К уникальному торжеству архимандрит Антонин (Капустин) написал богослужебные песнопения. Тропарь: Дево Безневестная и Мати Всечистая приемше от Архангела Благовещения со тщанием востекла еси в Горняя и целовавши южику Твою всечестную Елисавет Мати Господа от сея наречена была еси и возвеличила возвеличившаго Тя Господа. Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего. Кондак: Воистину блаженна еси Святая Дева Мария и всякия блага превосходящая яко из Тебе возсия Солнце Правды — Христос Бог наш. Корреспонденты ПРАВМИРа приглашают читателей прогуляться по одному из красивейших уголков Святой Земли. Горненский пейзаж Собор Всех святых в земле Российской просиявших. Строительство началось в 1911 году, но было приостановлено из-за начала Первой мировой войны. Возобновлена только в 2003 году. В 2007 собор был освящен малым чином, а 27 ноября 2012 Святейший Патриарх Кирилл во время официального визита в Иерусалимский Патриархат совершил великое освящение собора Мозаика «Целование» на фасаде собора Одна из маковок собора Интерьер собора Вид с колокольни собора Интерьер Казанской церкви Иконостас Казанской церкви Чтимая икона Благовещения Пресвятой Богородицы висит над Царскими вратами, под образом Тайной Вечери. Иногда ее спускают вниз для поклонения Чудотворная Казанская икона Богородицы, спасшая монастырь в 18… году от эпидемии холеры. Оставшиеся в живых сестры собрались в храме и начали по очереди читать акафист Пресвятой Богородице. После того, как акафист был прочитан в двенадцатый раз, икона видимым образом поднялась по воздуху и обошла обитель. После этого эпидемия прекратилась. Обычай читать двенадцать акафистов вошел в устав монастыря Пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи Благовещение о Рождестве Иоанна Предтечи — мозаика при входе в храм Рождества Иоанна Предтечи Зачатие Иоанна Предтечи — мозаика, там же Бегство святой праведной Елисаветы с младенцем Иоанном — мозаика, там же Пещерная церковь Интерьер храма Рождества Иоанна Предтечи Крест на храме Рождества Иоанна Предтечи

http://pravmir.ru/gornyaya-serdce-russko...

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Из истории строительства деревянной церкви, именуемой Ржевской иконы Божьей Матери: Прошение чинов, обывателей и прихожан города Ржева о повелении созеждать на посаде церковной земли церковь во имя ржевския Богородицы. Декабря дня 1715 года. «Державный Царь Государь милостивейший. Во Ржеве на посаде, Иоанна Предтечи земля исстари лежит в пустее, а у нас нижеименованных рабов Твоих обещание, чтоб на той церковной земле построить древяную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа ржевския, да в приделы Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенского. Всемилостивый государь, просим Вашего Величества, да повелит Ваше Державство на оной Иоанна Предтечи церковной земле нам рабом Твоим по обещанию нашему сождить оную церковь во имя Пресвятой Богородицы ржевския, да в приделах Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенскогои на тое церковь лес готовить и строить. От Вашего Величества нижайшее рабы Твои града Ржева Володимировы разных чинов обыватели и тоя церкви прихожане и вкладчики. Декабря 3 дня 1715 году Ржевы-Володимировы ландрат Лука Челищев, князь Юрий Путятин руку приложил, подрядчик Никита Путятин, именитого человека Григория Дмитр. Строганова приказчик его Григорий Ярилов, ржевский посадский человек Иван Поганкин, ржевский посадский человек Василий Лучников по прошению посад. челов. Сергея Денисова, вкладчик ржев. посад. челов. Авраам Поганкин, ржев. приказной избы подьячий Леон Ваулин, Иван Ваулин, подьячий Григорий Вараксин, подьячий Иван Храмцовский, земской бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов, именитого человека Григ. Дмитр. Строганова человек Иван Бунин. Резолюция: Выписать 1715, декабря 16» (Церковная летопись, 1629 год. РГАДА). В 1717 году по Указу патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Егорского, «в устье» Волги, как значится в летописи, был построен деревянный храм иконы Ржевския Богоматери. Слово «Оковецкой» здесь не обозначено. И далее, в составленном тексте Д.С. Чураковым, следует: «По благословению митрополита Игнатия Сарского и Подонского в 1719 году был освящен придел во имя преподобного Нила Столбенского, а два других престола в честь ржевския иконы Богоматери и РожДества Иоанна Предтечи продолжали быть не освященными».

