Евхологии «новой редакции» получили быстрое распространение, вытеснив рукописи южно-италийского типа. В этот период продолжается развитие в «переходных местах» литургии: число антифонов в начале службы увеличивается до трёх, великая ектения, которая до занимала место сегодняшних ектений и молитв верных перед Великим входом 36 , перемещается в место перед Трисвятой песнью, а затем, в XI веке, в начало литургии, предваряя антифоны 37 . К этому же веку относятся первые свидетельства о введении в состав литургии изобразительных псалмов (102-го и 145-го) и блаженн вместо антифонов 38 . Перед Великим входом появляется молитва священника «Никтоже достоин», а после диалог между священником и диаконом 39 . Однако наиболее заметным в этот период является стремительное развитие протесиса и его оформление в отдельный богослужебный чин. Чтобы не замедлять течение службы, в протесис начинает совершаться не в течение литургии верных, а во время пения антифонов 40 , а примерно веком до начала литургии 41 . Также с в монастырской среде наблюдается тенденция прибавлять к Божественной литургии различные дополнительные элементы, такие как стихи псалмов, тропари и диалоги между священником и диаконом 42 . Эти элементы являются в основном подготовительными для священнослужителей. В качестве примеров можно привести диалог перед началом литургии, начинающийся словами «Время сотворити Господеви», и тропарь 3-го часа («Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа...») перед освящением Св. Даров. Развившееся чинопоследование протесиса и только что упомянутые подготовительные элементы стали полноправной частью Божественной литургии благодаря новому виду богослужебных рукописей, появившемуся в Речь идёт о «диатаксисах» или «уставах» Божественной литургии. Древнейшие из сохранившихся Евхологиев, относящиеся к почти совсем не имеют уставных указаний. |
В совокупности этих двух уровней богослужебная структура Литургии представляет собой развернутую двухслойную композицию, включающую в себя: 1) последование священнодействия и молитвословия (на схеме – ряд А) 2) последование песнопений, перемежающихся с возгласами священнослужителей, чтением Священного писания молитв (на схеме – ряд Б). Архитектоника Литургии включает в себя три основные части: Проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных. Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре. Ее назначение – в приготовлении Святых Даров для предстоящего совершения Таинства. Так как она не сопровождается пением, и непосредственно не связана с общественным действом мы ее не рассматриваем. Различие двух остальных частей Литургии определяется прежде всего, наличием двух сакральных сфер, определяющих место каждой из этих частей в плане общего предназначения службы. Так Литургия оглашенных своим наименованием свидетельствует о том, что в ней имеют право принимать участие и люди некрещеные (то есть оглашенные). Поэтому смысловой характер текстов Литургии оглашенных можно определить как назидательно проповеднический. Сюда включены тексты псалмов 102, 145 (так называемых «изобразительных»), которые «представляют собой выходящие из глубины души < > восторженно радостное прославление и благодарение (так идущее к Евхаристии) Бога за его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным» 14]. Сакральная сфера Литургии верных – иная по своему характеру. Все здесь сосредоточено на совершении Божественной Евхаристии и Причащения. Поэтому эту часть Литургии можно называть евхологической (молитвенно созерцательной). В каждой из двух частей Божественной Литургии выделяются особо значимые моменты совершения священнодействия, сопровождаемые пением или чтением. В Литургии оглашенных таковыми можно считать Малый Вход с Евангелием, который согласно распространенному толкованию, напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную Проповедь 20 . А также «Таинство слова» – чтение Священного писания (Апостол, Евангелие). На Литургии верных – это Великий Вход со Святыми Дарами, во время которого Дары переносятся с жертвенника на престол для дальнейшего совершения Таинства. |
В раннехристианский период после данной ектении оглашенные действительно покидали храм, а следили за этим церковные служители. Собственно после возгласа об исходе оглашенных и заканчивается данная часть литургии. Далее наступает время литургии верных. Литургия верных Третьей и самой главной частью Божественной литургии является литургия верных, на которой должны присутствовать только верные чада Церкви, принявшие Таинство Крещения. Это связано с тем, что именно на литургии верных происходят самые главные события, связанные с Таинством Евхаристии. Венцом же литургии верных, как и всей Божественной литургии в целом, является причащение верующих Телом и Кровью Господа Иисуса Христа. Так как во время литургии верных совершение Таинства Евхаристии приготовляется постепенно, мы рассмотрим каждый момент подготовки отдельно. В начале литургии верных произносятся две краткие