Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Постмодернизм Умберто Эко: герметичный семиозис в религии и науке В современной культуре очень важную роль играет течение постмодернизма. Оно затрагивает не только сферу искусства, но также философию и науку. Какое влияние оказывает постмодернизм на эти области знания и как соотносится с религией? Данная публикация представляет собой исследование этого вопроса на примере трудов и сочинений итальянского философа, семиотика, медиевиста и романиста Умберто Эко. Статья Философия может быть посредницей между богословием и наукой. Этот тезис (не новый в истории мысли) повторяет и отец Олег Мумриков, вспоминая высказывание В.И. Вернадского о том, что наука питается идеями и понятиями, которые возникли в религии и философии . Тезис совершенно справедливый. Поскольку в современной культуре очень важную роль играет течение постмодернизма, которое затрагивает не только сферу искусства, но и философию и науку, важно определить, какое именно влияние это явление оказывает на соотношение упомянутых сфер между собой и с религией. Данная работа представляет собой исследование этого вопроса на примере трудов и сочинений итальянского философа, семиотика, медиевиста и романиста Умберто Эко. Постмодернизм – это культурное течение, которое в конце XX века проявилось в области философии, науки, эстетики и искусства . Само слово «постмодернизм» происходит от английского «modern», что в переводе на русский язык означает «современный, новый», от «modernity» – «современность». Приславка «post-» означает «после». Таким образом, постмодернизм буквально – это то, что после современности. В философии постмодернизм можно определить так: «Школа мысли, отвергающая то, что принято называть модернизмом» . Постмодернизм можно узнать по следующим чертам: релятивизм, плюрализм, ироничность (смех), интерес к экологии, отсутствие интереса к конечной цели бытия, агностицизм как отказ от  возможности познания конечной истины, отрицание Абсолюта , сомнение в Боге как окончательное мировоззрение. В непосредственной связи с отрицанием Абсолюта находится тенденция критики религии и философских систем, опровержение существующих систем интерпретации реальности (фальсификация). Образно можно выразить эту позицию словами «все врут».

http://bogoslov.ru/article/4546685

Сортировать по Исключить новости Ученый и поэт о доказательстве существования Бога Существует ли научное доказательство Бога и чем поэзия похожа на науку – академик РАН, лауреат премии Дирака Владимир Захаров. Когда Туманность Андромеды уйдет за горизонт – Многие считают, что человек науки далек от веры, а каково ваше отношение к религии? – Отношение к религии… Это путь очень длинный. Конечно, родители были крещеными, но они в советское время, разумеется, в церковь не ходили. Мама на смертном одре попросила священника для причастия, но долго этого не хотела делать. Меня религиозный вопрос интересовал совершенно независимо от родителей. Прежде всего, я еще в классе восьмом додумался до идеи, которая называется лапласовский детерминизм: если бы мы знали координаты и траектории всех частиц, то можно было бы полностью предсказать будущее. Тогда стало бы очевидно, что никакой свободы воли нет, потому что все записано в динамических уравнениях. Но потом шаг за шагом выяснилось, что это не так, потому что существуют некоторые точки бифуркации, в которых система расходится, и тогда достаточно очень малого шевеления, чтобы полностью изменить всю траекторию. На эту тему есть известный рассказ Брэдбери «И грянул гром» (A Sound of Thunder) про раздавленную бабочку и другие произведения, но об этом же можно говорить и на языке классической науки. Более того, на каждом шагу такого рода явления, такого рода бифуркации совершаются очень часто – это типичное поведение больших и довольно сложных систем. Поэтому будущее совершенно не определено. И свобода воли, в которой, по сути дела, совершается такая бифуркация в мозгу человека, где-то там какие-то синапсы переключились так и сяк, играет роль фактора, определяющего будущее. Таким образом, детерминизм и свобода воли не противоречат друг другу. А дальше… После того, как я столкнулся с квантовой механикой, стал удивляться, что существует множество вопросов, на которые наука в принципе не может дать никакого ответа. Например, имеется один радиоактивный атом, период полураспада у него час, когда он распадется – через 5 минут или через полчаса – никто на этот вопрос ответа дать не может. Стало ясно, что наука не полна. Этот вопрос наука себе задает и совершенно честно говорит: «Я не знаю на него ответа». Но есть вопрос, который наука себе не задает, например: есть ли у существования человечества смысл?

http://pravmir.ru/akademik-vladimir-zaha...

