Пенза. Кафедральный собор Спаса Всемилостивого (утраченный). /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Спаса Всемилостивого , Благовещения Пресвятой Богородицы , Екатерины Александрийской , Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1824. Колокольня - 1790-1799; в 1882 устроен храм в архиерейском склепе. Год утраты:1934 (взорван) Ссылки:   Адрес: Россия, Пензенская область, г. Пенза, в сквере им. М.Ю. Лермонтова к югу от восстановленного кафедрального собора (Соборная пл., д. 3) Координаты: 53.183208, 45.013445 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. В 2010-2019 гг. в непосредственной близости от места утраченного собора возведён новый кафедральный собор Спаса Всемилостивого , близко воспроизводящий облик предшественника Карта и ближайшие объекты Самая первая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса была построена в Пензе одновременно с крепостью – очевидно, чуть западнее нынешней Спасской часовни. Вполне вероятно, что освящение храма совершили в день престольного праздника, 1 (14) августа 1663 г., и именно с этого момента началось строительство крепости. В любом случае, с 18 октября 1663 г. попы Алексей и Лукьян начали совершать в храме службу. К 1665 г. первый полный состав клира составили священники Лука Степанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячок Григорий Вавилов, пономарь Тит Семенов и просвирня Устинья Андреева. Строитель храма, первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов, и священник Лука Степанов погибли от рук бунтовщиков в 1670 г., во время Разинского мятежа. Преемники Луки носили уже сан протоиереев – так, в 1696 г. упоминается соборный протопоп Федор Кононов. В 1665-66 г. упоминается, что соборная церковь имела придел Сергия Чудотворца. В 1702 г. ветхое здание церкви разобрали и перенесли в Троицкий монастырь, вместо него было построено второе, также деревянное. В 1717 г. несколько севернее построили и каменное здание, а прежнее в 1718 г. сгорело от молнии, и его остатки перевезли в 1724 г. в пригородное село Рамзай.

http://sobory.ru/article/?object=47830

Семиярка. Церковь Всемилостивого Спаса. Спасская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Всемилостивого Год постройки:Между 1820 и 1825. Адрес: Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Бескарагайский рйон, с. Семиярка (б. станица Семиярская) Координаты: 50.88962, 78.314754 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Семиярка – один из старейших населенных пунктов Прииртышья. В дореволюционный период станица Семиярская состояла из собственно станичного поселения, в административное подчинение которому входили казачьи поселки: Черный, Лебяжий, Подпускной, Кривинский. В станице имелось почтово-телеграфное отделение. Семиярская входила в состав Семипалатинского уезда Семипалатинской области. В настоящее время Семиярка – одно из сел Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области. В 1825 году усердием и трудами казаков 7-го полка Сибирского линейного войска в станице Семиярской была построена каменная (кирпичная) церковь Всемилостивого Спаса (в честь празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Креста Господня – 1-го Спаса – 14 августа н.с.). Сохранились сведения, что в начале XX века причт храма состоял из священника Николая Быстрова и псаломщика Николая Кондрацкого. В дальнейшем Николаю Быстрову суждено будет сыграть заметную роль в истории обновленчества в крае. В середине 30-х гг. XX века он уже в сане протоиерея занимает важную должность настоятеля Градо-Устькаменогорского Покровского собора, а также и благочинного обновленческой группы приходов. В период его настоятельства община обновленцев из-за своей малочисленности не в силах была содержать здание большого собора. Поэтому обновленцы передали Покровский собор местным властям, получив взамен приспособленное, небольшого размера помещение, впоследствии также закрытое. Интересно, что одним из первых настоятелей Усть-Каменогорского Покровского молитвенного дома, открытого в 1945 году, был брат Николая Быстрова – митрофорный протоиерей Григорий Быстров. После установления советской власти в крае Спасская церковь станицы Семиярской продолжала оставаться действующей до 1929 года, когда она была закрыта одновременно с несколькими десятками церквей на территории современной области.

