Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Спектакль «Тангейзер» направлен на формирование оскорбительного для верующих христиан образа Иисуса Христа...» Комплексная психолого-культуролого-лингвистическая экспертиза от 10.04.2015 19.08.2015 2162 Время на чтение 66 минут Вводная часть Данные о специалистах: Евдокимов Александр Юрьевич, кандидат культурологии, доктор технических наук, профессор кафедры теологии факультета немецкого языка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет», доцент (стаж научной деятельности - 38 лет, стаж экспертной деятельности - 10 лет) - председатель комиссии (ответы на вопросы 1 и 3), Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, председатель Правления Региональной общественной организации «Институт государственно-конфессиональных отношений и права», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (стаж научной деятельности - 24 года, стаж экспертной деятельности - 14,5 лет) (ответы на вопросы 1-4), Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования» (стаж научной деятельности - 46 лет, стаж экспертной деятельности - 26 лет) (ответы на вопросы 1-4), Никольский Евгений Владимирович, доктор филологических наук, учёный секретарь Научно-экспертного совета Автономной некоммерческой организации «Институт современных гуманитарных исследований» (стаж научной деятельности - 11,5 лет, стаж экспертной деятельности - 6,5 лет) (ответы на вопросы 1 и 3). Комиссия провела комплексную психолого-культуролого-лингвистическую экспертизу представленных материалов в рамках поставленных перед экспертами вопросов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/20/...

Опыт миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на Кавказских Минеральных Водах в конце XIX – начале XX вв. Сектант. 50-е годы XIX в. Вопрос о необходимости миссионерской деятельности Русской Православной Церкви является одним из самых важных в современной России, когда наряду с возрождением традиционной духовности, активное распространение получил оккультизм и сектантство. В этом отношении будет полезным изучать и использовать опыт миссионеров давно минувших дней. В частности, мы можем обратиться к опыту миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в таком жизненно важном для нашей страны регионе как Кавказские Минеральные Воды. На Кавминводы сектантство стало проникать сравнительно поздно, примерно с третьей четверти XIX века, когда Православие уже прочно там утвердилось. А вот раскольники появились почти сразу, с первыми казаками — переселенцами. Поэтому, миссию Русской Православной Церкви на Кавминводах можно разделить на два периода по основным направлениям деятельности. Первый период с конца XVIII в. — по 60-е гг. XIX века. Второй период с начала 60-х гг. XIX в. по 1917 год. Первый период характеризуется интенсивной колонизацией Северного Кавказа русскими и Кавказской войной. В это время основным направлением миссионерской деятельности Русской Православной Церкви была проповедь христианства среди горцев-язычников — с одной стороны. И тонкая, деликатная, работа по возвращению в Православие казаков — переселенцев, многие из которых были старообрядцами — с другой. Эта миссия была тем более важна, что они являлись защитниками южных рубежей Российской империи. Подтверждение этого можно найти в документах того времени. В отчете за 1895 год благочинный 2-го (Пятигорского) благочиния о. Павел Бартенев пишет: «Условия кавказских поселений в недавнем минувшем времени, для завоевательных целей требовали людей сильных и предприимчивых, могущих встать лицом к лицу с воинственными дикарями-туземцами. При этом на вероисповедание пришельцев — завоевателей мало обращалось внимания. Поэтому раскольники получили на Кавказе такую свободу, какая возможна только за пределами государства Российского. И в настоящее время раскольники пользуются почти тою же свободой. Ограничить их в этом отношении трудно». К 1895 году в приходах 2-го благочиния насчитывался 3381 раскольник. Больше всего старообрядцев было в ст. Ессентукской — 2508 человек и в ст. Кисловодской — 796 человек, а в остальных станицах и городах их число было незначительным.