http://sobory.ru/article/?object=03001

Именно поэтому слово " собор " в русском сознании в первую очередь связывается с могучим храмом, построенным общими усилиями, в котором собирается весь окрестный и приезжий народ по самым главным церковным торжествам. Весьма и весьма дороги верующему народу российскому и другие значения слова " собор " . " Собрание молящихся на другой день после Великаго Праздника, для прославления того лица, которое было главным участником в Празднике. Например на другой день Рождества Христова - Собор Пресвятой Богородицы, на другой день Крещения - Собор Иоанна Предтечи, на другой день Благовещения - Собор Архангела Гавриила " ( 1 ) . Соборами в русской церковной традиции называются также праздники в честь сонма местночтимых святых и угодников Божиих, например: Собор Карельских святых, Собор Оптинских святых, Собор Волынских святых, Собор преподобных отцев Киево-Печерских, Собор Радонежских святых и т.д. " Этим словом в богослужебных книгах часто называется всенощное бдение, совершаемое многими священнослужителями, отчего богослужение является более торжественным " ( 2 ) . Но пожалуй самым главным, самым возвышенным значением этого слова для нас является: " Собор - собрание пастырей и учителей Церкви для утверждения истин веры и правил благочиния церковнаго. Обычай решать церковные дела собором утвержден на словах Христовых о Церкви и на примере Апостолов, державших собор в Иерусалиме. В первые три века соборы были поместные. Их них важнейшими были те, на которых рассуждалось о времени праздника Пасхи, о крещении еретиков, о принятии падших, о ересях. С 4-го века, кроме поместных, стали собираться соборы Вселенские. Ряд Вселенских Соборов в Православной Церкви окончен 7-м Вселенским Собором " ( 3 ) . В уясняется происхождение и внутренний смысл слова СОБОР? Ближе всего в русском языке с этим словом соотносятся слова " собрание " , " собирать " , " сбор " . Эти слова означают соединение, объединение, выявление, концентрацию кого-либо, чего-либо из общего разнообразия и многообразия по роду, по типу или какому-либо другому общему свойству в качественно новое целое. Слово же " собор " выражает всецелостность, исключительную полноту ( 4 ) .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/1...

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Анны (Сербининой (Сербиной)) и по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Сергия «тщанием окольничего Федора Зыкова» был возведен каменный летний собор в честь Сретения Господня с приделами в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (правым) и во имя св. Анастасии Римляныни (левым). По ведомости нач. 40-х гг. XVIII в. и офицерской описи 1763 г., это был 8-главый храм с 4 престолами и одноярусными иконостасами: в честь Сретения Господня, иконы Божией Матери «Страстная», Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Анастасии Римляныни; «на них кресты железные позолочены, крыты тесом, главы покрыты каменной чешуею», на колокольне имелось 6 колоколов (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 566. Л. 1 об.). В 1777 г., по сообщению тверского наместника Я. Е. Сиверса, Коллегия экономии ассигновала 500 р. на реставрацию обветшавшего храма. К этому времени в соборе имелось только 2 придела - св. Иоанна Предтечи и Анастасии Римляныни (РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. 16812. Л. 1-5). В 1786 г. по ходатайству игум. Надежды (Непейцыной) архиеп. Тверской и Кашинский Иоасаф (Заболотский) выделил 500 р. ассигнациями на ремонт обветшавших Сретенского собора и колокольни. Затем при игум. Александре (Непейцыной) на обновление собора и др. построек из казны было отпущено 3000 р. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Крестный ход у кашинского Сретенского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1790 г. собор был перестроен. Теперь главный престол в честь Сретения Господня с 2 боковыми приделами (правым, в честь Рождества св. Иоанна Крестителя, и левым, во имя вмц. Анастасии Римляныни) располагался в вост. половине собора. С запада к Сретенскому собору примыкала зимняя церковь с 2 престолами - в честь Смоленской иконы Божией Матери (правый) и во имя свт. Николая Чудотворца (левый). Летняя Сретенская церковь соединялась с зимним храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери аркой со стеклянными дверями. Длина всей постройки составляла 13 саж. 2 аршина и 5 вершков; крыша из листового железа была покрыта медянкой; 5 глав летнего храма, окрашенные «под серебряный мат с рассыпанными золотыми звездами», венчали позолоченные железные кресты с коронами.

