Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ [Иерусалимский Типикон, (Нео-) савваитский Типикон; греч. Τυπικν τς Λαρας το ϒου Σββα], книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в визант. литургической традиции. Выражение «по Иерусалимскому уставу» означает совершение богослужения в соответствии с этим Типиконом. Двумя основными частями И. у. являются «Иерусалимские богослужебные главы» и «Иерусалимский синаксарь». «Иерусалимские богослужебные главы» определяли порядок и особенности совершения всенощного бдения (агрипнии палестинского происхождения) и служб суточного круга богослужения. «Иерусалимский синаксарь» - это собрание рубрик (уставных указаний) для служб всего церковного года, состоящее из 2 частей, месяцесловной и триодной. В месяцесловной части регламентировалось совершение служб годового неподвижного круга богослужения с 1 сент. по 31 авг.; в триодной устанавливался порядок совершения годового подвижного круга богослужения в период от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. И. у. обладал основными литургическими параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) к-польского происхождения. Он появился в 1-й пол. XI в. в Палестине в результате адаптации к обычаям палестинских киновий первоначальной (к-польской) редакции Студийского синаксаря, возникшей в свою очередь не ранее 1-й пол. X в. Отличительной чертой богослужения, определявшегося И. у., было совершение в канун воскресных и праздничных дней особых «всенощных бдений» (агрипний), состоявших из великой вечерни , в к-рую были включены лития и благословение хлебов , и воскресной или праздничной утрени . В архаичных редакциях И. у., сохранившихся в сир. переводах, описание совершения всенощного бдения и некоторые указания общелитургического характера находились после текста «Иерусалимского синаксаря». В известных ранних греч. редакциях «Иерусалимские богослужебные главы» различной степени полноты помещены перед «Иерусалимским синаксарем». Отличительной особенностью всех ранних редакций И. у. было отсутствие описания малой вечерни в начале «Иерусалимских богослужебных глав», однако из текста следовало, что эта служба совершалась в притворе (нартексе) накануне воскресных и праздничных дней перед вечерней трапезой.

http://pravenc.ru/text/Иерусалимскому ...

— Как прошло празднование Пасхи в Юго-Восточной Азии? Эпидемиологическая обстановка в регионе оставляет желать лучшего. Были ли открыты храмы? — Пасхальные богослужения в странах Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии совершались так же, как и во всех православных храмах Русской Православной Церкви, по уставу и с соблюдением предписанных мер, учитывающих эпидемиологическую ситуацию в каждом конкретном регионе. В ряде стран частично введен локдаун. Так, в Камбодже запрещено перемещаться между районами, а в Таиланде была отменена общая традиционная трапеза после праздничного богослужения. Многие приходы вели предварительную запись на богослужения, чтобы количество прихожан в храмах не превышало рекомендуемое. Из отличий празднования Пасхи в странах Юго-Восточной Азии и в России — это повсеместный жаркий климат и высокая влажность. Но главное — что храмы были открыты, и мы имели возможность славить Воскресшего Творца и совершать уставные великопостные богослужения, а также радостные службы первых пасхальных дней. — В экзархат входят территории нескольких государств. Каково общее число православных христиан в экзархате? — В Юго-Восточной Азии проживает почти миллиард человек, но нужно понимать, что абсолютное большинство из них являются последователями традиционных для каждой страны религий. Мы с уважением относимся к многовековым культурным, историческим и религиозным традициям народов стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата. Наше служение здесь было организовано в первую очередь для православных верующих из стран канонической территории Русской Православной Церкви, которые по роду своей деятельности оказались вдали от дома и были лишены возможности посещать храм и приступать к таинствам Церкви. Сам по себе экзархат является далеко не новым церковным образованием Русской Православной Церкви в Азии. Появление и распространение Православия в Азиатско-Тихоокеанском регионе во многом связано с освоением Сибири и Дальнего Востока в XVII веке и установлением торговых и дипломатических отношений России с Китаем, Кореей и Японией.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5811433...