http://pravoslavie.ru/arhiv/5294.htm

По поводу книги прот. Н. Афанасьева «Служение мирян в Церкви». протоиерей Иоанн Мейендорф Содержание Предисловие Введение. Царственное священство Глава 1. Поставление лаиков Глава 2. Служение верных в области священнодействия I. Место верного в Евхаристическом собрании II. Кто является совершителем священнодействий? III. Изменения в литургическом строе, вызванные идеей посвящения IV. Участие верных в священнодействиях Глава 3. Служение верных в области церковного управления Глава 4. Участие верных в церковном учительстве     Предисловие Одной из наиболее актуальных тем современной западной богословской мысли, особенно католической, является учение о мирянах. Православное богословие уделяет очень мало внимания этой теме. Школьное православное догматическое богословие, когда оно говорит о мирянах, почти исключительно ограничивается указанием на их обязанности, игнорируя совсем их участие в жизни Церкви. Но то, что не было сделано школьным богословием, восполнено было практикой церковной жизни, особенно последнего времени. Мирянам было отведено довольно большое место в жизни Церкви и больше всего в церковном управлении. В силу этого неизбежно возник разрыв между церковной практикой и богословским учением. Церковная практика оказалась без богословского обоснования, и богословское учение не соответствует церковной практике. Не пришло ли время рассмотреть вопрос о мирянах, исходя из православного учения о Церкви, а не из потребностей современной церковной жизни? Эклезиологическое учение о мирянах позволило бы установить норму деятельности мирян, которая содержится в Церкви. Заглавие моей работы «Служение мирян в Церкви» показывает, что я не ставлю себе задачу дать полное учение о деятельности мирян, а только учение об их служении в Церкви, т. е. в области священнодействия, церковного управления и церковного учительства. Поэтому из моего горизонта выпадают разнообразные формы деятельности мирян, которые стоят в тесной связи с их жизнью в Церкви, но в прямом смысле не могут быть отнесены к служению в самой Церкви, как например, их участие в религиозном воспитании и в социальной работе в самом широком смысле. Кроме того, я оставляю без рассмотрения вопрос о деятельности мирян в миру. Я делаю это вполне сознательно не только потому, что размеры моей работы не позволяют мне рассмотреть все вопросы, касающиеся учения о мирянах, но и потому, что я хочу поставить в центре этого учения служение мирян в Церкви, т. к. существует определенная тенденция направить активность мирян в сторону вне-церковной или прицерковной деятельности за счет их служения в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Хобби или пастырский долг? Беседа о развитии современной православной миссии с заведующим Миссионерским отделом МДАиС иеромонахом Пантелеимоном (Бердниковым) Источник: Православие и современность Когда мы говорим о развитии современной православной миссии, то чаще всего «на повестку дня» выносится вопрос о кадрах то есть о священниках и мирянах, готовых к миссионерской деятельности. В идеале получивших необходимую подготовку. В Московских духовных школах за такую подготовку отвечает Миссионерский отдел МДАиС. Мы решили побеседовать с его заведующим, иеромонахом Пантелеимоном (Бердниковым). Разговор получился живой, искренний. Но главная его тема не столько перспективы миссии, сколько ее проблемы. Отец Пантелеимон, расскажите, пожалуйста, как построена работа Вашего отдела, как осуществляется Вами миссионерская деятельность? Наш Миссионерский отдел был создан в 1999 году по благословению ректора Московских Духовных Школ Архиепископа Верейского Евгения. У нас и до этого велась миссионерская работа, ею заведовал проректор по учебной работе Михаил Степанович Иванов. Все начиналось с того, что некоторые школы делали заявки, чтобы к ним присылали наших студентов проводить беседы с детьми, но тогда вся инициатива принадлежала директорам школ, они все решали. А потом владыка обязал меня скоординировать всю эту деятельность, и так постепенно был сформирован Миссионерский отдел. Нами был составлен список всех учебных заведений района, мы сделали запросы по нему и отметили, где согласны сотрудничать, а где нет. Убеждали, призывали… Сначала немногие пошли навстречу, но где-то с двадцатью школами мы смогли наладить отношения. Одновременно деятельные сотрудники Отдела вели и в среде студенчества агитационную работу, привлекали студентов в миссионерские ряды, вдохновляли их своим примером. А как отнеслись к Вашей деятельности на уровне районной администрации? Здесь была довольно трудная ситуация. В Сергиево-Посадском районе в советские времена был настоящий оплот атеизма: властям был необходим такой противовес Лавре. К сожалению, это «тяжелое наследие» во многом сохранялось и до нашего времени. Особенно рьяной атеисткой была заведующая районо. Она приходила на актовый день академии и слушала отчет о деятельности академии, и в частности миссионерского отдела, в каких школах проводятся беседы, брала это себе на заметочку, вызывала директоров и давала им взбучку. Но потом мы хитрее стали делать просто говорили о деятельности в общих чертах, а конкретные школы не называли. Но сейчас, слава Богу, ситуация изменилась. Не так давно, год назад, состоялось совместное заседание губернатора Московской области Бориса Громова с митрополитом Ювеналием, и наконец уже на уровне администрации было рекомендовано, чтобы в школах Московской области были введены вот такие миссионерские беседы.

