А. А. Романова Иконография На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 г. И. представлен вместе с прав. Григорием Китовским (см. в ст. Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий ) на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. И.- старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское ( Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893. Вкл.). На иконе Л. С. Узловой (2005, Шартомский Никольский мон-рь) И. показан в рост, вполоборота влево, на фоне мон-ря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ И. помещен в нише сев. стены в росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском мон-ре (2008). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/468877.html

15585. Л. 124-124 об., 142; список 1656 г.). Они внесли имя М. в свой помянник, сохранившийся в составе синодика Пафнутиева Боровского мон-ря, настоятель к-рого, прп. Пафнутий Боровский, несмотря на запрет Киевского митр. свт. Ионы , продолжал поминать во время богослужения кн. Дмитрия Шемяку и членов его семьи. Канонизация М. совершилась после включения ее имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым) в 1841 г. Ист.: ПСРЛ. Т. 23. С. 148-149; Т. 24. С. 183; Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 56-57, 248-249, 265-266, 297. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 306-309; Описание о российских святых. 251-252. С. 120-121; 257. С. 125-126; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2 (по указ.); Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 71; Окт. С. 181-183; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 182; Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. М., 1987. Т. 1: Курс рус. истории. С. 353-354; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 124, 235. Примеч. 17. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2562082.html

Файл 34422.jpg:   Размер: 397x665, 0.26 MPix, 75 Kb. Дата: 2020-04-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (92) , (2) . Описание: Божья Матерь Печерская. Гурьянов В.П. (1867-1920). Россия, 1902 г. Материал: дерево. Техника: темпера яичная. 31 х 26,6 см. Государственный Эрмитаж. Файл 34887.jpg:   Размер: 966x1080, 1.04 MPix, 221 Kb. Дата: 2020-07-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (98) , (1) . Описание: Икона Ярославской Богоматери. 1786 г. Материал, техника: серебро, дерево, шелк, чернила, золочение, чеканка. 32х26,5 см. Место создания: Россия, г. Москва. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34889.jpg:   Размер: 643x800, 0.51 MPix, 230 Kb. Дата: 2020-07-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (75) , (1) . Описание: Богоматерь Печерская. Первая половина XVII в. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. 31 х 26,5 см. Место создания: Россия, г. Москва. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34904.jpg:   Размер: 580x674, 0.39 MPix, 133 Kb. Дата: 2020-07-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (85) , (0) . Описание: [Возможно, Ярославская-Печерская. Совпадает по иконографии, месту и времени написания и прославления.] Собор ростово-ярославских святых в молении образу Богоматери на престоле. Период создания: 1820-е. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. 35 х 30,8 см. Место создания: Россия, Ярославль. Государственный исторический музей, Москва. Файл 34905.jpg:   Размер: 662x800, 0.53 MPix, 214 Kb. Дата: 2020-07-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (83) , (0) . Описание: Ярославская-Печерская (Богоматерь. [Текст] : полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и посвященных Ея имени чудотворных икон/под редакцией [и с предисловием] Е. Поселянина. - С.-Петербург : книгоиздательство П. П. Сойкина, - Кн. 2. - С. 280.) Файл 35002.jpg:   Размер: 655x899, 0.59 MPix, 198 Kb. Дата: 2020-10-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (69) , (2) . Описание: Икона эмалевая " Богоматерь Ярославская " Период создания: Вторая четверть (?) XIX в. Материал, техника: красная медь, медный сплав, наполнитель, живописная эмаль, серебрение (рамка) Размер: 8,2х7,8х0,7 см Место создания: Ростов Великий Номер в Госкаталоге: 25488386 Номер по КП (ГИК): ГОМ-6725/11 Инвентарный номер: ЭМ-118 Внешняя ссылка: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Нижегородской области " Нижегородский государственный историко-архитектурны[...]

http://pravicon.com/icon-250

На большинстве поясных изображений Л. представлена в 3/4-ном повороте, с приложенной к груди правой рукой и крестом в левой, в платке в полоску и темно-зеленом платье. Подобным образом Л. представлена на иконе 2001 г. иконописцев Н. А. и Н. Г. Богдановых (Вознесенский Софийский собор в Царском Селе). Такое изображение Л. помещено на ковчеге с частицей мощей в рязанском в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ре (по благословению архиеп. Павла (Пономарёва) ковчег для этого мон-ря специально был заказан в «Софрино» в 2010). На иконе 2004 г. «Собор святых, в земле Рязанской просиявших» из Христорождественского собора Рязанского кремля (худож. А. Лапкин) Л. изображена в правой группе святых между сщмч. Петром (Крестовым) и блж. Василием Рязанским (3-я от центра, 4-й ряд сверху) (Святые земли Рязанской. 2010. Ил. на с. 15). Лит.: Евсин И. В. Блаженная Любовь Рязанская: Жизнеописание. Чудеса. Акафист. Рязань, 2008; Иоаким (Заякин), иером., и др. Святые земли Рязанской. Рязань, 2010. С. 181-183. Ил. на с. 181. Мон. Мелетия (Панкова), Е. В. Орлова Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ Петрович Кадомский (1776 (1775?), блж., Христа ради юродивый (пам. 2 мая, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/2561050.html