ектении, а затем поется Херувимская песнь: «Иже Херувимы тайно образующе…» В данном песнопении верующим напоминается о том, что они должны отрешиться от житейских проблем и уподобиться Херувимам, которые постоянно прибывают с Богом. Таким же образом должны и верующие мысленно пребывать с Богом и воспеть Ему трисвятую песнь. Перед Херувимской песнью открываются царские врата, и совершается каждение. В этот момент священник произносит тайную молитву с просьбой к Богу очистить его от всякой скверны и дать ему возможность подготовиться к Таинству Евхаристии. Самым же главным событием данной части литургии верных является перенесение честных Даров с жертвенника на престол, где они и пребывают до совершения причащения. В начале данного действа происходит выход священника и диакона из алтаря северными вратами. Диакон несет дискос, а священник – Далее происходит моление о Патриархе, митрополитах, архиепископах и проч. |
На этой литургии два входа: один – вход вечерни, другой – для перенесения даров на трапезу и для того, чтобы мы, увидев их и поклонившись им, освятились созерцанием и благодатию Христа, А что образуют эти входы, о том мы сказали в другом месте. Но мы не делаем и другого соединения, – как это возможно, когда хлеб, быв священнодействован, вознесен и соединен с божественною кровию, уже совершился? – но в священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них божественного хлеба и крови, которою он напоен уже по чину литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились, и чтобы священник, по чину литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши, и преподать приобщение имеющим в нем нужду: – лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею. Поэтому, и желая кого-нибудь приобщить Таин без литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим животворящим хлебом, как соединенным с кровию. Здесь же, на литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак находящееся на преждеосвященной литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим хлебом, который, поистине, есть тело Христово в соединении с кровию. Вопрос . На Литургии Преждеосвященных Даров следует приносить часть ли божественного хлеба, или целый? Хлеб должен быть не частию, но полным хлебом, чтобы, после растворения по обычаю и преломления, мог быть преподан. Он остается от литургии совершенной и, когда нужно, вливается в чашу теплота, не для восполнения чего либо, – не для этого она вливается и на совершенной литургии, – но для того, чтобы мы, вкушая от страшной чаши, согретой, помышляли, что, по умерщвлении Христа, Его животворящее тело, как и божественная душа, были неотдельны и неразлучны с Божеством и исполнены действий Духа. |
Естественно, что по окончании всей Литургии читается благодарственная ектения о ибо предполагается по духу Литургии, что все оставшиеся на Литургии обязательно и возглас «с миром изыдем» и благословляющая (заамвонная) молитва епископа или иерея. Заамвонная молитва. Эта молитва занимает в ряду евхаристических молитв совсем особое место. Ее текст в настоящее время неизменен во все дни года и одинаков для обеих Византийских литургий: «Благословляяй благословящыя Тя (Быт. 773 ]), Господи, и освящаяй на Тя уповающыя, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое (Пс. 774 ]), исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего (Пс. 775 ]): Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас (Пс. 776 ]), уповающих на Тя (Пс. 777 ]). Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, благоверному Государю… и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца светов (Иак. 778 ]): и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Название ее «заамвонная» показывает, что она читается среди народа. В древности епископ возлагал во время чтения этой молитвы свои руки на молящихся, подобно тому, как в конце литургии оглашенных он возлагал благословляющие руки на оглашенных, одержимых, просвещаемых и кающихся. На Востоке она читается перед иконой Спасителя (иерусалимская практика) или же, как и у нас, за амвоном (венецианская редакция служебника). Патриарх Герман Царьградский приписывает этой молитве особое значение, называя ее «печатию всех прошений и уставным 779 ] Главные мысли ее встречаются уже в последней молитве литургии СА VIII. благословение народа, сохранение иереев непорочными в их служении, соблюдение царей в мире, дарование благорастворенных воздухов и плодов земли в изобилии и B истории Византийской литургии наблюдается интересная и исключительная подробность. Это единственная молитва в ряду всех евхаристических молитв, которая менялась в зависимости от дней года. Выше было сказано, что восточные литургии отличаются неизменным содержанием молитв в рамках одной и той же литургии, но что разнообразие литургических типов очень богато. На Западе обратная картина: унифицированный тип литургии с богатым разнообразием молитв в рамках этого единственного типа. Заамвонная молитва является исключением. |
