Первые христиане, следуя примеру Апостолов, полагали, что «Божественная вечеря» не соединяется с одним каким-нибудь днем в году, как еврейская Пасха. Для совершения ее, собирались каждый день, или очень часто. Причащались ежедневно, прежде, или после обеда. Частое причащение не унижало высокого достоинства этого таинства. Не как простой хлеб и вино, но с величайшим благоговением принимали они св. Дары. Когда стало обычаем собираться на вечери лишь по праздникам, то и тогда еще считали необходимым причащаться всем. Люди наиболее набожные и усердные брали с собой часть освященных Даров и каждый день причащались дома, пред обедом. (Святые Дары брали также с собой и отправлявшиеся в путешествие. В пост, кроме субботы и воскресенья, запрещено было совершать «Божественную вечерю», как вечерю радости; но, чтобы не лишить желающих святого Причащения, позволялось причащаться Дарами, ранее освященными. Отсюда – начало Литургии «преждеосвященных Даров». Что касается времени совершения «вечери», то из самого названия видно, что она происходила вечером. Начинаясь с вечера, она продолжалась нередко до полночи и даже до утра. Больным и тем, которые по какой-либо важной причине не могли участвовать в собрании, диаконы относили освященные Дары на дом. Малолетние, получившие крещение, также допускались до участия в Причащении. Из самого слова «вечеря» можно также видеть, что важнейшее христианское священнодействие соединялось с ужином. Подражая вечери Христовой, христиане приносили с собой в собрание обыкновенный, вскисший хлеб, вино, масло. Эти «приношения» (по-гречески – «просфора»), или пожертвования принимали диаконы; имена приносивших они вносили в особый список и с молитвой провозглашали их во время освящения Даров. Даже от имени умерших нередко делались приношения и имена их провозглашались также, как и имена живых. Часть хлеба и вина из таких добровольных приношений, обыкновенно, отделялась и освящалась в тело и Кровь Христову, а прочие дары, над которыми тоже произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. «Благодарение» и молитвы над Дарами считались существенной частью священнодействия. Отсюда и самое таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название: «евхаристия», т. е. «благодарение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Итак, только в IV веке, когда Христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, чин апостольской литургии, хранившийся дотоле в устном предании, был заключен в письмена. Как замечает архимандрит Гавриил, «что св. Прокл в его трактате о литургии пишет, что апостолы и их преемники совершали божественную службу весьма пространно, желая выразить в Евхаристии все дело нашего искупления и спасения. Им хотелось вспомянуть при Евхаристии о всем и ничего не опустить из благодеяний Божиих или из нужд христиан. Отсюда в литургии явилось множество молитв, и очень длинных: но в последующие времена христиане, охладев в благочестии, не стали приходить к слушанию литургии по причине долговременного ее продолжения. Св. Василий Великий , снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а св. Иоанн Златоуст в свое время и по той же причине еще более сократил ее. Кроме этого побуждения, заставившего св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о сократить литургические формы богослужения и предать их образ совершения письменно, было то обстоятельство, что неблагонамеренность и ложные начала лжеучителей могли искажать самое содержание молитв и запутывать состав и порядок отправления литургии, вследствие свободы в деле образования богослужения. Далее, при передаче образа совершения литургии из уст в уста, из века в век могли невольно произойти многие разности в форме молитв и обрядов, хотя несущественные, могли явиться в каждой церкви прибавления и убавления в порядке совершения литургии, по усмотрению предстоятелей ее» (эту мысль высказал св. Киприан Карфагенский на Соборе в 258 г.) 25 . Таким образом, это было сделано для упорядочения богослужения и для единообразия совершения литургии. Сделал это сначала св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, который несколько упростил и сократил палестинско-сирийскую литургию, носившую имя св. апостола Иакова, а затем немного позднее вторично переработал чин литургии св. Иоанн Златоуст , в бытность свою архиепископом Константинопольским. Авторитет великих вселенских учителей и святителей Василия Великого и Иоанна Златоустог о содействовал распространению этих двух литургий по всему миру среди христиан, принявших веру Христову от греков. За этими литургиями, которые, выражаясь по-современному, были редактированы сими святителями, сохранились их имена. Сама иерусалимская Церковь приняла в свое постоянное употребление обе эти литургии еще в VII веке. Они дошли и до нашего времени и совершаются и поныне на всем православном Востоке, лишь с очень немногими изменениями и добавлениями. Время совершения Литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

