— Как бороться с гордостью? — Это очень непросто. Это воспитывается. Уважение к Богу, к Церкви — часть нашей культуры. У нас в советский период целый пласт культуры утаили от современных поколений и не воспитали должным образом. И сейчас невоспитанные люди не знают, как по-другому жить. Если их обижают, то это их оскорбляет. Они считают, что этого не заслужили. Это очень непросто. — Можно с ума сойти... — Не знаю. Слава Богу! Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «С ума сходят только умные люди». Рейтинг: 9.5 Голосов: 818 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Гость 17 октября 2015, 11:32 Более подробную информацию о батюшке Владимире можно узнать на сайте «Православная копилка» в разделе «Храм в Тайнинском» Инна Ермакова 12 июля 2015, 20:59 Мария 2-я " И буду вам Отцом и вы будете Мне в сыны и дщери,глаголет Господь Вседержитель " (2Кор.18).В ответе Е.Славиной,которого нет в комментариях,хотя я отправила его раньше вашего (может быть не дошел)я вкратце написала на счет духовного руководства и " духовных чадах " из своего опыта.Повторяться не буду,только замечу,что св.старец Паисий-память которого впервые празднуется сегодня-в принятом у нас понятии не может считаться духовником,т.к.не был священником.А " Чтобы не попасть вместо врача на больного " очень советую прочитать книгу Архимандрита Лазаря (Абашидзе) " ГОЛОС ЗАБОТЛИВОГО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ " -Учение о послушании свт.Игнатия еп.Кавказского, в свете аскетического опыта святых отцов последних веков.Да поможет Вам Господь! Мария 2-я 10 июля 2015, 21:52 Оглядываясь на десятилетие с лишним назад, с грустью говорю, что у меня нет духовника. Есть священники, которых уважаю, исповедуюсь, доверяю им, но назвать духовниками - извините.Согласна с Инной Ермаковой. Священники обожают абсолютное послушание, когда входишь в труд в церкви, помогаешь везде. Я стараюсь послушаться. Но к сожалению они плохо знают Библию, даже книгу Апостол, путают все.О Ветхом Завете речи нет, а ведь там столько замечательных жизненных примеров, как надо поступать по воле Божьей. Один священник на исповеди уже много лет приводит в пример себя- а вот я, вот я, я... Мне не интересно о нем. Я хочу поступать, как говорит Слово Божие. Он его почти не знает- так, отрывками. Другой все время обвиняет в грехах, не разобравшись. Третий, молодой и дерзостный, тоже от себя говорит, рубит. Решила послушаться, в нескольких важных обстоятельствах поступила точно по советам священников. Облилась слезами в одном случае, в другом- попала в большую беду. Священник, не знающий или плохо знающий Слово Божие, святых отцов, не может быть духовником. Это жрец, что бы вы там ни говорили.