http://sobory.ru/article/?object=15374

Икона Всемилостивого Спаса, что в Тобольском кафедральном соборе, и сказание о бывших от неё чудесах Источник 250 лет тому назад, именно в 1653 г., в дни архиепископа Симеона, Господь осенил Тобольскую епархию Своим небесным милосердием, даровав жителям Сибири новый чудотворный образ. В ноябре месяце того года некая Анна, жена Тобольского служилого человека Емельяна Григорьева Табакова, поведала архиепископу Симеону и всему освященному собору о чудесном исцелении сына её, отрока Иоанна, по неизреченной благости Всемилостивого Спаса. В августе месяце 1653 года, в дни Успенского поста, у отрока Иоанна разболелась нога. Заботливые родители обратились к врачебной помощи, но пользы от этого отроку не было никакой. Болезнь продолжалась до 12 недель. Наконец, в ноябре месяце скорбящая мать является в Софийский кафедральный собор излить свое горе перед Богом. Собор тогда был деревянный, о 13 главах и при том почти новый: он освящен был всего лишь лет за пять перед тем (13 августа 1648 г.). Входя в собор и поднимаясь по ступеням, Анна Табакова остановила свой взор на иконе Спасителя, находившейся вверху, на паперти. Икона была громадных размеров, длиною 3 и шириною около 2 1 / 2 аршин. Ни ризы, ни каких-либо других украшений на иконе не было: образ был помещен в кафедральном соборе очень недавно. Быть может, потому и обратила на него свое внимание Анна Табакова, что ранее в соборной паперти она не видела этой иконы. Где находилась икона ранее, до 1653 г., ничего неизвестно. Может быть, в собор она поступила из какой-нибудь приходской церкви, но возможно, что она была только еще вновь написана. Увидев икону, Анна от всего сердца помолилась пред ней Богу и здесь же дала обет отслужить молебен Спасителю, если ее сыну дано будет исцеление. Прослушав в соборе литургию, Анна возвратилась домой и нашла там своего сына совершенно здоровым, как будто с ним никакой болезни и не было. Обрадованная мать сразу же уразумела истинную причину такого быстрого освобождения ее сына от продолжительной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Москва. Скорбященский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1865 году княгиня Прасковья Николаевна Голицына учредила в усадьбе домовую церковь во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», также в усадьбе был открыт приют для приезжих монахинь-сборщиц. Вскоре при нём была открыта Филаретовская больница. 6 сентября 1889 года Синод официально преобразовал Голицынский приют в общежительный женский монастырь, названный в честь иконы Всех Скорбящих Радости Всехскорбященским (Скорбященским). 1889-1894 гг. на средства купеческой вдовы из Воскресенска А.А. Смирновой (в монашестве Рафаилы) в обители был построен соборный храм во имя Всемилостивого Спаса. Храм был возведен по проекту архитектора И.Т. Владимирова в русско-византийком стиле. Также в обители были построены храмы Архангела Рафаила (1900 г.), Тихвинской иконы Божией Матери (1901 г.), часовня над могилой А.А. Смирновой. В 1894 г. было открыто монастырское кладбище. На кладбище были похоронены более тысячи человек, среди них сын Федора Шаляпина Игорь, известный адвокат Плевако, мыслитель Н.Ф. Федоров, дрессировщик А.Л. Дуров, историк Д.Н. Иловайский. К 1917 г. в монастыре было 5 церквей с 7 престолами, и проживало 265 монахинь. Обитель неоднократно посещала великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1913 году при монастыре были открыты высшие богословско-педагогические курсы. В 1918 г. монастырь был упразднен. Монахини остались на месте, организовав швейную артель. Почти все постройки монастыря были уничтожены. В 1929-30 гг. было уничтожено и монастырское кладбище. В настоящее время сохранились лишь обезглавленый собор Всемилостивого Спаса и здание монастырских келий. В течении длительного времени в них находились различные учреждения. В настоящее время они передаются церкви. http://optimisty.com/skorbiashinski Местность Новое Сущево, в которой расположен б. Скорбященский монастырь и храм Всемилостивого Спаса, еще с XVI века, с эпохи Царя Ивана Грозного, становится исторической для города Москвы, ибо сюда удалялся для молитвенных подвигов святой Василий Блаженный, Христа ради юродивый.

