Введение Изучение славянской литургии эпохи средневековья, реконструкция ее первоначального вида и история ее дальнейшего развития опирается на разного рода источники – непосредственные свидетельства того, как служилась литургия. Источники эти могут быть самыми разнообразными: фресковая живопись, книжные миниатюры, иконы, на которых изображены моменты совершения литургии, археологические находки церковной утвари или археологические реконструкции храмового пространства церкви, а также письменные памятники. В этой книге мы обратимся только к одному источнику по истории славянской литургии – богослужебным рукописям. Письменные источники содержат больше всего информации о совершении литургии в эпоху средневековья, однако далеко не всю. Они могут описывать литургию непосредственно и опосредовано. Первый тип источника – это богослужебные книги, которые дошли до нас с относительно позднего времени. Греческие тексты литургии известны с VIII в., славянские полные тексты литургии – лишь с XIII в. Опосредованные источники – это, как правило, описания служения литургии, сделанные паломниками или путешественниками. Такие памятники известны с гораздо более раннего времени, например, описание иерусалимского богослужения паломницей IV в. Эгерией Peregrinatio ad Loca Sancta [Itenerarium Egeriae 1965]. К опосредованным источникам принадлежат толкования и объяснения литургии, известные со времен раннего христианства. Различные описания литургии могут присутствовать в житиях, повестях, летописях и разного рода нарративных повествованиях. Однако, все опосредованные источники не описывают служение литургии полностью и досконально, а лишь упоминают о некоторых ее чертах, особенностях; они часто содержат лишь фрагментарную информацию. Даже в непосредственных источниках, самих текстах литургии, многое не фиксируется. В них описывается только то, как надо совершать литургию, а не то, как она совершается в действительности. Поэтому изучая богослужебные рукописи, мы исследуем прежде всего эволюцию письменной фиксации литургии, эволюцию текста, а не обряда в целом. В православной традиции оригинальный язык литургии греческий, славянская литургия является переводом. В связи с этим нужно учитывать не только историко-литургическое содержание текста, но и его лингвистическую составляющую: перед нами могут быть разные переводы, выполненные в различных центрах славянского православного мира с разных греческих оригиналов. |
По толкованиям к отдельным частям литургии можно судить о составе чинопоследования службы, функционировавшего во время создания греческой версии В трактата, с которой был сделан славянский перевод. У литургии в это время стала формироваться проскомидия перед совершением литургии. В этом нас убеждают толкования на хлеб, на приготовление просфор и вино, вставленные в редакции В перед толкованием молитв антифона. При этом на своем древнем месте, перед анафорой, толкование проскомидии также сохраняется. Данная особенность может свидетельствовать о начавшемся в это время процессе переноса проскомидии в начало службы и формирования в ЛИЗ начальной части: молитв трех антифонов и входа, Трисвятого и Херувимской песни. Значит, в этот период толкуемое последование этой литургии было полным. Как свидетельствуют греческие списки ЛИЗ VIII–X вв., полные последования этой литургии были только в евхологиях южноитальянского происхождения, где начальная часть литургии была восполнена восточными молитвами: молитвами входа и Трисвятого. «Сказание церковное» дает намек на то, что в древнеславянском последовании ЛИЗ была молитва на «Лобзание мира», которая отсутствовала в константинопольских последованиях литургии, но была свойственна восточным литургиям – литургии Иакова и литургии Марка. Подробное толкование обряда «Лобзания мира» содержит парафраз из молитвы любви творче, имеющейся в ряде древнерусских служебников XIV в. и восходящей к древнейшим западноболгарским переводам. Таким образом, состав последования литургии, толкуемый в «Сказании церковном», находит аналогии в итало-греческих евхологиях и в западноболгарском переводе литургии, фрагментарно сохранившемся в Синайском глаголическом служебнике XI в. Молитвы восточного происхождения, которыми была восполнена начальная часть ЛИЗ, сохранились в некоторых древнерусских служебниках XIV в., когда на Руси «возрождаются» и вновь начинают использоваться древние молитвы из западноболгарского перевода литургии, известного на Руси в домонгольский период. Тексты литургий в древнерусских служебниках, сохранившихся до наших дней, содержат лишь отдельные следы древнего последования, переведенного учениками первоучителей в Западной Болгарии и толкуемого в «Сказании церковном». Ряд редких литургических терминов, известных в «Сказании церковном», иногда встречается в рубриках древнерусских пергаменных служебников, например, свитое и козмитъ. |