http://pravoslavie.ru/80419.html

  Что касается другого комментария о том, что нельзя трогать ангельский мир, то я вспоминаю прекрасные Апокрифы (не вошедшие в Священное Писание), которые вполне объясняют древний мир и его историю. Кстати, Апокрифы были переведены русскими средневековыми авторами.    Все равно спасибо. Деятельный разум не дает покоя моей душе, а ответы душе может дать только Посвященный. Алексий, Москва 06 декабря 2011г. 16:31 Описав конфликт ученого (Ломоносов) и богословов (Синод), автор-священник (!!!) принимает сторону первого. Остается ждать ученых, могущих встать за богословов в этом споре на достаточно надуманную тему. Интересно, ведет ли Академия наук исследования ангельского мира, раз батюшкам это мало интересно стало? Протоиерей Олег Мумриков, Москва 07 декабря 2011г. 18:10 Дорогой Алексей, в этом конфликте совершенно бессмысленно было бы принимать чью-либо сторону, что я и попытался показать. Конфликтующие стороны с крайним недоверием смотрели друг на друга, и у них, к сожалению, были на то веские основания. Причем, и для Ломоносова, и для членов Синода эта тема, как и для В.Н. Лосского или К. Льюиса уже в ХХ веке, в отличие от Вас, совсем не казалась надуманной  (см.: http://www.bogoslov.ru/text/1671247.html ). Но, осмысляя современную картину мира, в т.ч. космологические, эволюционные, антропологические, психогенетические и прочие концепции, и богословам, и ученым важно учитывать историческую перспективу, включая и не вполне приятные эпизоды, чтобы извлекать уроки и не повторять трагических ошибок. Важно, чтобы " батюшки " и ученые умели слушать и понимать друг друга, даже если по каким-то вопросам однозначного единомыслия нет. Что касается " исследования ангельского мира " , замечу, что святоотеческая аскетическая традиция однозначно предостерегает от таких " исследований " :)(почитайте, святителя Игнатия Брянчанинова). Алексий, Москва 08 декабря 2011г. 13:23 Отец Олег, благодарю за ответ, но он порождает одни возражения. Если уж мы вспоминаем о " святоотеческой аскетической традиции " , то она ставила вопрос о множественности миров еще ниже вопроса о знании мира ангельского по степени актуальности для спасения души - основного делания христиан. Лосский и Льюис для меня не такие авторитеты, как согласие отцов. Вы же знаете правила библейской герменевтики. И что не всякий оригинальный чих некоего мыслителя (простите за грубость) надлежит исследовать богослову. Иначе давайте займемся осмыслением идей, например, Оригена - уж он мыслитель не ниже Лосского. Но какой будет в этом смысл? - если его идеи - это уклонение от пути, проложенного отцами Церкви. По данной работе - найти одну цитату свт. Вас. Вел. и спорно ее притянуть к теме - этого маловато на мой убогий взгляд.

http://bogoslov.ru/article/2288128

в Минее Четье, пис. Германом Тулуповым в 1627 г. (Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 681. Л. 74 об. 129]) и в других рукописях XVII века (Рукописи Ундольск. 293 172 Есть в лаврском Каноннике 1616 года (Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 283. Л. 368 и в следованной Псалтири, принадлежавшей архимандриту Дионисию, настоятелю лавры (рукоп. Моск. Дух. Акад. 73. Гл. 80. Л. 958 Кем составлен этот канон трем святителям? Не Гришкою ли Отрепьевым, впоследствии Димитрием самозванцем? По крайней мере, он хвалился чернецу Варлааму, что когда жил в Чудовом монастыре у архимандрита в келье, то «сложил похвалу Московским чудотворцам Петру, и Алексию, и Ионе» (А. э. 2. 64. С. 142 хотя под именем похвалы мог разуметься не канон, а похвальное Слово святителям. Известен и другой канон трем Московским святителям, но писанный несколько позже князем Семеном Шаховским (Рукоп. Моск. Дух. Акад. 201 203 173 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 628. Л. 88 Рукоп. Ундольского. 363. Л. 21 174 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 659. Л. 34 Рукоп. Царск. 397. Л. 322 175 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 681. Л. 164 Рукоп. Царск. 564. Л. 184 Снес.: Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 209–210 176 Опис. рукоп. Румянц. муз. 361. Л. 196 Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 694. Л. 82 Рукоп. Ундольск. 380 177 Рукоп. Царск. 563. Л. 486 Рукоп. Ундольск. 329. Л. 82 178 Рукоп. Ундольск. 274, 300, 345 81, 78]; Опис. рукоп. Тр.-Серг. лавры. 672. Л. 86 об. 179 Сказание Авраамия об осаде Тр.-Сергиева монастыря в первый раз напечатано в 1784 г. в Москве, а потом печаталось несколько раз 180 Петрей. История о вел. княжестве Московском. Ч. 6, в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 418 рукоп. сборн. Тр.-Серг. лавры. 700. Л. 323 181 Отрывок из этого послания Гермогенова напечатан у Сахар. Исследов. о русск. церк. песнопении. С. 11–12. СПб., 1849 182 Сказания современн. о Димитрии самозван. 1. 43–44 Карамз. 11. Прим. 190 183 Петрей. Истор. о вел. княж. Москов., в Чтен. М. истор. общ. 1867. 2. Отд. 4. 431, 435 Маржерет, в Сказ. современн. о Димитрии самозв. 3. 28–29