http://sobory.ru/article/?object=24185

Вязьма. Аркадиевский монастырь. Церковь Спаса Всемилостивого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Находится на территории бывшего Аркадиевского монастыря, памятник гражданской архитектуры конца XVIII века (1783 г.) Двухэтажное прямоугольное здание с оштукатуренными кирпичными стенами. Капитальные стены разбивают каждый этаж на 6 комнат. В помещениях нижнего этажа сохранились коробовые своды. С декабря 1990 года здание используется под библиотеку - литературный салон, где разместились читальный, актовый, выставочные залы, литературная гостиная. Набор открыток " Вязьма Православная " Построен в XVII в. на месте более древней деревянной церкви (1540 г.), перестроен в XIX веке. Представляет собой одноэтажный кубический объем или четверик, завершенный с востока полукружьем алтарной части апсиды. С запада к четверику примыкает удлиненная прямоугольная трапезная, вплотную к которой пристроена колокольня. Массивный кубический объем церкви, увенчанный высоким сводом с полукруглыми окнами - люкарнями, играет активную роль в панораме центральной части Вязьмы. В его декоративном убранстве использованы строгие классические элементы. Здание нарядно и торжественно. Снаружи оно представляется единым объемом, но внутри состоит из разных по величине помещений. После реставрации в 1976-1980 годах здесь разместилась центральная районная библиотека. На двух этажах расположены абонемент, молодежный и читальный залы, центр правовой и деловой информации, интернет-кафе, досуговый центр. Набор открыток " Вязьма Православная " Собор Спаса Преображения занимает центральное место в ансамбле. Первоначальный храм почти со всех сторон закрыт поздними двухэтажными объемами, и здание в целом сейчас имеет вид цельного массива, с тремя апсидами на востоке и с пристройками по сторонам колокольни на западе. Фронтоны над проемами по трем осям с восточного и южного фасадов повышают значение этих выступов, которые воспринимаются как рукава креста. Над фронтонами поднимается квадратный трибун с полусферой купола. В его основании - полукруглые люкарны. На южной стене четверика самого храма различимы следы окон и фронтонов 1830-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=00816

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Красноярской митрополии РПЦ, учреждена решением Свящ. Синода 28 дек. 2011 г. Кафедральный город - Канск, кафедральный собор - во имя Св. Троицы в Канске. Правящий архиерей - митр. Ппнтелеимон (Кутовой ; в.у. с 9 июля 2019). К. и Б. е. объединяет приходы в границах юго-вост. районов Красноярского края : Абанского, Богучанского, Дзержинского, Иланского, Ирбейского, Канского, Кежемского, Нижнеингашского, Партизанского, Рыбинского, Саянского, Тасеевского и Уярского. К февр. 2012 г. в епархии насчитывалось 28 действующих храмов, в клире состояли 25 священников, 2 диакона. Территория совр. К. и Б. е. (Канский окр.) с XVII в. входила в Тобольскую епархию, с 1834 г.- в Томскую, с 1861 г.- в Енисейско-Красноярскую епархию. Первые правосл. храмы в Канском окр. были построены в старожильческих поселениях в XVII-XVIII вв.: св. Иоанна Предтечи при Троицком солеваренном заводе (ныне с. Троицк Тасеевского р-на) (1680), св. апостолов Петра и Павла в с. Чунском (1754), Всемилостивого Спаса в с. Ирбейском (1760), арх. Михаила в с. Новосёлове (1767), свт. Николая Чудотворца в с. Монашенском (ныне с. Амонаш Канского р-на) (1770), свт. Николая Чудотворца в с. Михалёве (1770), св. Иоанна Богослова в с. Троицко-Заозёрном (ныне г. Заозёрный) (1784), в честь Богоявления в с. Тасееве (1794), Рождества Христова в с. Христорождественском (ныне с. Дзержинское) (1794), св. апостолов Петра и Павла в с. Рыбинском (1796). Храм при Канском остроге - деревянная ц. во имя Всемилостивого Спаса - был поставлен в 1722 г., 1-м священником в нем был Алексий Афанасьев. К 1717 г. в Канский острог переселились 20 семей красноярских казаков, получивших из казны средства для постройки домов и документы об освобождении от податей. Казачье поселение и церковь находились к востоку от острога. Спасская ц. была единственным в Красноярском у. ружным храмом. В кон. XVIII в. жители с. Канского обратились к Тобольскому архиеп. Варлааму I (Петрову-Лавровскому) с просьбой о разрешении построить в селе каменную соборную церковь с приделом в честь Покрова Пресв. Богородицы. 21 сент. 1797 г. архиеп. Варлаам отправил красноярскому прот. Алексию Алексееву грамоту о строительстве собора. Собор возводился в 1800-1804 гг. енисейскими мастерами под рук. А. Казаретина и А. Малетина. Собор был освящен в янв. 1805 г. В то время в с. Канском имелось 140 домов, в к-рых жили 1100 чел.