http://pravoslavie.ru/smi/36604.htm

09.04.2013 О целях создания Методического совета по унификации библиографической деятельности библиотек Русской Православной Церкви 10 апреля 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоится заседание Методического совета по унификации библиографической деятельности библиотек Русской Православной Церкви. О целях создания Методического совета и об основных направлениях его работы рассказал помощник Председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). 10 апреля 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоится заседание Методического совета по унификации библиографической деятельности библиотек Русской Православной Церкви. О целях создания Методического совета и об основных направлениях его работы рассказал помощник Председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). Первое заседание Методического совета, которое пройдет 10 апреля, будет посвящено обсуждению плана работы на 2013 год, который будет рассмотрен на общем собрании Издательского Совета 16 апреля. Методический совет – это совещательный орган. Возглавляет его руководитель Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II протоиерей Борис Даниленко. В состав входят представители Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московской духовной академии, сотрудники светских библиотек (Всероссийской библиотеки имени Рудомино, библиотеки имени Ушинского) и другие специалисты. С 2010 года существовал экспертный совет, деятельность которого курировал руководитель секретариата информационных технологий Сергей Васильевич Буянов. Рассматривались вопросы создания единого классификатора православной литературы, внедрения современных информационных технологий. Сейчас задача Методического совета – подготовить определенные документы, которые способствовали бы систематизации библиографической деятельности и развитию библиотечной сети Русской Православной Церкви. Проведено анкетирование, есть анализ проблем и вопросов, которые нужно решать. На основе этой работы должна быть подготовлена концепция развития библиотечной сети Русской Православной Церкви.

http://new.izdatsovet.ru/news/o-tselyakh...