Сие было тем удобнее, что в служебниках не описывалось первоначально приготовление Даров для великопостной Литургии 160 . Посему и в последующие времена встречаем пастырские наставления, целию коих было показать, как должно приготовлять святые Дары для Литургии Преждеосвященных. В начале XV Фотий, в нарочитом послании во Псков о церковном чину, описывал приготовление преждеосвященных Агнцев таким образом: «а егда свершится служба вся Воскресной Литургии в великий пост), и тогда един Агнец разламляется и на четыре части, и едину влагает в святый потирь, и три части от нихже причастися того Агнца. И преж святого убо причастия напаяеть святыя Агньцы святою Кровию от общего потиря на всех четырех углех святого Агнца коегождо, и полагаеть во уготованное место» 161 . касается самого значения сего действия, принятого Православною Церковию, то есть орошения освященного Агнца Кровию Христовою, то нет сомнения, что оно есть тоже действие соединения видов таинства, какое пронсходит и на полной Литургии: ибо если Тело Христово, погружаемое в Кровь Христову, совершеннейшим образом представляет полноту Таин Христовых, точно также и Тело, напитанное Кровию, представляет совершеннейшие Тайны. Предварительным освящением и соединением святых Таин объясняется и значение обрядных действий при самом употреблении Преждеосвященных. Так как сии Тайны уже совершенны, то на великопостной Литургии не бывает еще никаких совершительных действий и молитв: «Божественные Дары, будучи совершенны, не приемлют благодати большей (на Литургии Преждеосвященных), но предлагаются только ради нас, дабы мы освятились чрез них и чрез молитвы». Так как Литургия Преждеосвященных тем только различается от полной Литургии, что на ней не бывает освящения Даров, то самое причащение должно совершаться на ней по образу обычной Литургии – от полного Агнца: «св. |
(См. Краткое изъясн. Божеств. литургии, прот. Разумовского). III. Итак, братия-христиане, вот что совершается в храме Божием во время Божественной литургии: Христос таинственно рождается – во время проскомидии – в первой части Литургии, при изъятии Агнца из первой просфоры; во второй части Литургии, литургии оглашенных, Христос является на дело спасительной проповеди – в малом входе; в третьей части Литургии – литургии верных – Христос грядет на вольное страдание и крестную смерть – в Великом входе; Христос возносится на Крест – при возношении Агнца; Он страждет при раздроблении Агнца; – умирает – при разделении Тела от Крови; воскресает – при соединении Таинств; является верующим по воскресении – при последнем отверстии Царских врат; Христос возносится на небеса – при последнем явлении Св. Даров и, наконец, восседает одесную Отца при поставлении их на жертвенник. С каким же глубоким благоговейным вниманием должны мы вникать в смысл всех литургийных действий, чтобы, при созерцании их, вкушать истинное духовное наслаждение! Так, если бы каждый из нас сознательно разумел все священнодействия, песнопение и молитвословие и благоговейно слушал божественную службу, то храм Божий показался бы ему раем. Вот, братия, как важна Божественная литургия, по высокому духовному знаменованию совершающихся в продолжении её действий, по обилию содержащихся в ней умилительных и назидательных молитв и песнопений, особенно же потому, что при совершении её приносится Господу Богу таинственная бескровная жертва – Тело и Кровь Сына Божия, Иисуса Христа, очищающая грехи наши, умилостивляющая Бога, низводящая на нас Его благословения и освящения и дарующая нам жизнь вечную. Не должны ли мы оставлять, хотя в праздничные дни, наши житейские дела и занятия, чтобы присутствовать при совершении сего величайшего и спасительнейшего священнодействия со всем усердием, вниманием, благоговением и духовною радостью? Но, увы! большая часть из нас если и ходят к Литургии, то более из одного обыкновения, даже из любопытства; весьма многие вовсе опускают эту божественную службу, проводя время совершения её в самых неважных мирских занятиях, нередко же в совершенной праздности, даже греховных удовольствиях и развлечениях. |
Отдельное от других поминовение кого-либо из усопших может иметь место лишь тогда, когда поминаемый является особо значимой для данного прихода или для Церкви вообще личностью. Например – духовный отец большинства присутствующих за богослужением, архипастырь или известный всем подвижник благочестия. В данном случае будет лучше не присоединять других имен к этому имени. Подобным образом может быть выделено одно имя и тогда, когда поминовение совершается около находящегося в храме гроба с телом поминаемого. Служение панихиды после Литургии. К сожалению, почти всеобщей стала практика совершения панихиды непосредственно по отпусте Литургии. Обычай этот не имеет никаких оснований в Уставе. Типикон не предусматривает возможности совершения тотчас после Литургии ни водосвятных молебнов, ни заупокойных треб, ни каких-либо еще богослужений. Литургия является завершением всего круга суточного богослужения, исполнением