Глава XXI. Скорби... скорби... скорби... 20 июля/2 августа 1971 года был мной отослан в Епархиальное Управление Восточно-Американской и Нью-Йоркской Епархии очередной отчет о состоянии возглавляемого мной св. Серафимовского прихода в Си-Клиффе. В нем были приведены следующие данные. «1. Принимая во внимание посещение прихожанами богослужений, число говеющих в течение года и моральный облик семейной жизни прихожан, духовное состояние св. Серафимовского прихода в Си-Клиффе следует признать вполне удовлетворительным. 2. Богослужения в храме совершаются во все дни воскресные, праздничные и в дни великих вселенских и отечественных святых. В течение года в св. Серафимовском храме совершаются не менее 160 Литургий и 190 вечерних богослужений. В отличие от подавляющего большинства наших зарубежных приходов в св. Серафимовском храме г. Си-Клиффа неуклонно отмечаются вечерней службой, заупокойной Литургией и панихидой ДНИ Тезоименитства Государя Мученика, Убиение Царской Семьи и Смуты Российской 7-го ноября. При храме имеются: регент-псаломшик. хор – обслуживающий богослужения в кануны и в дни воскресные и двунадесятых праздников, чтец-любитель и постоянные чтецы, учащиеся приходской школы. За службами в будние дни почитаемых святых поют любители. В хоре участвуют ученики приходской школы, шесть человек учащихся прислуживают в алтаре. 3. Жизнь прихода контролируется Общим Собранием, созываемым ежегодно, и проходит с деятельным участием Приходского Совета, члены которого являются одновременно и членами «трости». Ревизионная Комиссия ежегодно производит проверку кассовых книг и ведения отчетности Прихода, Сестричества, Библиотеки и Школы. 4. Существующее при приходе Сестричество вынуждено в силу ряда обстоятельств ограничить свою работу заботой об уборке храма, заботой о содержании в порядке ризницы, устройством приходских трапез один или два раза в году и оказанием денежной помощи нуждающимся вне пределов США. 5. При храме существует приходская школа. В 1970/71 году она насчитывала 45 человек учащихся при 9 преподавателях. Учащиеся 1970/71 учебного года составляли семь классов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Этими словами патриарха уместно и мне, братие, огласить слух ваш в настоящее время и в настоящем месте. Ибо и для нас этот, только что освященный нами храм, есть дом Божий и врата небесная. – Хорошо знаем мы, что Бог, как вездесущий Дух, не может быть заключен в стенах и ограничен каким нибудь местом и что Он всюду может слышать вздохи и молитвы благочестивых душ, так что мы в праве сказать тоже, что сказал некогда Соломон: небо и небо небес не вмещает Тебя, Господи, тем менее сей храм, который мы построили имени Твоему ( 3Цар. 8, 2 ). Но если не нужны храмы Богу, то очень нужны они нам. Для достойного совершения таинств, установленных Христом, для проповедания к общему назиданию Слова Божия, для совершения общественного богослужения мы нуждаемся в постоянных местах общественных Собраний и во внешних спасительных средствах, чтобы через чувственные образы возносить душу свою к сверхчувственному и вечному. Вот почему эти храмы в старое доброе время, у наших благочестивых предков были предметом особенной любви и почитания. Здесь находили они утешение в своих бедствиях и скорбях, воспевая священные песни и смиренно выслушивая учение Господа; здесь получали они благословение и освящение при всех особенно важных событиях своей жизни. Здесь находили они успокоение мятущейся совести, отпущение грехов и мир с Богом. Сюда во все праздничные дни собирались они без различия пола, возраста и состояния для молитвы и поклонения Богу, и не было между ними никого, кто своевольно уклонялся бы от этих богослужебных Собраний. Все представляли из себя здесь одну великую семью, семью Божию, где не было различия ни между богатыми и бедными, ни между знатными и простолюдинами, ни между учеными и простецами. У нас же теперь стало не так. До нас сохранилось от предков много древних и славных храмов, но не сохранилось их благочестия. Для многих из наших современников известного сорта и направления храмы являются уже излишними; одни из них появляются здесь очень редко, а другие и никогда. Вот почему не будет неуместным делом сейчас, в день освящения этого храма, остановиться нам своим вниманием на этом печальном явлении и дать ответ на вопрос: где причины этого печального недуга (храмобоязни) охлаждения к храмам? Не заходя далеко, мы можем указать следующие четыре причины:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