б) в той же литургии св. Василия Великого слова: «Приложив Духом Твоим Святым» – не имеют логической связи с предыдущей молитвой, после которой они поставлены. Выходит так, мы просим, чтобы Дух Святой пришёл на нас и на предлежащие дары и благословил их и освятил и показал хлеб – телом, а чашу – кровью Иисуса Христа, приложив Духом Святым – чтобы Дух Святой приложил Духом Святым. Поэтому эти слова в новейших изданиях греческого евхологиона отпущены 32 . в) в литургиях как св. Василия Великого , так и св. Иоанна Златоустаг о слова: «Твоя от Твоих» некоторые наши толкователи изъясняет так: Твои дары от Твоих рабов 33 или верных 34 . Такое изъяснение нам кажется неверным. В литургии, известной под именем еванг. Марка, стоит: «Твои от Твоих даров (Τα σ χ τν σν δρων), и в римской литургии сказано: «От Твоих даров и данных (De this donis et datis). В 1-й книге Паралипоменон (29:14), откуда по-видимому заимствованы эти слова, читаем: «Твоя суть вся, и от Твоих дахом Тебе». Следовательно, слова: «Твоя от Твоих», как усиленно выражение, означают: всецело, вполне, совершенно Твои дары. г) в литургии св. Иоанна Златоустаг о, по освящение даров, священник молясь говорит: «Еще приносим Ти словесную сию службу – о иже в вере почивших… изрядно о пресвятой, пречистей… святаго Иоанна Пророка… В последних словах грамматическая несообразность: неизвестно, от чего зависит родительный падеж в Славянском переводе; в греческом подлиннике он зависит от предлога περ (ο), и потому здесь нужно перевести: «О святем Иоанн Пророке… и т. д. д) Для причащения детей благопотребно было бы составить особую формулу, например: «во освящение души и тела и в принятие благодати Господни», как значится в «учительном извести», прилагаемом к иерейскому служебнику, или же просто: «в жизнь вечную». Слова: «в оставление грехов» не приложим к младенцам, очищенный в крещении от первородного греха и свободных от произвольных грехов. е) Некоторые 35 считают католическими обычаями то, что у униатов священник а) сам влагает фимиам в кадильницу, б) наклоняет голову при чтении молитвы: «Сего ради Владыко пресвятой» в литургии Василия великого , и в) поднимает руки и глаза к небу при словах: «Горе имеем сердца». Между тем, по уставу всенощного бдения, и у нас священник сам влагает фимиам в кадильницу, а если в уставе проскомидии предоставляется это диакону, то понятно, что за отсутствием его, диаконские действия совершает священник, а не пономарь, которому в православном уставе богослужения не предоставляется вложение фимиама в кадильницу. Наклонение головы при чтении молитвы: «Сего ради Владыко пресвятой» в литургии св. Василия великого предписывается и в нашем иерейском служебнике, а воздеяние рук и очей к небу при словах: «Горе имеем сердца» положено в православном чиновнике архиерейского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

19.09.01 Святейший Патриарх принял участие в церемонии вручения премий митрополита Макария (Булгакова) в старом здании Академии Наук. 20.09.01 Его Святейшество совершил освящение колоколов для колокольни Иоанна Предтечи в Казенной слободе. 21.09.01 Рождество Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх совершил Божественную Литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском женском монастыре. 22-23.09.01 Его Святейшество посетил Армению, где принял участие в праздновании 1700-летия принятия этим государством христианства. 24.09.01 Его Святейшество принял участие в освящении новых читальных залов и хранилищ Синодальной библиотеки в бывшем Андреевском монастыре. 26.09.01 Святейший Патриарх принял губернатора Кемеровской области А. Тулеева, а вечером совершил Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя. 27.09.01 Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Святейший Патриарх совершил Божественную Литургию в Кафедральном Соборном Храме Христа Спасителя. 29.09.01 В 14.00 в Новоспасском монастыре Его Святейшество возглавил молебен перед переносом св. мощей св. правед. Алексия Мечева в храм свт. Николая на Маросейке. 30.09.01 Его Святейшество совершил Божественную Литургию в храме свт. Николая на Маросейке. 02.10.01 Патриарх Алексий II принял нового посла Дании в России Ларса Виссинга. В тот же день Святейший Патриарх встретился с послом Италии в России Джанкарло Арагоной, который покидает Россию в связи с назначением на новый пост. Его Святейшество принял также членов президиума Всероссийского азербайджанского конгресса. 05.10.01 Святейший Патриарх совершил Божественную Литургию в храме св. царевича Димитрия в 1-й Градской больнице. 06.10.01 Его Святейшество возглавил очередную сессию Священного Синода Русской Православной Церкви в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 07.10.01 В 15.00 Святейший Патриарх совершил Малую вечерню в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. В 18. 00 Его Святейшество совершил в этом же соборе Всенощное бдение.