     В последнее воскресенье ноября в России отмечают День матери. Несколько женщин – разной судьбы, разных профессий, убеждений и систем ценностей – рассказали мне о своем опыте материнства. Как бы ни складывался их путь, по нему они идут не одни, вместе со своими детьми, со своей семьей. Благодарю их всех – за искренность. Наталья Середа , супруга священника Николая Середы. В семье семеро детей, пятеро из которых – приемные: Священник Николай Середа с семьей      – Когда я узнала, что стану матерью, это, безусловно, была радость, мы к этому долго готовились с батюшкой, долго с ним молились. А когда родился ребенок – тоже радость, и сразу – великая любовь, совершенно вдруг какая-то другая любовь открылась: всю себя отдать вот этому новому человечку. В роддоме его приносят первый раз, и ты сразу запоминаешь, где какие ямочки, где что. А приемный ребенок – и здесь радостные ощущения, только они чуть-чуть другие. Медосмотры, сбор документов… кого-то это немножко пугает. Батюшка говорит: как своего ребенка ждешь девять месяцев, так и здесь нужно что-то претерпеть: мы ждем ребенка и готовимся к этому. Первым у нас родился сын, Кирилл, ему сейчас 9 лет, потом, через 4 года, родилась дочка, но она, к сожалению, почти сразу умерла. А любовь хотелось отдать всё равно. И мы стали собирать документы – так у нас появилась Серафима, ей был 1 год и 2 месяца. У батюшки со школьных лет была мечта взять приемного ребенка. Он говорил мне, еще до наших родных детей, что очень бы хотелось когда-нибудь это сделать. Может быть, и наши дети когда-нибудь будут брать приемных детей… Сейчас, например, брат мой младший говорит: «Я, наверное, тоже возьму», – так он проникся. Он всех наших детей принимает, так же как и наши бабушки, тети, дяди, – они приходят к нам, и всех наших детей любят, обожают, не делая никаких различий. У нас не было раздумий, колебаний: брать или не брать, мы никаких книжек даже не читали: как это бывает у людей? какой у них опыт?.. Ничто мы себе на сердце не клали – «как это сложится, как получится». Отключили мозг и пошли. Может быть, мы авантюристы? (Смеётся.) Некоторые так и думают про нас. Наверное, в этом смысле мы не просчитываем, полагаемся на волю Божию.