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

Письма святителя Игнатия к Министру Двора Его Императорского Величества графу В. Ф. Адлербергу Письмо святителя Игнатия к Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Григорию Переписка святителя Игнатия с Обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым Письма к святителю Игнатию от секретаря Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Серафима А. И. Суслова Письма святителя Игнатия к директору Канцелярии синодального Обер-прокурора К. С. Сербиновичу Письмо К. С. Сербиновича к святителю Игнатию Письма святителя Игнатия к Директору Департамента Государственных имуществ Н. П. Дубенскому Письмо святителя Игнатия к Статс-секретарю князю А. Н. Голицыну Письмо святителю Игнатию от Статс-секретаря князя А. Н. Голицына Письмо к святителю Игнатию от Духовника Государя Николая I, Николая Музовского Письмо святителя Игнатия к графу Петру Андреевичу Клейнмихелю Письмо святителя Игнатия к некоему высокопоставленному лицу Письма святителя Игнатия к Управляющему делами Комитета Министров Ф.П. Корнилову Переписка Кавказского периода Владимир Воропаев. Обер-прокурор Святейшего Синода граф А. П. Толстой Том VIII Ольга Шафранова. Родители, братья и сестры ПЕРЕПИСКА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА С ДРУЗЬЯМИ И ЗНАКОМЫМИ Николай Николаевич Муравьев-Карский Два письма Степан Дмитриевич Нечаев «Искреннейший друг» Друзья святителя Игнатия – от юности и до последних дней Граф Дмитрий Николаевич Шереметев Татьяна Борисовна Потемкина Письма святителя Игнатия без указания адресата Письма святителя Игнатия в ответ соблазняющимся на «Слово о Смерти» Письма разных лиц к святителю Игнатию Письмо святителя Игнатий Брянчанинова к художнику К. П. Брюллову (публикация и комментарии И. А. Виноградова ) Размышления святителя Игнатия Брянчанинова о живописи церковной Письмо святителя Игнатия Брянчанинова по поводу «Выбранных мест изпереписки с друзьями» Н. В. Гоголя (публикация и комментарии И. А.Виноградова ) София Ивановна Снессорева Письма святителя Игнатия к Ивану Ильичу Глазунову ПОЭТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

244 Аскетическая проповедь. С. 187 245 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 205 246 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 188 247 Собеседования//Добротолюбие. Т. 3. С. 108 248 Слова подвижнические. С 388 249 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 458. Приношение современному монашеству. С. 392 250 Слова подвижнические. С. 333, 219, 157—158 251 Там же. С. 28—29 252 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 331 253 Слова подвижнические. С 262 254 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 538 255 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 216 256 Слова подвижнические. С. 30 257 Там же. С. 156—157 258 Приношение современному монашеству. С. 129—130 259 Приношение современному монашеству. С. 292 260 Приношение современному монашеству. С. 40 261 О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 198 262 Аскетические опыты. Т. II. С. 269 263 Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 44, 59 264 Аскетические опыты. Т. I. С. 337—338 Там же. Т. II. С. 368. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 664—665 265 Духовные беседы. С. 175, 433, 463 266 Слова подвижнические. С. 2, 6 267 Там же. С. 224, 85. О том же: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 249; Лествица. С. 28 268 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 363, 364, 366 269 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 112 270 Аскетическая проповедь. С. 361 271 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 116 272 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 255—257, 281. Приношение современному монашеству. С. 25 273 Слова подвиднические. С. 115—116 274 Интересно заметить, что под Петербургом в Троице-Сергиевой пустыне келлии свт. Игнатия имели богатую обстановку, и о нем ходили рассказы как о ведущим будто роскошную жизнь. Когда на это обратил внимание приехавший к нему друг его архим. Софония, Святитель молча провел его в самую отдаленную комнату настоятельского дома, где взору открылись совершенно голые стены, одна небогатая икона с неугасимой лампадой и убогая рогожа на полу. Именно в уединении, к которому прибегал Святитель особенно во время сильных скорбей, рождались его поучительные творения. Когда свт. Игнатий уезжал из Сергиева монастыря на Ставропольскую кафедру, то у него не оказалось собственных средств на дальнюю дорогу. Когда же Святитель умер, в кармане его подрясника нашли всего 14 копеек, т.к. за два дня до смерти он отдал 75 рублей крестьянину потерявшему лошадь. Святитель до конца жизни был верен своему внутреннему стр. емлению к уединению, и этому во многом способствовали его продолжительные болезни (Геласий Михайлов архим. Пастырелогический элемент в творениях русских богословов XIX -XX веков, Загорск, ТСЛ, 1964г. с.198; Михаил Путинцев, прот. ...).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

