозная жизнь Римской Империи была экуменической. Да, действительно, древним христианам, первым мученикам предлагался экуменизм как раз в нашем нынешнем, современном значении. В камерах пыток от них чаще всего требовали не отказаться от Христа, но признать, что все религии — более или менее равноправны. Ведь в представлении римского гражданина Империя стоит выше любых частных интересов, она объединяет не только народы и их культуры, но и веры всех ее народов. И христианству предлагалось войти наряду — и на равных условиях — с языческими религиями. Для христиан же это было совершенно исключено, потому что, как говорит Священное Писание, «вси бози язык бесови» (Псалом 95: 5), то есть все боги языческих народов — бесы. Представления Империи о Божестве были искаженными, искажены они и в наше время настолько, что приводят своих адептов к весьма тяжелым духовным последствиям. Во многих религиях сейчас, как и в древности, совершаются кровавые и даже человеческие жертвоприношения. Во многих религиях даже и сейчас совершаются такие страшные жертвы. У всех на памяти недавняя мученическая гибель трех монахов Оптиной пустыни: они были именно принесены в жертву. На поразившем их клинке было отчеканено число шестьсот шестьдесят шесть. Это совсем не случайно… И хотя нас пытаются убедить, что убийца был одиночкой, это попросту несерьезно.

http://pravmir.ru/ekumenizm-i-globalizac...

  разделы   рассылка  распечатать Андрей Золотов Современная Византия в украинской церковной политике Источник:  Риа-Новости Патриархи уехали по домам, киевская полиция доложила, что никто не пострадал, а рабочие разобрали помосты, на которых происходили драматические празднования 1020-летия Крещения Руси в минувшие выходные. В каком же состоянии оставили они российско-украинские церковные и политические отношения, восприятие украинским правительством своего суверенитета, будущее Православия на Украине и в мире? Празднование 1020-летия Крещения Руси в Киеве. Национальная Украинская Православная Церковь, полностью отделенная от Москвы – это идея фикс украинских " строителей нации " с самого момента распада Советского Союза. Для них это недостающая опора в здании украинского суверенитета. Основываясь на более ранних попытках отколоть Церковь на Украине сначала в период Гражданской войны, а потом под немецкой оккупацией, такие группы снова возникли в начале 90-х годов при поддержке националистических движений и первого президента Украины Леонида Кравчука. По крайней мере две такие деноминации – самопровозглашенный Киевский Патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь – насчитывают сегодня около 5000 приходов вместе взятые, но остаются непризнанными всемирной семьей Православных Церквей, считающих их раскольническими. Однако большинство украинских православных сохранили верность Московскому Патриархату, который предоставил беспрецедентную степень самоуправления Украинской Православной Церкви под омофором патриарха Московского. Эта церковь насчитывает сегодня около 11000 приходов. Но именно ее символическая связь с Москвой, с одной стороны, привлекает к ней многих людей, а с другой стороны вызывает неприятие в разделенном украинском обществе. Этот раскол в украинской Церкви и обществе проявился во время выборов 2004 года, окончившихся " Оранжевой революцией " и снова выплыл на поверхность в минувшие выходные. Странная годовщина 1020-летия Крещения Руси (ну кто бы праздновал, например, 102-ю годовщину чего бы то ни было?) воспринималась в Киеве как " поправка " к чересчур московскому празднованию 1000-летия 20 лет назад. И она породила поистине византийскую интригу. Президент Виктор Ющенко, похоже, так отчаянно желает объединить украинских православных в суверенную Церковь, что он едва не создал еще один раскол не только в Церкви Украины, но и во вселенском православии. Чтобы оттеснить патриарха Московского из центра торжеств, он пригласил и по-царски принял патриарха Константинопольского Варфоломея – преемника византийских патриархов Нового Рима, которые крестили Киев в 988 году, и патриархов Оттоманской империи, которые стояли над киевским престолом, когда современная Украина находилась под польским владычеством с 14-го по 17-й век. Он носит титул Вселенского патриарха и является " первым среди равных " в не очень организованном братстве глав православных Церквей, где границы его полномочий вызывают споры.

http://religare.ru/2_56463.html

Современная молодежь — инфантильна? Протоиерей Алексий Уминский о том, как говорить с молодыми 11 июля, 2016 Протоиерей Алексий Уминский о том, как говорить с молодыми В российских школах прошли выпускные балы. Вчерашние школьники выходят во взрослую жизнь. Многим из них — по 18 лет… Впереди у многих — студенчество. Какая она — современная молодежь? Мы спросили об этом протоиерея Алексия Уминского, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва). — Сейчас говорят, что нынешнее молодое поколение — инфантильное. Вы согласны? — Мне кажется, вопрос об инфантильности относится, прежде всего, к старшему поколению. Это заметно и просто в культурном контексте. Вы заметьте, что сегодня молодые люди, например и люди старшего поколения, поколения родителей, примерно одинаково одеваются. Можно встретить шестидесятилетнего человека седого, но с серьгой в ушах, с татуировкой, в рваных джинсах и кедах. Мы видим молодящихся пожилых женщин, которые носят мини-юбки и активно используют яркий макияж, что выглядит странно. Так что еще вопрос, кто инфантильный, кто не хочет жить в своем возрасте, кто не признает старости, как возраста благодатной мудрости, другого ритма жизни. Поэтому и молодежь к зрелости приходит иными путями, не подражая нам. Нет у них в этом смысле примера для подражания, нет психологическо-социальной поколенческой границы. Все смешалось очень сильно. В наше время мы очень хорошо понимали, где проходит граница: «Не верь тому, кому за тридцать». — А в смысле гражданской позиции, ответственности за окружающее? — Вне всякого сомнения, сегодня те, кто становится настоящим центром гражданского общества — прежде всего студенческая молодежь. Молодежь, которая активно реагирует на происходящее. Прежде всего, это видно в волонтерском движении — неравнодушие, желание послужить ближним, проявить себя. И эти вещи внерелигиозны. Они объединяют вокруг себя христианскую молодежь и не христианскую молодежь, людей, которые ходят в церковь, и людей, которые к Церкви относятся даже враждебно, в силу максимализма своего возраста.

http://pravmir.ru/nastoyashhiy-religiozn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010