http://pravoslavie.ru/75484.html

Доказательство апостольской проповеди Творение священномученика Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди» является катехизисом, назидательной книгой. В ней кратко и ясно изложены существенные элементы веры, которые должен знать каждый христианин твердо и отчетливо – во имя спасения души своей, и для того, чтобы быть в состоянии защитить свою веру от еретиков и изложить здравое и безукоризненное слово еще не познавшим веру.Книга адресована широкому кругу православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Священномученик Ириней Лионский Доказательство апостольской проповеди Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2723) Печатается по изданию: Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 1907 Предисловие Священномученик Ириней, епископ Лионский (ок. 130–202) – один из первых отцов Церкви, богослов. Около 160 года был послан священномучеником Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства. С 177 года – епископ Лионский. Святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей». Будучи главным представителем борьбы против гностических лжеучений, Ириней сообщает в своем творении весьма важные, особенно при скудости современных ему памятников, материалы для изучения этих философско-религиозных систем. Он, опровергая ложные мнения еретиков, вместе с тем положил и первые камни для построения систематического здания христианского учения и выразил в полноте и внутреннем единстве основные начала Православия не только для своего века, но и для последующих времен. В его сочинении искали свидетельств истины отцы и учители Церкви. И сегодня они представляют большую ценность для ученых– исследователей и всех православных христиан в нашей Церкви. К числу совершенно случайных находок принадлежит и новооткрытое творение святого Иринея Лионского, сохранившееся в армянском переводе и опубликованное в книге «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur» (herausgeb. von Ad. Harnack und C. Schmidt), B. XXXI, Heft 1 (третьей серии B. I, H. 1), озаглавленной: «Des heiliges Irenaus Schrift zum Erweise der apostolischen Verkundigung, in armeni schen Version entdeckt, herausgeben und ins Deutsche ubersetzt von Lic. Dr. Karapet Ter-Mekkertschian und Lic. Dr. Er-wand Ter-Minassiantz, mit einem Nachwort und Anmer kungen von Adolf Harnack. Leipzig, 1907».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русское образование и Император Николай II К 104-й годовщине мученической кончины 05.07.2022 2873 Время на чтение 24 минут Фото: В.Серов. Портрет Императора Николая II О бразование в Российской Империи. Царская школа 3. Модели образования эпохи модерна 4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии   Прежде всего, подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение. Государь Николай II. Из Высочайшего Рескрипта 10 июня 1902 года.   1. Неизвестная реформа русского образования   О государственно-общественном управлении образованием   Как положительные, так и отрицательные черты русского образованного слоя, были во многом следствием той системы отечественного образования, о которой и пойдет сейчас речь. Совершенно естественно, что приоритетом государственной образовательной политики Российской Империи в XIX веке было, как и в Европе, развитие продвинутых систем образования, в варианте образования классического. В системе классического образования на «дошкольном» и «школьном» уровне полнота ответственности за воспитание лежит на родителях, обязанных заложить основу нравственной личности ребенка. Они являются естественными защитниками ребенка и его представителями. Роль родителей, на следующем уровне его образования в христианской традиции должны играть родители высшего порядка – христианские монархи и епископы, проводящие в жизнь образовательную политику христианского государства.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/05/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Мотовилов. Фотография. Сер. XIX в. Николай Александрович (12.05.1809, с. Рождественское (Цыльна) Симбирского у. и губ.- 14.01.1879, там же), духовный писатель. Происходил из старинного дворянского рода, берущего начало от Федора Ивановича Шевляги, брата боярина Андрея Ивановича Кобылы, жившего в XIV в. Мотовиловы являлись крупными землевладельцами Ярославского у. Во время опричных переселений XVI в. одна из ветвей рода получила земли в Арзамасском у., где его представители заняли почетное место среди вотчинников. В нач. XVIII в. предок М. Кирилл Михеев Мотовилов с братом Данилой получил поместье в Симбирском у., размеры к-рого впосл. были увеличены его потомками. Отец М. подпоручик Александр Иванович служил в гвардии, после отставки ок. 2 лет прожил «в просфорном послушании» в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (Записки. 2005. С. 34). Но в списках монашествующих Саровской обители А. И. Мотовилов не обнаружен. Вскоре он женился на симбирской дворянке Марии Александровне Дурасовой. М. был крещен 14(15?) мая 1809 г. Когда мальчику исполнилось 7 лет, его отец скончался. Вскоре мать с сыном посетили Саровскую пуст., где получили благословение прп. Серафима Саровского . Ок. 1820 г. М. был отдан в частный пансион И. Ф. Лейтера в Казани. Это солидное (насчитывало до 60 учеников) учебное заведение пользовалось хорошей репутацией и негласно считалось благородным пансионом Казанского ун-та, на словесный фак-т к-рого 9 авг. 1823 г. М. поступил как своекоштный студент. Еще будучи в пансионе, М. высказывал собственное мнение по нек-рым богословским вопросам, за что бывал наказан. Однако получил поддержку Казанского и Симбирского архиеп. Амвросия (Протасова) . Обучение М. пришлось на время реформирования ун-та при попечителе Казанского учебного округа М. Л. Магницком. Реформаторы стремились остановить распространение вольномыслия в студенческой среде, для чего были приняты особые меры по укреплению дисциплины, а также введены в университетский курс богословие, церковно-библейская история, церковное красноречие, церковнославянский язык. М. также прослушал курсы российской поэзии, всеобщей и российской истории и географии, всеобщей и российской статистики, истории философских систем, логики, российской словесности, латинского, греческого и французского языков. При этом показал «очень хорошие» способности, отличался прилежанием и примерным поведением, а также «совершенно удостоверил в приобретенных им познаниях» (ГАНО. Ф. 639. Оп. 126. Д. 9076. Л. 4). 28 июня 1826 г. М. окончил Казанский ун-т с ученым званием «действительного студента», что давало ему право поступления на службу с чином губернского секретаря (12-й класс по Табели о рангах).