О письмах святителя Игнатия и игумена Спасо-ПреображенскогоВалаамского монастыря Дамаскина. Перепискасвятителя Игнатия с игуменов Дамаскином Угреша. Перепискасвятителя Игнатия с игуменом Иларием Игумен Югской Дорофеевой пустыни Варфоломей. Письма святителя Игнатияк игумену Варфоломею Игумен Антоний (Бочков). Жизнь и творчество. Переписка святителяИгнатия с игуменом Антонием (Бочковым) Архимандрит Феофан Новоезерский (Соколов) и игумения Феофания (Готовцева) Бородино Архимандрит Фотий (Спасский) Друг архимандрита Игнатия Брянчанинова отец Исаия Никифоровский Письмо святителя Игнатия к Ростовскому архимандриту Письмо архимандрита Троицко-Зеленецкогомонастыря Аарона к святителю Игнатию Письмо наместника Московского Симонова монастыря Феофана к святителю Игнатию Письмо архимандрита Костромского Богоявленского монастыря Афанасия к святителю Игнатию Письма настоятеля Тихвинского Большого монастыря архимандрита Илариона к святителю Игнатию Замечание епископа Игнатия на поведание архимандрита Макария, бывшего ректора Тверской семинарии, ныне цензора, что духи злые ему сказывали, что несметное число злых духов выпущено для борьбы против Церкви Православной, в единении с папизмом и магометанизмом Письмо святителя Игнатия к Льву Александровичу (в монашестве Леониду) Кавелину Письма цензора, архимандрита Фотия, к святителю Игнатию Письма святителя Игнатия к настоятелям разных монастырей Том VII ПЕРЕПИСКА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА С МОНАШЕСТВУЮЩИМИ Святитель Игнатий Брянчанинов и благословенная Оптина Пустынь Новонайденные ранние письма святителя Игнатия Брянчанинова Елизавета Никитична Шахова Письма святителя Игнатия Брянчанинова к монашествующим разных монастырей Письма монашествующих разных монастырей к святителю Игнатию Птенцы гнезда Игнатиева Михаил Васильевич Чихачев Павел Петрович Яковлев Христианский пастырь и христианский художник Благополучный день ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Переписка святителя Игнатия с Министром Двора Его Императорского Величества князем П. М. Волконским

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   Аскетическая проповедь. С. 187    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 205    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 188    Собеседования//Добротолюбие. Т. 3. С. 108    Слова подвижнические. С 388    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 458. Приношение современному монашеству. С. 392    Слова подвижнические. С. 333, 219, 157—158    Там же. С. 28—29    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 331    Слова подвижнические. С 262    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 538    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 216    Слова подвижнические. С. 30    Там же. С. 156—157    Приношение современному монашеству. С. 129—130    Приношение современному монашеству. С. 292    Приношение современному монашеству. С. 40    О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 198    Аскетические опыты. Т. II. С. 269    Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 44, 59    Аскетические опыты. Т. I. С. 337—338 Там же. Т. II. С. 368. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 664—665    Духовные беседы. С. 175, 433, 463    Слова подвижнические. С. 2, 6    Там же. С. 224, 85. О том же: Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 249; Лествица. С. 28    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 363, 364, 366    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 112    Аскетическая проповедь. С. 361    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 116    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 255—257, 281. Приношение современному монашеству. С. 25    Слова подвиднические. С. 115—116    Интересно заметить, что под Петербургом в Троице-Сергиевой пустыне келлии свт. Игнатия имели богатую обстановку, и о нем ходили рассказы как о ведущим будто роскошную жизнь. Когда на это обратил внимание приехавший к нему друг его архим. Софония, Святитель молча провел его в самую отдаленную комнату настоятельского дома, где взору открылись совершенно голые стены, одна небогатая икона с неугасимой лампадой и убогая рогожа на полу. Именно в уединении, к которому прибегал Святитель особенно во время сильных скорбей, рождались его поучительные творения. Когда свт. Игнатий уезжал из Сергиева монастыря на Ставропольскую кафедру, то у него не оказалось собственных средств на дальнюю дорогу. Когда же Святитель умер, в кармане его подрясника нашли всего 14 копеек, т.к. за два дня до смерти он отдал 75 рублей крестьянину потерявшему лошадь. Святитель до конца жизни был верен своему внутреннему стр. емлению к уединению, и этому во многом способствовали его продолжительные болезни (Геласий Михайлов архим. Пастырелогический элемент в творениях русских богословов XIX -XX веков, Загорск, ТСЛ, 1964г. с.198; Михаил Путинцев, прот. ...).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