Афанасий Зоитакис Глава IV. Традиционное просветительство и греческое освободительное движение 4.1. Восприятие народными массами деятельности традиционных просветителей. Последующее влияние традиционализма Прежде чем продолжить разговор о характере учения и просветительской деятельности традиционалистов (на сей раз в отношении их взглядов на перспективы антитурецкого восстания), мы должны определить, насколько соответствует истине устоявшаяся точка зрения, подчёркивающая их большое влияние на народные массы. В случае если его можно оценить как существенное, это даст нам возможность порассуждать на тему их роли в подготовке революции. Как мы уже установили в предыдущих главах нашего исследования, коливады Никодим Святогорец , Афанасий Паросский и Макарий Нотарас были не только писателями, но и востребованными современниками учителями и проповедниками. Однако устные проповеди коливадов не сохранились, недостаточно данных и об их контактах с народом, поэтому основным источником, характеризующим их влияние, станут их письменные сочинения. В свою очередь, проповеди и пророчества Космы Этолийского , его непосредственные контакты с народом во время миссионерских путешествий не только позволяют проследить влияние традиционной идеологии на разные социальные слои и группы, но и являются неоценимым источником по численному составу аудитории православных просветителей и востребованности идеологии, носителями которой все они были. О размахе деятельности Космы Этолийского свидетельствуют современники, многочисленные народные предания, вещественные источники. Его биограф ведёт речь о «более чем четырёхстах тысячах» розданных им косынок и платков, а также «чёток и крестиков более пятисот тысяч» 690 . Всё это было им куплено на пожертвования богатых людей, что говорит о влиянии его учения на разные социальные слои. Его первый биограф указывает на более чем четыре тысячи купелей, купленных на средства богатых дарителей по просьбе проповедника. Несмотря на то что наибольшая популярность Космы Этолийского была среди простого народа, а некоторые крупные землевладельцы открыто выступили против проповедника, многие влиятельные, знатные и образованные люди того времени почитали святого и признавали влияние его проповеди 691 . Али-паша Янинский испытывал глубокое уважение к деятельности проповедника, а самого его почитал за великого праведника и одну из самых выдающихся личностей своей эпохи. Они были лично знакомы, и паша всегда покровительствовал Косме Этолийскому , оказывая всестороннюю поддержку его просветительской деятельности 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В данной статье автор, опираясь на фундаментальные положения христианского учения о человеке, реконструирует антропологические основания для различных сфер образовательной деятельности. Кризис в современной педагогике, где быстрый рост научно-педагогического знания не приводит к существенному улучшению качества образования, по мнению автора, есть следствие утраты целостного взгляда на человека. Образование фрагментируется и фокусируется на развитии отдельных антропных качеств, но не человека как целостности. Первый шаг на пути решения этой проблемы – избрание правильной целостной антропологической модели для педагогической деятельности. В качестве таковой автор предлагает проверенную временем христианскую концепцию человека, представленную в Писании и Предании Православной Церкви. В статье предлагается особый антропологический подход к структурному анализу современной образовательной деятельности на основе христианского учения о человеке. В ходе исследования сформулированы специфические черты и содержательные рамки трех основных форм образования: естественно-научного, гуманитарного и духовного. Естественно-научная образовательная сфера формирует, насыщает научными знаниями и практическими навыками природный уровень человека. Гуманитарная сфера определяет личностный рост человека и обусловлена личностным воздействием педагога на ученика. Духовная сфера раскрывает и обеспечивает взаимодействие человека с Богом и духовным миром. В статье ставится вопрос о гармонизации этих сфер в конкретных образовательных процессах; анализируются возможные искажения в случае игнорирования полноты образовательного воздействия на человека. Содержание Кризис современной педагогики Антропологическая модель Базовые уровни педагогической деятельности Формирование природы человека Становление личности человека Духовное преображение человека Об идее «полного образования» и издержках «Болонского процесса» Список литературы     Кризис современной педагогики Современная педагогика располагает богатым наследием знаний и опыта в сфере образования человека. Это наследие столь велико и разнообразно, что едва ли кто из ученых и тем более практикующих педагогов способен обозреть его мысленным взором, не говоря уже о том, чтобы всецело овладеть им. Научно-педагогические изыскания становятся специализированными, позволяя изучать все более тонкие и сложные явления и, опираясь на полученные сведения, добиваться заметных (но локальных) результатов. Казалось бы, в рамках этой накопительной логики люди год от года должны становиться все более разумными, умелыми и благородными. Однако реальность оказывается иной: научные знания о человеке множатся, да только люди в массе своей лучше, увы, не становятся. Более того, эксперты говорят о наступлении глобального антропологического кризиса, главную симптоматику которого составляют так называемые тенденции «расчеловечивания» и деградации человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/a...

Скачать epub pdf Как понимать культуру с христианской точки зрения? Каковы христианские оценки этой области человеческой жизнедеятельности? Во-первых, очень важно договориться о том, что такое культура. Само слово «культура» – это латинское слово, и переводится оно как «возделывание» или, если хотите, «воспитание»; можно даже сказать «образование», но суть, содержание этого слова именно «возделывание». Что разумеется под культурой, если бы мы попытались определить в целом, – что это такое? По-видимому, культура, в современном понимании этого слова, – это вся совокупность творческой деятельности человека и способов самовыражения человека. Но даже и в таком определении, мне кажется, присутствует неполнота. С одной стороны, действительно, культура – это вся совокупность деятельности, вся совокупность самовыражения, но здесь забывается главное – ведь дух творит себе формы и, говоря о культуре, по-видимому, прежде всего, нужно говорить о состоянии того духа, который выражает себя тем или иным образом вовне. Это, конечно, все понимают, и отсюда проистекают соответствующие выводы. Культура, вернее, само понятие культуры имеет различные аспекты. Их много, если касаться детально. Под культурой разумеется и способ поведения человека, и результаты творческой человеческой деятельности, касающиеся, прежде всего области гуманитарной или, воспользовавшись устоявшейся светской терминологией, – касающиеся «духовной» сферы человеческой деятельности (речь идет о различных видах искусства – о литературе, о музыке). Многие под культурой разумеют, прежде всего, именно эту сферу деятельности. Но культурой является, если хотите, и вся наша цивилизация, то есть весь строй жизни, все достижения научно-технического прогресса. Вообще сейчас «культура» – это настолько объемное слово, что, мне кажется, можно все туда вложить, и, наверное, ошибки не будет. К сожалению, такая всеядность этого слова порождает и большую неопределенность не только в понимании его, но и в отношении к нему. Но что делать, мы же не можем давать своего определения культуры. Самый, может быть, главный вопрос состоит в том, что, когда мы говорим о культуре, то мы говорим о духовности. Это, прежде всего, стоит на повестке дня. Более того, скажу вам, что очень часто слово «культура» отождествляется даже с понятием духовности, когда мы касаемся вот этой, так называемой «духовной» сферы. Поэтому, говоря о христианском отношении к культуре и о христианском понимании ее, мы, прежде всего, должны разобраться в понятии «духовность».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