http://pravenc.ru/text/2564244.html

Молодость – роковая пора. Лекция профессора Алексея Осипова Почему именно в молодости человек выбирает свою судьбу? И как здесь может помочь Православие? 14 июля, 2015 Почему именно в молодости человек выбирает свою судьбу? И как здесь может помочь Православие? Что может дать молодежи Православие, и почему именно в молодости человек выбирает свою судьбу? На эти и другие вопросы ответил профессор Московской академии Алексей Ильич Осипов в своей лекции «Церковь и молодежь», прочитанной в 2002 году в Одинцово. Придя сюда, в это здание, я почти заблудился – тут, в некотором смысле, лабиринт. И наша сегодняшняя жизнь в России – это тоже, в своём роде, лабиринт, из которого не знаешь, как выбраться. Когда-то было проще: были атеизм и религия, всё было ясно, была идеология, все строили прекрасное будущее: кто сознательно, кто с усмешкой – общий вектор был всем понятен. Сейчас мы попали в совершенно иное положение, когда очень многие люди не знают, куда идти. Произошло такое столкновение разных мировоззренческих систем, религий, сект, идеологий, политических воззрений, что человек действительно оказывается в лабиринте. Где выход, какова цель? Зачем дикарю ум философа? Мне вспоминается одна история из Древней Греции: знаменитый Пифагор пришёл к одному князю по имени Леон, представился. Тот спрашивает: «Кто ты будешь?» Пифагор ответил: «Я просто философ». – «Философ? А кто это такой?» Пифагор тогда ответил интересную вещь: «Вы же знаете, что такое торжище, рынок? Люди там толпятся, шумят, торгуются, спорят, обманывают друг друга, а некто сидит в стороне, на возвышении, и только смотрит на всё это». Смотрит и оценивает. Он ищет смысл, рассматривает эту жизнь. И когда он находится один, то он может найти смысл. Увлечённый вовлекается, занимается мелочами, спорит, дело может дойти до серьёзных конфликтов из пустых вещей. Люди семейные знают, из чего разгораются пожары, которые сжигают весь дом, разрушают семью. Так на что смотрит философ? Сейчас каждого думающего человека мучает мысль, которая вызывает страдание от невозможности решить её. Мы не знаем, куда идти. С одной стороны находится мощный поток, с другой – слабый, который не имеет таких средств, чтобы выразить себя в полную силу.

http://pravmir.ru/molodost-rokovaya-pora...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2011 г. 20.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Я прочитала, что самая ужасная ересь, ересь всех ересей, это гностицизм. С самого начала существования Церкви он был врагом номер один христианства. И сегодня он губит многих. И еще заявит о себе на последнем этапе истории. Не могли бы Вы рассказать об этом явлении? А.Н. Злобина, г. Минск Гностицизм переживал расцвет в первые века нашей эры. Он был смертельным врагом христианства, несмотря на то что или, вернее, оттого что большая часть гностических систем утверждалась на христианских основах. Долгое время даже бытовало мнение, что гностицизм — всецело явление христианской ереси. Церковь всегда питала отвращение к феномену гностицизма. Писания святых отцов убедительно свидетельствуют об этом. В этом противостоянии термин «гнозис» — «знание» был антиподом «пистис» — «вера», указывающая на отношение к тайне христианского откровения. Гностик практически стал противоположностью верующего. Сегодня дух гностицизма распространяется столь же уверенно и соблазнительно как двадцать веков назад. В чем секрет его живучести? «Гнозис» занимается теми же вопросами, что и религия. Откуда я пришел? Куда я иду? Откуда появилось зло и как избавиться от него? Кто есть Бог? Что такое человек? В чем конечный смысл человеческого существования? Гностик требует ответа твердого и гарантированного. Вера не дает его, по крайней мере в том смысле, в каком он ждет. Вера дает ответ на уровне уверенности. Но это предполагает всегда доверие и надежду. Вера растет параллельно с конкретным участием человека в тайне любви — в ответ на Евангельский призыв к покаянию. Вера — это как хождение Петра по водам. Это предание верующего себя риску любви — в противоположность уверенности обладания. Именно это лежит в основании веры и питает уверенность, что мы призваны к совершенной жизни Абсолютной Любовью — все превосходящей. Ибо Абсолютная Любовь означает абсолютную свободу по отношению к любимому. Путь веры можно сравнить с человеческой любовью. Там где любовь, боясь потерять любимого, освобождается от доверия, чтобы создать уверенность, которая не нуждается в доверии, происходит ее саморазрушение. Уверенность любви — в доверии к другому. То же самое происходит в уверенности веры, и потому вера всегда и самым существенным образом предполагает добровольные обязательства. Что касается любви, «знание», основанное на доверии, — не менее реально, чем то, что дает уверенность в обладании без доверия. Напротив, только оно открывает возможность истинного познания. А другой способ познания проходит мимо реальности, мимо любви, в обладании которой он хочет увериться.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 Гносеология, то есть учение о познании, заслуженно занимает первостепенное место в традициях европейской философии. Именно этим разделом теоретического знания открываются наиболее фундаментальные и полные изложения больших философских систем античности. В новоевропейской философии вообще стало совершенно невозможным приступать к построению метафизической системы, не добившись кристальной ясности в своих представлениях о природе знания как такового. Потому от Декарта и Гоббса до Канта и Гегеля теория познания была первейшим предметом философской рефлексии. Справедливо это и по отношению к христианскому богословию патристического периода. Наиболее крупные систематики богословского учения Церкви основательно продумывали и опытно обосновывали теоретические предпосылки богословского знания 1 . Одним из показательных примеров такого рода осмысления возможностей и способов обретения достоверного богословского знания является опыт богословской гносеологии святителя Василия Великого. От времени Великих каппадокийцев нас отделяет более 1600 лет. Однако их образ не тускнеет с веками. Их мысль представляет неиссякаемый источник для богословского вдохновенья. Их наследие побуждает учёных вновь и вновь предпринимать попытки научной интерпретации различных аспектов их учения, поскольку их богословие по общему признанию является образцовым. Среди трёх Каппадокийцев 2 святитель Василий заслуженно занимает первое место. Он оказался явным лидером не только для своего младшего брата Григория Нисского, но и для старшего по возрасту друга Григория Богослова. Во многих направлениях богословской и церковной деятельности именно он делал первый шаг; за ним потом следовали оба Григория. Святителю Василию принадлежит первенство в жёстком богословском противостоянии с евномианами 3 ; он же сказал первое слово в споре с пневматомахами 4 ; он первым обличил заблуждения Аполлинария 5 . Василий первым приступил и к аскетическим подвигам; первым он встал на путь церковного служения; первым стал епископом, и именно по его настоянию епископский сан приняли и Григорий Нисский, и Григорий Богослов.