19.03.2020 15:31 Версия для печати В связи с Указом Мэра Москвы 21-УМ от 16.03.2020, введением на территории города Москвы режима повышенной готовности, и принимая во внимание ухудшающуюся ситуацию в связи с распространением нового коронавируса, учитывая обязанность католиков заботиться не только о благе своих общин, но и социальную ответственность перед обществом и его общее благо (ККЦ 223), предписываю на срок до 9 апреля следующие меры для всех приходов и общин Архиепархии: 1. Богослужения, в том числе воскресные и праздничные, разрешаются при количестве участников не более 50 (пятидесяти). Настоятелям позаботиться о служении достаточного количества Святых Месс для обеспечения участия в них всех желающих 2. Всем, кто по этой причине не сможет участвовать в обязательных воскресных и праздничных богослужениях, даётся диспенсация от этой обязанности (ср. ККП 87, 1247). Прошу посвятить время, которое обычно отводится для участия в богослужении, молитве о больных и тех, кто им помогает. Предлагаю также воспользоваться возможностью присоединиться к молитве Церкви через трансляцию богослужений по интернету 3. Призвать верных к воздержанию (посту) от физического участия в богослужениях как способу укрепления веры, доверия к Богу и проявления солидарности с теми, кто из-за эпидемии или расстояний лишён возможности еженедельного участия в Мессе 4. Верующим следует помнить, что не существует обязанности причащения на каждой Мессе, в то же время существует возможность причащаться вне Святой Мессы. Настоятелям следует разъяснить прихожанам порядок и расписание причащения вне Святой Мессы в своих приходах в будние дни 5. Храмы должны оставаться открытыми для индивидуальной молитвы, поклонения, исповеди и причащения, с учётом указанного выше количества участников 6. Отменяются любые встречи, учебные занятия и культурные мероприятия, кроме богослужений, независимо от количества участников. Там, где это представляется возможным, проведение встреч и учебных занятий следует перевести в дистанционный режим 7. Отменяются любые мероприятия, в том числе и богослужения, на открытом воздухе, независимо от количества участников 8. При совершении в храме Таинств и сакраменталий – Крещения, Брака, погребения и других – разрешается участие только родственников 9. При образовании процессии к Причащению или очереди на исповедь необходимо соблюдать рекомендованную санитарными врачами дистанцию в 1 метр друг от друга 10. Священникам принять меры для оборудования исповедален экраном из пластика или другого материала, обеспечивающего непроницаемый барьер для инфекции и обеспечить его надлежащую санитарную обработку 11. Обязанность ежегодной исповеди и причащения может быть исполнена в любое время до Пятидесятницы, поэтому не является обязательным исповедаться до празднования Пасхи 12. Сохраняют актуальность все предписания, изложенные в моём  письме от 13.03.2020 .

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В соответствии с благословением Святейшего Патриарха были изучены документы, касающиеся реализации задач, поставленных Архиерейским Собором 2011 года. Дополнительно, для более полной информации о деятельности епархий со времени Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года и до настоящего времени, мною были запрошены правящие Преосвященные относительно проводимой работы, а также идей и предложений, которыми можно было бы воспользоваться при выработке решений для дальнейших действий. Исходя из предложений, высказанных архипастырями и членами Совета, в 2014 году Советом были подготовлены и затем утверждены Святейшим Патриархом поручения Синодальным отделам и комиссиям, а также рекомендации правящим архиереям. О них я, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, сообщал всем вам. В соответствии с принятыми Советом решениями, поручения были направлены также Синодальным отделам и комиссиям. Одним из основных свидетельств почитания является молитвенное поминовение новомучеников, которое совершается во время богослужения. По поручению Совета Издательство Московской Патриархии совместно с Синодальной комиссией по канонизации святых и Богослужебной комиссией выработали список новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить полиелейные службы. Изданы «Богослужебные указания на 2016 год», включающие разъяснения относительно праздничных служб новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Рассматривая деятельность епархий в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, можно сказать следующее. Наиболее успешно выполняется пункт соборного определения о возведении храмов и часовен, посвященных новомученикам и исповедникам. Хотя большая часть храмов освящена в честь Собора новомучеников и исповедников, а не конкретных подвижников. Во многих епархиях в дни празднования памяти новомучеников совершаются полиелейные службы. В епархиях созданы экспозиции, посвященные жизни и подвигу новомучеников, устанавливаются мемориальные доски. К сожалению, практически не происходит переименование улиц и площадей в память о новомучениках. При этом ссылаются на определенные процессуальные трудности. В связи с этим, мне кажется, следует инициировать присвоение имен новомучеников тем новым улицам и площадям, которые еще не получили своих названий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4367112...