http://sedmitza.ru/text/416155.html

Второе основание, почему мы должны благовейно чествовать мощи св. угодников Божиих состоит в том, что сама святая церковь , во все времена, последуя Священному Преданию, оказывала и оказывает им надлежащее почитание. С этою целию она всячески заботилась о приобретении мощей св. угодников Божиих и сохранении их. Когда воздвигаемы были на христиан гонения, тогда она скрывала св. мощи в потаенных местах и там устраивала над ними алтари. А когда гонения прекратились, тогда она стала содержать их открыто, устраивать для них серебряные раки, новые храмы а разные украшения. Самое же открытие мощей, а равно и перенесение их куда-либо она совершала с особенною торжественностью и установила в память этих событий особые праздники. Впоследствии св. церковь постановила, чтобы, при освящении храмов, полагалась часть св. мощей или под престол, или, по крайней мере в антиминс, а без этого и божественная литургия не может быть в них совершаема. Почитая, таким образом св. мощи, она, вместе с тем, учит и чад своих, чтобы они постоянно оказывали им благоговейное чествование. Древние христиане свято исполняли это ее учение и к нощан угодников Божиих имели глубокое уважение. Вследствие чего они не страшились даже отправляться на неста казни св. мучеников, чтобы только взять себе мощи их, благоговейно поклонились ин и лобызали их, возжигали пред ними свечи и елей, предпринимали иногда далекие путешествия для поклонения им, устраивали для них раки, делали на этот предмет равные пожертвования, дорожили ими и считали себе за счастие иметь их у себя или в донах или в храмах. Так, например, мы знаем, что, еще в глубокой древности христиане усердно собирались в Севастию для поклонения находившемуся тан нетленному телу св. Иоанна Крестителя. Знаем также, что когда св. евангелист Лука, прибыв в Севастию с проповедию Христовой и прожив там несколько времени, хотел было взять нетленное тело св. Иоанна Крестителя и перенести его в свой отечественный город – Антиохию, то севастийцы ни за что не согласились уступит ему этого сокровища, а дозволили взять одну только правую руку св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

16 августа 1900 года св.о. Иоанн проездом из Кронштадта в Пенино, остановился на ст. Молосковицы, где служил утреню и литургию в местной церкви при имении табачного фабриканта Богданова, после чего прибыл на освящение храма в с. Пенино, а уже через два дня освящал в Ревеле кресты, которые в тот же день были подняты на храм Ревельского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря, одного из любимых детищ о.Иоанна. По окончании чина освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Пенино, совершенного Преосвященным Никоном, отец Иоанн сказал прочувственное слово на освящение храма. Затем был отслужен благодарственный молебен, на который вышел владыка и все духовенство. Прихожане вновь сооруженной церкви поднесли главному жертвователю и строителю храма С.Г. Гаврилову икону в драгоценных золотых ризах и благодарственный адрес. Через год последовало освящение боковых приделов во имя Сретения Господня и св. блгв. кн. Александра Невского. Совершено оно было соответственно 20 и 21 августа 1901 года Преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, вновь в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и многочисленного местного духовенства. Чин великого освящения двух приделов храма был освящен перед началом Божественной литургии многочисленным собором духовенства при хоре певчих. Во время торжественного освящения приделов из храма были изнесены св. кресты, хоругви и иконы, крестный ход, возглавляемый Преосвященным епископом Константином, несшим на голове св. дискос с антиминсом, проследовал вокруг церкви, после чего стены вновь сооруженного храма были помазаны св. миром и окроплены св. водой. На освящение боковых приделов св. Иоанном Кронштадтским также были произнесены слова, к этому же времени относится и освящение им каменной часовни на св. источнике вмц. Параскевы Пятницы, хорошо запомнившееся местным жителям. Тогда же была посажена березовая аллея, ведущая от церкви к источнику. По воспоминаниям старожилов, каждое деревце держали местные крестьяне и опускали в заранее выкопанную лунку, по окроплении св.водой, которое совершал о. Иоанн, идя к часовне между двумя рядами собравшихся на освящение храма крестьян в праздничных одеждах.