http://pravmir.ru/vasiliy-velikiy-o-pozn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Несколько женщин – разной судьбы, разных профессий, убеждений и систем ценностей – рассказали мне о своем опыте материнства. Как бы ни складывался их путь, по нему они идут не одни, вместе со своими детьми, со своей семьей. Благодарю их всех – за искренность. Наталья Середа, супруга священника Николая Середы (в семье семеро детей, пятеро из которых – приемные) – Когда я узнала, что стану матерью, это, безусловно, была радость, мы к этому долго готовились с батюшкой, долго с ним молились. А когда родился ребенок – тоже радость, и сразу – великая любовь, совершенно вдруг какая-то другая любовь открылась: всю себя отдать вот этому новому человечку. В роддоме его приносят первый раз, и ты сразу запоминаешь, где какие ямочки, где что. А приемный ребенок – и здесь радостные ощущения, только они чуть-чуть другие. Медосмотры, сбор документов… кого-то это немножко пугает. Батюшка говорит: как своего ребенка ждешь девять месяцев, так и здесь нужно что-то претерпеть: мы ждем ребенка и готовимся к этому. Первым у нас родился сын, Кирилл, ему сейчас 9 лет, потом, через 4 года, родилась дочка, но она, к сожалению, почти сразу умерла. А любовь хотелось отдать всё равно. И мы стали собирать документы – так у нас появилась Серафима, ей был 1 год и 2 месяца. У батюшки со школьных лет была мечта взять приемного ребенка. Он говорил мне, еще до наших родных детей, что очень бы хотелось когда-нибудь это сделать. Может быть, и наши дети когда-нибудь будут брать приемных детей… Сейчас, например, брат мой младший говорит: «Я, наверное, тоже возьму», – так он проникся. Он всех наших детей принимает, так же как и наши бабушки, тети, дяди, – они приходят к нам, и всех наших детей любят, обожают, не делая никаких различий. У нас не было раздумий, колебаний: брать или не брать, мы никаких книжек даже не читали: как это бывает у людей? какой у них опыт?.. Ничто мы себе на сердце не клали – «как это сложится, как получится». Отключили мозг и пошли. Может быть, мы авантюристы? (Смеётся.) Некоторые так и думают про нас. Наверное, в этом смысле мы не просчитываем, полагаемся на волю Божию.

http://azbyka.ru/semya/kakovo-byt-materj...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010