69 См. Казанского «Исследование о личности первого Лжедимитрия», где довольно подробно рассмотрены разные мнения о нем и выведено заключение, что нет достаточных оснований не признавать этого Лжедимитрия Григорием Отрепьевым, беглым диаконом Чудова монастыря (напеч. в Русск. вестнике. 1877. Т. 130. 463–501; Т. 131. 5–33, 472–507 70 Карамз. 11. 76–82 Сказан. современн. о Димитрии самозв. 3. 131. Изд. 2 А. З. России. 4. 177. С. 286–288 Когда стало известно подлинное письмо краковских иезуитов, что Лжедимитрий принял латинство у них и их старанием (Карамз. 11. Прим. 213 то известие об обращении его в католичество будто бы францисканами (Hist. Russ. monum. 2. 55 следует считать неверным. 71 А. э. 2. 48. С. 113–114 Собр. госуд. грам. 2. 76 Hist. Russ. monum. 2. 61, 62 Сказ. соврем. о Дим. самозв. 3. 134–135 Соловьев. 8. 102 72 Сказание о Гришке Отрепьеве, в Чтен. М. истор. общ. 1847. 9. Отд. 2. 17 Любарск. Иерархия Астрах. епархии, в Чтен. М. истор. общ. 1848. 7. Отд. 4. 65–66 73 Никон. лет. 8. 71 где сказано: «И поставиша его (Игнатия) на Москве в патриархи»; Иное сказание о самозванцах, во Временн. 16. Отд. 2. 30, 97 Новый летоп., во Временн. 17. Отд. 2. 43, 70–71, 75 Карамз. 11. 126–127. Прим. 378 В одном Хронографе XVII в. автор выражается: «Возводит (Лжедимитрий) на престол единомысленнаго себе Игнатия патриарха, родом страны Италийския, а веры, не вем, греческия, не вем, латынския, едино вем, еже православия догматы не истово исполняюща и творяща» (Попова Изборн. статей, внесенн. в Хронографы. С. 193, 235. Москва, 1869 То же, во Временн. М. истор. общ. 16. Отд. 2. 94 В сказании о Гришке Отрепьеве читаем, что тотчас по удалении Иова в Старицу «повеле он еретик (Отрепьев) на святительский престол Российскаго государства, на патриаршество, нарещи призвати с Рязани епископа Игнатия греченина, угодника своего и возлюбленника, не пастыря и не учителя во св. соборней апостольской церкви Пресвятыя Богородицы, но пианицу и сквернословника, по воле своей еретической сам избирает». Далее говорится, что когда самозванец уже вступил в Москву и сел на престол, то повелел «поставить на патриаршество Игнатия греченина, мужа глупа, и пьяницу, и пакостника, иных властей, иже митрополитов, и архиепископов, и епископов, оскорби и весь освященный Собор постави ни во чтоже» (Чтен. М. истор. общ. 1847. 9. Отд. 2. 17, 18