всех прошений и поминовений. После того как живые соединились в Таинстве Евхаристии с Самим Господом, а частицы, вынутые о усопших и не присутствующих за богослужением живых, были омыты Христовой Кровью, – всякое иное поминовение и прошение уже бессмысленны. Господь дарует Своим людям Себя – выше этого дара нет ничего ни на земле, ни на Небе. Устав подразумевает, что все без исключения молитвы суточного круга должны быть окончены до Литургии или отложены до окончания вечерни. В конце Литургии, после заамвонной молитвы, может быть совершен только краткий чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Такая практика существовала в Древней Руси, где даже так называемые царские молебны в дни тезоименитств и рождений совершались накануне, после вечерни. В Уставе дается точное и определенное указание относительно того, что по окончании Литургии не может быть никакого другого богослужения: по отпусте Божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (то есть попарно) и глаголют псалом 144… Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы «Отче наш…». То есть сразу по окончании Литургии должна начинаться трапе за, являющаяся, кстати, продолжением главной христианской службы. |
Мысль о тайнодейственной силе одного соединения части преждеосвященного Агнца с не освященным вином сопровождается столь несообразными следствиями, что нетвердость оной очевидна. Самые молитвы Литургии Преждеосвященных не допускают той мысли, будто таинственное освящение вина должно последовать на сей самой Литургии. Прежде того времени, когда совершается погружение части преждеосвященного Агнца в чашу, – еще готовясь изнести освященные Дары, чтобы предложить оные на св. трапезе, священнодействующий уже молит Бога, да сотворит Он предстоящих достойными подъятия Единородного Сына Его и Бога нашего, Царя славы, Которого пречистое Тело и животворящая Кровь имеют предложитися на таинственной трапезе. Также в молитве по пренесении преждеосвященных Даров священник молится от лица всех верных о достойном причащении Тела и Крови Христовой, да чистою совестию, непосрамленным лищем, просвщенным сердцем, Божественных сих причащегощеся святынь, и от них оживотворяеми, соединимся самоиу Христу, рекшему: «ядый плоть Мою и пияй кровь Мою, во Мне пребывает и Аз в нем». Итак по свидетельству сих молитв святые Дары на Литургии Преждеосвященных от начала Богослужения признаются освященными совершенно 150 . Сие свидетельство молитв Литургии Преждеосвященных, как свидетельство древности, приводит нас к вопросам: в каком виде хранились и предлагались св. Дары на сей Литургии во времена первоначального употребления оной? и как могло произойти в некоторых местах, как наприм. в Великой Константинопольской Церкви, обыкновение предлагать только преждеосвященные Агнцы? Недостаток прямых исторических известий не позволяет сделать прямого ответа на тот и другой вопрос: мы должны ограничиться немногими соображениями. Если в самых молитвах Литургии Преждеосвященных упоминается о Теле и Крови Христовой, то, по соображению с обычаем причащения в древней Церкви, должно полагать, что в древности и на сей Литургии причащение совершалось таким же образом, как и на полной Литургии, то есть св. Дары предлагаемы были верным порознь. |
Эпиклеза, в свою очередь, может представлять собой сокращенную версию второй эпиклезы из анафоры литургии апостола Марка 42 . В некоторых папирусах встречаются молитвы неидентифицированных литургий, которые имеют те или иные параллели с текстами литургии апостола Марка. Таковы ходатайственные молитвы из папируса конца III века З 43 , главопреклонная молитва из папируса V века PBerlin 13918 44 , молитвы перед «Отче наш» и благодарственная из папируса VIII века PBaden 4.58 (=PHeidelberg gr. 2) 45 и др. Как бы то ни было, с достоверностью ранние фрагменты Божественной литургии апостола Марка содержат только анафору этой литургии, а прочие молитвы в ранних отрывках или не сохранились, или не могут быть однозначно отождествлены именно с этим, а не каким-либо еще евхаристическим чинопоследованием. 2. Рукописи классической («византийской») редакции чина Божественной литургии апостола Марка Греческий текст Божественной литургии апостола Марка в его классической развитой редакции сохранился в нескольких рукописях периода XI–XIV веков и в копии еще одного утраченного впоследствии списка той же эпохи, сделанной в XVI веке. Это десять рукописей, созданных в Египте, на Синае и в Южной Италии – то есть в тех регионах, где литургия апостола Марка некогда совершалась на практике 46 . С двух из этих рукописей в Новое время были сделаны буквальные рукописные копии, которые, в силу сохранности оригиналов, не имеют самостоятельного значения. В редакции чина литургии апостола Марка, представленной в этих рукописях, присутствуют элементы, заимствованные из литургий Константинополя или Иерусалима и неизвестные как в более древней традиции христианского Египта, так и в богослужебной практике Коптской Церкви. |
|