http://sobory.ru/article/?object=06122

В какой период Л. м. перестало совершаться мирянами, точно установить невозможно. В толковании литургии, приписываемом свт. Герману I, патриарху К-польскому, Л. м. не упоминается (в нек-рых рукописях в положенном месте находится интерполяция из «Мистагогии» прп. Максима Исповедника). При этом еще в X в. в обряде участвовал император и высшие сановники ( Const. VII Porphyr. De cerem. I 1). В XII в., судя по толкованию Иоанна Зонары на Лаодик. 19, Л. м. между мирянами считалось отмененным. На переосмысление того места чина литургии, где должно совершаться (и до сих пор совершается, но лишь между священнослужителями) Л. м., указывает расширение первоначального возгласа γαπσωμεν λλλους до γαπσωμεν λλλους, να ν μονο μωλογσωμεν. Из призыва к взаимному лобзанию он стал призывом к совместному исповеданию веры, т. е. преамбулой к Символу веры (к-рый, т. о., окончательно занял в литургии место раннехрист. Л. м.). Можно предположить, что это расширение произошло в связи с интерполяцией Символа веры в чин литургии, т. е. уже в доиконоборческую эпоху; впрочем, в визант. богослужебных рукописях этот возглас с прибавлением να ν... выписывается только с рубежа XII-XIII вв. ( Taft, Parenti. 2014. P. 613). Как бы то ни было, к поздневизант. эпохе акценты окончательно сместились с взаимного примирения на правое исповедание веры как обязательное условие участия в таинстве (эта мысль проводится в толковании свт. Симеона Солунского, см.: Sym. Thessal. De div. templ. 84). В рукописях встречаются иные формы приветствия священнослужителей при лобзании священных сосудов, св. престола и друг друга в контексте Л. м. (см.: Taft, Parenti. 2014. P. 609-630). В нек-польских вост. литургиях, включая греч. литургию ап. Иакова, имелись и специальные молитвы перед Л. м.; в греч. рукописях к-польских литургий это не засвидетельствовано, однако в древнерус. рукописных Служебниках с XIV в. соответствующая молитва появилась и сопровождала Л. м. вплоть до дониконовских изданий, а следовательно, доныне сохраняется в практике старообрядных приходов РПЦ (см.: Желтов М., диак. Чин Божественной литургии в древнейших (XI-XIV вв.) слав. Служебниках//БТ. 2007. Сб. 51. С. 300-304). Эта молитва встречается и в к-польских рукописях Евхология, но не в чине литургии, а как молитва о примирении враждующих ( Goar. Euchologion. P. 706; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 240; в глаголич. синайском Евхологии эта же молитва входит в чин братотворения ).

http://pravenc.ru/text/2110636.html

25) Имеются в приходе школы: Троицко-Авнежская находится при церкви, открыта в 1892 г. и Быльниковское земское училище, открыто в 1909 г., находится в д. Быльник. 26) При церкви состоит старостой церковным: Иван Афанасьев Паныгин, который должность свою проходит с 1911 года. 27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1913 году. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 786. Л. л. 15-29. 30 июля 2015 годаСовершена Божественная литургия на месте разрушенного Авнежского монастыря, основанного прп. Стефаном Махрищским . Прихожане храма Державной иконы Божией Матери г. Санкт-Петербурга во главе с клириком храма протоиереем Григорием Антипенко посетили место подвигов преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских – учеников прп. Стефана Махрищского, основавшего в 1370 г. Свято-Троицкую Авнежсую обитель. 4 июля, в день памяти мч. Иулиана Тарсийского, в часовне, построенной над мощами святых Григория и Кассиана, была совершена Божественная литургия. Мощи святых угодников до сего времени почивают под спудом на месте разрушенного Троицкого монастырского храма. Протоиерей Григорий, чьим небесным покровителем является преподобномученик Григорий Авнежский, совершает поездки к Авнежским чудотворцам с 2008 года. В 2009 году в полуразрушенной колокольне (единственная сохранившаяся монастырская постройка) впервые была отслужена Божественная литургия. С этого времени отец Григорий с прихожанами во время ежегодных паломничеств совершают богослужения на месте разрушенного монастыря. В июле 2014 года приехавшие помолиться петербуржцы в короткий срок возвели на месте бывшего храма Св. Троицы, над мощами преподобномучеников Григория и Кассиана, небольшую деревянную часовню, где на праздник Рождества Предтечи Господня Иоанна, 6 и 7 июля, были отслужены всенощное бдение и Божественная литургия. В нынешнем году ставшее традиционным паломничество совершалась с 29 июня по 6 июля, за это время в ближайшей к монастырю деревне Заречье (200 м от разрушенной обители) усердием паломников из Петербурга было начато строительство молитвенного дома.