Она заимствована из литургии ап. Иакова.–Молитвы, читаемые священником во время малого входа, в обеих литургиях также различны по Барберинову списку; теперь принята одна и та же, заимствованная из литургии Василиевой.–Молитвы об оглашенных и верных, при тожестве общего содержания, отличаются по изложению и в литургии Златоустовой несколько длиннее соответствующих молитв в литургии Василиевой 30 . Относительно второй молитвы верных кроме того надобно заметить, что она отличается от Златоустовой и по содержанию. Она, как видно, составлена в то время, когда проскомидия еще не была особою предварительною частью литургии, но удерживала древне-христианский характер приношения, на что указывают выражения: Духа Твоего на дары, которые имеют быть предложены– В литургии Златоустовой эта черта оставлена и, конечно, потому, что в это время дары уже были предложены и проскомидия совершена 31 .–Молитва херувимской песни, по поставлении св. даров на престол, в литургии Василия Великого иная, чем в Златоустовой, и заимствована из литургии Иакова.–Молитва пред причащением над преклонившими главы также несколько длиннее в Златоустовой литургии. Иная полагается молитва после перенесения даров на жертвенник. Она заимствована целиком из литургии Иакова. Следовательно, отношение двух этих записей литургий не исчерпывается количественным, но должно быть распространено и на самое их содержание. Одинаковость в общем строе обеих литургий и замечательное сходство в самом содержании показывает только, что обе эти литургии создались на одной общей основе, которую мы, несомненно, должны признать в литургии палестинско-антиохийской церкви. Василиева литургия стоит ближе к этому типу, чем Златоустова, и составляет как бы переходную ступень от антиохийской к константинопольской отрасли и удержала более черт сходства с первою. |
Заразительными болезнями страждущие больные как должны быть причащаемы (отд. VIII, ст. 2, 166)? Затруднительные случаи при причащении, и как священники должны поступать в них (отд. VII, ст. 1, 138). Заупокойные литургии и их отправление (отд. III, ст. 2, 48). Можно ли торжественно служить заупокойные литургии во дни воскресные и праздничные (отд. III, ст. 2, 48, 49)? Нужно ли совершать заупокойные литургии по детям (отд. III, ст. 2, 50)? Можно ли служить заупокойные литургии, особенно при погребении покойников, и т. п. когда это понадобится в Великом посту и в другие дни, когда совершение полной литургии по уставу не полагается (отд. III, ст. 2, 51)? В какие дни служение заупокойных литургий вовсе не допускается (отд. III, ст. 2, 52)? О так называемых заупокойных литургиях и панихидах царских (отд. III, ст. 2, 53). Звездица если упадет и рассыплются частицы, находящиеся на дискосе, то что делать в этом случае (отд. V, 91)? Зимой если св. кровь замерзнет в чаше, то что делать (отд. VI, ст. 2, 105)? Что должен делать священник, если зимой св. агнец замерзнет на дискосе (отд. VI, ст. 3, 116)? И. Изблевавший после причащения Св. Тайнам что должны делать (отд. VI, ст. 3, 111)? Известие Учительное как первое и важнейшее руководство для священнослужителей при совершении литургии (отд. I, 1). Необходимость для священнослужителей обстоятельнейшего знакомства с этим Известием, и порядок его изложения (отд. I, 2). Измовение уст и могут ли священники совершить его в самый день совершения литургии (отд. II, ст. 4, 28)? Что должен делать священник, если бы случилось ему, измывая уста в день совершения литургии, проглотить каплю воды (там же)? – Об измовении свящ. вещей, употребляемых на литургии (отд. VII, ст. 3, 149). Изменения особенные, какие должны быть производимы на литургии, когда она совершается вместе с вечернею (отд. III, ст. 2, 42). – Об изменениях необходимых при совершении литургии в светлую неделю и вообще в пасхальное время (там же). |
Все эти аргументы мне представляются неубедительными. Так называемые «тайные» молитвы изначально не были тайными: предстоятель читал их во всеуслышание. Думается, и в наше время верующие должны иметь право слышать эти молитвы целиком, а не только их заключительные придаточные предложения, обозначающие, что молитва прочитана, но не дающие ни малейшего представления о ее содержании («яко да под державою Твоею всегда храними», «победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще», «Твоя от Твоих Тебе приносяще» и пр.). По крайней мере, вслух следует читать молитву анафоры, в которой заключена вся суть Литургии. Служение Литургии – творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст Литургии всегда один и тот же, но каждая Литургия дает возможность духовно воспринять его по-новому и заново пережить радость встречи с Живым Богом. Многое при совершении Литургии зависит от священнослужителей. Очень часто Литургия бывает «украдена» у верующих из-за поспешного или небрежного совершения ее священником. Служение Литургии, вне зависимости от того, совершается ли оно архиереем в кафедральном соборе или священником в сельском храме, должно быть неспешным и величественным. Все слова Литургии должны произноситься с возможной тщательностью, внятно и отчетливо. Очень важно, чтобы священнослужитель молился вместе с общиной, а не произносил механически слова, давно утратившие для него новизну и свежесть. Недопустимо привыкание к Литургии, восприятие Литургии как чего-то будничного, обыденного, даже если она совершается ежедневно. В служении Литургии недопустима театральность, актерство, искусственность. Священнослужитель, кроме того, не должен открыто выражать свои эмоции, чувства, переживания, не должен своим служением привлекать внимание к себе, дабы основное внимание верующих было всегда обращено не на него, а на истинного совершителя Литургии – Христа. |