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

Того исторического аргумента, которым позднейшие противогностические писатели пользовались в борьбе с еретиками, указывая на преемственное от апостолов служение епископства в истинной Церкви, – этого аргумента у св. Игнатия мы не встречаем 630 . У св. Игнатия о преемстве епископов от апостолов речи нет 631 ; у него, напротив, находим параллель, которая, составляя особенность экклезиологических воззрений св. Игнатия, даже как бы заменяет теорию преемства епископов. Именно, у св. Игнатия мы находим такие выражения: «Епископ предстательствует на место Бога, пресвитеры – на место Собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа» 632 . «Вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу... Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей» 633 . «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам» 634 . «Почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как образ Отца, пресвитеров же – как собрание Божие и как союз апостолов» 635 . Из приведённых выражений св. Игнатия нельзя, однако, сделать такого заключения, будто у него создана особая теория, по которой епископ наследует место Иисуса Христа, а пресвитеры – место апостолов 636 . Речь св. Игнатия о преемстве в данном случае нельзя признать исторической, она – типологическая. При жизни Иисуса Христа Церковь могла быть разделена именно так: Иисус Христос, апостолы и верующие. Христос – Глава и Центр всей Церкви, апостолы – Его ближайшие ученики, через которых Он и распространяет Своё учение. Этот образ по вполне понятным причинам выплывал в сознании св. Игнатия. Каждая Поместная Церковь была как бы отобразом этой первохристианской общины верующих: во главе Церкви стоял епископ 637 , его окружал близкий к нему «прекрасно сплетённый духовный венец пресвитерства» 638 , стоявший между епископом и мирянами. Эту аналогию св. Игнатий и проводит в своих посланиях. Но необходимо признать, что самая-то аналогия имеет значение историческое, а не типологическое, какое хотят усмотреть протестанты, исходя из своей мысли о невидимой Церкви. По протестантскому толкованию, мысль св. Игнатия такова: епископ есть как бы символ (Typus) Христа или Бога, и пресвитеры – символы апостолов; отсюда следует, что организованная отдельная община есть отобраз (Abbild) духовно связанной с Христом всей Церкви; каждая отдельная община должна быть отобразом небесной Церкви 639 . Но у Игнатия нет мысли о небесной Церкви, в которой было бы подобие земных отношений в пределах отдельной общины. Гарнак говорит, что представление небесной Церкви лежит в основе выражений Игнатия 640 , но это только догадка, такого представления у святителя Игнатия не дано. Кроме того, сейчас будет видно, что мысль святителя Игнатия слишком неопределённа, а потому и нет оснований её переоценивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Того исторического аргумента, которым позднейшие противогностические писатели пользовались в борьбе с еретиками, указывая на преемственное от апостолов служение епископства в истинной Церкви, – этого аргумента у св. Игнатия мы не встречаем 1184 . У св. Игнатия о преемстве епископов от апостолов речи нет 1185 , у него, напротив, находим параллель, которая, составлял особенность экклезиологических воззрений св. Игнатия, даже как бы заменяет теорию преемства епископов. Именно, у св. Игнатия мы находим такие выражения: «Епископ предстательствует на место Бога, пресвитеры – на место Собора апостолов, и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа» 1186 . «Вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу... Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей» 1187 . «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству – как апостолам» 1188 . «Почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как образ Отца, пресвитеров же – как собрание Божие и как союз апостолов» 1189 . Из приведенных выражений св. Игнатия нельзя, однако, сделать такого заключения, будто у него создана особая теория, по которой епископ наследует место Иисуса Христа, а пресвитеры – место апостолов 1190 . Речь св. Игнатия о преемстве в данном случае нельзя признать исторической, она – типологическая. При жизни Иисуса Христа Церковь могла быть разделена именно так: Иисус Христос, апостолы и верующие. Христос – Глава и Центр всей Церкви, апостолы – Его ближайшие ученики, через которых Он и распространяет Свое учение. Этот образ по вполне понятным причинам выплывал в сознании св. Игнатия. Каждая Поместная Церковь была как бы отобразом этой первохристианской общины верующих: во главе Церкви стоял епископ 1191 , его окружал близкий к нему «прекрасно сплетенный духовный венец пресвитерства» 1192 , стоявший между епископом и мирянами. Эту аналогию св. Игнатий и проводит в своих посланиях. Но необходимо признать, что самая-то аналогия имеет значение историческое, а не типологическое, какое хотят усмотреть протестанты, исходя из своей мысли о невидимой Церкви. По протестантскому толкованию, мысль св. Игнатия такова: епископ есть как бы символ (Typus) Христа или Бога, и пресвитеры – символы апостолов; отсюда следует, что организованная отдельная община есть отобраз (Abbild) духовно связанной со Христом всей Церкви; каждая отдельная община должна быть отобразом небесной Церкви 1193 . Но у Игнатия нет мысли о небесной Церкви, в которой было бы подобие земных отношений в пределах отдельной общины. Гарнак говорит, что представление небесной Церкви лежит в основе выражений Игнатия 1194 , но это только догадка, такого представления у святителя Игнатия не дано. Кроме того, сейчас будет видно, что мысль святителя Игнатия слишком неопределенна, а потому и нет оснований ее переоценивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010