Г.С. Битбунов Часть 1. Становление богослужебного годового календаря в связи с двунадесятыми праздниками Под словосочетанием «двунадесятые праздники» (греч. Δωδεκορτον) понимаются 12 праздников, которые считаются в православной традиции наиболее важными после Пасхи. Прежде чем приступить к систематическому описанию каждого из них, необходимо предпринять историко-литургический экскурс, связанный с общим диахроническим становлением церковного календаря. Первые христиане в Иерусалиме постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2:42 ). Весь их день был непрерывным богослужением, которое состояло прежде всего из повествований о жизни и проповеди Спасителя, которые впоследствии составили содержание письменных Евангелий, и в наставлениях самих апостолов, изложенных потом некоторыми из них в посланиях. На этой почве сугубой набожности и началось постепенное формирование особого христианского богослужения, в том числе и становление церковного года. Очевидно, что сперва апостолы и верующие соблюдали еврейские праздники, однако со временем эта традиция вполне закономерно пресеклась. Несомненно также и следующее: начало христианскому церковному году, который стал постепенно заслонять иудейский, положило празднование воскресного дня. Первое определенное упоминание об этом факте при апостолах находится в Первом послании к коринфянам, написанном, должно быть, около 58 года, в конце двухлетнего пребывания апостола Павла в Ефесе. Апостол советует коринфским христианам делать благотворительный сбор в пользу палестинских братий в первый день недели, как он это ранее установил в галатийских церквах. Иными словами, здесь следует указание на освящение воскресного дня только благотворительностью. Но от того же года имеется свидетельство о проведении и богослужебного собрания. Когда апостол Павел возвращался в Иерусалим и сделал остановку в Троаде, то в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, он, намереваясь отправиться на следующий день далее, беседовал с ними до полуночи. Воскресный день освящается Евхаристией (преломление хлеба, которое совершается вечером). В горнице, где собрались верующие, было довольно много светильников. Освещение это объяснялось не только вечерним временем суток, но праздничным поводом, которым обусловлена также и длительность богослужения – от вечера до рассвета.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 2. Братство Новой Фиваиды Об образе жизни фиваидцев Обитатели пустыни Фиваида разделяются на два рода жизни: пустынной и общежительной, и потому живут как бы одновременно и вместе, и раздельно – разделенные по образу жизни, но соединенные в любви во Святом Духе, отдаленные по расстоянию, но сближенные в единодушии. Одни другим помогают, и в то же время ничем один другого не обременяют, но способствуют друг другу в достижении жизненного довольства и духовного преуспеяния. В субботние же, воскресные и праздничные дни все соединяются вместе и составляют как бы одну родную семью, все вместе присутствуют на всех церковных богослужениях, приобщаются Святейших Христовых Таинств, а также участвуют на общей братской трапезе. При воззрении на такую единодушную, поистине богоизбранную семью так и хочется сказать с царственным пророком: Се что добро или что красно, но еже житии братии вкупе ( Пс.132:1 ). По окончании Литургии и трапезы пустынножители тотчас все расходятся по своим каливам. Тихо и скромно идет каждый из них в отведенное общее помещение, где у каждого имеется отдельный свой шкафчик, в котором у него хранится его убогое достояние, переодевается в свою пустынную ветхую одежду, берет в одну руку посошок, а в другую четки и с миром, радостный о Господе, с молитвой на устах плетется в свое любимое пустынное убежище, где он опять с усугубленным усердием и обновленными силами, почерпнутыми в Таинстве Святого Причащения, предается посильным своим подвигам в пустыне. Един только Бог зрит на него при этом и ведает, как он подвизается: каждый старается скрыть от постороннего взора свои деяния. И счастлив такой подвижник в своем уединении, если только с разумом проходит этот путь! Фиваидское пустынножительство Что ни говорят, а пустыня, безмолвие и безмятежие иноческой жизни имеют множество своих бесценных приятностей и тайных услаждений сердечных – той сокровенной манны, которая обещана Богом только побеждающим сладострастие плоти. Блажен, кто, благодатию спасающего нас Господа, вкусил и вкушает эту небесную райскую манну, то есть мир, спокойствие совести и чувство неизъяснимой любви к Богу! Поистине такой человек не знает, как достойно благодарить Господа и Владычицу за удаление его от мира, он не желает утешений земных и радостей света! Здесь он в глубоком безмятежии, в сладостном созерцании пустынных красот, переносящих мысль к Божественному их Творцу, чувствует себя в совершенно первобытном состоянии, и предначинает здесь, на грубой песчаной земле, Вечную Пасху и нескончаемый покой и предвкушает радости ангельского мира. Пустыня – его рай, его отчизна, она для него выше всех приятностей, какими могут одарить его люди и мир, отсюда он надеется в последний всемирный день с ликом бесчисленного Афонского братства унестись туда, где совершится Страшный суд Божий. О, благословен Бог в судьбах нашего вечного спасения, слава Ему!