14 мая в старом соборном храме отслужили последнюю литургию и в течение лета разобрали его. 8 сентября состоялась закладка " нового великолепнейшего " собора, проект которого разработал ректор Академии художеств А. И. Мельников. Неизвестно, бывал ли когда Авраам Иванович в Рыбинске, но только в проекте своём он не учёл, что у собора уже имелась колокольня, ломать которую никто не собирался, и предложил устроить звонницы в угловых барабанах. Поэтому чертежи пришлось выправлять уже " на ходу " . Долго откладываемое, теперь строительство шло довольно споро. В 1842 году здание уже подвели под крышу и тогда же приступили к отделочным работам. Но вот они-то как раз затянулись. Пока расписывали интерьеры под искусственный мрамор, пока изготавливали лепнину - прошло без малого десять лет. Освятили Спасо-Преображенский храм в 1851 году. Новый рыбинский собор был в некотором смысле образцово-показательным. Один из самых вместительных в епархии, с высочайшей колокольней (до сих пор она входит в список самых высоких колоколен России), благолепно украшенный - он производил торжественное впечатление и на лиц начальствующих, и на простых смертных. " Не знаю, - замечал после посещения Спасо-Преображенского собора архиепископ Ионафан (Руднев), управлявший Ярославской епархией в 1877-1903 годах, - сподобит ли меня господь побывать в раю небесном, а в раю земном я сегодня побывал " . Престолов в нём было три: средний - Преображения Господня; с южной стороны - во имя святых Апостолов Петра и Павла и святого пророка Илии, с северной - в честь Знамения Пресвятой Богородицы и во имя святого Михаила Тверского. Что касается последнего посвящения, то оно является данью уважения благотворителю тогда ещё не построенного храма - купцу Михаилу Вязьмину. Он умер в 1837 году, указав в завещании, что жертвует на строительство собора 40 000 рублей при условии освящения в нём придела в честь его небесного покровителя. Прихожан, согласно " Историко-статистическому обзора Ростово-Ярославской епархии " , числилось при рыбинском соборе в 1861 году почти три тысячи - 1250 душ мужского пола и 1420 женского. Указано также, что он владел двадцатью десятинами земли. Здесь в соборе, принимали присягу гласные Городской думы и, конечно, городской голова. Здесь совершались молебны в высокоторжественные дни, отсюда, напутствуемые духовенством, уходили полки во время Крымской, Балканской и Первой мировой войн. А с 1909 года собор приобрёл ещё большее значение, сделавшись не просто городским, но и кафедральным: 16 мая рыбинцы встречали первого епископа Рыбинского Евсевия (Гроздова), викария Ярославской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=01819