священник Тимофей Лященко Глава первая. Жизнь св. Кирилла до вступления на архиепископскую кафедру. Изучающему историю нередко приходится наблюдать., что выдающиеся исторические личности как-то внезапно выступают на арену истории их. как-бы волна какая вдруг подымает на недосягаемую для их современников высоту Лица, дотоле мало кому известные, вдруг обращают на себя всеобщее внимание. И вот их выдающаяся деятельность всецело приковывая к себе внимание современников, как бы заслоняет в глазах последних всю предшествующую жизнь этих титанов истории, отодвигает на задний план интерес к их происхождению, детству, воспитанию, образованию и т. п. А между тем, как известно, в истории никакое явление не бывает без подготовительных причин. Поэтому последующие поколения, свободные от непосредственного, ослепляющего влияния славы этих личностей, подвергая более спокойной оценке их деятельность, обращают свое внимание и на предшествовавший их выступлению на историческом поприще период их жизни, ища в нем разгадки их выдающейся деятельности и влияния на современников. Но если, при молчании современников, и сами эти деятели не оставили никаких автобиографических очерков, или хотя-бы каких-нибудь случайных заметок об этом периоде своей жизни, то народная фантазия последующих по­колений многочисленными и часто противоречивыми легендами старается пополнить недостаток биографических сведений о своих любимцах. Вот почему все годы жизни таких деятелей, предшествовавшие их выступлению на историческое поприще, навсегда остаются во мраке неизвестности 6 , почему биографу приходится строить историю этих лет на зыбкой почве почти сплошных догадок, предположений и гипотез. В таком именно затруднительном положении находятся все биографы св. Кирилла Александрийского при описании его жизни до вступления на архиепископскую кафедру. Автобиографии, даже в виде случайных заметок об этом периоде своей жизни, он не оставил после себя. Для современников же его деятельность была так удивительна, что, всецело приковывая к себе их внимание, не давала им возможности интересоваться его жизнью в период, предшествовавший этой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

А.М. Смулов Введение Начиная с конца XX в. и в начале XXI в., после очередной смены государственного уклада в России, началось возрождение Русской Православной Церкви и одной из главных задач ее деятельности – миссионерства. Современная ситуация в «новой России», после десятилетий атеистических попыток уничтожения Церкви, ее архиереев, священно- и церковно-служителей, миссионеров, верующих людей и членов их семей, настоятельно требует «второй христианизации». По ряду оценок, общее число, в разной степени, пострадавших именно «за веру» в период 1917–1966 гг. может быть охарактеризовано величиной в несколько сотен тысяч человек – людей, которые были мучениками, исповедниками, истинными носителями православной веры. Так, д.истор.н. Шкаровский М.В. в своей работе с. 235] отмечает, со ссылкой на бывшего высокопоставленного чиновника КПСС Яковлева А.Н. 1 с. 94–95], что только в 1937–1938 гг. по «церковным делам» было подвержено репрессиям 165 тыс. чел., из которых 107 тыс. чел. были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, и приговоры были приведены в исполнение. По оценочным данным статистики (социальных опросов) в настоящее время к Православию причисляют себя от 65 до 85 процентов населения страны. Вместе с тем оценки доли людей воцерковленных, знающих свою веру и живущих в церковных Таинствах, определяются в целом ряде исследований в 2–4, редко в 8–10 процентов. Для исправления создавшегося ущербного положения: наличия «веры без ее знания» и даже «веры без веры», в 1994 г. состоялось Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О православной миссии в современном мире» После соборного уточнения позиции РПЦ в отношении ее миссионерской деятельности, на Архиерейских Соборах 1997, 2000 и 2004 гг., была проработана и в 2007 г. утверждена Св Синодом, в окончательной редакции, «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция), установившая основы миссиионерского служения православными христианами, указавшая «стратегические направления миссионерского служения Православной Церкви на нынешнем историческом этапе» и призванная «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010