http://sobory.ru/article/?object=19686

Польза Литургии неизмерима для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповедания, ибо жертва бескровная и молитва приносится Господу и о всей вселенной: из-за совершения Литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир, даруя ему изобилие плодов земных, успехи гражданственные, успехи в науках, искусствах, в земледелии, домашнем хозяйстве, милуя не только человека, но и скотов, служащих человеку. О Литургия чудная, о Литургия всемирная!.. Литургия – таинство очищения, освящения, просвещения, возрождения, оживотворения человека для жизни вечной; таинство любви Божественной, таинство возвеличения, обожения обесчещенного, униженного, погибавшего в грехах человека. Литургия – противовес и отпор для верных постоянному растлению, господствующему в мире, – освящение оскверненных грехопадением, исправление согрешающих, восстание падающих, прогнание смрада греховного, облагоухание от Духа Святого. В какой близости друг ко другу находятся и небожители, и землежители, и Божия Матерь, и все Святые, и все мы, православные христиане, когда совершается... всемирная... всеобщительная Литургия! Боже мой! какое прерадостное, животворное общение». О. Иоанн считал необходимым, чтобы верующие знали содержание молитв Литургии, включая и тайные: «В богослужении вы слышите только отрывки, так сказать, Литургии... потому что священник многие молитвы говорит тайно; гораздо полезнее и много интереснее для ума и сердца христианина знать полный состав Литургии, все молитвы и хвалы Богу Вседержителю и Спасителю». Современники о. Иоанна были убеждены в достаточности однократного причащения в год. Этот взгляд извращал учение Древней Церкви и ее практику, запечатленную в святоотеческих писаниях и постановлениях Соборов. О. Иоанн настойчиво приглашал верующих приступать к Св. Чаше возможно чаще: «Причащайтесь чаще, и вы на себе самих увидите благотворное действие Причащения» (6 февраля 1907 г.). «Старайтесь же, кто может, чаще причащаться, а кто не может, то хотя бы во все четыре поста ежегодно, и это будет уже хорошая узда, сдерживающая от греховной жизни» (30 декабря 1907 г.). «Бедствие для души долго не причащаться Св. Тайн; душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем». «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к твоему духовному отцу и проси его приобщить тебя Святых Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

В Главе 9 будет сказано о святых отцах, толкователях Св. Писания. Третий принцип: Библия раскрывается только в церкви, в молитве, в литургии. Иначе можно сказать: Библия – книга церковная, литургическая. В Православном храме Евангелие лежит во Святая Святых, в алтаре, на престоле, рядом с крестом. Евангелие лежит на антиминсе, на том месте, на котором приносятся Евхаристические Дары. Церковь есть столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ) и только в ней, в ее Предании и через ее отцов и учителей, раскрывается Св. Писание народу Божию. Постижение же это происходит через литургию и молитву. Чтение Св. Писания – один из основных моментов Божественной литургии. Кабинетно-келейное чтение Св. Писания должно непременно питаться живыми струями его литургического чтения. Благовестие Слова миру исходит из тайны алтаря, из его звучания на литургии. Ибо, от Сиона выйдет закон, и Слово Ягве – из Иерусалима ( Ис. 2:3 ). Иерусалим – Церковь ( Гал. 4:25 ), а Сион – алтарь, ибо в Сионской горнице совершена Евхаристия. Первые христиане постоянно пребывали в учении апостолов (Слово), в общении ( Церковь ) и преломлении хлеба (Евхаристия) и в молитвах ( Деян. 2:42 ). То есть, Слово обитало среди них церковно-евхаристически, молитвенно. Молитва и Евхаристия – основные ключи к Слову Божию в Доме Церковном. Предание, святые отцы, Евхаристия – вместе – Церковь ; вот триединый ключ к Слову Божию, вот Божественная, Библейская герменевтика! Всегда бывают крайности и однобокость. Научная герменевтика без духовной – безблагодатное анатомирование Библии, как книги. Наука, но не богословие. Скука. Духовные толкования без науки – порой, беспочвенное парение, переходящее в измышления и произвольность. Превращение Библии в сочинение на самим собою заданную тему. Духовные толкования без Предания и св. отцов, в лучшем случае – долины вместо гор, в худшем – ереси. Таким образом, необходимо сочетание благодатного духовного толкования с хорошей научной базой. Старец Силуан Афонский о Предании и Писании Относительно толкования Св. Писания, у апостола Иоанна есть удивительные и даже загадочные слова: Впрочем, помазание (Духа Святого), которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. ( 1Ин. 2:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010