http://pravenc.ru/text/1683969.html

Сохранившееся до сегодняшнего дня здание собора Рождества Пресвятой Богородицы датируется документами 1737-1747 г.г. По описанию Н. Баженова, весь комплекс Алатырского собора в середине XVIII века состоял из 3-х храмов: 1. Соборного каменного храма с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 2. Теплого каменного храма без колокольни, построенногов 1703 году, с престолом в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. 3. Приписного к собору кладбищенского каменного храма с тремя престолами – в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Причт состоял из протоирея, священника, дьякона и двух псаломщиков. Для протоиерея, дьякона и псаломщика был церковный дом при соборе. Все они получали государственное жалование. Собор имел церковную сенокосную землю – 47 десятин (96 тыс. га) 1071 кв. сажен (2150 кв. м). К собору было приписано 92 двора: их которых - 372 мужчин и 380 женщин. Собор Рождества Пресвятой Богородицы - это летний (холодный) храм. Службы в нем проходили в тёплое, летнее, время года. Есть сведения, что он был выстроен на средства людей мещанина Боголюбова. У собора - один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя в документах XVIII века упоминается придел в честь Казанской Божией Матери (1774). На соборе был один большой купол (большая глава). В соборе был иконостас длиной 3 сажени (6 метров) и высотой 2,5 сажени (5 метров). Двухъярусная колокольня высотой 8 саженей (чуть выше 16 м) была построена позднее. Страшные события произошли в Алатыре в конце XVIII века во время восстания Емельяна Пугачёва. 24 июля 1774 года он вошел в город, а горожане встречали его с хлебом и солью. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы был отслужен молебен в честь разбойника. Пугачев сидел в алтарной части храма, а горожане с духовенством даже целовали ему руку. Затем был зачитан его манифест и частично вывезена городская казна, которая находилась под колокольней. Пугачев своих лучших людей поощрил наградными медалями, изготовленными алатырскими серебрянниками, и покинул Алатырь. А 31 июля в город вошли царские войска под командованием ротмистра Подьяконова. Пугачевым были ограблены все церкви в Алатыре, разрушен девичий Старо-Николаевский монастырь. Среди жителей города сохранилось предание, что напротив Богородицерождественского собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян и помещиков.