http://pravenc.ru/text/1470267.html

Патриарх Кирилл: Забытый и униженный святитель Макарий вернулся к своему народу 1 сентября, 2016. Новостная служба Мощи просветителя алтайцев были доставлены к месту закладки нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск 1 сентября. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса в Горно-Алтайск Кафедральный собор будет построен в центре города в память о разрушенном в 1946 году одноименном храме, бывшем центром православной жизни Горного Алтая. Духовенство и верующие Горно-Алтайска собрались на месте закладки собора, чтобы помолиться и поклониться честным мощам святителя Макария (Невского). Мощи просветителя алтайцев были доставлены из аэропорта к месту закладки и установлены под сенью. После того как верующие приложатся к святыне, мощи будут принесены в храм преподобного Макария Алтайского (Глухарёва), сообщает пресс-служба патриархии. После закладки собора Патриарх Кирилл вознес молитву святителю Макарию у его честных мощей, а также совершил молитву на начало нового учебного года. Предстоятель Русской Церкви также обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Каллистрат! Уважаемый Александр Васильевич! Дорогие отцы, братья и сестры! С совершенно особым чувством я вступил в этот раз на землю Горного Алтая вместе с честными мощами святителя Макария, который всю свою жизнь связал с этим местом и с народом, который здесь живет. Святитель Макарий прибыл сюда сравнительно молодым человеком и поставил своей задачей, в первую очередь, помочь алтайцам обрести собственный литературный язык. Он начал усиленно изучать их речь, с тем чтобы перевести на алтайский Евангелие, богослужебные последования, другие книги, которые дали бы алтайцам возможность познакомиться с Православием. Проповедь о Христе на этой земле не сопровождалась угнетением местного народа, в отличие от того, как это бывало за пределами Руси, где вера нередко насаждалась огнем и мечом, а результат оказывался отрицательным, потому что нельзя проповедовать о любви, при этом действуя без любви. Святитель Макарий, будучи еще совсем молодым человеком, по-настоящему полюбил этот край, этот народ и делал все для того, чтобы помочь людям увидеть лик Христа и понять, что с христианством связано самое важное, что у них есть, — любовь; потому что Бог как Любовь, как Источник любви, через веру укрепляет людей в способности любить друг друга.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-zabyit...

Каргополь. Собор Рождества Христова. Христорождественский собор Карта и ближайшие объекты Христорождественский собор - древнейшее каменное здание в городе. Массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. В летнее время года доступен к осмотру изнутри (музей). Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило. http://www.towns.ru/towns/kargopol.html Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города - Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов XVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их. Христорождественский собор был двухэтажным. За четыре века собор значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это обстоятельство, безусловно, нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Интерьер верхнего храма — просторный, высокий. Собор отреставрирован внутри, выбелен, в нем много света, воздуха. Шесть мощных столпов поддерживают своды. Четыре приходятся на сам храм, два других отделяют алтарную часть, к ним прикреплен огромный пятиярусный иконостас. http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html В 1552 году в Каргополе случился пожар, после чего стал формироваться новый центр этого старинного города - Соборная площадь.