Житие сообщает, что преподобный сам принимал участие во всех строительных и монастырских работах: «Оттоле нача подвизатися великимъ подвигомъ: и своима рукама камение ко основанию соборныя церкви собираше, и на возилахъ со братиею во обитель вожаху». Согласно Пространной редакции, угличский кн. Андрей Васильевич присутствовал при основании мон-ря и закладке каменного Покровского собора. П. вместе с прп. Кассианом Греком, основавшим ок. 1482 г. обитель на Учме, крестил детей князя: Иоанна Андреевича (буд. прп. Игнатий Вологодский) и св. кн. Димитрия Андреевича . Прп. Кассиан Грек, по версии Пространной редакции, находился у смертного одра П. Эти сведения имеются и в других угличских агиографических памятниках XVIII в. В Пространной редакции к исходным 27 посмертным чудесам добавлены еще 4, одно из которых, повествующее о приезде в Углич царя Алексея Михайловича и посещении им Покровского мон-ря, датировано 1654 г. Следует отметить, что основные хронологические несоответствия в Житии связаны с ранним периодом жизни святого. Установлено, что начало Жития вплоть до описания пострига святого заимствовано из Жития прп. Варлаама Хутынского: изменения коснулись только дат и имен собственных. Хронология угличского периода жизни П. (во всяком случае в лаконичном варианте Краткой редакции) выглядит ненарушенной. По мнению Е. Е. Голубинского, П. был канонизирован в кон. XVI - нач. XVII в. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых и в Собор Тверских святых, установленные в 1964 и 1979 гг. Ист.: Житие и подвиги прп. Паисия Угличского//Ярославские ЕВ. 1873. 17. Ч. неофиц. С. 135-142; 18. С. 143-148; 22. С. 175-181; Сказание о явленной и чудотв. св. иконе Покрова Пресв. Богородицы, принадлежащей Угличскому Покровскому монастырю (Яросл. губ.)//Ярославские ЕВ. 1899. 37. Ч. неофиц. С. 561-567. Лит.: Антоний, архим. Угличский Покровский мон-рь. Ярославль, 1870; Голубинский. Канонизация святых; Раменский Ю., свящ. Детство, отрочество и юность прп. Паисия, Угличского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1900. 2. Ч. неофиц. С. 17-22; 3. С. 33-38; 6. С. 81-85; Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006; он же. Угличский Покровский мон-рь: Очерки истории и культуры XV-XX вв. Углич; Рыбинск, 2009; Каган М. Д. Житие Паисия Угличского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 317-320; Маркелов. Святые Др. Руси. СПб., 1998. Т. 2; Сагнак И. В. О духовной культуре староверов г. Углича//Сообщ. науч. конф. Угличского музея 2002, 2003, 2004. Углич, 2005. С. 232-241; Чванова Н. В. Св. Паисий на фоне Покровского мон-ря (к вопр. об иконографии Угличских святых на мат-ле иконы из собр. УГИАХМЗ)//Там же. С. 293-303.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Игнатий, архиепископ Петропавловский и Камчатский: – Я полностью поддерживаю владыку Кирилла в том, что знаменем Собора был итог нашей 20-летней жизни. Первые соборы, я имею в виду Вселенские, собирались раз в 50 лет или раз в 100 лет, то сейчас мы собираемся раз в 4 года. Почему так часто? Потому что резко меняется ситуация и в стране, и в мире. Красной нитью через все заседания, через всю работу комиссий, через все доклады проходила идея единства Церкви. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – С какими ожиданиями вы ехали на Собор? Они сбылись? Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский: – Ожидалось, что мы будем говорить о том, насколько мы едины во взглядах на существующее положение Церкви. Это оказалось очень интересным, значимым и объемлющим дух всего архиерейского братства. Большой радостью для всех нас стала святая часть собора – деяния по признанию канонизаций тех подвижников, которые на местном уровне уже давно почитаются верующими. Прежде всего, я говорю о святителе Иоанне (Максимовиче) и сестрах святителя Алексия, митрополита Московского, Евпраксии и Иулиании.   Фото - Пресс-служба Архиерейского Собора Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Владыки, у нас есть звонок от наших телезрителей. Алло, мы слушаем Вас, Вы в эфире. Телезрительница: – Здравствуйте! Вы сказали о почитании святителя Иоанна Шанхайского. Будут ли у нас какие-либо события, связанные с началом его общецерковного почитания? И еще у меня есть вопрос, касающийся почитания святых, прославленных РПЦЗ, но не прославленных в Московском Патриархате. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Спасибо за Ваши вопросы. Владыка Игнатий, может быть, Вы ответите? Игнатий. архиепископ Петропавловский и Камчатский: – Я бы предоставил такую возможность владыке Кириллу, раз уж он поднял эту тему. Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский: – На Соборе было принято решение признать местные прославления. Некоего дополнительного общецерковного акта о канонизации местночтимых святых не будет, мы лишь утверждали дни общецерковного празднования памяти этих подвижников. Что касается прославления новомучеников, хочу обратить внимание на то, что в России и за рубежом укоренились разные подходы к этому вопросу. Зарубежная Церковь прославила общим списком всех новомучеников и исповедников Российских. Здесь же мы можем более тщательно исследовать материалы, касающиеся мученического подвига каждого святого, и только по изучении архивных документов нами выносится то или иное решение. Поэтому мы считаем очень важной и значимой работу синодальной комиссии по канонизации.