http://sobory.ru/article/?object=04994

1760 г. архиеп. Сильвестром (Кулябкой), на торжестве присутствовала императрица. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 20 июля 1762 г. в присутствии имп. Екатерины II архиеп. Вениамин (Пуцек-Григорович) освятил главный Богоявленский придел в верхнем храме и левый во имя прославленного в 1757 г. свт. Димитрия Ростовского в нижнем. В тот же день императрица устно повелела наименовать церковь «Морским собором» (к 1770 в морском ведомстве состояло 11 храмов, из них 6 - в столице). По штату 1764 г. в соборе служили протоиерей-настоятель, 2 священника и диакон. Незадолго до освящения собора, 17 мая 1762 г., свящ. Иоанн Панфилов, активно участвовавший в строительстве, был возведен в сан протоиерея (впосл. протопресвитер московского Благовещенского собора (1770-1774), духовник имп. Екатерины II, с 1774 член Синода). В 1770 г. в соборе начал служение свящ. Митрофан Иванович Окин, в 1800-1805 гг. он был настоятелем собора. Со времени правления имп. Екатерины II собор стал памятником славы рус. флота. В присутствии императрицы 28 мая 1770 г. в соборе был отслужен благодарственный молебен по поводу первых успехов русского флота в Эгейском м. во время русско-турецкой войны, 14 сент. того же года - в память о Чесменской победе. Помимо императрицы на нем присутствовали генерал-адмирал вел. кн. Павел Петрович, адмирал С. И. Мордвинов и директор Морского кадетского корпуса ген. И. Л. Голенищев-Кутузов. После 1772 г. молебен стал регулярным и совершался архиерейским чином в день Рождества св. Иоанна Предтечи. Традицию, к-рая прервалась при имп. Павле I, возобновил в 1861 г. генерал-адмирал вел. кн. Константин Николаевич. По инициативе прот. Иоанна Веселовского, настоятеля собора (1805-1831), в 1806 - апр. 1808 г. из-за финансовых трудностей собор постепенно перешел из морского в епархиальное ведомство. С 22 июля 1900 г. собор относился к Ведомству протопресвитера военного и морского духовенства, в частности к Гвардейскому экипажу, и получил наименование Морской Николаевский Богоявленский собор.

http://pravenc.ru/text/2566170.html

Следующая черная страница собора пришлась на годы советской власти. В 1930-е годы сняли все колокола, в 1936 году вообще закрыли и использовали храм под склады. Во время Великой Отечественной войны здесь сушили картошку для фронта, после делали бочки. И даже додумались устроить между двумя соседними храмами бензозаправку. Разрушения храма составляли уже 60%, когда в 1974 году ему присвоили статус памятника архитектуры 18 века и обеспечили государственную охрану. Службы начались в 1994 году после освящения. Внутри собора не сохранилось ничего от былых времен, узнать, как было, можно из архивного документа 1875 года с описанием фресок: «в четверике над арками и близ их по обеим сторонам на стенах – изображение четырех Евангелистов живописной работы, а в куполе – Господня ангела, на стенах алтаря - восемь священных изображений». Закладной камень был найден в 1997 году во время восстановительных работ: «Сей божественный храм начал созидаться собранным от боголюбивых подателей иждивением в лето от Рождества Христова 1770 6 июня». История храма Рождества Пресвятой Богородицы начинается с 1552 года, когда по указу царя Иоанна Васильевича Грозного на выбранном им месте была основана крепость. Возвращаясь после неудачного похода на Казань в 1619-1620 годах, он посетил храм в Алатыре. Так началась история собора Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Он стал преемником тех русских храмов, которым суждено было стать духовными твердынями для укрепления Русского православного государства. Граница Московского государства, проходившая в Алатыре в XVII веке, не давала покоя. Поэтому, когда в пограничном городе вспыхнул мятеж (алатырцы отказались от присяги Василию Шуйскому в 1606 году, вырезали начальных людей, а воеводу Ждана Сабурова утопили), жители других окрестных городов последовали этому примеру. Уже в 1609 году алатырцы вместе с другими восставшими старались завладеть Свияжском, чтобы потом действовать на Казань, стоявшую тогда за законное правительство. Муромцы, оставшиеся верными царю, пытаясь образумить алатырцев, писали им, чтобы они " от вражьей прелести отстали и, принеся вины свои, целовали бы крест Василию Ивановичу " , но такие воззвания не достигли своей цели, и Алатырь, кажется, во все время до избрания на престол Михаила Федоровича, оставался в числе непокорных городов». 4 октября 1670 года собор Рождества Пресвятой Богородицы постигла трагическая участь. Из Симбирска Степаном Разиным была послана воровская шайка с атаманом Осиповым. Он сжег почти весь город и собор, в котором прятались тогда воевода Акинфей Бутурлин с женой и детьми, и дворянами.

http://sobory.ru/article/?object=04994

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010