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главное отличие юбилеев В эти дни, размышляя о 90-й годовщине со дня рождения Патриарха Алексия II , я вновь и вновь вспоминаю, как праздновалось в Пюхтицкой обители его 50-летие – тогда еще митрополита Таллинского и Эстонского, – и невольно улыбаюсь. И если бы кто-то посмотрел на меня со стороны, то наверняка бы догадался, что я вспоминаю что-то очень для меня дорогое и светлое. К большим юбилеям готовятся заранее. Если попробовать сравнить приготовление к юбилею светского лица, занимающего высокое положение в обществе, и видного церковного иерарха, то найдем немало общего и в подготовке, и в праздновании обоих юбилеев. Что не удивительно. Ну как обойтись на юбилее без красиво оформленных поздравительных адресов, без вручений наград и подарков, без праздничного обеда, наконец? Иногда сверх приведенного перечня, щекочущего тщеславие юбиляра, устраивается в его честь концерт, а то и фейерверк. Впрочем, о фейерверках в честь церковных юбиляров я не слыхал, да и вряд ли такое бывало. А вот об одном очень существенном отличии чествования высокопоставленных светских и церковных юбиляров тем, кто еще недостаточно воцерковлен, стоит в двух-трех словах и сказать. Состоит это отличие в том, что главным событием празднования юбилея у лица церковного всегда будет богослужение, точнее – Божественная Евхаристия, совершая которую участники юбилейного торжества вместе с юбиляром прежде всего благодарят Бога, сознавая, что всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1: 17). После этого небольшого, в котором я себе никак не могу отказать, вступления, я расскажу о том, как меня угораздило подпортить настроение владыке-юбиляру и его некоторым высоким гостям, когда те пришли помолиться на вечернем богослужении накануне юбилейного дня. И о том великодушии, которое владыка Алексий проявил тогда ко мне уже не в первый раз. Конечно, те, кто стал тогда тому свидетелями, наверняка тут же и забыли об этом, но только не я. И в последующие годы, и даже сейчас, вспоминая об этом случае, я краснею за себя и смеюсь над тем, каким же я бываю порой неловким. Надо заметить, что митрополит Алексий, насколько я могу судить, совершал богослужения безукоризненно, никогда ничего не забывая и не путая. Можно представить, как могли его раздражать всякие путаники службы вроде новоначального диакона, каким я был тогда, прослужив всего полгода в Пюхтицкой обители.

http://pravoslavie.ru/119483.html

О совершении таинства причащения Таинство евхаристии совершается у несториан во время литургии, а потому мы и представим чинопоследование литургии, как она совершалась у них в последнее путешествие Баджера, именно в 1850 году. Литургия Нестория 125 Священник: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». «Отче наш» и проч. – Молитва: «По Твоему, Господи, милосердию укрепи нашу немощь, чтобы мы могли совершать св. таинства, дарования во спасение нашего рода по щедротам возлюбленного Сына Твоего, Господи всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь». Затем следует отдел из какой-нибудь кафизмы «марфима», состоящий из двух или более псалмов для воскресных и всех великих праздничных дней, как показано в «Кудре», а во все другие дни читаются псал. XV, CL и Канон «Сподоби мне стоять пред престолом Твоим, Господи, с чистым сердцем». Диакон: «Мир да будет с нами». Молитва: «Пред обитанием величия Твоего, пред высоким и превознесенным престолом сияния Твоего, пред покланяемым седалищем силы Твоей любви, пред алтарем прощения, даруемого по Твоему благоволению, и местом жилища Твоей славы, мы, люди Твои и овцы пастбища Твоего, с тысячами херувимов, поющих аллилуия, и с мириадами серафимов и архангелов, прославляющих Тебя своею песнею: Свят, Свят, Свят, – мы припадаем к Тебе, благодарим и славословим во всякое время Тебя, Господи всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь». Затем «онима канке», или «антифон алтарный», как показано в «Кудре», для воскресных дней и главных праздников. Этот антифон поется диаконами при царских вратах. – Молитва: «Если благоухание любви Твоей, Господи Боже наш, проникнет в наши умы, и наши души озарятся познанием Твоей веры; то мы чрез это становимся способными встретить Твоего Возлюбленного в день Его пришествия с неба, и славословить Тебя непрестанно в Твоей церкви торжествующей, одаренной всякою помощью и милостью; потому что Ты – верховный Творец всего, Отче, Сыне и Св. Душе. Аминь». Диакон: «Тебя, Господи, благодарим; Тебе, Христе Иисусе, приносим славословие; потому что Ты тот, который оживляешь наши тела и спасаешь души наши». – Молитва:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010