http://sobory.ru/article/?object=00299

Вятка (Киров). Собор Воскресения Христова. Воскресенский Собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Срубленная еще в 1615 году деревянная Воскресенская церковь заняла одну из самых эффектных высот городского ландшафта. В течение XVII века храм неоднократно горел, что побудило Преосвященнейшего Иону в 1695 году благословить прихожан на сооружение каменной церкви. Артель местных зодчих – первых мастеров каменных дел к концу 1700 году закончила основные работы по возведению храма, но до окончательного завершения было еще далеко: велись внутренние работы, храм обустраивался, в 1725 был возведен правый придел Рождества Богородицы.(прим.: здесь в статье ошибка, проименование данного придела - Введения во храм Пресвятой Богоридицы). А через 33 года – и левый придел, в честь митрополита Ростовского Дмитрия. К началу 80-х годов XVIII века пристроены рундуки, в храме выстелен чугунный пол, обновлены росписи. К середине XIX века верх строения был покрыт железом, а в 1852 году возведена новая колокольня. Воскресенский собор - удивительный архитектурный артефакт с долгой историей: в ней, как в зеркале, отразились основные тенденции архитектуры и способы внутреннего обустройства, соответствующие каждому этапу доработки. И стоит отдать должное мастерам, работавшим над собором: единая стилистика храма не была нарушена, и последняя достроенная колокольня, немного отличающаяся от базовой четырехэлементной конструкции, не нарушает гармонию этого памятника архитектуры. Достопримечательностью собора являлся четырехъярусный резной иконостас, представлявший собой образец древнерусской резьбы. Живопись маслом, выполненная художником Саврасовым в 1848 году заполняла пышные клейма, стены теплой церкви украшало немало икон старинного письма. Интересной особенностью можно считать расположение церквей и соборов города Хлынова в конце XVII века. Застройка тогда осуществлялась под наблюдением архиепископа Ионы и имела очень символичный подтекст: храмы были воздвигнуты в центре города против движения солнца. После пожара в 1679 году, благодаря вынесению Воскресенской церкви на возвышенность, получила завершение круговая застройка, которая в архитектуре храмов повествовала о евангельской истории, неотделимой от русского православного сознания: это история Богоявления (Богоявленский собор), Преображения (Преображенский собор), Воскресения (Воскресенский собор) и Вознесения Господня (Вознесенский собор). И каждый год, в четвертое воскресение Великого поста, по этому кругу двигался Крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса.

http://sobory.ru/article/?object=32473

Санкт-Петербург. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор Спаса-на-Сенной /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы располагалась по Садовой улице на Сенной площади (с 1952 по 1991 гг. Площадь Мира) и была одна из самых посещаемых храмов города. В народе церковь называли также Спасом-на-Сенной или Спасо-Сенновской. Это широко бытовавшее название было обусловлено тем, что до постройки Успенской церкви на ее месте существовал более древний храм во имя Христа Спасителя, а именно «во имя всемилостивого Спаса происхождения Честных древ честнаго животворящего Креста Христова», что празднуется 1 августа. Первоначально этот небольшой деревянный храм стоял на Выборгской стороне, откуда был перенесен на Сенную площадь. 20 июля 1753 года рядом с деревянной была заложена каменная церковь, строившаяся в основном на средства купца Саввы Яковлевича Яковлева. Строительство длилось 12 лет. Деревянная церковь, находившаяся рядом с каменным собором, была разобрана еще до окончания его постройки, в 1761 году. В том же году в склеп еще строившегося храма (в придел Трех святителей) были перенесены останки родителей Саввы Яковлева с Сампсониевского кладбища на Выборгской стороне. Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол Императрицы Екатерины II. Рядом с пятикупольным каменным храмом была возведена высокая трехъярусная колокольня. 20 октября 1764 года был освящен придел прп. Саввы освященного, небесного покровителя храмоздателя. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Иконостас центрального придела написал известный иконописец М.Л. Колокольников. Великолепный пятикупольный, выстроенный в связи с колокольней, храм стал доминантой Сенной площади. Высота его до креста главного купола составляла 23 сажени 2 аршина (около 50 метров). Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

http://sobory.ru/article/?object=35608

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010