http://sedmitza.ru/text/415163.html

Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт в 1919 г., собор действовал в качестве приходского храма до 1928 г. 28 сент. 1920 г. в соборе состоялось публичное вскрытие мощей прп. Геннадия, после чего они были увезены в Ярославский губ. музей (находились там до сер. 30-х гг. XX в., дальнейшая их судьба неизвестна). В советское время прп. Геннадий особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 г. в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя прп. Геннадия. Когда в 1981 г. было установлено празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал день памяти прп. Геннадия — 23 янв. Имя прп. Геннадия вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рого было установлено в 1964 г., в 2002 г. было внесено в Собор Белорусских святых. В 1996 г. началось возрождение Спасо-Геннадиева монастыря. В 1998–1999 гг. вблизи руинированного Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, прп. Геннадий вырыл колодец, была построена небольшая деревянная ц. во имя прп. Геннадия; 1 сент. 1999 г. Ярославский архиеп. Михей (Хархаров) служил в этом храме водосвятный молебен, первая литургия состоялась 23 июня 2000 г. Ист.: Сказание игум. Алексея к пастырю дому боголепнаго Преображения и прп. Геннадия//Ключевский. Древнерусские жития. С. 463–464; Житие прп. Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1873. 23. Ч. неофиц. С. 183–190; 24. С. 191–196; К житию прп. Геннадия, костромского и любимоградского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1873. 25. Ч. неофиц. С. 202–203; Служба и акафист прп. отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу: С присовокуплением сказания о житии его и чудесах. М., 1898; Житие прп. Геннадия Костромского//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 18–42; Описание о российских святых. С. 196–197; Житие и акафист св. прп. Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу: (Сост. на основе жития, написанного учеником прп. игум. Алексием, и др. архивных док-тов о Спасо-Преображенском Геннадиевом монастыре)/Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Б. м., 2004; Житие Корнилия Комельского//Городок на Моск. дороге. Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 180–184, 188–189.

http://sedmitza.ru/text/413234.html

вмц. Екатерины. 1988 г. 174). Образ преподобного представлен на иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. из Валаамского мон-ря (Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия), кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей карельских в г. Куопио. На иконе кон. XX в. из собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске святой представлен в зеленой мантии, с поднятыми в молении руками. Лит.: Русак В. Икона преподобных отцев, в земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. В. Г. Платонов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОВ (Железо (Залезо) Иван Иванович, в схиме Иоанн; ок. 1551-1651)), игумен, прп. Почаевский (пам. 6 мая, 28 авг., 28 окт., 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам.

http://pravenc.ru/text/77032.html

Основание и достопримечательности храма Третий, ныне существующий, храм построен в царствование Алексея Михайловича в 1646 г. и освящен Варлаамом, митрополитом ростовским и ярославским. Таким образом, над храмом этим пронеслось уже более 250 лет. Немало совершилось в течение этого времени событий. Скажем о главнейших из них: В 1654 г., во время смертоносной язвы, свирепствовавшей во многих местах России, не исключая и Ярославль, настоящий храм украсился иконой Одигитрии Смоленской Божией Матери, перенесенной в него из существовавшей тогда деревянной Троицкой церкви, оставленной без богослужения, по некоторому чудному откровению одному благочестивому мужу. После крестного хода с этой иконой вокруг Ярославля, смертоносная болезнь вскоре прекратилась 17 . В 1658 г. июня 11, пожар истребил большую часть Ярославля и много церквей, в том числе и Собор немало пострадал от пламени. В этот пожар мощи святых князей Василия и Константина спасены были от сильного огня перенесением их на устье реки Которостли 18 . В 1674 г. Иона, митрополит ростовский, в Соборе устроил теплый придел во имя святого равноапостольного князя Владимира и другой холодный – во имя святых благоверных князей Василия и Константина 19 ; в том же году он украсил Собор стенной живописью 20 . После этого о ярославском соборе не находим никаких известий в продолжении 69 лет, т. е. до 1743 г. В этом году ростовский митрополит Арсений Мацеевич установил крестный ход с чудотворной иконой Владимирской Богоматери из ростовского собора в ярославской; в том же году, 3-го июля, почивающие в здешнем Соборе мощи святых князей Василия и Константина обносились вокруг Рубленого Города или кремля ярославского 21 . В 1744 г., февраля 20-го, в Соборе, по, жалкой невнимательности причта, случился пожар, в который Собор понес весьма чувствительную утрату, едва не лишившись драгоценнейшего своего сокровища. Вот как это последовало: сторожа, по окончании обедни, погасив свечи, сложили огарки в деревянный ящик, стоявший близ гробницы св. благоверных князей Василия и Константина, и заперли Собор; но огарки, худо утушенные, загорелись и вспыхнули, пламя коснулось стоявшей над гробницей деревянной сени, дошло до самой гробницы и, к величайшей скорби ярославских жителей, мощи святых князей обгорели. Оставшиеся от них части были собраны в два ковчега и положены в новую раку, поставленную на прежнем месте между двух столбов на правой стороне храма. За такое невнимание к святыне, по резолюции митрополита Арсения Мацеевича , соборный протоиерей и прочие священники отрешены были от должностей при Соборе и определены к приходским церквам, а ключарь лишен священства и отослан в распоряжение провинциальной канцелярии 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010