С половины II века мы находим уже несколько положительных данных для истории литургии и даже можем до известной степени следить за развитием последней. – У Иустина мученика мы находим описание полной литургии, т.е. не только второй, важнейшей ее части (или по нашему литургии верных), но и первой части (или литургии оглашенных) 49 . так называемый день солнца, читаем мы в его апологии, собираются у нас все, которые живут по городам и селениям. Здесь читаются памятники апостолов и писания пророков столько, сколько возможно. Потом, когда чтец окончит, предстоятель, посредством слова, делает наставление, убеждает последовать тем превосходным правилам. После того мы все вообще встаем и совершаем молитвы 50 как за себя, так и за новопросвещенных, равно как и за всех других, всюду 51 . Вот первая часть литургии по Иустину муч., состоявшая из чтения св. Писания, поучения и наших ектений; жаль только, что не упомянуто о псалмопении или вообще о пении священных песней для довершения сходства литургии Иустина муч. с нашею в основных элементах. – Обратим особенное внимание на вторую часть литургии. При этом необходимо иметь в виду общий план нынешней литургии верных. Наша литургия верных представляет связное целое, разделяясь на три части: на молитвы благодарственные, молитвы призывания св. Духа на дары и молитвы просительные за умерших и живых; возгласы священника, делаемые в слух народа и по-видимому состоящие из отрывочных выражений, на самом деле не нарушают связности евхаристических молитв, составляя или начало или продолжение или заключение молитв 52 . Обратимся к свидетельствам отеческим относительно этой части литургии и прежде всего к Иустину мученику ; продолжим изложение его описания литургии. |
На этой литургии два входа: один – вход вечерни, другой – для перенесения даров на трапезу и для того, чтобы мы, увидев их и поклонившись им, освятились созерцанием и благодатию Христа, А что образуют эти входы, о том мы сказали в другом месте. Но мы не делаем и другого соединения, – как это возможно, когда хлеб, быв священнодействован, вознесен и соединен с божественною кровию, уже совершился? – но в священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них божественного хлеба и крови, которою он напоен уже по чину литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились, и чтобы священник, по чину литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши, и преподать приобщение имеющим в нем нужду: – лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею. Поэтому, и желая кого-нибудь приобщить Таин без литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим животворящим хлебом, как соединенным с кровию. Здесь же, на литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак находящееся на преждеосвященной литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим хлебом, который, поистине, есть тело Христово в соединении с кровию. Вопрос . На Литургии Преждеосвященных Даров следует приносить часть ли божественного хлеба, или целый? Хлеб должен быть не частию, но полным хлебом, чтобы, после растворения по обычаю и преломления, мог быть преподан. Он остается от литургии совершенной и, когда нужно, вливается в чашу теплота, не для восполнения чего либо, – не для этого она вливается и на совершенной литургии, – но для того, чтобы мы, вкушая от страшной чаши, согретой, помышляли, что, по умерщвлении Христа, Его животворящее тело, как и божественная душа, были неотдельны и неразлучны с Божеством и исполнены действий Духа. |
В совокупности этих двух уровней богослужебная структура Литургии представляет собой развернутую двухслойную композицию, включающую в себя: 1) последование священнодействия и молитвословия (на схеме – ряд А) 2) последование песнопений, перемежающихся с возгласами священнослужителей, чтением Священного писания молитв (на схеме – ряд Б). Архитектоника Литургии включает в себя три основные части: Проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре. Ее назначение – в приготовлении Святых Даров для предстоящего совершения Таинства. Так как она не сопровождается пением, и непосредственно не связана с общественным действом мы ее не рассматриваем. Различие двух остальных частей Литургии определяется прежде всего, наличием двух сакральных сфер, определяющих место каждой из этих частей в плане общего предназначения службы. Так Литургия оглашенных своим наименованием свидетельствует о том, что в ней имеют право принимать участие и люди некрещеные (то есть оглашенные). Поэтому смысловой характер текстов Литургии оглашенных можно определить как назидательно проповеднический. Сюда включены тексты псалмов 102, 145 (так называемых «изобразительных»), которые «представляют собой выходящие из глубины души < > восторженно радостное прославление и благодарение (так идущее к Евхаристии) Бога за его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным» 14]. Сакральная сфера Литургии верных – иная по своему характеру. Все здесь сосредоточено на совершении Божественной Евхаристии и Причащения. Поэтому эту часть Литургии можно называть евхологической (молитвенно созерцательной). В каждой из двух частей Божественной Литургии выделяются особо значимые моменты совершения священнодействия, сопровождаемые пением или чтением. В Литургии оглашенных таковыми можно считать Малый Вход с Евангелием, который согласно распространенному толкованию, напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную Проповедь 20 . А также «Таинство слова» – чтение Священного писания (Апостол, Евангелие). На Литургии верных – это Великий Вход со Святыми Дарами, во время которого Дары переносятся с жертвенника на престол для дальнейшего совершения Таинства. |
Естественно, что по окончании всей Литургии читается благодарственная ектения о ибо предполагается по духу Литургии, что все оставшиеся на Литургии обязательно и возглас «с миром изыдем» и благословляющая (заамвонная) молитва епископа или иерея. Заамвонная молитва. Эта молитва занимает в ряду евхаристических молитв совсем особое место. Ее текст в настоящее время неизменен во все дни года и одинаков для обеих Византийских литургий: «Благословляяй благословящыя Тя (Быт. 773 ]), Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое (Пс. 774 ]), исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего (Пс. 775 ]): Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас (Пс. 776 ]), уповающих на Тя (Пс. 777 ]). Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, благоверному Государю… и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов (Иак. 778 ]): и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Название ее «заамвонная» показывает, что она читается среди народа. В древности епископ возлагал во время чтения этой молитвы свои руки на молящихся, подобно тому, как в конце литургии оглашенных он возлагал благословляющие руки на оглашенных, одержимых, просвещаемых и кающихся. На Востоке она читается перед иконой Спасителя (иерусалимская практика) или же, как и у нас, за амвоном (венецианская редакция служебника). Патриарх Герман Царьградский приписывает этой молитве особое значение, называя ее «печатию всех прошений и уставным 779 ] Главные мысли ее встречаются уже в последней молитве литургии СА VIII. благословение народа, сохранение иереев непорочными в их служении, соблюдение царей в мире, дарование благорастворенных воздухов и плодов земли в изобилии и B истории Византийской литургии наблюдается интересная и исключительная подробность. Это единственная молитва в ряду всех евхаристических молитв, которая менялась в зависимости от дней года. Выше было сказано, что восточные литургии отличаются неизменным содержанием молитв в рамках одной и той же литургии, но что разнообразие литургических типов очень богато. На Западе обратная картина: унифицированный тип литургии с богатым разнообразием молитв в рамках этого единственного типа. Заамвонная молитва является исключением. |
В раннехристианский период после данной ектении оглашенные действительно покидали храм, а следили за этим церковные служители. Собственно после возгласа об исходе оглашенных и заканчивается данная часть литургии. Далее наступает время литургии верных. Литургия верных Третьей и самой главной частью Божественной литургии является литургия верных, на которой должны присутствовать только верные чада Церкви, принявшие Таинство Крещения. Это связано с тем, что именно на литургии верных происходят самые главные события, связанные с Таинством Евхаристии. Венцом же литургии верных, как и всей Божественной литургии в целом, является причащение верующих Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Так как во время литургии верных совершение Таинства Евхаристии приготовляется постепенно, мы рассмотрим каждый момент подготовки отдельно. В начале литургии верных произносятся две краткие ектении, а затем поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе…» В данном песнопении верующим напоминается о том, что они должны отрешиться от житейских проблем и уподобиться Херувимам, которые постоянно прибывают с Богом. Таким же образом должны и верующие мысленно пребывать с Богом и воспеть Ему трисвятую песнь. Перед Херувимской песнью открываются царские врата, и совершается каждение. В этот момент священник произносит тайную молитву с просьбой к Богу очистить его от всякой скверны и дать ему возможность подготовиться к Таинству Евхаристии. Самым же главным событием данной части литургии верных является перенесение честных Даров с жертвенника на престол, где они и пребывают до совершения причащения. В начале данного действа происходит выход священника и диакона из алтаря северными вратами. Диакон несет дискос, а священник – Далее происходит моление о Патриархе, митрополитах, архиепископах и проч. |
|